Служба

 

"Луиджи Кадорна"

 

26 октября 1929 г. верфь "Кантиери Риунти делл Адриатике" в Триесте получила заказ на строительство легкого крейсера. 19 сентября 1930 г. он был заложен на стапеле, освободившемся после спуска тяжелого крейсера "Фиуме". На со­седнем стапеле постепенно вырастал корпус трансатлантика "Конти ди Савойя".

Корпус крейсера, названного "Луиджи Ка­дорна", спустили 30 сентября 1931 г. 11 августа 1933 г. работы на корабле были завершены, нача­лись испытания и прохождение курса боевой подготовки, после чего его зачислили в состав 2-й эскадры. 22 апреля 1934 г. на рейде Венеции про­шла церемония вручения кораблю так называемо­го "Боевого знамени". Кроме "Кадорна" в это же время аналогичные церемонии прошли на крейсе­рах "Банде Нере", "Коллеони", "Ди Джуссано и "Да Барбиано".

"Луиджи Кадорна" получил "Боевое зна­мя" от женщин города Палланца — родного го­рода генерала Луиджи Кадорна. Оно хранилось в небольшом ящике. На знамени был вышит зо­лотом следующий текст: "В память о великом че­ловеке корабль назван "Кадорна". Флаг этого корабля будет развеваться над волнами. Его бу­дет видеть весь мир, и все время его судьба бу­дет связана с итальянским флотом. Это знамя вручено в 1934 г. Знамя вручила госпожа Лина Албазини Цугназско".

После завершения церемонии для корабля началась повседневная служба. 4 августа 1934 г. крейсер принимает участие в больших маневрах флота, за которыми наблюдал Б. Муссолини. По их завершении 10 августа он участвовал в параде. Затем в составе флота "Луиджи Кадор­на" находился в Адриатическом и Ионическом морях. В основном он занимался боевой подго­товкой, как индивидуально, так и в составе со­единения. Крейсер также заходил в небольшие прибрежные итальянские города. 2 мая 1935 г. "Кадорна" находился на рейде Триеста. Он принимал участие в торжествах по случаю от­крытия памятника Назарио Сауро. Затем для корабля вновь началась обычная служба. Его часто можно видеть на рейдах Ла-Специи, Ла-Маддалены, Кальяри и многих сицилийских портов.

С 11 по 15 августа 1935 г. состоялся визит в египетский порт Александрия. 26 ноября 1936 г. начались большие маневры итальянского флота, закончившиеся парадом на рейде Неаполя. В это время в Испании уже шла гражданская война, принимавшая все более ожесточенный характер. Италия фактически участвовала в войне на сто­роне националистов генерала Франко. Корабли ее флота обеспечивали поставки оружия.

30 декабря 1936 г. "Кадорна" выходит в море и 1 января 1937 г. прибывает в Танжер. С 3 по 6 января 1937 г. корабль охраняет конвои из Танжера в Геуту и с 7 по 9 января возвращается в Кальери. С 9 по 12 августа 1937 г. крейсер патрулирует у берегов Испании в поисках воен­ной контрабанды и уже "работает" на "Коми­тет по невмешательству". Так сначала крейсер перевозит военную контрабанду, а потом охотится за ней. 25 августа 1937 г. "Кадорна" при­нимал участие в параде на рейде Ла-Специи.

В апреле 1938 г. он принимает участие в по­казательных маневрах флота. 5 мая Б. Муссолини показывал своему союзнику и другу А. Гитлеру итальянский флот. ''Кадорна" участвовал в этом мероприятии. В апреле 1939 г. крейсер принимал участие в операции по захвату Албании, 9 апреля действует в районе Дураццо и Сан Джиовани да Медуе, 12 апреля стоит в Велоне и 21 апреля воз­вращается в Бриндизи. Затем снова короткий вы­ход в море, посещение Дураццо и 23 апреля воз­вращение в Бриндизи.

В это время начало второй мировой войны стало неотвратимо. Противостоящие блоки иска­ли себе новых сторонников. Чтобы повлиять на позицию Югославии, был проведен 11 мая боль­шой парад итальянского флота. За ним наблюдал принц Павел. Затем прошли большие маневры в южно-итальянских водах. Вскоре "Кадорна" вмес­те с "Да Барбиано" передали в распоряжение учебного отряда. В сентябре 1939 г. итальянский флот готов к войне — на кораблях получены все запасы по нормам военного времени, экипажи увеличены до штатов военного времени.

В декабре 1939 г. на корабле провели не­большой текущий ремонт и модернизацию зенит­ного вооружения, после чего корабль прибыл в порт Аугуста и вошел в состав 2-й бригады крей­серов. В апреле 1940 г. "Кадорна" перевели в Та­ранто, и он вошел в состав 4-бригады легких крейсеров под командой контр-адмирала Алберто Маренко ди Мариондо в составе 1-й эскадры. Флагманом бригады стал легкий крейсер "Да Барбиано". Это соединение было разделено на два дивизиона: в первом находились "Да Барбиа­но" и "Кадорна", во втором "Ди Джуссано" и "Диац". В конце мая "Кадорна" и "Да Барбиа­но" вернулись в Аугусту.

10 июня Италия вступила во вторую миро­вую войну. Но для "Кадорна" война уже началась - вечером 9 июня крейсер в составе эскадры вы­ходит в море. Рядом с ним идут флагманский крей­сер "Да Барбиано", эсминцы "Корацциери" и "Ланциери". В ночь с 9 на 10 июня в Сицилийс­ком проливе было выставлено активное минное заграждение "LK" (428 мин).

