Приложения
Приложение № 1 : Иностранные аналоги легких крейсеров типа "Кондотьери" А и Б
(Элементы кораблей приведены на момент вступления в строй, кроме "Червона Украина" ТТД которой даны на июнь 1941 г.)
Тип "Duguay Trouin" (Франция)
При разработке первой послевоенной программы французского флота в июне 1919 г. вчерашний союзник Италия, была признана наиболее вероятным противником. В первую очередь программы было включено строительство шести легких крейсеров. Средства на их строительство были выделены после прекращения строительства линкоров типа "Нормандия". В конце 1919 г. был разработан эскизный проект. Его основные элементы были следующими. Водоизмещение 5290 т, скорость хода 30 уз. Вооружение 8 139-мм орудий (4 двухорудийные башни). Проект был признан морально устаревшим, так как в его основу были положены еще довоенные разработки. Поэтому приняли решение увеличить калибр орудий до 155 мм. Разработали несколько вариантов проекта, один из которых было решено воплотить в металле. Число крейсеров в серии сократилось до трех. Их тактико-технические элементы были следующими:
Водоизмещение 7365 т (стандартное), 9449 т (в полном грузу).
Размеренна. Длина 181,28 м (наибольшая), 175,3 м (между перпендикулярами), ширина 17,5 м, осадка 5,26 м.
Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 8 котлов "Guyot". Мощность механизмов 102000 л.с. (по другим данным, 1 00000 л.с.), скорость хода 33 уз.(на испытании 6-часовой пробег в полном грузу). "Duguay Trouin", мощность 116235 л.с., скорость хода 33,6 уз, "Lamotte-Picaet", мощность 115100 л.с., скорость хода 33,04 уз., "Primaguet" мощность 1 16849 л.с., скорость хода 33,06 уз. Дальность плавания 4500 миль, со скоростью 15 уз, 3000 миль со скоростью 20 уз, 900 миль со скоростью 33 уз. Запас топлива 1500 т нефти.
Бронирование. Палуба 20 мм "ящичное бронирование", погреба боезапаса и румпельное отделение 20 мм, башни главного калибра 30 мм.
Вооружение. 8 155-мм (4 двухорудийные башни). Угол возвышения орудий 40°, дальность стрельбы 26100 м., вес снаряда 56,5 кг., 4 76-мм (одноствольных) артиллерийских установки, 4 пулемета, 12 551-мм торпедных аппаратов с боезапасом из 24 торпед (12 в аппаратах, 12 в контейнерах), 2 гидросамолета.
Экипаж 578 человек.
"Duguay Trouin". Построен военно-морской верфью в Бресте. Заложен 4 августа 1922 г, спущен на воду 14 августа 1 923 г, построен 2 ноября 1926 г. (по другим данным, 10 сентября 1926 г.). В 1940-1943 гг. интернирован англичанами в Александрии. В 1943-1945 гг. воевал на стороне союзников. Продан на слом 29 марта 1952 г.
"Lamotte-Picquet". Построен военно-морской верфью в Лориенте. Заложен 17 января 1923 г, спущен на воду 21 марта 1924 г, построен 5 марта 1927 г. (по другим данным, 1 октября 1926 г.). Во время второй мировой войны находился на Дальнем Востоке. Подчинялся правительству Виши. 17 января 1941 г. крейсер с двумя авизо атаковал сиамский (таиландский) флот и нанес ему поражение. В 1942 г. выведен в резерв в порту Сайгон. 12 января 1945 г. потоплен американской палубной авиацией.
"Primauguet". Построен военно-морской верфью в Бресте. Заложен 16 августа (по другим данным 10 августа) 1923 г, спущен на воду 21 мая 1924 г, построен 1 апреля 1927 г. (по другим данным 1 сентября 1926 г.). После заключения перемирия с Германией, в составе флота Виши. 8 ноября тяжело поврежден в бою с американскими крейсерами "Аугуста" и "Бруклин", 45 убитых, более 200 раненых. Корабль был признан небоеспособным и не подлежащим восстановлению. Разобран после войны.
