Проект переоборудования в крейсер противовоздушной обороны
В конце первой мировой войны в борьбу за господство на море включился и самолет. Вскоре стало ясно, что появился новый вид оружия. Это подтвердили и локальные войны. Итальянские моряки были свидетелями японо-китайской войны и принимали участие в испанской гражданской войне. Возросшее значение самолета было им также ясно. Эту проблему можно было решить несколькими путями. Одним из них стало переоборудование устаревших крейсеров в корабли ПВО. Первыми по этому пути пошли англичане. Они выбрали для переоборудования устаревшие легкие крейсера типа "С". С них было снято все вооружение, установлены 102-мм орудия, 40-мм и 20-мм зенитные автоматы и смонтирована новая система управления огнем.
Итальянские специалисты внимательно изучили их опыт, и поняли перспективность этого шага. Но в Италии не было хорошего зенитного орудия — известная оружейная фирма "Ансальдо" в середине 30-х гг. только начала проектные работы. Плодом их усилий стало 90-мм орудие с длиной ствола 48 и 50 калибров. Его было решено использовать на двух проходящих модернизацию линкорах типа "Андреа Дориа" и на строящихся линкорах типа "Литторио". Это орудие идеально подходило и к крейсерам ПВО. Вопрос кого перестраивать в крейсера ПВО — перед итальянцами не стоял. "Кондотьери типа А" устарели и потеряли свое главное достоинство — скорость. Первый проект был разработан военно-морским комитетом по проектированию в феврале 1938 г.
Кораблестроительные элементы крейсеров изменились незначительно. Предполагалось, что с них будет демонтировано все вооружение. Вместо него планировалось установить 16 одиночных 90-мм орудий с длиной ствола 48 калибров. Из них 6 должны были стоять в носовой части, 4 в средней, а 6 на корме. Малокалиберную зенитную артиллерию планировали иметь из 10 спаренных 20-мм автоматов. Предполагалось, что они будут размещены на надстройке вокруг второй трубы. Система управления огнем тоже менялась. Усиливалась и защита кораблей. Вторая палуба должна была защищаться 20-мм броней. В корпусе должны были установить 24 и 28-мм профильные переборки. Элеваторы 90-мм башен защищались 30-мм броней. Перегрузки не было, так как демонтируемые башни главного калибра весили столько же, сколько новое вооружение и бронирование.
В то же время специалисты фирмы ОТО (Одеро Терни Орландо) получили заказ от военно-морского министерства на разработку проекта крейсера противовоздушной обороны. Работы были завершены в марте 1938 г. В проекте был заложен гораздо больший объем по перестройке крейсеров. Кроме вооружения, демонтировалась и носовая надстройка. На ее место планировалось установить более широкую, уменьшенную по высоте надстройку. Защита не изменилась. Число и расположение 90-мм орудий было такое же, как на предшествующем проекте. Система управления огнем состояла из 4-х командно-дальномерных постов и центрального артиллерийского поста.
Малокалиберная зенитная артиллерия равнялась 20 20-мм орудиям (2 группы по 5 спаренных автоматов в каждой). Каждая группа устанавливалась на стабилизированных платформах. Одна по левому борту, вторая по правому борту. Они находились перед второй дымовой трубой.
Еще один проект выполнили в июне 1938 г. Военно-морским проектным комитетом. В отличие от предшествующих, он был вооружен 4 135-мм орудиями в двух двухорудийных башнях, на корме находилось 4 90-мм орудия. 135-мм орудия с длиной ствола 45 калибров состояли на вооружении легких крейсеров типа "Капитани Романи", как главный калибр, и на модернизированных линкорах типа "Андреа Дориа". Историки считают, что это орудие было лучшим произведенным в Италии. Планировалось смонтировать две системы управления огнем: для 90-мм и для 135-мм орудий. Последние состояли из командно-дальномерных постов с 6-метровыми дальномерами, а данные от них поступали в центральный артиллерийский пост. Схема управления огнем 90-мм орудий была такая же, как на предшествующих проектах, сокращалось до трех лишь число КДП.
К сожалению для итальянских моряков, "Кондотьери" типа А так и остались в своем первоначальном виде. Воплотись эти планы, то северо-африканские конвои получили бы хоть какую-то защиту кораблей от ударов с воздуха. Самым удачным был третий проект, который мог противостоять не только авиации, но и защитить себя и конвой при нападении вражеских эсминцев.
Характеристики 135 и 90-мм орудий.
а) 135-мм орудие с длиной ствола в 45 калибров. Разработка завода "Ансальдо": вес установки неизвестен; начальная скорость снаряда — 825 м/сек.; угол возвышения — +45°; угол снижения - 5°; максимальная дальность стрельбы (по морской цели) — 19 600 м, (по воздушной цели -5000 м) скорострельность 6 выстрелов в минуту.
б) 90-мм орудие с длиной ствола в 50 калибров (данные для орудия 48 калибров приведены в скобках): вес ствола — 1,77 т; вес установки -19,7 т; угол возвышения -- +75°; угол снижения — -3°; начальная скорость при фугасном снаряде - 865 м/сек.; дальность стрельбы по морской цели — 10550 м, по воздушной цели — 5000 м; вес фугасного снаряда 10,13 кг; скорострельность 12 выстрелов в минуту (15 выстрелов в минуту).