16. Революция
Российская империя, надломленная войной с Японией, последовавшими затем по всей ее территории бунтами, все же устояла. Проведенные затем царским правительством косметические реформы и поданная свыше конституция не устранили противоречий в обществе и не решили самого главного во все времена для России вопроса — вопроса о власти. Она по-прежнему принадлежала бездарной и серой камарильи, в которую входил и сам самодержец. Преобразования армии и флота, прошедшие в период до начала новой войны, коснулись только низшего и среднего звена, никоим образом не задев тех, от кого зависит обеспечение армии вооружениями и стратегическое управление войсками.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война в первые же месяцы вновь показала никчемность уже "реформированной" системы управления страной. Войну на сухопутном фронте Россия проигрывала, теряя при этом миллионы жизней своих сыновей. Но Балтийский и Черноморский флоты свои тактические задачи в основном выполнили. •
К концу 1916 г. империя уже трещала по всем швам. В феврале 1917 г. Николай II, потерявший к тому времени все рычаги управления, отрекся от престола. После этого столь "смелого" шага развал страны и разложение армии резко усилились. Теперь недовольство низших чинов стало открытым. Офицерам стало невозможно появляться на улице в форме: с них срывали погоны и избивали. А самых отъявленных служак старого режима, еще выполнявших с рвением свои обязанности, скорее более из садистских наклонностей характера, чем по велению долга (пример адмирала Р. Н. Вирена), толпа просто растерзала на улице. На кораблях в Кронштадте и Гельсингфорсе прокатилась волна убийств.
4 марта 1917 г. в Кронштадте появился новый выборный властный орган — Кронштадтский комитет солдатских и рабочих депутатов. В городе началось двоевластие. Непосредственно на кораблях также появились выборные комитеты. 13 марта 1917 г. на "Александре II" избрали комитет, который тут же приступил к работе. Уже через два дня он доводил до сведения команды и изрядно поредевшего руководства Учебно-артиллерийского отряда, "что все части корабля, за исключением мелкого, ремонта" исправны. Но затем комитету пришлось решать другие и, как оказалось, более злободневные вопросы. По его решению, видимо, в порядке исключения, выделили жалование капитану 2 ранга Фитингофу. Затем во время одной из утренних молитв опросили команду о согласии избрать лейтенанта Гласко начальником учебных смен корабля.
И все же, несмотря на смуту, корабль под командой комитета и командира лейтенанта Кондратьева по традиции стали готовить к очередной кампании рокового 1917 г. Следует отметить, что дисциплина на флоте, и без того ослабленная в последний период войны, после отречения Николая II практически уже отсутствовала. Сотни матросов, никогда до этого не видавших столицу империи, покидали Кронштадт и отправлялись в Петроград. Эти "увольнения" длились от недели до месяца. Десятки дезертиров оказались и на "Александре Н". Поэтому на заседании 27 апреля судовой комитет постановил за опоздание на сутки наказывать четырьмя сутками судовых работ. При опоздании более чем на 24 часа виновным предстояло отработать уже восемь дней. Контролировать прибытие моряков и исполнение наказаний поручили комендору Андрееву.
Чуть позже комитет продлил отпуск также опоздавшему из Петрограда начальнику Учебно-артиллерийского отряда контр-адмиралу Одинцову. В письме, присланном адмиралом, говорилось, что он "заболел". Матросы продлили ему "отпуск" еще на 20 дней, но при этом потребовали, чтобы он прибыл на отряд и сдал свои дела. Тогда же решили и другой кадровый вопрос. Поддерживавший комитет командир "Александра II" лейтенант Кондратьев попросил исключить его из Совета офицеров республиканской армии и флота, так как, по его мнению, эта организация "не соответствовала своему назначению". Причиной его просьбы послужило то, что один из офицеров этого альтернативного совета "жаловался" министру юстиции и главе недавно созданного временного правительства А. Ф. Керенскому на то, "что офицеры Кронштадта находятся в очень тесных рамках жизни и свободы под давлением народного движения". И хотя последующие деяния правительства в жизни гонимых офицеров ничего не изменили, сам факт прошения лейтенанта подействовал на матросов, и столь ритуальную и никому ненужную отставку на корабле поддержали.
В апреле, когда подготовка к кампании должна была бы подходить к завершению, комитет создал комиссию. Она "обследовала" корабль. Результатом ее работы стало постановление судового комитета об отмене выхода в море, так как "две трети котлов в настоящее время находятся изъеденными из-за своей ветхости, что признавалось еще при старом режиме, и выход в море с этими котлами будет опасным".
Затем комитет, проработавший чуть более месяца, переизбрали. Что послужило этому, недоверие или появившееся обостренное чувство к бывшей тогда "власти народа" — сейчас сказать трудно. Новый комитет состоял из 13 человек. Председателем его стал матрос Загвоздкин. Имел право голоса на его заседаниях и командир корабля лейтенант Кондратьев.
