Служба
"Луиджи Кадорна"
26 октября 1929 г. верфь "Кантиери Риунти делл Адриатике" в Триесте получила заказ на строительство легкого крейсера. 19 сентября 1930 г. он был заложен на стапеле, освободившемся после спуска тяжелого крейсера "Фиуме". На соседнем стапеле постепенно вырастал корпус трансатлантика "Конти ди Савойя".
Корпус крейсера, названного "Луиджи Кадорна", спустили 30 сентября 1931 г. 11 августа 1933 г. работы на корабле были завершены, начались испытания и прохождение курса боевой подготовки, после чего его зачислили в состав 2-й эскадры. 22 апреля 1934 г. на рейде Венеции прошла церемония вручения кораблю так называемого "Боевого знамени". Кроме "Кадорна" в это же время аналогичные церемонии прошли на крейсерах "Банде Нере", "Коллеони", "Ди Джуссано и "Да Барбиано".
"Луиджи Кадорна" получил "Боевое знамя" от женщин города Палланца — родного города генерала Луиджи Кадорна. Оно хранилось в небольшом ящике. На знамени был вышит золотом следующий текст: "В память о великом человеке корабль назван "Кадорна". Флаг этого корабля будет развеваться над волнами. Его будет видеть весь мир, и все время его судьба будет связана с итальянским флотом. Это знамя вручено в 1934 г. Знамя вручила госпожа Лина Албазини Цугназско".
После завершения церемонии для корабля началась повседневная служба. 4 августа 1934 г. крейсер принимает участие в больших маневрах флота, за которыми наблюдал Б. Муссолини. По их завершении 10 августа он участвовал в параде. Затем в составе флота "Луиджи Кадорна" находился в Адриатическом и Ионическом морях. В основном он занимался боевой подготовкой, как индивидуально, так и в составе соединения. Крейсер также заходил в небольшие прибрежные итальянские города. 2 мая 1935 г. "Кадорна" находился на рейде Триеста. Он принимал участие в торжествах по случаю открытия памятника Назарио Сауро. Затем для корабля вновь началась обычная служба. Его часто можно видеть на рейдах Ла-Специи, Ла-Маддалены, Кальяри и многих сицилийских портов.
С 11 по 15 августа 1935 г. состоялся визит в египетский порт Александрия. 26 ноября 1936 г. начались большие маневры итальянского флота, закончившиеся парадом на рейде Неаполя. В это время в Испании уже шла гражданская война, принимавшая все более ожесточенный характер. Италия фактически участвовала в войне на стороне националистов генерала Франко. Корабли ее флота обеспечивали поставки оружия.
30 декабря 1936 г. "Кадорна" выходит в море и 1 января 1937 г. прибывает в Танжер. С 3 по 6 января 1937 г. корабль охраняет конвои из Танжера в Геуту и с 7 по 9 января возвращается в Кальери. С 9 по 12 августа 1937 г. крейсер патрулирует у берегов Испании в поисках военной контрабанды и уже "работает" на "Комитет по невмешательству". Так сначала крейсер перевозит военную контрабанду, а потом охотится за ней. 25 августа 1937 г. "Кадорна" принимал участие в параде на рейде Ла-Специи.
В апреле 1938 г. он принимает участие в показательных маневрах флота. 5 мая Б. Муссолини показывал своему союзнику и другу А. Гитлеру итальянский флот. ''Кадорна" участвовал в этом мероприятии. В апреле 1939 г. крейсер принимал участие в операции по захвату Албании, 9 апреля действует в районе Дураццо и Сан Джиовани да Медуе, 12 апреля стоит в Велоне и 21 апреля возвращается в Бриндизи. Затем снова короткий выход в море, посещение Дураццо и 23 апреля возвращение в Бриндизи.
В это время начало второй мировой войны стало неотвратимо. Противостоящие блоки искали себе новых сторонников. Чтобы повлиять на позицию Югославии, был проведен 11 мая большой парад итальянского флота. За ним наблюдал принц Павел. Затем прошли большие маневры в южно-итальянских водах. Вскоре "Кадорна" вместе с "Да Барбиано" передали в распоряжение учебного отряда. В сентябре 1939 г. итальянский флот готов к войне — на кораблях получены все запасы по нормам военного времени, экипажи увеличены до штатов военного времени.
В декабре 1939 г. на корабле провели небольшой текущий ремонт и модернизацию зенитного вооружения, после чего корабль прибыл в порт Аугуста и вошел в состав 2-й бригады крейсеров. В апреле 1940 г. "Кадорна" перевели в Таранто, и он вошел в состав 4-бригады легких крейсеров под командой контр-адмирала Алберто Маренко ди Мариондо в составе 1-й эскадры. Флагманом бригады стал легкий крейсер "Да Барбиано". Это соединение было разделено на два дивизиона: в первом находились "Да Барбиано" и "Кадорна", во втором "Ди Джуссано" и "Диац". В конце мая "Кадорна" и "Да Барбиано" вернулись в Аугусту.
10 июня Италия вступила во вторую мировую войну. Но для "Кадорна" война уже началась - вечером 9 июня крейсер в составе эскадры выходит в море. Рядом с ним идут флагманский крейсер "Да Барбиано", эсминцы "Корацциери" и "Ланциери". В ночь с 9 на 10 июня в Сицилийском проливе было выставлено активное минное заграждение "LK" (428 мин).
