В годы войны
С вступлением Японии в войну в декабре 1941 года четыре быстроходных линкора типа "Конго" оказались весьма нужными для флота кораблями. В то время как другие линкоры объединенного флота тщетно ожидали во Внутреннем море момента, когда же можно будет вступать в решающее сражение с американским противником (а шанс этот так и не представится), "Конго" и его собратья выполняли самые разнообразные боевые задания.
Именно эти четыре линкора принимали самое активное участие в боевых действиях не только в начальном периоде войны, но и в течение всех четырех лет боевых действий. В конечном итоге они стали главными "рабочими лошадками" среди линейного флота японской империи. Имея подавляющее преимущество в скоростных качествах, благодаря отличной мобильности, они, образно говоря, на всех парах проносились на запад, юг и восток, выполняя многочисленные задания командования. И можно лишь с небольшим преувеличением сказать, что не будь в составе японского флота этих кораблей, и без того неважные дела обстояли бы еще хуже.
В начале войны "Киришима" и "Хией" приняли участие в самой первой и самой знаменитой операции японского флота — нападении на Перл-Харбор. В то же время "Конго" и "Харуна" были переброшены в Южно-Китайское море и стали единственными линкорами в составе южных морских сил вторжения. Их главной задачей было осуществление поддержки японских экспедиционных сил при высадке в Малайе -одной из основных целей Японии в войне.
Получив известие о том, что в Сингапур прибыли английские линкор "Приме оф Уэльс" и линейный крейсер "Рипалс", японцы поставили перед собой задачу: разыскать противника и навязать им артиллерийский поединок и тем самым устранить возможную помеху задуманным планам, ибо в противном случае реальность высадки войск, а значит и вся цель командования в этой военной кампании была бы под большой угрозой. Однако мощные корабли англичан, не получив соответствующей воздушной поддержки, были потоплены японской морской авиацией берегового базирования.
В последующий период корабли типа "Конго" участвовали в стремительной операции по высадке десантов на британское Борнео и в Голландской восточной Индии. В конце февраля - начале марта 1942 года линкоры действовали совместно с авианосцами для прикрытия высадки десанта на юге острова Ява. Во время этой операции "Конго" сделал свои первые выстрелы в этой войне, уничтожая артиллерийским огнем береговые объекты союзников на острове Рождества в Индийском океане.
1 марта 1942 года однотипные "Хией" и "Киришима" в стычке с британскими эскадренными миноносцами показали весьма печальные результаты в артиллерийской стрельбе. Открыв огонь из своих 356-мм орудий, они выпустили по противнику соответственно 210 и 87 снарядов, но не добились ни одного попадания. Этот инцидент вызвал серьезные размышления среди артиллерийских специалистов по поводу эффективности стрельбы из орудий главного калибра.
В конце марта вся четверка кораблей типа "Конго" покинула бухту Стерлинг на острове Целебес и в составе оперативного авианосного соединения начала новую операцию в Индийском океане, в ходе которой был совершен рейд на Коломбо и Тринкомали на острове Цейлон и были потоплены британские авианосец "Гермес" и два тяжелых крейсера "Корнуолл" и "Дорсетшир". После завершения операции линкоры вернулись в Японию.
После небольшой передышки все четыре корабля типа "Конго" в составе объединенного флота приняли участие в операции по захвату атолла Мидуэй в 1942 году. "Конго" и "Харуна" вошли в состав главных сил вторжения, а "Хией" и "Киришима" — в состав оперативного авианосного соединения. Однако военное счастье отвернулись от японцев: авианосное соединение попало под удар авиации американского флота, и в результате четыре лучших японских авианосца были потоплены бомбами американских палубных самолетов. Для линкоров типа "Конго" все обошлось благополучно: они избежали повреждений и вернулись в Метрополию.
Поражение у Мидуэя изменило ход войны в неблагоприятную для японцев сторону. Императорский флот, имевший до этого инициативу, отказался от наступательных действий и перешел к обороне. Неожиданная высадка американских войск на Гуадалканале запоздало подключила к ведению боевых действий японскую армию. Командование не колеблясь бросило в бой крупные силы авиации, армии и флота: бои за остров шли днем и ночью - - ожесточенное сражение развернулось на суше, в воздухе и на море.
Линкоры типа "Конго" также приняли участие в боях, развернувшихся вокруг "кровавого острова", их действия в водах Гуадалканала можно отметить как наиболее активные для кораблей этого класса. Попытки японцев усилить оборону острова путем доставки войсковых подразделений морем были по сути дела сведены на нет американской авиацией, потому командование флотом приняло решение хотя бы на время вывести из строя взлетно-посадочные полосы противника. Для достижения этой цели японский флот решил использовать 356-мм орудия быстроходных линкоров типа "Конго". Они должны были обстрелять главным калибром аэродром Гендерсон ночью, а затем на высокой скорости выйти из зоны действий американской авиации, прежде чем последняя успеет атаковать. В условиях господства неприятеля в воздухе операция представлялась весьма рискованной - рискованной еще и потому, что линкорам предстояло действовать в одиночку, без собственного воздушного прикрытия.
