4. Флот и война

 

В 1867 г. в Германии существовала всего одна верфь. Находилась она в Данциге и носила звучное имя "Королевской Прусской верфи". В то время на ней строился деревянный винтовой фрегат "Элиза­бет". В том же году на верфи заложили парусный учебный бриг "Ундине" и броненосный корвет "Ганза" водоизмещением 3600 т. Он являлся первым броненосцем, построенным в Германии.

В 1869 г. на другой достраивающейся верфи в Вильгельмсхафене заложили первый башенный броненосец "Гроссер Курфюрст", а в Штецине на ча­стной верфи однотипный "Пройсен". Начавшаяся франко-прусская война замедлила их строительст­во. Но после победы контрибуция в 5 миллиардов франков заметно укрепила промышленность Гер­мании. Часть средств направили и на судостроение.

В 1871 г. в стране учредили Морское министер­ство, в 1872 г. образовали портовые адмиралтейства в Киле и Вильгельмсхафене, ставшие позднее ос­новными судостроительными центрами.

Первые результаты не заставили себя ждать. Так осенью 1873 г. на воду спустили "Пройсен", а заложенный после начала войны броненосец "Фрид­рих дер Гроссе" спустя год, в 1874 г. Броненосцу же "Гроссер Курфюрст" пришлось стоять на стапеле до сентября 1875 г.

С окончанием войны начальник адмиралтейст­ва генерал Штош составил программу судостроения, к выполнению которой сразу же приступили. Одновременно с государственным судостроением стало сильно развиваться и частное или, как его тогда называли, "домашнее судостроение". Служба на флоте, сулящая удивительные морские приклю­чения, стала весьма популярной. В Германии нача­ли издаваться большими тиражами книги о флоте, почтовые открытки с изображениями кораблей, а древняя история Ганзейского морского союза полу­чила ореол романтичности.

Желая осуществить программу как можно быс­трее, Германия все же заказала корабли в Англии, где по проекту известного Э. Рида построили два броненосца "Кайзер" и "Дейчланд". Оба корабля ока­зались последними германскими броненосцами, построенными за границей. На воду их спустили в 1879 г.

Наибольшим успехом германского судострое­ния того времени можно считать проектирование и строительство четырех броненосцев типа "Захсен". При их создании успешно совместили небольшое водоизмещение и осадку, столь важные для Балтий­ского моря, и умелое расположение шести 260-мм орудий в барбетных установках. Осадка этих кораб­лей не превысила 6 м, а защита борта, в то же вре­мя, составила 406 мм.

В декабре 1874 г. заложили головной "Захсен", а последний "Баден" спустили в 1880 г.

 

Строительство кораблей германского броненосного флота в период с 1870 по 1880 г.

Тип и название корабля

Год спуска на воду

Водоизмеще­ние (тонн)

Мощность машин (л. с.)

Вооружение (число — калибр, мм)

Общее число орудий круп­ного калибра

Корвет

"Ганза"

1872

3553

3000

8-210

8

Башенный бронено­сец 1 класса

"Пройсен"

1873

6770

5400

4-260, 2-150, 2-80

8

 

"Фридрих дер Гроссе"

1874

6770

5400

4—260, 2—150, 2-80

8

Казематный броне­носец 1 класса

"Кайзер"

1874

7676

8000

8-260, 1-210, 6-120, 4—80

19

 

"Дейчланд"

1874

7676

8000

8—260, 1—210, 6—120, 4—80

19

Башенный бронено­сец 1 класса

"Гроссер Курфюрст"

1875

6663

5400

4—260, 2—150, 2—80

8

Броненосная лодка

"Биен"

1876

1109

700

1—305

1

 

"Випер"

1876

1109

700

1-305

1

 

"Веспе"

1876

1109

700

1-305

1

Барбетный бронено­сец 1 класса

"Захсен"

1877

7400

5600

6—260 2—80

8

Броненосная лодка

"Мкже"

1877

1109

700

1—305

1

 

"Скорпион"

1877

1109

700

1-305

1

Барбетный бронено­сец 1 класса

"Байерн"

1878

7400

5600

6-260, 2-80

8

 

"Вюртемберг"

1878

7400

5600

6-260, 2-80

8

Броненосная лодка

"Бассилиск"

1878

1109

700

1—305

1

 

"Хамелеон"

1878

1109

700

1—305

1

 

"Крокодил"

1878

1109

700

1-305

1

Барбетный бронено­сец 1 класса

"Баден"

188O

7400

5600

6-260, 2-80

8

Броненосная лодка

"Хатфен"

1880

1109

700

1-305

1

Итого: 19 броненосцев общим водоизмещением 79 758 т, со 109 орудиями (9—305-мм, 52—260-мм, 10—210-мм, 6—150-мм, 12—120-мм, 20—80-мм).

