В годы войны

 

С вступлением Японии в войну в декабре 1941 года четыре быстроходных линкора типа "Конго" оказались весьма нужными для флота кораблями. В то время как другие линкоры объе­диненного флота тщетно ожидали во Внутрен­нем море момента, когда же можно будет всту­пать в решающее сражение с американским противником (а шанс этот так и не представит­ся), "Конго" и его собратья выполняли самые разнообразные боевые задания.

Именно эти четыре линкора принимали самое активное участие в боевых действиях не только в начальном периоде войны, но и в те­чение всех четырех лет боевых действий. В ко­нечном итоге они стали главными "рабочими лошадками" среди линейного флота японской империи. Имея подавляющее преимущество в скоростных качествах, благодаря отличной мо­бильности, они, образно говоря, на всех парах проносились на запад, юг и восток, выполняя многочисленные задания командования. И можно лишь с небольшим преувеличением сказать, что не будь в составе японского флота этих кораблей, и без того неважные дела обстояли бы еще хуже.

В начале войны "Киришима" и "Хией" приняли участие в самой первой и самой знаме­нитой операции японского флота — нападении на Перл-Харбор. В то же время "Конго" и "Харуна" были переброшены в Южно-Китайское море и стали единственными линкорами в составе южных морских сил вторжения. Их главной за­дачей было осуществление поддержки японских экспедиционных сил при высадке в Малайе -одной из основных целей Японии в войне.

Получив известие о том, что в Сингапур прибыли английские линкор "Приме оф Уэльс" и линейный крейсер "Рипалс", японцы постави­ли перед собой задачу: разыскать противника и навязать им артиллерийский поединок и тем са­мым устранить возможную помеху задуманным планам, ибо в противном случае реальность вы­садки войск, а значит и вся цель командования в этой военной кампании была бы под большой угрозой. Однако мощные корабли англичан, не получив соответствующей воздушной поддерж­ки, были потоплены японской морской авиацией берегового базирования.

В последующий период корабли типа "Конго" участвовали в стремительной операции по высадке десантов на британское Борнео и в Голландской восточной Индии. В конце февра­ля - начале марта 1942 года линкоры действовали совместно с авианосцами для прикрытия высад­ки десанта на юге острова Ява. Во время этой операции "Конго" сделал свои первые выстрелы в этой войне, уничтожая артиллерийским огнем береговые объекты союзников на острове Рож­дества в Индийском океане.

1 марта 1942 года однотипные "Хией" и "Киришима" в стычке с британскими эскадрен­ными миноносцами показали весьма печальные результаты в артиллерийской стрельбе. Открыв огонь из своих 356-мм орудий, они выпустили по противнику соответственно 210 и 87 снарядов, но не добились ни одного попадания. Этот инци­дент вызвал серьезные размышления среди ар­тиллерийских специалистов по поводу эффек­тивности стрельбы из орудий главного калибра.

В конце марта вся четверка кораблей типа "Конго" покинула бухту Стерлинг на острове Целебес и в составе оперативного авианосного соединения начала новую операцию в Индийс­ком океане, в ходе которой был совершен рейд на Коломбо и Тринкомали на острове Цейлон и были потоплены британские авианосец "Гермес" и два тяжелых крейсера "Корнуолл" и "Дорсет­шир". После завершения операции линкоры вер­нулись в Японию.

После небольшой передышки все четыре корабля типа "Конго" в составе объединенного флота приняли участие в операции по захвату атолла Мидуэй в 1942 году. "Конго" и "Харуна" вошли в состав главных сил вторжения, а "Хией" и "Киришима" — в состав оперативного авианосного соединения. Однако военное счас­тье отвернулись от японцев: авианосное соедине­ние попало под удар авиации американского флота, и в результате четыре лучших японских авианосца были потоплены бомбами американс­ких палубных самолетов. Для линкоров типа "Конго" все обошлось благополучно: они избе­жали повреждений и вернулись в Метрополию.

Поражение у Мидуэя изменило ход вой­ны в неблагоприятную для японцев сторону. Императорский флот, имевший до этого ини­циативу, отказался от наступательных дей­ствий и перешел к обороне. Неожиданная вы­садка американских войск на Гуадалканале запоздало подключила к ведению боевых дей­ствий японскую армию. Командование не ко­леблясь бросило в бой крупные силы авиации, армии и флота: бои за остров шли днем и но­чью - - ожесточенное сражение развернулось на суше, в воздухе и на море.

Линкоры типа "Конго" также приняли участие в боях, развернувшихся вокруг "крова­вого острова", их действия в водах Гуадалканала можно отметить как наиболее активные для ко­раблей этого класса. Попытки японцев усилить оборону острова путем доставки войсковых под­разделений морем были по сути дела сведены на нет американской авиацией, потому командова­ние флотом приняло решение хотя бы на время вывести из строя взлетно-посадочные полосы противника. Для достижения этой цели японс­кий флот решил использовать 356-мм орудия быстроходных линкоров типа "Конго". Они дол­жны были обстрелять главным калибром аэро­дром Гендерсон ночью, а затем на высокой ско­рости выйти из зоны действий американской авиации, прежде чем последняя успеет атаковать. В условиях господства неприятеля в возду­хе операция представлялась весьма рискованной - рискованной еще и потому, что линкорам предстояло действовать в одиночку, без соб­ственного воздушного прикрытия.