В середине октября 1942 года, накануне переброски крупных японских сил на остров, для осуществления задуманного рейда были привлечены "Конго" и "Харуна". В ночь на 13 октября эти корабли на высокой скорости вошли в прибрежные воды и в течение часа вели огонь главным калибром по аэродрому Гендерсон. Результат обстрела главным калибром и воздействия 920-ти выпущенных снарядов оказался даже более эффективным, чем ожидалось: большая часть аэродрома была разрушена, а приблизительно 2/3 из 80 самолетов уничтожены. Эта операция стала одной из самых ярких страниц в их биографии.
Несмотря на переход Японии к обороне, императорский флот оставался по-прежнему силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу. Ожесточенные схватки происходили на море между японскими и американскими соединениями. 26 октября 1942 года, менее чем через две недели после успешного рейда к Гуадалканалу у Соломоновых островов произошло сражение между авианосными соединениями противников. Японцам удалось потопить американский авианосец "Хорнет" и нанести тяжелые повреждения авианосцу "Энтерпрайз", не потеряв при этом ни одного своего корабля. Разделенные на две группы ("Конго" и "Харуна" в первой, "Хией" и "Киришима" во второй) также принимали участие в сражении.
Между тем оперативная обстановка вокруг Гуадалканала, вопреки всем усилиям японского командования восстановить свое положение на "кровавом острове", продолжала ухудшаться. Была запланирована очередная высадка на остров крупных подкреплений с тем, чтобы повернуть ход событий в пользу японской стороны, но для этого требовалось хотя бы частично снизить эффективность американской авиации в небе над островами, поэтому накануне проведения десантной операции "Хией" и "Киришима" получили приказ в очередной раз обстрелять аэродром Гендерсон. Однако на этот раз судьба не была столь благосклонна к японцам, нежели ранее.
Когда ночью 12 ноября оба линкора вошли в прибрежные воды Гуадалканала. они неожиданно натолкнулись на американские корабли. "Хией" флагманский корабль японского ударного соединения попал под сосредоточенный огонь неприятельских тяжелых крейсеров. Бронирование его башен, погребов, машинных и котельных отделений выдержали попадания американских снарядов, но случайный 203-мм снаряд, угодивший в рулевое управление, стал для корабля роковым.
Линкор вышел из строя в зоне действия американской авиации и с рассветом стал объектом авиационных атак, которые длились весь день. "Хией" получил несколько попаданий бомб и торпед, однако оставался на плаву. Видя, что спасти неуправляемый линкор не удастся, командование приняло решение его затопить, и с наступлением темноты он был добит торпедами своих же кораблей. "Хией" стал первым японским линкором, потопленным в этой войне.
Ночью 13 ноября два тяжелых и один легкий крейсера обстреляли аэродром Гендерсон, но безуспешно. Следующей ночью попытку обстрела аэродрома предприняли "Киришима" (который в бою 12 ноября не получил повреждений), а также два тяжелых крейсера. Однако в ходе выполнения операции этот отряд столкнулся с американской эскадрой, включавшей в себя линейные корабли "Вашингтон" и "Саут Дакота". Произошло первое боевое столкновение между линкорами обеих сторон. "Киришима" оказался не в состоянии противостоять новым 406-мм орудиям американских кораблей, и после того, как в него попало около десяти 406-мм снарядов, пошел на дно.
В итоге этих операций японцы не смогли доставить на остров подкрепления, и дела их в этом районе пошли все хуже и хуже. Эти неудачи стали поворотной точкой в боях за остров. В конце года японское командование отказалось от попыток усилить группировку своих войск на Гуадалканале. Обе стороны, изнуренные длительной и упорной борьбой, приступили к перегруппировке сил — наступило временное затишье.
"Конго" и "Харуна" вместе с другими кораблями в начале 1943 года вернулись в Метрополию для спешного ремонта и осмотра, поскольку не проходили докования с осени 1941 года. В это время на кораблях провели ряд модернизационных работ, главные из которых заключались в следующем:
- По бортам были установлены две спаренные 127-мм зенитные установки. Их общее количество увеличилось до двенадцати стволов.
- Установили десять спаренных 25-мм зенитных автоматов, увеличив их количество до четырнадцати, но вскоре число автоматов этого калибра достигло 34.
- На фок-мачте установили радары и их антенны: радар типа "21" для обнаружения воздушных целей и радар типа "22" для обнаружения надводных целей.
