Устройство, строительство и модернизации
Корабль имел следующие ТТД: водоизмещение 27500 т (нормальное). 26330 т (стандартное), 27900 т (полное).
Длина максимальная 215,18 м, длина по ватерлинии 212,14 м, ширина наибольшая 28,04 м, осадка (наибольшая) 8.24 м
Проект "Конго" отвечал требованиям японского флота и был согласован с проектом "Виккерса" как "усовершенствованный "Лайон"", причем проект в немалой степени считался и достижением японских инженеров, так как разработка его была проведена в Морском Техническом департаменте Японии. Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоизмещения до 27500 тонн — на 1000 тонн больше, чем у "Лайона", и на 6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских верфях линкоров "Кавачи" и "Сетсу".
Корпус "Конго" был весьма схож с корпусом "Лайона", однако носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что соответствовало правилам японского флота применить при постройке наилучшие из возможных решений для обеспечения высокой мореходности. В дополнение к этому, подводную часть форштевня "Конго" сделали прямой в отличие от бульбообразной на "Лайоне". Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то время как ширина его оказалось на 1,65 метра больше, чем у "Лайона". Большая ширина определялась иным расположением котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.
Корабль имел треногие фок- и грот-мачты, причем расположение фок-мачты оказалось лучше, нежели чем на "Лайоне", и тем не менее это не спасало мостик "Конго" от задымления и теплового воздействия газов из дымовых труб.
Четыре двухорудийные башни (на "Конго" и "Хией" они были выполнены многогранными, на "Харуна" и "Киришима" - округленными) с 356-мм/45-калиберными орудиями, с наибольшим углом возвышения 25 градусов, размещались все в диаметральной плоскости корабля -две в носовой части, одна за третьей дымовой трубой и одна в корме, причем средняя башня располагалось между котельными и машинными отделениями. Английский "Лайон", как известно, также имел четыре башни со сходным расположением - две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что на "Лайоне" третья башня разбивала котельные отделения на две группы: одна в носовой части корабля и две в корме. Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми трубами, и в результате этого углы ее обстрела были ограничены, а пороховые газы при выстрелах наносили серьезные повреждения надстройкам. Определенное неудобство создавало на "Лайоне" и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.
Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части корпуса для установки котлов и машин. На "Лайоне" отдать наиболее широкую среднюю часть корабля для котлов (наиболее громоздкая часть машинной установки) было весьма затруднительно, поскольку требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских погребов средней башни.
"Конго" же имел расположение третьей башни между машинными и котельными отделениями, и, таким образом, все три дымовые трубы были сконцентрированы в одном месте. Следовательно, он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий третьей башни. Такое расположение орудий главного калибра и несомненные его преимущества послужили причиной изменения первоначального проекта при постройке британского линейного крейсера "Тайгер". Однако следствием этого стала большая ширина корабля по сравнению с "Лайоном".
Таким образом, стремление японского военно-морского руководства устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке проекта "Конго", привело впоследствии к появлению "Нагато", а через четверть века и "Ямато", и в конце концов подчеркнуло превосходство японского флота в этом вопросе над другими флотами.
Интересной особенностью японских крейсеров, и в то же время существенным для них недостатком, было отсутствие командно-дальномерного поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли других флотов мира имели такие посты значительно раньше.
В качестве вспомогательного калибра "Конго" японцы выбрали шестнадцать 152-мм орудий с наибольшим углом возвышения 15 градусов и размещением их в казематах -японцы сочли, что принятые в английском флоте 102-мм пушки были недостаточно эффективны для отражения атак неприятельских миноносцев, размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее британский флот также перешел на 152-мм орудия.
Кроме того, на "Конго" стояли шестнадцать 76-мм/40-калиберных пушек противоминной артиллерии, установленных частью поверх башен главного калибра (по две пушки па каждой из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи. Интересно отметить, что три однотипных с "Конго" крейсера имели только по восемь таких пушек, установленных побортно на палубе — от их установки на крышах башен отказались. На каждом из этих крейсеров стояло по семь пулеметов на специальных лафетах.
Все 76-мм пушки и пулеметы сняли с кораблей в 1918 году.
По сравнению с "Лайоном", имевшим два 533-мм торпедных аппарата, на "Конго" было сильнее и торпедное вооружение — он имел восемь торпедных аппаратов такого же калибра.
