Предисловие
Италия вошла в число держав-победительниц первой мировой войны. Но слабость государства и весьма скромные военные успехи не дали возможности воспользоваться плодами победы. Часть территорий, на которые претендовало королевство, отошла к новому государству Югославии. В итальянском обществе возникло недовольство. Униженное чувство национального достоинства привело к власти крайних националистов во главе с Бенито Муссолини.
Дуче объявил Средиземное море своей собственностью, и интересы Италии стали пересекаться с французскими. Началась гонка вооружений. Ограничения в строительстве линейных кораблей по Вашингтонскому соглашению и сложное экономическое положение Франции и Италии привели к тому, что это соперничество стало крейсерско-миноносным.
В начале двадцатых годов крейсерские силы итальянского флота состояли из трех небольших крейсеров-скаутов: "Куарто", "Нино Биксио'" и "Марсала". Это были небольшие крейсера со 120-мм артиллерией, тогда как главный калибр их иностранных аналогов равнялся 150-155 мм. Следует отметить, что полностью боеспособным был только "Куарто", у остальных двух были серьезные проблемы с главной энергетической установкой. В составе флота также числился крейсер "Либия". Это был уникальный корабль. Под названием "Драма" его заложили для турецкого флота в Италии, но после начала итальяно-турецкой войны реквизировали. Первые два корабля серии "Меджидие" и "Гамидие", вступили в строй в первые годы XX века, а задание на их проектирование было разработано еще раньше. В основном "Драма" использовался как стационер и учебный корабль.
Италия, как держава победительница, получила ряд кораблей от Германии и Австро-Венгрии. От королевского и императорского флота, в наследство достались 2 крейсера: "Сайда", переименованный в "Венецию", и "Гельголанд", переименованный в "Бриндизи". Последний крейсер был лучшим ходоком флота двуединой монархии.
Все эти корабли были вооружены 100-мм артиллерией. Из состава кайзеровского флота итальянский триколор подняли на крейсерах "Грауденц", который переименовали в "Анкону", "Страсбург", переименованный в "Таранто", и "Пиллау", переименованный в "Бари". Все они были вооружены 150-мм артиллерией. Эти крейсера принимали активное участие в первой мировой войне, находились не в лучшем техническом состоянии и не могли выполнять задачи этого класса кораблей.
По мнению итальянских военно-морских специалистов, крейсера того времени должны были выполнять следующие задачи:
1) Лидирование эсминцев и придание им боевой устойчивости при атаке вражеских линкоров.
2) Борьба за коммуникации. Уничтожение вражеских торговых судов, как одиночных, так и идущих в составе конвоев, и охранение своих конвоев.
3) Блокада вражеского побережья.
4) Охранение своих линкоров от нападения вражеских легких сил.
5) Разведка.
6) Несение дозоров.
Правда, состояние крейсерских сил французского флота было еще худшим. Последний французский крейсер, который можно было назвать легким, поднял военно-морской флаг в 1903 году. Остальные были броненосными и к началу 20-х годов не имели никакого боевого значения. Положение стало меняться в 1922-23 годах, когда на французских верфях были заложены 3 крейсера типа "Duguay Trouin" водоизмещением 7365 т (стандартное). Главный калибр 8 155 мм, 12 551 -мм торпедных труб.
Программа была дополнена 12 большими эсминцами типов "Jaguar" и "Lion" при водоизмещении 2000 т, имевшими скорость хода 35 узлов и вооруженных 5 130-мм орудиями, и 6 551-мм торпедными аппаратами. Итальянцы ответили — они построили 4 крейсера типа "Ди Джуссано", "Кондотьери" серии "А" и 12 скаутов типа "Навигатори".
"Кондотьери" типа "А" были спроектированы "Военно-морским комитетом проектирования". Работами руководил генерал-лейтенант корпуса военно-морских инженеров Джузеппе Виан. Водоизмещение новых кораблей определили в 5000-6000 т, вооружение — из 8 152-мм орудий. Защита корабля было принесена в жертву скорости и дальности плавания. Конструкторы получили указания, чтобы скорость новых крейсеров была больше на 4 узла, чем у вероятных противников, но каждый из этих кораблей должен быть сильнее французских лидеров.
Конструкторы успешно справились с задачей. Во время проектирования эти крейсера классифицировали как "37-уз скауты", позже их переклассифицировали в легкие крейсера. Командование королевским итальянским флотом настаивало на строительстве 6 легких крейсеров, но, из-за финансовых проблем, деньги выделили на строительство 4 кораблей. Для них выбраны имена итальянцев — вожаков наемников и искателей приключений времен эпохи возрождения. 1 декабря 1927 г. вышел королевский декрет № 2354, и все 4 крейсера были зачислены в состав флота. Стоимость каждого крейсера составила 59170 000 лир. Два крейсера включили в программу 1929-1930 г. Проект был переработан генеральным конструктором генерал-лейтенантом корпуса военно-морских инженеров Джузеппе Вианом. От него потребовали следующих изменений:
1) Улучшить остойчивость.
2) Усилить бронирование и прочность корпуса.
3) Изменить форму надстройки.
4) Улучшить расположение авиационного вооружения.
5) По-другому расположить универсальную артиллерию.
Эта серия получила название "Кондотьери" типа "В" или крейсера типа "Луиджи Кадорна". Оба корабля назвали в честь генералов — участников первой мировой войны. Корабли зачислили в состав флота королевским декретом № 1500 от 19 июля 1927 г. Каждый их них обошелся налогоплательщикам в 61 500000 лир.