Тип "Кенигсберг" (Германия)
В серии три корабля. Время строительства серии 1926-1930 гг.
Водоизмещение 6750 т (стандартное), 8360 т (в полном грузу).
Размерения. Длина 174 м (наибольшая), 169 м (по ватерлинии). Ширина 15,2 м. Осадка 5,56 м.
Механизмы. 4 военно-морских турбины с зубчатой передачей. 6 военно-морских нефтяных двухсторонних котлов. 2 дизеля MAN (10-цилиндровых 4-х тактных). Мощность 68485 л.с., скорость 31,5 уз (на турбинах); 1 800 л.с., скорость 1 0 уз (на дизелях). Запас топлива1184т (нефть) 261 т (дизельное топливо). Дальность плавания 7300 миль со скоростью 17 уз.
Бронирование. Пояс 50 мм. Палуба 20-40 мм. Бронированные переборки 70 мм. Башни главного калибра 20-30 мм. Боевая рубка 30-100 мм.
Вооружение. 9 150-мм (3 трехорудийных башни). 2 88-мм (позднее 4) орудия. В 1933-1934 гг.) 8 37-мм автоматов (4 двухствольных), 8 20-мм (одноствольных) автоматов 12 500-мм торпедных аппаратов. После 1934 г. 7 533-мм торпедных аппаратов (4 трехтрубных), 120 мин, 2 гидросамолета.
Экипаж 514 человек.
Тип "Линдер" (Великобритания)
В серии 5 кораблей. Время строительства серии 1930-1935 гг.
Водоизмещение 7386 т (стандартное), 9428 т (в полном грузу).
Размерения. Длина 169,01 м (наибольшая), 159,1 м (между перпендикулярами). Ширина 16,81 м. Осадка 4,88 м.
Механизмы. 4 турбины Парсонса, 4 Адмиралтейских котла (трехтопочного типа). Мощность механизмом 72 000 л.с., скорость хода 32,5 уз. Запас топлива 1800 т (нефти). Дальность плавания 5730 миль со скоростью 13 уз.
Бронирование. Пояс 76 мм (район машинных отделений),.89 мм (погреба боезапаса). Палуба 25 мм (над погребами боезапаса). Башни главного калибра 25 мм.
Вооружение. 8 152-мм, 4 102-мм орудий, 12 12,7 пулеметов, 8 533-мм торпедных аппаратов. 1 гидросамолет.
Экипаж 570 человек.
Тип "Сендай" (Япония)
В серии 3 корабля. Время строительства серии 1922-1925 гг.
Водоизмещение 5113 т (стандартное), 7214 т (в полном грузу).
Размерения. Длина 169,07 м (наибольшая), 158,5 м (по КВЛ), 152,4 и (между перпендикулярами). Ширина 14,25 м. Осадка 4,91 м.
Механизмы. 4 турбины "Тихон" или "Браун Кертис", 12 котлов "Кампон" (11 нефтяных и 1 угольный). Мощность механизмом 70 000 л.с., скорость хода 33 уз. Запас топлива 300 т (угля) 1010 т (нефти). Дальность плавания 7800 миль со скоростью 10 уз.
Бронирование. Пояс 64 мм. Палуба 51 мм. Боевая рубка 51 мм..
Вооружение. 7 140-мм, 2 80-мм орудий, 2 13,2 пулемета, 8 533-мм.торпедных аппаратов, 80 мин, 1 гидросамолет.
Экипаж 450 человек.
Тип "Ява" (Нидерланды)
В серии 2 корабля. Время строительства серии 1916-1925 гг.
Водоизмещение 6777 т (стандартное), 8339 т (в полном грузу).
Размеренна. Длина 155,3 м (наибольшая), 153 м (по КВЛ). Ширина 16 м. Осадка 5,49 м.
