Приложения

 

Как был устроен броненосец "Император Александр I!"

 

Корпус. Полное проектное водоизмещение "Александра II" равнялось 8636 т. Но после отказа от подводной деревянной и медных обшивок оно уменьшилось до 8440 т. Согласно проекту, вес кор­пуса должен составить 2935 т. Из них на листо­вую сталь обшивки палуб, переборок приходилось 1925 т, угловую сталь 452 т, профильную сталь 409 т, заклепки и детали из других металлов 149 т. Однако вес корпуса во время его спуска на воду со­ставил 3183,2 т, что на 248,2 т превышало проект­ный. Сам корпус, имевший полные обводы, образо­вывали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали тол­щиной 9,6 и 12,7 мм, и он, как и все броненосцы того времени, имел три палубы (верхнюю, батарей­ную и жилую), а в районе котлов и машин — но­совую и кормовую платформы. Двойное дно нахо­дилось между 12 и 74 шпангоутами, а по высоте поднималось до 3-го стрингера.

Для стрельбы на близкие дистанции при сни­жении орудий верхняя палуба к носу и корме имела некоторую покатость. Непотопляемость обеспечива­лась десятью поперечными и одной продольной во­донепроницаемыми переборками. Носовую оконеч­ность образовывал форштевень, выполнявший и функцию тарана. Он состоял из трех частей (по су­достроительной терминологии того времени — штук) общим весом 18,8 т. Оконечность тарана вы­делялась вперед от плоскости носового перпендику­ляра на 2,2 м и углублялась на 2,74 м. Кормовую оконечность образовывали ахтерштевень с рулевой рамой, к которой крепился руль. Вес ахтерштевня равнялся 6,48 т, рулевой рамы— 6,28 т, руля — 9,2 т. Руль имел площадь 15,8 м .

 

Корпус корабля имел следующие размерения:

Водоизмещение полное (тонн) проект. 8636

                                                         факт. 8440*

                                                                   9244

Превышение проектного водоизмещения (в %) 9,5

Длина по грузовой ватерлинии (м) проект. 101.65

                                                                факт. 101,78

Длина между перпендикулярами (м) 99,36

Проектная осадка на ровный киль (м) 7,0

Фактическая осадка (м) носом 7,15

                                      кормой 7,85

                                      средняя 7,5

Проектная высота надводного борта (м) нос 5,46

                                                               мидель 7,5

                                                                 корма 7,5

Площадь грузовой ватерлинии (м) проект. 1606.0

                                                               факт. 1621,5

Площадь мидель-шпангоута (м) проект. 119.1

                                                           факт. 129,1

Нагрузка на 1 см осадки (тонн) 16,15

Метацентрическая высота (м) 1,12

* Без подводной деревянной и медной обшивок.

 

Бронирование. Броневая защита "Александ­ра II" являлась классической для броненосца той поры и состояла из пояса по ватерлинии, покрыто­го броневой палубой, защиты барбета, казематов четырех 229-мм орудий и боевой (капитанской) рубки.

По ватерлинии корабль имел пояс по всей дли­не, состоящий из сталежелезных плит общим весом 1038,6 т. Плиты имели высоту 2,59 м, из которых по проекту над водой возвышалось 1,06 м (1,52 м находилось под водой). В средней части корпуса крепились плиты толщиной 356 мм, но только на 1,06 м от верхней кромки. Затем плита постепенно утоньшалась до 203 мм к нижней ее части. К носу и корме плиты постепенно утоньшались до 305, 254 и 203 мм. В сечении все они были подобны 356-мм плитам. Плиты устанавливались на шельф, образо­ванный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели подкладку из тиковых брусьев толщиной 254 мм. Все они крепились болтами, проходивши­ми сквозь борт, подкладку и вворачивающимися в саму плиту. Всего на подкладку под броню ушло 128,2 т тиковых брусьев, а общий вес броневых бол­тов превышал 100 т.

Поверх пояса непосредственно на жилой (бро­невой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда железных листов. Ниж­ний ряд имел толщину 19, верхний — 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки этой палубы закрывались броневы­ми 63,5-мм железными крышками. Вок­руг люков, по их периметру, имелись бро­невые комингсы 50,8-мм толщины (об­щий вес 31,4 т).

Барбетные установки 305-мм орудий защищались 254-мм плитами высотой 6 м. Их общий вес равнялся 301,2 т. По­верх барбета находился "башенный купол" толщиной 63,5 мм (вес 39,5 т), защищав­ший прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии.

Четыре 229-мм орудия с носа и кор­мы имели 152-мм траверзные переборки, а с бортов 76-мм плиты. Вес их защиты составил 125 т. 152- и 47-мм орудия имели лишь усиленную наружную об­шивку толщиной 50 мм.

Боевую рубку ограждала защита из 203-мм плит (вес 31,9 т), и она имела крышу из 63-мм стальных листов весом 7 т. Общий вес боевой рубки равнялся 62,1 т.

Всего броневая защита "Александра II" весила 2474 т, что составляло 29% от. первоначального проектного водоизмеще­ния 8634 т.

Артиллерийское вооружение. Оно со­стояло из 34 орудий различного калибра. Наиболее мощными на корабле являлись два 305-мм орудия образца 1877 г, изго­товленные на Обуховском заводе. Каждое орудие имело длину ствола 30 калибров и весило 51,43 т. Вес его снаряда равнялся 367,7 кг, а начальная скорость достигала 637 м/с. Это позволяло ему пробивать 400—410-мм плиту непосредственно у дульного среза и 300-мм плиту на рас­стоянии 20 каб (3700 м) от него. При уг­ле возвышения ствола 15° снаряд проле­тал расстояние 9600 м. При угле возвы­шения 6°, считавшемся наиболее опти­мальным при ведении и корректировке стрель­бы, снаряд пролетал расстояние 32,5 кабельтова (6000 м).

305-мм орудия находились в барбетной уста­новке системы Креля в носовой части. Она, изго­товленная на Санкт-Петербургском Металлическом заводе, весила 160 т (без орудий и броневой защи­ты), имела сложную конструкцию и обеспечивала заряжание и наведение орудий при помощи гидрав­лических механизмов. Установка состояла из вра­щающегося стола, двух орудийных станков с кача­ющимися орудийными платформами (в них уста­навливались сами орудия), механизмов вертикаль­ного и горизонтального наведения, системы подачи снарядов и зарядов к затвору на линию заряжания.

8 случае выхода из строя гидравлической системы имелись механизмы, обеспечивающие ручное наве­дение и заряжание орудий.

 

Тактико-технические данные артиллерийского вооружения броненосца "Император Александр II"

ТТД

Калибр орудия, мм

 

305

229

152

Число орудий, шт.

2

4

8

Год принятия на вооружение

1877

1877

1877

Длина ствола, калибры /м

_20_ 9,14

_25_ 8,0

_25_ 5,32

Полная длина отката орудия, м

0,8

0,914

0,711

Число нарезов, шт.