7 июля 1940 г. в 13.00 "Кадорна" выходит в море в составе сил прикрытия африканского кон­воя. Силы прикрытия включали в себя почти весь итальянский флот. "Кадорна" входит в состав 4-й бригады крейсеров ("Да Барбиано", "Ди Джуссано" и "Диац"). В соединение также входила 3-я флотилия эсминцев типа "Навигатори". 4-ю бри­гаду преследовали неудачи, сначала произошла авария в котельном отделении "Диац". В бою у Калабрии произошло попадание снаряда в лин­кор "Джулио Чезаре". Во время отхода в Таранто своя и вражеская авиация бомбила итальянские корабли. Не были исключением "Кадорна" и "Диац". Во время отражения воздушных налетов зенитная артиллерия израсходовала 10769 снаря­дов. Крейсерам пришлось зайти в Мессину.

В ночь с 13 по 14 июля прошел переход в Таранто, и "Луиджи Кадорна" отправился к стенке местного казенного завода. Работы про­должались до 27 августа, и уже во время выпол­нения работ приняли решение о переводе крейсе­ра для дальнейшего ремонта в Ла-Специю. 28 августа в 22 часа 50 минут с рейда Таранто ухо­дит небольшое соединение кораблей итальянско­го флота в составе крейсеров "Кадорна", "Диац", "Ди Джуссано" под охраной 14-й и 15-й флоти­лии эсминцев типа "Навигатори".

В Мессинском проливе были проведены учения. Вскоре "Кадорна" отделился от соедине­ния и 30 августа в 14.00 прибыл в Ла-Специю. 1 сентября, стоя у стенки местного завода, он вы­водится в резерв. 20 ноября "Кадорна" выходит в море и на мерной миле развивает скорость 30,8 уз. Затем корабль возвращается к стенке завода для переборки механизмов. В очередном выходе в море, при водоизмещении 7428 т, крейсер развил скорость 32,8 уз. Но уже 24 ноября крейсер снова выводится в резерв.

12 февраля 1941 г. "Луиджи Кадорна" воз­вращается в состав флота. На него перевели эки­паж крейсера "Ди Джуссано". 18-19 февраля прошла погрузка боезапаса, 22 февраля прошел первый выход в море для уничтожения девиации и 24 февраля первые артиллерийские стрельбы. 4 марта "Кадорна", под охранением эсминцев "Грекале" и "Берсельере", выходит в море. 5 марта в 13 часов 45 минут отряд прибывает в Палермо. "Луиджи Кадорна" зачислен в состав 4-й дивизии крейсеров. 21 апреля 1941 г. из Ита­лии в Северную Африку отправляется очередной конвой: 4 немецких транспорта под охранением 4-х эсминцев.

Командование итальянского флота распо­лагало разведывательной информацией о базиро­вании на Мальте флотилии британских эсминцев и приняло решение отправить в море соединение прикрытия: крейсера "Кадорна", "Банде Нере", эсминцы "Маестрале" и "Сирокко". Оно вышло в море в 0 часов 25 минут 23 апреля. Итальянские крейсера патрулировали район банки Киркенна. Английские эсминцы вышли в море, но перехва­тить конвой им не удалось. Единственной жерт­вой британцев стал транспорт "Эгео". 25 апреля итальянские корабли вернулись в Палермо.

Следующий выход в море состоялся 8-9 мая, кроме "Кадорна", в море вышли крейсера "Банде Нере" и "Гарибальди". Крейсера патрулировали свое побережье. Стоянка в порту была короткой. В это время Средиземное море пересекало не­сколько итальянских конвоев. 11 марта из Палер­мо в море вышло соединение прикрытия — те же три крейсера под охранением эсминцев "Маест­рале", "Алпино" и "Сирокко". 12 мая корабли были в районе острова Пантелнерия. В это время на флагманском крейсере "Банде Нере" попала соленая вода в конденсаторы. Адмирал Порцио Джиаваноло перешел на "Кадорну", а бывший флагман вместе с эсминцем "Алпино" ушел в базу. Остальные корабли продолжили выполне­ние задачи. 12 мая в 22 часа 40 минут началась атака английских самолетов-торпедоносцев. Их целью был "Кадорна". Крейсер сумел уклониться от торпед, и 14 мая итальянское соединение вер­нулось в Палермо.

25 мая крейсер снова выходит в море, его сопровождают эсминцы "Маестрале" и "Гренале". Цель выхода —дальнее прикрытие большо­го конвоя из итальянских портов. После получе­ния информации о выходе в море британских кораблей конвой, "Кадорна" и охранение легли на обратный курс, и 20 мая в 15 часов 15 минут соединение прикрытия прибыло в Палермо.

С 27 по 29 мая "Кадорна" с 2 эсминцами находился в дальнем охранении конвоя (6 транспортов, 1 танкер, с эскортом из 4 эсмин­цев), шедшего из Триполи в Италию. Конвой благополучно дошел до порта назначения и со­единение прикрытия вернулось в Палермо. 9 июня "Кадорна", "Банде Нере", под охранением эсминцев "Маестрале", "Сирокко" и "Грекале" выходят в море, для проведения зенитной стрельбы. Следующие 10 дней крейсер простоял на рейде Палермо.

С 19 по 20 июня "Кадорна" вместе с "Банде Нере" вышли в море из Палермо, встретились с крейсером "Ди Джуссано" и эсминцами "Маест­рале", "Сирокко" и "Грекале". Во время перехода провели учебные стрельбы и направились в Мес­сину. 7 июля прошел смотр крейсера командующим флотом. 16 июля "Кадорна", сопровождае­мый эсминцем "Сирокко", вышел из Мессины и направился в Палермо. На переходе они встрети­лись с крейсером "Банде Нере", шедшим из Ла-Специи, где он проходил очередной ремонт. 17 июня корабли прибыли в Палермо. Крейсер сто­ял в этой базе до 4 августа.