Механизмы. 3 турбины Круппа (Германия) на "Суматра" и "Зулу", 8 котлов Шульц-Торникрофт). Мощность механизмов 72 000 л.с. Скорость хода 31 уз. Запас топлива 1 070 т (нефти). Дальность плавания 3600 миль со скоростью 15 уз, 4800 миль со скоростью 18 уз.
Бронирование. Пояс 75 мм (машинные отделения, погреба боезапаса), 50 мм (корма). Палуба 25-50 мм. Щиты орудий главного калибра 100 мм. Боевая рубка 125 мм.
Вооружение. 8 150-мм, 6 40-мм орудий. 4 12,7 пулемета, 12 мин, 2 гидросамолета.
Экипаж 504 человек.
Тип "Принсипе Альфонсо" (Испания)
В серии 3 корабля. Время строительства серии 1917-1930 гг.
Водоизмещение 7595 т (стандартное), 9385 т (в полном грузу).
Размерения. Длина 176,63 м (наибольшая), 166,12 м (между перпендикулярами). Ширина 16,46 м. Осадка 6,25 м.
Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 8 котлов "Ярроу". Мощность 80 000 л.с. Скорость хода 33 уз. Запас топлива 1680 т (нефти). Дальность плавания 5000 миль со скоростью 15 уз.
Бронирование. Пояс 76 мм. (машинное отделение, 51 мм (нос), 38 мм (корма). Палуба 25-51 мм. Боевая рубка 152 мм..
Вооружение. 8 152-мм, 4 102-мм, 2 47-мм орудий, 12 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж 564 человека.
Тип "Омаха" (CL-4). (США)
В серии 10 кораблей. Время строительства серии 1918-1925 гг.
Водоизмещение 7163 т (проектное), 9296 т (в полном грузу).
Размерения. Длина 169,32 м (наибольшая), 167,64 м (по КВЛ). Ширина 16,86 м. Осадка 6,1 м.
Механизмы. 4 турбины системы "Парсонса", или "Кертисса", или "Вестингауза". 12 котлов системы "Ярроу" или "Уайт Форстер". Мощность механизмов 90000 л.с. Скорость хода 34 уз. Запас топлива 1852 т (нефти). Дальность плавания 8460 миль со скоростью 10 уз.
Бронирование. Пояс 76 мм, Верхняя палуба 38 мм.
Вооружение. 12 152-мм, 4 76-мм орудий, 10 533-мм торпедных аппарата, 224 мины, 2 катапульты.
Экипаж 458 человек, 560 в военное время.
"Червона Украина" (бывший "Адмирал Нахимов")
В серии планировалось 4 корабля. Достроено 2, но только один по проекту, близкому к первоначальному. Время строительства серии 1913-1927 гг.
Водоизмещение 8400 т (нормальное).
Размерения. Длина 163,2 м. Ширина 15,7 м. Осадка 6,2 м.
Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 4 котла "Ярроу". Мощность механизмов 50 000 л.с. Скорость хода 29,5 уз. Запас топлива 540 т (угля), 690 т (нефти). Дальность плавания 3700 миль со скоростью 14 уз.
Бронирование. Пояс главный 75 мм (от 0 до 125 шпангоута). Верхняя пояс 25 мм. Палубы (верхняя и нижняя) 25 мм. Боевая рубка 75 мм.
Вооружение. 15 130-мм, 6 100-мм, 4 45-мм орудий, 7 12,7-мм пулеметов, 6 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 мин, 2 паравана, 2 гидросамолета.
Экипаж 852 человека.