Бездеятельность нового правительства сразу же стала раздражать моряков, и без того озлобленных войной. К тому же продолжение развала и надвигающийся на страну голод никоим образом не способствовал признанию этой власти. Солдаты и матросы все чаще и чаще получали тревожные письма из дома. Косвенным подтверждением того служит решение комитета "Александра II", который рассмотрел прошение кочегарного унтер-офицера Ивашкина. Его 72-летнего отца новая власть лишила назначенного еще старым режимом продовольственного пайка, руководствуясь лишь тем, что он имел несколько десятин земли. Комитет принял решение послать в местное волостное управление документ с просьбой не лишать старца этого продпайка, наивно полагая, что при том безвластии можно что-либо решить подобным образом.
Прокатившаяся волна переименований кораблей, носивших императорские "фамилии", в первую очередь задела "Александра II". 7 мая моряки на очередном своем собрании присвоили кораблю новое имя. С того дня он стал называться "Заря Свободы". Одним из первых решений судового комитета "Зари Свободы" стало решение 10 мая об отказе капитану 2 ранга И. И. Ренгартену "представить соответствующее ему по званию место на корабле". Мотивировалось это тем, что "в предстоящую кампанию 1917 года корабль не пойдет". Что заставило И. И. Ренгартена — отважного участника двух войн— прийти наниматься именно на "Зарю Свободы", для нас навсегда останется тайной.
В мае обстановка на фронте и в самой столице резко осложнилась. Всем стало ясно, что временное правительство не способно контролировать ход событий в стране. 20 мая экипаж "Зари Свободы" одним из первых выразил ему свое недоверие. Из-под пера судового комитета появилась соответствующая декларация. В то время подобного рода декларации часто печатались во множестве партийных газет и листовок. Но они не привлекали внимания А. Ф. Керенского, растерявшего от всех красот Зимнего дворца остатки и без того слабой воли. Впрочем этой болезнью страдали все его сообщники.
В самом же Кронштадте все властные полномочия непроизвольно переходили к комитетам, которые оставляли командование флотом лишь праздными зрителями. 25 мая команда "Зари Свободы" послала своих делегатов на съезд солдатских и рабочих депутатов Кронштадта. Кронштадт постепенно стал поддерживать и Петроград. Наступившие перебои с продовольствием настраивали против власти население огромного города. Следует отметить, что до начала июля моряки Кронштадта оружия на руках не имели, и оно хранилось в арсеналах. В мае на просьбу старшин барказов о выдачи им винтовок для ночных плаваний судовой комитет ответил отказом. Но через месяц все изменилось. На "Заре Свободы", где, помимо основной, находилась и сменная учебная команда, страсти накалялись день ото дня. 30 мая эта команда заявила руководству отряда, что "к занятиям по боевой подготовке она не приступит до тех пор, пока не получит положенного ей жалования".
Июнь начался с новых митингов. Очередная резолюция с "оглашением привета" морякам линкора "Республика" говорила о том, что команда "Зари Свободы" безоговорочно поддерживает большевиков. Моряки с "Республики" свою поддержку большевикам доказали уже не резолюциями, а делом. Они просто заняли красивый дворец балерины Матильды Кшесинской, устроив там, по мнению новой власти, "гнездо большевизма". К требованию временного правительства освободить дворец моряки отнеслись с пониманием. К ним на помощь из Кронштадта двинулись сводные отряды. Один из таких отрядов набирали и на "Заре Свободы". Поэтому "привет-воззвание" балтийских моряков напечатали в новой газете "Голос Правды".
Но самым главным и трагичным событиям лета 1917 г. еще только предстояло свершиться. Собранный в конце мая исполком Кронштадтского совета рабочих и солдатских депутатов огласил свое решение поддержать большевиков и послать в Петроград на митинг в их поддержку около 3500 моряков. Председательствовал в совете зауряд-врач с "Зари Свободы" Лазарь Абрамович Бергман (1894—1925 гг.). На стихийных сходках и митингах выдвигался один лозунг — свержение временного правительства. Но все отличие этой демонстрации от прежних, менее организованных, состояло в том, что в Петербург моряки поехали вооруженными. С кораблей им выдали винтовки и более 60 000 патронов. Участвовали в этой страшной июльской демонстрации 2 офицера и 113 матросов с "Зари Свободы".
Перепугавшись вооруженной толпы, временное правительство наконец-то дало о себе знать. Демонстрацию расстреляли. Чуть позже арестовали и Л. А. Бергмана, предъявив ему и еще восьми членам Кронштадтского совета, обвинение в "действиях по свержению временного правительства". Столь "радикальные" меры по наведению законности в Кронштадте ничего не дали. К тому же в октябре до всех донеслись известия о сдаче немцам островов Моонзундского архипелага. Часть защищавших Моонзунд моряков новая власть бросила на произвол судьбы, и многие из них были расстреляны или попали в плен. Жаркие схватки и гибель боевых кораблей на Кассарском плесе оказались напрасными. Власть, девизом который стал лозунг "война до победного конца", окончательно растеряла своих немногочисленных сторонников. Теперь флот перешел на сторону нового комитета — Центробалта.
