Приложения
Как был устроен броненосец "Император Александр I!"
Корпус. Полное проектное водоизмещение "Александра II" равнялось 8636 т. Но после отказа от подводной деревянной и медных обшивок оно уменьшилось до 8440 т. Согласно проекту, вес корпуса должен составить 2935 т. Из них на листовую сталь обшивки палуб, переборок приходилось 1925 т, угловую сталь 452 т, профильную сталь 409 т, заклепки и детали из других металлов 149 т. Однако вес корпуса во время его спуска на воду составил 3183,2 т, что на 248,2 т превышало проектный. Сам корпус, имевший полные обводы, образовывали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм, и он, как и все броненосцы того времени, имел три палубы (верхнюю, батарейную и жилую), а в районе котлов и машин — носовую и кормовую платформы. Двойное дно находилось между 12 и 74 шпангоутами, а по высоте поднималось до 3-го стрингера.
Для стрельбы на близкие дистанции при снижении орудий верхняя палуба к носу и корме имела некоторую покатость. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной водонепроницаемыми переборками. Носовую оконечность образовывал форштевень, выполнявший и функцию тарана. Он состоял из трех частей (по судостроительной терминологии того времени — штук) общим весом 18,8 т. Оконечность тарана выделялась вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2,2 м и углублялась на 2,74 м. Кормовую оконечность образовывали ахтерштевень с рулевой рамой, к которой крепился руль. Вес ахтерштевня равнялся 6,48 т, рулевой рамы— 6,28 т, руля — 9,2 т. Руль имел площадь 15,8 м .
Корпус корабля имел следующие размерения:
Водоизмещение полное (тонн) проект. 8636
факт. 8440*
9244
Превышение проектного водоизмещения (в %) 9,5
Длина по грузовой ватерлинии (м) проект. 101.65
факт. 101,78
Длина между перпендикулярами (м) 99,36
Проектная осадка на ровный киль (м) 7,0
Фактическая осадка (м) носом 7,15
кормой 7,85
средняя 7,5
Проектная высота надводного борта (м) нос 5,46
мидель 7,5
корма 7,5
Площадь грузовой ватерлинии (м) проект. 1606.0
факт. 1621,5
Площадь мидель-шпангоута (м) проект. 119.1
факт. 129,1
Нагрузка на 1 см осадки (тонн) 16,15
Метацентрическая высота (м) 1,12
* Без подводной деревянной и медной обшивок.
Бронирование. Броневая защита "Александра II" являлась классической для броненосца той поры и состояла из пояса по ватерлинии, покрытого броневой палубой, защиты барбета, казематов четырех 229-мм орудий и боевой (капитанской) рубки.
По ватерлинии корабль имел пояс по всей длине, состоящий из сталежелезных плит общим весом 1038,6 т. Плиты имели высоту 2,59 м, из которых по проекту над водой возвышалось 1,06 м (1,52 м находилось под водой). В средней части корпуса крепились плиты толщиной 356 мм, но только на 1,06 м от верхней кромки. Затем плита постепенно утоньшалась до 203 мм к нижней ее части. К носу и корме плиты постепенно утоньшались до 305, 254 и 203 мм. В сечении все они были подобны 356-мм плитам. Плиты устанавливались на шельф, образованный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели подкладку из тиковых брусьев толщиной 254 мм. Все они крепились болтами, проходившими сквозь борт, подкладку и вворачивающимися в саму плиту. Всего на подкладку под броню ушло 128,2 т тиковых брусьев, а общий вес броневых болтов превышал 100 т.
Поверх пояса непосредственно на жилой (броневой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда железных листов. Нижний ряд имел толщину 19, верхний — 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки этой палубы закрывались броневыми 63,5-мм железными крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы 50,8-мм толщины (общий вес 31,4 т).
Барбетные установки 305-мм орудий защищались 254-мм плитами высотой 6 м. Их общий вес равнялся 301,2 т. Поверх барбета находился "башенный купол" толщиной 63,5 мм (вес 39,5 т), защищавший прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии.
Четыре 229-мм орудия с носа и кормы имели 152-мм траверзные переборки, а с бортов 76-мм плиты. Вес их защиты составил 125 т. 152- и 47-мм орудия имели лишь усиленную наружную обшивку толщиной 50 мм.
Боевую рубку ограждала защита из 203-мм плит (вес 31,9 т), и она имела крышу из 63-мм стальных листов весом 7 т. Общий вес боевой рубки равнялся 62,1 т.
Всего броневая защита "Александра II" весила 2474 т, что составляло 29% от. первоначального проектного водоизмещения 8634 т.
Артиллерийское вооружение. Оно состояло из 34 орудий различного калибра. Наиболее мощными на корабле являлись два 305-мм орудия образца 1877 г, изготовленные на Обуховском заводе. Каждое орудие имело длину ствола 30 калибров и весило 51,43 т. Вес его снаряда равнялся 367,7 кг, а начальная скорость достигала 637 м/с. Это позволяло ему пробивать 400—410-мм плиту непосредственно у дульного среза и 300-мм плиту на расстоянии 20 каб (3700 м) от него. При угле возвышения ствола 15° снаряд пролетал расстояние 9600 м. При угле возвышения 6°, считавшемся наиболее оптимальным при ведении и корректировке стрельбы, снаряд пролетал расстояние 32,5 кабельтова (6000 м).
305-мм орудия находились в барбетной установке системы Креля в носовой части. Она, изготовленная на Санкт-Петербургском Металлическом заводе, весила 160 т (без орудий и броневой защиты), имела сложную конструкцию и обеспечивала заряжание и наведение орудий при помощи гидравлических механизмов. Установка состояла из вращающегося стола, двух орудийных станков с качающимися орудийными платформами (в них устанавливались сами орудия), механизмов вертикального и горизонтального наведения, системы подачи снарядов и зарядов к затвору на линию заряжания.
8 случае выхода из строя гидравлической системы имелись механизмы, обеспечивающие ручное наведение и заряжание орудий.
