11. Испытания
Зиму с 1889 на 1890 гг. "Александр И" простоял в доке. На него еще до заморозков начали устанавливать часть плит пояса и до первой половины 1890 г. на броненосец установили все мостики, шлюпбалки, обе мачты с боевыми марсами и рангоут. "Александр Н" получил все свои наружные очертания, и к его своеобразному силуэту с этого времени станут привыкать на флоте.
К концу лета работы заметно ускорились. По плану ГМШ испытать корабль предстояло ранней осенью, до наступления морозов. Так 27 августа в заранее собранные станки плавучий кран установил оба 305-мм орудия. Затем тот же кран поднял на марсы по четыре 37-мм пушки Готчкисса, и в этот же день "Александр II" встал на якорь на Большом Кронштадтском рейде.
Утром 28 августа с броненосцем произошел случай, сделавший его "героем" всех вышедших на следующий день петербургских газет. Во время выборки левого якоря, в тот момент, когда тот оторвался от грунта, "Александр II", дав малый ход вперед, начал поворот влево. В это время шведский пароход "Олаф", уже поравнявшийся с броненосцем и находившийся у него на траверзе, неожиданно повернув, ударился о его борт кормой. "Олаф" получил сильные повреждения, но остался на плаву. На "Александре II" от удара вдавилась наружная обшивка правого борта в районе кормы. В момент удара крышка кормового аппарата слетела с петель и упала в воду. Ко всему этому продавился спонсон кормовой пушки Готчкисса. Выход отменили, и броненосец вернулся в гавань, простояв там неделю. Только 9 сентября, после устранения всех повреждений, корабль вывели на рейд и начали готовить к всесторонним испытаниям.
В приемную комиссию под председательством адмирала К. П. Пилкина входил и младший флагман Балтийского флота контр-адмирал С. О. Макаров. Проведенные 18 сентября 1890 г. испытания механизмов дали хорошие результаты. И хотя обе машины не добрали до проектного 211 л. с. при общей мощности 8289 л. с. и водоизмещении 8748 т, скорость броненосца составила 15,27 узла.
20 сентября на борт "Александра II" прибыла многочисленная, специально созданная комиссия уже под председательством С. О. Макарова. Целью ее работы являлась проверка артиллерийского вооружения, для его приема в "казну". На следующий день броненосец перешел в Биорке для стрельб, но сильное волнение нарушило все планы. Стрельбы начались только 22 сентября.
Сначала сделали по одному выстрелу из каждого орудия на предельных горизонтальных углах наведения. Затем из каждого орудия произвели еще от 3 до 5 выстрелов в близко расположенные щиты, проверив тем самым работу станков.
Более тщательно проверяли 305-мм орудия. Из каждого ствола сделали по 5 выстрелов боевыми зарядами, наводя их на курсовые углы 45° поочередно на оба борта. Затем сделали по несколько залпов на курсовых углах 25° при угле возвышения 14°. Никаких серьезных повреждений и неисправностей члены комиссии не обнаружили, все же отметив, что "содрогания корпуса оказались весьма велики". 23 сентября комиссия проверила погреба и условия хранения боезапаса, организацию артиллерийской службы. В этот же день "Александр II" вернулся в Кронштадт. Через неделю стрельбы из 305-мм орудий повторили.
Обе стрельбы показали, что угол горизонтального наведения 305-мм орудий можно увеличить до 110° на борт, укоротив мостик и сняв с него коечные сетки. Взамен следовало добавить на верхнем мостике крылья длиной по 1,2 м между 30 и 31 шпангоутами. В течение месяца мостик переделали.
После испытаний С. О. Макаров изложил в своем рапорте от 27 сентября, что "... корабль вообще производит хорошее впечатление, и многие подробности заслуживают большого одобрения по тщательности выделки и обдуманности". 5 октября "Александр II" вошел в гавань, встав на место только что ушедшего на ходовые испытания однотипного "Императора Николая Г. 16 октября его вывели из кампании и поставили на* зимовку в Кронштадте, но, как это всегда бывало на флоте, с рядом недоделок. К серьезным из них следовало отнести отсутствие броневых прикрытий боевой рубки и барбетной установки и сетевого заграждения — новшества, принятого во всех флотах мира.
В апреле 1891 г. Металлический завод сдал в "казну" 305-мм барбетную установку, хотя для полной ее готовности оставалось еще установить броневую крышу над орудиями. В это же время окончили и монтаж вентиляционных систем. Затем на корабль доставили и установили снятые на зиму 37- и 47-мм пятиствольные орудия. В мае приступили к креплению броневой крыши боевой рубки. Ее монтаж выполнить не смогли — крыша не подходила по размерам, и ее отправили на Ижорский завод. Официально достройку "Александра И" окончили в декабре 1891 г., о чем строитель Н. А. Субботин и сообщил рапортом в ГМШ и МТК.
По окончании кампании 1891 г. броненосец стал у форта "Меньшиков", но уже для испытания противоторпедных сетей английского инженера Буливанта. Испытания прошли успешно, и сети этой системы оказались лучшими из предлагаемых флоту. Поэтому в следующем 1892 г. второй комплект сетей установили на крейсере "Адмирал Корнилов".
Несмотря на официальное окончание постройки, на "Александре И" периодически еще шли работы. Так до апреля 1892 г. наконец-то смонтировали броневое прикрытие 305-мм орудий (его пытались установить еще в мае 1891 г.). Подобные сферические крыши несколько позднее установили еще на одном российском корабле — черноморском броненосце "Двенадцать Апостолов". Тогда же по личному указанию великого князя Алексея Александровича удлинили его стеньги. Все работы можно было считать оконченными только летом следующего 1893 г., когда на сферическую крышу барбетной установки водрузили одобренный в МТК (еще в феврале) козырек, защищавший амбразуру от снега и дождя. Броненосец наконец-то получил свой неповторимый облик.
Кампанию 1894 г. "Александр IP провел в составе Практической эскадры. В нее входила часть боеспособных кораблей, которым по замыслу ГМШ и предстояло "первыми встретить в открытом море неприятеля, проникшего на Балтику". Для успешного выполнения этой задачи делалось многое. Все занятия и плавания посвящались только боевой подготовке и изучению районов плавания в столь сложной и мелководной акватории Балтийского моря. Для этого постоянно посещались все порты и районы, где, возможно, предстояло дать первый бой или навязать его прорвавшемуся неприятелю. В плаваниях проходили интенсивные учения и стрельбы. В том 1894 г. самыми сильными в Практической эскадре оказались "Александр II" и "Петр Великий", прошедшие за кампанию соответственно 1039 и 1011 миль.