Служба
"Тренто"
8 февраля 1925 года на верфи Кантиери Орландо (ОТО) в Ливорно был заложен первый итальянский тяжелый крейсер "Тренто", который спустили на воду 4 октября 1927 года. Корабль вошел в состав флота 3 апреля
1929 года, сразу же стал флагманом "Дивизии крейсеров", и на нем поднял флаг вице-адмирал Фердинандо Ди Савойя. Вторым кораблем соединения стал "Триесте". Месяц корабли отрабатывали организацию и занимались боевой подготовкой.
С 16 мая по 10 июня прошел первый заграничный поход. Корабли посетили испанский порт Барселона. Чуть позднее военно-морской министр Италии задумал еще более обширную демонстрацию морской мощи королевства. Для этого и выбрали новый красавец-крейсер. 23 июля "Тренто" выходит в море из Ла-Специи. Корабль прошел Гибралтарским проливом, конечным пунктом его плавания была Южная Америка. Во время похода совершили заходы в Сан-Винсент, Капо-Верде, Рио де Жанейро, Сантус, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Илла Гранде, Бахиа, Лос-Пальмос и Танжер. В родной порт крейсер вернулся 10 октября 1929 г.
Остаток года и первые девять месяцев следующего года прошли для крейсера в рутинной службе. С 15 октября по 21 ноября 1930 года он совершил большой поход по восточной части Средиземного моря с заходами в порты Салоники, Стампалия, Невпалид с посещением островов Родос и Лерос.
1931 год прошел для крейсера в обычной службе. Наверно самое время сказать несколько слов о боевой подготовке Королевского итальянского флота. Английский исследователь характеризует ее так: "Особенно важно было отсутствие серьезной боевой подготовки. Ночные учения почти не проводились. Дневные учения отменялись, если погода ухудшалась или поднималась сильная волна". ("Битва за Крит". Екатеринбург, 1997 г., стр. 22).
В 1932 году резко ухудшились отношения между Японией и Китаем. Италия, имевшая интересы в Китае, не могла оставаться безучастной. Ее военно-морские силы в дальневосточных водах состояли из устаревшего крейсера "Либия" и двух небольших канлодок. Усилить это соединение было решено крейсером "Тренто" и эсминцем "Эсперо". На борту тяжелого крейсера находилась рота морских пехотинцев из полка "Сан Марко", и на нем подняли флаг командующего Дальневосточной эскадры. Крейсер и эсминец вышли в море 4 февраля 1932 года и взяли курс к Суэцкому каналу.
Путь на Восток занял месяц. По пути произвели заходы в Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур и 4 марта прибыли в Шанхай, где и бросили якоря. Во время стоянки в этом китайском порту "Тренто" защищал в условиях конфликта интересы Италии и ее граждан. После заключения перемирия между японцами и китайцами итальянское соединение зашло в японский порт Нагасаки, где простояло с 26 апреля по 1 мая. 14 мая корабли вернулись в Шанхай и начали готовиться к возвращению в Италию.
После окончательного расчета с берегом "Тренто" и "Эсперо" выходят в море 14 мая. На этот раз соединение шло без спешки, поэтому заходов в порты было больше. Крейсер можно было видеть на рейде Гонконга, Батавии, Коломбо, Адена, Порт-Саида, на острове Родос. Соединение прибыло в Специю 30 июня. 11 июля адмиральский флаг был спущен, а соединение официально расформировано. "Тренто" проходит короткий ремонт и после завершения работ успевает принять участие в итоговых годовых маневрах, на которых отрабатывалась война с Францией. После их завершения для крейсера начался период рутинной службы.
2 декабря 1933 года на "Тренто" был поднят флаг контр-адмирала Винцензо Де Фэо, что означало, что крейсер становится флагманом 2-й дивизии 1-й эскадры (Главные силы). В эту дивизию также входили "Триесте" и "Больцано". С 23 по 26 июня "Тренто" наносит визит в порт Дураццо (Албания). В июле 1934 года его соединение сменило номер и стало 3-й дивизией.
Остаток 1934 года крейсер провел в рутинной службе. В январе 1935 года контр-адмирал Де Фэо спустил флаг. На "Тренто" был поднят флаг контр-адмирала Владамиро Пини. 8 марта "Тренто" вышел в море из сицилийского порта Аугуста, он совершил поход по восточной части Средиземного моря, зайдя на Лерос и Родос, и 20 марта прибыл в Аугусту. 18 июня 1935 года "Тренто" передал обязанности флагмана крейсеру "Триесте".
Поэтому остаток года прошел для корабля в спокойной рутинной службе. В июне 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. Фашистское правительство Италии поддержало мятеж генерала Франко.