Тактико-технические данные артиллерийского вооружения броненосца "Император Александр II"
ТТД |
Калибр орудия, мм |
||
305 |
229 |
152 |
|
Число орудий, шт. |
2 |
4 |
8 |
Год принятия на вооружение |
1877 |
1877 |
1877 |
Длина ствола, калибры /м |
_20_ 9,14 |
_25_ 8,0 |
_25_ 5,32 |
Полная длина отката орудия, м |
0,8 |
0,914 |
0,711 |
Число нарезов, шт. |
70 |
52 |
36 |
Длина хода нарезов, м |
13,7 |
7,62 |
7,62 |
Вес ствола с замком, т |
51,43 |
22,1 |
6,3 |
Род замка |
цилиндрический |
||
Вес боевого заряда бурого пороха, кг |
134,4 |
79,7 |
24,7 |
Вес практического заряда бурого пороха, кг |
63,5 |
40,8 |
10,6 |
Вес холостого заряда, кг |
9,0 |
4,5 |
2,3 |
Бронебойный снаряд из закаленного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг |
367,7 853 4,44 |
126 800 9 |
61,7 547 2,27 |
Фугасный снаряд из обыкновенного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг |
367,7 914 17,2 |
208,8 962 11,1 |
61,7 638 3,6 |
Облегченный практический снаряд из обыкновенного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг |
315,9 822 14,9 |
139,8 641 6,6 |
46 456 3,6 |
Вес картечи, кг |
367,7 |
141,6 (63 ядра) |
54,4 (33 ядра) |
ТТД |
Калибр орудия, мм |
||
305 |
229 |
152 |
|
Начальная скорость снаряда при боевом заряде: вес снаряда, кг скорость, м/сек. |
367,7 637 |
208,8 653 |
61,7 ; 543 |
Развиваемая энергия у дульного среза, т/метр |
56,7 |
34 |
9,4 |
Наибольший угол возвышения ствола, град. Дальность полета снаряда, м |
15 9600 |
13 8200 |
15 7400 |
Наибольший угол снижения ствола, град. Дальность полета снаряда, м |
—2 182 |
—3 85 |
—5 52 |
Отстояние оси ствола от конструктивной ватерлинии, м |
8,5 |
4,5 |
4,4 |
Количество штатного боезапаса на корабле: снарядов обыкновенного чугуна, шт. бронебойных снарядов, шт. картечи, шт. боевых зарядов, шт. |
72 36 12 120 |
244 100 16 360 |
880 336 64 1280 |
Примечание. Кроме 305-, 229- и 152-мм орудий в вооружение броненосца входили 10 47-мм пятиствольных орудий Готчкисса (наиб, угол возвышения. ствола 19°, снижение 18°, боекомплект 16 400 снарядов), установленных на батарейной палубе, 8 37-мм пятиствольных орудий Готчкисса (наиб, угол возвышения ствола 12°, снижения 35°, боекомплект 12 960 снарядов), стоявших на марсовых площадках, и 2 63,5-мм десантных орудия системы Барановского. Полный вес залпа "Александра Н" на нос (2 305-, 2 229-и 2 152-мм орудия) — 1276,4 кг, траверз (2 305-, 2 229- и 4 152-мм орудия) — 1398,8 кг, корму (2 229- и 2 152-мм орудия) — 541 кг.
После выстрела и отката ствола его приводили в свое первоначальное положение гидравлические цилиндры — накатники. Другие два гидравлических цилиндра крепились к столу и непосредственно к качающейся части станка. С их помощью орудия наводили по вертикали. Наибольший угол возвышения составлял 15°, наименьший — 2°. Стол с орудийными станками наводился по горизонту двумя гидравлическими двигателями, стоявшими на нем и входившими в сцепление своими шестернями на штоках с большим зубчатым ободом, крепившимся на специально устроенной промежуточной платформе. Наводили орудия три матроса-наводчика. Один управлял наведением всей установки по горизонту, два других — каждого ствола по вертикали. Горизонтальное наведение установки осуществлялось в секторе 220° (по 110° на каждый борт).
Подача снарядов из погреба под установкой производилась на двух лотках. В каждый лоток грузили один снаряд и два полузаряда к нему. Подняв лотки на линию заряжания, снаряд и полузаряды досылали в стволы гидравлическими прибойниками. Боезапас каждого 305-мм орудия состоял из 60 снарядов. В отличие от броненосцев типа "Екатерина И" на "Александре П" заряжание происходило при любом горизонтальном угле наведения установки. При отсутствии качки скорость горизонтального наведения установки равнялась 120° в минуту.
К орудиям главного калибра относились и четыре 229-мм и восемь 152-мм орудий Обуховского завода. 229-мм орудие образца 1877 г. с длиной ствола 35 калибров (8,0 м) весило 22,1 т. Его 126-килограммовый снаряд при начальной скорости 653 м/сек и угле возвышения 6° преодолевал расстояние 29,75 кабельтова (5500 м). 152-мм орудие (образца 1877 г. Обуховского завода) с той же длиной ствола 35 калибров (5,32 м) весило 6,3 т, а его 61,7-килограммовый снаряд (при начальной скорости 543 м/сек, угле возвышения 6°) пролетал дистанцию 21,5 кабельтова (3940 м). Все они располагались на батарейной палубе и находились в специальных станках системы Дуброва. Устройство станков 152-мм орудий позволяло крепить стволы "по-походному" так, что они полностью закрывались орудийными ставнями.
Для защиты от появившегося нового грозного оружия — миноносок на батарейной палубе также устанавливались десять 47-мм скорострельных пятиствольных пушек Готчкисса. Восемь из них стояли у борта и во время похода полностью закрывались ставнями, и оставшиеся две стояли в корме на спонсонах, подобных тем, что были на броненосце "Екатерина II". Другие скорострельные орудия — восемь 37-мм пятиствольных пушек Готчкисса установили на специальных боевых марсах. Это позволяло наводчикам заранее обнаруживать атакующие миноносцы и при их приближении поражать их котлы и машины навесным огнем.
В состав артиллерийского вооружения броненосца входили два 63,5-мм десантных орудия системы Барановского. При высадке корабельного десанта их грузили на катера и доставляли на берег. Боезапас всех орудий (за исключением 305-мм) поднимался из погребов на батарейную палубу талями, а затем на тележках подавался непосредственно к орудиям.
Минное вооружение. В его состав входили 5 подводных бортовых торпедных аппаратов, установленных на жилой палубе, и 4 катерных торпедных аппарата. У форштевня с каждого борта находились две неповоротные выдвижные трубы. Их устанавливали с расчетом на торпедный залп непосредственно перед нанесением таранного удара. За ними, перед броней барбетной установки с каждого борта стояло по одному поворотному аппарату, которые проходили сквозь борт через "яблочные" шарниры. Они имели угол поворота 70° и могли производить стрельбу на курсовых углах от 30° до 100° на борт. Последний пятый аппарат стоял в корме. Его выдвижная неповоротная труба проходила через линию ахтерштевня. Все эти аппараты стреляли 19-фунтовыми торпедами (самодвижущимися минами) Уайтхеда. Наиболее новыми тогда считались торпеды образца 1889 г. Они имели диаметр 380 мм, длину 5,7 м, вес 429,4 кг. Торпеда несла боевой заряд в 81,8 кг и при наибольшей скорости 24,7 узла преодолевала расстояние 550 метров.
На каждом паровом катере также стояло по одному торпедному аппарату. Из них два стреляли метательными торпедами. Эти торпеды не имели двигателей и винтов и после выстрела по инерции шли к цели, преодолевая расстояние всего лишь в несколько десятков метров.
Два других катерных аппарата предназначались для стрельбы небольшими торпедами длиной 3,35 м. Они имели диаметр 355 мм, вес 136 кг (вес заряда 8 кг) и при скорости всего 6,7 узла проходили расстояние 700 м. Всего на корабле хранилось 14 самоходных и 6 метательных мин. Кроме того, еще имелось 36 сфероконических мин, предназначенных к установке с плотиков (2-х катеров с установленной на них платформой).
Для защиты от торпед на "Александре II" в 1892 г. установили новшество — стационарные противоторпедные сети системы английского инженера Буливанта.
