6. Проектирование.
После того как двадцатилетнюю программу утвердили, все решения чисто технического характера возлагались на Морской Технический комитет, и первым вопросом, который следовало решить, явился вопрос о выборе приемлемых прототипов броненосцев, бывших тогда в составе иностранных флотов.
Лучшими кораблями для Балтики, по мнению управляющего Морским министерством И. А. Шестакова, следовало считать германские броненосцы типа "Захсен" и датский "Гельголанд". МТК следовало рассмотреть оба этих корабля, для чего 18 октября 1882 г. председатель Комитета генерал-майор О. О. Пельциг собрал все высшие чины Морского ведомства и кораблестроителей, имевших большой опыт, на заседание "по вопросу выбора типа броненосного судна для европейских морей вроде броненосцев "Захсен" и "Гельголанд". Собравшиеся составляли элиту отечественного судостроения. "Избранные" И. А. Шестаковым корабли получили общее одобрение, хотя на вопрос, какой же из них лучше, ответа не последовало. На этом заседании, кроме того, сообщили сведения об артиллерийском вооружении нового броненосца. Так вес 305-мм "дальнобойного" орудия со станком составлял 89 т, снаряда 475 кг, заряда 130 кг. Вес 229-мм орудия со станком равнялся 18,8 т (вес снаряда 146 кг, заряда 58 кг). Эти два орудия тогда проектировались в МТК, и ими предполагалось вооружить большую часть строящихся кораблей.
Спустя неделю, 25 октября 1882 г., состоялось очередное заседание. Председатель Комитета генерал-майор О. О. Пельциг, окинув взглядом присутствующих, сообщил им приказание адмирала И. А. Шестакова "о том, чтобы особое собрание Кораблестроительного отделения МТК обстоятельно обсудило выбор типа броненосцев для Черноморского флота и Балтики". Добавив к этому, что лучшими кораблями управляющий министерством по-прежнему считает "Захсен" и "Гельголанд" и что, кроме того, согласно его указаниям новый броненосец "способен был действовать в европейских водах и иметь водоизмещение близкое к указанным прототипам, но меньшую осадку".
После обсуждения Кораблестроительное отделение пришло к выводу, что "собрание не нашло вполне подходящим к заданию прототипа из судов иностранных флотов", хотя и признало, что немецкий и датский прототипы "весьма близки по своим данным к предполагаемому к проектированию броненосцу".
МТК считал, что "Захсен" имел слишком большой коэффициент полноты водоизмещения (0,73) из-за его полных оконечностей, а это шло "не в пользу морских качеств и особенно скорости хода". И действительно, глядя на фотографии, участники совещания отчетливо видели, "как даже на среднем ходу "Захсен" нес перед собой громадную волну".
К основным недостаткам "Гельголанда" в МТК отнесли малую высоту казематных орудий. Они возвышались над водой всего на 2,4 м. Кроме того, в Комитете считали, что защита его борта 305-мм броней слаба. Но все же "собрание признало полезным придерживаться этого типа судов, разработав по ним новый чертеж броненосца, который более удовлетворял нашим требованиям", — говорилось в решении комитета.
На второй вопрос — каковыми же должны быть основные тактико-технические данные нового броненосца — в МТК сочли, что водоизмещение 7500 т окажется достаточным. При этом осадка ни при каких условиях не должна превышать 6 метров. Определяемую скорость 14 узлов следовало достичь двумя машинами "смешанной системы", работавшими каждая на свой винт. Угля требовалось иметь на 5 суток полного хода. От рангоута с парусами отказались. Взамен решили установить одну — две сигнальных мачты. Таран являлся обязательным.
Определили и вооружение. Оно полностью "копировало расположение вооружения на "Гельголанде" и должно было состоять из одного 305-мм орудия в носовой батарейной установке (высота ствола над ватерлинией не менее 4,26 м) и четырех 229-мм орудий по углам прямоугольного каземата (высота ствола 3—3,3 м от ватерлинии).
Сталежелезная броня должна закрывать не менее двух третей длины ватерлинии и иметь толщину в центральной ее части 356 мм. Каземат защищался 254-мм, а барбет 305-мм бронированными щитами. Палуба над казематом стелилась из 38,1-мм листов стали, а вне его из 76-мм плит.