Перед Королевским итальянским флотом были поставлены две новые задачи: официальное патрулирование в рамках "Комитета по невмешательству" и вторая — неофициальная всяческая помощь мятежникам. "Тренто" выполнял обе эти задачи и одновременно занимался боевой подготовкой. В октябре 1936 года на нем поднял флаг контр-адмирал Рикардо Палладини.
В ноябре 1936 года корабль нанес дружеский визит в греческий порт Саламит. В марте 1937 года совершил поход в составе родного соединения в итальянскую колонию Ливию с заходом в порты Рас Лануф, Бенгази и Триполи. Затем снова потекла рутинная служба, боевая подготовка, межбазовые переходы и походы в испанские воды. С 9 по 29 июля 1939 года состоялся поход по восточному Средиземноморью с короткими заходами в Триполи, Тобрук, Родос и Лерос.
В это время "Тренто" находился в составе 3-й дивизии крейсеров 2-й эскадры Разведывательных сил. В состав этого соединения входили тяжелые крейсера, а также были приданы 4 легких крейсера и 2-я флотилия эсминцев. До июня 1940 года с "Тренто" ничего примечательного не происходило.
1 сентября произошло нападение Германии на Польшу. Началась вторая мировая война. Сначала Италия оставалась нейтральной, но после ошеломляющих немецких побед и быстрого захвата Германией почти всей Западной Европы Б. Муссолини принял решение вступить в войну. Политическая ошибка Б. Муссолини дорого обошлась Италии, а в частности, ее военно-морскому флоту. 10 июня 1940 года Италия объявила войну "Западным Демократиям".
В ночь с 10 на 11 июня в море выходит соединение: крейсера "Пола", "Тренто", "Больцано", "Эугенио ди Савойе", "Аттендоло", "Монтекукколи", "Дука д Аоста" и эсминцы охранения. Перед ними поставили задачу прикрытия минных постановок. Встречи с противником не произошло, и все корабли благополучно вернулись в базу. 11 июня в море вышел английский Средиземноморский флот (два линкора, 1 авианосец, 3 крейсера и 9 эсминцев), для действий на итальянских коммуникациях между Ливией и Италией.
Вскоре флот был обнаружен вражеской авиаразведкой. На перехват отправили две группы кораблей итальянского флота. Из Мессины вышли в море тяжелые крейсера "Пола", "Тренто" и "Больцано". Но встречи с противником не было, и все итальянские корабли благополучно вернулись в базу. Англичанам повезло меньше, итальянская подводная лодка потопила их крейсер "Калипсо".
Следующий выход в море на перехват британского флота произошел 22 июня. И снова встречи с противником не было. Через две недели противники провели два конвоя -англичане на Мальту, итальянцы в Ливию. Дальнее прикрытие конвоев осуществляли главные силы противоборствующих флотов.
Противники встретились 9 июля. Бой был коротким, "Тренто" открыл огонь в 15 ч 55 мин, а прекратил в 16 часов. Попаданий он не добился, но и не получил их сам. Шедшему рядом "Больцано" повезло меньше, в него попало три снаряда. Но все это были мелочи по сравнению с попаданием в линкор "Джулио Чезаре". Материальный ущерб был небольшой — гораздо страшнее стал удар по боевому духу итальянских моряков. Атакуемые вражеской и своей авиацией, итальянские корабли пошли на базу. В 21 час 3-я дивизия тяжелых крейсеров прибыла в Мессину. Оба конвоя без потерь прибыли в пункт назначения.
Следующий выход в море состоялся 30 июля. "Тренто" в составе соединения находился в соединении дальнего прикрытия ливийских конвоев. Происшествий, а тем более встречи с противником не было. Отряд вернулся в базу 1 августа. Затем прошла почти месячная передышка. 8 августа командование 3-й бригадой сменилось и новым командующим стал контр-адмирал Сансонетти. Примерно в это же время англичане начали операцию "Хате" - перевод через все Средиземное море пополнения для Средиземноморского флота (линкор "Вэлиэнт", авианосец "Илластриес" и 2 крейсера ПВО). В операции принимали участие главные силы александрийской эскадры.
31 августа в море вышло сверхмощное итальянское соединение: 5 линкоров, 4 тяжелых и 2 легких крейсера и эсминцы (по другим данным, крейсеров было 13). В операции принял участие и "Тренто". Погода была плохой, авиаразведка полностью провалилась. После поисков соединение вернулось на базу. 7 сентября "Тренто" перестал быть флагманом -Сансонетти перебрался на "Триесте".
В первую неделю сентября 3-я дивизия сменила несколько пунктов базирования. Итальянское командование получило информацию о подозрительной вражеской активности у Гибралтара, была проведена перегруппировка, но информация не подтвердилась. "Тренто" в составе дивизии вернулся в Мессину.
