Приложения
Приложение № 1. Тяжелые крейсера на экспорт
Аргентинские представители семейства "Тренто"
В середине 20-х годов аргентинский военно-морской флот был сильнейшим в Латинской Америке. Он занимал первое место среди так называемых стран ABC: Аргентина, Бразилия, Чили. Состояние линейных сил не внушало опасения -имелись два линкора, которые могли противостоять кораблям вероятных противников. Гораздо хуже обстояло дело с остальными кораблями. Особенно удручающим было положение с крейсерами, самый "новый" представитель пополнил военно-морской флот в 1896 году. Поэтому в 1926 году аргентинский парламент выделил 27 миллионов золотых песет на пополнение флота. Программа была рассчитана на 10 лет, и в нее включили 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 12 эсминцев и 3 подводных лодки.
Самая "лакомая" часть программы — тяжелые крейсера достались итальянскому концерну ОТО. Проект был разработан конструктором верфи, на основе проекта тяжелого крейсера "Трен-то". Основным отличием стало наличие всего одной дымовой трубы, трех башен главного калибра и калибра артиллерии — на этих крейсерах установили 191-мм орудия.
Тактико-технические элементы этих крейсеров были следующими:
Водоизмещение: 6908 т (стандартное), 9144 т (в полном грузу).
Размерения: Длина 170,8 м (наибольшая), 162,5 м (по КВЛ), ширина 17,82 м, осадка 4,66 м.
Механизмы: 6 котлов Ярроу, 2 турбины Парсонса. Мощность механизмов 85000 л.с., скорость хода 32 узла, дальность плавания 8030 миль со скоростью 14 узлов. Запас топлива 2300 т
Бронирование: борт 70 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 60 мм, башни 51 мм.
Вооружение: 6 191-мм орудий аналогичных установленным на британских крейсерах типа "Хаукинс" ("Hawkins"), в трех двухорудийных башнях — две линейно возвышенные на баке, одна на юте. Основные характеристики орудий были следующими: угол возвышения 46°, дальность стрельбы 27300 м, боезапас на орудие 150 снарядов (общий боезапас 900 снарядов); универсальный калибр: 12 102-мм орудий производства завода ОТО (6 двухствольных установок), угол возвышения 80°, боекомплект 3000 снарядов. Торпедное вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в трехтрубных установках, расположенных так же, как и на итальянских прототипах с боекомплектом из 12 торпед.
Авиационное вооружение: катапульта и два самолета. Сначала на крейсерах базировались американские самолеты типа "Уайт Корсар", затем "Грумман G-5". В конце 30-х годов на вооружение кораблей поступили "Супермарин Валрус", которые в свою очередь сменили Дак 12F-6"
Экипаж: 780 человек.
До 1937 года на кораблях изменилась конфигурация фок-мачты и надстроек. В 1937 году катапульту и ангар перенесли на более привычное место — за трубу. В 1939 году на крейсере были установлены британские катапульты типа "Репир-Рансон". В конце 1940-х годов на кораблях появились радиолокационные станции британского производства типа 286 (обнаружение воздушных и морских целей). Весной 1950 года с крейсеров сняли безнадежно устаревшие 40-мм автоматы, вместо них установили шесть спаренных 40-мм "Бофорсов". В 1956 году демонтировали универсальную артиллерию и установили еще шесть двухствольных 40-мм установок.
Тяжелый крейсер "25 Мая" ("25 de Mayo")
Заложен 29 ноября 1927 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 11 августа 1929 года, вошел в состав флота 11 июля 1931 года. Крейсер был назван "25 мая" — в этот день испанские колонии в дельте Ла-Платы провозгласили независимость от Испании. 5 июля 1931 года корабль передали аргентинскому флоту. 27 июля 1931 года вместе с систершипом — крейсером "Альмиранте Броун" он выходит в море из Генуи и 15 сентября прибыл в аргентинские воды. Для корабля началась обычная служба мирного времени, с посещением различных портов Латинской Америки. В 1936 году когда вспыхнула гражданская война в Испании, "25 Мая" был направлен в ее воды, для обеспечения "аргентинских интересов и защиты граждан". Эту задачу крейсер выполнял с 22 августа по 14 декабря 1936 года. В конце октября в порт Аликанте, где находился аргентинский корабль, прибыл советский транспорт "Курск" с грузом вооружения (самолеты "И-16" и авиационные бомбы). На порт был совершен налет авиации националистов. Зенитная артиллерия крейсера для самозащиты открыла огонь по самолетам, непроизвольно защитив и советский транспорт.