Заграждение броненосца находилось в постоянной готовности у бортов. Шесты заграждения отваливались одновременно с сетями. При отваливании шесты все разом отходили от борта, становясь горизонтально и перпендикулярно борту, после чего сети распускались. Вся система состояла из шестов, такелажа к ним и сетей с приспособлениями для крепления их к борту. Имевшиеся на "Александре II" шесты были длиной 8,1 м, диаметром у шпора 165 мм, у нока 127 мм. Всего на корабле имелось 20 шестов (по 9 с бортов и по 1 в носу и корме). Носовой шест имел длину 5 м, кормовой 6,6 м. Своими штырями шесты входили в "башмаки", крепившиеся, к борту над броневым поясом по ватерлинии. Носовой и кормовой шесты имели тележки, которые при помощи двух оттяжек передвигались по рельсу внизу шеста. В походном положении оба шеста становились вертикально. Общий вес сетевого заграждения достигал 20 т.
В ведение минной части в то время входило и электротехническое оборудование. Все электрооборудование подразделялось на боевое и палубное и было полностью однотипно с установленным оборудованием на двух других кораблях, фрегате "Память Азова" и броненосце "Император Николай I".
В боевое освещение этих трех кораблей входили два 90-см и два 30-см прожектора системы Манжена. 90-см прожекторы стояли на специальных площадках на мачтах, и в их задачу входил поиск миноносцев, атакующих ночью. Электроэнергия к ним шла от двух паровых динамомашин системы Грамма (60 вольт, 120 ампер). 30-см переносные прожекторы служили для сигнализации, и в случае необходимости могли устанавливаться на катерах. Кроме прожекторов, на корабле имелись электрические рулевые индикаторы фирмы "Сименс и Гальске", указатели к орудиям и электрические звонки.
Весьма разветвленной для того времени была и система палубного освещения. Ее установку проводила фирма Яблочкова — изобретателя всем известной лампочки накаливания. Для того чтобы получить заказ на установку палубного освещения на "Александре II", "Азове" и "Николае I", фирме пришлось выиграть конкурс, в котором участвовали еще 3 электрические фабрики. В систему освещения входило 279 лампочек, установленных во внутренних помещениях,, корабля. В дополнение к ним верхнюю палубу и мостики освещали еще 42 лампочки. В адмиральском салоне, кают-компании и каютах офицеров лампы находились в изящных люстрах и светильниках, боевых постах и палубах в специальных защищенных плафонах. Для их питания стояли 4 динамомашины Грамма (60 вольт, 20 ампер).
Главные и вспомогательные механизмы. Ход кораблю обеспечивали две вертикальные трехцилиндровые паровые машины двойного расширения, работающие каждая на свой винт. Обе машины общей проектной мощностью в 8500 л. с. Изготовили в 1889 г. на Балтийском заводе. Они изготовлялись по чертежам механизмов броненосца "Екатерина II" и имели с ними близкие технические характеристики. Механизмы вращали четырехлопастные винты системы Гриффитса диаметром 5,8 м (шаг винта 7,0 м), крепившиеся к ступице длиной 0,92 м.
Пар к машинам подавался от двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов (также изготовленных в 1889 г. на Балтийском заводе), рассчитанных на рабочее давление 6,3 атм (максимальное 11,6 атм). Каждый котел имел 4 топки.
Ходовые качества "Александра II" на флоте получили хорошую оценку. На испытаниях 18 сентября 1890 г. при четырехбалльном волнении, водоизмещении 8748 т и средней осадке 7,7 м (что на 308 т и 0,2 м превышало проектные) развил скорость 15,27 узла. И хотя сами машины при рабочем давлении развили всего 8289 л. с. (на 211 л. с. меньше проектного), скорость на 0,27 узла превышала проектную. Видимо, сказался удачный выбор очертаний подводной части при составлении в МТК теоретического чертежа.
Практические испытания показали и величины фактического расхода угля. Имея полностью загруженные ямы (1000 т), "Александр II" по расчетам мог экономическим ходом (8 узлов, 42 оборота винта) в течение 23 дней и 3,5 часов пройти расстояние 4440 миль. Этого хватало для перехода по маршруту Кронштадт—Гибралтар—Копенгаген. Имея же полный ход (15 узлов, 24 оборота винта), броненосец* за 4 дня и 22 часа преодолевал бы 1770 миль (расстояние, приблизительно равное по своей протяженности маршруту Кронштадт-Брест). При сильном обрастании подводной части скорость корабля подала на 2 узла. Диаметр циркуляции при 10 узл скорости составлял 520 м. Полный поворот совершался за 7 мин. 32 сек. В случае отказа или вывода из строя одной из главных машин броненосец мог идти прямым курсом скоростью 6 узл, повернув перо руля на 25° в сторону работающей машины.
Для борьбы с пожарами и водой, спуска и подъема шлюпок, погрузке угля и боезапаса на корабле имелось множество вспомогательных паровых машин малой мощности. Во время стоянки, когда главные котлы не работали, к вспомогательным механизмам и отопительной системе пар подавался от вспомогательных котлов.
Устройство вспомогательных механизмов, противопожарной и осушительной системы являлось типичным для всех новых кораблей русского флота.
Шлюпки, рангоут и другое оборудование. Всего на "Александре П" установили 4 паровых катера и 9 гребных судов. Самыми большими были два стальных паровых катера длиной по 15,5 м. На них стояли машины мощностью по 60 л. с. Корпуса двух других бездейдвудных катеров длиной по 10,4 м изготавливались из дерева. Они имели машины мощностью по 30 л. с. Все катера развивали скорость в пределах 5—6 узлов. Изготовили их в 1889 г. в Финляндии на заводе Крейтона в Або. По маркировке того времени каждый катер, построенный для флота, имел свой номер. Железные катера, бывшие на "Александре II", имели номера 30/1167 и 31/1168, деревянные — 1113 и 1114.
К самым большим гребным судам относились два 20-весельных барказа и один 16-весельный рабочий катер. Они имели длину 11,6 м. Затем шли два 14-весельных легких катера (длина 10,4 м), два 6-весельных спасательных вельбота (длина 8,5 м) и два 6-весельных спасательных яла (длина 6 м).
Все катера, за исключением спасательных ялов, устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и всегда были в немедленной готовности к спуску.
На "Александре II" стояли две мачты одинакового размера. Их длина от степса до топа равнялась 25 метрам, диаметр 1,22 м. Мачты имели фор- и грот-стеньги длиной 12,2 м и диаметром 53,3 см. Каждая мачта имела по две деревянные реи: грот- и фок-реи (длиной 23,7 м и диаметром 45,7 см) и грот- и фок-марса-реи (длина 13,1 м, диаметр 22,9см).
Стоячий такелаж состоял из стальных, бегучий — из пеньковых тросов и являлся типовым для всех кораблей I ранга.
Для подъема личного состава со шлюпок на корабль вдоль бортов крепилось по одному деревянному выстрелу (длина 13,7 м, диаметр 25,4 см). Во время стоянки их "выстреливали" — то есть устанавливали перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.
В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (вес каждого без штока 4,91 т), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями (диаметр звена 63,5 мм). Запасные якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями. Верпы, предназначенные для снятия корабля с мели (их на шлюпках заводили на берег и затем выбирали тросы шпилями), крепились у бортов за кормовыми 229 мм орудиями.