На кораблях в Палермо часто объявляли воздушную тревогу. 4 августа был получен при­каз о перебазировании в Таранто, и 5 августа крейсера "Кадорна" и "Ди Джуссано", на перехо­де в районе Стебони встретились с линкором "Андреа Дориа", тяжелым крейсером "Тренто" и флотилией эсминцев. 6 августа все корабли при­были в Таранто. 8 августа с 11 часов 40 минут до 20 часов 30 минут крейсера "Ди Джуссано" (флаг адмирала Иакино) и "Кадорна" под охранением эсминцев "Алпино", "Берсельере", "Гранатиери", "Фуцилиери", провели стрельбы по щиту. 18-19 августа эти же корабли снова выходят в море для проведения дневных и ночных стрельб.

Следующий месяц "Кадорна" простоял на рейде и 17 сентября начал подготовку к очередно­му ремонту. 24 сентября с крейсера выгрузили боезапас, и 25-го он прибыл к стенке местного за­вода, где начались работы по электромеханичес­кой и артиллерийским боевым частям. Ремонт за­вершили 18 октября. Затем после стоянки в бассейне Map Пикколо, 27 октября произвели выход в море на испытания и устранение девиа­ции магнитного компаса. С 23 октября крейсер находился в Таранто.

20-21 ноября 1941 г. "Кадорна", охраняе­мый миноносцем "Аретуза", совершает переход из Таранто в Бриндизи". В это время обстановка со снабжением немецко-итальянской армии в Се­верной Африке стала катастрофической — на Средиземном море господствовал Английский флот. Чтобы изменить стратегическую ситуацию, итальянское командование запланировало круп­ную операцию по проводке нескольких неболь­ших конвоев. "Кадорна"-должен был совершить самостоятельный переход с грузом бензина. 21 ноября на борт крейсера погрузили 330 т мазута, 210 т нефти, 360 ящиков с боеприпасами. На борт поднялись 13 унтер-офицеров и 90 рядовых. 22 ноября в 19 часов 40 минут "Кадорна" выхо­дит в море из Бриндизи в сопровождении эсминца "Аугусто Риботи". Вскоре эсминец ложится на обратный курс и крейсер идет один.

22 ноября в 3 часа 47 минут сигнальщики корабля доложили о следе торпеды. Но от нее удалось уклониться. С этим эпизодом связана историческая загадка. Известный историк Ю. Ровер указывает британское время этой атаки -1 час 25 минут, но не приводит название атако­вавшей лодки (Rohwer Allien. Submarine Attack of World war two S. 148). Дальнейший переход прошел без происшествий. Утром 23-го ноября в охранение крейсера вступил итальянский гидро­самолет "Cant Z-501", затем на горизонте по­явился миноносец "Каллиопе". 23 ноября в 11 часов 50 минут корабль прибыл на рейд Бринди­зи, и груз благополучно выгрузили на берег. На борт крейсера приняли 103 итальянских, 106 не­мецких военнослужащих и 82 британских воен­нопленных. В 18 часов 12 минут "Луиджи Ка­дорна" вновь вышел в море.

Обратный переход прошел без происше­ствий, и 25 ноября в 23 часа 38 минут корабль прибыл в Таранто. Стоянка в этом порту была короткой. 5 декабря на борт крейсера опять по­грузили 10000 канистр бензина, 100 т мазута, 70 ящиков с боеприпасами и продовольствием. 7 де­кабря "Кадорна" вышел в море. Состоялся ко­роткий заход в Аргостоли, и 11 декабря он при­был в Бенгази. Там с корабля выгрузили груз, а на борт приняли 920 военнопленных англичан.

После этого "Кадорна" вышел в зимнее штормовое море. Планировалось, что пунктом назначения будет Таранто, но во время перехода получили приказ следовать в Бриндизи. 12 декаб­ря крейсер прибыл в порт назначения. Значение этих двух прорывов очень велико, в Африке в это время шли серьезные бои, и топливо оказалось очень кстати. Вскоре на борт крейсера приняли 10000 канистр с бензином, а также итальянских военнослужащих.

В период с 17 по 22 декабря крейсер посе­тил ряд греческих портов, где выгрузил груз. В бухте Суда на борт приняли британских воен­нопленных и ушли в Бриндизи. В это время в штабе решалась его судьба. После гибели 13 де­кабря крейсеров "Да Барбиано" и "Ди Джусса­но" было принято решение об использовании крейсера в качестве учебного корабля военно-морских училищ. 2-3 января состоялся переход из Бриндизи в Полу. Для крейсера началась повсед­невная рутинная служба. В январе "Кадорна" вы­ходит в море на учебные стрельбы курсантов учебного отряда (с 12 по 16). С 25 по 28 января в порту на корабле проводились занятия с курсан­тами. 30-31 января "Кадорна" — флагман соеди­нения, разыскивавшего пропавшую подводную лодку "Медуза". Она не была обнаружена, так как 30 января в 14 часов ее потопила британская подводная лодка "Торн".

Первые 12 дней февраля корабль стоял на рейде Полы, и на его борту проводились занятия с курсантами. 13 февраля выход к дамбе Вал де Фико для стрельба по мишеням. С 14 по 20 фев­раля стоянка на рейде Полы. 26 февраля повтор­ные артиллерийские стрельбы у Вал де Фико. Первую половину марта на борту "Кадорна" на­ходились курсанты школы торпедоносной авиа­ции. Отрабатывались новые тактические приемы.

16 февраля крейсер выходит в море и проводит учебные стрельбы, ас 17 по 20 марта учения на рейде Полы. 21 марта "Кадорна" выходит на учебные стрельбы к Фазане под охранением ми­ноносцев "Аудаче", "Т-3", 2 торпедных катеров с участием транспорта "Сан Джорджио". 22-26 марта крейсер простоял на якоре и 27 марта сно­ва выходит в море, в охранении миноносцев "Медичи", "Т-3" с транспортом "Сан Джорджио" и 2 торпедными катерами для учебных стрельб у Фазаны. С 29 по 31 марта различные учения. С 1 по 6 апреля 1942 г. провели учения на якоре, за­тем ремонт в артиллерийской боевой части, и 7 апреля корабль вышел в море. В охранении крей­сера находился миноносец "Аудаче", "Т-3", 2 торпедных катера и самолеты. Провели стрельбы по воздушной цели и 8 апреля вернулись в базу.