В середине октября 1942 года, накануне пе­реброски крупных японских сил на остров, для осуществления задуманного рейда были привле­чены "Конго" и "Харуна". В ночь на 13 октября эти корабли на высокой скорости вошли в при­брежные воды и в течение часа вели огонь глав­ным калибром по аэродрому Гендерсон. Резуль­тат обстрела главным калибром и воздействия 920-ти выпущенных снарядов оказался даже бо­лее эффективным, чем ожидалось: большая часть аэродрома была разрушена, а приблизи­тельно 2/3 из 80 самолетов уничтожены. Эта опе­рация стала одной из самых ярких страниц в их биографии.

Несмотря на переход Японии к обороне, императорский флот оставался по-прежнему си­лен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу. Ожесточенные схватки происходи­ли на море между японскими и американскими соединениями. 26 октября 1942 года, менее чем через две недели после успешного рейда к Гуадалканалу у Соломоновых островов произошло сражение между авианосными соединениями противников. Японцам удалось потопить амери­канский авианосец "Хорнет" и нанести тяжелые повреждения авианосцу "Энтерпрайз", не поте­ряв при этом ни одного своего корабля. Разде­ленные на две группы ("Конго" и "Харуна" в первой, "Хией" и "Киришима" во второй) также принимали участие в сражении.

Между тем оперативная обстановка вок­руг Гуадалканала, вопреки всем усилиям японс­кого командования восстановить свое положе­ние на "кровавом острове", продолжала ухудшаться. Была запланирована очередная вы­садка на остров крупных подкреплений с тем, чтобы повернуть ход событий в пользу японс­кой стороны, но для этого требовалось хотя бы частично снизить эффективность американской авиации в небе над островами, поэтому накану­не проведения десантной операции "Хией" и "Киришима" получили приказ в очередной раз обстрелять аэродром Гендерсон. Однако на этот раз судьба не была столь благосклонна к японцам, нежели ранее.

Когда ночью 12 ноября оба линкора вошли в прибрежные воды Гуадалканала. они неожи­данно натолкнулись на американские корабли. "Хией" флагманский корабль японского ударного соединения попал под сосредоточен­ный огонь неприятельских тяжелых крейсеров. Бронирование его башен, погребов, машинных и котельных отделений выдержали попадания американских снарядов, но слу­чайный 203-мм снаряд, уго­дивший в рулевое управление, стал для корабля роковым.

Линкор вышел из строя в зоне действия американской авиации и с рассветом стал объектом авиационных атак, которые длились весь день. "Хией" получил несколько попаданий бомб и торпед, од­нако оставался на плаву. Видя, что спасти неуправляе­мый линкор не удастся, ко­мандование приняло решение его затопить, и с наступлени­ем темноты он был добит тор­педами своих же кораблей. "Хией" стал первым японс­ким линкором, потопленным в этой войне.

Ночью 13 ноября два тя­желых и один легкий крейсера обстреляли аэродром Гендерсон, но безуспешно. Следую­щей ночью попытку обстрела аэродрома предприняли "Киришима" (который в бою 12 ноября не получил поврежде­ний), а также два тяжелых крейсера. Однако в ходе вы­полнения операции этот отряд столкнулся с американ­ской эскадрой, включавшей в себя линейные корабли "Ва­шингтон" и "Саут Дакота". Произошло первое боевое столкновение между линкора­ми обеих сторон. "Киришима" оказался не в состоянии противостоять новым 406-мм орудиям американских кораб­лей, и после того, как в него попало около десяти 406-мм снарядов, пошел на дно.

В итоге этих операций японцы не смогли доставить на остров подкрепления, и дела их в этом районе пошли все хуже и хуже. Эти неудачи стали поворотной точкой в боях за остров. В конце года японское командование отка­залось от попыток усилить группировку своих войск на Гуадалканале. Обе стороны, изнуренные длительной и упорной борьбой, приступили к перегруппиров­ке сил — наступило временное затишье.

"Конго" и "Харуна" вместе с другими ко­раблями в начале 1943 года вернулись в Метро­полию для спешного ремонта и осмотра, по­скольку не проходили докования с осени 1941 года. В это время на кораблях провели ряд модернизационных работ, главные из которых зак­лючались в следующем:

- По бортам были установлены две спа­ренные 127-мм зенитные установки. Их общее количество увеличилось до двенадцати стволов.

- Установили десять спаренных 25-мм зе­нитных автоматов, увеличив их количество до четырнадцати, но вскоре число автоматов этого калибра достигло 34.

- На фок-мачте установили радары и их антенны: радар типа "21" для обнаружения воз­душных целей и радар типа "22" для обнаруже­ния надводных целей.