- Принимая во внимание, что причиной гибели в ноябре 1942 года "Хией" стало попадание неприятельских снарядов в рулевое отделение, усилили защиту кораблей в этом районе — прежнее рулевое отделение было разделено переборкой на два отсека, в одном из которых размещались механизмы привода руля, а в другом находился баллер руля. Каждый из отсеков защитили толстым слоем бетона, способного выдержать попадание 203-мм снаряда. Кроме этого, для подстраховки гидравлического привода руля был смонтирован дизель-привод, на случай выхода гидравлики из строя, а также комплект домкратов мощностью в 50 тонн на каждом борту — для поворота руля в случае заклинивания. — Для компенсации возросшего водоизмещения в результате отмеченных выше переделок сняли 152-мм орудия.
Поскольку главные силы японского флота в течение 1943 года оставались в относительном бездействии, восстанавливающие свою мощь "Конго" и "Харуна" в боях не участвовали. К 1944 году американское командование разработало план прорыва через цепочку островов в центральной части Тихого океана. Считая такие действия американцев очевидными, японское руководство поставило задачу воспрепятствовать замыслам противника, бросив в бой все наличные воздушные и морские силы.
Все началось в середине июня 1944 года, когда американцы высадились на один из Марианских островов — Сайпан. Несмотря на то что японская авиация и флот сражались с редким упорством и решимостью, сражение закончилось их полным поражением. Мощными американскими авианосными соединениями и подводными лодками были потоплены три авианосца и уничтожена большая часть береговой авиации японцев. Соотношение между японским и американским флотами стало не в пользу первого. Остатки императорского флота, включая неповрежденные "Конго" и "Харуна", в конце июня вернулись в базы.
Немедленно по возвращении домой "Конго" стал на очередную спешную модернизацию. В дополнение к уже установленным зенитным автоматам добавили еще 12 строенных и 24 одноствольных автомата, при этом общее их число достигло 94 стволов. На линкоре установили также радар типа "13" для обнаружения воздушных целей, а радар "22" усовершенствовали с тем, чтобы его можно было использовать для управления артиллерийским огнем. Все работы велись в лихорадочной спешке, поскольку объектом следующего удара американцев могли стать Филиппины, Формоза, Окинава и собственно Япония.
Сразу же по завершении модернизации "Конго" направили на якорную стоянку Линга, южнее Сингапура, где он начал интенсивные тренировки, готовясь к предстоящим сражениям с противником, причем в ходе боевой подготовки выяснилось, что сделанные усовершенствования радаров управления огнем оказались далеко не идеальными.
Когда в середине октября американцы высадились на остров Лейте на Филиппинских островах, японский флот, отражая вторжение, двинулся с севера и с юга, а береговая авиация совместно с армейской атаковала неприятеля с Филиппин и Формозы. Поскольку японцы были уже не способны к нанесению мощных ударов силами палубной авиации, ставку сделали па стремительный бросок надводных сил, включая "Конго" и "Харуна", в направлении на восток через цепочку островов, тогда как авианосное соединение должно было исполнить роль приманки и привлечь к себе внимание всех неприятельских авианосных групп, отвлекая их от главных сил флота.
Такая тактика принесла определенный успех. Когда надводные силы японцев ранним утром 25 октября 1944 года, двигаясь на восток, прошли через цепочку островов, то оказались внутри боевого порядка неприятельской авианосной группы, которую японцы так давно мечтали уничтожить. Однако, хотя японцы и определили американские авианосцы как тяжелые, на самом деле перед ними оказались эскортные авианосцы американского флота. В ходе последовавшего сражения японцы атаковали неприятеля. Используя свою высокую скорость, "Конго" и "Харуна" переместились в авангард эскадры для того, чтобы ввести в бой свои 356-мм орудия. Впервые за время войны эта пара кораблей открыла огонь своим главным калибром по кораблям противника.
Потопив один эскортный авианосец, японцы и сами понесли ощутимые потери, но для "Конго" бой сложился без каких-либо серьезных последствий. Несмотря на отчаянную борьбу, императорский флот не только не остановил вторжения американцев на остров Лейте, но, к тому же, понес невосполнимые потери. Большая часть остатков японского флота вернулась в бухту Брунея на острове Борнео.
Поскольку из-за роста интенсивности налетов американской авиации бухта Брунея перестала быть местом безопасного базирования японского флота, командование приняло решение возвратить остатки флота небольшими группами домой. "Конго" и "Харуна" в сопровождении эскорта эсминцев вышли в поход в Японию, по для "Конго" этот выход в море оказался последним. В ночь на 21 ноября 1944 года в северной части Формозского пролива его торпедировала американская подводная лодка "Силайон". В 5 ч 30 мин 21 ноября на корабле прогремел сильный взрыв, и "Конго" исчез в волнах.