Приложение № 2 : Подрисуночные подписи к чертежу продольного разреза
1 . Помещение для кормового якоря. 2. Кладовая. 3. Вход в кладовую. 4. Ванная и гальюн офицеров. 5. Кладовая офицерских чемоданов. 6. Румпельное отделение. 7. Офицерские каюты. 8. Погреб и кладовые. 9. Ахтерпик. 10. Рулевой привод. 11. Кормовой шпиль. 12. Помещение рулевой машины. 13. Балластные цистерны. 14. Топливные цистерны (после апреля 1936 г. цистерна котельной воды). 15. Кормовое насосное отделение. 16, 24. Подбашенное отделение. 17. Кормовой погреб боезапаса. 18. Каюта финансиста. 19. Элеваторы подачи боезапаса. 20. Лебедка подачи. 21. Рефрижераторная камера. 22. Топливо. 23. Помещение караула. 25. Основа 5-м дальномера. 26. Кормовой пост управления кораблем. 27. Канцелярия артиллерийской боевой части (после 1933 радиорубка). 28. Канцелярия адмирала (после 1933 г. канцелярия командира дивизиона). 29. Кладовая. 30. Каюта для совещаний. 31 . Кубрик. 32. Вход в главную радиорубку. 33. Электростанция. 34. Кормовое машинное отделение. 35. Основание турбин, конденсатора и зубчатой передачи. 36. Масляные цистерны. 37. Ремонтная палуба. 38. Световые решетки. 39. Световой люк машинного отделения. 40. Бронированная крышка светового люка машинного отделения. 41. Кран. 42. Шлюпочная палуба. 43. Каюта командира. 44. Офицерский камбуз. 45. Кладовая электромеханической части. 46. Дымоход котла № 6. 47. Дымоход котла № 5. 48. Труба воздухозаборника кормового котельного отделения (котлы № 5 и 6). 49. Вентилятор кормового котельного отделения. 50. Крышка и люк в машинное отделение. 51. Кормовое котельное отделение. 52. Мастерская. 53. Вспомогательное котельное отделение. 54. Проход в корабельную электростанцию. 55. Барбеты 100-мм орудий. 56. Платформа 100-мм орудий. 57. Бронированные крышки световых люков машинного отделения. 58. Носовое машинное отделение. 59. Тренажер для заряжания. 60. Кладовая электромеханической боевой части. 61. Арсенал стрелкового оружия. 62. Проход в средний погреб боезапаса. 63. Средний погреб боезапаса 100-мм орудий. 64. Барбет 100-мм орудия. 65. Дымоход котла № 4. 66. Дымоход котла № 3. 67. Воздуховод в среднее котельное отделение. 68. Центральное котельное отделение. 69. Дымоход котла № 2. 70. Дымоход котла № 1. 71. Воздуховод в носовое котельное отделение. 72. Носовое котельное отделение. 73. КДП № 1. 74. 3-м дальномер. 75. Штурманская рубка. 76. Рулевая рубка. 77. Каюта командира. 78. Гальюн и умывальники. 79. КДП № 2. 80. Шифровальная рубка. 81. Офицерская библиотека (с апреля 1939 г. радиорубка для связи с самолетами). 82. Канцелярия артиллерийской боевой части. 83. Боевая рубка. 84. Ангар на два самолета. 85. Двери ангара. 86. Шкиперская (парусная) кладовая. 87. Кладовая одежды и белья. 88. Аккумуляторная. 89. Каюта почтальона. 90. Помещение ЦАП-2Т.С. 91. Гирокомпас. 92. Погреб для боевых зарядных отделений торпед. 93. Башня № 2. 94. Носовой погреб боезапаса. 95. Центральный артиллерийский пост. 96. Проход в носовой погреб. 97. Башня № 1. 98. Кладовая для хранения масла. 99. Носовое насосное отделение. 100.Топливо для катеров. 101. Проход в насосное отделение. 102. Резервная цистерна котельной воды. 103. Шпиль. 104. Кладовая лакокрасочных материалов. 105. Кубрик. 106. Кладовая провизии (муки). 107. Эхолот "Spalazzi". 108. Винная кладовая. 109. Цепной ящик. 110. Проводка к цепному ящику. 111. Топливопровод авиационного топлива. 112. Гальюн экипажа. 113. Душевые экипажа. 1 14. Чемоданы старшин. 1 15. Цистерна авиационного топлива. 116. Форпик. 117. Проход в форпик.