Служба
"Больцано" заложили 11 июня 1930 года на верфи Ансальдо в Генуе, спустили на воду 31 августа 1932 года, включили в состав флота 19 августа 1933 года. Предвоенная служба крейсера не сопровождалась какими-либо значимыми событиями. В 1936-1939 годах он, как почти все корабли итальянского флота, оказывал помощь мятежникам генерала Франко. В июне 1940 года, когда Италия вступила во вторую мировую войну, первой операцией для "Больцано" стало прикрытие минно-заградительной операции. До конца месяца крейсер участвовал в двух выходах на перехват вражеского флота, но дело до боя так и не дошло. 9 июля корабль принимал участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия). "Больцано" получил три снаряда среднего калибра, одним из которых было выведено рулевое управление (по другим данным, рулевое управление вышло из строя в результате аварии). Так или иначе после окончания боя корабль вместе с линкором "Джулио Чезаре" идет в Специю на ремонт. После быстрого завершения работ корабль возвращается в строй.
В конце августа-начале сентября "Больцано" в составе соединения выходит в море для противодействия вражеской операции. Встречи с противником не было. Осень 1940 года прошла для корабля в напряженной боевой службе: сопровождении конвоев и безуспешных выходах на перехват вражеских соединений.
В ночь с 11 на 12 ноября "Больцано" находился в Таранто, и его зенитная артиллерия, принимала участие в отражении налета вражеских самолетов-торпедоносцев. Англичанам тогда удалось вывести из строя ядро итальянского линейного флота. После этого крейсера 3-й дивизии перебазировались из Таранто в Мессину.
27 ноября все находившиеся в строю тяжелые крейсера участвовали в бою с английским соединением "Н". "Больцано" во время боя имел короткий огневой контакт с линейным крейсером "Ринаун" (8 381-мм орудий). В этом бою повреждений и потерь среди экипажа не было.
Конец 1940 года и первый месяц нового 1941 года прошли для крейсера в спокойной обстановке. Первой операцией нового года стал выход в море на перехват соединения "Н", обстрелявшего порт Генуи. Но противники снова не встретились. Следующий выход в море для "Больцано" тоже не сопровождался какими-либо происшествиями — с 12 по 13 марта крейсер находился в дальнем охранении войскового конвоя. Но очередной выход итальянского флота закончился разгромом у Матапана, после чего его активность заметно упала. В основном он выполнял задачи по сопровождению конвоев.
С 30 апреля по 1 мая "Больцано" вместе с "Триесте" и легкими крейсерами 7-й дивизии находится в составе соединения одного из конвоев. Подобную задачу крейсер выполнял и через месяц (24-25 мая), но на этот раз конвой состоял из трансатлантических лайнеров. Во время перехода британская подводная лодка "Апхолдер" потопила лайнер "Конте Россо".
27 мая и с 8 на 9 июня крейсера "Триесте" и "Больцано" находились в охранении очередного африканского конвоя. Следующая подобная операции прошла с 8 по 9 июня. Затем после двухнедельной паузы, 25 июня "Больцано" вместе с крейсером "Гориция" и 2-мя эсминцами выходит в море, осуществляя прикрытие одного из африканских конвоев.
Следующий выход с подобным заданием состоялся с 27 по 29 июня.
При возвращении на базу "Больцано" был атакован английской подводной лодкой "Эрдж" (капитан-лейтенант Томкансон). Но торпеды цель не поразили.
С 16 по 20 июля крейсер вновь осуществляет дальнее прикрытие очередного конвоя. 23-26 августа 3-я дивизия крейсеров принимала участие в попытке перехвата британского соединения "Н", проводившего операцию "Менсмеат". 25 августа у северного входа в Мессину командир подводной лодки "Трайэмф" обнаружил вражеские корабли. "Итальянская эскадра шла зигзагом на высокой скорости, что делало ее очень трудной целью. Однако Вудс решил попытаться сблизиться с противником.