70

52

36

Длина хода нарезов, м

13,7

7,62

7,62

Вес ствола с замком, т

51,43

22,1

6,3

Род замка

цилиндрический

Вес боевого заряда бурого пороха, кг

134,4

79,7

24,7

Вес практического заряда бурого пороха, кг

63,5

40,8

10,6

Вес холостого заряда, кг

9,0

4,5

2,3

Бронебойный снаряд из закален­ного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг

367,7 853

4,44

126 800

9

61,7 547 2,27

Фугасный снаряд из обыкновен­ного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг

367,7 914 17,2

208,8 962 11,1

61,7 638 3,6

Облегченный практический сна­ряд из обыкновенного чугуна: вес, кг длина, мм вес заряда, кг

315,9 822 14,9

139,8 641 6,6

46 456 3,6

Вес картечи, кг

367,7

141,6 (63 ядра)

54,4 (33 ядра)

 

ТТД

Калибр орудия, мм

 

305

229

152

Начальная скорость снаряда при боевом заряде: вес снаряда, кг скорость, м/сек.

367,7 637

208,8 653

61,7 ;

543

Развиваемая энергия у дульного среза, т/метр

56,7

34

9,4

Наибольший угол возвышения ствола, град. Дальность полета снаряда, м

15 9600

13 8200

15 7400

Наибольший угол снижения ствола, град. Дальность полета снаряда, м

—2

182

—3

85

—5 52

Отстояние оси ствола от кон­структивной ватерлинии, м

8,5

4,5

4,4

Количество штатного боезапаса на корабле: снарядов обыкновенного чу­гуна, шт. бронебойных снарядов, шт. картечи, шт. боевых зарядов, шт.

72

36 12 120

244

100 16 360

880

336 64

1280

Примечание. Кроме 305-, 229- и 152-мм орудий в вооруже­ние броненосца входили 10 47-мм пятиствольных орудий Готчкисса (наиб, угол возвышения. ствола 19°, снижение 18°, боекомплект 16 400 снарядов), установленных на батарейной палубе, 8 37-мм пя­тиствольных орудий Готчкисса (наиб, угол возвышения ствола 12°, снижения 35°, боекомплект 12 960 снарядов), стоявших на марсо­вых площадках, и 2 63,5-мм десантных орудия системы Баранов­ского. Полный вес залпа "Александра Н" на нос (2 305-, 2 229-и 2 152-мм орудия) — 1276,4 кг, траверз (2 305-, 2 229- и 4 152-мм орудия) — 1398,8 кг, корму (2 229- и 2 152-мм орудия) — 541 кг.

 

После выстрела и отката ствола его приводили в свое первоначальное положение гидравлические цилиндры — накатники. Другие два гидравлических цилиндра крепились к столу и непосредственно к качающейся части станка. С их помощью орудия наводили по вертикали. Наибольший угол возвы­шения составлял 15°, наименьший — 2°. Стол с орудийными станками наводился по горизонту дву­мя гидравлическими двигателями, стоявшими на нем и входившими в сцепление своими шестерня­ми на штоках с большим зубчатым ободом, кре­пившимся на специально устроенной промежуточ­ной платформе. Наводили орудия три матроса-на­водчика. Один управлял наведением всей установки по горизонту, два других — каждого ствола по вер­тикали. Горизонтальное наведение установки осу­ществлялось в секторе 220° (по 110° на каждый борт).

Подача снарядов из погреба под установкой производилась на двух лотках. В каждый лоток гру­зили один снаряд и два полузаряда к нему. Подняв лотки на линию заряжания, снаряд и полузаряды досылали в стволы гидравлическими прибойника­ми. Боезапас каждого 305-мм орудия состоял из 60 снарядов. В отличие от броненосцев типа "Екате­рина И" на "Александре П" заряжание происходило при любом горизонтальном угле наведения уста­новки. При отсутствии качки скорость горизонталь­ного наведения установки равнялась 120° в минуту.

К орудиям главного калибра относились и че­тыре 229-мм и восемь 152-мм орудий Обуховского завода. 229-мм орудие образца 1877 г. с длиной ствола 35 калибров (8,0 м) весило 22,1 т. Его 126-килограммовый снаряд при начальной скоро­сти 653 м/сек и угле возвышения 6° преодолевал расстояние 29,75 кабельтова (5500 м). 152-мм ору­дие (образца 1877 г. Обуховского завода) с той же длиной ствола 35 калибров (5,32 м) весило 6,3 т, а его 61,7-килограммовый снаряд (при начальной скорости 543 м/сек, угле возвышения 6°) пролетал дистанцию 21,5 кабельтова (3940 м). Все они рас­полагались на батарейной палубе и находились в специальных станках системы Дуброва. Устройство станков 152-мм орудий позволяло крепить стволы "по-походному" так, что они полностью закрыва­лись орудийными ставнями.

Для защиты от появившегося нового грозного оружия — миноносок на батарейной палубе также устанавливались десять 47-мм скорострельных пятиствольных пушек Готчкисса. Восемь из них сто­яли у борта и во время похода полностью закрывались ставнями, и оставшиеся две стояли в корме на спонсонах, подобных тем, что были на броненосце "Екатерина II". Другие скорострельные орудия — во­семь 37-мм пятиствольных пушек Готчкисса уста­новили на специальных боевых марсах. Это позво­ляло наводчикам заранее обнаруживать атакующие миноносцы и при их приближении поражать их котлы и машины навесным огнем.

В состав артиллерийского вооружения броне­носца входили два 63,5-мм десантных орудия сис­темы Барановского. При высадке корабельного десанта их грузили на катера и доставляли на берег. Боезапас всех орудий (за исключением 305-мм) поднимался из погребов на батарейную палубу та­лями, а затем на тележках подавался непосредст­венно к орудиям.

Минное вооружение. В его состав входили 5 подводных бортовых торпедных аппаратов, установ­ленных на жилой палубе, и 4 катерных торпедных аппарата. У форштевня с каждого борта находились две неповоротные выдвижные трубы. Их устанавли­вали с расчетом на торпедный залп непосредственно перед нанесением таранного удара. За ними, пе­ред броней барбетной установки с каждого борта стояло по одному поворотному аппарату, которые проходили сквозь борт через "яблочные" шарниры. Они имели угол поворота 70° и могли производить стрельбу на курсовых углах от 30° до 100° на борт. Последний пятый аппарат стоял в корме. Его вы­движная неповоротная труба проходила через линию ахтерштевня. Все эти аппараты стреляли 19-фунтовыми торпедами (самодвижущимися ми­нами) Уайтхеда. Наиболее новыми тогда считались торпеды образца 1889 г. Они имели диаметр 380 мм, длину 5,7 м, вес 429,4 кг. Торпеда не­сла боевой заряд в 81,8 кг и при наибольшей скорости 24,7 узла преодолевала расстояние 550 метров.

