1. Завещание императора
Будучи полным властелином Российской империи, Николай I особое внимание уделял строительству армии и флота. Так до начала его "личной трагедии" и краха крепостных устоев страны — Крымской войны 1853—1856 гг. состав Российского императорского флота регламентировался "особым штатом" — то есть программой, утвержденной еще 10 февраля 1826 г.
Согласно ей "число кораблей флота определялось числом кораблей соседних держав, но с тем чтобы оно не отягощало в своем содержании государство и было достаточно не только для обороны наших портов и границ, но и для наступления". И тем не менее содержание третьего по величине флота, каковым являлся флот России, требовало огромных затрат, а на строительство кораблей с каждым годом приходилось выделять все более и более средств.
В Морском ведомстве хорошо помнили слова Николая I о том,"... что Россия должна быть первоклассной морской державой и занимать третье место после Англии и Франции, и быть сильнее союза двух второстепенных морских держав". Этого указа строго придерживались до начала войны.
Несмотря на огромные финансовые затраты на содержание армии и флота, Крымская война выявила отсталость крепостной империи как в техническом, так и в экономическом и организационном отношении. Первые уроки наглядно показали, что парусный военный флот должен сойти с морских просторов, уступив место паровому. Объединенный паровой флот Англии и Франции безраздельно господствовал на Черном море. Парусные же корабли нашего Черноморского флота, составлявшие его ядро, четыре линейных корабля и один фрегат волею судеб покоились у входа в Севастопольскую бухту, закрыв ее собой.
Поражение в Крымской войне лишило Россию возможности иметь флот на Черном море. Согласно условиям Парижского конгресса 1856 г. это море объявлялось нейтральным, проход военных кораблей европейских держав через проливы Босфор и Дарданеллы воспрещался. Россия не могла держать на Черном море более шести паровых судов по 800 т и четырех по 200 т, а также и военно-морские арсеналы. "Черноморский флот погиб, защищая Севастополь, а Балтийский силою вещей обратился в ряд блокшивов," — так охарактеризовал после войны состояние флота великий князь Константин Николаевич, руководивший Морским ведомством. В течение двух послевоенных лет ведомство смогло переделать в винтовые и достроить некоторые корабли, заложенные до войны. К 1858 г. с вновь построенными пароходами и канонерскими лодками на Балтике уже насчитывалось шесть линейных кораблей, пять фрегатов, семнадцать корветов, шесть клиперов и ряд других кораблей, имевших на вооружении 1198 орудий.
В 1858 г. разработали двадцатилетнюю программу строительства парового флота. В период с 1858 по 1861 г. часть этой программы для Балтийского флота, несмотря на большие затруднения, выполнили, и в его состав вошли еще три линейных корабля, семь фрегатов, шесть корветов, семь клиперов и три канонерские лодки, так что по темпам работ ожидалось досрочное ее выполнение. Подавляющее большинство этих кораблей имело деревянные корпуса и лишь небольшая часть из них — композитные.
Но вскоре в мировом судостроении произошли революционные изменения. Корабельные корпуса стали железными, а их борта защищались броней. Парусный движитель стал вспомогательным, и боевые корабли могли часами ходить под действием паровых машин.
Первейшим морским державам пришлось заново создавать свои флоты. Не ослабевало внимание к этому и у второстепенных стран. Все это дало мощный толчок к новой гонке вооружений.
Программу 1858 г. пришлось пересмотреть, и все усилия свели к осуществлению новой программы по созданию броненосного оборонительного флота Кронштадта и Санкт-Петербурга. Новую программу, принятую в 1864 г., выполнили через пять лет, оставив недостроенным только "Минин" — самый сильный батарейный фрегат флота.
К 1870 г. броненосный флот России, сосредоточенный только на Балтике, вновь занимал третье место, как это было и прежде. Он состоял из 23 кораблей общим водоизмещением в 61930 т, что составляло 26,5% от тоннажа английского и 34,7% от тоннажа французского флотов. На вооружении этого оборонительного флота находилось 162 орудия крупного калибра — сила достаточная для защиты столицы. Следующее место на Балтике по силе флота принадлежало Пруссии, имевшей 5 броненосцев, затем шли Швеция и Дания.
Так спустя менее чем пятнадцать лет после Крымской трагедии Российский флот вновь занял свое место, определенное ему Николаем 146 лет назад. Этому не помешали даже самые трудные послевоенные годы переходного периода.
Следующее десятилетие становления броненосного судостроения в России изменило это соотношение вновь и не в пользу империи. В 1880 г. не только первые державы шагнули вперед, но и второстепенные страны достигли больших успехов.
Италия — центральная средиземноморская страна — уже имела флот равный по силе флоту Российскому, потеснив ее на третьем месте, которое она прочно занимала.
И хотя их противоборство практически исключалось, сам этот факт говорил чинам Морского ведомства о многом. Правда, объективным условием явилось то, что "... нам пришлось разделить усилия для восстановления портов Черного моря и затратить часть средств на последствия последней турецкой войны 1877 г."
Но самое опасное для Российской империи положение сложилось "под боком" на Балтике, где в Киле и Вильгельмсхафене Германия интенсивно строила первоклассные верфи и порты, в которых уже стоял флот "способный успешно действовать против нас".
Напомним, что железное судостроение России находилось в периоде своего становления.