Управляли кораблем из ходовой, а во время боя из броневой рубки. В каждой имелось по штурвалу, компасу, рулевому и машинному телеграфу. Рубки были снабжены приборами подачи команд к артиллерийским орудиям, а также 13 переговорными трубами для связи с основными боевыми постами и каютами адмирала и командира.
Сведения о плавании броненосного корабля "Император Александр II" со 2 июня 1896 по 7 сентября 1901 г.
Дата перехода |
Маршрут перехода |
Длина перехода (мили) |
Кол-во ходовых часов |
Средний ход (узл) |
Среднесуточное плавание (мили) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1896 г. 2 июля |
В соответствии с приказом Главного Командира Кронштадтского порта от 1 июля 1896 г. № 257 в 4 ч. 45 мин. пополудни подняли флаг, гюйс, вымпел и начали кампанию в Отдельном отряде судов под флагом контр-адмирала П. П. Андреева |
|
|
|
|
16 июля |
Из Средней Кронштадтской гавани на Большой рейд |
2 |
|
|
|
30 июля |
Выход в море для определения девиации и обратно на Кронштадтский рейд |
55 |
9 |
6 |
|
3—6 августа |
Уход из Кронштадта до о-ва Фешерен в Кильской бухте |
725 |
83 |
8,75 |
210 |
7 августа |
Переход через пролив Большой Белт до маяка Ревснес |
100 |
9,5 |
10,5 |
|
8, 9 августа |
От маяка Ревснес до Христианзанда |
270 |
29 |
9,25 |
223 |
13—16 августа |
Из Христианзанда в Портлендскую гавань |
670 |
65 |
10,25 |
247 |
22—27 августа |
Из Портленда в порт Кадикс |
1121 |
122 |
9,25 |
220 |
1—3 сентября |
Из Кадикса в порт Алжир |
514 |
51,5 |
10 |
237 |
12—14 сентября |
Из Алжира в бухту Калабриа (по пути произвел стрельбу) |
470 |
57 |
8,25 |
196 |
16—19 сентября |
Из Калабриа в Пирейскую гавань |
715 |
81.25 |
8.75 |
210 |
1 0 октября |
Из Пирея в бухту о-ва Мило |
88 |
12 |
7,25 |
|
12 октября |
Выход на стрельбу |
70 |
8 |
8,5 |
|
13 октября |
Из Мило в бухту о-ва Порос |
80 |
9 |
8,75 |
|
22 октября |
Из Пороса в Пирей для определения девиации |
42 |
5,25 |
8 |
|
26—30 октября |
Из Пирея в порт Триест |
883 |
92 |
9.5 |
230 |
5 — 9 ноября |
Из Триеста в Пирей |
882 |
98 |
9 |
216 |
9 ноября— 8 января 1897 г. |
Стоянка в Пирейской бухте |
|
|
|
|
8 января |
Из Пирея в бухту о-ва Порос |
32 |
4 |
8 |
|
31 января |
Из Пороса в Саламанскую бухту |
32 |
4 |
8 |
|
31 января и 1 февраля |
Из Саламанской бухты на Канейский рейд (о-в Крит) |
150 |
17,5 |
8,5 |
|
14 февраля |
Из Каней в бухту Суда |
26 |
3 |
8,5 |
|
3 марта |
Выход в море на стрельбу |
50 |
6 |
8,25 |
|
28 марта |
Из Суды в Ретимо и обратно |
46 |
5,25 |
9 |
|
5 апреля |
Из Суды в Ретимо |
23 |
2,5 |
9 |
|
5, 6 апреля |
Выход в море для блокады своего района о-ва Крит и обратно в Ретимо |
67 |
9,5 |
7 |
|
7, 8 апреля |
Из Ретимо для блокады Крита и обратно в бухту Суда |
92 |
15 |
6 |
|
21 апреля |
Из Суды в Ретимо и обратно |
49 |
6 |
8 |
|
20 мая |
Из Суды в Ретимо на минную стрельбу |
45 |
5,5 |
8,25 |
|
21 мая |
Из Ретимо в Суду |
24 |
3 |
8 |
|
24—27 мая |
Из Суды на Мальту в порт Ла-Валетта |
504 |
62 |
8 |
194 |
2 июня |
Вход в док Сомерсет |
0,25 |
|
|
|
22—24 июня |
Из Мальты в бухту Суда |
510 |
42,5 |
12 |
288 |
26 июня |
Из Суды на Канейский рейд |
26,5 |
3 |
9 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 июля |
Из Канеи в Ретимо |
34 |
3 |
11,25 |
|
9 июля |
Из Ретимо в Канею |
34 |
3 |
11,25 |
|
14 июля |
Из Канеи в бухту Суда |
26 |
2,75 |
9,5 |
|
21 июля |
Из Суды на Ретимский рейд |
24 |
2,25 |
10,5 |
|
23 июля |
Из Ретимо на Канейский рейд |
34 |
3,5 |
9,75 |
|
7 августа |
Из Канеи в бухту Суда |
26 |
2,5 |
10,5 |
|
23 августа |
Из Суды в Ретимо |
23 |
2,5 |
9,25 |
|
23, 24 августа |
Из Ретимо в обход о-ва Крит и в Ситу |
109 |
11,5 |
9,5 |
|
25, 26 августа |
Из Ситы в Хисрапетру |
74 |
7,5 |
10 |
|
26 августа |
Из Хисрапетры к селению Сфакея |
93 |
10 |
9,5 |
|
27 августа |
Переход в порт Лутро |
6 |
|
|
|
27 августа |
Из Лутро в Селино |
24 |
2,75 |
9 |
|
28 августа |
Из Селино в Лутро и Грабузо |
43 |
4,5 |
9,5 |
|
29 августа |
Их Грабузо в Киссамо и Судскую бухту |
16 67 |
1,75 6,75 |
9,25 19,5 |
|
9 сентября |
Из Суды в море на эволюции и затем в Ретимо |
101 |
11 |
9 |
|
10 сентября |
Из Ретимо в Суду |
41 |
4,5 |
9 |
|
23 сентября |
Из Суды в Ретимо |
23 |
2,5 |
9,25 |
|
24, 25 сентября |
Из Ретимо на Смирнский рейд |
317 |
34 |
9,25 |
. 223 |
10, 11 октября |
Из Смирны в Суду |
281 |
26,15 |
10,7 |
256 |
4 ноября |
Из Суды в море на стрельбу и затем в Ретимо |
65 |
8 |
8 |
|
5 ноября |
Из Ретимо в Суду |
24 |
3 |
8 |
|
25 ноября |
Выход в море и обратно в Суду |
6 |
|
|
|
31 декабря |
Стоянка на якоре в Судской бухте |
|
|
|
|
1898 г. 1 января |
Из Суды в море на стрельбу и затем в Ретимо |
50 |
7 |
7 |
|
8 января |
Из Ретимо в Суду |
23 |
2,7 |