На каждом паровом катере также стояло по од­ному торпедному аппарату. Из них два стреляли метательными торпедами. Эти торпеды не имели двигателей и винтов и после выстрела по инерции шли к цели, преодолевая расстояние всего лишь в несколько десятков метров.

Два других катерных аппарата предназнача­лись для стрельбы небольшими торпедами дли­ной 3,35 м. Они имели диаметр 355 мм, вес 136 кг (вес заряда 8 кг) и при скорости всего 6,7 узла проходили расстояние 700 м. Всего на корабле хранилось 14 самоходных и 6 метательных мин. Кроме того, еще имелось 36 сфероконических мин, предназначенных к установке с плотиков (2-х катеров с установленной на них платфор­мой).

Для защиты от торпед на "Александре II" в 1892 г. установили новшество — стационарные про­тивоторпедные сети системы английского инженера Буливанта.

Заграждение броненосца находилось в постоян­ной готовности у бортов. Шесты заграждения отва­ливались одновременно с сетями. При отваливании шесты все разом отходили от борта, становясь го­ризонтально и перпендикулярно борту, после чего сети распускались. Вся система состояла из шестов, такелажа к ним и сетей с приспособлениями для крепления их к борту. Имевшиеся на "Александ­ре II" шесты были длиной 8,1 м, диаметром у шпо­ра 165 мм, у нока 127 мм. Всего на корабле име­лось 20 шестов (по 9 с бортов и по 1 в носу и кор­ме). Носовой шест имел длину 5 м, кормовой 6,6 м. Своими штырями шесты входили в "башмаки", крепившиеся, к борту над броневым поясом по ва­терлинии. Носовой и кормовой шесты имели те­лежки, которые при помощи двух оттяжек передви­гались по рельсу внизу шеста. В походном положении оба шеста становились вертикально. Общий вес сетевого заграждения достигал 20 т.

В ведение минной части в то время входило и электротехническое оборудование. Все электрообо­рудование подразделялось на боевое и палубное и было полностью однотипно с установленным обо­рудованием на двух других кораблях, фрегате "Память Азова" и броненосце "Император Нико­лай I".

В боевое освещение этих трех кораблей входили два 90-см и два 30-см прожектора системы Манжена. 90-см прожекторы стояли на специальных пло­щадках на мачтах, и в их задачу входил поиск ми­ноносцев, атакующих ночью. Электроэнергия к ним шла от двух паровых динамомашин системы Грам­ма (60 вольт, 120 ампер). 30-см переносные про­жекторы служили для сигнализации, и в случае не­обходимости могли устанавливаться на катерах. Кроме прожекторов, на корабле имелись электриче­ские рулевые индикаторы фирмы "Сименс и Гальске", указатели к орудиям и электрические звон­ки.

Весьма разветвленной для того времени была и система палубного освещения. Ее установку прово­дила фирма Яблочкова — изобретателя всем изве­стной лампочки накаливания. Для того чтобы полу­чить заказ на установку палубного освещения на "Александре II", "Азове" и "Николае I", фирме пришлось выиграть конкурс, в котором участвовали еще 3 электрические фабрики. В систему освеще­ния входило 279 лампочек, установленных во внут­ренних помещениях,, корабля. В дополнение к ним верхнюю палубу и мостики освещали еще 42 лам­почки. В адмиральском салоне, кают-компании и каютах офицеров лампы находились в изящных люстрах и светильниках, боевых постах и палубах в специальных защищенных плафонах. Для их пита­ния стояли 4 динамомашины Грамма (60 вольт, 20 ампер).

Главные и вспомогательные механизмы. Ход кораблю обеспечивали две вертикальные трехци­линдровые паровые машины двойного расширения, работающие каждая на свой винт. Обе машины об­щей проектной мощностью в 8500 л. с. Изготовили в 1889 г. на Балтийском заводе. Они изготовлялись по чертежам механизмов броненосца "Екатерина II" и имели с ними близкие технические характери­стики. Механизмы вращали четырехлопастные винты системы Гриффитса диаметром 5,8 м (шаг винта 7,0 м), крепившиеся к ступице длиной 0,92 м.

Пар к машинам подавался от двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов (также изго­товленных в 1889 г. на Балтийском заводе), рас­считанных на рабочее давление 6,3 атм (мак­симальное 11,6 атм). Каждый котел имел 4 топ­ки.

Ходовые качества "Александра II" на флоте по­лучили хорошую оценку. На испытаниях 18 сентяб­ря 1890 г. при четырехбалльном волнении, водоиз­мещении 8748 т и средней осадке 7,7 м (что на 308 т и 0,2 м превышало проектные) развил скоро­сть 15,27 узла. И хотя сами машины при рабочем давлении развили всего 8289 л. с. (на 211 л. с. мень­ше проектного), скорость на 0,27 узла превышала проектную. Видимо, сказался удачный выбор очертаний подводной части при составлении в МТК теоретического чертежа.

Практические испытания показали и величины фактического расхода угля. Имея полностью загру­женные ямы (1000 т), "Александр II" по расчетам мог экономическим ходом (8 узлов, 42 оборота винта) в течение 23 дней и 3,5 часов пройти рас­стояние 4440 миль. Этого хватало для перехода по маршруту Кронштадт—Гибралтар—Копенгаген. Имея же полный ход (15 узлов, 24 оборота вин­та), броненосец* за 4 дня и 22 часа преодолевал бы 1770 миль (расстояние, приблизительно равное по своей протяженности маршруту Кронштадт-Брест). При сильном обрастании подводной части скорость корабля подала на 2 узла. Диаметр циркуляции при 10 узл скорости составлял 520 м. Полный поворот совершался за 7 мин. 32 сек. В случае отказа или вывода из строя одной из глав­ных машин броненосец мог идти прямым курсом скоростью 6 узл, повернув перо руля на 25° в сторону работающей машины.

Для борьбы с пожарами и водой, спуска и подъема шлюпок, погрузке угля и боезапаса на корабле имелось множество вспомогательных па­ровых машин малой мощности. Во время стоян­ки, когда главные котлы не работали, к вспомо­гательным механизмам и отопительной систе­ме пар подавался от вспомогательных котлов.

Устройство вспомогательных механизмов, проти­вопожарной и осушительной системы являлось типичным для всех новых кораблей русского флота.

Шлюпки, рангоут и другое оборудование. Всего на "Александре П" установили 4 паровых катера и 9 гребных судов. Самыми большими были два стальных паровых катера длиной по 15,5 м. На них стояли машины мощностью по 60 л. с. Корпуса двух других бездейдвудных катеров длиной по 10,4 м изготавливались из дерева. Они имели машины мощностью по 30 л. с. Все катера развивали скоро­сть в пределах 5—6 узлов. Изготовили их в 1889 г. в Финляндии на заводе Крейтона в Або. По маркировке того времени каждый катер, построенный для флота, имел свой номер. Железные катера, бывшие на "Александре II", имели номера 30/1167 и 31/1168, деревянные — 1113 и 1114.

