4. Флот и война
В 1867 г. в Германии существовала всего одна верфь. Находилась она в Данциге и носила звучное имя "Королевской Прусской верфи". В то время на ней строился деревянный винтовой фрегат "Элизабет". В том же году на верфи заложили парусный учебный бриг "Ундине" и броненосный корвет "Ганза" водоизмещением 3600 т. Он являлся первым броненосцем, построенным в Германии.
В 1869 г. на другой достраивающейся верфи в Вильгельмсхафене заложили первый башенный броненосец "Гроссер Курфюрст", а в Штецине на частной верфи однотипный "Пройсен". Начавшаяся франко-прусская война замедлила их строительство. Но после победы контрибуция в 5 миллиардов франков заметно укрепила промышленность Германии. Часть средств направили и на судостроение.
В 1871 г. в стране учредили Морское министерство, в 1872 г. образовали портовые адмиралтейства в Киле и Вильгельмсхафене, ставшие позднее основными судостроительными центрами.
Первые результаты не заставили себя ждать. Так осенью 1873 г. на воду спустили "Пройсен", а заложенный после начала войны броненосец "Фридрих дер Гроссе" спустя год, в 1874 г. Броненосцу же "Гроссер Курфюрст" пришлось стоять на стапеле до сентября 1875 г.
С окончанием войны начальник адмиралтейства генерал Штош составил программу судостроения, к выполнению которой сразу же приступили. Одновременно с государственным судостроением стало сильно развиваться и частное или, как его тогда называли, "домашнее судостроение". Служба на флоте, сулящая удивительные морские приключения, стала весьма популярной. В Германии начали издаваться большими тиражами книги о флоте, почтовые открытки с изображениями кораблей, а древняя история Ганзейского морского союза получила ореол романтичности.
Желая осуществить программу как можно быстрее, Германия все же заказала корабли в Англии, где по проекту известного Э. Рида построили два броненосца "Кайзер" и "Дейчланд". Оба корабля оказались последними германскими броненосцами, построенными за границей. На воду их спустили в 1879 г.
Наибольшим успехом германского судостроения того времени можно считать проектирование и строительство четырех броненосцев типа "Захсен". При их создании успешно совместили небольшое водоизмещение и осадку, столь важные для Балтийского моря, и умелое расположение шести 260-мм орудий в барбетных установках. Осадка этих кораблей не превысила 6 м, а защита борта, в то же время, составила 406 мм.
В декабре 1874 г. заложили головной "Захсен", а последний "Баден" спустили в 1880 г.
Строительство кораблей германского броненосного флота в период с 1870 по 1880 г.
Тип и название корабля |
Год спуска на воду |
Водоизмещение (тонн) |
Мощность машин (л. с.) |
Вооружение (число — калибр, мм) |
Общее число орудий крупного калибра |
|
Корвет |
"Ганза" |
1872 |
3553 |
3000 |
8-210 |
8 |
Башенный броненосец 1 класса |
"Пройсен" |
1873 |
6770 |
5400 |
4-260, 2-150, 2-80 |
8 |
"Фридрих дер Гроссе" |
1874 |
6770 |
5400 |
4—260, 2—150, 2-80 |
8 |
|
Казематный броненосец 1 класса |
"Кайзер" |
1874 |
7676 |
8000 |
8-260, 1-210, 6-120, 4—80 |
19 |
"Дейчланд" |
1874 |
7676 |
8000 |
8—260, 1—210, 6—120, 4—80 |
19 |
|
Башенный броненосец 1 класса |
"Гроссер Курфюрст" |
1875 |
6663 |
5400 |
4—260, 2—150, 2—80 |
8 |
Броненосная лодка |
"Биен" |
1876 |
1109 |
700 |
1—305 |
1 |
"Випер" |
1876 |
1109 |
700 |
1-305 |
1 |
|
"Веспе" |
1876 |
1109 |
700 |
1-305 |
1 |
|
Барбетный броненосец 1 класса |
"Захсен" |
1877 |
7400 |
5600 |
6—260 2—80 |
8 |
Броненосная лодка |
"Мкже" |
1877 |
1109 |
700 |
1—305 |
1 |
"Скорпион" |
1877 |
1109 |
700 |
1-305 |
1 |
|
Барбетный броненосец 1 класса |
"Байерн" |
1878 |
7400 |
5600 |
6-260, 2-80 |
8 |
"Вюртемберг" |
1878 |
7400 |
5600 |
6-260, 2-80 |
8 |
|
Броненосная лодка |
"Бассилиск" |
1878 |
1109 |
700 |
1—305 |
1 |
"Хамелеон" |
1878 |
1109 |
700 |
1—305 |
1 |
|
"Крокодил" |
1878 |
1109 |
700 |
1-305 |
1 |
|
Барбетный броненосец 1 класса |
"Баден" |
188O |
7400 |
5600 |
6-260, 2-80 |
8 |
Броненосная лодка |
"Хатфен" |
1880 |
1109 |
700 |
1-305 |
1 |
Итого: 19 броненосцев общим водоизмещением 79 758 т, со 109 орудиями (9—305-мм, 52—260-мм, 10—210-мм, 6—150-мм, 12—120-мм, 20—80-мм).