7 июля 1940 г. в 13.00 "Кадорна" выходит в море в составе сил прикрытия африканского конвоя. Силы прикрытия включали в себя почти весь итальянский флот. "Кадорна" входит в состав 4-й бригады крейсеров ("Да Барбиано", "Ди Джуссано" и "Диац"). В соединение также входила 3-я флотилия эсминцев типа "Навигатори". 4-ю бригаду преследовали неудачи, сначала произошла авария в котельном отделении "Диац". В бою у Калабрии произошло попадание снаряда в линкор "Джулио Чезаре". Во время отхода в Таранто своя и вражеская авиация бомбила итальянские корабли. Не были исключением "Кадорна" и "Диац". Во время отражения воздушных налетов зенитная артиллерия израсходовала 10769 снарядов. Крейсерам пришлось зайти в Мессину.
В ночь с 13 по 14 июля прошел переход в Таранто, и "Луиджи Кадорна" отправился к стенке местного казенного завода. Работы продолжались до 27 августа, и уже во время выполнения работ приняли решение о переводе крейсера для дальнейшего ремонта в Ла-Специю. 28 августа в 22 часа 50 минут с рейда Таранто уходит небольшое соединение кораблей итальянского флота в составе крейсеров "Кадорна", "Диац", "Ди Джуссано" под охраной 14-й и 15-й флотилии эсминцев типа "Навигатори".
В Мессинском проливе были проведены учения. Вскоре "Кадорна" отделился от соединения и 30 августа в 14.00 прибыл в Ла-Специю. 1 сентября, стоя у стенки местного завода, он выводится в резерв. 20 ноября "Кадорна" выходит в море и на мерной миле развивает скорость 30,8 уз. Затем корабль возвращается к стенке завода для переборки механизмов. В очередном выходе в море, при водоизмещении 7428 т, крейсер развил скорость 32,8 уз. Но уже 24 ноября крейсер снова выводится в резерв.
12 февраля 1941 г. "Луиджи Кадорна" возвращается в состав флота. На него перевели экипаж крейсера "Ди Джуссано". 18-19 февраля прошла погрузка боезапаса, 22 февраля прошел первый выход в море для уничтожения девиации и 24 февраля первые артиллерийские стрельбы. 4 марта "Кадорна", под охранением эсминцев "Грекале" и "Берсельере", выходит в море. 5 марта в 13 часов 45 минут отряд прибывает в Палермо. "Луиджи Кадорна" зачислен в состав 4-й дивизии крейсеров. 21 апреля 1941 г. из Италии в Северную Африку отправляется очередной конвой: 4 немецких транспорта под охранением 4-х эсминцев.
Командование итальянского флота располагало разведывательной информацией о базировании на Мальте флотилии британских эсминцев и приняло решение отправить в море соединение прикрытия: крейсера "Кадорна", "Банде Нере", эсминцы "Маестрале" и "Сирокко". Оно вышло в море в 0 часов 25 минут 23 апреля. Итальянские крейсера патрулировали район банки Киркенна. Английские эсминцы вышли в море, но перехватить конвой им не удалось. Единственной жертвой британцев стал транспорт "Эгео". 25 апреля итальянские корабли вернулись в Палермо.
Следующий выход в море состоялся 8-9 мая, кроме "Кадорна", в море вышли крейсера "Банде Нере" и "Гарибальди". Крейсера патрулировали свое побережье. Стоянка в порту была короткой. В это время Средиземное море пересекало несколько итальянских конвоев. 11 марта из Палермо в море вышло соединение прикрытия — те же три крейсера под охранением эсминцев "Маестрале", "Алпино" и "Сирокко". 12 мая корабли были в районе острова Пантелнерия. В это время на флагманском крейсере "Банде Нере" попала соленая вода в конденсаторы. Адмирал Порцио Джиаваноло перешел на "Кадорну", а бывший флагман вместе с эсминцем "Алпино" ушел в базу. Остальные корабли продолжили выполнение задачи. 12 мая в 22 часа 40 минут началась атака английских самолетов-торпедоносцев. Их целью был "Кадорна". Крейсер сумел уклониться от торпед, и 14 мая итальянское соединение вернулось в Палермо.
25 мая крейсер снова выходит в море, его сопровождают эсминцы "Маестрале" и "Гренале". Цель выхода —дальнее прикрытие большого конвоя из итальянских портов. После получения информации о выходе в море британских кораблей конвой, "Кадорна" и охранение легли на обратный курс, и 20 мая в 15 часов 15 минут соединение прикрытия прибыло в Палермо.
С 27 по 29 мая "Кадорна" с 2 эсминцами находился в дальнем охранении конвоя (6 транспортов, 1 танкер, с эскортом из 4 эсминцев), шедшего из Триполи в Италию. Конвой благополучно дошел до порта назначения и соединение прикрытия вернулось в Палермо. 9 июня "Кадорна", "Банде Нере", под охранением эсминцев "Маестрале", "Сирокко" и "Грекале" выходят в море, для проведения зенитной стрельбы. Следующие 10 дней крейсер простоял на рейде Палермо.
С 19 по 20 июня "Кадорна" вместе с "Банде Нере" вышли в море из Палермо, встретились с крейсером "Ди Джуссано" и эсминцами "Маестрале", "Сирокко" и "Грекале". Во время перехода провели учебные стрельбы и направились в Мессину. 7 июля прошел смотр крейсера командующим флотом. 16 июля "Кадорна", сопровождаемый эсминцем "Сирокко", вышел из Мессины и направился в Палермо. На переходе они встретились с крейсером "Банде Нере", шедшим из Ла-Специи, где он проходил очередной ремонт. 17 июня корабли прибыли в Палермо. Крейсер стоял в этой базе до 4 августа.