8,7 |
|
27 января |
Из Суды в Ретимо (на переходе минная стрельба) и обратно в Суду |
60 |
6,5 |
9,3 |
|
8 февраля |
Из Суды в Ретимо и обратно |
46 |
5 |
9.3 |
|
18 февраля |
Из Суды в Ретимо и обратно |
46 |
5 |
9 |
|
21, 22 февраля |
Из Суды на Смирнский рейд |
281 |
25 |
11,2 |
270 |
28 февраля |
Из Смирны на Ретимский рейд |
272 |
29 |
9,2 |
225 |
6 марта |
Из Ретимо в Суду |
22 |
2,7 |
8 |
|
9 марта |
Выход в море и обратно |
44 |
5,2 |
8,5 |
|
6 апреля |
Выход в море и обратно |
44 |
5,2 |
8,5 |
|
12 апреля |
Из Суды в Канею |
58 |
7,2 |
8 |
|
14 апреля |
Из Канеи к мысу Херсонес |
16 |
2 |
8 |
|
14 апреля |
От Херсонеса к селению Памо-Кастро |
21 |
4 |
5,2 |
|
15 апреля |
От селения Палео-Кастро в Ретимо |
37 |
3,5 |
10,5 |
|
15, 16 апреля |
Из Ретимо в Суду |
22 |
3 |
7,3 |
|
11 мая |
Из Суды в бухту Калабриа и на Канейский рейд |
30 |
3 |
8 |
|
29 мая |
Из Канеи в Ретимо |
34 |
3,8 |
9 |
|
31 мая |
Из Ретимо в Суду |
22 |
2,2 |
9,5 |
|
5 июля |
Из Суды в Ретимо |
22 |
2,5 |
9 |
|
7 июля |
Из Ретимо на Канейский рейд |
34 |
3.7 |
9 |
|
19 июля |
Из Канеи в море на стрельбу и в Ретимо |
50 |
5,5 |
9 |
|
22 июля |
Из Ретимо в море на минную стрельбу и затем в Канею |
106 |
11 |
9,7 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
31 июля |
Из Канеи в море на стрельбу, затем в Ретимо на ночную стрельбу на ходу |
46,5 |
5,7 |
8,7 |
|
1 августа |
Возврат после стрельбы в Ретимо |
22 |
4,3 |
5,3 |
|
2 августа |
Из Ретимо в море на стрельбу |
|
|
|
|
3 августа |
После стрельбы в бухту Калабриа (на ходу стрельба минами) |
81 |
13 |
8,3 |
|
28 сентября |
Из Суды в Ретимо |
22 |
2,5 |
9 |
|
4 октября |
Из Ретимо в Суду |
22 |
3 |
7,2 |
|
5 октября |
Из Суды в Ретимо |
22 |
2,7 |
8 |
|
27 октября— 8 ноября |
Три посещения бухты Суда с возвратом в Ретимо |
128 |
|
|
|
10—13 ноября |
Из Ретимо в порт Пола |
781 |
84,3 |
9,3 |
223 |
19—24 ноября |
Стоянка в доке в порту Пола |
|
|
|
|
24 декабря |
Выход из Полы для пробы машин и возврат обратно |
39 |
4 |
10 |
|
26—29 декабря |
Из порта Пола в бухту Наварин |
650 |
72,5 |
9 |
215 |
29—30 декабря |
Из бухты Наварин в Ретимо |
186 |
18,3 |
10,3 |
|
30 декабря |
Из Ретимо в Суду |
22,5 |
2,5 |
9 |
|
31 декабря |
Стоял на якоре в бухте Суда |
|
|
|
|
1899 г. 9 января |
Из Суды в Ретимо |
22 |
2,3 |
9,7 |
|
12 января |
Из Ретимо в Суду |
22 |
2 |
11 |
|
3 февраля |
Из Суды в Ретимо (по пути произвел стрельбу) |
46 |
5 |
9,3 |
|
5 февраля |
Выход на минную стрельбу в Суду |
49 |
8,8 |
13 |
|
11 февраля |
Из Суды в Ретимо |
22 |
2,5 |
9 |
|
12 февраля |
Выход в море на стрельбу, но из-за шторма вернулся на рейд |
24 |
3,5 |
7 |
|
12 февраля— 2 апреля |
Четыре раза выходил в бухту Суда |
88 |
10 |
3,6 |
|
А — 6 апреля |
Из Ретимо в Александрию |
415 |
40.5 |
10,5 |
255 |
14, 15 апреля |
Из Александрии в Яффу |
275 |
27 |
10 |
|
22, 23 апреля |
Из Яффы в Бейрут |
124 |
12 |
10,3 |
|
5 мая |
Из Бейрута в Триполи |
44 |
4,3 |
10,3 |
|
6, 7 мая |
Из Триполи в Александрию |
143 |
13,4 |
10,5 |
|
8 мая |
Из Александрии в порт Мерсина |
93 |
10 |
9 |
|
9, 10 мая |
Из Мерсины в порт Ларнаки (Кипр) |
143 |
14 |
10,5 |
|
11Д2 мая |
Из Ларнаки в Родос |
311 |
30,5 |
10,3 |
|
15 мая |
Из Родоса в бухту Ватхи (Самос) |
142 |
13,5 |
10,5 |
|
17, 18 мая |
Из Самоса в Пирей |
185 |
18,5 |
10 |
|
25, 26 мая |
Из Пирея в бухту Эдипсо в NW части о-ва Elboca |
222 |
22,7 |
9,8 |
|
31 мая |
Из Эдипсо в бухту Экинес и обратно |
38 |
4,5 |
9,5 |
|
1, 2 июня |
Из Эдипсо в бухту Файеро |
212 |
20,5 |
10,3 |
|
18 июня |
Выход в море на стрельбу |
39 |
4,3 |
9 |
|
7—8 июля |
Из Файеро в Ретимо (по пути стрельба) |
189 |
18,5 |
10,3 |
|
9—10 июля |
Из Ретимо в Канею |
34 |
3,8 |
9 |
|
16 июля |
Из Канеи в Ретимо и в Суду, а затем в Смирну |
336 |
35 |
9,5 |
|
25 июля |
Из Смирны на Чесменский рейд |
71 |
7,5 |
9,5 |
|
27 июля |
От Чесмы к церкви Св. Георгия Победоносца и затем в порт Кастро (о-в Хиосе) |
10 |
1,8 |
7 |
|
27, 30 июля |
Из порта Кастро в порт Митилено и бухту Зеро |
68 |
8 |
17 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
30, 31 июля |
Из Зеро на Афон и затем в Салоники |
160 |
26,5 |
19,5 |
|
3, 4 августа |
Из Салоник в бухту Фалеро |
269 |
26,5 |
10 |
|
4, 5 августа |
Из Фалеро в Суду и обратно |
308 |
33,5 |
9,5 |
|
25, 26 августа |
Из Фалеро в п. Занте |
260 |
26,3 |
10 |
|
28, 29 августа |
Из Занте в Пирей |
266 |
28,3 |
9,5 |
|
2 ноября |
Из Пирея в п. Пола |
207 |
24,3 |
8,5 |
|
16, 17 ноября |
Из Пола в Смирну (на пути стрельба) |
260 |
26,7 |
9,8 |
|
2, 3 декабря |
Из Смирны в Салоники |
261 |
27 |
9,8 |
|
16, 17 декабря |
Из Салоник в Пирей |
262 |
28 |
9,5 |
|
31 декабря |
Стоянка на якоре в Пирее |
|
|
|
