Тактико-технические данные
Водоизмещение: стандартное 5408 т ("Луиджи Кадорна"), 5492 т ("Армандо Диац"), полное "Луиджи Кадорна" 7112т (без мин), 7182 т (с минами на борту). "Армандо Диац" 7194 т (без мин), 7288 т (с минами на борту).
Размерения: длина 169,33 м (наибольшая), 160 м (межу перпендикулярами), ширина 15,58 м ("Луиджи Кадорна"), 15,5.96 м ("Армандо Диац"), осадка 5,5м.
Крейсера типа "Луиджи Кадорна" обладали очень красивым и стремительным силуэтом. Форштевень их был слегка изогнут, ниже ватерлинии находился небольшой бульб. Крейсера имели развитый полубак, доходивший до надстройки. На палубе бака находились две башни главного калибра. При этом башня № 2 была линейно-возвышенной.
Далее в корму располагалась надстройка с командно-дальномерным постом № 2, затем шла треногая мачта с компасной площадкой, на которой помимо компаса, находилась и антенна радиопеленгатора. На топе мачты находился командно-дальномерный пост № 1 (высота от уровня моря 25 метров). По бортам у мачты располагались командно-дальномерные посты универсального калибра. За ними стояла первая дымовая труба, в нее входили дымоходы из двух котельных отделений. Первая труба была довольно-таки большой и имела характерный выступ в сторону фок-мачты.
На площадке за трубой находилась спаренная 100-мм установка универсального калибра, а по бортам на палубе два торпедных аппарата. За аппаратами на верхней палубе по бортам стояли две 100-мм установки, шлюпочная площадка и затем треногая грот-мачта, с краном для подъема шлюпок и гидросамолетов. Около нее по бортам стояли еще две установки универсального калибра, за ними шла вторая дымовая труба меньших размеров, далее в корму стояла катапульта, и за ней, две линейно-возвышенных башни главного калибра (№ 3 и 4).
Корпуса были разделены на 17 водонепроницаемых отсеков:
1 отсек. Кладовые.
2 отсек. Душевые экипажа и склад бензина.
3 отсек. Кубрики, шпилевое отделение, кладовые.
4 отсек. Кубрики, отделение вспомогательных механизмов.
5 отсек. Кубрики, подбашенное отделение башни № 1 главного калибра и погреба боезапаса.
6 отсек. Кубрики, подбашенное отделение башни № 2 главного калибра и погреба боезапаса, центральный пост и пост энергетики и живучести.
7 отсек. Гальюны экипажа, канцелярия, первое котельное отделение.
8 отсек. Гальюны экипажа, прачечные, каюты старшин, второе котельное отделение.
9 отсек. Каюты старшин, пост управления главной энергетической установкой, погреб боезапаса универсального калибра.
10 отсек. Каюты старшин, вспомогательное котельное отделение и первое (носовое) машинное отделение.
11 отсек. Кубрики, старшинская кают-компания и третье котельное отделение.
12 отсек. Старшинские каюты и второе (кормовое) машинное отделение.
13 отсек. Каюты офицеров, подбашенное отделение башни № 3 главного калибра и погреб боезапаса.
14 отсек. Офицерские каюты, подбашенное отделение башни № 4 главного калибра и погреб боезапаса.
15 отсек. Офицерские каюты, салон командира и отделения вспомогательных механизмов.
16 отсек. Кают-компания офицеров и румпельное отделение.
17 отсек. Кладовые.
В надстройке находились: ходовая, штурманская и боевая рубки, походная каюта командира, радиорубка, шифровальная рубка, командная библиотека, три камбуза (офицерский, старшинский и для нижних чинов).
Главная энергетическая установка крейсеров состояла из 2-х турбин системы "Парсонса" и 6 котлов "Ярроу". Механизмы для "Луиджи Кадорна" были изготовлены "Fabbrica Macchine Trieste S-Andrea, de Cantieri Riunti dell Adriatico", для "Армандо Диац" "Cantieri di Sestri della Odera Terni Orlando". Мощность механизмов, по разным данным, колебалась от 95000 до 96000 л.с.
Данные о проектной скорости хода также различные: от 35 до 37 уз. На испытаниях крейсера развили более высокую скорость: "Кадорна" при водоизмещении 5815 т 38,1 уз (мощность механизмов 112930 л .с.), "Диац" при водоизмещение 5943 т, 39,7 уз (мощность механиз-мов!21407 л.с.). Запас топлива составил 1180 т ("Кадорна"), 1152 т ("Диац"). Дальность плавания при скорости 16 уз равнялась 3088 миль, 18 уз — 2970 миль, 30 уз -1500 миль, 32 узла —1248 миль, 34 уз —986 миль.