На кораблях в Палермо часто объявляли воздушную тревогу. 4 августа был получен приказ о перебазировании в Таранто, и 5 августа крейсера "Кадорна" и "Ди Джуссано", на переходе в районе Стебони встретились с линкором "Андреа Дориа", тяжелым крейсером "Тренто" и флотилией эсминцев. 6 августа все корабли прибыли в Таранто. 8 августа с 11 часов 40 минут до 20 часов 30 минут крейсера "Ди Джуссано" (флаг адмирала Иакино) и "Кадорна" под охранением эсминцев "Алпино", "Берсельере", "Гранатиери", "Фуцилиери", провели стрельбы по щиту. 18-19 августа эти же корабли снова выходят в море для проведения дневных и ночных стрельб.
Следующий месяц "Кадорна" простоял на рейде и 17 сентября начал подготовку к очередному ремонту. 24 сентября с крейсера выгрузили боезапас, и 25-го он прибыл к стенке местного завода, где начались работы по электромеханической и артиллерийским боевым частям. Ремонт завершили 18 октября. Затем после стоянки в бассейне Map Пикколо, 27 октября произвели выход в море на испытания и устранение девиации магнитного компаса. С 23 октября крейсер находился в Таранто.
20-21 ноября 1941 г. "Кадорна", охраняемый миноносцем "Аретуза", совершает переход из Таранто в Бриндизи". В это время обстановка со снабжением немецко-итальянской армии в Северной Африке стала катастрофической — на Средиземном море господствовал Английский флот. Чтобы изменить стратегическую ситуацию, итальянское командование запланировало крупную операцию по проводке нескольких небольших конвоев. "Кадорна"-должен был совершить самостоятельный переход с грузом бензина. 21 ноября на борт крейсера погрузили 330 т мазута, 210 т нефти, 360 ящиков с боеприпасами. На борт поднялись 13 унтер-офицеров и 90 рядовых. 22 ноября в 19 часов 40 минут "Кадорна" выходит в море из Бриндизи в сопровождении эсминца "Аугусто Риботи". Вскоре эсминец ложится на обратный курс и крейсер идет один.
22 ноября в 3 часа 47 минут сигнальщики корабля доложили о следе торпеды. Но от нее удалось уклониться. С этим эпизодом связана историческая загадка. Известный историк Ю. Ровер указывает британское время этой атаки -1 час 25 минут, но не приводит название атаковавшей лодки (Rohwer Allien. Submarine Attack of World war two S. 148). Дальнейший переход прошел без происшествий. Утром 23-го ноября в охранение крейсера вступил итальянский гидросамолет "Cant Z-501", затем на горизонте появился миноносец "Каллиопе". 23 ноября в 11 часов 50 минут корабль прибыл на рейд Бриндизи, и груз благополучно выгрузили на берег. На борт крейсера приняли 103 итальянских, 106 немецких военнослужащих и 82 британских военнопленных. В 18 часов 12 минут "Луиджи Кадорна" вновь вышел в море.
Обратный переход прошел без происшествий, и 25 ноября в 23 часа 38 минут корабль прибыл в Таранто. Стоянка в этом порту была короткой. 5 декабря на борт крейсера опять погрузили 10000 канистр бензина, 100 т мазута, 70 ящиков с боеприпасами и продовольствием. 7 декабря "Кадорна" вышел в море. Состоялся короткий заход в Аргостоли, и 11 декабря он прибыл в Бенгази. Там с корабля выгрузили груз, а на борт приняли 920 военнопленных англичан.
После этого "Кадорна" вышел в зимнее штормовое море. Планировалось, что пунктом назначения будет Таранто, но во время перехода получили приказ следовать в Бриндизи. 12 декабря крейсер прибыл в порт назначения. Значение этих двух прорывов очень велико, в Африке в это время шли серьезные бои, и топливо оказалось очень кстати. Вскоре на борт крейсера приняли 10000 канистр с бензином, а также итальянских военнослужащих.
В период с 17 по 22 декабря крейсер посетил ряд греческих портов, где выгрузил груз. В бухте Суда на борт приняли британских военнопленных и ушли в Бриндизи. В это время в штабе решалась его судьба. После гибели 13 декабря крейсеров "Да Барбиано" и "Ди Джуссано" было принято решение об использовании крейсера в качестве учебного корабля военно-морских училищ. 2-3 января состоялся переход из Бриндизи в Полу. Для крейсера началась повседневная рутинная служба. В январе "Кадорна" выходит в море на учебные стрельбы курсантов учебного отряда (с 12 по 16). С 25 по 28 января в порту на корабле проводились занятия с курсантами. 30-31 января "Кадорна" — флагман соединения, разыскивавшего пропавшую подводную лодку "Медуза". Она не была обнаружена, так как 30 января в 14 часов ее потопила британская подводная лодка "Торн".
Первые 12 дней февраля корабль стоял на рейде Полы, и на его борту проводились занятия с курсантами. 13 февраля выход к дамбе Вал де Фико для стрельба по мишеням. С 14 по 20 февраля стоянка на рейде Полы. 26 февраля повторные артиллерийские стрельбы у Вал де Фико. Первую половину марта на борту "Кадорна" находились курсанты школы торпедоносной авиации. Отрабатывались новые тактические приемы.
16 февраля крейсер выходит в море и проводит учебные стрельбы, ас 17 по 20 марта учения на рейде Полы. 21 марта "Кадорна" выходит на учебные стрельбы к Фазане под охранением миноносцев "Аудаче", "Т-3", 2 торпедных катеров с участием транспорта "Сан Джорджио". 22-26 марта крейсер простоял на якоре и 27 марта снова выходит в море, в охранении миноносцев "Медичи", "Т-3" с транспортом "Сан Джорджио" и 2 торпедными катерами для учебных стрельб у Фазаны. С 29 по 31 марта различные учения. С 1 по 6 апреля 1942 г. провели учения на якоре, затем ремонт в артиллерийской боевой части, и 7 апреля корабль вышел в море. В охранении крейсера находился миноносец "Аудаче", "Т-3", 2 торпедных катера и самолеты. Провели стрельбы по воздушной цели и 8 апреля вернулись в базу.
