Служба

 

"Больцано" заложили 11 июня 1930 года на верфи Ансальдо в Генуе, спустили на воду 31 августа 1932 года, включили в состав флота 19 августа 1933 года. Предвоенная служба крейсера не сопровождалась какими-либо значимыми событиями. В 1936-1939 годах он, как почти все корабли итальянского флота, оказывал помощь мятежникам генерала Франко. В июне 1940 года, когда Италия всту­пила во вторую мировую войну, первой опе­рацией для "Больцано" стало прикрытие минно-заградительной операции. До конца меся­ца крейсер участвовал в двух выходах на пере­хват вражеского флота, но дело до боя так и не дошло. 9 июля корабль принимал участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия). "Больцано" получил три снаряда среднего калибра, одним из которых было выведено рулевое управле­ние (по другим данным, рулевое управление вышло из строя в результате аварии). Так или иначе после окончания боя корабль вместе с линкором "Джулио Чезаре" идет в Специю на ремонт. После быстрого завершения работ корабль возвращается в строй.

В конце августа-начале сентября "Боль­цано" в составе соединения выходит в море для противодействия вражеской операции. Встречи с противником не было. Осень 1940 года прошла для корабля в напряженной бое­вой службе: сопровождении конвоев и безус­пешных выходах на перехват вражеских со­единений.

В ночь с 11 на 12 ноября "Больцано" на­ходился в Таранто, и его зенитная артилле­рия, принимала участие в отражении налета вражеских самолетов-торпедоносцев. Англи­чанам тогда удалось вывести из строя ядро итальянского линейного флота. После этого крейсера 3-й дивизии перебазировались из Та­ранто в Мессину.

27 ноября все находившиеся в строю тя­желые крейсера участвовали в бою с английс­ким соединением "Н". "Больцано" во время боя имел короткий огневой контакт с линей­ным крейсером "Ринаун" (8 381-мм орудий). В этом бою повреждений и потерь среди экипа­жа не было.

Конец 1940 года и первый месяц нового 1941 года прошли для крейсера в спокойной обстановке. Первой операцией нового года стал выход в море на перехват соединения "Н", обстрелявшего порт Генуи. Но против­ники снова не встретились. Следующий выход в море для "Больцано" тоже не сопровождал­ся какими-либо происшествиями — с 12 по 13 марта крейсер находился в дальнем охране­нии войскового конвоя. Но очередной выход итальянского флота закончился разгромом у Матапана, после чего его активность заметно упала. В основном он выполнял задачи по со­провождению конвоев.

С 30 апреля по 1 мая "Больцано" вместе с "Триесте" и легкими крейсерами 7-й диви­зии находится в составе соединения одного из конвоев. Подобную задачу крейсер выпол­нял и через месяц (24-25 мая), но на этот раз конвой состоял из трансатлантических лай­неров. Во время перехода британская под­водная лодка "Апхолдер" потопила лайнер "Конте Россо".

27 мая и с 8 на 9 июня крейсера "Триес­те" и "Больцано" находились в охранении очередного африканского конвоя. Следующая подобная операции прошла с 8 по 9 июня. За­тем после двухнедельной паузы, 25 июня "Больцано" вместе с крейсером "Гориция" и 2-мя эсминцами выходит в море, осуществляя прикрытие одного из африканских конвоев.

Следующий выход с подоб­ным заданием состоялся с 27 по 29 июня.

При возвращении на базу "Больцано" был атако­ван английской подводной лодкой "Эрдж" (капитан-лей­тенант Томкансон). Но тор­педы цель не поразили.

С 16 по 20 июля крей­сер вновь осуществляет дальнее прикрытие очеред­ного конвоя. 23-26 августа 3-я дивизия крейсеров при­нимала участие в попытке перехвата британского со­единения "Н", проводивше­го операцию "Менсмеат". 25 августа у северного входа в Мессину командир под­водной лодки "Трайэмф" обнаружил вражеские ко­рабли. "Итальянская эскад­ра шла зигзагом на высокой скорости, что делало ее очень трудной целью. Одна­ко Вудс решил попытаться сблизиться с противником.