К самым большим гребным судам относились два 20-весельных барказа и один 16-весельный ра­бочий катер. Они имели длину 11,6 м. Затем шли два 14-весельных легких катера (длина 10,4 м), два 6-весельных спасательных вельбота (длина 8,5 м) и два 6-весельных спасательных яла (длина 6 м).

Все катера, за исключением спасательных ялов, устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и всегда были в немедленной готовности к спуску.

На "Александре II" стояли две мачты одинако­вого размера. Их длина от степса до топа равнялась 25 метрам, диаметр 1,22 м. Мачты имели фор- и грот-стеньги длиной 12,2 м и диаметром 53,3 см. Каждая мачта имела по две деревянные реи: грот- и фок-реи (длиной 23,7 м и диаметром 45,7 см) и грот- и фок-марса-реи (длина 13,1 м, диаметр 22,9см).

Стоячий такелаж состоял из стальных, бегу­чий — из пеньковых тросов и являлся типовым для всех кораблей I ранга.

Для подъема личного состава со шлюпок на ко­рабль вдоль бортов крепилось по одному деревянно­му выстрелу (длина 13,7 м, диаметр 25,4 см). Во время стоянки их "выстреливали" — то есть устанавливали перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных ад­миралтейских якоря (вес каждого без штока 4,91 т), два запасных системы Мартина и два верпа. Адми­ралтейские якоря поднимались цепями (диаметр звена 63,5 мм). Запасные якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями. Верпы, предназначенные для снятия корабля с ме­ли (их на шлюпках заводили на берег и затем выбирали тросы шпилями), крепились у бортов за кормовыми 229 мм орудиями.

Управляли кораблем из ходовой, а во время боя из броневой рубки. В каждой имелось по штурвалу, компасу, рулевому и машинному телеграфу. Рубки были снабжены приборами подачи команд к артил­лерийским орудиям, а также 13 переговорными трубами для связи с основными боевыми постами и каютами адмирала и командира.

 

Сведения о плавании броненосного корабля "Император Александр II" со 2 июня 1896 по 7 сентября 1901 г.

 

Дата перехода

Маршрут перехода

Длина перехода (мили)

Кол-во ходовых часов

Средний ход (узл)

Средне­суточное плавание (мили)

1

2

3

4

5

6

1896 г.

2 июля

В соответствии с приказом Главного Командира Кронштадтского порта от 1 июля 1896 г. № 257 в 4 ч. 45 мин. пополудни подняли флаг, гюйс, вым­пел и начали кампанию в Отдельном отряде судов под флагом контр-адмирала П. П. Андреева

 

 

 

 

16 июля

Из Средней Кронштадтской гавани на Большой рейд

2

 

 

 

30 июля

Выход в море для определения девиации и обратно на Кронштадтский рейд

55

9

6

 

3—6 августа

Уход из Кронштадта до о-ва Фешерен в Кильской бухте

725

83

8,75

210

7 августа

Переход через пролив Большой Белт до маяка Ревснес

100

9,5

10,5

 

8, 9 августа

От маяка Ревснес до Христианзанда

270

29

9,25

223

13—16 августа

Из Христианзанда в Портлендскую гавань

670

65

10,25

247

22—27 августа

Из Портленда в порт Кадикс

1121

122

9,25

220

1—3 сентября

Из Кадикса в порт Алжир

514

51,5

10

237

12—14 сентября

Из Алжира в бухту Калабриа (по пути произвел стрельбу)

470

57

8,25

196

16—19 сентября

Из Калабриа в Пирейскую гавань

715

81.25

8.75

210

1 0 октября

Из Пирея в бухту о-ва Мило

88

12

7,25

 

12 октября

Выход на стрельбу

70

8

8,5

 

13 октября

Из Мило в бухту о-ва Порос

80

9

8,75

 

22 октября

Из Пороса в Пирей для определения девиации

42

5,25

8

 

26—30 октября

Из Пирея в порт Триест

883

92

9.5

230

5 — 9 ноября

Из Триеста в Пирей

882

98

9

216

9 ноября— 8 ян­варя 1897 г.

Стоянка в Пирейской бухте

 

 

 

 

8 января

Из Пирея в бухту о-ва Порос

32

4

8

 

31 января

Из Пороса в Саламанскую бухту

32

4

8

 

31 января и 1 февраля

Из Саламанской бухты на Канейский рейд (о-в Крит)

150

17,5

8,5

 

14 февраля

Из Каней в бухту Суда

26

3

8,5

 

3 марта

Выход в море на стрельбу

50

6

8,25

 

28 марта

Из Суды в Ретимо и обратно

46

5,25

9

 

5 апреля

Из Суды в Ретимо

23

2,5

9

 

5, 6 апреля

Выход в море для блокады своего района о-ва Крит и обратно в Ретимо

67

9,5

7

 

7, 8 апреля

Из Ретимо для блокады Крита и обратно в бухту Суда

92

15

6

 

21 апреля

Из Суды в Ретимо и обратно

49

6

8

 

20 мая

Из Суды в Ретимо на минную стрельбу

45

5,5

8,25

 

21 мая

Из Ретимо в Суду

24

3

8

 

24—27 мая

Из Суды на Мальту в порт Ла-Валетта

504

62

8

194

2 июня

Вход в док Сомерсет

0,25

 

 

 

22—24 июня

Из Мальты в бухту Суда

510

42,5

12

288

26 июня

Из Суды на Канейский рейд

26,5

3

9

 

 

1

2

3

4

5

6

8 июля

Из Канеи в Ретимо

34

3

11,25

 

9 июля

Из Ретимо в Канею

34

3

11,25

 

14 июля

Из Канеи в бухту Суда

26

2,75

9,5

 

21 июля

Из Суды на Ретимский рейд

24

2,25

10,5

 

23 июля

Из Ретимо на Канейский рейд

34

3,5

9,75

 

7 августа

Из Канеи в бухту Суда

26

2,5

10,5

 

23 августа

Из Суды в Ретимо

23

2,5

9,25

 

23, 24 августа

Из Ретимо в обход о-ва Крит и в Ситу

109

11,5

9,5

 

25, 26 августа

Из Ситы в Хисрапетру

74

7,5

10

 

26 августа

Из Хисрапетры к селению Сфакея

93

10

9,5

 

27 августа

Переход в порт Лутро

6

 

 

 

27 августа

Из Лутро в Селино

24

2,75

9

 

28 августа

Из Селино в Лутро и Грабузо

43

4,5

9,5

 

29 августа

Их Грабузо в Киссамо и Судскую бухту

16 67

1,75 6,75

9,25 19,5

 

9 сентября

Из Суды в море на эволюции и затем в Ретимо

101

11

9

 

10 сентября

Из Ретимо в Суду

41

4,5

9

 

23 сентября

Из Суды в Ретимо

23

2,5

9,25

 

24, 25 сентября

Из Ретимо на Смирнский рейд

317

34

9,25

. 223

10, 11 октября

Из Смирны в Суду

281

26,15

10,7

256

4 ноября

Из Суды в море на стрельбу и затем в Ретимо

65

8

8

 

5 ноября

Из Ретимо в Суду

24

3

8

 

25 ноября

Выход в море и обратно в Суду

6

 

 

 

31 декабря

Стоянка на якоре в Судской бухте

 

 

 

 

1898 г.