28 сентября англичане начали очередную операцию по доставке пополнений на Мальту. Войска перевозились на крейсерах, прикрытие осуществляли главные силы Средиземноморского флота. В море вышли и линейные силы итальянского флота, в том числе и "Тренто". Из-за провалов авиаразведки до боевого столкновение не дошло. 6 октября тяжелый крейсер в составе соединения находился в охранении быстроходного конвоя в Эгейском море. Задание не было выполнено, так как итальянская авиаразведка обнаружила сильное вражеское соединение в районе движения конвоя. Операция была прекращена, и корабли вернулись в базу.
Следующий выход в море прошел 12 октября. 3-я дивизия ("Триесте", "Тренто" и "Больцано") и 14-я флотилия эсминцев выходит на помощь 1-й флотилии миноносцев, атакованной британскими крейсерами. Итальянцы не успевают перехватить противника. Крейсера "Йорк" и "Аякс" потопили 1 эсминец и 2 миноносца. После вторжения в Грецию, 3-я дивизия была переведена в Таранто. Это произошло 21 октября 1940 года. Англичане в это время заканчивали работу над планом авиационного удара по базе в Таранто. Новинкой стало использование авианосца. Вечером 11 ноября с палубы авианосца "Илластриес"стартовали 12 самолетов-торпедоносцев типа "Свордфиш". Часть из них была вооружена торпедами, а часть бомбами. Во время налета в "Тренто" попала бомба, но она не разорвалась. После ее обезвреживания крейсер вместе с "Триесте" и "Больцано" ушел в Мессину. С 12 по 16 ноября корабль стоял в базе, затем перешел в Неаполь, где уже находились остатки линейного флота.
16 ноября "Тренто" в составе соединения выходит в море на перехват вражеского соединения "Н", шедшего из Гибралтара. 24 ноября англичане начали проводку нескольких конвоев. В составе прикрытия находилась Гибралтарская эскадра (линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Роял" и 2 крейсера). 25 ноября эти корабли были случайно обнаружены итальянским самолетом-разведчиком. В море вышло мощное итальянское соединение: линкоры "Витторио Венето" и "Джулио Чезаре", 6 крейсеров, в том числе "Тренто", и 14 эсминцев.
Бой был коротким, сначала британские самолеты атаковали итальянскую эскадру, потом произошел ожесточенный артиллерийский бой. Расход снарядов главного калибра составил 92 снаряда. Известно, что попадание 203-мм снаряда получил английский крейсер "Бервик" (Через месяц "Бервик" примет участие в столкновении с германским тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и станет единственным крейсером, получившим попадание немецких и итальянских 203-мм снарядов. С Японией этот корабль не воевал). Бой закончился "вничью". После боя 3-я дивизия крейсеров зашла в Неаполь, оттуда перебазировалась в Мессину.
Ноябрь и первая половина декабря прошла для "Тренто" без заметных событий. В период с 9 по 11 декабря итальянский флот подвергся коренной реорганизации. Были расформированы 1-я и 2-я эскадры, так как их корабли действовали вместе. Все корабли свели в один флот. Командующим назначили вице-адмирала А. Иакино. "Тренто" вместе с "Триесте" и "Больцано" по-прежнему входил в состав 3-й дивизии, которой придали флотилию эсминцев. 15 ноября 1940 года "Тренто" и "Триесте" были переведены в Кальери. В это время по портам Южной Италии нанесла удары английская авиация, увеличился риск повреждения кораблей. В течение недели в Мессинском порту были выполнены работы по установке дымовой аппаратуры. Поэтому 22 декабря крейсера вернулись в Мессину.
Следующий выход в море был связан с большой конвойной операцией противника (операция "Эксесс"). 10 января 1941 г в море вышли линейные корабли из Ла-Специи и все три крейсера 3-й дивизии из Мессины. Итальянские корабли вернулись на базу, ничего не обнаружив.
В феврале английское командование задумало смелую операцию, которая получила кодовое название "Гог". Соединение "Н" должно было обстрелять Геную. "Оно состояло из линкоров "Ринаун" и "Малайя", авианосца "Арк Роял", крейсера "Шеффилд" и 10 эсминцев. Так как не было возможности определить подлинные намерения противника, командование немедленно приказало линкорам "Витторио Венето", "Джулио Чезаре" и "Рома" выйти из Специи, а крейсерам "Триесте", "Тренто" и "Больцано" с эсминцами выйти из Мессины. (Брагадин М.А. "Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных". стр. 100).
Англичане выполнили поставленную задачу, обстреляв порт и находившиеся в нем транспорты и верфи Генуи. Из-за отвратительной работы итальянской авиаразведки "Соединение Н" ушло на базу без неприятных встреч. Крейсера 3-й дивизии прибыли в Мессину 10 февраля 1941 года.