|
1900г. 3—7 января |
Из Пирея в п. Пола для докования |
830 |
88 |
9,5 |
227 |
10—31 января |
Стоянка в доке |
|
|
|
|
8—13 февраля |
Из П. Пола в Смирну (на переходе произвели стрельбу) |
1073 |
113 |
9,5 |
228 |
20 февраля |
Из Смирны в Чесму |
71 |
7 |
10 |
|
22, 23 февраля |
Из Чесмы в Суду (на переходе дневная и ночная стрельба) |
240 |
28,5 |
8,5 |
|
26 февраля |
Однодневный выход в море |
21 |
2,5 |
9 |
|
29 февраля |
Из Суды в Ретимо |
24 |
2,8 |
9 |
|
29 февраля |
Из Ретимо в Пирей |
162 |
16,5 |
10 |
|
12, 13 марта |
Из Пирея в Наваринскую бухту |
200 |
19,7 |
10,5 |
|
14—16 марта |
Из Наваринской бухты в Неаполь |
503 |
54,5 |
9,5 |
222 |
26, 27 марта |
Из Неаполя в Аячио |
304 |
31,3 |
9,8 |
|
28, 29 марта |
Из Аячио в Виль-де-Франс |
142 |
14,5 |
10 |
|
21 апреля |
Из Виль-де-Франс в Специю |
126 |
13 |
10 |
|
23—26 апреля |
Из Специи в Бриндизи |
738 |
73 |
10 |
243 |
26, 27 апреля |
Из Бриндизи в Корфу |
122 |
14 |
9 |
|
4 — 6 мая |
Из Корфу в Триест |
487 |
47 |
10,5 |
249 |
17. 18 мая |
Из Триеста в Gravosa |
312 |
31,3 |
10 |
|
24 мая |
Из Gravosa в Bari |
135 |
14,5 |
9,3 |
|
25—27 мая |
Из Bari в Сиракузы |
374 |
36,8 |
10,3 |
244 |
27—29 мая |
Из Сиракузы в Бизерту |
335 |
34 |
10 |
237 |
31 мая |
Из Бизерты в Тунис |
55 |
5,7 |
10 |
|
3—5 июня |
Из Туниса в Триполи |
319 |
31,5 |
10 |
243 |
5—8 июня |
Из Триполи в Пирей |
655 |
62 |
10,5 |
253 |
14, 15 июня |
Из Пирея в Афон |
215 |
21,5 |
10 |
|
17, 18 июня |
Из Афона в Салоники |
111 |
12 |
9,5 |
|
21, 22 июня |
Из Салоники в Пола |
143 |
14,8 |
9,7 |
|
18 июля |
Из Пола в бухту Stylida (во время стоянки 3 выхода на минные стрельбы |
111 |
|
|
|
21 июля |
Из Stylida к городу Euripo |
51 |
6 |
8,5 |
|
8, 9 августа |
Из Euripo в Пирей |
244 |
26,5 |
9,3 |
|
11 августа |
Из Пирея в Фалеро |
5 |
|
|
|
4, 5 сентября |
Из Фалеро в бухте Суда (о-в Крит) |
159 |
15,3 |
10,3 |
|
9, 10 сентября |
Из Суды в бухту Фалеро |
157 |
17,5 |
9 |
|
20 сентября |
Из Фалеро в бухту Милос |
84 |
8,5 |
10 |
|
21 сентября |
Из Милоса в Санторин |
72 |
7,3 |
10 |
|
22 сентября |
Из Санторина к о-ву Порос |
60 |
7,5 |
8 |
|
23, 24 сентября |
Из Пороса а Смирну |
163 |
17,5 |
9,3 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3, 4 октября |
Из Смирны к о-ву Самос и затем в п. Коз |
199 |
21,5 |
9,5 |
|
6—8 октября |
Из п. Коз в п. Родос и затем в п. Ларнаки (о-в Кипр) |
383 |
37.5 |
9,5 |
250 |
9—13 октября |
Из Ларнаки в Александрию и затем в Триполи |
312 |
30,5 |
9,5 |
|
14 октября |
Из Триполи в Бейрут |
46 |
5 |
9,3 |
|
4, 5 ноября |
Из Бейрута в Яффу |
124 |
12 |
10,3 |
|
6 ноября |
Из Яффы в бухту Хайфа |
59 |
6 |
10 |
|
8 ноября |
Из Хайфы в Бейрут и затем в п. Латакия |
173 |
16,5 |
10,3 |
|
13^ 14 ноября |
Из Латании в п. Мерсина |
93 |
9,3 |
10 |
|
15—18 ноября |
Из Мерсины в Ретимо (на переходе стрельба) |
544 |
58,8 |
9,3 |
|
18 ноября |
Из Ретимо в Суду (о-в Крит) |
28 |
3,5 |
8 |
|
24, 25 ноября |
Из Суды в Пирей (на пути стрельба и эволюции) |
173 |
24,5 |
7 |
|
31 декабря |
Стоянка в Пирейской гавани |
|
|
|
|
1901 г. 10, 11 января |
Из Пирея в Суду |
158 |
15,5 |
10 |
|
16, 17 января |
Из Суды в Пирей |
159 |
17 |
9,3 |
|
28, 29 января |
Из Пирея в Сирскую гавань |
87 |
9 |
9,8 |
|
2—5 февраля |
Из Сиры в Неаполь (на переходе стрельба) |
738 |
74,3 |
10 |
240 |
9—11 февраля |
Их Неаполя в Геную (на переходе стрельба) |
367 |
39,4 |
9,3 |
224 |
16, 17 марта |
Из Генуи в Тулон |
171 |
16 |
10,8 |
|
17 марта |
Однодневный выход в море |
15 |
2 |
7.5 |
|
23, 24 марта |
Из Тулона в Барселону |
207 |
25 |
8,3 |
|
26, 27 марта |
Из Барселоны в Виль-де-Франс |
277 |
26,3 |
10,5 |
|
3, 4 апреля |
Из Виль-де-Франс в Тулон |
95 |
11,5 |
8,3 |
|
9 апреля |
На Тулонский рейд. Затем переход в Ла-Сену в завод |
0,5 |
|
|
|
23 июня |
Из Ла-Сены в Тулонский док № 3 |
2 |
|
|
|
4 июля |
Выход из дока. Встали у угольной пристани |
1 |
|
|
|
14 июля |
Постановка на бочку № 13 на Тулонском рейде |
0,5 |
|
|
|
16 июля |
Выход в море для испытания машин и возвращение к бочке № 13 |
23 |
3 |
7,8 |
|
23—25 июля |
Из Тулона в Алжир |
451 |
48 |
9,5 |
225 |
29—31 июля и 1 августа |
Из Алжира в Лиссабон |
733 |
76 |
9,8 |
231 |
2 августа |
Приказом № 357 от 2 августа 1901 г. броненосец выведен из Отряда судов в Средиземном море |
|
|
|
|
7—11 августа |
Из Лиссабона в Шербург |
840 |
80,0 |
10,4 |
250 |
16—21 августа |
Из Шербурга в Копенгаген |
830 |
85 |
9,8 |
234 |
28—31 августа |
Из Копенгагена в Гельсингфорс |
806 |
83 |
9,7 |
233 |
7 сентября |
Прибытие в Кронштадт |
|
|
|
|
Отчет комиссии главного командира Кронштадтского порта об осмотре броненосца "Император Александр II" после плавания 1896—1901 гг.