1 января

Из Суды в море на стрельбу и затем в Ретимо

50

7

7

 

8 января

Из Ретимо в Суду

23

2,7

8,7

 

27 января

Из Суды в Ретимо (на переходе минная стрельба) и обратно в Суду

60

6,5

9,3

 

8 февраля

Из Суды в Ретимо и обратно

46

5

9.3

 

18 февраля

Из Суды в Ретимо и обратно

46

5

9

 

21, 22 февраля

Из Суды на Смирнский рейд

281

25

11,2

270

28 февраля

Из Смирны на Ретимский рейд

272

29

9,2

225

6 марта

Из Ретимо в Суду

22

2,7

8

 

9 марта

Выход в море и обратно

44

5,2

8,5

 

6 апреля

Выход в море и обратно

44

5,2

8,5

 

12 апреля

Из Суды в Канею

58

7,2

8

 

14 апреля

Из Канеи к мысу Херсонес

16

2

8

 

14 апреля

От Херсонеса к селению Памо-Кастро

21

4

5,2

 

15 апреля

От селения Палео-Кастро в Ретимо

37

3,5

10,5

 

15, 16 апреля

Из Ретимо в Суду

22

3

7,3

 

11 мая

Из Суды в бухту Калабриа и на Канейский рейд

30

3

8

 

29 мая

Из Канеи в Ретимо

34

3,8

9

 

31 мая

Из Ретимо в Суду

22

2,2

9,5

 

5 июля

Из Суды в Ретимо

22

2,5

9

 

7 июля

Из Ретимо на Канейский рейд

34

3.7

9

 

19 июля

Из Канеи в море на стрельбу и в Ретимо

50

5,5

9

 

22 июля

Из Ретимо в море на минную стрельбу и затем в Канею

106

11

9,7

 

 

1

2

3

4

5

6

31 июля

Из Канеи в море на стрельбу, затем в Ретимо на ночную стрельбу на ходу

46,5

5,7

8,7

 

1 августа

Возврат после стрельбы в Ретимо

22

4,3

5,3

 

2 августа

Из Ретимо в море на стрельбу

 

 

 

 

3 августа

После стрельбы в бухту Калабриа (на ходу стрельба минами)

81

13

8,3

 

28 сентября

Из Суды в Ретимо

22

2,5

9

 

4 октября

Из Ретимо в Суду

22

3

7,2

 

5 октября

Из Суды в Ретимо

22

2,7

8

 

27 октября— 8 ноября

Три посещения бухты Суда с возвратом в Ретимо

128

 

 

 

10—13 ноября

Из Ретимо в порт Пола

781

84,3

9,3

223

19—24 ноября

Стоянка в доке в порту Пола

 

 

 

 

24 декабря

Выход из Полы для пробы машин и возврат обратно

39

4

10

 

26—29 декабря

Из порта Пола в бухту Наварин

650

72,5

9

215

29—30 декабря

Из бухты Наварин в Ретимо

186

18,3

10,3

 

30 декабря

Из Ретимо в Суду

22,5

2,5

9

 

31 декабря

Стоял на якоре в бухте Суда

 

 

 

 

1899 г.

9 января

Из Суды в Ретимо

22

2,3

9,7

 

12 января

Из Ретимо в Суду

22

2

11

 

3 февраля

Из Суды в Ретимо (по пути произвел стрельбу)

46

5

9,3

 

5 февраля

Выход на минную стрельбу в Суду

49

8,8

13

 

11 февраля

Из Суды в Ретимо

22

2,5

9

 

12 февраля

Выход в море на стрельбу, но из-за шторма вернул­ся на рейд

24

3,5

7

 

12 февраля— 2 апреля

Четыре раза выходил в бухту Суда

88

10

3,6

 

А — 6 апреля

Из Ретимо в Александрию

415

40.5

10,5

255

14, 15 апреля

Из Александрии в Яффу

275

27

10

 

22, 23 апреля

Из Яффы в Бейрут

124

12

10,3

 

5 мая

Из Бейрута в Триполи

44

4,3

10,3

 

6, 7 мая

Из Триполи в Александрию

143

13,4

10,5

 

8 мая

Из Александрии в порт Мерсина

93

10

9

 

9, 10 мая

Из Мерсины в порт Ларнаки (Кипр)

143

14

10,5

 

11Д2 мая

Из Ларнаки в Родос

311

30,5

10,3

 

15 мая

Из Родоса в бухту Ватхи (Самос)

142

13,5

10,5

 

17, 18 мая

Из Самоса в Пирей

185

18,5

10

 

25, 26 мая

Из Пирея в бухту Эдипсо в NW части о-ва Elboca

222

22,7

9,8

 

31 мая

Из Эдипсо в бухту Экинес и обратно

38

4,5

9,5

 

1, 2 июня

Из Эдипсо в бухту Файеро

212

20,5

10,3

 

18 июня

Выход в море на стрельбу

39

4,3

9

 

7—8 июля

Из Файеро в Ретимо (по пути стрельба)

189

18,5

10,3

 

9—10 июля

Из Ретимо в Канею

34

3,8

9

 

16 июля

Из Канеи в Ретимо и в Суду, а затем в Смирну

336

35

9,5

 

25 июля

Из Смирны на Чесменский рейд

71

7,5

9,5

 

27 июля

От Чесмы к церкви Св. Георгия Победоносца и за­тем в порт Кастро (о-в Хиосе)

10

1,8

7

 

27, 30 июля

Из порта Кастро в порт Митилено и бухту Зеро

68

8

17

 

 

1

2

3

4

5

б

30, 31 июля

Из Зеро на Афон и затем в Салоники

160

26,5

19,5

 

3, 4 августа

Из Салоник в бухту Фалеро

269

26,5

10

 

4, 5 августа

Из Фалеро в Суду и обратно

308

33,5

9,5

 

25, 26 августа

Из Фалеро в п. Занте

260

26,3

10

 

28, 29 августа

Из Занте в Пирей

266

28,3

9,5

 

2 ноября

Из Пирея в п. Пола

207

24,3

8,5

 

16, 17 ноября

Из Пола в Смирну (на пути стрельба)

260

26,7

9,8

 

2, 3 декабря

Из Смирны в Салоники

261

27

9,8

 

16, 17 декабря

Из Салоник в Пирей

262

28

9,5

 

31 декабря

Стоянка на якоре в Пирее

 

 

 

 

1900г.

