3. Флоты Балтийского моря

 

В описываемый период прошлого века побе­режье Балтийского моря принадлежало четырем странам, три из которых — Дания, Швеция и Гер­мания являлись конституционными монархиями и одна — Россия представляла собой пример монар­хии абсолютной. На долю первых трех приходилось до 40% длины береговой черты, остальное принад­лежало России.

Самую большую историю кораблестроения и мореплавания, насчитывающую несколько веков, имела Швеция, самую малую — несколько десяти­летий — Германия. Но, несмотря на это, флоты этих стран заметно разнились между собой, а их порты и верфи находились на разных технических уровнях.

Флот другого балтийского государства — Дании находился, по мнению современника, в положе­нии "затишья". Построенный в период с 1861 по 1870 гг., он считался образцом прибрежного флота для второстепенной морской страны, "весьма стес­ненной в своих средствах". Именно такого мнения о бюджете своего королевства придерживался датский король Христиан IX.

Флагманом датского флота по праву считался спущенный на воду в 1878 г. в Копенгагене башен­ный броненосец "Гельголанд". Этот спроектирован­ный специально для Балтики корабль имел водоиз­мещение 5347 т и артиллерийское вооружение из одного 305-мм орудия в носовой барбетной уста­новке и четырех 260-мм в углах прямоугольного бронированного каземата. Толщина брони борта до­стигала 305 мм, а барбета — 254 мм.

В 1880 г. в Копенгагене спустили на воду не­большой (водоизмещением всего 2421 т) береговой броненосец "Tordenskjold". Его вооружили одним 355-мм и четырьмя 120-мм орудиями. Самым ста­рым броненосцем в датском флоте был монитор "Рольф Кракке", построенный в 1863 г., еще во вре­мена Гражданской войны в США. Он представлял собой типичный двухбашенный монитор Эриксона, но с добавлением легкого парусного вооружения. Имея водоизмещение 1344 т, он нес в своих баш­нях по одному 203-мм орудию. В 1864 г. на воду спустили бортовой броненосец "Danmark" в 4747 т с восьмью 203-мм и двенадцатью 152-мм дульнозарядными орудиями. Затем в 1868 и 1870 гг. на воду сошли мониторы "Lindormen" и "Cort". На вооружении первого находились два 229-мм, вто­рого — два 254-мм дульнозарядных орудия. Их во­доизмещение соответственно равнялось 2076 и 2344 т. Эти несколько лет оказались для флота Дат­ского королевства весьма значительными. Так в 1872 г., т. е. спустя два года, на воду сошел новый башенный броненосец среднего водоизмещения (3083 т). Он получил имя "Odin". Вооружили его четырьмя 254-мм и четырьмя 87-мм орудиями. Последующие шесть лет броненосцев Дания не строила. И лишь в 1878 г. на воду сошел уже опи­санный нами "Гельголанд". В дополнение к этим 7 броненосцам в составе датского флота находилось еще 18 боевых кораблей различных классов и 6 ми­ноносцев.

Несколько больший флот содержало соединен­ное королевство Швеции и Норвегии, возглавляе­мое королем Оскаром П. Это королевство с населе­нием чуть более 6,5 млн человек имело Морской . департамент, в ведение коего входили флотилии мониторов, спущенных на воду в период с 1861 по 1874 гг.

Ветераном флота считался монитор "Джон Эриксон", названный в честь талантливого создате­ля знаменитого "Монитора". Его спустили в 1865 г. Это был первый броненосец шведского флота. За­тем в течение шести лет в строй вступили еще три подобных корабля. Все они имели водоизмещение в 1500 т и вооружались двумя 240-мм орудиями. Параллельно с ними с 1869 г. построили еще 9 ма­лых броненосных лодок в 460 т каждая. Их воору­жение состояло из одного 240-мм орудия.

Побережье Норвегии охраняли 4 башенных мо­нитора, вооруженных двумя 270-мм орудиями каж­дый.

Кроме указанных кораблей, в шведском и нор­вежском флотах находилось около 40 небольших корветов, шлюпов и 30 миноносцев.

Несмотря на развитую промышленность этих стран, их влияние на мировую политику было более чем скромным, и никаких трений с первыми мор­скими державами они не имели. Поэтому подобное состояние их флотов вполне устраивало их монар­хов и парламенты.

Совсем иным было поведение третьей балтий­ской страны — Германии. Длина ее береговой ли­нии равнялась 760 милям, а население на начало 1882 года составляло чуть более 45 миллионов че­ловек. Как колониальное государство Германия к тому времени не состоялась. Весь мир оказался уже поделенным, и ей достались лишь небольшие территории в Африке, Азии и Австралии.

История германского флота в то время не на­считывала даже и пятидесяти лет, и в ряду европейских морских держав он считался самым молодым. Возник он в начале 40-х гг. XIX века, когда в его со­ставе находился один корвет, две канонерские лод­ки. Прусский флот — как тогда его называли — не имел никакого существенного значения. Коман­довали им переведенные из пехоты офицеры.

Война с Данией, начавшаяся в 1848 г., где Пруссия впервые заявила о себе на поле брани, по­казала всем важность флота при защите берегов. В начале этой войны прусская армия добилась боль­ших успехов. Поэтому, обеспокоенная столь де­рзким поведением молодой державы и стремясь в конечном итоге не допустить прусского усиления на Балтике, Россия решила послать к берегам Да­нии свою эскадру. В ее задачи входила оборона датского побережья и защита его от предполагаемой высадки десанта.

13 мая 1848 г. 6 кораблей, фрегат, бриг и паро­ход, покинув Кронштадт, отправились к датским берегам. Спустя месяц эскадру усилили еще 8 ко­раблями, которые, объединившись со шведским от­рядом, начали крейсерство вдоль побережья.