В начале мая 1942 г. на "Кадорна" проводились различные ремонтные работы. 5 мая он вышел в море на зенитные стрельбы и стрельбы по морской цели, с 6 по 17 мая простоял на рейде, где провели учения на якоре и ремонтные работы. С 18 по 20 мая крейсер проводит стрельбы в районе Вал де Фико, с 20 по 29 мая стоянка на рейде Полы, 30 мая выход в море для учений с палубным гидросамолетом. Первую неделю июня крейсер простоял на рейде. На его борту проводились учения и ремонтные работы. 10 июня прошло празднование дня Военно-морского флота, с 11 по 22 июня — учения на рейде. 23-24 июня "Кадорна" выходит в море к Вал де Фико на ночные стрельбы, затем состоялся переход в район Фазаны на дневные стрельбы и учения по запуску и подъему корабельного гидросамолета.
С 25 по 29 июня корабль простоял в базе, 30 июня вышел на стрельбу с пристрелкой методом "вилки". До конца мая 1943 г корабль в боевых действиях участия не принимал, а занимался усиленной боевой подготовкой: 6 июня "Кадорна" выходит в море, учение палубного гидросамолета, затем стрельба в районе Вал де Фико, с 7 по 9 июля текущий ремонт, с 11 по 20 учения в базе, с 21 июля по 5 августа обучение курсантов, совмещенное с ремонтными работами, 6 августа посещение корабля офицерами-слушателями школы торпедной авиации, 7 августа выход на учебные стрельбы к Вал де Фико, 8-11 августа — учения на рейде, затем 12 выходов на стрельбы к Вал де Фико, с 13 по 23 — учения на рейде и ремонтные работы, с 24 августа по 2 сентября — стрельбы у Вал де Фико, 3-4 стоянка в базе, занятия с курсантами, 5 и 10 сентября "Кадорна" выходит в море для выполнения зенитной стрельбы, с 11 по 15 сентября на корабле проводились учения по живучести и стрельбы по движущейся цели, затем по воздушной мишени, имитирующей торпедную атаку и учения по постановке дымовой завесы.
С 17 по 22 сентября крейсер простоял в базе, 23 сентября-23 октября провели текущий ремонт, 24 октября на борту "Кадорна" проводятся совещание и учебные занятия, темой которых было действие самолетов против кораблей и отражение одним кораблем авианалета, с 1 по 4 ноября учения на рейде, 5 ноября посещение крейсера офицерами из корпуса Берсальеров (горные стрелки), с 13 по 19 —занятия на рейде, 20 ноября —выход к Вал де Фико для стрельбы по воздушной цели, с 21 по 26 — занятия на якоре, 27 ноября — выход к Вал де Фико на торпедную стрельбу.
2 декабря на борт крейсера приняты курсанты венецианской школы механиков, с 3 по 8 декабря — учения на якоре, 9 декабря с "Кадорны" выгрузили почти весь боезапас, 10 декабря состоялся переход в Монфальконе на ремонт, в охранении 2-х торпедных катеров, 2-х гидросамолетов "Кант Z-501", с 11 по 15 декабря крейсер на заводе. 16 декабря — возвращение в Полу, 17 декабря на корабль грузят боезапас, с 18 по 28 декабря занятия на рейде, 29 декабря выход в море к Вал де Фико на учебные стрельбы, 31 декабря курсанты-механики завершили практику и покинули корабль, 31 декабря-2 января — празднование Нового 1943 года, 3 января — прибытие новых курсантов-механиков венецианской школы, с 4 по 6 января -учебные занятия, 8-9 выход к Вал де Фико на ночную стрельбу, с 9 по 26 января — учеба курсантов на якоре, 27-28 января — выход в море к Вал де Фико на стрельбу, 30 января курсанты-механики после завершения практики покинули корабль, 2 февраля на борт корабля прибыли 93 курсанта-механика, 6 февраля — стрельбы у Вал де Фико, с 7 по 25 февраля — обучение курсантов на якоре, 27 февраля курсанты-механики завершили практику, 3 марта на борт крейсера приняли 88 курсантов-механиков, с 4 по 14 января — занятия на борту, с 15 по 16 марта — выход к Вал де Фико на дневную и ночную стрельбы. 17-28 марта на борту корабля учебные занятия курсантов, 29 марта завершившие практику курсанты-механики покинули корабль, с 30 марта по 1 апреля — корабельные работы. 2 апреля "—прием 95 курсантов-механиков и с 3 по 14 апреля их занятия на борту, 15-16 апреля выход к Вал де Фико на дневные и ночные стрельбы (в них принимали участие артиллеристы выведенного в резерв линкора "Джулио Чезаре" и курсанты военно-морской академии), с 17 по 28 апреля учеба на борту, 29 апреля курсанты-механики завершили практику и покинули "Кадорна". 1 мая выход в море к Вал де Фико на стрельбы и после возвращения в Полу на борт крейсера прибыли курсанты-механики. 11 мая выход к Вал де Фико для испытаний радиолокатора, с 20 по 23 мая — учения в порту.
Ночью с 23 на 24 мая корабль принял участие в отражении вражеских авианалетов. 29-31 мая крейсер снова выходит в море на испытания радиолокатора. По возвращении в базу курсанты отправлены на берег.