3—7 января

Из Пирея в п. Пола для докования

830

88

9,5

227

10—31 января

Стоянка в доке

 

 

 

 

8—13 февраля

Из П. Пола в Смирну (на переходе произвели стрельбу)

1073

113

9,5

228

20 февраля

Из Смирны в Чесму

71

7

10

 

22, 23 февраля

Из Чесмы в Суду (на переходе дневная и ночная стрельба)

240

28,5

8,5

 

26 февраля

Однодневный выход в море

21

2,5

9

 

29 февраля

Из Суды в Ретимо

24

2,8

9

 

29 февраля

Из Ретимо в Пирей

162

16,5

10

 

12, 13 марта

Из Пирея в Наваринскую бухту

200

19,7

10,5

 

14—16 марта

Из Наваринской бухты в Неаполь

503

54,5

9,5

222

26, 27 марта

Из Неаполя в Аячио

304

31,3

9,8

 

28, 29 марта

Из Аячио в Виль-де-Франс

142

14,5

10

 

21 апреля

Из Виль-де-Франс в Специю

126

13

10

 

23—26 апреля

Из Специи в Бриндизи

738

73

10

243

26, 27 апреля

Из Бриндизи в Корфу

122

14

9

 

4 — 6 мая

Из Корфу в Триест

487

47

10,5

249

17. 18 мая

Из Триеста в Gravosa

312

31,3

10

 

24 мая

Из Gravosa в Bari

135

14,5

9,3

 

25—27 мая

Из Bari в Сиракузы

374

36,8

10,3

244

27—29 мая

Из Сиракузы в Бизерту

335

34

10

237

31 мая

Из Бизерты в Тунис

55

5,7

10

 

3—5 июня

Из Туниса в Триполи

319

31,5

10

243

5—8 июня

Из Триполи в Пирей

655

62

10,5

253

14, 15 июня

Из Пирея в Афон

215

21,5

10

 

17, 18 июня

Из Афона в Салоники

111

12

9,5

 

21, 22 июня

Из Салоники в Пола

143

14,8

9,7

 

18 июля

Из Пола в бухту Stylida (во время стоянки 3 выхода на минные стрельбы

111

 

 

 

21 июля

Из Stylida к городу Euripo

51

6

8,5

 

8, 9 августа

Из Euripo в Пирей

244

26,5

9,3

 

11 августа

Из Пирея в Фалеро

5

 

 

 

4, 5 сентября

Из Фалеро в бухте Суда (о-в Крит)

159

15,3

10,3

 

9, 10 сентября

Из Суды в бухту Фалеро

157

17,5

9

 

20 сентября

Из Фалеро в бухту Милос

84

8,5

10

 

21 сентября

Из Милоса в Санторин

72

7,3

10

 

22 сентября

Из Санторина к о-ву Порос

60

7,5

8

 

23, 24 сентября

Из Пороса а Смирну

163

17,5

9,3

 

 

1

2

3

4

5

6

3, 4 октября

Из Смирны к о-ву Самос и затем в п. Коз

199

21,5

9,5

 

6—8 октября

Из п. Коз в п. Родос и затем в п. Ларнаки (о-в Кипр)

383

37.5

9,5

250

9—13 октября

Из Ларнаки в Александрию и затем в Триполи

312

30,5

9,5

 

14 октября

Из Триполи в Бейрут

46

5

9,3

 

4, 5 ноября

Из Бейрута в Яффу

124

12

10,3

 

6 ноября

Из Яффы в бухту Хайфа

59

6

10

 

8 ноября

Из Хайфы в Бейрут и затем в п. Латакия

173

16,5

10,3

 

13^ 14 ноября

Из Латании в п. Мерсина

93

9,3

10

 

15—18 ноября

Из Мерсины в Ретимо (на переходе стрельба)

544

58,8

9,3

 

18 ноября

Из Ретимо в Суду (о-в Крит)

28

3,5

8

 

24, 25 ноября

Из Суды в Пирей (на пути стрельба и эволюции)

173

24,5

7

 

31 декабря

Стоянка в Пирейской гавани

 

 

 

 

1901 г.

10, 11 января

Из Пирея в Суду

158

15,5

10

 

16, 17 января

Из Суды в Пирей

159

17

9,3

 

28, 29 января

Из Пирея в Сирскую гавань

87

9

9,8

 

2—5 февраля

Из Сиры в Неаполь (на переходе стрельба)

738

74,3

10

240

9—11 февраля

Их Неаполя в Геную (на переходе стрельба)

367

39,4

9,3

224

16, 17 марта

Из Генуи в Тулон

171

16

10,8

 

17 марта

Однодневный выход в море

15

2

7.5

 

23, 24 марта

Из Тулона в Барселону

207

25

8,3

 

26, 27 марта

Из Барселоны в Виль-де-Франс

277

26,3

10,5

 

3, 4 апреля

Из Виль-де-Франс в Тулон

95

11,5

8,3

 

9 апреля

На Тулонский рейд. Затем переход в Ла-Сену в за­вод

0,5

 

 

 

23 июня

Из Ла-Сены в Тулонский док № 3

2

 

 

 

4 июля

Выход из дока. Встали у угольной пристани

1

 

 

 

14 июля

Постановка на бочку № 13 на Тулонском рейде

0,5

 

 

 

16 июля

Выход в море для испытания машин и возвращение к бочке № 13

23

3

7,8

 

23—25 июля

Из Тулона в Алжир

451

48

9,5

225

29—31 июля и 1 августа

Из Алжира в Лиссабон

733

76

9,8

231

2 августа

Приказом № 357 от 2 августа 1901 г. броненосец выведен из Отряда судов в Средиземном море

 

 

 

 

7—11 августа

Из Лиссабона в Шербург

840

80,0

10,4

250

16—21 августа

Из Шербурга в Копенгаген

830

85

9,8

234

28—31 августа

Из Копенгагена в Гельсингфорс

806

83

9,7

233

7 сентября

Прибытие в Кронштадт

 

 

 

 

 

Отчет комиссии главного командира Кронштадтского порта об осмотре броненосца "Император Александр II" после плавания 1896—1901 гг.

 

Приказом Главного Командира Кронштадтско­го Порта от 30 августа 1901 года за № 513 для про­изводства смотра возвратившегося из заграничного плавания эскадренному броненосцу "Император Александр И" была назначена комиссия под моим председательством из членов:

Капитанов I ранга: Молас, Петрова, Помощни­ка Капитана Кронштадтского Порта Капитана I ранга Ларина; капитана 2 ранга Бегрштрессера, Главного Минера Порта Полковника Палецкого, Главного Артиллериста Порта Капитана Занончковского, Главного Инженер-Механика Порта Инспектора Механической части Линдебека, Главного Корабельного инженера Старшего Судостроителя Семенова I, Помощника Портового Астронома Коллежского Советника в отставке Шубина и Глав­ного Бухгалтера Порта Коллежского Советника Бернарда; Представителей Морского Технического комитета: по минному делу Капитана I ранга Буб­нова; по артиллерии Подполковника Аврамова, по механической части Старшего Инженера Механика Владыкина, от Главного Гидрографического Управ­ления Лейтенанта Оглоблинского 2, и от Счетного Отдела Главного Управления Кораблестроения и Снабжения Действительного Советника Турцевича, при делопроизводстве Лейтенанта Драгичевич-Никшич, назначенным циркуляром штаба Кронштадт­ского Порта от 10 сентября за № 1340.