Наличие объединенного флота произвело столь сильное впечатление на Пруссию, что она сразу же отказалась от осуществления своих замыслов. Пе­ремирие с Данией было заключено, и Пруссия поо­бещала вывести свои войска с захваченных ею зе­мель. 25 июля 1849 г. русская эскадра вернулась в Ревель.

Уход русских кораблей вновь окрылил прус­ских генералов, в результате чего объединенный флот опять вернулся к датскому побережью, но во­зобновить войну они не решались. Морская сила в тот момент обеспечила хрупкий мир, который про­длился недолго. Спустя всего лишь год, в июне 1850 г., война началась вновь. И опять к датским берегам ушел Российский флот. Не имея возмож­ности атаковать с моря, прусская армия не смогла обеспечить себе должного успеха и, потерпев ряд поражений, она отказалась от своих притязаний на датские владения.

С этого момента началось планомерное поддер­жанное рейхстагом усиление германского флота, который успешно заявил о себе спустя полтора де­сятилетия в новой войне с Данией.

И все же Германия как государство была слаба. К 1864 г. она состояла из 38 отдельных почти неза­висимых друг от друга земель, соединить воедино которые и пыталась Пруссия. В 1864 г. она в союзе с Австрией начала войну с Данией, о которой упо­миналось выше. В результате этой войны от Дании отторгли герцогство Шлезвиг. К Пруссии также отошел стратегически важный порт Киль, ставший вскоре главной базой флота. Но самым главным ус­пехом войны явилось объединение всех германских земель. Вековая мечта прусских рыцарей сверши­лась.

Пожиная плоды этой войны, Германия начала подготовку к новой, на этот раз уже со своей быв­шей союзницей — Австрией.

Добившись нейтралитета России, испытавшей за несколько лет до этого все унижения от проиг­ранной Крымской войны, и благосклонности Фран­ции, новый канцлер Отто Бисмарк, взяв в союзни­ки Италию, начал действовать. 7 июня 1866 г. прус­ский экспедиционный корпус вторгся в Голыптынию — герцогство под австрийским влиянием. Война длилась два месяца и принесла Австрии тя­желое поражение только на суше. На море же про­изошел известный бой при Лиссе, принесший сла­ву как австрийскому флоту, так и его командующе­му адмиралу Тегетгофу.

Но главным итогом войны явилось то, что Ав­стрия как противник объединения герцогств Ганно­вер, Нассау, Баден, Бавария, Саксония, Гессен, Вюртемберг и Гессен-Дартмунд была отстранена от их управления. Все они попали в полную зависи­мость от Пруссии, которая и завоевала контроль над всеми германскими землями, соединив восток и запад страны. Политическая, экономическая и во­енная мощь объединенной Германии с этого мо­мента росла год от года.

Однако полное объединение произошло лишь спустя четыре года, и предшествовала этому начав­шаяся "случайно" франко-прусская война 1870— 1871 гг. Причиной всего стал "спор" между Бисмар­ком и французским правительством о кандидате на испанский престол.

Прусская армия превосходила французскую по всем показателям, что и помогло блестяще осуще­ствить заранее спланированный стратегический план генерала Мольтке. В конце января 1871 г. прусские солдаты блокировали Париж. Конец этой войны ознаменовал падение престижа Фран­ции, устранение императора Наполеона III, на­чало революции и многомиллиардную контрибу­цию.

Для Германии важнейшим событием стало за­вершение объединения всех германских земель под началом Пруссии, короля которой Вильгельма I провозгласили императором. Это совместно с вы­платой контрибуции, которая полностью шла на развитие промышленности, дало дальнейший тол­чок к экономическому процветанию страны.

В центре Европы появилась новая империя, ру­ководимая видным историческим деятелем той эпохи канцлером Отто Бисмарком. Будучи избран­ным в 1847 г. в Прусский объединенный лантаг (парламент), Отто Эдуард Леопольд Бисмарк (1815—1898 гг.) благодаря своему уму и энергии сделал головокружительную карьеру. В 1862 г. он уже возглавил прусский кабинет министров. С это­го года и в течение почти тридцати лет вся герман­ская политика была связана с его именем. "Годен к употреблению только тогда, когда надо править штыком",— так говорил о нем современник. И как покажет потом история, для Германии он сделал более, чем кто-либо.

Проигранная Наполеоном III война приостано­вила французскую экспансию в Тихом океане, ко­торая возобновилась лишь спустя четыре года в Индокитае. К середине 80-х годов на арену между­народной борьбы за колонии вышла и Германия, когда весь мир в основном оказался уже поделен­ным. Где бы не находились германские мореплава­тели, они наблюдали поднятые флаги Англии, Франции, Голландии, Испании и США.

Первая попытка Германии прибрать к рукам в Тихом океане острова Самоа оказалась неудачной. США и Англия помешали этому. Получить первый лакомый кусок Германия сможет лишь в 1884 г., захватив восточную часть Новой Гвинеи. Это уси­лит и без того напряженную обстановку. Одновре­менно с этим и Англия начнет терять свои преиму­щества в мировой торговле. Помимо Германии и Франции, у нее появятся и новые опасные конку­ренты — США и Япония. Но флоты двух последних стран не шли ни в какое сравнение с флотом "Ее Ве­личества". Вновь назревала гонка морских вооруже­ний.

 

Изменение численности корабельного состава германского флота с 1848 по 1880 г.*

Типы кораблей

Число кораблей

 

1848 г.

1870 г.

1880 г.

Броненосцы

1

50

Фрегаты

11

Броненосные лодки

9

Корветы

1

5

8

Авизо и канонерские лодки

2

7

8

Морские пароходы

2

3

5

Миноносцы

3

* В таблице не указаны строившиеся корабли.