Пока "Кадорна" выполнял важную, но не боевую работу, итальянский флот потерял большое количество кораблей. В конце мая в составе флота было всего 6 легких крейсеров. Судостроительная промышленность Италии не могла восполнить эти потери. Пришлось изыскивать внутренние резервы. Первые 13 дней крейсер простоял в порту Пола. В последний день стоянки на "Луиджи Кадорна" был получен приказ о перебазировании в Бриндизи и зачислении его в состав 8-й дивизии крейсеров.
До 23 июня крейсер стоял в порту. Первой боевой задачей крейсера стала транспортировка войск в Албанию. 24 июня "Кадорна" выходит в море с 60-ю военнослужащими. Переход из Бриндизи в Дураццо, в охранении трех гидросамолетов, прошел без происшествий. В албанском порту на борт крейсера приняли 340 военнослужащих. Обратный переход прошел без происшествий. 26-го снова выход в море— на борту корабля 798 военнослужащих. Переход из Бриндизи в Теодо прошел без происшествий. На обратном пути на борт крейсера было принято 275 военнослужащих. 30 июня крейсер выходит в море из Бриндизи и берет курс на Дураццо, на его борту военнослужащие и военные материалы. Во время обратного перехода на борту находились 375 военнослужащих.
Первые дни июля крейсер простоял на рейде Бриндизи, в ночь с 3 на 4 июля прошел переход из Бриндизи в Таранто. В период с 11 по 13 июля "Кадорна" отрабатывает боевую подготовку, потерянную во время исполнения обязанностей учебного корабля, и каждый день выходит в море на дневные и ночные стрельбы главным калибром. С 14 по 16 июля — стоянка корабля на рейде Таранто. 17 июля в 2 часа 40 минут ночи с Тарантского рейда ушло два корабля — это был крейсер "Луиджи Кадорна" и эсминец "Николосо да Рекко". Была получена радиограмма о том, что крейсер "Сципионе Африкано" ведет бой с вражескими торпедными катерами. Соединение в 6 часов утра вернулось в Таранто, не имея контактов с противником.
С 18 июля по 3 августа корабль простоял на рейде Таранто, 3 августа началась погрузка мин. В 4 часа утра 4 августа в море вышли крейсера "Кадорна" и "Сципионе Африкано" в охранении миноносцев "Линце" и "Саггитарио". Вскоре на миноносце "Линце" произошла авария, и он вернулся. Остальные корабли продолжили переход. В 5 часов 58 минут были обнаружены два торпедных следа. Миноносец обнаружил подводную лодку. С британской стороны эти события выглядели следующим образом. Английская подводная лодка "Ансин" (лейтенант Крафорд), патрулируя у мыса Риццкуто, обнаружила вражеское соединение, состоящее из крейсера типа "Аттилио Реголо" в охранении двух эсминцев. Был произведен четырехторпедный залп по самой крупной цели, но торпеды прошли мимо. Пока "Саггитарио" бомбил лодку и догонял крейсер, мины были выставлены к 6 часам 30 минут. Вскоре в охранение вступили два гидросамолета. "Саггитарио" оказывал помощь "Линце". Все корабли благополучно добрались до базы.
Отдых был коротким, и вскоре началась очередная погрузка мин. '6 августа те же корабли вышли в море. Во время перехода к месту постановки на "Саггитарио" обнаружили работу вражеского радиолокатора. В 4 часа 42 минуты был замечен силуэт вражеского корабля, вступать в бой с которым с минами на палубе очень опасно. Поэтому командир соединения приказал возвращаться в базу, и в 8 часов 55 минут они прибыли в Таранто. Позднее приняли решение снова попытаться выполнить операцию. В 0 часов 40 минут 7 августа с рейда в Таранто в море вышли "Кадорна", "Сципионе" и "Да Рекко".
На итальянских кораблях постоянно перехватывались передачи вражеских кораблей и самолетов. В 5 часов 30 минут с катапульты "Кадорна" стартовал гидросамолет для разведки. С 6 часов 10 минут до 6 часов 46 минут мины были поставлены, и корабли пришли на рейд Таранто, где и простояли до 14 августа. На следующий день это же соединение вышло в море и поставило очередное минное заграждение, на обратном пути выполнив торпедные и артиллерийские стрельбы.
Следующий выход в море прошел 20 августа. В это время итальянский флот готовился к последней решающей битве, поэтому и учения были очень серьезными. В них были задействованы линкоры "Кайо Дуилио", "Андреа Дориа", легкие крейсера "Луиджи Кадорна", "Африкано Сципионе", "Помпео Магно", эсминцы "Николосо да Рекко" и "FR-23" (бывший французский лидер "Tigre") и миноносец "Саггитарио". Эскадра в заливе Таранто провела стрельбы. Имело место и учение по отражению налетов самолетов-торпедоносцев. Роль противника исполнил гидросамолет с "Кадорна". По возвращении в гавань крейсер простоял на рейде.
23 и 28 августа произошли налеты союзной авиации на Таранто. В это время на самом высшем уровне решалась судьба Италии, шли закулисные переговоры с западными союзниками. Но для моряков "Кадорны" война продолжалась. 3 сентября на борт крейсера приняли 68 мин. Рядом смертоносный груз принимали "Сципионе" и эсминец "Да Рекко". Но постановку минного заграждения сначала перенесли, а потом отменили, и 6 сентября мины выгрузили. На кораблях получили приказ пополнить запас топлива и воды. 8 сентября в 18 часов 30 минут (по другим данным, 18 часов 20 минут) радисты "Кадорна" приняли радио из Алжира, в котором американский генерал Эйзенхауэр заявил о том, что Италия заключила перемирие с западными союзниками.