 

Одновременно для прибрежной обороны строи­лись 11 канонерских лодок типа "Веспе" с осадкой 3 м и броней пояса 200 мм. На вооружении каждой находилось по одному 305-мм орудию, что делало их весьма мощными кораблями.

После небольшого перерыва, в 1883 г. заложи­ли новый броненосец "Ольденбург". Корабль всту­пил в строй, имея весьма заурядные данные, так как по образцу и подобию "Захсена" его достроить не смогли. У Адмиралтейства не оказалось денег. В строй "Ольденбург" вступил в 1886 г. Программу 1873 г., имевшую целью создание оборонительного флота, действующего в первую очередь на Балтике, посчитали законченной.

За этот период времени резкий толчок в разви­тии получили артиллерия и бронепрокатное дело. Только в течение четырех лет, в период с 1876 по 1880 гг., на вооружение германского флота посту­пило 13 типов орудий разного калибра. Новейшими из них являлись 260-мм скорострельные пушки Крупна. Промышленная империя этого "пушечного короля" захватывала все новые и новые позиции в милитаризированной экономике Германии.

В период с 1870 по 1880 гг. флот пополнился 19 броненосцами общим водоизмещением 78 280 т и суммарным весом залпа 15 480 кг.

Следующим этапом германского судостроения стало строительство флота для оспаривания первен­ства у ведущих морских держав Англии и Франции.

Но третью по силе морскую державу — Россию, по замыслу генералов особого прусского толка, уже можно было и потеснить. Высокомерие германской военной верхушки в отношении восточного соседа уже плохо скрывалось в начале 80-х годов. Итогом долго вынашиваемой идеи войны с Россией стало совещание, проведенное 10 октября 1882 г. в Бер­лине.

Фельдмаршал граф фон Мольтке и его подопечные генералы фон Штош, фон Камске, фон Блументаль, фон Шелендорф, граф Бранденбург 2-й и генерал-лейтенанты фон Каприви и фон Вальдерзе, так и не вняв "пожеланиям" своего канцлера Отто Бисмарка не воевать с Россией, утвердили в тот день "оперативный план против Востока".

Немаловажное значение отводилось и дейст­вию флота. Перед войной срочно формировались три эскадры: береговая, главная и резервная. В бе­реговую эскадру войдут новые броненосцы "Баерн" (флагман), "Захсен", "Вюртемберг" и "Баден", корвет "Ганза", авизо, 7 канонерских лодок и 14 минонос­цев. Эскадре предстоит находиться у своих берегов и крейсировать между портами Киль, Данциг, Пиллау, Свинемюнде и Висмар.

Главной эскадре ставилась задача осуществлять блокаду и обстрелы Ревеля и Кронштадта. В эскадру планировали включить броненосный фрегат "Кениг Вильгельм" (флагман), "Кронпринц", "Фридрих Карл", "Фридрих дер Гроссе", "Прейсен", броненос­ный корвет "Мекленбург", 12 корветов, 8 канонер­ских лодок, 2 авизо и 15 миноносцев.

Резервной эскадре поручалась охрана своего торгового судоходства. В нее войдут 8 корветов, 5 канонерских лодок, авизо и около 20 винтовых канонерских пароходов.

Личный состав трех эскадр по штатам военного времени составит 1010 офицеров и 22 700 матро­сов.

Флоту предстояло также совместно с "дружным" наступлением Северной армии, насчитывающей около 700 000 человек блокировать Ревель, а затем и захватить его, высадив десант из 11000 "морских солдат". Затем армия после падения Ревеля продви­нется к Нарве и к Санкт-Петербургу, создав тем са­мым чрезвычайно тяжелое положение для Кронш­тадта. Взятию Кронштадта отводилась особая роль. Крепость предполагалось сначала блокировать все­ми тремя эскадрами, а затем после длительных об­стрелов и уничтожения минных заграждений взять штурмом, но только после захвата столицы "восточ­ного соседа" Санкт-Петербурга. "Падение Кронш­тадта станет необратимым", — писали генералы в заключение своего плана.

Теперь по прошествии более чем ста лет можно смело считать, что и тогда "кругозор" германской военной верхушки оказался весьма узок. Правда, следует учесть, что в Европе германская армия счи­талась сильнейшей, и уже известные нам генералы участвовали за 13 лет до этого в победоносной вой­не с Францией, и их солдаты все же маршировали по Парижу.

Но вероятность победы над Россией исключа­лась полностью. Даже в случае быстрого взятия Ре­веля, С.-Петербурга и Кронштадта (что весьма ма­ловероятно) война, как и за семьдесят лет до этого, вновь превратилась бы в отечественную. Но что это такое — прусским генералам не дано было понять.