Тип "Тренто"
В 1923 году в Морском комитете проектирования было получено задание на проектирование 2-х больших крейсеров. Эту работу поручили генерал-полковнику корпуса конструкторов Филиппе Бонфлиглиетти.
Задача перед ним стояла трудная. В итальянском флоте существовал подкласс броненосных крейсеров, но проектирование "Вашингтонских крейсеров" стало абсолютно новым. Недавно закончилась первая мировая война, и ее опыт требовалось учесть. Шаг вперед сделали системы управления огнем, увеличилось поражающее воздействие боеприпасов. Новым стало появление подводных лодок и самолетов.
Само задание на проектирование было простым. Основные элементы укладывались в рамки договорных ограничений, но особенностью стало требование как можно более высокой скорости.
Крейсера "Тренто" и "Триесте" были внесены в список итальянского флота королевским декретом № 195 от 7 февраля 1924 г. Они имели следующие ТТД: водоизмещение: "Тренто" 10511 т (стандартное), 13114 т (в нормальном грузу), 13358 т (в полном грузу); "Триесте" 10505 т (стандартное), 13109 т (в нормальном грузу), 13540 т (в полном грузу).
Размерения: длина 196,6 м (наибольшая), 195,3 м (между перпендикулярами), ширина 20,6 м, осадка 6,57 м (при нормальном водоизмещении), 6,8 м (в полном грузу), "Триесте" осадка в полном грузу 6,7 м.
Следует отметить, что размерения и форма корпуса были предназначены для весьма большой скорости.
Систему бронирования основывала цитадель — своеобразный длинный бронированный ящик. Он начинался перед первой башней л заканчивался за кормовой башней № 4. Основой бронирования был пояс толщиной 70 мм (по другим данным, 76 мм). С обеих сторон пояс замыкался траверзными продольными переборками, их толщина в разных местах была различной, от 60 до 40 мм. Палуба имела толщину 50 мм.
Местное бронирование включало: барбеты и коммуникационные трубы толщиной 70 мм (над верхней палубой), 60 мм (под нею), боевую рубку с бронированием из плит толщиной 100 мм (стены), 40 мм (палуба) и 50 мм (крыша), лобовое бронирование башен главного калибра состояло из 1 00-мм плит, командно-дальномерных постов 203-мм артиллерии из 80-мм стенки башен и крыши из 60 мм.
Многие историки утверждали, что защита крейсеров была слаба. Возможно это и так, но давайте вспомним, что первая серия французских "Вашингтонских" крейсеров вообще не имела бронирования.
Механизмы: главная энергетическая установка состояла из 12 котлов Ярроу (давление 21 кг/см), выработанный ими пар поступал к 4-м турбинам Парсонса с зубчатой передачей.
Мощность каждой турбины равнялась 37500 л.с. Общая мощность главной энергетической установки составила 150000 л.с. На испытаниях корабли достигли скорости хода 35,6 узла, а на учениях мирного времени 35 узлов. Запас топлива 2120 т (нормальный), 2252 т (в полном грузу), дальность плавания 4160 миль со скоростью 16 узлов, 3190 со скоростью 26 узлов, 1010 миль со скоростью 35 узлов.
Главные энергетические установки в корпусах кораблей размещались следующим образом: в 1-м и во 2-м котельных отделениях находилось по 4 котла, в носовом машинном отделение 2 турбины, затем шло 3 котельное отделение (4 котла), и кормовое машинное отделение (2 турбины).
Серьезным недостатком было то, что главная энергетическая установка располагалась так, что могла быть выведена из строя 1-м крупнокалиберным снарядом или торпедой.
Каждый корабль имел по два трехлопастных винта и по одному полубалансирному рулю.
Для обеспечения паром работающих во время стоянки механизмов на крейсерах имелся вспомогательный котел. На кораблях имелись два турбогенератора, один мощностью 150, второй 160 киловатт в кормовом машинном отделении и один дизель-генератор мощностью 150 киловатт. В основном его назначением была подача электроэнергии к лебедкам для боезапаса. Напряжение сети оставалось традиционным — 220 вольт.
Главный калибр крейсеров типа "Тренто" состоял из 8 203-мм орудий длиной в 50 калибров, изготовленных на заводе Ансальдо. Размещались они линейно-возвышенно в 4-х двухорудийных башнях — две в носовой и две в кормовой части.
Их основные характеристики составили: вес орудия 20,6 т, вес снаряда 118,5 кг, вес заряда 47 кг, начальная скорость снаряда 835 м/ сек, скорострельность —- один выстрел в 20 секунд (проектная), фактическая — один выстрел в 40 секунд. Угол возвышения орудий равнялся 45°. Боекомплект состоял из 1300 снарядов и 2900 зарядов (по другим данным, боекомплект состоял из 162 снарядов на орудие, что в сумме дает 1296 снарядов).
Система управления огнем главного калибра включала два командно-дальномерных поста (КПД). В каждом из них находился 5-м дальномер со скартометром. Скартометр позволял определить расстояние от всплесков воды после падения снаряда с недолетом до цели. КДП находились: один на топе пятиногой фок-мачты, второй на крыле носовой надстройки. Оснащение их было идентичным. Выработанные в КДП данные поступали в центральный артиллерийский пост, находившийся в глубине корпуса, под носовой надстройкой, рядом с погребами носовых 203-мм башен.