8 19 часов 45 минут по итальянскому радио выступил глава правительства маршал Бадольо. В 21 час радио Мальты обратилось к итальянским кораблям с предложением идти в союзные или нейтральные порты. Местные власти в Таранто не имели ничего против. С корабля на берег сошли немецкие офицеры по связи с авиацией. Командир крейсера капитан 2 ранга Паоло Мангарини выступил перед экипажем и объяснил обстановку.
9 сентября в 16 часов 40 минут с рейда Таранто вышла итальянская эскадра адмирала Да Зары и взяла курс на базу вчерашнего противника, Ла-Валетта (о. Мальта). В подчинении Да Зары находились линкоры "Андреа Дориа", "Дуилио" и легкие крейсера "Кадорна", "Помпео Магно", эсминец "Да Рекко". Переход прошел без происшествий. В 9 часов 20 минут 10 сентября они встретились с британскими эсминцами, которые повели их на Мальту. Вскоре в охранение вступили греческий эсминец "Василисса Ольга" и британские торпедные катера. "Все корабли входили на рейд в четком строю, совершенно исправные, с выстроенными на палубе экипажами. Они получили все ответные почести, предписанные морскими традициями. Точно такое же уважение с самого начала встретили их адмиралы и офицеры". (Брагадин М.А. "Битва за Средиземное море: взгляд побежденных", стр. 448).
Правда, официальный итальянский историк забывает о вежливой просьбе выгрузить на берег боезапас и радиостанции. Британское командование решило перевести корабли в Александрию. 14 сентября в море вышли британские линкоры "Кинг Георг V", "Хоу" и 6 эсминцев, они вели конвоирование итальянского соединения в составе линкоров "Италия", "Витторио Венето", крейсера "Кадорна", "Эугенио ди Савойе", "Дука д Аоста", "Монтекуколли" и 4 эсминца.
16 сентября эскадра прибыла в Александрию, где и ожидала решение о своей участи. 23 сентября британский адмирал Каннингхем и морской министр итальянского правительства адмирал Де Куртен заключили соглашение об использовании военных кораблей и торговых судов королевства в продолжающейся войне. Начался период сотрудничества. 13 октября на борт "Кадорна" вернули боезапас. 16 октября в море вышла из Главной базы вчерашнего противника итальянская эскадра, крейсера "Кадорна", "Эугенио ди Савойе", "Дука д Аоста", "Монтекуколли" и 4 эсминца. 18 октября в 17 часов 25 минут корабли прибыли в Таранто, бросив якорь на рейде Map Гранде, на следующее утро перешли на рейд Map Пикколо. 20 октября состоялась инспекция корабля морским министром.
Стоянка на рейде затянулась до 7 ноября. В этот день в 22 часа крейсер выходит в море, берет курс на Палермо. На его борту 112 военнослужащих. В Палермо корабль приходит 8 ноября в 16 часов 50 минут. 10 ноября убывает из Палермо в Таранто, с военным снаряжением, 26-27 ноября из Таранто в Триполи с военнослужащими британских военно-воздушных сил и в ночь с 28-29 ноября возвращается в Таранто, имея на борту военнослужащих ВВС.
Следующий месяц "Луиджи Кадорна" перевозит солдат и технику вчерашнего противника. 1-2 декабря из Триполи в Таранто, 2-3 возвращение, 6-7 декабря из Таранто в Триполи, 7-8 декабря обратно, 9 декабря возвращение в Таранто, 10-11 декабря из Таранто в Триполи и 11 декабря возвращается из африканского порта в Таранто, 13-14 — стоянка в порту, 15-16 — очередной переход в Триполи, 17-18 — возвращение в Таранто, 19-20 — стоянка в базе, с 21-22 — привычный путь в Триполи, 23-24 — переход из Триполи в Неаполь, 25-26 — стоянка на рейде, празднование Рождества, 28-29 декабря — переход из Неаполя в Таранто. На этом война для корабля окончилась.
По возвращении в Таранто экипаж "Кадорна" перевели на борт плавказармы "Тоскани", а крейсер вывели в резерв. Весь 1944 г. он простоял в Таранто на рейде Map Пикало. Административно "Кадорна" входил в состав "группы крейсеров". Такое положение вещей сохранялось и в 1945 г. Единственный выход в море прошел 20 октября 1945 г. для пробы механизмов и стрельбы из 100-мм орудий. В январе 1946 г. корабль передали в распоряжение "командования торпедных сил", и он продолжал стоять в Таранто. По условиям парижского договора "Кадорна" остался в составе итальянского флота и в 1947-1951 гг. использовался в качестве учебного корабля.
1 мая (по другим данным, 1 июня 1951 г.) его вычеркнули из списков флота и вскоре разобрали на метал л.
"Армандо Диац"
Второй крейсер серии заложили 28 июля 1930 г. на верфи ОТО (Odero-Terni Orlango), в Ла-Специи, спустили на воду 17 июля 1932 г. (по другим данным, 10 июля 1932 г.), сдали флоту 29 апреля 1933 г. Корабль вступил в строй раньше "Кадорна".
После прохождения испытаний и курса боевой подготовки зачислен в состав 2-й эскадры королевского итальянского флота. В июле 1933 г. крейсер участвует в маневрах и завершавшем их параде.
22 апреля 1934 г. на рейде Неаполя состоялась церемония вручения "Боевого знамени".
