Служба
"Зара"
4 июля 1929 года на верфи ОТО в Ливорно был заложен тяжелый крейсер, получивший название "Зара". Корабль спустили на воду 27 апреля 1930 года, а вошел он в состав флота 20 октября 1937 года. Предвоенная служба корабля не сопровождалась особыми примечательными событиями — он участвовал в учениях, парадах и посещал различные средиземноморские порты.
С 1 сентября 1933 года по 15 сентября 1937 года "Зара" исполнял обязанности флагманского корабля 1-й эскадры (линейные силы). Крейсер сменил на этом посту линкор "Конти ли Кавур", проходивший большую модернизацию. В 1936-1939 годах крейсер оказывал помощь мятежникам генерала Франко. В апреле 1939 года участвовал в оккупации Албании. 13 января 1940 года все тяжелые крейсера типа "Зара" вошли в состав 1-й дивизии крейсеров 2-й эскадры (разведывательные силы).
Под впечатлением весенних успехов Вермахта Б. Муссолини принял решение вступить в войну. Первой операцией для "Зары" стало прикрытие постановки минного заграждения LK (между островом Лампедуза и банкой Керкенна). 13-14 июня он выходит на перехват английских кораблей, проводивших операцию у африканского побережья. Встречи с противником не было. В конце месяца "Зара"в составе эскадры проводит поиск на французских коммуникациях. Корабли вернулись на базу, никого не обнаружив. 9 июля он участвовал в бою с английским Средиземноморским флотом. Единственный результат боя попадание снаряда в линкор "Джулио Чезаре".
Остаток лета 1940 года "Зара" охранял североафриканские конвои. В конце сентября крейсер в составе соединения выходит в море для противодействия британской операции "Хэтс" - доставка крейсерам пополнений на Мальту и прикрытие главных сил Средиземноморского флота. Встречи с противником не было. В октябре-декабре крейсер прошел очередной ремонт.
После британского авианосного рейда на Таранто была проведена полная реорганизация итальянского флота. "Зара" вошел в состав 1-й дивизии. В это соединение также включили все однотипные с ним крейсера и две флотилии эсминцев. Январь и февраль прошли для крейсера без каких-либо примечательных событий. Роковым событием для крейсеров типа "Зара" стал вылет на "свободную охоту" двух немецких торпедоносцев. 16 марта западнее острова Крит они обнаружили британскую эскадру (2 линкора, 6 крейсеров, 2-3 эсминца). Немецкие пилоты доложили о попадании в оба линкора. Но фактически атака была безрезультатной.
Командование итальянского флота, ободренное выходом из строя двух вражеских линейных кораблей, спланировало рейд в восточную часть Средиземного моря для разгрома вражеского конвоя у греческого побережья. Но не это было самым худшим, английское командование знало почти все о планирующейся операции, так как блестяще сработала британская радиоразведка. Основу плана английского командования составили перехваченные сообщения, зашифрованные с помощью шифровального аппарата "Энигмы".
Регулярно дешифруемые переговоры "Люфтваффе" предупредили англичан о том, что немцы выделяют воздушное прикрытие для предстоящей операции, кроме того, они содержали информацию и о действиях итальянских подводных лодок.
Но основные шифры, использующиеся итальянским флотом для передачи важных сообщений во время войны, не были вскрыты специалистами Блетчли-Парка, хотя в данном случае сообщение, зашифрованное Энигмой, передаваемые один-два раза в день, позволили составить точную картину замысла итальянского флота. Линкор "Витторио Венето" из Неаполя, три крейсера из Мессины, три крейсера "Фиуме", "Пола" и "Зара" из Таранто и два крейсера из Бриндизи, в сопровождении нескольких миноносцев должны были координированными действиями уничтожить конвои у берегов Греции".(Л. Дейтон."Вторая мировая: ошибки, промахи, потери", стр. 304). Зная обо всем, английский линейный флот вышел в море. Утром 28 марта итальянское соединение вступило в бой с английскими крейсерами, но потом, не дождавшись обещанного немецкого авиационного прикрытия, начало отход на базу.
Итальянские корабли находились под постоянными атаками британской авиации, как палубной, так и береговой. Вечером самолет-торпедоносец "Свордфиш" торпедировал крейсер "Пола", который потерял ход. Остальные корабли ушли вперед.
