Служба

 

"Тренто"

 

8 февраля 1925 года на верфи Кантиери Орландо (ОТО) в Ливорно был заложен пер­вый итальянский тяжелый крейсер "Тренто", который спустили на воду 4 октября 1927 года. Корабль вошел в состав флота 3 апреля

1929 года, сразу же стал флагманом "Дивизии крейсеров", и на нем поднял флаг вице-адмирал Фердинандо Ди Савойя. Вторым кораб­лем соединения стал "Триесте". Месяц кораб­ли отрабатывали организацию и занимались боевой подготовкой.

С 16 мая по 10 июня прошел первый заг­раничный поход. Корабли посетили испанс­кий порт Барселона. Чуть позднее военно-морской министр Италии задумал еще более обширную демонстрацию морской мощи ко­ролевства. Для этого и выбрали новый краса­вец-крейсер. 23 июля "Тренто" выходит в море из Ла-Специи. Корабль прошел Гибрал­тарским проливом, конечным пунктом его плавания была Южная Америка. Во время по­хода совершили заходы в Сан-Винсент, Капо-Верде, Рио де Жанейро, Сантус, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Илла Гранде, Бахиа, Лос-Пальмос и Танжер. В родной порт крейсер вернулся 10 октября 1929 г.

Остаток года и первые девять месяцев следующего года прошли для крейсера в ру­тинной службе. С 15 октября по 21 ноября 1930 года он совершил большой поход по во­сточной части Средиземного моря с заходами в порты Салоники, Стампалия, Невпалид с посещением островов Родос и Лерос.

1931 год прошел для крейсера в обыч­ной службе. Наверно самое время сказать не­сколько слов о боевой подготовке Королевс­кого итальянского флота. Английский иссле­дователь характеризует ее так: "Особенно важно было отсутствие серьезной боевой подготовки. Ночные учения почти не прово­дились. Дневные учения отменялись, если по­года ухудшалась или поднималась сильная волна". ("Битва за Крит". Екатеринбург, 1997 г., стр. 22).

В 1932 году резко ухудшились отноше­ния между Японией и Китаем. Италия, имев­шая интересы в Китае, не могла оставаться безучастной. Ее военно-морские силы в даль­невосточных водах состояли из устаревшего крейсера "Либия" и двух небольших канлодок. Усилить это соединение было решено крейсером "Тренто" и эсминцем "Эсперо". На борту тяжелого крейсера находилась рота морских пехотинцев из полка "Сан Марко", и на нем подняли флаг командующего Дальне­восточной эскадры. Крейсер и эсминец вышли в море 4 февраля 1932 года и взяли курс к Су­эцкому каналу.

Путь на Восток занял месяц. По пути произвели заходы в Порт-Саид, Аден, Колом­бо, Сингапур и 4 марта прибыли в Шанхай, где и бросили якоря. Во время стоянки в этом китайском порту "Тренто" защищал в услови­ях конфликта интересы Италии и ее граждан. После заключения перемирия между японца­ми и китайцами итальянское соединение заш­ло в японский порт Нагасаки, где простояло с 26 апреля по 1 мая. 14 мая корабли вернулись в Шанхай и начали готовиться к возвраще­нию в Италию.

После окончательного расчета с берегом "Тренто" и "Эсперо" выходят в море 14 мая. На этот раз соединение шло без спешки, по­этому заходов в порты было больше. Крейсер можно было видеть на рейде Гонконга, Ба­тавии, Коломбо, Адена, Порт-Саида, на ост­рове Родос. Соединение прибыло в Специю 30 июня. 11 июля адмиральс­кий флаг был спущен, а со­единение официально рас­формировано. "Тренто" проходит короткий ремонт и после завершения работ успевает принять участие в итоговых годовых маневрах, на которых отрабатывалась война с Францией. После их завершения для крейсера начался период ру­тинной службы.

2 декабря 1933 года на "Тренто" был поднят флаг контр-адмирала Винцензо Де Фэо, что означало, что крейсер становится флагманом 2-й дивизии 1-й эскадры (Главные силы). В эту дивизию также входили "Триес­те" и "Больцано". С 23 по 26 июня "Тренто" наносит визит в порт Дураццо (Албания). В июле 1934 года его соединение сменило номер и стало 3-й дивизией.

Остаток 1934 года крейсер провел в ру­тинной службе. В январе 1935 года контр-ад­мирал Де Фэо спустил флаг. На "Тренто" был поднят флаг контр-адмирала Владамиро Пини. 8 марта "Тренто" вышел в море из си­цилийского порта Аугуста, он совершил по­ход по восточной части Средиземного моря, зайдя на Лерос и Родос, и 20 марта прибыл в Аугусту. 18 июня 1935 года "Тренто" передал обязанности флагмана крейсеру "Триесте".

Поэтому остаток года прошел для корабля в спокойной рутинной службе. В июне 1936 года в Испании вспыхнула гражданская вой­на. Фашистское правительство Италии под­держало мятеж генерала Франко.