Управление главной энергетической установкой осуществлялось с центрального поста— там был пост вахтенного инженер-механика и командира электромеханической боевой части. В этом помещении на особой доске находились приборы, которые показывали давление пара в котлах и турбинах, расход нефти и пара, 6 соленомеров, 2 кренометра системы Малинари, 6 указателей (счетчиков) оборотов турбин и винтов, 2 машинных телеграфа.
Пост был связан с основными пунктами управления кораблем, а также со всеми машинными и котельными отделениями с помощью телефона и переговорных труб. Имелась и пневмопочта, соединяющая пост энергетики с основными постами управления кораблем, а также с шифровальной и радиорубкой. Пост живучести находился в другом месте.
Крейсера имели два трехлопастных винта, диаметром 4,36 м., изготовленных из бронзы, один полубалансирный руль площадью 25,3 м2. Управляли рулем гидравлический, электрический и ручной приводы.
Защита крейсеров так же, как и у предшественников была очень слабой. Вес бронирования составлял всего 8% от водоизмещения. Основу составил пояс из хромо-никелевой стали. Он шел от 28 до 173 шпангоута в носовой части. Толщина пояса варьировалась от 18 до 24 мм (в районе погребов боезапаса, машинных и котельных отделений).
Конструкторы, понимая слабость бронирования, разместили на расстоянии 1,8-3,5 м от борта продольную противоосколочную переборку. Сверху на поясе разместили 20-мм палубу, на 28 и 173 шпангоутах находились бронированные 20-мм траверзы. Боевая рубка имела 25-мм броню борта и 20-мм броню крыши и палубы. Коммуникационная труба и боевые рубки в центральном посту защищали 30-мм листы, башни главного калибра имели лобовую броню — 20 мм, бортовую, крыши и барбетов — 22 мм.
Итальянские судостроители считали, что это бронирование сможет выдержать попадание снарядов лидеров и эсминцев вероятного противника, вооруженных 120-138-мм артиллерией. А от более сильного противника крейсера смогут уйти.
Главный калибр крейсеров типа "Луиджи Кадорна" состоял из 8 152-мм орудий с длиной ствола в 53 калибра, образца 1929 г. Орудие было спроектировано фирмой ОТО и было слегка измененной версией орудий системы Ансальдо. Его баллистические характеристики были такими же, как у предшественников. Конструкторам фирмы ОТО удалось изменить цикл заряжания и увеличить скорострельность. Цикл заряжания орудий Ансальдо занимал 14 секунд, а у орудий фирмы ОТО 9 секунд. Их скорострельность составляла 7 выстрелов в минуту. Практическая скорострельность равнялась 4-5 выстрелам в минуту.
Боекомплект главного калибра в мирное время составил 210 фугасных и бронебойных снарядов на орудие. Во время войны боекомплект увеличивался.
В центральном артиллерийском посту (ЦАП) находился центральный автомат стрельбы системы "Сан Джорджио" на "Диац" и "Галилео" на "Кадорна". В автомат управления стрельбой данные поступали от двух командно-дальномерных постов (КДП). На крыльях мостика имелись специальные посты для управления огнем ночью.
В итальянском флоте были отработаны следующие схемы управления огнем:
1) Централизованное управление огнем из КДП № 1 (данные вырабатываются в ЦАП).
2) Централизованное управление огнем КДП № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).
3) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).
4) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатываются в самой башне).
5) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатываются в ЦАП).
6) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатываются в самой башне).
7) Управление огнем с ночных визиров (данные вырабатываются в ЦАП).
Универсальная артиллерия состояла, из 6 100-мм орудий, той же модели, что и на "Кондотьери типа А". Боекомплект равнялся 560 осколочных снарядов, 560 зенитных и 240 осветительных. Во время войны боезапас увеличили до 2000 снарядов. Система управления огнем состояла из двух КДП по бортам у надстройки. Данные вырабатывались в отдельном центральном посту, находившемся в надстройке.
Крейсера типа "Луиджи Кадорна" планировали вооружить 4 спаренными 37-мм автоматами фирмы "Бреда" и 4 спаренными 13,2-мм пулеметами. Когда корабли находились в постройке, выяснилось, что производство 37-мм автоматов наладить не удастся. Временно были установлены 2 одноствольных 40-мм автомата системы "Виккерса-Терни" образца 1915г., модернизированных в 1930 г. Это был знаменитый "Пом-Пом".