Оно хранилось в ящике из ценных пород дерева. На ящике была выгравирована золотая надпись: "Доблесть. Победа при Венето. Рим помнит. Враг разбит"). В церемонии вручения принимал участие наследник престола принц Пьемонтский. Службу провел кардинал Альванези. В 10 ч. 30 мин. "Боевое знамя" было передано крейсеру. Находившиеся поблизости скауты "Да Рекко", "Маллоцелло", "Пессагно" и "Да Веррацано" произвели салют. После завершения церемонии высокие гости отбыли на спуск миноносца "Асторе".
В мае "Диац" посетил Триполи. Первые два летних месяца прошли в рутинной службе. 4 августа начались большие учения, на которых присутствовал Б. Муссолини. 6 августа командиром крейсера стал капитан 1 ранга Анжело Иакино, который в годы войны станет командующим итальянским флотом. В войне он проиграет несколько сражений, и более того, все корабли, которыми он командовал до войны, погибнут. Но вернемся в 1934 г. 10 августа "Диац" принимал участие в большом параде. Затем началась подготовка к заграничному плаванию.
1 сентября корабль вышел в море из Ла-Специи. Цель плавания — участие в праздновании столетия основания провинции Виктория и города Мельбурн. По пути состоялись заходы в Порт-Саид, Аден, Коломбо, Танджонг, Приск, Батавию. 8 октября крейсер прибыл в Австралию, с 12 по 14 октября он простоял в Сиднее, затем в Мельбурне, на рейде которого находились корабли австралийского и новозеландского флотов. Великобританию представлял тяжелый крейсер "Сасекс", США — крейсер "Аугуста" (СА-31), Франция для участия в торжествах выделила авизо "Адмирал Шарнье".
После завершения торжеств итальянский крейсер посетил порт Хобарт (Тасмания) и Веллингтон (Новая Зеландия), затем вернулся в Австралию с заходами в небольшие порты. Везде красавец-крейсер пользовался успехом у местного населения и в особенности у представителей итальянской диаспоры. Покинув Зеленый континент, крейсер прошел Большой Барьерный риф, проследовал проливом Торреса, прошел море Флореса, прошел южнее Целебеса, с 10 по 13 декабря стоял на рейде Манкасара, затем ушел в Сингапур, и 16 декабря "Диац" бросил якорь на рейде этой британской базы — "Гибралтара Востока". 27 декабря крейсер прибывает в индийский порт Бомбей. Там экипаж корабля встречает новый 1935 год, 3 января выходит в море, совершает переход и с 16 по 29 января стоит в порту Моссауа, затем проходит Суэцкий канал и 6 февраля 1935 г. прибывает в сицилийский порт Аугуста. "Армандо Диац" снова вернулся в состав 4-й бригады крейсеров.
1935 и первая половина 1936 г. прошли для крейсера в обычной службе мирного времени. Единственным событием, достойным упоминания, стал уход на повышение капитана 1 ранга Анжело Иакино. 17 июня 1936 г. в Испании вспыхнул мятеж военных под руководством генерала Франко. Близкие по идеологии государства, Италия и Германия, пришли на помощь мятежникам. У итальянского флота появилась новая задача. Вторая половина 1936 г. прошла относительно спокойно. В середине ноября 1936 г. крейсер принимал участие в учениях флота и 26 ноября участвовал в параде на рейде Неаполя.
Командование дало возможность экипажу встретить Рождество и новый 1937 год в кругу семьи. 3 января "Армандо Диац" выходит в море из Кальери, 7 января прибывает в испанский порт Пальма ди Мальорка. Цель похода — обеспечение "итальянских интересов", и в период с 13 по 19 января возвращается в Кальяри. С 27 по 31 января "Диац" охраняет торговое судно с пополнением для франкистов. Переход из Кальяри в Мелиллу прошел без происшествий, и до 5 февраля он находился в этом порту, с 6 по 10 февраля перешел из Мелиллы в Пальма ди Мальорка и 16 февраля прибыл в Ла-Специю.
Пребывание в итальянских водах было коротким. 19 марта "Армандо Диац" выходит в море, охраняя очередной транспорт с оружием. Переход из Кальяри в Мелиллу прошел без происшествий. С 25 по 28 марта состоялся обратный переход в Ла-Специю, и после возвращения в базу крейсер вернулся к повседневной службе. Этот период в жизни корабля завершился в начале августа.
С 9 по 12 августа "Армандо Диац" крейсировал, уже разыскивая суда с "военной контрабандой". 9 ноября крейсер вышел в море из Ла-Специи, И ноября -- прибытие в Пальма ди Мальорка, и с 11 ноября по 23 декабря стоял в этом порту, 23-24 декабря перешел полным ходом в Ла-Специю. Новый 1938 год принес крейсеру обычную службу. В начале мая он принимал участие в больших маневрах флота. 5 мая на параде Б. Муссолини показывал А. Гитлеру морскую мощь Италии.
Второе полугодие 1938 г. и первое полугодие 1939 г. прошли для крейсера в обычной службе мирного времени. 9 июля "Диац" вышел в море из Ла-Специи, и после похода по центральному и восточному Средиземноморью 29 июля корабль прибыл в Таранто. Политическая обстановка тем временем с каждым днем ухудшалась. Поэтому на крейсере, как и на всех кораблях итальянского флота, началась мобилизация. В декабре 1939 г. были выполнены работы по замене зенитной артиллерия.
В день начала войны "Армандо Диац" входил в состав 4-й бригады крейсеров, 1-й эскадры, базирующейся на Таранто. В первый военный месяц, июнь 1940 г., корабль участия в военных действиях не принимал. Первой его операцией стал выход 7 июля 1940 г., приведший к битве у Пантеллерии (Пунта Стило).