Перед Королевским итальянским фло­том были поставлены две новые задачи: офи­циальное патрулирование в рамках "Комите­та по невмешательству" и вторая — неофици­альная всяческая помощь мятежникам. "Трен­то" выполнял обе эти задачи и одновременно занимался боевой подготовкой. В октябре 1936 года на нем поднял флаг контр-адмирал Рикардо Палладини.

В ноябре 1936 года корабль нанес дру­жеский визит в греческий порт Саламит. В марте 1937 года совершил поход в составе родного соединения в итальянскую колонию Ливию с заходом в порты Рас Лануф, Бенгази и Триполи. Затем снова потекла рутинная служба, боевая подготовка, межбазовые пере­ходы и походы в испанские воды. С 9 по 29 июля 1939 года состоялся поход по восточно­му Средиземноморью с короткими заходами в Триполи, Тобрук, Родос и Лерос.

В это время "Тренто" находился в соста­ве 3-й дивизии крейсеров 2-й эскадры Разве­дывательных сил. В состав этого соединения входили тяжелые крейсера, а также были при­даны 4 легких крейсера и 2-я флотилия эсмин­цев. До июня 1940 года с "Тренто" ничего примечательного не происходило.

1 сентября произошло нападение Герма­нии на Польшу. Началась вторая мировая война. Сначала Италия оставалась нейтраль­ной, но после ошеломляющих немецких побед и быстрого захвата Германией почти всей Западной Европы Б. Муссолини принял решение вступить в войну. Политическая ошибка Б. Муссолини дорого обошлась Италии, а в частности, ее военно-морскому флоту. 10 июня 1940 года Италия объявила войну "Западным Демократиям".

В ночь с 10 на 11 июня в море выходит соединение: крейсера "Пола", "Тренто", "Больцано", "Эугенио ди Савойе", "Аттендоло", "Монтекукколи", "Дука д Аоста" и эсмин­цы охранения. Перед ними поставили задачу прикрытия минных постановок. Встречи с противником не произошло, и все корабли благополучно вернулись в базу. 11 июня в море вышел английский Средиземноморский флот (два линкора, 1 авианосец, 3 крейсера и 9 эсминцев), для действий на итальянских ком­муникациях между Ливией и Италией.

Вскоре флот был обнаружен вражеской авиаразведкой. На перехват отправили две группы кораблей итальянского флота. Из Мессины вышли в море тяжелые крейсера "Пола", "Тренто" и "Больцано". Но встречи с противником не было, и все итальянские ко­рабли благополучно вернулись в базу. Англи­чанам повезло меньше, итальянская подвод­ная лодка потопила их крейсер "Калипсо".

Следующий выход в море на перехват британского флота произошел 22 июня. И снова встречи с противником не было. Через две недели противники провели два конвоя -англичане на Мальту, итальянцы в Ливию. Дальнее прикрытие конвоев осуществляли главные силы противоборствующих флотов.

Противники встретились 9 июля. Бой был коротким, "Тренто" открыл огонь в 15 ч 55 мин, а прекратил в 16 часов. Попаданий он не добился, но и не получил их сам. Шедшему рядом "Больцано" повезло меньше, в него по­пало три снаряда. Но все это были мелочи по сравнению с попаданием в линкор "Джулио Чезаре". Материальный ущерб был неболь­шой — гораздо страшнее стал удар по боево­му духу итальянских моряков. Атакуемые вра­жеской и своей авиацией, итальянские корабли пошли на базу. В 21 час 3-я дивизия тяже­лых крейсеров прибыла в Мессину. Оба кон­воя без потерь прибыли в пункт назначения.

Следующий выход в море состоялся 30 июля. "Тренто" в составе соединения нахо­дился в соединении дальнего прикрытия ли­вийских конвоев. Происшествий, а тем более встречи с противником не было. Отряд вер­нулся в базу 1 августа. Затем прошла почти месячная передышка. 8 августа командование 3-й бригадой сменилось и новым командую­щим стал контр-адмирал Сансонетти. При­мерно в это же время англичане начали опера­цию "Хате" - перевод через все Средиземное море пополнения для Средиземноморского флота (линкор "Вэлиэнт", авианосец "Илластриес" и 2 крейсера ПВО). В операции прини­мали участие главные силы александрийской эскадры.

31 августа в море вышло сверхмощное итальянское соединение: 5 линкоров, 4 тяже­лых и 2 легких крейсера и эсминцы (по другим данным, крейсеров было 13). В операции при­нял участие и "Тренто". Погода была плохой, авиаразведка полностью провалилась. После поисков соединение вернулось на базу. 7 сен­тября "Тренто" перестал быть флагманом -Сансонетти перебрался на "Триесте".

В первую неделю сентября 3-я дивизия сменила несколько пунктов базирования. Итальянское командование получило инфор­мацию о подозрительной вражеской актив­ности у Гибралтара, была проведена пере­группировка, но информация не подтверди­лась. "Тренто" в составе дивизии вернулся в Мессину.

