1. Завещание императора

 

Будучи полным властелином Российской им­перии, Николай I особое внимание уделял строи­тельству армии и флота. Так до начала его "личной трагедии" и краха крепостных устоев страны — Крымской войны 1853—1856 гг. состав Российско­го императорского флота регламентировался "осо­бым штатом" — то есть программой, утвержденной еще 10 февраля 1826 г.

Согласно ей "число кораблей флота определя­лось числом кораблей соседних держав, но с тем чтобы оно не отягощало в своем содержании госу­дарство и было достаточно не только для обороны наших портов и границ, но и для наступления". И тем не менее содержание третьего по величине фло­та, каковым являлся флот России, требовало огром­ных затрат, а на строительство кораблей с каждым годом приходилось выделять все более и более средств.

В Морском ведомстве хорошо помнили слова Николая I о том,"... что Россия должна быть перво­классной морской державой и занимать третье мес­то после Англии и Франции, и быть сильнее союза двух второстепенных морских держав". Этого указа строго придерживались до начала войны.

Несмотря на огромные финансовые затраты на содержание армии и флота, Крымская война вы­явила отсталость крепостной империи как в техни­ческом, так и в экономическом и организационном отношении. Первые уроки наглядно показали, что парусный военный флот должен сойти с морских просторов, уступив место паровому. Объединенный паровой флот Англии и Франции безраздельно гос­подствовал на Черном море. Парусные же корабли нашего Черноморского флота, составлявшие его яд­ро, четыре линейных корабля и один фрегат волею судеб покоились у входа в Севастопольскую бухту, закрыв ее собой.

Поражение в Крымской войне лишило Россию возможности иметь флот на Черном море. Соглас­но условиям Парижского конгресса 1856 г. это мо­ре объявлялось нейтральным, проход военных ко­раблей европейских держав через проливы Босфор и Дарданеллы воспрещался. Россия не могла де­ржать на Черном море более шести паровых судов по 800 т и четырех по 200 т, а также и военно-мор­ские арсеналы. "Черноморский флот погиб, защи­щая Севастополь, а Балтийский силою вещей обра­тился в ряд блокшивов," — так охарактеризовал после войны состояние флота великий князь Кон­стантин Николаевич, руководивший Морским ве­домством. В течение двух послевоенных лет ведом­ство смогло переделать в винтовые и достроить не­которые корабли, заложенные до войны. К 1858 г. с вновь построенными пароходами и канонерскими лодками на Балтике уже насчитывалось шесть ли­нейных кораблей, пять фрегатов, семнадцать корветов, шесть клиперов и ряд других кораблей, имев­ших на вооружении 1198 орудий.

В 1858 г. разработали двадцатилетнюю про­грамму строительства парового флота. В период с 1858 по 1861 г. часть этой программы для Балтий­ского флота, несмотря на большие затруднения, вы­полнили, и в его состав вошли еще три линейных корабля, семь фрегатов, шесть корветов, семь кли­перов и три канонерские лодки, так что по темпам работ ожидалось досрочное ее выполнение. Подав­ляющее большинство этих кораблей имело дере­вянные корпуса и лишь небольшая часть из них — композитные.

Но вскоре в мировом судостроении произошли революционные изменения. Корабельные корпуса стали железными, а их борта защищались броней. Парусный движитель стал вспомогательным, и бое­вые корабли могли часами ходить под действием паровых машин.

Первейшим морским державам пришлось за­ново создавать свои флоты. Не ослабевало внима­ние к этому и у второстепенных стран. Все это дало мощный толчок к новой гонке вооружений.

Программу 1858 г. пришлось пересмотреть, и все усилия свели к осуществлению новой програм­мы по созданию броненосного оборонительного флота Кронштадта и Санкт-Петербурга. Новую про­грамму, принятую в 1864 г., выполнили через пять лет, оставив недостроенным только "Минин" — са­мый сильный батарейный фрегат флота.

К 1870 г. броненосный флот России, сосредото­ченный только на Балтике, вновь занимал третье место, как это было и прежде. Он состоял из 23 ко­раблей общим водоизмещением в 61930 т, что со­ставляло 26,5% от тоннажа английского и 34,7% от тоннажа французского флотов. На вооружении это­го оборонительного флота находилось 162 орудия крупного калибра — сила достаточная для защиты столицы. Следующее место на Балтике по силе флота принадлежало Пруссии, имевшей 5 броне­носцев, затем шли Швеция и Дания.

Так спустя менее чем пятнадцать лет после Крымской трагедии Российский флот вновь занял свое место, определенное ему Николаем 146 лет на­зад. Этому не помешали даже самые трудные после­военные годы переходного периода.

Следующее десятилетие становления броненос­ного судостроения в России изменило это соот­ношение вновь и не в пользу империи. В 1880 г. не только первые державы шагнули вперед, но и второстепенные страны достигли больших успе­хов.

Италия — центральная средиземноморская страна — уже имела флот равный по силе флоту Российскому, потеснив ее на третьем месте, которое она прочно занимала.

И хотя их противоборство практически исклю­чалось, сам этот факт говорил чинам Морского ве­домства о многом. Правда, объективным условием явилось то, что "... нам пришлось разделить усилия для восстановления портов Черного моря и затра­тить часть средств на последствия последней турец­кой войны 1877 г."

Но самое опасное для Российской империи положение сложилось "под боком" на Балтике, где в Киле и Вильгельмсхафене Германия интенсивно строила первоклассные верфи и порты, в которых уже стоял флот "способный успешно действовать против нас".

Напомним, что железное судостроение России находилось в периоде своего становления.