Броневая защита. Уменьшив толщину броневого пояса по ватерлинии на 1 дюйм (25,4 мм) по сравнению "Лайоном", японские конструкторы надеялись компенсировать это ослабление брони увеличением дальности огневого контакта с неприятелем. По их расчетам, снаряды противника при этом должны были попадать в броню "Конго" под большими углами встречи, чем когда-либо ранее.
Главный броневой пояс "Конго" имел толщину плит по ватерлинии 203 мм. Выше главного пояса борт прикрывался 152-мм броней, причем плиты верхнего пояса доходили до верхней палубы, прикрывая в том числе и батарею противоминного калибра.
Наиболее толстая часть главного броневого пояса проходила в средней части корабля в пределах барбетов концевых орудийных башен. Далее пояс продолжался к оконечностям, лишь немного не доходя до штевней. Эта часть пояса уменьшалась в толщине до 76 мм. Высота плит пояса составляла 3,8 м, распределяясь примерно одинаково выше и ниже ватерлинии. Ниже главного пояса от носовой до кормовой башен был устроен узкий (всего 0,65 м) дополнительный пояс толщиной 76 мм.
Верхний пояс прикрывал среднюю часть корпуса в районе батареи. Промежуток борта выше главного пояса между кормовыми башнями позади батареи броней не прикрывался.
Главный пояс замыкался по краям броневыми переборками, причем носовая была сделана траверзной (то есть под прямым углом к диаметрали) и имела толщину 152-127 мм. Кормовая переборка начиналась с 203-мм плит пояса в корме и шла к диаметрали под углом, смыкаясь позади кормового барбета. Она имела толщину 203-152 мм. Носовые и кормовые части 76-мм пояса по ватерлинии также оканчивались броневыми переборками такой же толщины.
Верхний пояс тоже имел траверзные переборки — носовую толщиной 254-152 мм, в районе барбета первой башни, и кормовую толщиной 152 мм, позади барбета третьей (возвышенной кормовой) башни.
Такие важные районы корабля, как артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения прикрывались 19-мм плитами, настланными на нижней палубе. Кроме того, их защиту дополняли 38-мм плиты верхней броневой палубы. Подобная защита считалась нормальной для линейных крейсеров в то время, но позднее такое бронирование обнаружило свою слабость против авиабомб и снарядов, попадавших в палубу с большой высоты. Помещение привода рулевого управления имело отдельную защиту, представленную 25,4-мм и 28-мм броневыми палубными плитами.
Плиты барбетов башен главного калибра и самих башен имели толщину 229 мм, крыши башен 76,2 мм. Защита орудийных башен в целом была мощнее, чем на "Лайоне", но в общем слабое бронирование линейных крейсеров оказалось присущим и для "Конго".
До настоящего времени не опубликовано достоверных данных о первоначальном палубном бронировании "Конго". Так, например, "Jane's", "Brassey" и "Watts" указывают толщину главной палубы в 2,75 дм (60 мм), а "Вгеуег" говорит о 2 дм (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Конго" с "Лайоном" и "Тайгером", многие зарубежные специалисты считают, что вышеприведенные данные наиболее вероятны.
Вызывают споры сведения о толщине брони барбетов. Говоря о толщине плит в 229 мм (9 дм) они не уточняют, какому уровню палубы они соответствовали. Можно предполагать, что толщина барбетов в 229 мм (по "Jane's", "Вгеуег" и "Oscar Parkes" - 254 мм (10 дм), соответствует уровню выше верхней бронированной палубы. Ниже толщина плит барбетов вряд ли превышала 63-76 мм (2,5-3 дм).
Главные механизмы "Конго" включали в себя четыре паровых турбины системы Парсонса (на "Харуна" Браун-Кертис) общей мощностью 64000 л.с. Они вращали четыре винта. Пар для турбин вырабатывали 36 котлов системы "Ярроу" смешанного отопления. Имея такую энергетическую установку, "Конго" был способен развить ход 27,5 узлов. Наибольший запас топлива составлял 4200 тонн угля 1000 тонн мазута, что давало дальность плавания в 8000 миль на экономической 14-узловой скорости.
Корабль имел два параллельных руля.
В ходе войны на "Конго" осуществили некоторые усовершенствования. В 1917 году на марсе фок-мачты установили командно-дальномерный пост, для чего марс расширили на 0,6 метра и увеличили в длину почти на метр. Тогда же между передними дымовыми трубами установили площадку для 110-см
боевых прожекторов. В следующем 1918 году установленные ранее четыре 80-мм/40-калиберных зенитных орудия старой модели заменили на такое же количество новых, такого же калибра, установив их по два на каждый борт.
