Предисловие

 

Италия вошла в число держав-победитель­ниц первой мировой войны. Но слабость госу­дарства и весьма скромные военные успехи не дали возможности воспользоваться плодами по­беды. Часть территорий, на которые претендова­ло королевство, отошла к новому государству Югославии. В итальянском обществе возникло недовольство. Униженное чувство национального достоинства привело к власти крайних национа­листов во главе с Бенито Муссолини.

Дуче объявил Средиземное море своей соб­ственностью, и интересы Италии стали пересе­каться с французскими. Началась гонка вооруже­ний. Ограничения в строительстве линейных кораблей по Вашингтонскому соглашению и сложное экономическое положение Франции и Италии привели к тому, что это соперничество стало крейсерско-миноносным.

В начале двадцатых годов крейсерские силы итальянского флота состояли из трех небольших крейсеров-скаутов: "Куарто", "Нино Биксио'" и "Марсала". Это были небольшие крейсера со 120-мм артиллерией, тогда как главный калибр их иностранных аналогов равнялся 150-155 мм. Сле­дует отметить, что полностью боеспособным был только "Куарто", у остальных двух были серьез­ные проблемы с главной энергетической установ­кой. В составе флота также числился крейсер "Либия". Это был уникальный корабль. Под на­званием "Драма" его заложили для турецкого флота в Италии, но после начала итальяно-турец­кой войны реквизировали. Первые два корабля серии "Меджидие" и "Гамидие", вступили в строй в первые годы XX века, а задание на их проекти­рование было разработано еще раньше. В основ­ном "Драма" использовался как стационер и учебный корабль.

Италия, как держава победительница, полу­чила ряд кораблей от Германии и Австро-Венг­рии. От королевского и императорского флота, в наследство достались 2 крейсера: "Сайда", пере­именованный в "Венецию", и "Гельголанд", пере­именованный в "Бриндизи". Последний крейсер был лучшим ходоком флота двуединой монархии.

Все эти корабли были вооружены 100-мм артил­лерией. Из состава кайзеровского флота итальян­ский триколор подняли на крейсерах "Грауденц", который переименовали в "Анкону", "Страс­бург", переименованный в "Таранто", и "Пиллау", переименованный в "Бари". Все они были вооружены 150-мм артиллерией. Эти крейсера принимали активное участие в первой мировой войне, находились не в лучшем техническом со­стоянии и не могли выполнять задачи этого клас­са кораблей.

По мнению итальянских военно-морских специалистов, крейсера того времени должны были выполнять следующие задачи:

1) Лидирование эсминцев и придание им бо­евой устойчивости при атаке вражеских линкоров.

2) Борьба за коммуникации. Уничтожение вражеских торговых судов, как одиночных, так и идущих в составе конвоев, и охранение своих конвоев.

3) Блокада вражеского побережья.

4) Охранение своих линкоров от нападения вражеских легких сил.

5) Разведка.

6) Несение дозоров.

Правда, состояние крейсерских сил фран­цузского флота было еще худшим. Последний французский крейсер, который можно было на­звать легким, поднял военно-морской флаг в 1903 году. Остальные были броненосными и к началу 20-х годов не имели никакого боевого значения. Положение стало меняться в 1922-23 годах, когда на французских верфях были заложены 3 крейсе­ра типа "Duguay Trouin" водоизмещением 7365 т (стандартное). Главный калибр 8 155 мм, 12 551 -мм торпедных труб.

Программа была дополнена 12 большими эсминцами типов "Jaguar" и "Lion" при водоиз­мещении 2000 т, имевшими скорость хода 35 уз­лов и вооруженных 5 130-мм орудиями, и 6 551-мм торпедными аппаратами. Итальянцы ответили — они построили 4 крейсера типа "Ди Джуссано", "Кондотьери" серии "А" и 12 скаутов типа "Навигатори".

"Кондотьери" типа "А" были спроектиро­ваны "Военно-морским комитетом проектирова­ния". Работами руководил генерал-лейтенант корпуса военно-морских инженеров Джузеппе Виан. Водоизмещение новых кораблей определи­ли в 5000-6000 т, вооружение — из 8 152-мм ору­дий. Защита корабля было принесена в жертву скорости и дальности плавания. Конструкторы получили указания, чтобы скорость новых крей­серов была больше на 4 узла, чем у вероятных противников, но каждый из этих кораблей дол­жен быть сильнее французских лидеров.

Конструкторы успешно справились с за­дачей. Во время проектирования эти крейсера классифицировали как "37-уз скауты", позже их переклассифицировали в легкие крейсера. Ко­мандование королевским итальянским флотом настаивало на строительстве 6 легких крейсе­ров, но, из-за финансовых проблем, деньги вы­делили на строительство 4 кораблей. Для них выбраны имена итальянцев — вожаков наемни­ков и искателей приключений времен эпохи возрождения. 1 декабря 1927 г. вышел королевский декрет № 2354, и все 4 крейсера были за­числены в состав флота. Стоимость каждого крейсера составила 59170 000 лир. Два крейсера включили в программу 1929-1930 г. Проект был переработан генеральным конструктором гене­рал-лейтенантом корпуса военно-морских инже­неров Джузеппе Вианом. От него потребовали следующих изменений:

1) Улучшить остойчивость.

2) Усилить бронирование и прочность кор­пуса.

3) Изменить форму надстройки.

4) Улучшить расположение авиационного вооружения.

5) По-другому расположить универсальную артиллерию.

Эта серия получила название "Кондотьери" типа "В" или крейсера типа "Луиджи Кадорна". Оба корабля назвали в честь генералов — участ­ников первой мировой войны. Корабли зачисли­ли в состав флота королевским декретом № 1500 от 19 июля 1927 г. Каждый их них обошелся на­логоплательщикам в 61 500000 лир.