- Принимая во внимание, что причиной гибели в ноябре 1942 года "Хией" стало попада­ние неприятельских снарядов в рулевое отделе­ние, усилили защиту кораблей в этом районе — прежнее рулевое отделение было разделено переборкой на два отсека, в одном из которых разме­щались механизмы привода руля, а в другом находился баллер руля. Каждый из отсеков защи­тили толстым слоем бетона, способного выдер­жать попадание 203-мм снаряда. Кроме этого, для подстраховки гидравлического привода руля был смонтирован дизель-привод, на случай вы­хода гидравлики из строя, а также комплект домкратов мощностью в 50 тонн на каждом бор­ту — для поворота руля в случае заклинивания. — Для компенсации возросшего водоизме­щения в результате отмеченных выше переделок сняли 152-мм орудия.

Поскольку главные силы японского флота в течение 1943 года оставались в относительном бездействии, восстанавливающие свою мощь "Конго" и "Харуна" в боях не участвовали. К 1944 году американское командование разрабо­тало план прорыва через цепочку островов в центральной части Тихого океана. Считая такие действия американцев очевидными, японское ру­ководство поставило задачу воспрепятствовать замыслам противника, бросив в бой все налич­ные воздушные и морские силы.

Все началось в середине июня 1944 года, когда американцы высадились на один из Мари­анских островов — Сайпан. Несмотря на то что японская авиация и флот сражались с редким упорством и решимостью, сражение закончилось их полным поражением. Мощными амери­канскими авианосными соединениями и подвод­ными лодками были потоплены три авианосца и уничтожена большая часть береговой авиации японцев. Соотношение между японским и амери­канским флотами стало не в пользу первого. Ос­татки императорского флота, включая непов­режденные "Конго" и "Харуна", в конце июня вернулись в базы.

Немедленно по возвращении домой "Кон­го" стал на очередную спешную модернизацию. В дополнение к уже установленным зенитным автоматам добавили еще 12 строенных и 24 од­ноствольных автомата, при этом общее их чис­ло достигло 94 стволов. На линкоре установили также радар типа "13" для обнаружения воз­душных целей, а радар "22" усовершенствовали с тем, чтобы его можно было использовать для управления артиллерийским огнем. Все работы велись в лихорадочной спешке, поскольку объектом следующего удара американцев могли стать Филиппины, Формоза, Окинава и соб­ственно Япония.

Сразу же по завершении модернизации "Конго" направили на якорную стоянку Линга, южнее Сингапура, где он начал интенсивные тренировки, готовясь к предстоящим сражениям с противником, причем в ходе боевой подготов­ки выяснилось, что сделанные усовершенствова­ния радаров управления огнем оказались далеко не идеальными.

Когда в середине октября американцы вы­садились на остров Лейте на Филиппинских ост­ровах, японский флот, отражая вторжение, дви­нулся с севера и с юга, а береговая авиация совместно с армейской атаковала неприятеля с Филиппин и Формозы. Поскольку японцы были уже не способны к нанесению мощных ударов силами палубной авиации, ставку сделали па стремительный бросок надводных сил, включая "Конго" и "Харуна", в направлении на восток через цепочку островов, тогда как авианосное соединение должно было исполнить роль при­манки и привлечь к себе внимание всех неприя­тельских авианосных групп, отвлекая их от глав­ных сил флота.

Такая тактика принесла определенный ус­пех. Когда надводные силы японцев ранним ут­ром 25 октября 1944 года, двигаясь на восток, прошли через цепочку островов, то оказались внутри боевого порядка неприятельской авиа­носной группы, которую японцы так давно меч­тали уничтожить. Однако, хотя японцы и определили американские авианосцы как тяжелые, на самом деле перед ними оказались эскортные авианосцы американского флота. В ходе после­довавшего сражения японцы атаковали неприя­теля. Используя свою высокую скорость, "Кон­го" и "Харуна" переместились в авангард эскадры для того, чтобы ввести в бой свои 356-мм орудия. Впервые за время войны эта пара ко­раблей открыла огонь своим главным калибром по кораблям противника.

Потопив один эскортный авианосец, япон­цы и сами понесли ощутимые потери, но для "Конго" бой сложился без каких-либо серьезных последствий. Несмотря на отчаянную борьбу, императорский флот не только не остановил вторжения американцев на остров Лейте, но, к тому же, понес невосполнимые потери. Большая часть остатков японского флота вернулась в бух­ту Брунея на острове Борнео.

Поскольку из-за роста интенсивности на­летов американской авиации бухта Брунея пере­стала быть местом безопасного базирования японского флота, командование приняло реше­ние возвратить остатки флота небольшими груп­пами домой. "Конго" и "Харуна" в сопровожде­нии эскорта эсминцев вышли в поход в Японию, по для "Конго" этот выход в море оказался пос­ледним. В ночь на 21 ноября 1944 года в север­ной части Формозского пролива его торпедиро­вала американская подводная лодка "Силайон". В 5 ч 30 мин 21 ноября на корабле прогремел сильный взрыв, и "Конго" исчез в волнах.