Приказом Главного Командира Кронштадтского Порта от 30 августа 1901 года за № 513 для производства смотра возвратившегося из заграничного плавания эскадренному броненосцу "Император Александр И" была назначена комиссия под моим председательством из членов:
Капитанов I ранга: Молас, Петрова, Помощника Капитана Кронштадтского Порта Капитана I ранга Ларина; капитана 2 ранга Бегрштрессера, Главного Минера Порта Полковника Палецкого, Главного Артиллериста Порта Капитана Занончковского, Главного Инженер-Механика Порта Инспектора Механической части Линдебека, Главного Корабельного инженера Старшего Судостроителя Семенова I, Помощника Портового Астронома Коллежского Советника в отставке Шубина и Главного Бухгалтера Порта Коллежского Советника Бернарда; Представителей Морского Технического комитета: по минному делу Капитана I ранга Бубнова; по артиллерии Подполковника Аврамова, по механической части Старшего Инженера Механика Владыкина, от Главного Гидрографического Управления Лейтенанта Оглоблинского 2, и от Счетного Отдела Главного Управления Кораблестроения и Снабжения Действительного Советника Турцевича, при делопроизводстве Лейтенанта Драгичевич-Никшич, назначенным циркуляром штаба Кронштадтского Порта от 10 сентября за № 1340.
За отсутствием Полковника Палецкого и Старшего Судостроителя Семенова 1, присутствовали Лейтенант Леонтьев и Младший Судостроитель Усов.
Совсем отсутствовали Капитан 1 ранга Молас и Статский Советник Дегтярев.
Комиссия приступила к производству смотра 10 сентября 1901 г. и производила его непрерывно до 14-го сентября. Заключения комиссии о результатах смотра изложены в представленном отчете и ведомостях.
Из представленных Командиром судна сведений о плавании видно, что броненосец начал кампанию в Кронштадте 2 июля 1896 года, ушел в Средиземное море, причем находился под флагом Командующих отрядом Контр-адмиралов Андреева, Скрыдлова, Вальронда и Бирилева, а с 21 августа 1900 года под вымпелом до 2 августа сего года, когда броненосец отделился от Судов Средиземного моря, для возвращения в Россию.
За время плавания броненосец посетил около 70 разных портов, заходя в некоторые по несколько раз, наконец 20 августа 1901 года прибыл в Копенгаген, где был осчастливлен посещением ИХ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и ГОСУДАРЫНЕЙ ИМПЕРАТРИЦЕЙ, причем ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР произвел смотр броненосца.
До прихода в Кронштадт за все время плавания броненосцем было сделано около 36 000 миль и истрачено угля на все потребности около 19500 тонн.
При уходе броненосца в плавание команда была комплектована полностью, причем молодых матросов призыва 1896 года было около 90 человек, что составляло 20% всей команды. Больших перемен в личном составе команды за время плавания броненосца не было, кроме ежегодных увольнений, выслуживших свой срок, в запас и ежегодного пополнения убыли молодыми матросами.
Инспекторский опрос претензий производился комиссией согласно инструкции, причем претензий было заявлено 6, из которых 2 признаны неосновательными, а о 4-х остальных сделаны Командиром запросы в подлежащие команды для определения справедливости их и удовлетворения, но ответы на которые в настоящее время еще не получены.
Гг. офицерами претензий заявлено не было.
Все судовые помещения найдены комиссией в образцовом порядке и чистоте. Предметы снабжения размещены удобно и целесообразно.
Два лазарета на 14 коек можно считать достаточными, при нормальном числе больных, но, по заявлению судового врача, желательно установить в них искусственную вентиляцию; кроме того, указано на необходимость установки на броненосце машинок для производства искусственного льда, так как имеемая система Каре не удовлетворяет своему назначению. Здоровье команды за время плавания было удовлетворительное, и особых эпидемических заболеваний не было. За четыре года плавания умерло 12 человек, из коих один утонул.
Что касается поведения команды во время плавания, то, вследствие полученного мной особого приказания обратить внимание на большое число штрафованных, комиссия, рассмотрев судовые приказы и штрафные журналы, выяснила, что число нижних чинов разряда штрафованных в настоящее время достигает 31, что на 582 человек команды составляет 5,3%.
По заявлению Командира броненосца поведение команды было в общем хорошее, но в октябре месяце 1900 года произошел крайне прискорбный случай, когда при стоянке броненосца в Бейруте команда на две очереди посылалась на канонерской лодке "Кубанец" в Яфу, а оттуда в Иерусалим для говения и где оставалась по 3 дня; при этом некоторые из нижних чинов, в числе 17 человек, позволили себе напиться пьяными между исповедью и причастием. Случай этот вызвал строгий приказ адмирала с преданием виновных суду и переводом в разряд штрафников.
Как видно из ротных штрафных журналов, случаи безобразного пьянства, при увольнении команды на берег, повторялись неоднократно. Всего за время плавания было наложено 633 взыскания, из коих по суду 63 и дисциплинарных 565. Число взысканий, наложенных в первом 1896 году, было 26, а в 1900 возросло до 158. Случаев наложения телесных наказаний было тринадцать.
По осмотру броненосца оказалось, что артиллерия и минная часть находятся в полном порядке и боевой готовности. Все помещения и материальная часть содержатся в образцовой чистоте и порядке.
За время плавания пояски у -некоторых снарядов, а также пороховые ящики попортились, что произошло от неоднократной перегрузки боевых припасов при вводе броненосца в док, в особенности же на Мальте, где все огнестрельные припасы выгружались портовыми рабочими, а наши унтер-офицеры комендоры не допускались даже присматривать за выгрузкой. Артиллерийские погреба на броненосце находятся в хорошем состоянии, чисты и сухи, так как ремонтировались.
Согласно с мнением Командира комиссия находит целесообразным кормовую крюйт-камеру перенести на место кормового бомбового погреба, а сей последний на место крюйт-камеры, чем в значительной степени облегчится подача. Для освещения крюйт-камеры и бомбовых погребов в каждом фонаре имеется по две лампочки накаливания, но зажигалась лишь одна.
Электрическое освещение с динамо-машинами найдено на броненосце в отличном состоянии и полной исправности; но температура на ходу поднимается очень высоко. Передача приказаний к электрическим фонарям малоудовлетворительна. Электрического управления фонарями нет. Крайне неудовлетворительно организована передача приказаний из боевой рубки в батареи и башни.
Мины Уайтхеда найдены в исправном состоянии, но хранятся неудобно, так как не защищены от случайных повреждений, и мины, предназначенные для носовых аппаратов, хранятся хвостами к корме, что желательно устранить. Помещение для минных якорей неудобно, и мины хранятся в разобранном виде.
У сетевого заграждения бакштаги и топенанты перержавели, и оно не установлено.