Следующий месяц прошел для крейсера спокойно. 12 марта в море выходит итальянский конвой: 4 трансатлантических лайнера, помимо непосредственного охранения было развернуто соединение дальнего прикрытия "Тренто", "Триесте" и "Больцано", а также эсминцы "Карабиниери, "Карацциери", "Авиери" и миноносец "Децца". Конвой без потерь дошел до места назначения. Соединение дальнего прикрытия благополучно вернулось на базу. Следующий выход в море 27 марта. "Тренто" в составе сильного соединения выходит в море. 28 марта он участвует в коротком столкновении с британскими крейсерами контр-адмирала Придхем Уиппела. Затем отходит под постоянными вражескими авианалетами. За ними следовал британский Средиземноморский флот, но итальянцы об этом ничего не знали.
Первым торпедное попадание получил флагманский линейный корабль "Витторио Венето", он снизил скорость, но сохранил место в строю. Во время последнего вечернего авианалета был торпедирован крейсер "Пола". Командующий флотом адмирал А. Иакино отправил ему на помощь 2 тяжелых крейсера 1-й дивизии. Эти три корабля и были потоплены англичанами. "Тренто" и остальные корабли флота 29-го прибыли в базу.
Следующий месяц крейсер простоял в Таранто, хотя в это время на Средиземноморском театре происходило много важных событий. Но итальянский флот в них участия не принимал. С 24 апреля по 6 мая крейсер совершает переход из Мессины в Таранто, а оттуда в Ла-Специю. В этом порту "Тренто" становится к заводской стенке. Работы были завершены в первых числах августа. 5 августа крейсер прибывает в Мессину. До 24 августа корабль находится в базе, занимаясь боевой подготовкой и отрабатывая навыки экипажа.
22 августа итальянская агентурная разведка зафиксировала исчезновение с Гибралтарского рейда кораблей соединения "Н" (1 линкор, 1 авианосец, 1 легкий крейсер, 5 эсминцев). Операция получила кодовое название "Менсмит".
Англичане выполняли несколько задач: проводка очередного конвоя на Мальту, прикрытие активной минной постановки у Ливорно, а также удар палубной авиацией по промышленным объектам Северной Сардинии. Англичане выполнили поставленные перед ними задачи.
На следующий день в море вышли линкоры "Витторио Венето" и "Литторио", в море к ним присоединились тяжелые крейсера "Тренто", "Триесте", "Больцано", "Гориция" и 9 эсминцев. Перехватить им никого не удалось. Во время этого выхода в море английская подводная лодка "Триумф" торпедировала "Больцано". Остальные корабли благополучно вернулись на базу. Следующий выход в море состоялся через месяц.
24 сентября англичане из Гибралтара начинают большую операцию, под кодовым названием "Хэлберд" - проводка конвоя на Мальту со сверхмощным охранением. Охранение состояло не только из кораблей соединения "Н". К операции привлекли корабли флота Метрополии. 26 сентября итальянская авиаразведка обнаружила часть вражеских сил. Вечером в море вышло мощное итальянское соединение: линейные корабли "Витторио Венето" и "Литторио" тяжелые крейсера "Тренто", "Триесте", "Гориция", 2 легких крейсера "Аттендоло" и "Дука дегли Абруцци" и 14 миноносцев. И этот выход был безрезультатным. Корабли вернулись на базу никого не встретив.
Октябрь прошел для "Тренто" спокойно. В это время положение немецко-итальянской армии в Африке резко ухудшилось, в основном из-за недостаточного снабжения. Поэтому каждый прорвавшийся транспорт был буквально на вес золота.
В начале ноября был сформирован очередной конвой (5 транспортов и 2 танкера в охранении 6 эсминцев) с соединением прикрытия: крейсера "Тренто", "Триесте" и 4 эсминца. Командовал дальним прикрытием контр-адмирал Бривонези. Конвой получил название "Бети" или "Дуйсбург" (по названию самого крупного транспорта). Конвой вышел в море 7 ноября, транспорта и боевые корабли также вышли в море. Английская радиоразведка (система "Ультра") передала в вышестоящие штабы информацию о конвое и его грузе.
Чтобы не раскрывать ее источников, в воздух был поднят самолет-разведчик. Вскоре он обнаружил конвой. Вечером 8 ноября с Мальты вышло "Соединение К": легкие крейсера "Пенелопа" и "Аурора" и 2 эсминца. Сразу после полуночи 9 ноября конвой был обнаружен, сначала с помощью радиолокационной станции, а потом и визуально.