Некоторые источники (в частности, "Breyer", "Jentsura") указывают, что четыре 80-мм зенитные пушки были установлены только в 1923 году.
Несмотря на то, что расположение первой дымовой трубы на "Конго" было улучшено по сравнению с "Лайоном", она тем не менее не полностью отводила в сторону дым и газы, а поскольку все три трубы имели одинаковую высоту да и размещены были между собой достаточно близко, мостик сильно задымлялся. В 1920 году для исправления этого недостатка первую трубу увеличили по высоте, но поскольку и такой шаг оказался недостаточным, на срезе передней трубы устроили специальный козырек.
Трубы одинаковой высоты были установлены только на "Конго". На трех других однотипных крейсерах изначально носовая труба была примерно на 2 метра выше остальных. Это же сделали вскоре и на "Конго".
В 1921 году "Конго" получил авиационное вооружение — он нес па борту один гидросамолет.
В 1924 году на крейсере началось увеличение носовой надстройки, которое впредь будет продолжаться в течение всей службы корабля и в конечном итоге приведет к появлению характерной для японских кораблей массивной башенно-подобной надстройки. На марсе фок-мачты были смонтированы дополнительные посты управления артиллерийским огнем, а также площадки с прожекторами, не уступающими по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
Вслед за этой переделкой последовали работы по увеличению угла возвышения 356-мм орудий, максимальный угол был увеличен с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы возросла с 25800 метров до почти 29000 метров. В 1926 году были установлены три 80-мм зенитные пушки, и их общее число достигло семи. Из трех последних две стояли по бортам в средней части корабля и одно на кормовом мостике.
В 1927 году носовая надстройка "Конго" была сильно увеличена, подобно тому, как это было сделано на "Нагато", для удобства размещения систем управления огнем и другого оборудования, которого с каждым годом становилось все больше и больше.
В 1928 году в экспериментальных целях для предохранения дымохода от попадания воды на верхушке второй трубы установили козырек расширенной формы. После частичного усовершенствования такой козырек позднее широко применялся в японском флоте. В том же году на "Конго" убрали противоторпедные сети и полностью отказались от их использования. Интересно отметить, что в других флотах (например в германском и английском) от сетей отказались гораздо раньше.
Хронология строительства линейных крейсеров типа "Конго"
Корабль |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
«Конго» («Kongo») |
17 января 1911 г. |
18 мая 1912 г. |
16 августа 1913 г. |
«Хией» («Hiei») |
4 ноября 1911 г. |
21 ноября 1912г. |
21 ноября 1914г. |
«Харуна» («Haruna») |
16 марта 1912 г. |
14 декабря 1913 г. |
19 апреля 1915г. |
«Киришима» («Kirishima») |
17 марта 1912 г. |
1 декабря 1913 г. |
19 апреля 1915 г. |
Первая модернизация
В конце 20-х годов японский флот начал модернизацию линейных крейсеров типа "Конго". Основной целью модернизации было усиление защиты кораблей, включая установку противоторпедных наделок, а также усовершенствование энергетической установки.
Первым кораблем этого типа, прошедшим реконструкцию, стал "Харуна", за ним последовал "Киришима", последним на модернизацию отправили "Конго". Четвертый корабль этого типа "Хией" в соответствии с Вашингтонским соглашением переоборудован в учебный корабль. Работы на "Конго" начались в сентябре 1929 и завершились 31 марта 1931 года.
В результате модернизации водоизмещение "Конго" возросло с 26300 тонн до 29300 тонн (дальнейшее увеличение ограничивалось Вашингтонским морским соглашением). Из-за установки булей увеличилась ширина, и вместе с тем, незначительно снизилась скорость (приблизительно до 26 узлов). После переделки корабли типа "Конго" были переквалифицированы из линейных крейсеров в линейные корабли, но, как показало время, на этом их модернизации не закончились.
Горизонтальную броневую защиту "Конго" усилили с той целью, чтобы она могла противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях боя 20000-25000 метров. Защита над погребами и машинными отделениями состояла теперь из 63,5-102-мм броневых плит, поставленных в дополнение к 19-мм плитам.
Для усиления бронирования погребов барбеты орудий главного калибра под средней палубой также были усилены за счет установки 7-мм листов в дополнение к уже имеющимся 63,5-мм и 76-мм плитам. Крыши башен главного калибра усиливались добавлением 76-мм плит поверх уже имевшихся 76-мм.
