Введение
Италия оказалась среди держав-победительниц первой мировой войны и заняла на мирной конференции в Версале подобающее место. Италию пригласили на конференцию по "китайским делам" и ограничению военно-морских вооружений в Вашингтоне.
Правда, это благодушие было только внешнее. На мирной конференции большая часть итальянских территориальных притязаний была отвергнута, а на военно-морской конференции по разрешенному корабельному составу флот Италии занял последнее место среди ее участников. Поэтому в стране-победительнице многие испытывали чувство национального унижения, которое усугубляли послевоенные экономические трудности.
Движение солдат-ветеранов приводит к власти крайне правых националистов во главе с Б. Муссолини. Это произошло 28 октября 1922 года. Новый правитель Италии так оценивал место флота: "Ничто на свете не происходит без участия военного флота. Флот определяет положение народа в мировой иерархии во время мира, а во время войны обеспечивает свободу действия на море и почти всегда решает судьбу победы сухопутных сил" (Цит. по книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919-1939 гг." Мн; Харвест, 2003, стр. 284)).
Состояние итальянского флота было плачевным. Большая часть кораблей устарела. В особенности это касалось крейсеров, и это даже несмотря на появление в составе флота трофейных крейсеров. Из-за ограничений Вашингтонского соглашения строительство новых линкоров было невозможно. Что касается крейсеров, то их количество не ограничивалось, лимитировалось только водоизмещение 10 000 тонн и калибр артиллерии 8 дюймов (203 мм). Поэтому гонка военно-морских вооружений была крейсерско-миноносной.
Основным противником Италии стала Франция. В 1923 году была разработана программа развития вооруженных сил Италии. Основные ее положения обсуждались на встречах военного министра и министра военно-морского флота. Несмотря на некоторые разногласия, им удалось договориться.
В 1923-1924 годах итальянский Королевский флот получил 770,4 миллиона лир, из них на новое судостроение 120 миллионов. (В предыдущем году 48 миллионов лир). В 1926-1927 годах на военно-морской флот выделили 1000 миллионов, из них 210,5 на новое судостроение. Но и это еще не все, отдельной строкой в бюджете проходили строительство и модернизация баз.
В то время флот заказал два тяжелых крейсера типа "Тренто", 4 легких крейсера типа "Кондотьери", 12 скаутов типа "Навигатори", 12 эсминцев, 19 подводных лодок, 7 торпедных катеров, 7 минных заградителей, 7 вспомогательных судов. В 1927-1928 годах на флот выделили 1218,9 миллионов лир, из них 367 миллионов лир направили на новое судостроение.
В 1931-1932 годах 1400 миллионов, а на строительство новых кораблей 700 миллионов. Планировалось построить 5 тяжелых крейсеров (1 типа "Больцано" и 4 типа "Зара"), 8 легких крейсеров, 12 эсминцев, 6 миноносцев, 33 подводные лодки, 8 торпедных катеров, 31 вспомогательное судно. В программу была также включена модернизация 2-х линкоров типа "Джулио Чезаре". Вся эта мощь была обращена против Франции, но в перспективе не исключалась возможность столкновения с Великобританией.
Все итальянские тяжелые крейсера получили название в честь городов, полученных Италией после первой мировой войны.