Описание этого боя выходит за рамки данной работы. Поэтому мы рассмотрим только действие тяжелых крейсеров. До момента появления англичан итальянские крейсера находились справа от конвоя, со стороны Мальты. Шли они параллельно курсу конвоя, то отставая, то уходя вперед. Расстояние до конвоя составляло 5500 ярдов. После появления англичан скорость была увеличена до 24 узлов. "Тренто" и "Триесте" ушли вперед но вскоре легли на обратный курс и начали идти навстречу конвою. В 1 ч 30 мин тяжелые крейсера вступили в бой, правда их позиция была неудачной. Противник оказался между ними и конвоем. Расход боеприпасов составил 207 снарядов главного калибра и 82 100-мм снаряда.
Самое интересное, что на "Пенелопе" и "Ауроре" сигнальщики видели какие-то тени, но посчитали, что это эсминцы. Поэтому с "Ауроры" был открыт огонь из универсальных 102-мм орудий, снаряды которых просто не долетали до цели. Но конвой был уничтожен, погибли все торговые суда и эсминец "Фульмине". Вместе с транспортами погибло 13 290 тонн военных грузов, 1579 тонн боеприпасов, 17281 тонн топлива, 389 транспортных средств. Крейсера оставались на месте до утра, разыскивая спасенных.
Утром они были атакованы британской подводной лодкой "Апхолдер" (капитан-лейтенант Ванклин). Торпеды цель не поразили. После чего отряд прикрытия разгромленного конвоя пошел на базу. Дальнейшее легко предсказуемо: "Бривонези и Бискьяне (командир непосредственного охранения Т.С) был отстранен от командования, а Бривонези попал под трибунал. Но после долгого разбирательства 5 июля 1942 года он был оправдан" (Макинтайер Д., Шофилд Б., Пак С. "Битва за Средиземное море: Взгляд победителей", стр. 635).
В следующий поход крейсера отправились под командованием контр-адмирала А. Парона. Положение на африканском фронте становилось критическим. Поэтому было решено отправить несколько конвоев. Силы дальнего прикрытия состояли из крейсеров 3-й дивизии "Тренто", "Гориция" и "Триесте". Конвой и охранение вышли в море 20 ноября. На следующий день обнаружили вражеские самолеты-разведчики и подводные лодки. В Мессинском проливе состоялось рандеву с 8-й дивизией крейсеров (тип "Гарибальди").
В свою очередь, англичане подняли в воздух ударные самолеты и отправили на перехват подводные лодки. Незадолго до полуночи 21 ноября соединение прикрытия было обнаружено английской подводной лодкой "Атмост" (капитан-лейтенант Кейли). Одна из торпед поразила "Триесте". Повреждение было тяжелым, и крейсер с трудом удалось довести до Мессины. Командир лодки не знал кого торпедировал, и доложил о попадании в крейсер типа "Гарибальди".
Вскоре пострадал "систершип" "Гарибальди" "Дука дегли Абруцци". Он получил попадание авиационной торпеды в кормовую часть. Конвой пришлось вернуть. Операция закончилась полным провалом, до Африки дошли только два транспорта и крейсер "Кадорна". Итальянцам удалось довести до базы оба поврежденных корабля.
Следующая операция прошла 16 декабря. Она получила название "М-42" — проводка в Африку двух конвоев. Соединение дальнего прикрытия возглавил лично командующий флотом Иакино. Это было мощное соединение, в состав которого входили линкоры "Литторио", "Джулио Чезаре" "Дуилио", тяжелые крейсера "Гориция" и "Тренто" и 10 эсминцев. 16 декабря итальянские корабли вышли в море.
Англичане решили напасть на конвой - в море вышли два крейсерских соединения британского флота: одно из Александрии, второе с Мальты. После объединения в распоряжении контр-адмирала Вайана было 6 крейсеров (из них два крейсера ПВО со 133-мм артиллерией главного калибра) и 16 эсминцев. 17 декабря противники встретились. Бой был коротким — всего 11 минут. Разобраться противникам помешала темнота, и конвой дошел до пункта назначения.
Итальянскому флоту удалось преодолеть кризис, и положение со снабжением войск Оси в Африке стало улучшаться. С 3 по 6 января "Тренто" принимал участие в проводке очередного конвоя (операция "М-43"). Тяжелый крейсер находился в составе сил дальнего прикрытия. Конвой благополучно дошел до пункта назначения. Во время этой операции ни один итальянский корабль не пострадал.
Январь и первая половина февраля 1942 г прошли для "Тренто" спокойно. 12 февраля англичане начали операцию по проводке конвоя на Мальту ("MF-5"), а также и в обратном направлении. С осажденного острова выводились подводные корабли. Немецкая и итальянская авиаразведка заметили часть британских сил. 14 февраля в море вышло сильное итальянское соединение: линкор "Дуилио", 4 крейсера, 12 эсминцев. Перехватить им никого не удалось.
После того как итальянское соединение было расформировано, его атаковала британская подводная лодка "Р-36" (лейтенант Эдмондс, по одним данным, дата атаки 13-14 февраля, по другим данным, 14-15 февраля.
