Тип "Зара"

 

Еще на стадии проектирования выясни­лось, что крейсера типа "Тренто" имеют мно­гочисленные недостатки. Поэтому выдали очередное задание на проектирование "сба­лансированного" крейсера. В задании заложи­ли следующие основные характеристики: бор­товой пояс должен составить 200 мм, ско­рость хода 32 узла, вооружение 8 203-мм ору­дий. На стадии разработки эскизного проекта выяснилось, что при удовлетворении этих требований водоизмещение новых крейсеров возрастет до 15000 тонн.

На столь явное нарушение условий Ва­шингтонского соглашения правительство Италии пойти не могло. Конструкторам пришлось взяться за изменение проекта. При сохранении прежнего вооружения тол­щина броневого пояса уменьшилась до 150 мм, из вооружения крейсеров "пропали" торпедные аппара­ты, для сохранения веса уменьшили раз­меры надстроек. Главную энергети­ческая установку выбрали облегчен­ную по типу исполь­зуемой на первых крейсерах типа "Кондотьери", вес которой равнялся 1400 тонн. Для срав­нения: вес главной энергетической ус­тановки крейсеров типа "Тренто" был равен 2330 тонн.

Несмотря на все усилия, уложить­ся в "договорные" 10000 тонн так и не удалось — превыше­ние составило 1500 тонн. Но делать из этого проблемы не стали. По сравнению с предшественника­ми, новые корабли были более защищенные. Несмотря на то что мощность механизмов снизилась на треть, а скорость хода на 4 узла, за счет этого в два раза увеличилась толщина броневого пояса, а бронирование палуб в полтора раза. По расчетам специалистов, защита крейсеров типа "Зара" могла противостоять британс­ким 203-мм снарядам в диапазоне от 65 до 125 кабельтовых.

"Зара" и "Фиуме" заказаны по програм­ме 1928-1929 годов, "Гориция" - - 1929-1930 годов, "Пола" - 1930-1931 годов. Следует от­метить, что последний заказанный корабль решили использовать как флагманский, по­этому размер надстроек был увеличен, и они стали примыкать к первой дымовой трубе.

Крейсера типа "Зара" имели следующие ТТД: водоизмещение стандартное 11867 т ("Зара"), 11507 т ("Фиуме"), 11899 т ("Гориция"), 11730 т ("Пола"); в полном грузу 14529 т ("Зара"), 14167 т ("Фиуме"), 14599 т ("Гори­ция"), 14359 т (Пола").

Размерения: длина 182,72 м (наиболь­шая), 179,6 м (между перпендикулярами), ши­рина 20,62 м, осадка 5,94 м (средняя), 6,2 м (наибольшая), по другим данным, наиболь­шая осадка 7,2 м.

Основой бронирования стал 150-мм пояс, в нижней части утон­чавшийся до 100 мм. Пояс протя­гивался от барбета носовой баш­ни до барбета кормовой башни. Пояс замыкали две бронирован­ные переборки, толщиной 120 мм в верхней части, 90 мм в нижней. Бронирование дополняла 70-мм палуба, ближе к оконечностям ее толщина уменьшалась до 20 мм. Башни главного калибра имели 150-мм лобовую броню, 75-мм бо­ковую, 70-мм броню крыши. Бар­беты башен защищались: над вер­хней палубой 150-мм плитами, под ней — 10 мм. Барбет башни № 2 главного калибра имел 120-мм броню над верхней палубой и 140 мм над палубой бака. Командно-дальномерный пост защищался 120-мм (стенки) и 95-мм (крыша) броней, боевая рубка - - 150-мм (стенки), 80 мм (крыша) и 70 мм (нос), коммуникационная труба в центральный пост 120 мм (над верхней палубой), 100 мм под ней. Общий вес бронирования соста­вил 2700 тонн, что в 3 раза превы­шал аналогичную статью нагруз­ки крейсеров типа "Тренто".

Механизмы: 2 турбины Парсонса, 8 котлов Торникрофта, (на "Фиуме" Ярроу), мощность меха­низмов составила 95000 л.с., ско­рость хода 32 узла.

 

Результаты испытаний тяжелых крейсеров типа "Зара"

Названия кораблей

Показатели

"Зара"

"Фиуме"

"Гориция"

"Пола"

Водоизмещение, т

Скорость, узлы

Мощность (макс.), л. с.

Оборотов в минуту

10 883

34,55

109295

279,51

11 233

32,65

110793

288,7

10 865

34,40

114 325

272,7

11 005

33,95

101 417

267,9

 