В начале мая 1942 г. на "Кадорна" прово­дились различные ремонтные работы. 5 мая он вышел в море на зенитные стрельбы и стрельбы по морской цели, с 6 по 17 мая простоял на рей­де, где провели учения на якоре и ремонтные ра­боты. С 18 по 20 мая крейсер проводит стрельбы в районе Вал де Фико, с 20 по 29 мая стоянка на рейде Полы, 30 мая выход в море для учений с па­лубным гидросамолетом. Первую неделю июня крейсер простоял на рейде. На его борту прово­дились учения и ремонтные работы. 10 июня про­шло празднование дня Военно-морского флота, с 11 по 22 июня — учения на рейде. 23-24 июня "Кадорна" выходит в море к Вал де Фико на ноч­ные стрельбы, затем состоялся переход в район Фазаны на дневные стрельбы и учения по запуску и подъему корабельного гидросамолета.

С 25 по 29 июня корабль простоял в базе, 30 июня вышел на стрельбу с пристрелкой мето­дом "вилки". До конца мая 1943 г корабль в бое­вых действиях участия не принимал, а занимался усиленной боевой подготовкой: 6 июня "Кадор­на" выходит в море, учение палубного гидросамо­лета, затем стрельба в районе Вал де Фико, с 7 по 9 июля текущий ремонт, с 11 по 20 учения в базе, с 21 июля по 5 августа обучение курсантов, совме­щенное с ремонтными работами, 6 августа посе­щение корабля офицерами-слушателями школы торпедной авиации, 7 августа выход на учебные стрельбы к Вал де Фико, 8-11 августа — учения на рейде, затем 12 выходов на стрельбы к Вал де Фико, с 13 по 23 — учения на рейде и ремонтные работы, с 24 августа по 2 сентября — стрельбы у Вал де Фико, 3-4 стоянка в базе, занятия с курсан­тами, 5 и 10 сентября "Кадорна" выходит в море для выполнения зенитной стрельбы, с 11 по 15 сен­тября на корабле проводились учения по живучес­ти и стрельбы по движущейся цели, затем по воз­душной мишени, имитирующей торпедную атаку и учения по постановке дымовой завесы.

С 17 по 22 сентября крейсер простоял в базе, 23 сентября-23 октября провели текущий ремонт, 24 октября на борту "Кадорна" проводятся сове­щание и учебные занятия, темой которых было действие самолетов против кораблей и отражение одним кораблем авианалета, с 1 по 4 ноября уче­ния на рейде, 5 ноября посещение крейсера офице­рами из корпуса Берсальеров (горные стрелки), с 13 по 19 —занятия на рейде, 20 ноября —выход к Вал де Фико для стрельбы по воздушной цели, с 21 по 26 — занятия на якоре, 27 ноября — выход к Вал де Фико на торпедную стрельбу.

2 декабря на борт крейсера приняты курсан­ты венецианской школы механиков, с 3 по 8 декаб­ря — учения на якоре, 9 декабря с "Кадорны" выг­рузили почти весь боезапас, 10 декабря состоялся переход в Монфальконе на ремонт, в охранении 2-х торпедных катеров, 2-х гидросамолетов "Кант Z-501", с 11 по 15 декабря крейсер на заводе. 16 декабря — возвращение в Полу, 17 декабря на ко­рабль грузят боезапас, с 18 по 28 декабря занятия на рейде, 29 декабря выход в море к Вал де Фико на учебные стрельбы, 31 декабря курсанты-меха­ники завершили практику и покинули корабль, 31 декабря-2 января — празднование Нового 1943 года, 3 января — прибытие новых курсантов-меха­ников венецианской школы, с 4 по 6 января -учебные занятия, 8-9 выход к Вал де Фико на ноч­ную стрельбу, с 9 по 26 января — учеба курсантов на якоре, 27-28 января — выход в море к Вал де Фико на стрельбу, 30 января курсанты-механики после завершения практики покинули корабль, 2 февраля на борт корабля прибыли 93 курсанта-ме­ханика, 6 февраля — стрельбы у Вал де Фико, с 7 по 25 февраля — обучение курсантов на якоре, 27 февраля курсанты-механики завершили практику, 3 марта на борт крейсера приняли 88 курсантов-механиков, с 4 по 14 января — занятия на борту, с 15 по 16 марта — выход к Вал де Фико на дневную и ночную стрельбы. 17-28 марта на борту корабля учебные занятия курсантов, 29 марта завершив­шие практику курсанты-механики покинули ко­рабль, с 30 марта по 1 апреля — корабельные ра­боты. 2 апреля "—прием 95 курсантов-механиков и с 3 по 14 апреля их занятия на борту, 15-16 апре­ля выход к Вал де Фико на дневные и ночные стрельбы (в них принимали участие артиллеристы выведенного в резерв линкора "Джулио Чезаре" и курсанты военно-морской академии), с 17 по 28 апреля учеба на борту, 29 апреля курсанты-меха­ники завершили практику и покинули "Кадорна". 1 мая выход в море к Вал де Фико на стрельбы и после возвращения в Полу на борт крейсера при­были курсанты-механики. 11 мая выход к Вал де Фико для испытаний радиолокатора, с 20 по 23 мая — учения в порту.

Ночью с 23 на 24 мая корабль принял учас­тие в отражении вражеских авианалетов. 29-31 мая крейсер снова выходит в море на испытания радиолокатора. По возвращении в базу курсанты отправлены на берег.