Сначала по очереди были атакованы тяжелые крейсера. На следующий день эта же лодка атаковала эсминцы охранения, повредив эсминец "Карабиниери", но его все же удалось отбуксировать в порт. Остальные эсминцы преследовали лодку. На "Р-36" были сброшены 235 глубинных бомбы. Но субмарина повреждений не получила. "Тренто" и "Гориция" прибыли в Мессину 16 февраля. 21-23 февраля итальянцы провели операцию "К-7" - проводку двух конвоев в ливийский порт Триполи. Для прикрытия было развернуто соединение в составе линкора "Дуилио", крейсеров "Тренто", "Гориция", "Банде Нере" и 7 эсминцев. На этот раз никаких происшествий не было.
Следующий выход в море на перехват очередного мальтийского конвоя ("MW-10"). Кроме эсминцев непосредственного охранения, рядом находились крейсера контр-адмирала Вайана (3 крейсера ПВО типа "Дидо" с 133-мм артиллерией главного калибра, но позднее к ним присоединился крейсер "Пенелопа" (8 152-мм орудий). Конвой был обнаружен итальянскими подводными лодками. В море вышли линкор "Литторио", крейсера "Тренто", "Гориция" и "Банде Нере" и 12 эсминцев. 22 марта противники встретились, началась вторая битва в заливе Сырт.
Англичане умело маневрировали, ставили дымовые завесы, имитировали торпедные атаки. Контр-адмиралу Вайну удалось продержаться до темноты. Тогда командующий итальянской эскадрой адмирал А. Иакино прервал контакт и вышел из боя. Ночью английские крейсера повернули в Александрию, куда прибыли на следующий день, по пути отбив несколько авианалетов. Конвою повезло меньше, два транспорта были потопили на переходе, а два на Мальте немецкой авиацией. Возвращавшиеся на базу итальянские соединения в Ионическом море попали в сильный шторм, в результате которого два эсминца затонули, а крейсер "Банде Нере" был тяжело поврежден.
Следующие три месяца прошли для "Тренто" в рутинной службе. Пока крейсер бездействовал, положение со снабжением Мальты продолжало ухудшаться. Англичане прекрасно это понимали. Была спланирована проводка двух конвоев "Гарпун" (из Гибралтара) и "Вигорус" (из Александрии). В свою очередь итало-немецкое командование приняло следующее решение: гибралтарский конвой уничтожить авиацией, подводными лодками, крейсерско-миноносным соединением, "москитными силами"; а против александрийского конвоя развернуть мощную эскадру. Операция получила название "Меццо Гуино". В ней принимали участие линкоры "Витторио Венето" и "Литторио", тяжелые крейсера "Тренто" и "Гориция", легкие крейсера "Дука д Аоста", "Гарибальди" и 10 эсминцев.
Корабли вышли в море. Вскоре они были обнаружены вражеской авиаразведкой. В первый авианалет с 2 ч 40 мин до 4 ч утра 15 июня, корабли практически не пострадали. Итальянское соединение упрямо шло в точку перехвата. Около 5 ч утра в атаку вышел одиночный британский самолет-торпедоносец "Бристоль Бофорт" (217 эскадрилье RAF). От одной торпеды крейсер уклонился, но вторая поразила цель (это, видимо, самая вероятная картина этой атаки). По другим данным, "Тренто" стал жертвой массированного авиаудара.
От попадания произошел взрыв в районе первого котельного отделения. Вскоре крейсер потерял ход. Итальянский флот пошел дальше, оставив с "Тренто" два эсминца. Пока экипаж корабля боролся за живучесть, в море вышли буксиры и миноносцы охранения. Командир "Тренто" капитан 1 ранга С. Эспозито приказал эсминцу "Пигафетта" начать буксировку.
В это время на добивания уже шли британские подводные лодки. Первой подошла "Амбра" (лейтенант Мейдон). В 9 ч 10 мин (по другим данным, в 10 ч 10 мин) одна из выпущенных торпед поразила цель. После взрыва сдетонировал погреб второй башни главного калибра. Крейсер получил сильный дифферент на нос, затем встал вертикально и затонул.
Агония "Тренто" была практически мгновенной, менее пяти минут. Как вспоминали затем спасенные, оказавшиеся в воде моряки кричали здравницы в честь погибшего корабля и короля. Эсминцы подобрали 602 человека, погибло 497. Среди них был командир корабля капитан 1 ранга С. Эспозито. Он был посмертно награжден "Золотой медалью", в его честь был назван строящийся эсминец серии "Команданте". В литературе можно встретить несколько точек гибели "Тренто": 1) 35°45'W/19°04'E, 2) 35°10'W/18°40'E, 3) 36°10'N/19°04'E.
