Тип "Зара"
Еще на стадии проектирования выяснилось, что крейсера типа "Тренто" имеют многочисленные недостатки. Поэтому выдали очередное задание на проектирование "сбалансированного" крейсера. В задании заложили следующие основные характеристики: бортовой пояс должен составить 200 мм, скорость хода 32 узла, вооружение 8 203-мм орудий. На стадии разработки эскизного проекта выяснилось, что при удовлетворении этих требований водоизмещение новых крейсеров возрастет до 15000 тонн.
На столь явное нарушение условий Вашингтонского соглашения правительство Италии пойти не могло. Конструкторам пришлось взяться за изменение проекта. При сохранении прежнего вооружения толщина броневого пояса уменьшилась до 150 мм, из вооружения крейсеров "пропали" торпедные аппараты, для сохранения веса уменьшили размеры надстроек. Главную энергетическая установку выбрали облегченную по типу используемой на первых крейсерах типа "Кондотьери", вес которой равнялся 1400 тонн. Для сравнения: вес главной энергетической установки крейсеров типа "Тренто" был равен 2330 тонн.
Несмотря на все усилия, уложиться в "договорные" 10000 тонн так и не удалось — превышение составило 1500 тонн. Но делать из этого проблемы не стали. По сравнению с предшественниками, новые корабли были более защищенные. Несмотря на то что мощность механизмов снизилась на треть, а скорость хода на 4 узла, за счет этого в два раза увеличилась толщина броневого пояса, а бронирование палуб в полтора раза. По расчетам специалистов, защита крейсеров типа "Зара" могла противостоять британским 203-мм снарядам в диапазоне от 65 до 125 кабельтовых.
"Зара" и "Фиуме" заказаны по программе 1928-1929 годов, "Гориция" - - 1929-1930 годов, "Пола" - 1930-1931 годов. Следует отметить, что последний заказанный корабль решили использовать как флагманский, поэтому размер надстроек был увеличен, и они стали примыкать к первой дымовой трубе.
Крейсера типа "Зара" имели следующие ТТД: водоизмещение стандартное 11867 т ("Зара"), 11507 т ("Фиуме"), 11899 т ("Гориция"), 11730 т ("Пола"); в полном грузу 14529 т ("Зара"), 14167 т ("Фиуме"), 14599 т ("Гориция"), 14359 т (Пола").
Размерения: длина 182,72 м (наибольшая), 179,6 м (между перпендикулярами), ширина 20,62 м, осадка 5,94 м (средняя), 6,2 м (наибольшая), по другим данным, наибольшая осадка 7,2 м.
Основой бронирования стал 150-мм пояс, в нижней части утончавшийся до 100 мм. Пояс протягивался от барбета носовой башни до барбета кормовой башни. Пояс замыкали две бронированные переборки, толщиной 120 мм в верхней части, 90 мм в нижней. Бронирование дополняла 70-мм палуба, ближе к оконечностям ее толщина уменьшалась до 20 мм. Башни главного калибра имели 150-мм лобовую броню, 75-мм боковую, 70-мм броню крыши. Барбеты башен защищались: над верхней палубой 150-мм плитами, под ней — 10 мм. Барбет башни № 2 главного калибра имел 120-мм броню над верхней палубой и 140 мм над палубой бака. Командно-дальномерный пост защищался 120-мм (стенки) и 95-мм (крыша) броней, боевая рубка - - 150-мм (стенки), 80 мм (крыша) и 70 мм (нос), коммуникационная труба в центральный пост 120 мм (над верхней палубой), 100 мм под ней. Общий вес бронирования составил 2700 тонн, что в 3 раза превышал аналогичную статью нагрузки крейсеров типа "Тренто".
Механизмы: 2 турбины Парсонса, 8 котлов Торникрофта, (на "Фиуме" Ярроу), мощность механизмов составила 95000 л.с., скорость хода 32 узла.
Результаты испытаний тяжелых крейсеров типа "Зара"
Названия кораблей |
||||
Показатели |
"Зара" |
"Фиуме" |
"Гориция" |
"Пола" |
Водоизмещение, т Скорость, узлы Мощность (макс.), л. с. Оборотов в минуту |
10 883 34,55 109295 279,51 |
11 233 32,65 110793 288,7 |
10 865 34,40 114 325 272,7 |
11 005 33,95 101 417 267,9 |
Запас топлива: 2400 т ("Зара" и "Фиуме"), 2350 т ("Гориция"), 2320 т ("Пола"). Дальность плавания: 4480 миль со скоростью 16 узлов ("Фиуме"), 5230 миль со скоростью 16 узлов ("Пола"), 5361 миль со скоростью 16 узлов ("Зара") и 5434 миль со скоростью 16 узлов ("Гориция"). Все крейсера серии имели два бронзовых винта, один полубалансирный руль, с площадью пера 29,33 кв.м на "Зара" и "Фиуме" и 29,74 кв.м на "Пола" и "Гориция". Артиллерийское вооружение: главный калибр крейсеров состоял из 8 203-мм орудий. Они располагались в 4-х двухорудийных линейно-возвышенных башнях. В отличие от предшествующей серии, на крейсерах были установлены 203-мм орудия фирмы Ансальдо образца 1929 года со следующими характеристиками: длина ствола 53 калибра, масса снаряда 125,3 кг, масса заряда 50,8 кг, масса орудия 19,5 т. масса установки 210 , дальность стрельбы 30,5 км, скорострельность 3,8 выстрела (по другим данным, 3,5 выстрела) на ствол в минуту, начальная скорость снаряда 960 метров в секунду, скорость наведения 5° в секунду (горизонтальное), 6° в секунду (вертикальное), угол возвышения ствола равнялся 45°, боекомплект состоял из 157 снарядов на орудие, общий боекомплект главного калибра — 1256 снарядов.