Усиление мелкокалиберной зенитной артиллерии провели в 1938 г., после изучения уроков испанской гражданской войны. С крейсеров были демонтированы 40-мм автоматы. Их заменили 8 20-мм автоматов с длиной ствола 65 калибров производства завода "Бреда" в 4-х спаренных установках. Боекомплект 40-мм автомата — 3000 патронов (бронебойных и трассирующих). Боекомплект 20-мм автоматов 2400-3000 снарядов.
В 1943 г. с "Луиджи Кадорна" сняли 13,2-мм пулеметы. Их заменили 2 спаренных 20-мм автомата "Бреда" и 4 одноствольных 20-мм автомата с длиной ствола 70 калибров производства завода Скотти Изотта Фрачини, образца 1939 г.
Крейсера "Кондотьери В" вооружили двумя 533-мм спаренными торпедными аппаратами, образца 1928 г. Они находились по бортам на верхней палубе за первой дымовой трубой. Угол обстрела составил от 30° до 110° по борту. Боекомплект равнялся 8 торпедам (4 в аппаратах и 4 в контейнерах, рядом с аппаратами). В отличие от "Кондотьери А" для аппаратов "Кондотьери В" использовались торпеды двух типов "Si" (Silurificio italiano Napoli) и "W" ("Whithead Fiume") с аналогичными характеристиками.
Крейсера типа "Луиджи Кадорна" имели и противолодочное вооружение — 32 глубинных бомбы модели 1934 т. весом 128 кг и массой взрывчатого вещества 100 кг. Скорость погружения бомбы равнялась 2,5 м/сек. Глубина взрыва могла быть установлена на 20, 40. 70, 100 м. Бомбы могли сбрасываться с двух бомбосбрасывателей типа 432/302 образца 1934/ 1937 г. Из них глубинные бомбы выстреливались сжатым воздухом. Бомбометы размещались на юте по бортам. Во время войны количество глубинных бомб увеличилось до 72. Это были глубинные бомбы образца 1936/ 50Т. Вес этой глубинной бомбы равнялся 64 кг, вес взрывчатого вещества 50 кг, радиус поражения 7 м, скорость погружения 2,5 м/сек, установка поясов взрыва определялась 20, 40, 70, 100 м.
"Кондотьери В", как и все легкие крейсера итальянского флота, были оборудованы рельсами для постановки мин. В зависимости от типа на борт могли принимать от 84 до 138 мин.
Противоминное вооружение состояло из трех параванов, которые обеспечивали безопасную 100-м полосу, глубиной 9 м. В походном положении они находились на надстройке у башни № 2 (линейно-возвышенной) по бортам и один на носовой стенке.
Слабость радиоэлектронного вооружения была вызвана "немощью" электронной промышленности Италии. Итальянские ученые открыли принципы работы радио и гидролокаторов, но запустить эти приборы в производство им не удалось. Поэтому этих важнейших приборов на вооружении крейсеров типа "Кадорна" не было. Кроме радиостанции на крейсерах была установлена пассивная гидроакустическая станция и система звукоподводной связи "Спада".
"Кондотьери В" были оборудованы катапультой типа "Cagnotto", она была неподвижной и развернута на левый борт на 30°. Гидросамолеты не имели ангара и хранились прямо на катапульте, на особой тележке. В первые годы службы на крейсере базировались самолеты CRDA. Cant Z-25 AR. Но в 1938 году их заменили на IMAM/ RO-43. Авиагруппа состояла из 1-2 самолетов. Бортовые номера самолетов "Кадорна" 421 и 422, "Диац" 441 и 442. В 1943 г. авиационное вооружение с "Кадорна" было демонтировано.
В штурманское вооружение входили магнитные компасы, гирокомпас немецкой фирмы "Ан-ш1ютц", радиолокаторы, секстанты и хронометры.
До войны крейсера были выкрашены в светло-серый цвет. "Диац" до своей гибели так и не был закамуфлирован. "Кадорна" закамуфлировали в марте 1942 г. Камуфляжная окраска состояла из пятен неправильной формы светлого и темно-серого цвета. На баке для опознания собственной авиации нанесли красные и белые полосы. В 1944 г. крейсер был перекрашен: корпус стал темно-серый, надстройки светло-серые. Во время пребывания в Таранто он был выкрашен в светло-серый цвет.
Экипаж колебался от 507 до 544 человека.