Пока "Кадорна" выполнял важную, но не боевую работу, итальянский флот потерял боль­шое количество кораблей. В конце мая в составе флота было всего 6 легких крейсеров. Судострои­тельная промышленность Италии не могла вос­полнить эти потери. Пришлось изыскивать внут­ренние резервы. Первые 13 дней крейсер простоял в порту Пола. В последний день стоянки на "Лу­иджи Кадорна" был получен приказ о перебази­ровании в Бриндизи и зачислении его в состав 8-й дивизии крейсеров.

До 23 июня крейсер стоял в порту. Первой боевой задачей крейсера стала транспортировка войск в Албанию. 24 июня "Кадорна" выходит в море с 60-ю военнослужащими. Переход из Брин­дизи в Дураццо, в охранении трех гидросамоле­тов, прошел без происшествий. В албанском пор­ту на борт крейсера приняли 340 военнослужащих. Обратный переход прошел без происшествий. 26-го снова выход в море— на борту корабля 798 военнослужащих. Переход из Бриндизи в Теодо прошел без происшествий. На обратном пути на борт крейсера было принято 275 военнослужащих. 30 июня крейсер выходит в море из Бриндизи и берет курс на Дураццо, на его борту военнослужащие и военные материалы. Во время обратного перехода на борту находи­лись 375 военнослужащих.

Первые дни июля крейсер простоял на рей­де Бриндизи, в ночь с 3 на 4 июля прошел пере­ход из Бриндизи в Таранто. В период с 11 по 13 июля "Кадорна" отрабатывает боевую подготовку, потерянную во время исполнения обязаннос­тей учебного корабля, и каждый день выходит в море на дневные и ночные стрельбы главным ка­либром. С 14 по 16 июля — стоянка корабля на рейде Таранто. 17 июля в 2 часа 40 минут ночи с Тарантского рейда ушло два корабля — это был крейсер "Луиджи Кадорна" и эсминец "Николосо да Рекко". Была получена радиограмма о том, что крейсер "Сципионе Африкано" ведет бой с вра­жескими торпедными катерами. Соединение в 6 часов утра вернулось в Таранто, не имея контак­тов с противником.

С 18 июля по 3 августа корабль простоял на рейде Таранто, 3 августа началась погрузка мин. В 4 часа утра 4 августа в море вышли крейсе­ра "Кадорна" и "Сципионе Африкано" в охране­нии миноносцев "Линце" и "Саггитарио". Вскоре на миноносце "Линце" произошла авария, и он вернулся. Остальные корабли продолжили пере­ход. В 5 часов 58 минут были обнаружены два торпедных следа. Миноносец обнаружил подвод­ную лодку. С британской стороны эти события выглядели следующим образом. Английская под­водная лодка "Ансин" (лейтенант Крафорд), пат­рулируя у мыса Риццкуто, обнаружила вражеское соединение, состоящее из крейсера типа "Аттилио Реголо" в охранении двух эсминцев. Был произведен четырехторпедный залп по самой крупной цели, но торпеды прошли мимо. Пока "Саггитарио" бомбил лодку и догонял крейсер, мины были выставлены к 6 часам 30 минут. Вско­ре в охранение вступили два гидросамолета. "Саггитарио" оказывал помощь "Линце". Все ко­рабли благополучно добрались до базы.

Отдых был коротким, и вскоре началась очередная погрузка мин. '6 августа те же корабли вышли в море. Во время перехода к месту поста­новки на "Саггитарио" обнаружили работу вра­жеского радиолокатора. В 4 часа 42 минуты был замечен силуэт вражеского корабля, вступать в бой с которым с минами на палубе очень опасно. Поэтому командир соединения приказал возвра­щаться в базу, и в 8 часов 55 минут они прибыли в Таранто. Позднее приняли решение снова по­пытаться выполнить операцию. В 0 часов 40 ми­нут 7 августа с рейда в Таранто в море вышли "Кадорна", "Сципионе" и "Да Рекко".

На итальянских кораблях постоянно пере­хватывались передачи вражеских кораблей и само­летов. В 5 часов 30 минут с катапульты "Кадорна" стартовал гидросамолет для разведки. С 6 часов 10 минут до 6 часов 46 минут мины были поставлены, и корабли пришли на рейд Таранто, где и про­стояли до 14 августа. На следующий день это же соединение вышло в море и поставило очередное минное заграждение, на обратном пути выполнив торпедные и артиллерийские стрельбы.

Следующий выход в море прошел 20 авгус­та. В это время итальянский флот готовился к последней решающей битве, поэтому и учения были очень серьезными. В них были задействова­ны линкоры "Кайо Дуилио", "Андреа Дориа", лег­кие крейсера "Луиджи Кадорна", "Африкано Сципионе", "Помпео Магно", эсминцы "Николо­со да Рекко" и "FR-23" (бывший французский ли­дер "Tigre") и миноносец "Саггитарио". Эскадра в заливе Таранто провела стрельбы. Имело мес­то и учение по отражению налетов самолетов-торпедоносцев. Роль противника исполнил гид­росамолет с "Кадорна". По возвращении в гавань крейсер простоял на рейде.

23 и 28 августа произошли налеты союзной авиации на Таранто. В это время на самом выс­шем уровне решалась судьба Италии, шли заку­лисные переговоры с западными союзниками. Но для моряков "Кадорны" война продолжалась. 3 сентября на борт крейсера приняли 68 мин. Ря­дом смертоносный груз принимали "Сципионе" и эсминец "Да Рекко". Но постановку минного заг­раждения сначала перенесли, а потом отменили, и 6 сентября мины выгрузили. На кораблях получи­ли приказ пополнить запас топлива и воды. 8 сентября в 18 часов 30 минут (по другим данным, 18 часов 20 минут) радисты "Кадорна" приняли радио из Алжира, в котором американский гене­рал Эйзенхауэр заявил о том, что Италия заклю­чила перемирие с западными союзниками.