Эсминцы сопровожде­ния практически сразу заме­тили "Трайэмф" и начали сбрасывать глубинные бом­бы, но это не удержало анг­личан. Вскоре Вудс сумел оторваться от эсминцев и продолжал сближение с линкором. Когда он уже почти вышел в точку пуска торпед, италь­янская эскадра отвернула, и эсминцы опять заметили перископ. Снова посыпались глу­бинные бомбы, пара разорвалась совсем ря­дом и сильно встряхнула лодку. Но и на этот раз "Трайэмф" сумел оторваться и продол­жить атаку. Подойдя на перископную глуби­ну, командир лодки вдруг увидел, что италь­янская эскадра уходит. Однако расстояние было еще не слишком велико, и можно было надеяться на удачный выстрел. Вудс дал залп и сумел попасть в тяжелый крейсер "Больца­но" (Британские подводные лодки, стр. 231).

Повреждения крейсера оказались тяже­лыми, он потерял ход. С большим трудом "Больцано" был отбуксирован в Мессину для ремонта на местном заводе. В сентябре 1941 г. во время атаки вражеской авиации крейсер был поврежден. Среди экипажа и рабочих имелись жертвы. Ремонт затянулся, и крейсер вернулся в состав флота только летом 1942 года. К этому времени итальянский флот был парализован "топливным кризисом". Нефти еле хватало для обеспечения повседневной бо­евой деятельности.

К августу 1942 года положение английс­кого форпоста — острова Мальты было кри­тическим. Некогда рутинная доставка грузов теперь превратилась в сложные операции. В августе была спланирована и проведена кон­войная операция из Гибралтара, под кодовым названием "Пьедестал". Итальянцы сплани­ровали ответную операцию. Основную роль в ней должна была играть немецко-итальянская авиация, легкие силы и подводные лодки.

Для завершения разгрома в море вышла итальянская крейсерская эскадра. В нее вошли крейсера "Больцано", "Гориция", "Триесте", "Эугенио ди Савойя", "Монтекукколи", "Аттендоло" и 11 эсминцев. Их появление могло стать роковым для британского конвоя, по­несшего большие потери, в том числе и кораб­лях охранения -- сражаться с итальянскими крейсерами было просто некому. Но в самый ответственный момент — 12 августа итальян­ские корабли были отозваны.

В литературе можно найти следующее объяснение: отсутствие авиационного при­крытия или успешные действия легких сил. С момента выхода из баз итальянские корабли находились под постоянным "присмотром" английской разведки. Велась авиаразведка и радиоперехват. Вечером 12 августа находив­шиеся в море британские подводные лодки получили информацию о курсе и скорости вражеского соединения. Одним из тех, кто по­лучил эту радиопрограмму был лейтенант А.Г. Марс — командир подводной лодки "Анброкен".

Тем временем итальянское соединение разделилось на две части. 13 августа в 7 ч 25 мин с британской подводной лодки были об­наружены 4 крейсера и 8 эсминцев. Это про­изошло в точке с координатами 36°43'N/ 14°51'Е. "Анброкен" занял позицию для ата­ки. Лейтенант Марс выбрал в качестве основ­ной цели один из тяжелых крейсеров. После прохода эсминцев произвели четырехторпедный залп, подводная лодка погрузилась на 25 метров, и вскоре на ее борту услышали два взрыва. Одна торпеда поразила крейсер "Аттендоло", оторвав ему нос, вторая - "Боль­цано". На нем произошел взрыв в районе топ­ливных цистерн, вспыхнул сильный пожар, который угрожал погребам боезапаса. Ко­мандир отдал приказ об их затоплении.

Но тут на смену одной опасности пришла другая - - в корпус проникло много воды, и поэтому крейсер был посажен на мель у не­большого острова Панореа (Panarea). Через два дня его сняли с мели и отбуксировали в Неаполь, и после небольшого ремонта переве­ден в Ла-Специю. В это время разрабатывался проект перестройки его в быстроходный авиа­транспорт, но к работе так и не приступили. 8 сентября Италия заключила перемирие с со­юзниками. 9 сентября Ла-Специя была захва­чена немцами. "Больцано" даже номинально не был включен в состав германского флота.

В ночь с 21 на 22 июня 1944 года к гава­ни подошли итальянский эсминец "Грекале" и торпедный катер "MAS-74", с них были спу­щены малые боевые средства "Чэриотс", мес­та в которых заняли итальянцы и англичане. Им удалось проникнуть в гавань и заложить мины под "Больцано". После взрыва от полу­ченных повреждений крейсер затонул на мел­ководье.

После войны корпус "Больцано" подня­ли и разобрали на металл. Корабль вычеркну­ли из списков флота 27 февраля 1949 года.