28 сентября англичане начали очередную операцию по доставке пополнений на Маль­ту. Войска перевозились на крейсерах, при­крытие осуществляли главные силы Среди­земноморского флота. В море вышли и линей­ные силы итальянского флота, в том числе и "Тренто". Из-за провалов авиаразведки до боевого столкновение не дошло. 6 октября тяжелый крейсер в составе со­единения находился в охранении быст­роходного конвоя в Эгейском море. За­дание не было выполнено, так как ита­льянская авиаразведка обнаружила сильное вражеское соединение в районе движения конвоя. Операция была пре­кращена, и корабли вернулись в базу.

Следующий выход в море прошел 12 октября. 3-я дивизия ("Триесте", "Тренто" и "Больцано") и 14-я флоти­лия эсминцев выходит на помощь 1-й флотилии миноносцев, атакованной британскими крейсерами. Итальянцы не успевают перехватить противника. Крейсера "Йорк" и "Аякс" потопили 1 эсминец и 2 миноносца. После вторжения в Грецию, 3-я дивизия была переведена в Таранто. Это произошло 21 октября 1940 года. Англичане в это время заканчивали работу над планом авиационно­го удара по базе в Таранто. Новинкой стало использование авианосца. Вечером 11 ноября с палубы авианосца "Илластриес"стартовали 12 самолетов-торпедоносцев типа "Свордфиш". Часть из них была вооружена торпеда­ми, а часть бомбами. Во время налета в "Тренто" попала бомба, но она не разорва­лась. После ее обезвреживания крейсер вместе с "Триесте" и "Больцано" ушел в Мессину. С 12 по 16 ноября корабль стоял в базе, затем перешел в Неаполь, где уже находились остат­ки линейного флота.

16 ноября "Тренто" в составе соедине­ния выходит в море на перехват вражеского соединения "Н", шедшего из Гибралтара. 24 ноября англичане начали проводку несколь­ких конвоев. В составе прикрытия находилась Гибралтарская эскадра (линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Роял" и 2 крейсе­ра). 25 ноября эти корабли были случайно об­наружены итальянским самолетом-разведчи­ком. В море вышло мощное итальянское со­единение: линкоры "Витторио Венето" и "Джулио Чезаре", 6 крейсеров, в том числе "Тренто", и 14 эсминцев.

Бой был коротким, сначала британские самолеты атаковали итальянскую эскадру, по­том произошел ожесточенный артиллерийс­кий бой. Расход снарядов главного калибра составил 92 снаряда. Известно, что попада­ние 203-мм снаряда получил английский крейсер "Бервик" (Через месяц "Бервик" примет участие в столк­новении с германским тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и станет единственным крейсером, получившим попадание немецких и итальянских 203-мм снарядов. С Японией этот корабль не воевал). Бой закончил­ся "вничью". После боя 3-я дивизия крейсеров зашла в Неаполь, оттуда перебазиро­валась в Мессину.

Ноябрь и первая поло­вина декабря прошла для "Тренто" без заметных собы­тий. В период с 9 по 11 декаб­ря итальянский флот подвер­гся коренной реорганизации. Были расформированы 1-я и 2-я эскадры, так как их ко­рабли действовали вместе. Все корабли свели в один флот. Командующим назна­чили вице-адмирала А. Иакино. "Тренто" вместе с "Трие­сте" и "Больцано" по-пре­жнему входил в состав 3-й ди­визии, которой придали флотилию эсминцев. 15 ноября 1940 года "Тренто" и "Триесте" были переведены в Кальери. В это время по портам Южной Италии нанесла удары анг­лийская авиация, увеличился риск поврежде­ния кораблей. В течение недели в Мессинском порту были выполнены работы по установке дымовой аппаратуры. Поэтому 22 декабря крейсера вернулись в Мессину.

Следующий выход в море был связан с большой конвойной операцией противника (операция "Эксесс"). 10 января 1941 г в море вышли линейные корабли из Ла-Специи и все три крейсера 3-й дивизии из Мессины. Италь­янские корабли вернулись на базу, ничего не обнаружив.

В феврале английское командование за­думало смелую операцию, которая получила кодовое название "Гог". Соединение "Н" дол­жно было обстрелять Геную. "Оно состояло из линкоров "Ринаун" и "Малайя", авианосца "Арк Роял", крейсера "Шеффилд" и 10 эс­минцев. Так как не было возможности опре­делить подлинные намерения противника, ко­мандование немедленно приказало линкорам "Витторио Венето", "Джулио Чезаре" и "Рома" выйти из Специи, а крейсерам "Трие­сте", "Тренто" и "Больцано" с эсминцами выйти из Мессины. (Брагадин М.А. "Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных". стр. 100).

Англичане выполнили поставленную за­дачу, обстреляв порт и находившиеся в нем транспорты и верфи Генуи. Из-за отврати­тельной работы итальянской авиаразведки "Соединение Н" ушло на базу без неприятных встреч. Крейсера 3-й дивизии прибыли в Мес­сину 10 февраля 1941 года.