Вскоре адмирал Иакино приказал крейсерам 1-й дивизии вернуться к поврежденному крейсеру и оказать ему помощь. Командующий соединением не знал, что его преследуют вражеские линкоры. "Зара", "Фиуме" и 4 эсминца легли на обратный курс.
Крейсера шли не в бой и потому на боевых постах находилась только половина экипажа, а расчеты кормовых башен главного калибра готовили буксирные тросы. Около 10 ч вечера англичане обнаружили крейсера и в 22 ч 30 мин открыли артиллерийский огонь. По "Зара" вели огонь все три английских линкора "Уорспайт", "Вэлиэнт" и "Бархэм". "Уже через несколько ми-пут положение корабля стало критическим. "Зара" был окончательно выведен из строя и горел. Его носовая 8-дм (203-мм -С.Т.) башня получила прямое попадание, были попадания в мостик и машинное отделение. Ужасные пожары бушевали повсюду. Крейсер начал крениться на левый борт, одновременно его разворачивало в ту же сторону. Он катился носом в сторону британских линкоров, и уже показывал им свой правый борт". ("Бой у Матапана", стр. 97).
Вскоре английские линкоры прекратили огонь и вышли из боя. Что происходило на борту поврежденного крейсера - - точно не известно. Скорее всего, велась интенсивная борьба за живучесть. Командующего дивизией адмирала Каттенео и командира корабля в последние минуты видели на корме — оба они погибли. Около 2 часов ночи, 29 марта "Зара" была обнаружена эсминцем "Джервис", который и добил ее. Крейсер затонул в точке с координатами 35°21'N/20°57'E. В этом бою погибло около 2000 итальянских моряков, 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца.
"Фиуме"
Заложен 29 апреля 1929 года на верфи S.T.T. в Триесте, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вошел в состав флота 21 ноября 1931 года. После подъема военно-морского флага началась обычная жизнь: учения, визиты в итальянские и заграничные средиземноморские порты.
Во время гражданской войны в Испании оказывал помощь националистам. В апреле 1939 года "Фиуме" принимал участие в оккупации Албании. Первой операцией во второй мировой войне стало прикрытие минной постановки, затем до конца июня он совершил два выхода в составе соединения: на перехват британской эскадры и поиск на французских коммуникациях. Встречи с противником не было.
9 июля "Фиуме" участвовал в бою у Калабрии (Пунто-Стило). Остаток лета провел, эскортируя североафриканские конвои. В конце сентября - начале октября 1940 года крейсер в составе эскадры выходил в море для противодействия британской операции "Хэтс". Октябрь-ноябрь прошли для корабля в рутинной службе, в основном он прикрывал североафриканские конвои.
27 ноября 1940 года во время британской операции "Коллар" итальянские корабли "скрестили шпаги" с вражеским соединением "Н". Бой был нерешительным, но итальянские корабли вернулись на базу, отразив все авианалеты. До марта "Фиуме" выполнял различные рутинные задачи.
В конце марта произвел выход в море в составе соединения. 28 марта в 22 ч 30 мин "Фиуме", шедший за "Зарой" получил полный бортовой залп с линкора "Уорспайт" и залп из носовых башен линкора "Вэлиэнт" и затем еще один залп с британского флагмана. Крейсер продержался на воде еще полчаса и затонул около 23 ч в точке с координатами 35°21'N/20°57'Е. Потери экипажа оказались огромными.
"Гориция"
Единственный корабль серии, не принявший участие в бою у Матапана.
Заложен 17 марта 1930 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 28 декабря 1931 года, вошел в состав флота 23 декабря 1931 года.
Предвоенная служба "Гориция" прошла в пределах Средиземного моря. Примечательных событий было мало -корабль участвовал в помощи франкистам и оккупации Албании. Первой операцией стало прикрытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня 1940 года. 13 июня крейсера "Гориция" и "Фиуме" были атакованы английской подводной лодкой "Один", но торпеды цель не поразили.
До конца месяца "Гориция" в составе соединения выходил на перехват британского соединения и поиск на французских коммуникациях. 9 июля крейсер принимал участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия). Остаток лета и первый месяц осени крейсер эскортировал североафриканские конвои. В конце сентября - начале октября выходил в море в составе эскадры для противодействия британской операции "Хэтс".