Система управления огнем главного калибра состояла из двух командно-дальномерных постов, верхний на топе фок-мачты, нижний на крыше боевой рубки. В оборудование командно-дальномерного поста входили стереодальномер с базой 5 метров фирмы "Сан
Джорджио". Данные, полученные в команд -но-дальномерных постах, обрабатывались в центральном артиллерийском посту. Предусматривалась и резервная система управления огнем главного калибра с управлением из башен. Для этого в возвышенных башнях 203-мм орудий имелись стереодальномеры с базой 7 метров и простейшие вычислительные устройства. Итальянскими моряками были отработаны следующие схемы управления огнем главного калибра:
1) Все 4 башни ведут огонь по данным 1-го командно-дальномерного поста (верхнего) по нормальной схеме (использование всех данных, обработанных центральным автоматом стрельбы).
2) Все 4 башни ведут огонь, используя данные 2-го командно-дальномерного поста (резервный вариант наведения на цель).
3) Кормовые башни используют данные КДП № 1, носовые КДП № 2.
4) Башни разбиты на две группы (носовые и кормовые) с управлением огнем из возвышенных башен.
5) Все башни ведут огонь самостоятельно.
Универсальная артиллерия состояла из 16 100-мм орудий в 8 двухорудийных установках. Их система управления огнем состояла из двух командно-дальномерных постов, но, установленные по бортам на надстройке у основания фок-мачты, они предназначались для ведения огня по морской цели. У второй дымовой трубы побортно располагались два поста наведения и управления огнем по воздушной цели, третий пост находился в кормовой надстройке, за 203-мм башней № 3. Данные о цели поступали с этих постов в 2 небольших центральных поста, где вырабатывались данные углов наведения установок и орудий, позволявшие вести огонь как по воздушной, так и по морской целям. Систему управления огнем дополнили две колонки (легкие визиры с ручным наведением), позволявшие вести огонь ночью при внезапной встрече с противником.
Крейсера подняли военно-морской флаг, в то время, когда авиация еще не рассматривалась как серьезный противник. Поэтому мелкокалиберная зенитная артиллерия состояла всего из 4 40-мм автоматов производства концерна Терни, по лицензии концерна Виккерса и 8 13,2-мм пулеметов системы "Бреда" в 4-х двухствольных установках.
Авиационное вооружение было таким же, как и на предшествующих крейсерах, но на "Зарах" катапульта находилась на баке, а ангар под его палубой. На тяжелых крейсерах описываемой серии базировались самолеты такие же, как на крейсерах типа "Тренто". Самым известным из них был RO-43. В 1935 году на крейсере "Фиуме" проходил испытание автожир — одна из разновидностей вертолетов системы "Ле-Жерве".
Каждый из крейсеров имел по 2 паравана. По-походному они крепились к барбету 203-мм башни № 2.
Экипаж каждого корабля составлял 841 человек.
В 1936 году во время модернизации со всех крейсеров серии был демонтирован кормовой командно-дальномерный пост (за 3-й башней главного калибра). На его месте установили спаренный 37-мм автомат фирмы Бреда. В конце 1937 года с "Зар" убрали две пары кормовых 100-мм орудий, а вместо них были установлены 4 37-мм автомата. В 1938 году прошла полная модернизация мелкокалиберной зенитной артиллерии: с кораблей были демонтированы безнадежно устаревшие 40-мм "Пом-помы", а также пулеметы. После этого на вооружении крейсеров находилось 8 37-мм (4 двухствольных) автоматов системы "Бреда" и 8 13,2-мм пулемета. В 1940 году на крейсерах по бортам у боевой рубки установили 2 120-мм орудия для стрельбы осветительными снарядами. В 1942 году с уцелевшего крейсера "Гориция" их демонтировали. На их месте были установлены 4 37-мм автомата (2 двухствольные установки). В начале 1943 года с "Гориция" демонтировали 13,2-мм пулеметы, а вместо них установили 14 20-мм (6 двухствольных и 2 одноствольных).