Тип "Больцано"
Седьмой итальянский тяжелый крейсер хотя и был заложен после крейсеров типа "Зара", но не стал его дальнейшим развитием, а был своеобразным возвратом к крейсерам типа "Тренто". Это объяснялось желанием командования иметь в составе своего флота две равноценные дивизии тяжелых крейсеров. Задание на проектирование крейсера было разработано особой комиссией под председательством морского Генерального секретаря.
В основу проекта положили следующие требования: водоизмещение 10160 тонн, скорость 36 узлов, артиллерия главного калибра из 8 203-мм орудий, (такие же орудия, как на "Зарах"). Следовало произвести пересмотр в подразделении корпуса на отсеки, с тем чтобы крейсер оставался на плаву при затоплении 3-х смежных отсеков. Бронирование оставалось таким же, как на крейсерах типа "Тренто".
Чтобы не превышать лимит водоизмещения, также пришлось пойти на сокращение боезапаса главного и универсального калибров. Конструкторы, получив задание подобное заданию на крейсера типа "Тренто", очень быстро разработали проект. 8 июля 1929 года Королевским декретом № 1400 новый крейсер был зачислен в состав флота. 25 октября 1929 года верфь "Ансальдо" в Генуе получила заказ на его строительство.
"Больцано" имел следующие ТТД: водоизмещение: 11065 т (стандартное), 13243 т (нормальное), 13885 т (в полном грузу).
Размерения: длина 196,9 м (наибольшая), 195,3 м (между перпендикулярами), по другим данным: 196,98 м (наибольшая), 194,31 м (по КВЛ), 191,11 м (между перпендикулярами). Ширина 20,6 (по другим данным, 20,73 м), осадка 6,57 м (при нормальном водоизмещении), 6,8 м (при водоизмещении в полном грузу).
Бронирование. Принципиальная схема осталась такая же, как и на типе "Трен-то", за одним исключением бронированный пояс заходил в нос за барбет первой башни. Пояс имел толщину 70 мм, траверзные переборки 50 мм, палуба (над жизненно важными частями) 50 мм, барбеты башен главного калибра 60 мм, боевая рубка 100 мм, командно-дальномерный пост 70 мм, башни главного калибра 100 мм.
Механизмы: 10 котлов Ярроу производства завода Ансальдо, (по другим данным, 10 полувертикальных котлов) и 4 турбины Парсонса.
В 1932 г. на испытаниях при водоизмещении 11022 т. "Больцано" развил максимальную скорость 36,81 узла, мощность механизмов 173772 л.с. и 333 об/мин, винта. Во время службы средняя мощность колебалась в районе 150000 л.с., а скорость хода 36,8 узла.
Дальность плавания составила: 4432 мили со скоростью 16 узлов, 2925 миль со скоростью 25 узлов, 910 миль со скоростью 35 узлов.
Запас топлива: 1800 т нефти (нормальный) и 2260 т (полный).
Расположение отсеков главной энергетической установки от носа в корму: 6 котлов в трех котельных отделениях, носовое машинное отделение, затем 4 котла в двух отделениях и кормовое машинное отделение.
Главный калибр крейсера состоял из 8 203-мм орудий образца 1929 года, аналогичных установленным на крейсерах типа "Зара". Размещены они были в 4-х двухорудийных башнях линейно-возвышенных башнях. Система управления огнем осталась такая же, как и на остальных тяжелых крейсерах. Универсальный калибр состоял из 16 100-мм орудий (8 двухствольных установок), система управления огнем такого же типа, как на крейсерах типа "Пола". Мелкокалиберная зенитная артиллерия включала 4 40-мм зенитных автомата, 8 13,2-мм пулеметов (4 двуствольные установки).
Торпедное вооружение: 8 533-мм аппаратов (4 двухтрубных установки), размещенных так же, как и на крейсерах типа "Тренто". Противоминное вооружение включало 2 паравана, авиационную катапульту, установленную, в отличие от предшествующих серий, между дымовыми трубами, имелся ангар (авиагруппа "Больцано" состояла из 3-х самолетов).
Экипаж насчитывал 700 человек (по другим данным, 725 человек).
В 1937 году с крейсера были сняты 2 кормовых 100-мм артустановки. Вместо них появились 4 37-мм автомата (2 двухствольных установки). В 1939 году провели работы по изменению формы мостиков. Дальнейшие работы были связаны с мелкокалиберной зенитной артиллерией. В 1941 году на вооружении крейсера находилось 8 37-мм автоматов (4 двухствольных установки). В 1942 году были демонтированы пулеметы, а вместо них установлены 4 20-мм зенитных одноствольных автомата.
Существовал проект перестройки крейсера в быстроходный авиатранспорт. В августе 1942 года "Больцано" торпедировала английская подводная лодка. Объем ремонта был значителен, и крейсер не мог быстро вернуться в состав флота. Было принято решение переоборудовать "Больцано" в быстроходный авиатранспорт.
Итальянцы пытались решить две задачи: создать транспорт для доставки истребителей в Северную Африку, а в случае необходимости обеспечения противовоздушной обороны соединений военных кораблей и важнейших конвоев его использовать как авианосец. С "Больцано" планировали срезать все надстройки, на баке смонтировать две катапульты. После завершения работ его тактико-технические элементы должны были стать следующими: водоизмещение 9000 т (стандартное), 11800 т (в полном грузу). Планировалось демонтировать часть главной энергетической установки, поэтому мощность сокращалась до 30000 л.с., а скорость хода до 25 узлов.
Вооружение авиатранспорта составило бы 10 90-мм зенитных орудий и 40 37-мм автоматов (20 двуствольных). Этот авиатранспорт имел бы возможность нести на себе 12 истребителей "RE-2001".