8 19 часов 45 минут по итальянскому ра­дио выступил глава правительства маршал Бадольо. В 21 час радио Мальты обратилось к ита­льянским кораблям с предложением идти в союзные или нейтральные порты. Местные влас­ти в Таранто не имели ничего против. С корабля на берег сошли немецкие офицеры по связи с авиацией. Командир крейсера капитан 2 ранга Паоло Мангарини выступил перед экипажем и объяснил обстановку.

9 сентября в 16 часов 40 минут с рейда Та­ранто вышла итальянская эскадра адмирала Да Зары и взяла курс на базу вчерашнего противни­ка, Ла-Валетта (о. Мальта). В подчинении Да Зары находились линкоры "Андреа Дориа", "Дуилио" и легкие крейсера "Кадорна", "Помпео Магно", эсминец "Да Рекко". Переход прошел без происшествий. В 9 часов 20 минут 10 сентября они встретились с британскими эсминцами, кото­рые повели их на Мальту. Вскоре в охранение вступили греческий эсминец "Василисса Ольга" и британские торпедные катера. "Все корабли вхо­дили на рейд в четком строю, совершенно ис­правные, с выстроенными на палубе экипажами. Они получили все ответные почести, предписан­ные морскими традициями. Точно такое же ува­жение с самого начала встретили их адмиралы и офицеры". (Брагадин М.А. "Битва за Средизем­ное море: взгляд побежденных", стр. 448).

Правда, официальный итальянский историк забывает о вежливой просьбе выгрузить на берег боезапас и радиостанции. Британское командо­вание решило перевести корабли в Александрию. 14 сентября в море вышли британские линкоры "Кинг Георг V", "Хоу" и 6 эсминцев, они вели конвоирование итальянского соединения в соста­ве линкоров "Италия", "Витторио Венето", крей­сера "Кадорна", "Эугенио ди Савойе", "Дука д Аоста", "Монтекуколли" и 4 эсминца.

16 сентября эскадра прибыла в Александ­рию, где и ожидала решение о своей участи. 23 сентября британский адмирал Каннингхем и морс­кой министр итальянского правительства адми­рал Де Куртен заключили соглашение об исполь­зовании военных кораблей и торговых судов королевства в продолжающейся войне. Начался период сотрудничества. 13 октября на борт "Ка­дорна" вернули боезапас. 16 октября в море вышла из Главной базы вчерашнего противника итальянская эскадра, крейсера "Кадорна", "Эуге­нио ди Савойе", "Дука д Аоста", "Монтекукол­ли" и 4 эсминца. 18 октября в 17 часов 25 минут корабли прибыли в Таранто, бросив якорь на рейде Map Гранде, на следующее утро перешли на рейд Map Пикколо. 20 октября состоялась ин­спекция корабля морским министром.

Стоянка на рейде затянулась до 7 ноября. В этот день в 22 часа крейсер выходит в море, бе­рет курс на Палермо. На его борту 112 военно­служащих. В Палермо корабль приходит 8 ноября в 16 часов 50 минут. 10 ноября убывает из Палермо в Таранто, с военным снаряжением, 26-27 но­ября из Таранто в Триполи с военнослужащими британских военно-воздушных сил и в ночь с 28-29 ноября возвращается в Таранто, имея на бор­ту военнослужащих ВВС.

Следующий месяц "Луиджи Кадорна" пере­возит солдат и технику вчерашнего противника. 1-2 декабря из Триполи в Таранто, 2-3 возвраще­ние, 6-7 декабря из Таранто в Триполи, 7-8 декаб­ря обратно, 9 декабря возвращение в Таранто, 10-11 декабря из Таранто в Триполи и 11 декабря возвращается из африканского порта в Таранто, 13-14 — стоянка в порту, 15-16 — очередной пе­реход в Триполи, 17-18 — возвращение в Таран­то, 19-20 — стоянка в базе, с 21-22 — привычный путь в Триполи, 23-24 — переход из Триполи в Неаполь, 25-26 — стоянка на рейде, празднова­ние Рождества, 28-29 декабря — переход из Не­аполя в Таранто. На этом война для корабля окончилась.

По возвращении в Таранто экипаж "Кадор­на" перевели на борт плавказармы "Тоскани", а крейсер вывели в резерв. Весь 1944 г. он простоял в Таранто на рейде Map Пикало. Административ­но "Кадорна" входил в состав "группы крейсе­ров". Такое положение вещей сохранялось и в 1945 г. Единственный выход в море прошел 20 ок­тября 1945 г. для пробы механизмов и стрельбы из 100-мм орудий. В январе 1946 г. корабль пере­дали в распоряжение "командования торпедных сил", и он продолжал стоять в Таранто. По усло­виям парижского договора "Кадорна" остался в составе итальянского флота и в 1947-1951 гг. ис­пользовался в качестве учебного корабля.

1 мая (по другим данным, 1 июня 1951 г.) его вычеркнули из списков флота и вскоре разоб­рали на метал л.

 

"Армандо Диац"

 

Второй крейсер серии заложили 28 июля 1930 г. на верфи ОТО (Odero-Terni Orlango), в Ла-Специи, спустили на воду 17 июля 1932 г. (по другим данным, 10 июля 1932 г.), сдали флоту 29 апреля 1933 г. Корабль вступил в строй раньше "Кадорна".

После прохождения испытаний и курса бо­евой подготовки зачислен в состав 2-й эскадры королевского итальянского флота. В июле 1933 г. крейсер участвует в маневрах и завершавшем их параде.

22 апреля 1934 г. на рейде Неаполя состо­ялась церемония вручения "Боевого знамени".

Оно хранилось в ящике из ценных пород дере­ва. На ящике была выгравирована золотая над­пись: "Доблесть. Победа при Венето. Рим по­мнит. Враг разбит"). В церемонии вручения принимал участие наследник престола принц Пьемонтский. Службу провел кардинал Альванези. В 10 ч. 30 мин. "Боевое знамя" было пере­дано крейсеру. Находившиеся поблизости скау­ты "Да Рекко", "Маллоцелло", "Пессагно" и "Да Веррацано" произвели салют. После завер­шения церемонии высокие гости отбыли на спуск миноносца "Асторе".