Следующий месяц прошел для крейсера спокойно. 12 марта в море выходит итальянс­кий конвой: 4 трансатлантических лайнера, помимо непосредственного охранения было развернуто соединение дальнего прикрытия "Тренто", "Триесте" и "Больцано", а также эсминцы "Карабиниери, "Карацциери", "Авиери" и миноносец "Децца". Конвой без потерь дошел до места назначения. Соедине­ние дальнего прикрытия благополучно верну­лось на базу. Следующий выход в море 27 марта. "Тренто" в составе сильного соедине­ния выходит в море. 28 марта он участвует в коротком столкновении с британскими крей­серами контр-адмирала Придхем Уиппела. Затем отходит под постоянными вражескими авианалетами. За ними следовал британский Средиземноморский флот, но итальянцы об этом ничего не знали.

Первым торпедное попадание получил флагманский линейный корабль "Витторио Венето", он снизил скорость, но сохранил ме­сто в строю. Во время последнего вечернего авианалета был торпедирован крейсер "Пола". Командующий флотом адмирал А. Иакино отправил ему на помощь 2 тяжелых крейсера 1-й дивизии. Эти три корабля и были потоплены англичанами. "Тренто" и осталь­ные корабли флота 29-го прибыли в базу.

Следующий месяц крейсер простоял в Таранто, хотя в это время на Средиземномор­ском театре происходило много важных со­бытий. Но итальянский флот в них участия не принимал. С 24 апреля по 6 мая крейсер со­вершает переход из Мессины в Таранто, а от­туда в Ла-Специю. В этом порту "Тренто" становится к заводской стенке. Работы были завершены в первых числах августа. 5 августа крейсер прибывает в Мессину. До 24 августа корабль находится в базе, занимаясь боевой подготовкой и отрабатывая навыки экипажа.

22 августа итальянская агентурная раз­ведка зафиксировала исчезновение с Гибрал­тарского рейда кораблей соединения "Н" (1 линкор, 1 авианосец, 1 легкий крейсер, 5 эс­минцев). Операция получила кодовое назва­ние "Менсмит".

Англичане выполняли несколько задач: проводка очередного конвоя на Мальту, при­крытие активной минной постановки у Ли­ворно, а также удар палубной авиацией по промышленным объектам Северной Сарди­нии. Англичане выполнили поставленные пе­ред ними задачи.

На следующий день в море вышли лин­коры "Витторио Венето" и "Литторио", в море к ним присоединились тяжелые крейсера "Тренто", "Триесте", "Больцано", "Гориция" и 9 эсминцев. Перехватить им никого не уда­лось. Во время этого выхода в море английс­кая подводная лодка "Триумф" торпедирова­ла "Больцано". Остальные корабли благопо­лучно вернулись на базу. Следующий выход в море состоялся через месяц.

24 сентября англичане из Гибралтара на­чинают большую операцию, под кодовым на­званием "Хэлберд" - проводка конвоя на Мальту со сверхмощным охранением. Охра­нение состояло не только из кораблей соеди­нения "Н". К операции привлекли корабли флота Метрополии. 26 сентября итальянская авиаразведка обнаружила часть вражеских сил. Вечером в море вышло мощное итальян­ское соединение: линейные корабли "Витто­рио Венето" и "Литторио" тяжелые крейсера "Тренто", "Триесте", "Гориция", 2 легких крейсера "Аттендоло" и "Дука дегли Абруцци" и 14 миноносцев. И этот выход был безрезультатным. Корабли вернулись на базу нико­го не встретив.

Октябрь прошел для "Тренто" спокой­но. В это время положение немецко-итальянс­кой армии в Африке резко ухудшилось, в ос­новном из-за недостаточного снабжения. По­этому каждый прорвавшийся транспорт был буквально на вес золота.

В начале ноября был сформирован оче­редной конвой (5 транспортов и 2 танкера в охранении 6 эсминцев) с соединением прикры­тия: крейсера "Тренто", "Триесте" и 4 эсминца. Командовал дальним прикрытием контр-ад­мирал Бривонези. Конвой получил название "Бети" или "Дуйсбург" (по названию самого крупного транспорта). Конвой вышел в море 7 ноября, транспорта и боевые корабли также вышли в море. Английская радиоразведка (си­стема "Ультра") передала в вышестоящие шта­бы информацию о конвое и его грузе.

Чтобы не раскрывать ее источников, в воздух был поднят самолет-разведчик. Вскоре он обнаружил конвой. Вечером 8 ноября с Мальты вышло "Соединение К": легкие крей­сера "Пенелопа" и "Аурора" и 2 эсминца. Сразу после полуночи 9 ноября конвой был обнаружен, сначала с помощью радиолокаци­онной станции, а потом и визуально.