Лозунги и поведение большевиков, под началом которых и находился новый комитет, оказались более просты и понятны народу, чем те длинные демагогии членов временного правительства, сидевших к тому же в вечной колыбели царизма — Зимнем дворце. Смена власти назревала, и непосредственным участником этого стали моряки учебного судна "Заря Свободы". Так на собрании в ночь с 22-го на 23 октября комитет корабля постановил, что команда полностью выполнит решение Центробалта об уходе в Петроград для поддержки большевиков.
Съемка с якоря и швартовых хмурым утром 25 октября прошла организованно, и "Заря Свободы" уже через час входила в Морской канал и затем стала на якорь против железнодорожной станции Лигово. Кораблю поставили задачу своим артогнем не пропустить в Петроград юнкеров и в случае необходимости, спустив катера и шлюпки, высадить на станцию десант. В тот же день из Кронштадта в столицу ушли минные заградители "Амур" и "Хопер", яхта "Зарница". Не остались в стороне и моряки Гельсингфорса. Его покинули и ушли на помощь кронштадтцам эскадренные миноносцы "Самсон" и "Забияка" и миноносцы "Деятельный", "Меткий" и "Мощный".
До 30 октября "Заря Свободы", предводимая комиссаром Иваном Николаевичем Колбиным (1893—1953 гг.) простояла в Морском канале. Эти пять дней оказались судьбоносными. Временное правительство большевики без излишнего шума просто выгнали из Зимнего дворца, и в России, по пророческим словам большевистского вождя В. И. Ленина, "всерьез и надолго" установилась Советская власть. Серьезные намерения новой власти поняли сразу же после ликвидации в начале ноября мятежа, затеянного "безнадежным" либералом А. Ф. Керенским и поистине боевым генералом Красновым. После ликвидации мятежа два корабля по приказу Центробалта ушли в Петроград. Один из них "Заря Свободы" (под руководством уже другого комиссара 3. С. Линяева) стал у Николаевского моста на место, где за несколько дней до этого стояла "Аврора", сделавшая несколько холостых, но ставших достоянием истории залпов. На зиму "Заря Свободы" вернулась в Кронштадт.
Зима 1917—1918 гг. в Кронштадте и Петрограде оказалась более голодной и холодной, чем прежняя. Продолжение развала страны в силу объективных причин, несмотря на все свои старания, большевики остановить не смогли. К тому же в стране началась гражданская война. И все же на флоте первые практические действия Советской власти ощутили весной. Тогда были сформированы Морские силы Кронштадта. Их главной задачей стало отражение атак английских интервентов, бывших в недавнем прошлом союзниками выгнанного временного правительства. Ядром этих сил стали новые и боеспособные корабли, и "Заре Свободы" вместе с другими устаревшими кораблями досталась весьма скромная роль. Они находились в списке для "ликвидации" и стояли разбросанные по всем тихим уголкам Кронштадта, ожидая своей очереди на разборку.
Но прождать "спокойно" в те грозные годы не смогли и они. В 1921 г. в Кронштадте разразился мятеж. На этот раз солдаты и матросы, не получившие от большевиков того, чего они так ожидали получить в 1917 г., на несколько дней взяли власть в городе, на кораблях и крепости, так и не поняв за четыре года, что между "либералами-керенцами" и "большевиками-ленинцами" были огромные различия. После обстрела Кронштадта из тяжелых орудий с форта Красная Горка и дружной атаки красноармейцев, подошедших к нему по льду, мятежники сдались. Их судьба сейчас нам неизвестна. Глядя на фотографии попавших тогда под обстрел кораблей, невольно кажется, что судьбу мятежного Кронштадта разделили и они.
Досталось и "Заре Свободы". Она со снесенными мачтами и трубами, продолжала стоять в гавани, олицетворяя своим видом финал Российского императорского флота.
Построенные во времена царствования Александра III, ознаменовавшие собой стабильность и созидание, броненосцы "Император Александр II", "Император Николай I", "Гангут", "Наварин" и броненосные крейсера "Адмирал Нахимов" и "Рюрик" положили начало столь необходимой для крепнущей империи "двадцатилетней программе".
Их судьбы сложились трагично. "Гангут" затонул на Балтике вблизи родных берегов. "Наварин", "Адмирал Нахимов" и "Рюрик" погибли за тысячи миль от Санкт-Петербурга — города, где их построили. Преступная политика царизма в тот период и один из ее результатов — война с Японией не пощадили ни кораблей, ни людей, героически сражавшихся на них. "Императору Николаю I" удалось уцелеть. Но цена спасения оказалась очень высокой — сдача в плен, бросившая пятно позора на весь наш флот.
И только один из них смог избежать трагической участи, постигшей его собратьев. Это был броненосец "Император Александр II". Прожив чуть более десятка лет после первого надлома империи — революции 1905 года корабль стал непосредственным участником одолевших царскую Россию катаклизмов, которые она уже не смогла выдержать. Разделил судьбу страны и флота 34-летний ветеран — первый корабль казавшейся судьбоносной судостроительной программы.
Сейчас мы хорошо знаем: как в былые времена, так и сегодня империи, уходящие в небытие, берут туда и свои корабли.
Санкт-Петербург — Гродно. 1993—1996 гг.