В мае "Диац" посетил Триполи. Первые два летних месяца прошли в рутинной службе. 4 авгу­ста начались большие учения, на которых при­сутствовал Б. Муссолини. 6 августа командиром крейсера стал капитан 1 ранга Анжело Иакино, который в годы войны станет командующим ита­льянским флотом. В войне он проиграет несколь­ко сражений, и более того, все корабли, которы­ми он командовал до войны, погибнут. Но вернемся в 1934 г. 10 августа "Диац" принимал участие в большом параде. Затем началась подго­товка к заграничному плаванию.

1 сентября корабль вышел в море из Ла-Специи. Цель плавания — участие в празднова­нии столетия основания провинции Виктория и города Мельбурн. По пути состоялись заходы в Порт-Саид, Аден, Коломбо, Танджонг, Приск, Батавию. 8 октября крейсер прибыл в Австра­лию, с 12 по 14 октября он простоял в Сиднее, затем в Мельбурне, на рейде которого находи­лись корабли австралийского и новозеландского флотов. Великобританию представлял тяжелый крейсер "Сасекс", США — крейсер "Аугуста" (СА-31), Франция для участия в торжествах выде­лила авизо "Адмирал Шарнье".

После завершения торжеств итальянский крейсер посетил порт Хобарт (Тасмания) и Вел­лингтон (Новая Зеландия), затем вернулся в Ав­стралию с заходами в небольшие порты. Везде красавец-крейсер пользовался успехом у местно­го населения и в особенности у представителей итальянской диаспоры. Покинув Зеленый конти­нент, крейсер прошел Большой Барьерный риф, проследовал проливом Торреса, прошел море Флореса, прошел южнее Целебеса, с 10 по 13 де­кабря стоял на рейде Манкасара, затем ушел в Сингапур, и 16 декабря "Диац" бросил якорь на рейде этой британской базы — "Гибралтара Во­стока". 27 декабря крейсер прибывает в индийс­кий порт Бомбей. Там экипаж корабля встречает новый 1935 год, 3 января выходит в море, совер­шает переход и с 16 по 29 января стоит в порту Моссауа, затем проходит Суэцкий канал и 6 февраля 1935 г. прибывает в сицилийский порт Аугуста. "Армандо Диац" снова вернулся в со­став 4-й бригады крейсеров.

1935 и первая половина 1936 г. прошли для крейсера в обычной службе мирного времени. Единственным событием, достойным упомина­ния, стал уход на повышение капитана 1 ранга Анжело Иакино. 17 июня 1936 г. в Испании вспыхнул мятеж военных под руководством гене­рала Франко. Близкие по идеологии государства, Италия и Германия, пришли на помощь мятеж­никам. У итальянского флота появилась новая задача. Вторая половина 1936 г. прошла относи­тельно спокойно. В середине ноября 1936 г. крей­сер принимал участие в учениях флота и 26 нояб­ря участвовал в параде на рейде Неаполя.

Командование дало возможность экипажу встретить Рождество и новый 1937 год в кругу се­мьи. 3 января "Армандо Диац" выходит в море из Кальери, 7 января прибывает в испанский порт Пальма ди Мальорка. Цель похода — обеспече­ние "итальянских интересов", и в период с 13 по 19 января возвращается в Кальяри. С 27 по 31 ян­варя "Диац" охраняет торговое судно с пополне­нием для франкистов. Переход из Кальяри в Мелиллу прошел без происшествий, и до 5 февраля он находился в этом порту, с 6 по 10 февраля пе­решел из Мелиллы в Пальма ди Мальорка и 16 февраля прибыл в Ла-Специю.

Пребывание в итальянских водах было ко­ротким. 19 марта "Армандо Диац" выходит в море, охраняя очередной транспорт с оружием. Переход из Кальяри в Мелиллу прошел без про­исшествий. С 25 по 28 марта состоялся обрат­ный переход в Ла-Специю, и после возвращения в базу крейсер вернулся к повседневной службе. Этот период в жизни корабля завершился в на­чале августа.

С 9 по 12 августа "Армандо Диац" крейси­ровал, уже разыскивая суда с "военной контра­бандой". 9 ноября крейсер вышел в море из Ла-Специи, И ноября -- прибытие в Пальма ди Мальорка, и с 11 ноября по 23 декабря стоял в этом порту, 23-24 декабря перешел полным хо­дом в Ла-Специю. Новый 1938 год принес крейсе­ру обычную службу. В начале мая он принимал участие в больших маневрах флота. 5 мая на па­раде Б. Муссолини показывал А. Гитлеру морс­кую мощь Италии.

Второе полугодие 1938 г. и первое полуго­дие 1939 г. прошли для крейсера в обычной служ­бе мирного времени. 9 июля "Диац" вышел в море из Ла-Специи, и после похода по централь­ному и восточному Средиземноморью 29 июля корабль прибыл в Таранто. Политическая обста­новка тем временем с каждым днем ухудшалась. Поэтому на крейсере, как и на всех кораблях ита­льянского флота, началась мобилизация. В декаб­ре 1939 г. были выполнены работы по замене зе­нитной артиллерия.

В день начала войны "Армандо Диац" вхо­дил в состав 4-й бригады крейсеров, 1-й эскадры, базирующейся на Таранто. В первый военный ме­сяц, июнь 1940 г., корабль участия в военных действиях не принимал. Первой его операцией стал выход 7 июля 1940 г., приведший к битве у Пантеллерии (Пунта Стило).