За отсутствием Полковника Палецкого и Стар­шего Судостроителя Семенова 1, присутствовали Лейтенант Леонтьев и Младший Судостроитель Усов.

Совсем отсутствовали Капитан 1 ранга Молас и Статский Советник Дегтярев.

Комиссия приступила к производству смотра 10 сентября 1901 г. и производила его непрерывно до 14-го сентября. Заключения комиссии о резуль­татах смотра изложены в представленном отчете и ведомостях.

Из представленных Командиром судна сведе­ний о плавании видно, что броненосец начал кам­панию в Кронштадте 2 июля 1896 года, ушел в Сре­диземное море, причем находился под флагом Ко­мандующих отрядом Контр-адмиралов Андреева, Скрыдлова, Вальронда и Бирилева, а с 21 августа 1900 года под вымпелом до 2 августа сего года, ког­да броненосец отделился от Судов Средиземного моря, для возвращения в Россию.

За время плавания броненосец посетил около 70 разных портов, заходя в некоторые по несколько раз, наконец 20 августа 1901 года прибыл в Копен­гаген, где был осчастливлен посещением ИХ ИМ­ПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и ГОСУДАРЫНЕЙ ИМПЕРАТ­РИЦЕЙ, причем ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР произ­вел смотр броненосца.

До прихода в Кронштадт за все время плава­ния броненосцем было сделано около 36 000 миль и истрачено угля на все потребности около 19500 тонн.

При уходе броненосца в плавание команда была комплектована полностью, причем молодых матро­сов призыва 1896 года было около 90 человек, что составляло 20% всей команды. Больших перемен в личном составе команды за время плавания броне­носца не было, кроме ежегодных увольнений, вы­служивших свой срок, в запас и ежегодного попол­нения убыли молодыми матросами.

Инспекторский опрос претензий производился комиссией согласно инструкции, причем претензий было заявлено 6, из которых 2 признаны неоснова­тельными, а о 4-х остальных сделаны Командиром запросы в подлежащие команды для определения справедливости их и удовлетворения, но ответы на которые в настоящее время еще не получены.

Гг. офицерами претензий заявлено не было.

Все судовые помещения найдены комиссией в образцовом порядке и чистоте. Предметы снабже­ния размещены удобно и целесообразно.

Два лазарета на 14 коек можно считать доста­точными, при нормальном числе больных, но, по заявлению судового врача, желательно установить в них искусственную вентиляцию; кроме того, указа­но на необходимость установки на броненосце ма­шинок для производства искусственного льда, так как имеемая система Каре не удовлетворяет своему назначению. Здоровье команды за время плавания было удовлетворительное, и особых эпидемических заболеваний не было. За четыре года плавания умерло 12 человек, из коих один утонул.

Что касается поведения команды во время пла­вания, то, вследствие полученного мной особого приказания обратить внимание на большое число штрафованных, комиссия, рассмотрев судовые при­казы и штрафные журналы, выяснила, что число нижних чинов разряда штрафованных в настоящее время достигает 31, что на 582 человек команды со­ставляет 5,3%.

По заявлению Командира броненосца поведе­ние команды было в общем хорошее, но в октябре месяце 1900 года произошел крайне прискорбный случай, когда при стоянке броненосца в Бейруте команда на две очереди посылалась на канонерской лодке "Кубанец" в Яфу, а оттуда в Иерусалим для говения и где оставалась по 3 дня; при этом некото­рые из нижних чинов, в числе 17 человек, позволи­ли себе напиться пьяными между исповедью и при­частием. Случай этот вызвал строгий приказ адми­рала с преданием виновных суду и переводом в раз­ряд штрафников.

Как видно из ротных штрафных журналов, слу­чаи безобразного пьянства, при увольнении коман­ды на берег, повторялись неоднократно. Всего за время плавания было наложено 633 взыскания, из коих по суду 63 и дисциплинарных 565. Число взы­сканий, наложенных в первом 1896 году, было 26, а в 1900 возросло до 158. Случаев наложения телес­ных наказаний было тринадцать.

По осмотру броненосца оказалось, что артилле­рия и минная часть находятся в полном порядке и боевой готовности. Все помещения и материальная часть содержатся в образцовой чистоте и порядке.

За время плавания пояски у -некоторых снаря­дов, а также пороховые ящики попортились, что произошло от неоднократной перегрузки боевых припасов при вводе броненосца в док, в особенно­сти же на Мальте, где все огнестрельные припасы выгружались портовыми рабочими, а наши унтер-офицеры комендоры не допускались даже при­сматривать за выгрузкой. Артиллерийские погреба на броненосце находятся в хорошем состоянии, чи­сты и сухи, так как ремонтировались.

Согласно с мнением Командира комиссия на­ходит целесообразным кормовую крюйт-камеру пе­ренести на место кормового бомбового погреба, а сей последний на место крюйт-камеры, чем в зна­чительной степени облегчится подача. Для освеще­ния крюйт-камеры и бомбовых погребов в каждом фонаре имеется по две лампочки накаливания, но зажигалась лишь одна.

Электрическое освещение с динамо-машинами найдено на броненосце в отличном состоянии и полной исправности; но температура на ходу под­нимается очень высоко. Передача приказаний к электрическим фонарям малоудовлетворительна. Электрического управления фонарями нет. Крайне неудовлетворительно организована передача прика­заний из боевой рубки в батареи и башни.

Мины Уайтхеда найдены в исправном состоя­нии, но хранятся неудобно, так как не защищены от случайных повреждений, и мины, предназначен­ные для носовых аппаратов, хранятся хвостами к корме, что желательно устранить. Помещение для минных якорей неудобно, и мины хранятся в разо­бранном виде.

У сетевого заграждения бакштаги и топенанты перержавели, и оно не установлено.

Корпус броненосца, со всеми переборками и креплениями, по наружному осмотру оказался в благонадежном состоянии. Междудонные отсеки, трюмные отделения, а также все жилые помещения, как офицерские, так и командные, хорошо окраше­ны и в порядке; течи нигде не замечено.

Деревянная настилка верхней батарейной и жи­лой палуб и мостиков, при обыкновенном дефект­ном исправлении вполне благонадежны для внут­реннего плавания броненосца, для заграничного же требуются замены новыми.