В 1939-1945 годах Аргентина оставалась нейтральной, но крейсер постоянно выходил в море на учения и патрулирование своих территориальных вод. Самым заметным событием в послевоенной жизни стало участие в учениях 1947-1948 года в антарктических водах. В 1959 году "25 Мая" вывели в резерв, 24 марта 1960 года вычеркнули из списков флота и вскоре продали на слом.
Тяжелый крейсер "Альмиранте Браун"
Строился на заводе фирмы ОТО в Ла-Фоке. Крейсер стал последним тяжелым кораблем, построенным на этой верфи.
Заложен 12 октября 1927 года, спущен на воду 28 сентября 1929 года, вошел в состав флота 16 июля 1931 года. Назван в честь британского офицера на аргентинской службе, отличившегося в войне с Бразилией в 1826-1828 годах. Передан аргентинскому флоту 5 июля 1931 года. С 27 июля по 15 сентября совершил трансатлантический переход. До 1939 года обычная служба: учения и посещение различных латиноамериканских портов. После 1939 года число визитов сократилось, но возросло число выходов на учения и патрулирование своих территориальных вод. 30 октября 1941 года соединение аргентинского флота проводило маневры у побережья Огненной Земли. Крейсер столкнулся с эсминцем "Корриентес", который вскоре затонул. Затем в корму "Альмиранте Брауна" врезался линкор "Ривадавия". Крейсер получил тяжелые повреждения и встал на ремонт в Порто Бельграно. После 1945 года никаких примечательных событий в жизни корабля не было, В 1947-1948 году крейсер участвует в больших антарктических учениях, в 1949 году совершил визит в Нью-Йорк. 20 апреля 1950 года состоялась первая посадка вертолета на корабль аргентинского флота. В 1960 году выведен в резерв, 27 июня 1961 года вычеркнут из списков флота и продан на слом.
Проект тяжелых крейсеров для Чили
В 1930-е годы состояние чилийского военно-морского флота было плачевным. В составе флота находилось много кораблей, построенных еще в 19 веке. Поэтому в середине 1930-х годов был разработан план развития флота, в который включили 2 крейсера с 203-мм артиллерией. Переговоры с Англией шли трудно, и чилийцы пытались найти другого поставщика. В конце концов в 1936-1937 годах известная судостроительная фирма Ансальдо разработала проект тяжелого крейсера под кодовым названием "UP-90". Его характеристики были следующими: водоизмещение. 8000 т (стандартное), 9200 т (в полном грузу). Размерения, длина 176 м (наибольшая), 170 м (по КВЛ), 163,6 м (между перпендикулярами), ширина 19 м, осадка 5,6 м.
Бронирование состояло из 100-мм пояса и 65 мм палубы.
Механизмы по проекту должны были иметь мощность 60000 л.с., а скорость хода равняться 30 уз.
Вооружение: 6 203-мм орудий (2 трехорудийные башни), 12 120-мм (по другим данным, 127-мм) универсальных орудий (6 двухствольных установок), 8 40-мм (4 двухствольных установки), 6 20-мм (2 трехствольных зенитных автомата), 6 533-мм торпедных аппаратов (2 трехтрубных), 1 бомбосбрасыватель для глубинных бомб, 1 катапульта и 3 гидросамолета.
Но от строительства этого корабля отказались. Фирма Ансальдо предложила на "UP-90" установить 254-мм орудия, но и этот проект тоже остался на бумаге.
Приложение № 2. Разгром конвоя "Бета" ("Дуйсбург") (9 ноября 1941 года)
После потерь, понесенных в апреле-мае 1941 года при эвакуации с Греции и с Крита, с Мальты были выведены корабли Ударного соединения. Такое положение дел сохранилось до 21 октября 1941 года, когда на Мальту прибыли корабли соединения "К". Это были крейсера "Аурора", "Пенелопа", эсминцы "Ланс" и "Лайвли". Командовал соединением капитан 1 ранга Эгнью. Как и его предшественник Мак, в апреле он начал действовать на итальянских коммуникациях.
Первые два выхода прошли с 25 на 26 октября 1941 года и с 1 на 2 ноября, закончились неудачно. Как и к Маку, успех к Эгнью пришел с третьей попытки, что позже на этот счет породило некоторые спекуляции.
Итальянцы знали о возвращении кораблей на Мальту и отдавали себе отчет в появившейся опасности. Так как фронт в Северной Африке требовал снабжения, проводку конвоев нельзя было прекратить. В Неаполе формировался важный конвой из семи транспортов. Флагманом конвоя, по имени которого он назван, был немецкий транспорт "Дуйсбург" (7389 т). В состав конвоя вошли также итальянские транспорты "Сан Марко" (3113 т), "Мариа" (6339 т), "Рина Коррадо" (5180 т), "Сагитта" (5135 т) и два танкера "Минатитлан" (7599 т) и "Конте Мазурата". Все они собрались в Неаполе. Конвой должен был доставить в Африку 12390 т различного снаряжения, 1579 т боеприпасов, 389 транспортных средства, 145 итальянских военнослужащих и 78 немецких солдат.
