5. Особое совещание

 

26 апреля 1881 г. к парадному подъезду Адми­ралтейства, расположенного у Невы рядом с Двор­цовой площадью, стали подъезжать экипажи, при­надлежавшие высочайшим чинам Морского и Во­енного ведомств. Несколько позже других у ворот остановилась и карета самого Алексея Александро­вича, генерал-адмирала, шефствовавшего над всем Российским императорским флотом.

Важность предстоящего совещания была оче­видной. Вот уже в течение нескольких лет на столы высших сановников один за другим ложились отче­ты военно-морских агентов (говоря современным языком, атташе), находившихся в различных стра­нах. И если отчеты из Америки, Японии, Испании и Италии вызывали скорее отвлеченный интерес, а из Англии и Франции только интерес чисто техни­ческий, то сообщения из Германии все более и бо­лее беспокоили с точки зрения стратегической. Все донесения военно-морского агента в Германии лей­тенанта Доможирова шли прямо на стол управляю­щему Морским министерством, генерал-адмиралу, а то и самому императору Александру II, жизнь ко­торого так трагически оборвалась всего за месяц до совещания.

И хотя присутствовавшие знали заранее, чему будет посвящена дискуссия, все с нетерпением жда­ли момента, когда управляющий Морским мини­стерством адмирал И. А. Шестаков подаст генерал-адмиралу докладную записку, в коей излагались подробные сведения о корабельном составе флотов балтийских стран и в первую очередь Германии.

Главная цель апрельского совещания была до­стигнута с завидной быстротой. Мнения Алексея Александровича и всех присутствовавших оказа­лись едины и решения не заставили себя долго ждать (Документальное подтверждение о том, что в Германии с восшествием на трон кайзера Вильгельма желают разговаривать с Россией языком войны, появилось менее чем через два года. В июле 1883 г. управляющему Морским министерством пришло сек­ретное донесение русского военно-морского агента во Франции полковника барона Фредерикса. К донесению прилагалась обшир­ная копия о результатах совещания, проведенного 10 октября 1882 г. у графа фон Мольтке.

Полученная информация положила конец всем рассуждениям о якобы благосклонном отношении Вильгельма I к своему восточно­му соседу.

О том, как копия плана оказалась в Париже у Фредерикса, сейчас можно только догадываться, и вполне возможно, что исто­рия шпионажа упустила из своих летописей весьма захватываю­щий сюжет.

Может существовать и другой вариант появления этого плана. Французская разведка специально сфабриковала этот "документ" с тем, чтобы настроить Александра III против Германии, получив тем самым в лице России будущего союзника. Но против этой вер­сии говорит то, что в приложении к планам помимо указания со­става всех эскадр была и подробнейшая информация о всех герман­ских сухопутных частях, которую не смогли бы собрать и два-три десятка добросовестных шпионов, работая в течение несколь­ких лет.).

Актуальность проблемы всем казалась очевид­ной. Поэтому для предшествующего обсуждения вопроса "по выработке мер по усилению нашего флота" решили докладную записку обобщить, раз­множить небольшим тиражом в ведомственной типографии и, разослав ее всем компетентным лицам, создать "особую комиссию" и созвать но­вое уже "Особое совещание", где окончательно решить, как и по какому направлению продол­жать строительство - Российского императорского флота.

На первое совещание "Особая комиссия" собра­лась 21 августа 1881 г. В присутствии министров иностранных дел, военного и морского комиссия "высказала мнение, что на Балтике основная цель состояла в "обеспечении за нами главенствующего значения". "Для этого наш Балтийский флот ,— го­ворилось в решении,— не должен уступать герман­скому и, если возможно, иметь перевес над ним в открытом море, и оборона наших берегов должна быть активная, не допускающая блокады".

Спустя месяц, 23 сентября, все выводы "сове­щания" одобрил и новый император Александр III.

Помимо первоочередного усиления Черномор­ского флота, для которого предполагалось строительство 8 броненосцев, 3 "быстроходных судов" и 20 миноносцев, главное внимание уделили строи­тельству Балтийского флота. По мнению комиссии, основную силу этого флота должны будут составить 16 первоклассных броненосцев и 13 новых крейсе­ров. В дополнение к ним на Балтике будут построе­ны еще 11 канонерских лодок по усовершенство­ванным чертежам канлодки "Ерш". Наличный со­став миноносок и миноносцев признавался доста­точным. Финансирование строительства всех ко­раблей в силу извечных финансовых трудностей растягивалось на 20 лет, отчего и программа полу­чила название "двадцатилетней".

Для сравнения следует отметить, что строи­тельство такого числа кораблей в Англии, Франции или Германии происходило в течение 7—8 лет.

В России же необходимый для программы кре­дит в 242 360 160 рублей растягивался с 1882 по 1902 гг. Для Балтийского флота выделяли большую его часть в 169 797 200 рублей или 70%.

Спустя месяц после столь значимого для флота решения, 23 сентября 1881 г., резолюцию, а главное выделение необходимых огромных денежных сумм одобрил Александр III, сделав свой первый и твер­дый шаг на ниве правления империей.