Эсминцы сопровождения практически сразу заметили "Трайэмф" и начали сбрасывать глубинные бомбы, но это не удержало англичан. Вскоре Вудс сумел оторваться от эсминцев и продолжал сближение с линкором. Когда он уже почти вышел в точку пуска торпед, итальянская эскадра отвернула, и эсминцы опять заметили перископ. Снова посыпались глубинные бомбы, пара разорвалась совсем рядом и сильно встряхнула лодку. Но и на этот раз "Трайэмф" сумел оторваться и продолжить атаку. Подойдя на перископную глубину, командир лодки вдруг увидел, что итальянская эскадра уходит. Однако расстояние было еще не слишком велико, и можно было надеяться на удачный выстрел. Вудс дал залп и сумел попасть в тяжелый крейсер "Больцано" (Британские подводные лодки, стр. 231).
Повреждения крейсера оказались тяжелыми, он потерял ход. С большим трудом "Больцано" был отбуксирован в Мессину для ремонта на местном заводе. В сентябре 1941 г. во время атаки вражеской авиации крейсер был поврежден. Среди экипажа и рабочих имелись жертвы. Ремонт затянулся, и крейсер вернулся в состав флота только летом 1942 года. К этому времени итальянский флот был парализован "топливным кризисом". Нефти еле хватало для обеспечения повседневной боевой деятельности.
К августу 1942 года положение английского форпоста — острова Мальты было критическим. Некогда рутинная доставка грузов теперь превратилась в сложные операции. В августе была спланирована и проведена конвойная операция из Гибралтара, под кодовым названием "Пьедестал". Итальянцы спланировали ответную операцию. Основную роль в ней должна была играть немецко-итальянская авиация, легкие силы и подводные лодки.
Для завершения разгрома в море вышла итальянская крейсерская эскадра. В нее вошли крейсера "Больцано", "Гориция", "Триесте", "Эугенио ди Савойя", "Монтекукколи", "Аттендоло" и 11 эсминцев. Их появление могло стать роковым для британского конвоя, понесшего большие потери, в том числе и кораблях охранения -- сражаться с итальянскими крейсерами было просто некому. Но в самый ответственный момент — 12 августа итальянские корабли были отозваны.
В литературе можно найти следующее объяснение: отсутствие авиационного прикрытия или успешные действия легких сил. С момента выхода из баз итальянские корабли находились под постоянным "присмотром" английской разведки. Велась авиаразведка и радиоперехват. Вечером 12 августа находившиеся в море британские подводные лодки получили информацию о курсе и скорости вражеского соединения. Одним из тех, кто получил эту радиопрограмму был лейтенант А.Г. Марс — командир подводной лодки "Анброкен".
Тем временем итальянское соединение разделилось на две части. 13 августа в 7 ч 25 мин с британской подводной лодки были обнаружены 4 крейсера и 8 эсминцев. Это произошло в точке с координатами 36°43'N/ 14°51'Е. "Анброкен" занял позицию для атаки. Лейтенант Марс выбрал в качестве основной цели один из тяжелых крейсеров. После прохода эсминцев произвели четырехторпедный залп, подводная лодка погрузилась на 25 метров, и вскоре на ее борту услышали два взрыва. Одна торпеда поразила крейсер "Аттендоло", оторвав ему нос, вторая - "Больцано". На нем произошел взрыв в районе топливных цистерн, вспыхнул сильный пожар, который угрожал погребам боезапаса. Командир отдал приказ об их затоплении.
Но тут на смену одной опасности пришла другая - - в корпус проникло много воды, и поэтому крейсер был посажен на мель у небольшого острова Панореа (Panarea). Через два дня его сняли с мели и отбуксировали в Неаполь, и после небольшого ремонта переведен в Ла-Специю. В это время разрабатывался проект перестройки его в быстроходный авиатранспорт, но к работе так и не приступили. 8 сентября Италия заключила перемирие с союзниками. 9 сентября Ла-Специя была захвачена немцами. "Больцано" даже номинально не был включен в состав германского флота.
В ночь с 21 на 22 июня 1944 года к гавани подошли итальянский эсминец "Грекале" и торпедный катер "MAS-74", с них были спущены малые боевые средства "Чэриотс", места в которых заняли итальянцы и англичане. Им удалось проникнуть в гавань и заложить мины под "Больцано". После взрыва от полученных повреждений крейсер затонул на мелководье.
После войны корпус "Больцано" подняли и разобрали на металл. Корабль вычеркнули из списков флота 27 февраля 1949 года.