Корпус броненосца, со всеми переборками и креплениями, по наружному осмотру оказался в благонадежном состоянии. Междудонные отсеки, трюмные отделения, а также все жилые помещения, как офицерские, так и командные, хорошо окрашены и в порядке; течи нигде не замечено.
Деревянная настилка верхней батарейной и жилой палуб и мостиков, при обыкновенном дефектном исправлении вполне благонадежны для внутреннего плавания броненосца, для заграничного же требуются замены новыми.
Из работ по корпусу во время плавания главнейшие были произведены в Тулоне 1 июня 1901 г. и состояли в перемене носовой верхней палубы, в снятии дерева в жилой палубе и замене его линолеумом, в исправлении сгнившего дерева в бомбовых погребах и в исправлении бортовых деревянных щитов в батарейной палубе.
Гребные суда от долговременного употребления пришли в ветхое состояние и требуют капитального ремонта. На паровых катерах в мае сего Года были перебраны машины и поставлены новые котлы. Минные катера вновь обшиты железом, и машины их перебраны.
По осмотру машинного и кочегарного отделений, комиссия нашла их в образцовой чистоте и порядке. По поднятии площадок в кочегарном и котельном отделениях, они также оказались в образцовой чистоте. Машины вполне хороши и не отличаются от новых.
Котлы сохранились удовлетворительно и содержатся образцово. По настоящему своему состоянию они могут прослужить без большого ремонта еще не менее трех лет, с полным рабочим давлением пара.
Из работ по механизмам и котлам, произведенных за границей, наиболее крупными были: перемена дымовых труб в котлах и исправление их и выварка движущихся частей машин.
Ведомости о работах, требующих рассмотрения технического комитета, о дефектных работах и о работах, произведенных во время плавания судовыми средствами, приложены к отчету. Машинный журнал велся исправно и находится в порядке.
Для испытания судовых механизмов и производства проверочной стрельбы комиссия на броненосце 12 сентября вышла в море, причем оказалось, что как главные машины, так и вспомогательные механизмы работали вполне удовлетворительно.
Машинная команда приучена к управлению машинами и котлами, и пар держится ровно, но при увеличении хода до полного под всеми котлами, при полном рабочем давлении пара, выказывала некоторое замешательство, объясняемое тем, что за время четырехлетнего плавания броненосец ходил только средним и малым ходами, и ни разу не было произведено положенных шестичасовых испытаний действия машин на полном ходу.
На мерной мили броненосец развил наибольшую скорость 14,43 узла, при 75—78 оборотах и 80 фунтах давления пара.
После испытания механизмов на броненосце был сброшен пирамидальный щит и произведена смотровая стрельба из всех орудий боевыми зарядами с расстояния от 7 до 15 кабельтовых, причем сделано 2 залпа из 12-дюймовых башенных пушек. Снаряды ложились ровно.
Окончив стрельбу, броненосец пошел в Биоркэ, где комиссией были произведены следующие учения:
1. Артиллерийское учение со сменой номеров.
2. Крюйт-камерное учение.
3. Пожарная тревога.
4. Водяная тревога с заводкой учебного пластыря, с посадкой людей на гребные суда спасаться и со спуском спасательной ракеты.
5. Посадка десанта на гребные суда со стрельбой с барказов по поставленным мишеням шрапнелью и с ружейной стрельбой с борта.
6. Ночная тревога с отражением минной атаки.
7. Стрельба минами Уайтхеда с минного катера и с судна; причем было выпущено с судна 2 мины и одна с катера.
8. Сборка плотика с погружением на него мин и с приготовлением их к постановке. Самую же постановку не производили.
9. Учение с метательной миной.
10. Шлюпочное учение под веслами и под парусами.
11. Подъем гребных судов.
12. Экзамен учеников специалистов.
Просмотрев авралы и учения, комиссия убедилась в знании нижними чинами своих обязанностей, но не во всех учениях замечалась бойкость и необходимая во время авралов тишина, что следует приписать недостаточному числу учений во время плавания.
Подробного журнала занятий с нижними чинами на броненосце не велось, но из представленных Командиром сведений о занятиях с нижними чинами за время плавания видно, что учения велись с большими перерывами, а за полтора года, с 1 июля 1897 года по январь 1899 года, сведений вовсе не имеется.
Из журнала водолазных работ видно, что водолазы спускались в среднем около двух раз в месяц, до мая сего года, когда водолазные рубахи от долгого употребления пришли в негодность, и эта судовая принадлежность не была своевременно приведена в исправность, ввиду предстоящего скорого возвращения броненосца в Россию.
Для определения познаний нижних чинов специальных знаний комиссия произвела им проверочные испытания и нашла, что они познания свои сохранили. Что касается учеников специалистов, то ученики комендоры, минеры, рулевые и сигнальщики оказали очень слабое познание по своим специальностям.
Комиссия нашла также, что процент неграмотных и малограмотных на броненосце, вернувшемся из продолжительного заграничного плавания слишком велик, и вообще видно, что на занятия грамотностью на броненосце не было обращено должного внимания.
Что касается командной библиотеки, то по заявлению Командира, при уходе броненосца в 1896 году в заграничное плавание, денег на ее обзаведение, по неизвестной ему причине, требовано не было, и в посылаемых впоследствии из счетного отдела расписаниях кредитов на этот предмет сумм не отпускалось.
В настоящее время на броненосце имеется унтер-офицерская библиотека, образовавшаяся при частном содействии Флагмана и Командиров броненосца и пополнявшаяся периодическими изданиями, которые выписывались ежегодно унтер-офицерами, при материальной помощи Командира.
Нельзя не признать желательным, чтобы при продолжительном плавании судна за границей, отпускалась необходимая сумма на пополнение Командных библиотек и на учебные пособия ежегодно. Офицерская библиотека находится в порядке, но число книг очень ограничено.
Штурманская часть найдена в образцовом порядке, о чем свидетельствуют прилагаемые при отчете отзывы членов комиссии Лейтенанта Оглоблинского и Помощника Портового Астронома Шубина.
Практических работ мичманов по штурманскому делу представлено мало, ночные наблюдения вовсе не производились. Некоторые работы представлены неоконченными, и не видно, чтобы работы мичманов просматривались судовым начальством. Письменных работ офицеров, выполняемых по особому распоряжению Командира, представлено не было.
Исторический журнал во время плавания на броненосце не велся.
Фотографических работ на броненосце не производилось.
Отчетность и денежная часть найдена в порядке и исправности. По кредитиву оставался остаток в 11000 фунтов стерлингов и деньгами 2643 франка 61 сантим, что и оказалось в наличии и согласным с книгами.
Что касается вопроса о зачислении броненосца в Учебно-Артиллерийский Отряд, то комиссия не усматривает к тому никаких препятствий, так как его корпус, механизмы и котлы находятся в исправном состоянии.
Относительно подробностей артиллерийского вооружения и снабжения, необходимо иметь заключение Командующего Учебно-Артиллерийским Отрядом, что 9- и 6-дюймовые орудия следует завести на Обуховский завод для осмотра и исправления, а 37-миллиметровые пушки Готчкисса, как выводимые из употребления, заменить такойыми же одноствольными.