Дополнительную броневую защиту для усиления броневой палубы составили 165-мм плиты вокруг оснований дымовых труб, 178-мм плиты вокруг вентиляционных шахт котельных отделений и 102-127-мм плиты у вентиляционных шахт машинных отделений и подъемников боезапаса в башнях. Вертикальное бронирование бортов и переборок не изменилось.
В целях обеспечения "Конго" улучшенной подводной защитой его артиллерийские погреба и машинные отделения укрывались броней с таким расчетом, чтобы данная защита была способна противостоять взрыву 200-кг заряда. Для этого вдоль бортов — внутри или прямо поверх обшивки корпуса навешивалось от трех до четырех слоев 25,4-мм плит из высокопрочной стали "НТ" (High Tensile steel). В районе котельных отделений устанавливалась подводная защита из продольных переборок толщиной 76 мм.
Помимо этого, борта "Конго" были оборудованы булями с целью увеличения живучести, а также создания дополнительного запаса плавучести. Внутри були заполнялись водонепроницаемыми стальными трубами, предназначенными для погашения энергии подводного взрыва.
Окончательная доработка булей была завершена на "Конго" накануне второй мировой войны.
Силовая установка "Конго" также подвергалась значительным изменениям. 36 котлов "Ярроу" смешанного отопления заменили шестью котлами типа "РО" системы Морского технического департамента со смешанным отоплением, большей производительности и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей производительности. "Вгеуег" и некоторые другие источники сообщают, что было установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая котельная установка позволяла механизмам развить мощность 64000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.
Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тони. Естественно, выросла и дальность плавания — с 8000 миль до 9500 миль на 14-узловой скорости.
Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую трубу. Уменьшились и объемы помещений, занятых новыми котлами. Таким образом после переделок "Конго" обрел своеобразный двухтрубный силуэт.
Максимальный угол возвышения орудий главного калибра довели с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы до 33000 метров. Такое увеличение для 356-мм орудий дало возможность "Конго" вести бой в одной линии с линкорами типа "Нагато", вооруженными 406-мм пушками. С изменением систем управления огнем перестроили и модернизировали надстройку, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.
Одновременно улучшили условия базирования на корабле гидросамолетов, предназначенных для ведения дальней морской разведки и корректировки стрельбы. Свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов типа "14". Катапульта при этом не устанавливалась.
Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы. Интересно отметить, что единственной причиной снятия группы торпедных аппаратов было то, что их использованию мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование ни в коей мере не отказывалось от доктрины использования торпедного оружия на крупных боевых кораблях.
Была реконструирована система вентиляции внутренних помещений корабля.
Несмотря на крупномасштабную реконструкцию, "Конго" в процессе службы продолжал совершенствоваться, чтобы не отстать от быстрого развития морских вооружений и новых технологий в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации — в 1932 году - на борту "Конго" установили три больших 150-см прожектора, задачей которых было увеличение боеспособности в ночных операциях. Почти одновременно одноствольные 80-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм, размещенных в четырех спаренных установках - по два на борт. В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм зенитных автомата (две спаренные установки) и катапульту для запуска гидросамолетов.
В течение следующего года старые стволы 356-мм орудий, впервые с момента вступления в строй, заменили на новые, тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскировали корабль, позволяя обнаружить его на большой дистанции, поэтому грот-мачту уменьшили по высоте.
В дополнение к этому вооружению па "Конго" установили две счетверенных установки 13-мм зенитных пулеметов.
Вторая модернизация
Причины, вызвавшие вторую модернизацию линкоров типа "Конго", стали обычными для всех флотов того времени -- корабли были достаточно стары и требовали усовершенствований. Но, помимо этого, конкретно для них имелись и другие соображения, вызвавшие необходимость новых изменений.
Поскольку по условиям Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах с основными противниками на Тихом океане - США и Великобритании - не удалось, японский флот традиционно придавал большое значение ночным боевым операциям накануне генерального сражения. Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось торпедными атаками эсминцев вывести из строя линейные корабли неприятеля с тем, чтобы уменьшить превосходство противника в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого замысла требовалось прорвать внешнее оборонительное кольцо кораблей, прикрывающих главные силы противника.
Линейные крейсера типа "Конго" (теперь уже линейные корабли) были идеальными кораблями для выполнения этой тактической задачи, обладая высокой скоростью, практически не уступавшей скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых крейсеров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь эскадренное кольцо. Исходя из этого, требовалось увеличить скорость кораблей типа "Конго" до 30 узлов.