Запас топлива: 2400 т ("Зара" и "Фиуме"), 2350 т ("Го­риция"), 2320 т ("Пола"). Даль­ность плавания: 4480 миль со ско­ростью 16 узлов ("Фиуме"), 5230 миль со скоростью 16 узлов ("Пола"), 5361 миль со скоростью 16 узлов ("Зара") и 5434 миль со скоростью 16 узлов ("Гориция"). Все крейсера серии имели два бронзовых винта, один полубалансирный руль, с площадью пера 29,33 кв.м на "Зара" и "Фиуме" и 29,74 кв.м на "Пола" и "Гориция". Артиллерийское вооружение: главный калибр крейсеров состоял из 8 203-мм орудий. Они располагались в 4-х двухорудийных ли­нейно-возвышенных башнях. В отличие от предшествующей серии, на крейсерах были установлены 203-мм орудия фирмы Ансальдо образца 1929 года со следующими характери­стиками: длина ствола 53 калибра, масса сна­ряда 125,3 кг, масса заряда 50,8 кг, масса ору­дия 19,5 т. масса установки 210 , дальность стрельбы 30,5 км, скорострельность 3,8 выст­рела (по другим данным, 3,5 выстрела) на ствол в минуту, начальная скорость снаряда 960 метров в секунду, скорость наведения 5° в секунду (горизонтальное), 6° в секунду (вертикальное), угол возвышения ствола равнялся 45°, боекомплект состоял из 157 снарядов на орудие, общий боекомплект главного калиб­ра — 1256 снарядов.

Система управления огнем главного ка­либра состояла из двух командно-дальномерных постов, верхний на топе фок-мачты, ниж­ний на крыше боевой рубки. В оборудование командно-дальномерного поста входили стереодальномер с базой 5 метров фирмы "Сан

Джорджио". Данные, полученные в команд -но-дальномерных постах, обрабатывались в центральном артиллерийском посту. Предус­матривалась и резервная система управления огнем главного калибра с управлением из ба­шен. Для этого в возвышенных башнях 203-мм орудий имелись стереодальномеры с ба­зой 7 метров и простейшие вычислительные устройства. Итальянскими моряками были отработаны следующие схемы управления ог­нем главного калибра:

1) Все 4 башни ведут огонь по данным 1-го командно-дальномерного поста (верхнего) по нормальной схеме (использование всех данных, обработанных центральным автома­том стрельбы).

2) Все 4 башни ведут огонь, используя данные 2-го командно-дальномерного поста (резервный вариант наведения на цель).

3) Кормовые башни используют данные КДП № 1, носовые КДП № 2.

4) Башни разбиты на две группы (носо­вые и кормовые) с управлением огнем из воз­вышенных башен.

5) Все башни ведут огонь самостоя­тельно.

Универсальная артиллерия состояла из 16 100-мм орудий в 8 двухорудийных установ­ках. Их система управления огнем состояла из двух командно-дальномерных постов, но, ус­тановленные по бортам на надстройке у осно­вания фок-мачты, они предназначались для ведения огня по морской цели. У второй ды­мовой трубы побортно располагались два по­ста наведения и управления огнем по воздуш­ной цели, третий пост находился в кормовой надстройке, за 203-мм башней № 3. Данные о цели поступали с этих постов в 2 небольших центральных поста, где вырабатывались дан­ные углов наведения установок и орудий, по­зволявшие вести огонь как по воздушной, так и по морской целям. Систему управления ог­нем дополнили две колонки (легкие визиры с ручным наведением), по­зволявшие вести огонь но­чью при внезапной встре­че с противником.

Крейсера подняли военно-морской флаг, в то время, когда авиация еще не рассматривалась как се­рьезный противник. По­этому мелкокалиберная зенитная артиллерия со­стояла всего из 4 40-мм автоматов производ­ства концерна Терни, по лицензии концерна Виккерса и 8 13,2-мм пулеметов системы "Бре­да" в 4-х двухствольных установках.

Авиационное вооружение было таким же, как и на предшествующих крейсерах, но на "Зарах" катапульта находилась на баке, а ангар под его палубой. На тяжелых крейсерах описываемой серии базировались самолеты такие же, как на крейсерах типа "Тренто". Самым известным из них был RO-43. В 1935 году на крейсере "Фиуме" проходил испыта­ние автожир — одна из разновидностей вер­толетов системы "Ле-Жерве".

Каждый из крейсеров имел по 2 парава­на. По-походному они крепились к барбету 203-мм башни № 2.

Экипаж каждого корабля составлял 841 человек.

В 1936 году во время модернизации со всех крейсеров серии был демонтирован кор­мовой командно-дальномерный пост (за 3-й башней главного калибра). На его месте уста­новили спаренный 37-мм автомат фирмы Бре­да. В конце 1937 года с "Зар" убрали две пары кормовых 100-мм орудий, а вместо них были установлены 4 37-мм автомата. В 1938 году прошла полная модернизация мелкокалибер­ной зенитной артиллерии: с кораблей были демонтированы безнадежно устаревшие 40-мм "Пом-помы", а также пулеметы. После этого на вооружении крейсеров находилось 8 37-мм (4 двухствольных) автоматов системы "Бреда" и 8 13,2-мм пулемета. В 1940 году на крейсерах по бортам у боевой рубки устано­вили 2 120-мм орудия для стрельбы освети­тельными снарядами. В 1942 году с уцелевше­го крейсера "Гориция" их демонтировали. На их месте были установлены 4 37-мм автомата (2 двухствольные установки). В начале 1943 года с "Гориция" демонтировали 13,2-мм пу­леметы, а вместо них установили 14 20-мм (6 двухствольных и 2 одноствольных).