Из работ по корпусу во время плавания глав­нейшие были произведены в Тулоне 1 июня 1901 г. и состояли в перемене носовой верхней палубы, в снятии дерева в жилой палубе и замене его линоле­умом, в исправлении сгнившего дерева в бомбовых погребах и в исправлении бортовых деревянных щитов в батарейной палубе.

Гребные суда от долговременного употребления пришли в ветхое состояние и требуют капитального ремонта. На паровых катерах в мае сего Года были перебраны машины и поставлены новые котлы. Минные катера вновь обшиты железом, и машины их перебраны.

По осмотру машинного и кочегарного отделе­ний, комиссия нашла их в образцовой чистоте и порядке. По поднятии площадок в кочегарном и ко­тельном отделениях, они также оказались в образ­цовой чистоте. Машины вполне хороши и не отли­чаются от новых.

Котлы сохранились удовлетворительно и содер­жатся образцово. По настоящему своему состоянию они могут прослужить без большого ремонта еще не менее трех лет, с полным рабочим давлением пара.

Из работ по механизмам и котлам, произведен­ных за границей, наиболее крупными были: пере­мена дымовых труб в котлах и исправление их и выварка движущихся частей машин.

Ведомости о работах, требующих рассмотрения технического комитета, о дефектных работах и о ра­ботах, произведенных во время плавания судовыми средствами, приложены к отчету. Машинный жур­нал велся исправно и находится в порядке.

Для испытания судовых механизмов и произ­водства проверочной стрельбы комиссия на броне­носце 12 сентября вышла в море, причем оказалось, что как главные машины, так и вспомогательные механизмы работали вполне удовлетворительно.

Машинная команда приучена к управлению машинами и котлами, и пар держится ровно, но при увеличении хода до полного под всеми котла­ми, при полном рабочем давлении пара, выказыва­ла некоторое замешательство, объясняемое тем, что за время четырехлетнего плавания броненосец хо­дил только средним и малым ходами, и ни разу не было произведено положенных шестичасовых ис­пытаний действия машин на полном ходу.

На мерной мили броненосец развил наиболь­шую скорость 14,43 узла, при 75—78 оборотах и 80 фунтах давления пара.

После испытания механизмов на броненосце был сброшен пирамидальный щит и произведена смотровая стрельба из всех орудий боевыми заря­дами с расстояния от 7 до 15 кабельтовых, причем сделано 2 залпа из 12-дюймовых башенных пушек. Снаряды ложились ровно.

Окончив стрельбу, броненосец пошел в Биоркэ, где комиссией были произведены следующие уче­ния:

1. Артиллерийское учение со сменой номеров.

2. Крюйт-камерное учение.

3. Пожарная тревога.

4. Водяная тревога с заводкой учебного пласты­ря, с посадкой людей на гребные суда спасаться и со спуском спасательной ракеты.

5. Посадка десанта на гребные суда со стрель­бой с барказов по поставленным мишеням шрап­нелью и с ружейной стрельбой с борта.

6. Ночная тревога с отражением минной атаки.

7. Стрельба минами Уайтхеда с минного катера и с судна; причем было выпущено с судна 2 мины и одна с катера.

8. Сборка плотика с погружением на него мин и с приготовлением их к постановке. Самую же по­становку не производили.

9. Учение с метательной миной.

10. Шлюпочное учение под веслами и под па­русами.

11. Подъем гребных судов.

12. Экзамен учеников специалистов.

Просмотрев авралы и учения, комиссия убеди­лась в знании нижними чинами своих обязанно­стей, но не во всех учениях замечалась бойкость и необходимая во время авралов тишина, что следует приписать недостаточному числу учений во время плавания.

Подробного журнала занятий с нижними чина­ми на броненосце не велось, но из представленных Командиром сведений о занятиях с нижними чи­нами за время плавания видно, что учения велись с большими перерывами, а за полтора года, с 1 июля 1897 года по январь 1899 года, сведений вовсе не имеется.

Из журнала водолазных работ видно, что водо­лазы спускались в среднем около двух раз в месяц, до мая сего года, когда водолазные рубахи от долгого употребления пришли в негодность, и эта судо­вая принадлежность не была своевременно приведе­на в исправность, ввиду предстоящего скорого воз­вращения броненосца в Россию.

Для определения познаний нижних чинов спе­циальных знаний комиссия произвела им прове­рочные испытания и нашла, что они познания свои сохранили. Что касается учеников специалистов, то ученики комендоры, минеры, рулевые и сигналь­щики оказали очень слабое познание по своим спе­циальностям.

Комиссия нашла также, что процент неграмот­ных и малограмотных на броненосце, вернувшемся из продолжительного заграничного плавания слиш­ком велик, и вообще видно, что на занятия грамот­ностью на броненосце не было обращено должного внимания.

Что касается командной библиотеки, то по за­явлению Командира, при уходе броненосца в 1896 году в заграничное плавание, денег на ее обза­ведение, по неизвестной ему причине, требовано не было, и в посылаемых впоследствии из счетного от­дела расписаниях кредитов на этот предмет сумм не отпускалось.

В настоящее время на броненосце имеется ун­тер-офицерская библиотека, образовавшаяся при частном содействии Флагмана и Командиров бро­неносца и пополнявшаяся периодическими издани­ями, которые выписывались ежегодно унтер-офи­церами, при материальной помощи Командира.

Нельзя не признать желательным, чтобы при продолжительном плавании судна за границей, отпускалась необходимая сумма на пополнение Командных библиотек и на учебные пособия еже­годно. Офицерская библиотека находится в поряд­ке, но число книг очень ограничено.

Штурманская часть найдена в образцовом по­рядке, о чем свидетельствуют прилагаемые при от­чете отзывы членов комиссии Лейтенанта Оглоблинского и Помощника Портового Астронома Шу­бина.

Практических работ мичманов по штурманско­му делу представлено мало, ночные наблюдения вовсе не производились. Некоторые работы пред­ставлены неоконченными, и не видно, чтобы рабо­ты мичманов просматривались судовым начальст­вом. Письменных работ офицеров, выполняемых по особому распоряжению Командира, представле­но не было.

Исторический журнал во время плавания на броненосце не велся.

Фотографических работ на броненосце не про­изводилось.

Отчетность и денежная часть найдена в порядке и исправности. По кредитиву оставался остаток в 11000 фунтов стерлингов и деньгами 2643 франка 61 сантим, что и оказалось в наличии и согласным с книгами.

Что касается вопроса о зачислении броненосца в Учебно-Артиллерийский Отряд, то комиссия не усматривает к тому никаких препятствий, так как его корпус, механизмы и котлы находятся в исп­равном состоянии.

Относительно подробностей артиллерийского вооружения и снабжения, необходимо иметь заклю­чение Командующего Учебно-Артиллерийским От­рядом, что 9- и 6-дюймовые орудия следует завести на Обуховский завод для осмотра и исправления, а 37-миллиметровые пушки Готчкисса, как выводи­мые из употребления, заменить такойыми же одно­ствольными.