Во время войны крейсер 17 раз выходил на перехват противника, 9 раз на охрану своих коммуникаций и 1 на прикрытие минной постановки.
"Тренто" вычеркнули из списков флота 18 октября 1946 года.
"Триесте"
22 июня 1925 года на верфи "Стабилименто Технике Триестино" в Триесте был заложен киль тяжелого крейсера. Закладка корабля на бывшей вражеской верфи имела большое политическое значение для Италии. До конца первой мировой войны верфь принадлежала Австро-Венгрии и была получена после войны с большим трудом. Спустили корабль на воду 24 октября 1926 года, а вошел он в состав флота 21 декабря 1928 года. Служба "Триесте" до 1940 года не была богата событиями. Крейсер не покидал пределов Средиземного моря. Участвовал в парадах, учениях. В 1936-1939 годах помогал мятежникам генерала Франко.
В тот день, когда Италия вступила в войну, "Триесте" находился в текущем ремонте. После прохождения короткого курса боевой подготовки он возвращается в состав флота и 7 сентября становится флагманом 3-й дивизии крейсеров. В этот же день крейсер выходит в море в составе соединения. Итальянское командование ожидало операции базирующегося на Гибралтар "Соединения Н". Поэтому тяжелые крейсера сменили несколько портов базирования, но ожидания были тщетными, и противник не показывался. С 28 сентября по 3 октября "Триесте" в составе соединения итальянского флота производит поиск кораблей английского Средиземноморского флота. Британцы производили сложную конвойную операцию под кодовым названием "МВ-5".
Следующий выход в море провели 13 октября. В предшествующую ночь вражеские крейсера нанесли чувствительный удар по миноносным силам Италии. 3-я дивизия во главе с "Триесте" пыталась их перехватить, но безуспешно. 21 октября, в преддверии войны с Грецией, крейсер и его "подчиненные" были переведены в Таранто. В ночь с 11 на 12 ноября находящиеся в этой базе главные силы итальянского флота были атакованы вражеской палубной авиацией. "Триесте" не пострадал и на следующий день увел свою дивизию в Мессину. В середине ноября была получена информация о подозрительной активности в районах Гибралтара, и 3-я дивизия на несколько дней перебазировались в Неаполь. Ничего не произошло, и крейсера вернулись в базу.
В конце ноября англичане начали сложную и многоплановую операцию. Для противодействия ей в море выходит сильная итальянская эскадра, в которую входит 3-я дивизия крейсеров во главе с "Триесте". 27 ноября противники встретились. Итальянское соединение встретилось с гибралтарской эскадрой. Во время боя "Триесте", шедший во главе 3-й дивизии, произвел 96 залпов. Несмотря на большой расход боезапаса, англичане заметных повреждений не получили. После боя "Триесте" вернулся в базу.
В тот период английская авиация начала наносить удары по городам и портам Южной Италии. Итальянское командование приняло решение об усилении пассивных систем защиты, говоря проще, установить дополнительные дымогенераторы. На время проведения работ "Триесте" и "Тренто" были переведены в Неаполь. Вскоре их вернули в порт постоянного базирования. Там экипаж крейсера встретил Новый 1941 год.
В январе 1941 г. состоялся единственный выход в море для противодействия английской операции "Эксесс". Встречи с противником не было. В начале февраля английское соединение "Н" обстреляло порт Геную. На перехват вышли линкоры и крейсера итальянского флота, в том числе и "Триесте", но противники не встретились. Почти весь февраль и первую декаду марта крейсер нес рутинную службу. С 12 по 13 марта "Триесте" находится в составе дальнего охранения конвоя из трансатлантических лайнеров. С 27 по 29 марта очередной выход в составе флота, закончившийся катастрофой при Матапане.
Весной 1941 года в Италию пребывают немецкие части, которые надо было перебросить в Африку. 30 апреля из сицилийских портов выходит конвой из 5 транспортов, с охранением из эсминцев и миноносцев. Силы дальнего прикрытия составили крейсера "Триесте", "Больцано", "Эугенио ди Савойя" и 3 эсминца. Английская авиация и подводные лодки атаковали конвой, но "работы" для сил прикрытия не было. 1 мая крейсерское соединение вернулось в базу.
Следующая подобная операция была произведена через месяц. На этот раз конвой состоял из трансатлантических лайнеров, под охранением эсминцев и миноносцев. Соединение дальнего прикрытия состояло из тяжелых крейсеров "Триесте", "Больцано", и 3 эсминцев. Оно вышло в море 24 мая. Конвой дошел до Африки, понеся потери: вражеская подводная лодка "Апхолдер" (капитан-лейтенант Ванклин) потопила лайнер "Конте Россо". Но "работы" для крейсеров снова не было. 25 мая соединение дальнего прикрытия вернулась на базу.