На пути к месту боя на борту "Диац" про­изошла авария в механизмах. Обстановка на крейсере ухудшалась, и 9 июля командующий эс­кадрой приказал ему идти в базу, вместе с "Кадорна". Но вскоре началась битва. Моряки "Диац" видели последствия попадания снарядов в линкор "Джулио Чезаре", а главный калибр крей­сера произвел два залпа по вражеским эсминцам. Возвращение в базу было тяжелым, произошла авария рулевого устройства на "Кадорна", и на­чались атаки вражеских и своих самолетов. 9 июля в 23 часа 30 минут корабли прибыли в Мес­сину. С 10 июля по 3 августа на них проводили ремонт повреждений.

28 августа в 22 часа 50 минут в море из Та­ранто вышло итальянское соединение: крейсера "Кадорна", "Диац", "Ди Джуссано" и 2-я флоти­лия эсминцев. В Мессинском проливе "Кадорна" отделился от остальных кораблей, 29 августа прибыли в Палермо, 30 сентября вновь вышли в море и прибыли в Неаполь. Весь сентябрь и ок­тябрь "Диац" и "Ди Джуссано" совершали пере­ходы из Неаполя в Палермо и обратно. 28 октяб­ря 1940 г. Италия вторглась в Грецию.

В рамках этой операции было решено зах­ватить остров Корфу. Для решения этой задачи сформировали специальное морское соединение под командованием адмирала Турра, силы при­крытия состояли из 4-й бригады крейсеров. "Диац" и флагманский "Банде Нере" и "Ди Джус­сано" получили приказ прибыть в албанские воды, 28-29 октября перешли из Палермо в Валону и там ожидали приказа. Там на рейде про­изошла авария в котельном отделении крейсера "Банде Нере". Командир бригады перебрался на "Ди Джуссано".

1 ноября операцию отменили, и крейсера вышли из Волоны в Сицилийский порт Аугусту. Стоянка в этом порту окончилась 12 нояб­ря, крейсера вышли в море и 13 ноября прибы­ли в Палермо. Во время стоянки а этом порту "Диац" несколько раз выходил в море на уче­ния, а 21 декабря на устранение девиации маг­нитных компасов.

Во время стоянки в Палермо в организации итальянского флота произошли большие измене­ния. После британского налета на Таранто - ре­шили отказаться от двух эскадр, был заменен ко­мандующий, вместо адмирала Компионе его место занял адмирал Иакино, бывший командир "Диац". Сам крейсер вместе с "Банде Нере" и двумя флотилиями эсминцев (по другим данным с двумя эсминцами) образовал 4-ю бригаду крейсеров, под командованием контр-ад­мирала Маренио. Это соедине­ние находилось в непосред­ственном подчинении "Супермарины" - главного командования.

С 27 по 29 декабря состо­ялся переход из Палермо в Бриндизи. Во время базирова­ния на этот порт "Диац" три раза выходил на патрулирова­ния у албанского побережья (2-3, 10-11, 27-28 января 1941 г.). 3 февраля "Диац" вышел в море из Бриндизи, вместе с крейсерами "Гари­бальди", "Дюка дегли Абруцци". В Мессинском проливе "Диац" и эсминцы "Авиери" и "Джениери" встретились и 4 февраля прибыли в Палер­мо. 23-24 февраля в море выходят 3 конвоя с грузами для войск в Северной Африке. В каче­стве соединения прикрытия в море утром 24 фев­раля вышли и 4-я бригада крейсеров, "Банде Нере" и "Диац" и приданные эсминцы "Авие­ри", "Карацциери".

Весь день эскадра крейсировала в Сици­лийском проливе. Ночью 4-я бригада выступила в охранение конвоя "Марбург" с 4 немецкими транспортами, шедшими со скоростью 14 уз. Первые часы 25 февраля 4-я бригада шла за кон­воем: крейсера выполняли противолодочный зигзаг, эсминцы несли охранение. В два часа ночи конвой подошел к банке № 4 в районе Керкенна. В 2 часа 10 минут конвой изменил курс. В 3 часа ночи соединение шло со скоростью 13,5 уз. Корабли шли в строю кильватера: первый "Карацциери", за ним "Банде Нере", "Диац" и "Аскари".

В 3 часа 43 минуты "Диац" потрясли два мощных взрыва: над носовой частью крейсера встал столб воды и дыма. "Банде Нере" увеличи­вает скорость и начинает зигзаг, чтобы быстрее покинуть опасную зону. Сигнальщики этого крейсера видели пожар на борту "Диац". В 3 часа 49 минут корабль затонул. После взрыва двух торпед сдетонировали погреба носовых башен главного калибра, взорвались котлы № 3 и № 4 (1 и 2 котлы не действовали). Носовая надстройка и фок-мачта поднялись в воздух и рухнули в воду. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Франческо Маццола, старший помощник, старший артиллерист и многие другие. В носовой час­ти спаслись только находившиеся в КПД универ­сального калибра.

С эсминцев была видна огромная пробоина в носовой части. В корабельных низах был ад, го­рела разлившаяся нефть, стоял удушливый дым. Пожары полыхали и в надстройках, и подбира­лись к кранцам первых выстрелов 100-мм орудий. "Диац" тонул с дифферентом на нос. Вскоре от красавца-крейсера остались только нефтяное пят­но обломки и головы плававших моряков. Эсми­нец "Аскари" был поврежден взрывом, но начал поиск подводной лодки, а потом спасение уцелев­ших. На его борт приняли 144 человека (в том числе 14 офицеров). На "Диац" погибло 464 чело­века (13 офицеров 62 старшины, 3 военнослужа­щих ВВС, 7 представителей армии).

"Диац" потопила британская подводная лодка "Апрайт" (лейтенант Д.Е. Норман). Англи­чане зафиксировали, что атака была выполнена в точке с координатами 34°33'N, I l°45'Ost. В 1956 г. останки крейсера были обнаружены в точке с координатами 34°33'00"N/11°43'30"Ost. Глубина на месте гибели 45-50 метров.