Итальянцы дали конвою кодовое название "Бета" и приняли меры по формированию мощного эскорта. В непосредственное охранение вошли эсминцы: "Маестрале" (брейд-вымпел капитана 1 ранга Уго Бискиани), "Фильмине", "Эуро", "Грекале", "Либбечио", "Ориани".
В соединение дальнего прикрытия вошли тяжелые крейсера: "Триесте" (флаг контр-адмирала Бруно Бривонези), "Тренто", эсминцы "Гранатиери", "Фузильери", "Берсальери", "Альпино". Трасса конвоя должна была пройти восточнее Мальты и завершиться в Триполи.
Предшествующий итальянский опыт и доктрина, основанная на нем, утверждали, что самый опасный отрезок пути проходил около Мальты, и его следовало проходить ночью, из-за действий вражеской авиации. Перехват надводными кораблями считался практически невозможным, если не были известны курс и скорость конвоя. Но в "Супермарине" — главном штабе итальянского флота и на местах не учитывали возможностей британских радаров. Англичане были проинформированы о выходе конвоя благодаря работе "Ультры" — был прочитан ряд радиограмм "Люфтваффе". Разведывательный самолет типа Мериленд, знавший координаты конвоя, "обнаружил" его утром 8 ноября. Соединение "К" вышло в море в 17 ч 30 мин. Визуальный контакт с конвоем произошел в 0 часов 39 минут 9 ноября. Это было в 135 милях восточнее Сиракуз.
Конвой шел с 9-узловой скоростью, строем двух кильватерных колонн, расстояние между которыми было полмили. Правая колонна: "Дуйсбург", "Сан Марко", "Конте де Мазурата", левая: "Минитилан", "Мария", "Сагитта" и "Рина Коррадо". Силы дальнего прикрытия находились в 3-х милях за кормой с правой стороны от конвоя и шли со скоростью хода 12 узлов. "Маестрале" шел перед конвоем, "Фульмине" и "Эуро" шли по правому борту конвоя, "Либбечио" и "Ориани" по левую сторону, "Грекале" в арьергарде.
Британские корабли шли в кильватерном строю. Головным шел "Аурора", за ним "Лэнс", "Пенелопа" и "Лайвли". После сигнала с "Ауроры" корабли Королевского флота сманеврировали так, чтобы оказаться на темной стороне горизонта справа от конвоя. Во время этого маневра их и обнаружили сигнальщики итальянских эсминцев, но не опознали соединение "К" как вражеское.
Оказавшись на выгодной позиции, английские корабли, используя данные радиолокации, приготовились к стрельбе. Огонь был открыт в О часов 57 минут с дистанция 3300-5600 ярдов. Яркий лунный свет высветил силуэты итальянских кораблей, что добавило тактически преимущества англичанам. "Аурора" открыла огонь по "Грекале". Первые же три залпа попали в него, и после взрывов эсминец, охваченный пожаром, исчез в волнах. "Пенелопа" добился ряда попаданий в "Маестрале". "Лене" сначала обстреливал один из транспортов, добившись попаданий, но перенес огонь на "Фульмине". "Лайвли" открыл огонь последним в 1 час. Его целью был "Дуйсбург", и, добившись попадания после первого залпа, перенес огонь на "Эуро" — и на этот раз стрельба была точной. В этом бою, британская стрельба была сверхточной.
"Аурора" обстреливал "Маестрале". Итальянский эсминец поставил дымзавесу, покинул свое место в ордере конвоя и отошел на его левую сторону. Командир эскорта приказал "Либеччио" и "Ориане" уйти на левый борт конвоя и поставить дымзавесу. Затем Бискиане приказал всем кораблям эскорта собраться вокруг него. Этот приказ объяснялся тем, что итальянский командующий перепутал направление нападения и посчитал, что атакован с левого борта, а не с правого. Кроме этого, он перепутал корабли соединения "К" с итальянскими тяжелыми крейсерами. Отдав эти ошибочные приказы, Бискиане потерял управление боем. Один из снарядов "Ауроры" снес радиоантенну "Маестрале".