8-9 июня тяжелые крейсера "Триесте" и "Больцано" вновь выходят в море, осуществляя дальнее прикрытие очередного конвоя. Затем "оперативная пауза", которая затянулась до середины июля 1941 года. С 16 по 18 июля крейсера обеспечивали конвой из 3 лайнеров, 4 эсминцев и 1 миноносца. В соединение дальнего прикрытия вошли тяжелые крейсера "Триесте" и "Больцано" и 3 эсминца.
В августе и сентябре произвели два выхода в составе соединения для противодействия британским операциям "Менсмит", с 23 по 26 августа и "Хэлберд" с 26 по 30 сентября. Октябрь прошел для крейсера спокойно. 8 ноября "Триесте" становится флагманом соединения дальнего прикрытия конвоя "Бета" ("Дуйсбург"), который ночью был полностью уничтожен английскими крейсерами.
На следующее утро во время спасательной операции это соединение обнаружила британская подводная лодка "Апхолдер". Ее командир капитан-лейтенант Ванклип наблюдал два крейсера. Он выбрал головной крейсер "Триесте", которому в этот раз повезло.
Первая торпеда прошла перед носом крейсера и поразила эсминец "Либеччио", у второй отказал гироскоп, и она начала описывать циркуляцию, третья прошла за кормой и тоже поразила один из эсминцев, который быстро затонул. "Триесте" и "Тренто" невредимыми вернулись в базу.
Следующий выход в море состоялся 20 ноября в рамках большой конвойной операции. Вечером 21 ноября "...подводная лодка "Атмоуст" обнаружила, что находится вблизи эскадры из трех крейсеров, идущих в сопровождении эсминцев. Следует особо отметить бдительность британских подводников, которые сумели заметить итальянские корабли с низкой лодочной рубки, тогда как вражеские наблюдатели, находящиеся на высоких мостиках крейсеров, "Атмоуст" не увидели. Торпеда Кейла попала в головной крейсер между трубами". (Сборник "Британские подводные лодки", стр. 232. АСТ, М. 2002.). В результате оказались затоплены 3 котельных отделения, "Триесте" беспомощно дрейфовал, но умелая работа аварийных партий спасла корабль, и его удалось довести до Мессины. Ремонт повреждений занял несколько месяцев. Затем начался курс боевой подготовки. В строй "Триесте" вернулся только летом 1940 г.
Англичане после провала операции по проводке двух конвоев на Мальту приняли решение провести один из Гибралтара, придав ему сверхмощное охранение за счет кораблей Флота Метрополии. Итальянцы спланировали контроперацию, получившую название "Меццо Агосто". Основную роль в ней должны были играть легкие силы, авиация и подводные лодки. От использования линкоров отказались из-за топливного кризиса. Но все же решили развернуть крейсерское соединение.
В начале августа радиоразведка Оси зафиксировала подозрительную активность. 10 августа конвой, в рамках британской операции "Пьедестал", вышел в море. С 10 по 15 августа конвой был почти полностью уничтожен. Для его "добивания" в море вышла итальянская крейсерская эскадра. В ее состав вошли крейсера "Триесте", "Больцано", "Гориция", "Эугенио да Савойе", "Монтекукколи", "Аттендоло" и 11 эсминцев. 13 августа они
должны были напасть на остатки конвоя, но приказ был отменен. Во время возвращения британская подводная лодка торпедировала 2 крейсера, которые остались наплаву.
Топливный кризис парализовал активность тяжелых крейсеров Италии. "Триесте" вместе с "Гориция", "Гарибальди", "Дуиой д Аоста" и "Дукой дегли Абруцци" стоял в Мессине. 4 декабря впервые в итальянском небе появились самолеты американской 9-й воздушной армии. Первой целью стали линкоры на рейде Неаполя. Итальянское командование приняло решение убрать тяжелые крейсера из Мессины, и более безопасным портом была признана Ла-Маддалена (остров Сардиния). В этом порту "Триесте" и "Гориция" находились до 9 апреля 1943 года.
10 апреля военно-морская база в Ла-Маддалене была атакована 84 четырехмоторными бомбардировщиками "В-24" "Либерейтор". Из них 24 атаковали "Триесте". В крейсер попало несколько бомб, на его борту вспыхнул пожар, в корпус начала поступать вода, произошли серьезные разрушения надстроек. Борьбу за живучесть осложняло то, что в районе разрушения оказались дежурные электростанция и котельное отделение. Борьба за живучесть продолжалась с 14 ч 35 мин до 16 ч 15 мин. Затем крейсер перевернулся через правый борт и затонул. Потери экипажа составили 30 убитых и 50 раненых.
В 1950 году корпус "Триесте" подняли и отбуксировали в Ла-Специю для разборки на металл.