Описание этого боя выходит за рамки данной работы. Поэтому мы рассмотрим только действие тяжелых крейсеров. До мо­мента появления англичан итальянские крей­сера находились справа от конвоя, со сторо­ны Мальты. Шли они параллельно курсу кон­воя, то отставая, то уходя вперед. Расстояние до конвоя составляло 5500 ярдов. После появ­ления англичан скорость была увеличена до 24 узлов. "Тренто" и "Триесте" ушли вперед но вскоре легли на обратный курс и начали идти навстречу конвою. В 1 ч 30 мин тяжелые крейсера вступили в бой, правда их позиция была неудачной. Противник оказался между ними и конвоем. Расход боеприпасов соста­вил 207 снарядов главного калибра и 82 100-мм снаряда.

Самое интересное, что на "Пенелопе" и "Ауроре" сигнальщики видели какие-то тени, но посчитали, что это эсминцы. Поэтому с "Ауроры" был открыт огонь из универсаль­ных 102-мм орудий, снаряды которых просто не долетали до цели. Но конвой был уничто­жен, погибли все торговые суда и эсминец "Фульмине". Вместе с транспортами погибло 13 290 тонн военных грузов, 1579 тонн боеприпасов, 17281 тонн топлива, 389 транспор­тных средств. Крейсера оставались на месте до утра, разыскивая спа­сенных.

Утром они были атакованы британской подводной лодкой "Апхолдер" (капитан-лейтенант Ванклин). Торпеды цель не пора­зили. После чего отряд прикрытия разгром­ленного конвоя пошел на базу. Дальнейшее легко предсказуемо: "Бривонези и Бискьяне (командир непосред­ственного охранения Т.С) был отстранен от командования, а Бривонези попал под трибунал. Но после долгого разбиратель­ства 5 июля 1942 года он был оправдан" (Макинтайер Д., Шофилд Б., Пак С. "Битва за Средиземное море: Взгляд победителей", стр. 635).

В следующий по­ход крейсера отправи­лись под командовани­ем контр-адмирала А. Парона. Положение на африканском фронте становилось критичес­ким. Поэтому было ре­шено отправить не­сколько конвоев. Силы дальнего прикрытия со­стояли из крейсеров 3-й дивизии "Тренто", "Гориция" и "Триесте". Конвой и охранение вышли в море 20 ноября. На следующий день обнаружили вражеские самолеты-разведчики и подводные лодки. В Мессинском проливе состоялось рандеву с 8-й дивизией крейсеров (тип "Гарибальди").

В свою очередь, англичане подняли в воздух ударные самолеты и отправили на пе­рехват подводные лодки. Незадолго до полу­ночи 21 ноября соединение прикрытия было обнаружено английской подводной лодкой "Атмост" (капитан-лейтенант Кейли). Одна из торпед поразила "Триесте". Повреждение было тяжелым, и крейсер с трудом удалось довести до Мессины. Командир лодки не знал кого торпедировал, и доложил о попадании в крейсер типа "Гарибальди".

Вскоре пострадал "систершип" "Гари­бальди" "Дука дегли Абруцци". Он получил попадание авиационной торпеды в кормовую часть. Конвой пришлось вернуть. Операция закончилась полным провалом, до Африки дошли только два транспорта и крейсер "Кадорна". Итальянцам удалось довести до базы оба поврежденных корабля.

Следующая операция прошла 16 декаб­ря. Она получила название "М-42" — провод­ка в Африку двух конвоев. Соединение даль­него прикрытия возглавил лично командую­щий флотом Иакино. Это было мощное со­единение, в состав которого входили линкоры "Литторио", "Джулио Чезаре" "Дуилио", тя­желые крейсера "Гориция" и "Тренто" и 10 эс­минцев. 16 декабря итальянские корабли вышли в море.

Англичане решили напасть на конвой - в море вышли два крейсерских соединения британского флота: одно из Александрии, второе с Мальты. После объединения в распо­ряжении контр-адмирала Вайана было 6 крей­серов (из них два крейсера ПВО со 133-мм ар­тиллерией главного калибра) и 16 эсминцев. 17 декабря противники встретились. Бой был коротким — всего 11 минут. Разобраться про­тивникам помешала темнота, и конвой дошел до пункта назначения.

Итальянскому флоту удалось преодолеть кризис, и положение со снабжением войск Оси в Африке стало улучшаться. С 3 по 6 января "Тренто" принимал участие в проводке оче­редного конвоя (операция "М-43"). Тяжелый крейсер находился в составе сил дальнего при­крытия. Конвой благополучно дошел до пунк­та назначения. Во время этой операции ни один итальянский корабль не пострадал.

Январь и первая половина февраля 1942 г прошли для "Тренто" спокойно. 12 февраля англичане начали операцию по проводке кон­воя на Мальту ("MF-5"), а также и в обрат­ном направлении. С осажденного острова вы­водились подводные корабли. Немецкая и итальянская авиаразведка заметили часть британских сил. 14 февраля в море вышло сильное итальянское соединение: линкор "Ду­илио", 4 крейсера, 12 эсминцев. Перехватить им никого не удалось.

После того как итальянское соединение было расформировано, его атаковала британ­ская подводная лодка "Р-36" (лейтенант Эдмондс, по одним данным, дата атаки 13-14 февраля, по другим данным, 14-15 февраля.