Программа модернизации началась с линкора "Харуна" в 1933 году. После него приступили к перестройке "Киришима". а затем наступила очередь "Конго". Работы на нем начались 1 июня 1935 года па военно-морской верфи в Йокосуке и завершились 8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного "Конго" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли классифицировались как быстроходные линкоры.
Поскольку целью второй модернизации было увеличение скорости, прежнюю механическую установку полностью заменили.
Старые котлы на "Конго" заменили восемью котлами нефтяного отопления типа "Кампон" с большей паропроизводительностью. Каждый из них был размещен в отдельном водонепроницаемом отсеке. Четыре паровые турбины системы "Парсонса" прямого действия заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработанных Морским Техническим департаментом с общей мощностью 136000 SHP, более чем вдвое превысив прежнюю мощность 64000 SHP.
Запас топлива составил 6000 тонн мазута, размещенного в новых нефтяных цистернах. Их размещение потребовало частичных переделок корпуса, но в то же время большие запасы топлива дали и прирост дальности плавания с 9500 миль 14-узловым ходом до 10000 миль 18-узло-вым. Для уменьшения пропульсивного сопротивления корму "Конго" удлинили на 7,6 метра, а общая длина корабля достигла 219,4 метра. Ширина же осталась неизменной. Водоизмещение увеличилось с 31780 тонн до 36610 тонн. При этом осадка возросла с 8,6 до 9,7 метра.
Во время второй модернизации значительное изменение претерпело вооружение "Конго". Углы возвышения 152-мм орудий увеличили с 15 до 30 градусов, что естественно, увеличило дальность их стрельбы. Но для достижения этого основания орудий в казематах были приподняты. Спаренные 40-мм автоматы заменили на десять спаренных 25-мм автоматов. Для компенсации возросшего в ходе реконструкции веса из носового каземата удалили два 152-мм орудия, а также все торпедные аппараты.
Значительной переделке подвергли фок-мачту "Конго", причем особое внимание уделялось улучшению размещения систем управления огнем главной артиллерии и оборудования для ночных боевых действий. На марсе фок-мачты установили 10-метровый дальномер, а различные посты наблюдения, управления стрельбой, определения курса и скорости противника, посты наблюдения и управления прожекторными установками разместили внутри надстройки. Поскольку большинство этого "хозяйства" требовало больших открытых секторов обзора, фок-мачта приобрела очень сложный вид и весьма внушительные размеры.
Подверглась изменениям и грот-мачта. В нижней ее части установили второй командно-дальномерный пост, а для увеличения боеспособности в ночных условиях на платформе вокруг первой дымовой трубы установили шесть 110-см прожекторов. Важной особенностью второй модернизации "Конго" стало совершенствование систем борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали систему быстрого контрзатопления, состоящую из 20 отсеков, и систему нормального затопления из 26 отсеков вместимостью 500 и 1500 тонн соответственно. Посредством затопления первой группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градусов, а при затоплении второй группы отсеков крен уменьшался на 7,7 градусов.
После завершения второй модернизации "Конго" принимал участие в многочисленных маневрах объединенного флота в составе соединения линкоров, в который входили однотипные корабли.
Весовые характеристики линейного корабля "Конго" после второй модернизации 1935-37 гг.
Наименование |
Вес (т) |
В % |
Корпус |
13 439 т |
37,0% |
Бронирование |
10 313 т |
28,4% |
Вооружение |
5 133 т |
14,2% |
Энергетическая установка |
2 929 т |
8,1% |
Снаряжение, топлива |
4 375 т |
12,3%. |
Наибольшее водоизмещение |
36 189 т |
100% |
Конец 30-х годов характеризовался значительным ростом международной напряженности, поэтому на "Конго" время от времени велись частичные доработки в преддверии предстоящих морских баталий. В 1939 году пост управления системы ПВО был перенесен на верхушку фок-мачты.
В начале 1941 года провели усиление бронирования барбетов башен. Усилие бронирования проводилось на уровне палубы батареи. Конкретные работы и новая толщина бронирования точно не известны. Достоверно только, что вес брони на корабле увеличился на 419 тонн и достиг 10732 тонны. Одновременно в самих башнях установили оборудование экстренного пожаротушения. Осенью того же года провели размагничивание корпуса "Конго". Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20000 до 25000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом "Конго", поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй.
В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование "Конго" может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции. Такое заключение полностью подтвердилось в ноябре 1942 года во время одного из боев у Гуадалканала, когда однотипный с "Конго" линейный корабль "Киришима" был потоплен огнем американских линейных кораблей "Вашингтон" и "Саут Дакота", несших 406-мм орудия.