Тип "Больцано"

 

Седьмой итальянский тяжелый крейсер хотя и был заложен после крейсеров типа "Зара", но не стал его дальнейшим развитием, а был своеобразным возвратом к крейсерам типа "Тренто". Это объяснялось желанием ко­мандования иметь в составе своего флота две равноценные дивизии тяжелых крейсеров. За­дание на проектирование крейсера было раз­работано особой комиссией под председа­тельством морского Генерального секретаря.

В основу проекта положили следующие требования: водоизмещение 10160 тонн, ско­рость 36 узлов, артиллерия главного калибра из 8 203-мм орудий, (такие же орудия, как на "Зарах"). Следовало произвести пересмотр в подразделении корпуса на отсеки, с тем чтобы крейсер оставался на плаву при затоплении 3-х смежных отсеков. Бронирование оставалось таким же, как на крейсерах типа "Тренто".

Чтобы не превышать лимит водоизме­щения, также пришлось пойти на сокращение боезапаса главного и универсального калиб­ров. Конструкторы, получив задание подоб­ное заданию на крейсера типа "Тренто", очень быстро разработали проект. 8 июля 1929 года Королевским декретом № 1400 но­вый крейсер был зачислен в состав флота. 25 октября 1929 года верфь "Ансальдо" в Ге­нуе получила заказ на его строительство.

"Больцано" имел следующие ТТД: водо­измещение: 11065 т (стандартное), 13243 т (нормальное), 13885 т (в полном грузу).

Размерения: длина 196,9 м (наибольшая), 195,3 м (между перпендикулярами), по другим данным: 196,98 м (наибольшая), 194,31 м (по КВЛ), 191,11 м (между перпендикуля­рами). Ширина 20,6 (по другим данным, 20,73 м), осадка 6,57 м (при нормальном во­доизмещении), 6,8 м (при водоизмещении в полном грузу).

Бронирование. Принципиальная схе­ма осталась такая же, как и на типе "Трен-то", за одним исклю­чением брониро­ванный пояс заходил в нос за барбет пер­вой башни. Пояс имел толщину 70 мм, траверзные перебор­ки 50 мм, палуба (над жизненно важными частями) 50 мм, бар­беты башен главного калибра 60 мм, бое­вая рубка 100 мм, ко­мандно-дальномер­ный пост 70 мм, баш­ни главного калибра 100 мм.

Механизмы: 10 котлов Ярроу произ­водства завода Ансальдо, (по другим данным, 10 полувер­тикальных котлов) и 4 турбины Парсонса.

В 1932 г. на испы­таниях при водоизме­щении 11022 т. "Больцано" развил макси­мальную скорость 36,81 узла, мощность механизмов 173772 л.с. и 333 об/мин, винта. Во время службы средняя мощность ко­лебалась в районе 150000 л.с., а скорость хода 36,8 узла.

Дальность пла­вания составила: 4432 мили со скоростью 16 узлов, 2925 миль со скоростью 25 узлов, 910 миль со скоростью 35 узлов.

Запас топлива: 1800 т нефти (нормаль­ный) и 2260 т (полный).

Расположение отсеков главной энергети­ческой установки от носа в корму: 6 котлов в трех котельных отделениях, носовое машин­ное отделение, затем 4 котла в двух отделени­ях и кормовое машинное отделение.

Главный калибр крейсера состоял из 8 203-мм орудий образца 1929 года, аналогичных установленным на крейсерах типа "Зара". Раз­мещены они были в 4-х двухорудийных башнях линейно-возвышенных башнях. Система управ­ления огнем осталась такая же, как и на осталь­ных тяжелых крейсерах. Универсальный калибр состоял из 16 100-мм орудий (8 двухствольных установок), система управления огнем такого же типа, как на крейсерах типа "Пола". Мелко­калиберная зенитная артиллерия включала 4 40-мм зенитных автомата, 8 13,2-мм пулеметов (4 двуствольные установки).

Торпедное вооружение: 8 533-мм аппа­ратов (4 двухтрубных установки), размещен­ных так же, как и на крейсерах типа "Тренто". Противоминное вооружение включало 2 па­равана, авиационную катапульту, установлен­ную, в отличие от предшествующих серий, между дымовыми трубами, имелся ангар (авиагруппа "Больцано" состояла из 3-х само­летов).

Экипаж насчитывал 700 человек (по дру­гим данным, 725 человек).

В 1937 году с крейсера были сняты 2 кор­мовых 100-мм артустановки. Вместо них появились 4 37-мм автомата (2 двухствольных установки). В 1939 году провели работы по изменению формы мостиков. Дальнейшие ра­боты были связаны с мелкокалиберной зенит­ной артиллерией. В 1941 году на вооружении крейсера находилось 8 37-мм автоматов (4 двухствольных установки). В 1942 году были демонтированы пулеметы, а вместо них установлены 4 20-мм зенитных одностволь­ных автомата.

Существовал проект перестройки крей­сера в быстроходный авиатранспорт. В авгус­те 1942 года "Больцано" торпедировала анг­лийская подводная лодка. Объем ремонта был значителен, и крейсер не мог быстро вернуть­ся в состав флота. Было принято решение пе­реоборудовать "Больцано" в быстроходный авиатранспорт.

Итальянцы пытались решить две задачи: создать транспорт для доставки истребителей в Северную Африку, а в случае необходимос­ти обеспечения противовоздушной обороны соединений военных кораблей и важнейших конвоев его использовать как авианосец. С "Больцано" планировали срезать все над­стройки, на баке смонтировать две катапуль­ты. После завершения работ его тактико-тех­нические элементы должны были стать следу­ющими: водоизмещение 9000 т (стандартное), 11800 т (в полном грузу). Планировалось де­монтировать часть главной энергетической установки, поэтому мощность сокращалась до 30000 л.с., а скорость хода до 25 узлов.

Вооружение авиатранспорта составило бы 10 90-мм зенитных орудий и 40 37-мм ав­томатов (20 двуствольных). Этот авиатранс­порт имел бы возможность нести на себе 12 истребителей "RE-2001".