Итальянцы извлекли уроки из боев прошедшей мировой войны. Поэтому барбеты башен упирались в днище, а погреба находились рядом. Снаряды и заряды попадали в башни через отверстия в барбете и возможность гибели корабля после попадания снаряда в башню была исключена. Серьезным конструкторским недочетом было то, что систему управления огнем из-за вибрации конструкции фок-мачты при скорости больше 30 узлов нельзя было использовать.
Универсальная артиллерия: состояла из 8 спаренных 100-мм (всего 16 стволов образца 1928 года) установок, произведенных на заводе ОТО. Их подробные характеристики можно найти в книге автора "Легкие крейсера Италии". Часть I. (Боевые корабли мира. С-Пб 2003). Неофициально их называли Минизини, в честь инженера, переработавшего это австро-венгерское орудие под требования итальянского флота. Общий боекомплект установок составил 6150 снарядов. Основой их системы управления огнем были 4 поста, 2 по бортам у фок-мачты, 2 по бортам на кормовой надстройке у грот-мачты. В носовой надстройке находился пост управления огнем универсального калибра. В случае атаки надводных кораблей вместе с авиацией происходило разделение управления огнем. Обычно носовые КПД использовались для управления артиллерийским огнем, а кормовые — торпедным.
В начале 20-х годов, когда крейсера проектировались, угрозу с воздуха военно-морские специалисты учитывали, но всерьез не принимали. Поэтому на "Тренто" и "Триесте" были установлены 4 40-мм автомата фирмы "Виккерс" (знаменитый "Пом-Пом") и 8 12,7-мм пулемета (4 спаренные установки). По другим данным, на крейсерах установили только 4 12,7-мм пулемета. Система управления огнем отсутствовала, имелись только переносные дальномеры.
Торпедное вооружение состояло из 8 533-мм торпедных аппаратов в 2-х четырехтрубных установках. Интерес представляет только их размещение в корпусе корабля, вместо вошедших в 20-е годы в моду поворотных аппаратов на верхней палубе, на этих кораблях были установлены неподвижные аппараты, под верхней палубой. Боезапас состоял из 16 торпед (8 в аппаратах, 8 резервных). Подробные характеристики торпед можно найти в книге "Легкие крейсера Италии". Часть I. (Боевые корабли мира. С-Пб 2003). Данные для наведения вырабатывались в кормовых КДП универсального калибра.
Противоминное вооружение включало два паравана, которые по-походному крепились к барбету башни № 2 главного калибра.
Итальянские тяжелые крейсера получили и авиационное вооружение, состоявшее из катапульты типа Гагнотто, расположенной на баке, и 3 самолетов. Для двух из них имелся ангар, перед башней № 1, а третий хранился прямо на катапульте. Во время службы тип самолетов несколько раз менялся. Так на "Триесте" сначала состояли на вооружении "Маччи М-40", потом "Маччи М-41". На "Тренто" базировался Cant-25 AR. В 1937-1938 годах крейсера получили самолеты RO-43.
Экипаж каждого корабля состоял из 25 офицеров и 698 унтер-офицеров и матросов (штат военного времени 781 человек).
Первые месяцы гражданской войны в Испании показали возросшую угрозу кораблям со стороны авиации. Требовалось срочно усилить зенитное вооружение. С "Тренто" и "Триесте" были демонтированы две кормовые установки 100-мм орудий. Подобные работы были выполнены и на всех итальянских тяжелых крейсерах. Освободившиеся орудия были куплены СССР, для строившихся крейсеров типа "Киров", которые в конце концов все же получили отечественные 100-мм орудия, а итальянские орудия установили на крейсерах Черноморского флота, значительно усилив их противовоздушную оборону (Так, например, зенитное вооружение "Червонной Украины" состояло их 4 65-мм орудий, а крейсера "Красный Кавказ" из 4 76-мм орудий системы "Линдера " времен первой мировой войны). На самих же итальянских крейсерах появились по 4 37-мм автомата фирмы Бреда (2 спаренных установки).
До вступления Италии в войну были также демонтированы 40-мм автоматы "Виккерс". В последние мирные месяцы дальномеры в КДП для 203-мм артиллерии были заменены на стереодальномеры фирмы "Галилео".
В 1941 году мелкокалиберная зенитная артиллерия "Триесте" состояла из 8 37-мм (4 спаренных установки) орудия и 8 13,2-мм пулеметов. В 1942 году вместо пулеметов установили 8 одиночных 20-мм автоматов. "Трен-то" в 1941 году и до своей гибели был вооружен как и "Триесте". В 1943 году на "Триесте" планировалось установить радиолокационную станцию, для которой сделали подкрепления, но корабль погиб раньше.
Результаты испытании тяжелых крейсеров типа "Тренто" в 1929 г.
Показатели |
"Тренто" |
"Триесте" |
Водоизмещение на испытаниях, т |
11 203 |
11 323 |
Скорость, узла |
35,6 |
35,6 |
Расчетная мощность, л. с. |
146 975 |
142,761 |
Число оборотов винта в минуту |
313 |
295 |