Сначала по очереди были атакованы тя­желые крейсера. На следующий день эта же лодка атаковала эсминцы охранения, повре­див эсминец "Карабиниери", но его все же удалось отбуксировать в порт. Остальные эс­минцы преследовали лодку. На "Р-36" были сброшены 235 глубинных бомбы. Но субма­рина повреждений не получила. "Тренто" и "Гориция" прибыли в Мессину 16 февраля. 21-23 февраля итальянцы провели операцию "К-7" - проводку двух конвоев в ливийский порт Триполи. Для прикрытия было развер­нуто соединение в составе линкора "Дуилио", крейсеров "Тренто", "Гориция", "Банде Нере" и 7 эсминцев. На этот раз никаких про­исшествий не было.

Следующий выход в море на перехват очередного мальтийского конвоя ("MW-10"). Кроме эсминцев непосредственного охране­ния, рядом находились крейсера контр-адми­рала Вайана (3 крейсера ПВО типа "Дидо" с 133-мм артиллерией главного калибра, но по­зднее к ним присоединился крейсер "Пенело­па" (8 152-мм орудий). Конвой был обнару­жен итальянскими подводными лодками. В море вышли линкор "Литторио", крейсера "Тренто", "Гориция" и "Банде Нере" и 12 эс­минцев. 22 марта противники встретились, началась вторая битва в заливе Сырт.

Англичане умело маневрировали, стави­ли дымовые завесы, имитировали торпедные атаки. Контр-адмиралу Вайну удалось про­держаться до темноты. Тогда командующий итальянской эскадрой адмирал А. Иакино прервал контакт и вышел из боя. Ночью анг­лийские крейсера повернули в Александрию, куда прибыли на следующий день, по пути от­бив несколько авианалетов. Конвою повезло меньше, два транспорта были потопили на пе­реходе, а два на Мальте немецкой авиацией. Возвращавшиеся на базу итальянские соеди­нения в Ионическом море попали в сильный шторм, в результате которого два эсминца за­тонули, а крейсер "Банде Нере" был тяжело поврежден.

Следующие три месяца прошли для "Тренто" в рутинной службе. Пока крейсер бездействовал, положение со снабжением Мальты продолжало ухудшаться. Англичане прекрасно это понимали. Была спланирована проводка двух конвоев "Гарпун" (из Гибрал­тара) и "Вигорус" (из Александрии). В свою очередь итало-немецкое командование приня­ло следующее решение: гибралтарский кон­вой уничтожить авиацией, подводными лод­ками, крейсерско-миноносным соединением, "москитными силами"; а против александрий­ского конвоя развернуть мощную эскадру. Операция получила название "Меццо Гуино". В ней принимали участие линкоры "Витторио Венето" и "Литторио", тяжелые крейсера "Тренто" и "Гориция", легкие крейсера "Дука д Аоста", "Гарибальди" и 10 эсминцев.

Корабли вышли в море. Вскоре они были обнаружены вражеской авиаразведкой. В первый авианалет с 2 ч 40 мин до 4 ч утра 15 июня, корабли практически не пострада­ли. Итальянское соединение упрямо шло в точку перехвата. Около 5 ч утра в атаку вы­шел одиночный британский самолет-торпе­доносец "Бристоль Бофорт" (217 эскадрилье RAF). От одной торпеды крейсер уклонился, но вторая поразила цель (это, видимо, самая вероятная картина этой атаки). По другим данным, "Тренто" стал жертвой массирован­ного авиаудара.

От попадания произошел взрыв в районе первого котельного отделения. Вскоре крей­сер потерял ход. Итальянский флот пошел дальше, оставив с "Тренто" два эсминца. Пока экипаж корабля боролся за живучесть, в море вышли буксиры и миноносцы охране­ния. Командир "Тренто" капитан 1 ранга С. Эспозито приказал эсминцу "Пигафетта" на­чать буксировку.

В это время на добивания уже шли бри­танские подводные лодки. Первой подошла "Амбра" (лейтенант Мейдон). В 9 ч 10 мин (по другим данным, в 10 ч 10 мин) одна из выпущенных торпед поразила цель. После взрыва сдетонировал погреб второй башни главного калибра. Крейсер получил силь­ный дифферент на нос, затем встал верти­кально и затонул.

Агония "Тренто" была практически мгновенной, менее пяти минут. Как вспоминали затем спасенные, оказавшиеся в воде моря­ки кричали здравницы в честь погибшего ко­рабля и короля. Эсминцы подобрали 602 че­ловека, погибло 497. Среди них был командир корабля капитан 1 ранга С. Эспозито. Он был посмертно награжден "Золотой медалью", в его честь был назван строящийся эсминец се­рии "Команданте". В литературе можно встретить несколько точек гибели "Тренто": 1) 35°45'W/19°04'E, 2) 35°10'W/18°40'E, 3) 36°10'N/19°04'E.

