10. Спуск на воду и достройка
Спуск корабля на воду с древнейших времен проходил в торжественной обстановке, имевшей в каждой стране практически один и тот же сценарий. Корабль спускали в присутствии царствующих или других именитых особ при большом скоплении народа.
Все это показывало миру усиление морской мощи той державы, где спуски кораблей на воду были явлением весьма частым.
В полной мере это относилось и к Российской империи времен царствования Александра III. В 1886 г. в Николаеве и Севастополе на воду сошли броненосцы "Екатерина Н" и "Чесма". В Петербурге на невских водах закачались три миноносца по 73 т и минный крейсер "Лейтенант Ильин" в 600 т. Но более всего в том году сошло на воду кораблей, строившихся для России за границей. Во Франции спустили два миноносца по 102 т и один в 150 т в Англии. Три миноносца по 76 т строили в Германии. В Стокгольме 7 августа 1886 г. на воду сошел корпус канонерской лодки "Кореец". Для Черноморского флота в Николаеве спустили один миноносец, а в Германии, на верфях завода Шихау в Эльбинге, еще шесть. Продолжал те же "традиции" и год 1887. Во Франции в этом году на воду сошел крейсер "Адмирал Корнилов", в мае в Севастополе броненосец "Синоп". Кроме того, в течение года в Николаеве и Севастополе в черноморских водах закачались шесть канонерских лодок. По темпу роста тоннажа Российский флот шел в ногу с первыми морскими державами.
Спуск "Александра II" также шел в этой веренице радостных событий, но всем казался особенным, так как это был первый балтийский броненосец, спускаемый после "Петра Великого" с 1872, г.
По числу присутствующих высокопоставленных особ день 14 июля 1887 г. явился значительным событием не только для Морского ведомства, но и для всей столицы.
Утром стоявшие в Неве корабли украсились флагами. В Неве от Николаевского моста (ныне мост лейтенанта П. П. Шмидта) до Нового Адмиралтейства в кильватерном строю стояли клипер "Разбойник", корвет "Аскольд", яхта "Царевна", а чуть ниже, напротив верфи Галерного островка, канонерская лодка "Кореец" и крейсер "Азия". У плавучих пристаней у Английской набережной пришвартовались яхты "Стрельна", "Александрия", "Марево" и пароходы "Нева", "Онега" и "Петербург". Непосредственно у Галерного островка вытянулись цепочкой яхты Санкт- Петербургского яхт-клуба. Прибыл на торжества и император Александр III.
"14 июля 1887 г. в 11 часов 40 минут утра броненосец "Император Александр III" спущен на воду благополучно. Течи не оказалось, перелом составил до 1/8 дюйма",— писал в этот же день в своем рапорте в канцелярию Морского министерства командир Санкт- Петербургского порта. При осмотре, проведенном после спуска, оказалось, что осадка форштевнем вместе с полозьями равнялась 2,8 м, ахтерштевня — 4,2 м. Имеемый на корму дифферент 1,4 м считался вполне допустимым.
Через несколько дней корабль отбуксировали к достроечной стенке Балтийского завода. Там в течение августа—сентября в корпус устанавливали котлы и машины.
В сентябре мастерские Кронштадтского порта получили заказ на изготовление девяти шлюпок, по чертежам изданного в 1886 г. атласа "Чертежей паровых и гребных судов", который составлял подполковник Кишкин, уже известный по своей работе в МТК. В октябре тем же мастерским заказали такелаж и паруса.
В начале 1888 г. Санкт-Петербургскому Металлическому заводу заказали 1Г торпедных аппаратов для "Александра II". 7 из них располагались на броневой палубе (чуть позднее от 2-х в районе кормы отказались) и 4 на катерах. Спустя два месяца этот же завод получил новый заказ на изготовление барбетной установки со всеми механизмами и броневым колпаком общим весом 160 т. Одновременно в Кронштадтских мастерских приступили к изготовлению двух железных мачт и деревянных частей рангоута из двух стеньг, четырех рей и двух выстрелов. Тогда же из Англии на пароходе "Лонд" в Петербург привезли рулевой привод с его паровой машиной, а спустя четыре месяца на пароходе "Розарио" 300-пудовые (4,9-тонные) якоря системы Мартина, от которых позднее отказались, заменив их на проверенные временем и практикой "классические" адмиралтейские. К 15 мая на склады Нового Адмиралтейства привезли с Ижорского завода вспомогательные котлы и шлюпбалки. Кроме того, на этом же заводе полным ходом шло изготовление броневых плит.
На самом броненосце, стоявшем у достроечной стенки, к концу лета набрали батарейную и верхнюю палубы, приступили к установке железных переборок внутренних помещений и установке бимсов мостиков. По бортам в местах установки брони шли работы по креплению подкладки — тиковых брусьев. После разбивки кают к работе подключилась и мебельная фабрика купца 1 гильдии Стубенко. Его рабочие начали устанавливать на трех палубах уже изготовленную мебель.
В конце 1888 г. корпус "Александра II" еще без мачт, труб, но с уже установленными на верхней палубе деревянными рубками и собранными рострами начал отдаленно напоминать громадину большого броненосца. К концу года на нем установили вспомогательные котлы, а на Ижорских заводах лежали готовые к отправке первые 42 плиты броневого пояса.
В течение первой половины 1889 г. на "Александре II" окончили установку главных и вспомогательных механизмов. В июле Ижорский завод доставил на верфь 9 из 14 плит барбетной установки. Остальные плиты лежали еще на заводе выделанные "вчерне".
25 августа на корабле произошло событие — подъем вымпела. "Александр II" вступил в свою первую кампанию. На нем находилось 406 матросов от 8-го флотского экипажа и 23 офицера. Первым командиром назначили капитана 1-го ранга П. Юрьева. Через неделю завершились швартовые испытания, и 2 сентября 1889 г. "Александр II" под "конвоем" двух буксиров на долгие годы ушел в Кронштадт.
В Кронштадте в заранее подготовленный Константиновский док корабль ввели 7 сентября. 11 сентября первая и самая короткая кампания окончилась. Сам же броненосец еще месяц простоял в доке для окраски и "окончательного наведения порядка", выйдя из него 12 октября только на несколько дней для завершения швартовых испытаний.