На пути к месту боя на борту "Диац" произошла авария в механизмах. Обстановка на крейсере ухудшалась, и 9 июля командующий эскадрой приказал ему идти в базу, вместе с "Кадорна". Но вскоре началась битва. Моряки "Диац" видели последствия попадания снарядов в линкор "Джулио Чезаре", а главный калибр крейсера произвел два залпа по вражеским эсминцам. Возвращение в базу было тяжелым, произошла авария рулевого устройства на "Кадорна", и начались атаки вражеских и своих самолетов. 9 июля в 23 часа 30 минут корабли прибыли в Мессину. С 10 июля по 3 августа на них проводили ремонт повреждений.
28 августа в 22 часа 50 минут в море из Таранто вышло итальянское соединение: крейсера "Кадорна", "Диац", "Ди Джуссано" и 2-я флотилия эсминцев. В Мессинском проливе "Кадорна" отделился от остальных кораблей, 29 августа прибыли в Палермо, 30 сентября вновь вышли в море и прибыли в Неаполь. Весь сентябрь и октябрь "Диац" и "Ди Джуссано" совершали переходы из Неаполя в Палермо и обратно. 28 октября 1940 г. Италия вторглась в Грецию.
В рамках этой операции было решено захватить остров Корфу. Для решения этой задачи сформировали специальное морское соединение под командованием адмирала Турра, силы прикрытия состояли из 4-й бригады крейсеров. "Диац" и флагманский "Банде Нере" и "Ди Джуссано" получили приказ прибыть в албанские воды, 28-29 октября перешли из Палермо в Валону и там ожидали приказа. Там на рейде произошла авария в котельном отделении крейсера "Банде Нере". Командир бригады перебрался на "Ди Джуссано".
1 ноября операцию отменили, и крейсера вышли из Волоны в Сицилийский порт Аугусту. Стоянка в этом порту окончилась 12 ноября, крейсера вышли в море и 13 ноября прибыли в Палермо. Во время стоянки а этом порту "Диац" несколько раз выходил в море на учения, а 21 декабря на устранение девиации магнитных компасов.
Во время стоянки в Палермо в организации итальянского флота произошли большие изменения. После британского налета на Таранто - решили отказаться от двух эскадр, был заменен командующий, вместо адмирала Компионе его место занял адмирал Иакино, бывший командир "Диац". Сам крейсер вместе с "Банде Нере" и двумя флотилиями эсминцев (по другим данным с двумя эсминцами) образовал 4-ю бригаду крейсеров, под командованием контр-адмирала Маренио. Это соединение находилось в непосредственном подчинении "Супермарины" - главного командования.
С 27 по 29 декабря состоялся переход из Палермо в Бриндизи. Во время базирования на этот порт "Диац" три раза выходил на патрулирования у албанского побережья (2-3, 10-11, 27-28 января 1941 г.). 3 февраля "Диац" вышел в море из Бриндизи, вместе с крейсерами "Гарибальди", "Дюка дегли Абруцци". В Мессинском проливе "Диац" и эсминцы "Авиери" и "Джениери" встретились и 4 февраля прибыли в Палермо. 23-24 февраля в море выходят 3 конвоя с грузами для войск в Северной Африке. В качестве соединения прикрытия в море утром 24 февраля вышли и 4-я бригада крейсеров, "Банде Нере" и "Диац" и приданные эсминцы "Авиери", "Карацциери".
Весь день эскадра крейсировала в Сицилийском проливе. Ночью 4-я бригада выступила в охранение конвоя "Марбург" с 4 немецкими транспортами, шедшими со скоростью 14 уз. Первые часы 25 февраля 4-я бригада шла за конвоем: крейсера выполняли противолодочный зигзаг, эсминцы несли охранение. В два часа ночи конвой подошел к банке № 4 в районе Керкенна. В 2 часа 10 минут конвой изменил курс. В 3 часа ночи соединение шло со скоростью 13,5 уз. Корабли шли в строю кильватера: первый "Карацциери", за ним "Банде Нере", "Диац" и "Аскари".
В 3 часа 43 минуты "Диац" потрясли два мощных взрыва: над носовой частью крейсера встал столб воды и дыма. "Банде Нере" увеличивает скорость и начинает зигзаг, чтобы быстрее покинуть опасную зону. Сигнальщики этого крейсера видели пожар на борту "Диац". В 3 часа 49 минут корабль затонул. После взрыва двух торпед сдетонировали погреба носовых башен главного калибра, взорвались котлы № 3 и № 4 (1 и 2 котлы не действовали). Носовая надстройка и фок-мачта поднялись в воздух и рухнули в воду. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Франческо Маццола, старший помощник, старший артиллерист и многие другие. В носовой части спаслись только находившиеся в КПД универсального калибра.
С эсминцев была видна огромная пробоина в носовой части. В корабельных низах был ад, горела разлившаяся нефть, стоял удушливый дым. Пожары полыхали и в надстройках, и подбирались к кранцам первых выстрелов 100-мм орудий. "Диац" тонул с дифферентом на нос. Вскоре от красавца-крейсера остались только нефтяное пятно обломки и головы плававших моряков. Эсминец "Аскари" был поврежден взрывом, но начал поиск подводной лодки, а потом спасение уцелевших. На его борт приняли 144 человека (в том числе 14 офицеров). На "Диац" погибло 464 человека (13 офицеров 62 старшины, 3 военнослужащих ВВС, 7 представителей армии).
"Диац" потопила британская подводная лодка "Апрайт" (лейтенант Д.Е. Норман). Англичане зафиксировали, что атака была выполнена в точке с координатами 34°33'N, I l°45'Ost. В 1956 г. останки крейсера были обнаружены в точке с координатами 34°33'00"N/11°43'30"Ost. Глубина на месте гибели 45-50 метров.