Во время войны крейсер 17 раз выходил на перехват противника, 9 раз на охрану сво­их коммуникаций и 1 на прикрытие минной постановки.

"Тренто" вычеркнули из списков флота 18 октября 1946 года.

 

"Триесте"

 

22 июня 1925 года на верфи "Стабилименто Технике Триестино" в Триесте был за­ложен киль тяжелого крейсера. Закладка ко­рабля на бывшей вражеской верфи имела большое политическое значение для Италии. До конца первой мировой войны верфь при­надлежала Австро-Венгрии и была получена после войны с большим трудом. Спустили ко­рабль на воду 24 октября 1926 года, а вошел он в состав флота 21 декабря 1928 года. Служ­ба "Триесте" до 1940 года не была богата со­бытиями. Крейсер не покидал пределов Сре­диземного моря. Участвовал в парадах, учени­ях. В 1936-1939 годах помогал мятежникам ге­нерала Франко.

В тот день, когда Италия вступила в вой­ну, "Триесте" находился в текущем ремонте. После прохождения короткого курса боевой подготовки он возвращается в состав флота и 7 сентября становится флагманом 3-й дивизии крейсеров. В этот же день крейсер выходит в море в составе соединения. Итальянское ко­мандование ожидало операции базирующего­ся на Гибралтар "Соединения Н". Поэтому тяжелые крейсера сменили несколько портов базирования, но ожидания были тщетными, и противник не показывался. С 28 сентября по 3 октября "Триесте" в составе соедине­ния итальянского флота производит поиск кораблей английского Средизем­номорского флота. Британцы произво­дили сложную конвойную операцию под кодовым названием "МВ-5".

Следующий выход в море прове­ли 13 октября. В предшествующую ночь вражеские крейсера нанесли чув­ствительный удар по миноносным си­лам Италии. 3-я дивизия во главе с "Триесте" пыталась их перехватить, но безуспешно. 21 октября, в преддве­рии войны с Грецией, крейсер и его "подчиненные" были переведены в Та­ранто. В ночь с 11 на 12 ноября нахо­дящиеся в этой базе главные силы ита­льянского флота были атакованы вра­жеской палубной авиацией. "Триесте" не пострадал и на следующий день увел свою дивизию в Мессину. В сере­дине ноября была получена информа­ция о подозрительной активности в районах Гибралтара, и 3-я дивизия на несколько дней перебазировались в Неаполь. Ничего не произошло, и крейсера вернулись в базу.

В конце ноября англичане начали сложную и многоплановую операцию. Для противодействия ей в море выходит сильная итальянская эскадра, в которую входит 3-я дивизия крейсеров во главе с "Триесте". 27 ноября противники встре­тились. Итальянское соединение встре­тилось с гибралтарской эскадрой. Во время боя "Триесте", шедший во главе 3-й дивизии, произвел 96 залпов. Не­смотря на большой расход боезапаса, англичане заметных повреждений не получили. После боя "Триесте" вернул­ся в базу.

В тот период английская авиация начала наносить удары по городам и портам Южной Италии. Итальянское командование приняло решение об усилении пассивных систем защи­ты, говоря проще, установить дополнитель­ные дымогенераторы. На время проведения работ "Триесте" и "Тренто" были переведены в Неаполь. Вскоре их вернули в порт постоян­ного базирования. Там экипаж крейсера встретил Новый 1941 год.

В январе 1941 г. состоялся единственный выход в море для противодействия английс­кой операции "Эксесс". Встречи с противником не было. В начале февраля английское со­единение "Н" обстреляло порт Геную. На пе­рехват вышли линкоры и крейсера итальянс­кого флота, в том числе и "Триесте", но про­тивники не встретились. Почти весь февраль и первую декаду марта крейсер нес рутинную службу. С 12 по 13 марта "Триесте" находится в составе дальнего охранения конвоя из трансатлантических лайнеров. С 27 по 29 мар­та очередной выход в составе флота, закон­чившийся катастрофой при Матапане.

Весной 1941 года в Италию пребывают немецкие части, которые надо было перебросить в Африку. 30 апреля из сицилийских пор­тов выходит конвой из 5 транспортов, с охра­нением из эсминцев и миноносцев. Силы даль­него прикрытия составили крейсера "Триес­те", "Больцано", "Эугенио ди Савойя" и 3 эс­минца. Английская авиация и подводные лод­ки атаковали конвой, но "работы" для сил прикрытия не было. 1 мая крейсерское соеди­нение вернулось в базу.

Следующая подобная операция была произведена через месяц. На этот раз конвой состоял из трансатлантических лайнеров, под охранением эсминцев и миноносцев. Соедине­ние дальнего прикрытия состояло из тяжелых крейсеров "Триесте", "Больцано", и 3 эс­минцев. Оно вышло в море 24 мая. Конвой дошел до Африки, по­неся потери: вражес­кая подводная лодка "Апхолдер" (капитан-лейтенант Ванклин) потопила лайнер "Конте Россо". Но "работы" для крейсе­ров снова не было. 25 мая соединение даль­него прикрытия вер­нулась на базу.