По этим исходным данным и должен был составляться проект нового броненосца. Ознакомившись с решением МТК, И. А. Шестаков поставил на журнале заседания (журнал МТК № 157 от 25 октября 1882 г.) свою резолюцию: "Буду ожидать чертежа, удовлетворяющего заданию. Но уголь рассчитать на 6 суток".
Через четыре дня эти данные, необходимые для проектирования, передали инженерам-кораблестроителям Морского ведомства. Помимо корабельных инженеров, бывших на заседании 25 октября, в разработку эскизных чертежей включились также капитаны А. П. Торопов и Грехнев, штабс-капитан Алексеев и поручики Токаревский, Экенберг, Ливицкий и А. П. Титов.
Как это часто тогда практиковалось, через несколько дней в исходные данные МТК внесли существенные изменения. Единственное 305-мм орудие следовало установить в открытом барбете на снижающемся станке. На это решение повлияло донесение командира крейсера "Забияка*, наблюдавшего в июне 1882 г. обстрел Александрии английским флотом, где действия броненосца "Тамерер"— единственного имевшего орудия на снижающихся станках — имели наибольший успех.
Артиллерию меньшего калибра проектантам разрешили располагать по своему усмотрению. На вес корпуса отводилось не более 38% от водоизмещения, а в минное вооружение включили 2 торпедных аппарата. Кроме того, инженерам следовало учитывать то, что Кронштадтские доки имели ширину не более 21,3 м, а это означало, что ширина проектируемого броненосца не должна превышать 20,4 м.
Чуть позже, с получением сведений из заграницы от бывшего там поручика Н. А. Субботина, МТК все же решил удлинить броневой пояс от штевня до штевня, скорость увеличить до 15 узлов и, что .кажется сейчас необъяснимым, снабдить броненосец рангоутом с небольшой парусностью.
Все новые и новые изменения уже не позволяли уложиться в водоизмещение 7500 т. На очередном заседании (24 августа 1883 г.) определили ТТД, исходя из которых и "вырисовывался" новый проект, заметно отличающийся от первоначального.
Водоизмещение броненосца составляло уже 8634 т, вооружение усилили до двух 305-мм "дальнобойных" орудий в носовом грушевидном барбете на снижающихся станках. Кроме того, теперь уже на батарейной палубе, а не в каземате следовало установить четыре 229-мм и восемь 152-мм орудий, не прикрытых бронею.
Две машины по 4000 л. с., подобные машинам, установленным в Англии на "Петре Великом", по расчетам могли обеспечить скорость 15 узлов, а 870 тонн угля хватило бы на 4,5 суток полного хода, за которые корабль проходил 1620 миль. Кроме того, на корабле необходимо было иметь еще и запасные ямы на 500 т угля. Это вызвало бы перегрузку на 0,3 м. Но в МТК сочли все же, что проектная высота верхней кромки брони над ватерлинией 1 м уменьшится до 0,7 м, что не имело для боевой остойчивости существенного значения. Эти 500 тонн угля предназначались для исключительных случаев — океанских переходов.
Броненосцу необходимо иметь две железные мачты и парусное вооружение брига общей площадью 2265 м2.
То что броненосец "для Балтийского моря" будет совершать океанские плавания и его присутствие далеко от Балтики окажется необходимым, в МТК считали очевидным, отчего в проекте помимо запасных угольных ям и парусной оснастки предусматривалось и наличие деревянной и медной обшивок в подводной части корпуса, столь необходимых только кораблям, несшим крейсерскую службу. На том же заседании (24 августа) Н. А. Субботин, получивший к тому времени звание подполковника, представил Комитету и спецификацию корпуса. В общей весовой нагрузке на него отводилось 2935 т или 34% от водоизмещения. Вес брони составлял 2474 т, (28,6%), машин 1247 т (14,4%), артиллерии 650 т (7,5%), угля 872 (9,8%), запасов и минного вооружения 300 т (3,4%), провизии с водой 84 т (0,97%) и команду с багажом 72 т (0,89%). Полное водоизмещение в 8634 т говорило о том, что для Балтики предстоит строить довольно крупный корабль. Ни одна из стран, выходивших на балтийские берега, не имела броненосца такого размера и мощи.
3 сентября 1883 г. спецификацию корпуса — это подробнейшее руководство строителям с указанием всех размеров железных связей, узлов и креплений металлической конструкции, составляющей корпус, — утвердили в МТК.
Морское ведомство начало готовиться к строительству первого броненосца программы.