27 ноября 1940 года "Гориция" принимал участие в бою с британским соединением "Н", вошедшим в историю как бой у Теулады. Крейсер в этом бою произвел 18 залпов орудиями главного калибра. Через некоторое время после боя "Гориция" становится к заводской стенке. Возвращение в состав флота произошло летом 1941 года.
Так как остальные крейсера дивизии к этому времени уже погибли, "Гориция" был зачислен в состав 3-й дивизии. В августе он в составе соединения выходит в море, для противодействия английскому флоту, участвовавшему в операции "Менсмит".
Следующий выход в море состоялся в конце сентября для действий против британских кораблей, проводивших операцию "Халебард". С конца сентября по конец ноября для крейсера настал период рутинной службы. К концу ноября положение со снабжением войск Оси в Северной Африке резко ухудшилось. "Гориция" вошел в состав сил большой конвойной операции. Перед операцией во время стоянки в порту Неаполя корабль был атакован вражеской авиацией. В корпусе корабля насчитали более 200 осколочных пробоин. Среди экипажа оказались большие потери. Несмотря на это, "Гориция" вышел в море. Операция завершилась полным провалом.
Следующей стала операция "М-41". С 13-14 декабря "Гориция" вместе с линкором "Дуилио", крейсерами "Гарибальди" и "Монтекукколи" и 3-мя эсминцами находился в составе соединения близкого прикрытия. Операцию прекратили после того, как английская подводная лодка торпедировала линкор "Витторио Венето". Другая операция резко изменила положение со снабжением, она получила название "М-42". На этот раз крейсер вышел в море в составе дивизии крейсеров. Она составляла часть соединения дальнего прикрытия, в которое также вошли линкоры, "Литторио", "Чезаре", "Дориа" и 10 эсминцев. Вечером 17 декабря эта эскадра вступила в бой с британскими крейсерами контр-адмирала Вайна.
Бой, вошедший в историю как "первая битва в заливе Сырт", был крайне примечательным. Итальянский историк М.А. Брагадин утверждает: "Итальянский крейсер "Гориция", находившийся ближе всех к противнику, добился попадания в британский эсминец залпом из 8-дм орудий. Эсминец, вроде, начал тонуть" (М.А. Брагадин. Цит. соч. стр. 238). Англичане этого не подтверждают. Бой продолжался 11 минут. После того как опустилась темнота, обе стороны поспешили прервать бой. Конвой беспрепятственно прибыл в Африку.
Следующая операция "М-43" прошла уже в новом 1942 году (с 3 по 6 января). Крейсер снова находился в составе соединения дальнего прикрытия, в которое также вошли линкоры "Литторио", "Чезаре, "Дориа", крейсер "Тренто" и 8 эсминцев. Конвой благополучно прибыл в Триполи. Весь январь и большая часть февраля прошли для крейсера в рутинной службе. 21 февраля в море вышли два конвоя и, кроме непосредственного охранения, были сформированы две эскадры прикрытия. В одну из них включили крейсер "Гориция" вместе с "Тренто", "Банде Нере" и 3-мя эсминцами. Операция прошла без происшествий. Конвои прибыли в порт назначения.
Очередная операция началась 20 марта. Англичане начали операцию по проводке очередного конвоя на Мальту (операция MW-10). На перехват отправили сильную итальянскую эскадру, в которую вошел тяжелый крейсер "Гориция". Произошел бой с английскими крейсерами ПВО (главный калибр артиллерии 133-мм). Корабли Италии во главе с новейшим линкором "Литторио" не смогли прорваться к конвою. Более того, во время отхода соединение попало в шторм и потеряло 2 эсминца, а крейсер "Банде Нере" был тяжело поврежден.
8 дальнейшем из-за топливного кризиса почти весь итальянский флот бездействовал — нефти едва хватало на небольшие операции. Все и без того немногочисленные запасы стран Оси уходили на Восточный фронт. Поэтому с марта по декабрь 1942 года крейсер участвовал всего в двух операциях. В июне произвели выход на перехват мальтийского конвоя "Вигорэс". Во время развертывания "Гориция" был атакован вражеской подводной лодкой "Р-36", в августе выход на перехват мальтийского конвоя "Пьедестал". 4 декабря 1942 года американская авиация атаковала итальянскую военно-морскую базу в Неаполе. Королевский итальянский флот потерял 1 крейсер, еще 2 были повреждены.