"Эуро" и "Фульмине", находившиеся с правой стороны конвоя, имели лучшее представление о ситуации. Они вышли в контратаку на английское соединение. "Фульмине" очень скоро попал под огонь "Пенелопы" и "Лэнса" и был тяжело поврежден. Ответный огонь был коротким, в О часов 6 минут эсминец перевернулся и затонул. "Эуро", которым командовал Чагала Фульгозе, прославившийся в бытность командиром "Саггитарио" при защите второго критского конвоя, уже готовил торпедный залп, когда была получена радиограмма с "Маестрале". Командир эсминца посчитал, что атакует свои крейсера, потому он развернулся, и практически сразу же ему стало ясно, что он ошибся, сначала "Лайвли", потом "Пенелопа" открыли огонь. "Эуро" получил попадание 6 снарядами. Но 152-мм снаряды прошивали насквозь тонкий корпус корабля, и поэтому серьезных повреждений не было.
Итальянское соединение дальнего прикрытия находилось в 5500 ярдах от конвоя с правой стороны, что было ближе к Мальте. После начала боя тяжелые крейсера увеличили скорость до 24 узлов, зашли вперед и, обогнув голову, снизили скорость до 20 узлов. "Триесте" и "Тренто" вступили в бой в 1 ч 3 мин, открыв огонь с дистанции 7800 ярдов,. Но их позиция была неправильной, и к этому привела поспешность принятого решения. В результате конвой оказался между итальянскими крейсерами и вражеским соединением. "Триесте" и "Трен-то" израсходовали 207 203-мм и 82 100-мм снаряда. Они прекратили огонь в 1 ч 25 мин, когда английское соединение ушло за дальность их огня. Противник принял их за эсминцы. "Аурора" открыла ответный огонь из 102-мм орудий, но дистанция была для них слишком велика.
На транспортах конвоя посчитали, что они атакованы вражеской авиацией, и потому не предпринимали решительных действий. В 1 ч ночи Эгнью приказал выполнить циркуляцию вокруг головы конвоя, в результате английские корабли оказались на левой стороне конвоя, и дистанция составила 2000 ярдов. Английские корабли прошли вдоль строя конвоя, уничтожая транспорты торпедами и артиллерией. "Либеччио", "Орионе", "Маестрале", "Эуро" пошли в контратаку, но при этом использовали только артиллерию. Торпеды остались в аппаратах, итальянцы боялись, что торпеды поразят -свои транспорты, находившиеся за вражескими кораблями. Интересно сравнить это решение, с принятым японцами во время боя в проливе Сунда. Моряки императорского флота без колебаний произвели торпедный залп по союзным кораблям, которые атаковали транспорты, потопив и свои транспорты.
Итальянские эсминцы во главе с "Маестрале" продолжали ставить дымзавесы, временами открывая артиллерийский огонь. Но эти действия не представляли серьезной угрозы для английских кораблей, поэтому на них обращали мало внимания. Только "Либеччио" получил незначительные повреждения. Дальнее прикрытие конвоя шло с противоположного борта от развернувшихся событий.
В результате итальянские тяжелые крейсера и соединение "К" поменялись местами. Итальянцы находились юго-западнее конвоя, а крейсера и эсминцы Британии северо-восточнее. В 1 ч 40 мин Эгнью приказал прекратить огонь, так как соединение "К" оказалось за кормой разгромленного конвоя. Новых целей не было, и, приняв во внимание незначительный запас 152-мм снарядов на Мальте ("Пенелопа" израсходовала 259 снарядов главного калибра) принял решение идти на Мальту. Оно было выполнено в 2 ч 05 мин. Эгнью удалось потопить все транспорты и танкеры конвоя, 1 эсминец и повредить 3. Англичане утверждают, что им пришлось уклоняться от торпед, но на самом деле итальянцы этого оружия не применяли. Существенных повреждений на английских кораблях не было -осколочные пробоины получил только "Лайвли". Один из вражеских снарядов взорвался у борта эсминца, в результате чего оказались пробоины в дымовой трубе и разорвало паропровод на правом борту, ведущий к сирене (ревуну). Помимо всего итальянский флот потерял эсминец "Либеччио", потопленный в 10 ч 48 мин следующего утра, во время спасательной операции. Он стал жертвой британской подводной лодки "Апхолдер". "Эуро" пытался буксировать поврежденного собрата, но "Либеччио" разломился и быстро затонул.
Это сражение стало одной из самых полных британских побед на Средиземном море. У англичан было меньше сил и кораблей, но было существенное превосходство в доктрине и технологии. Вместе с внезапностью и удачей это принесло им победу.
Бривонези и Бискиане были сняты с постов. Правда, Бривонези позднее вернулся на службу.
Вине О. Хара, материал взят из интернета