Одновременно для прибрежной обороны строились 11 канонерских лодок типа "Веспе" с осадкой 3 м и броней пояса 200 мм. На вооружении каждой находилось по одному 305-мм орудию, что делало их весьма мощными кораблями.
После небольшого перерыва, в 1883 г. заложили новый броненосец "Ольденбург". Корабль вступил в строй, имея весьма заурядные данные, так как по образцу и подобию "Захсена" его достроить не смогли. У Адмиралтейства не оказалось денег. В строй "Ольденбург" вступил в 1886 г. Программу 1873 г., имевшую целью создание оборонительного флота, действующего в первую очередь на Балтике, посчитали законченной.
За этот период времени резкий толчок в развитии получили артиллерия и бронепрокатное дело. Только в течение четырех лет, в период с 1876 по 1880 гг., на вооружение германского флота поступило 13 типов орудий разного калибра. Новейшими из них являлись 260-мм скорострельные пушки Крупна. Промышленная империя этого "пушечного короля" захватывала все новые и новые позиции в милитаризированной экономике Германии.
В период с 1870 по 1880 гг. флот пополнился 19 броненосцами общим водоизмещением 78 280 т и суммарным весом залпа 15 480 кг.
Следующим этапом германского судостроения стало строительство флота для оспаривания первенства у ведущих морских держав Англии и Франции.
Но третью по силе морскую державу — Россию, по замыслу генералов особого прусского толка, уже можно было и потеснить. Высокомерие германской военной верхушки в отношении восточного соседа уже плохо скрывалось в начале 80-х годов. Итогом долго вынашиваемой идеи войны с Россией стало совещание, проведенное 10 октября 1882 г. в Берлине.
Фельдмаршал граф фон Мольтке и его подопечные генералы фон Штош, фон Камске, фон Блументаль, фон Шелендорф, граф Бранденбург 2-й и генерал-лейтенанты фон Каприви и фон Вальдерзе, так и не вняв "пожеланиям" своего канцлера Отто Бисмарка не воевать с Россией, утвердили в тот день "оперативный план против Востока".
Немаловажное значение отводилось и действию флота. Перед войной срочно формировались три эскадры: береговая, главная и резервная. В береговую эскадру войдут новые броненосцы "Баерн" (флагман), "Захсен", "Вюртемберг" и "Баден", корвет "Ганза", авизо, 7 канонерских лодок и 14 миноносцев. Эскадре предстоит находиться у своих берегов и крейсировать между портами Киль, Данциг, Пиллау, Свинемюнде и Висмар.
Главной эскадре ставилась задача осуществлять блокаду и обстрелы Ревеля и Кронштадта. В эскадру планировали включить броненосный фрегат "Кениг Вильгельм" (флагман), "Кронпринц", "Фридрих Карл", "Фридрих дер Гроссе", "Прейсен", броненосный корвет "Мекленбург", 12 корветов, 8 канонерских лодок, 2 авизо и 15 миноносцев.
Резервной эскадре поручалась охрана своего торгового судоходства. В нее войдут 8 корветов, 5 канонерских лодок, авизо и около 20 винтовых канонерских пароходов.
Личный состав трех эскадр по штатам военного времени составит 1010 офицеров и 22 700 матросов.
Флоту предстояло также совместно с "дружным" наступлением Северной армии, насчитывающей около 700 000 человек блокировать Ревель, а затем и захватить его, высадив десант из 11000 "морских солдат". Затем армия после падения Ревеля продвинется к Нарве и к Санкт-Петербургу, создав тем самым чрезвычайно тяжелое положение для Кронштадта. Взятию Кронштадта отводилась особая роль. Крепость предполагалось сначала блокировать всеми тремя эскадрами, а затем после длительных обстрелов и уничтожения минных заграждений взять штурмом, но только после захвата столицы "восточного соседа" Санкт-Петербурга. "Падение Кронштадта станет необратимым", — писали генералы в заключение своего плана.
Теперь по прошествии более чем ста лет можно смело считать, что и тогда "кругозор" германской военной верхушки оказался весьма узок. Правда, следует учесть, что в Европе германская армия считалась сильнейшей, и уже известные нам генералы участвовали за 13 лет до этого в победоносной войне с Францией, и их солдаты все же маршировали по Парижу.
Но вероятность победы над Россией исключалась полностью. Даже в случае быстрого взятия Ревеля, С.-Петербурга и Кронштадта (что весьма маловероятно) война, как и за семьдесят лет до этого, вновь превратилась бы в отечественную. Но что это такое — прусским генералам не дано было понять.