Во избежание повторения подобного тяжелые крейсера "Триесте" и "Гориция" перевели из Мессины (остров Сицилия) в Маддалену (остров Сардиния). 10 апреля 1943 года эта база была атакована американской авиацией, которая потопила тяжелый крейсер "Триесте". "Гориция" был тяжело поврежден прямым попаданием 3-х бомб. 13 апреля его отбуксировали в Ла-Специю на ремонт.
9 сентября крейсер вместе со всей Северной Италией попал в немецкие руки. Вопрос о его ремонте и включения в состав немецкого флота даже не рассматривался. 26 июня 1944 года "Гориция" была подорвана британо-итальянской группой боевых пловцов. Британское командование опасалось его затопления на входном фарватере. Исключен из списков флота в 1946 году.
После окончания войны корпус подняли и разобрали.
"Пола"
Заложен 17 марта 1931 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 5 декабря 1931 года, вступил в строй 21 декабря 1932 года. Предвоенная служба корабля была обычной: походы по Средиземному морю, посещение своих портов, визиты в заграничные порты, выходы на учения. В 1936-1938 годах "Пола" оказывал помощь националистам генерала Франко, сопровождал транспорты с оружием. В 1940 году на время ремонта крейсера "Триесте" "Пола" передали в состав 3-й дивизии крейсеров ("Тренто", "Больцано").
Первой военной операцией стало прикрытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня. Через день состоялся выход на перехват вражеской эскадры. 22 июня 1940 года итальянский флот провел еще один выход на перехват вражеского флота. Встречи с противником не было.
Следующий выход всех боеспособных сил итальянского флота, охранявших конвой, закончился боем с британским флотом у Калабрии (Пунто-Стило). Остаток лета крейсер провел сопровождая конвои в Африку. В августе 1940 года вновь переведен в состав 1-й дивизии крейсеров.
В конце сентября - начале октября "Пола" в составе соединения выходит в море на перехват британских кораблей, проводивших операцию "Хэтс". Противники не встретились. Следующим примечательным событием стало участие 27 ноября 1940 года в бою с гибралтарским соединением "Н" у Теулады. "Пола" произвел 18 залпов из орудий главного калибра. Во время отхода его атаковали самолеты-торпедоносцы с авианосца "Арк Роял". Торпеды цель не поразили (по другим данным, атакован был крейсер "Фиуме").
После британского рейда на Таранто была проведена реорганизация итальянского флота, но "Пола" по-прежнему остался в 1-й дивизии. 14 декабря порт Неаполь, в котором находились корабли, был атакован английской авиацией. Одна из бомб попала в крейсер. Оказалось разрушенным 3-е котельное отделение, и "Пола" отправили на ремонт, из которого он вышел как раз в то время, чтобы принять участие в бою у Матапана.
28 марта после короткого боя с крейсерами, итальянское соединение начало отход, подвергаясь атакам вражеской палубной и береговой авиации. Сначала атаки отбивали, но потом был торпедирован флагманский линкор "Витторио Венето". Скорость хода эскадры снизилась. В 19 ч 25 мин в атаку пошли торпедоносцы с авианосца "Формидебл".
"Последним из самолетов с "Формидебла" вылетел А-5 суб-лейтенанта Уильямса, который атаковал крейсер в 14 ч 45 мин, летя низко над водой. Он приблизился на предельно малую дистанцию и, несмотря на интенсивную стрельбу из всех орудий, "Пола" получил торпеду в правый борт между машинным и котельным отделениями.
В 19 ч 46 мин когда электроэнергия на корабле пропала, 3 отсека быстро залило водой, машины встали. Итальянский флот под руководством адмирала Иакино продолжал уходить домой со скоростью 19 узлов, не зная, что "Пола" поврежден и стоит на месте" ("Бой у Матапана", стр. 77).
После получения информации о происшедшем командующий итальянским соединением приказал остальным кораблям 1-й дивизии идти на помощь поврежденному собрату. При подходе к месту дрейфа "Пола" они были обнаружены и уничтожены. Сам виновник происшедшего - -"Пола" мирно дрейфовал, пока около 2 ч ночи не был обнаружен английскими эсминцами.
Абордажная партия с "Джервиса" высадилась на борт крейсера и пыталась демонтировать зенитный автомат. Итальянцы в это время прыгали за борт или переходили на борт эсминца. Среди них были старший помощник и командир крейсера. Эсминец "Нубиэн" добил "Полу" торпедой. Это произошло в точке с координатами 35°18'N/21°13'E.