8-9 июня тяже­лые крейсера "Триес­те" и "Больцано" вновь выходят в море, осуществляя дальнее прикрытие очередного конвоя. Затем "оперативная пауза", которая затя­нулась до середины июля 1941 года. С 16 по 18 июля крейсера обеспечивали конвой из 3 лайнеров, 4 эс­минцев и 1 минонос­ца. В соединение дальнего прикрытия вошли тяжелые крей­сера "Триесте" и "Больцано" и 3 эс­минца.

В августе и сен­тябре произвели два выхода в составе со­единения для противодействия британским операциям "Менсмит", с 23 по 26 августа и "Хэлберд" с 26 по 30 сентября. Октябрь про­шел для крейсера спокойно. 8 ноября "Трие­сте" становится флагманом соединения даль­него прикрытия конвоя "Бета" ("Дуйсбург"), который ночью был полностью уничтожен английскими крейсерами.

На следующее утро во время спасатель­ной операции это соединение обнаружила британская подводная лодка "Апхолдер". Ее командир капитан-лейтенант Ванклип наблю­дал два крейсера. Он выбрал головной крей­сер "Триесте", которому в этот раз повезло.

Первая торпеда прошла перед носом крейсера и поразила эсминец "Либеччио", у второй отка­зал гироскоп, и она на­чала описывать цирку­ляцию, третья прошла за кормой и тоже пора­зила один из эсминцев, который быстро зато­нул. "Триесте" и "Тренто" невредимыми вер­нулись в базу.

Следующий выход в море состоялся 20 но­ября в рамках большой конвойной операции. Вечером 21 ноября "...подводная лодка "Атмоуст" обнаружила, что находится вблизи эскадры из трех крейсеров, идущих в сопро­вождении эсминцев. Следует особо отметить бдительность британских подводников, кото­рые сумели заметить итальянские корабли с низкой лодочной рубки, тогда как вражеские наблюдатели, находящиеся на высоких мости­ках крейсеров, "Атмоуст" не увидели. Торпе­да Кейла попала в головной крейсер между трубами". (Сборник "Британские подводные лодки", стр. 232. АСТ, М. 2002.). В результате оказались затоплены 3 котельных отделения, "Триесте" беспомощно дрейфовал, но умелая работа аварийных партий спасла корабль, и его удалось довести до Мессины. Ремонт по­вреждений занял несколько месяцев. Затем начался курс боевой подготовки. В строй "Триесте" вернулся только летом 1940 г.

Англичане после провала операции по проводке двух конвоев на Мальту приняли решение провести один из Гибралтара, при­дав ему сверхмощное охранение за счет ко­раблей Флота Метрополии. Итальянцы спла­нировали контроперацию, получившую на­звание "Меццо Агосто". Основную роль в ней должны были играть легкие силы, авиа­ция и подводные лодки. От использования линкоров отказались из-за топливного кри­зиса. Но все же решили развернуть крейсерс­кое соединение.

В начале августа радиоразведка Оси за­фиксировала подозрительную активность. 10 августа конвой, в рамках британской опера­ции "Пьедестал", вышел в море. С 10 по 15 августа конвой был почти полностью уничто­жен. Для его "добивания" в море вышла ита­льянская крейсерская эскадра. В ее состав вошли крейсера "Триесте", "Больцано", "Гориция", "Эугенио да Савойе", "Монтекукколи", "Аттендоло" и 11 эсминцев. 13 августа они

должны были напасть на остатки конвоя, но при­каз был отменен. Во время возвращения британс­кая подводная лодка торпедировала 2 крейсера, ко­торые остались наплаву.

Топливный кризис парализовал активность тяжелых крейсеров Италии. "Триесте" вместе с "Гориция", "Гарибальди", "Дуиой д Аоста" и "Дукой дегли Абруцци" стоял в Мессине. 4 декабря впервые в итальянском небе появились самолеты американской 9-й воздушной армии. Первой целью стали линкоры на рейде Неаполя. Итальянское ко­мандование приняло решение убрать тяжелые крейсера из Мессины, и более безопасным портом была признана Ла-Маддалена (остров Сардиния). В этом порту "Триесте" и "Гориция" находились до 9 апреля 1943 года.

10 апреля военно-морская база в Ла-Маддалене была атакована 84 четырехмоторными бомбар­дировщиками "В-24" "Либерейтор". Из них 24 ата­ковали "Триесте". В крейсер попало несколько бомб, на его борту вспыхнул пожар, в корпус нача­ла поступать вода, произошли серьезные разруше­ния надстроек. Борьбу за живучесть осложняло то, что в районе разрушения оказались дежурные элек­тростанция и котельное отделение. Борьба за живу­честь продолжалась с 14 ч 35 мин до 16 ч 15 мин. Затем крейсер перевернулся через правый борт и затонул. Потери экипажа составили 30 убитых и 50 раненых.

В 1950 году корпус "Триесте" подняли и от­буксировали в Ла-Специю для разборки на металл.