"Конго"

 

Киль "Конго" заложили 17 января 1911 года на стапеле верфи "Виккерса" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строитель­ство линейного крейсера "Принцесс Роял" второго корабля типа "Лайон", который спусти­ли на воду через три месяца после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Конго" спустили на воду, и в течение нескольких меся­цев он достраивался, стоя борт о борт с "Прин­цесс Роял".

Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского, и уже через десять месяцев после сдачи британского корабля флоту - - 16 августа 1913 года он был достроен и передан заказчику. Достройка "Конго" прошла без препятствий, отчасти потому, что японские морские офицеры принимали участие в достро­ечных работах на "Принцесс Роял".

Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.

"Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсе­ров, три из которых строились на японских вер­фях. После вступления в строй "Конго" был за­числен в состав 1-й бригады линейных кораблей.

Вскоре после ввода корабля в строй нача­лась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее зна­чительным событием в жизни корабля на протя­жении всей войны. Больше он не принимал ак­тивного участия в боевых действиях.

Несколько позже — в разгар войны — бри­танский флот предложил своему азиатскому со­юзнику передать ему в аренду все четыре линей­ных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть со­всем иным.

После Ютландского боя английское ко­мандование просило отправить "Конго" в бри­танские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линей­ный крейсер прошел текущий ремонт.

В 1917-1918 годах корабль находился в со­ставе 3-й бригады линейных кораблей. После за­вершения войны и начала Вашингтонской кон­ференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в чис­ло кораблей предназначенных па разборку. Межвоенная служба прошла для корабля спо­койно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о пол­ной неготовности американского флота к ноч­ным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в кото­рый вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров. "Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентяб­ря 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация про­шла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После за­вершения работ корабль про­шел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в со­ставе соединения.

15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипны­ми кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им ко­мандовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предво­енного цикла учений 3-я диви­зия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии. Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Ма­лайского) соединения. Коман­довал им вице-адмирал Кондо.

2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят зна­менитый сигнал: "Начать вос­хождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Ки­тайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского со­единения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эс­минца). Соединение Кондо изменило курс и на­чало преследование. Утром 10 декабря к кораб­лям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были по­топлены авиацией.

 

Тактико-технические характеристики линейного крейсера «Конго»

Кораблестроительные элементы

На момент вступления в строй

После первой модернизации

После второй модернизации

Ввод в строй

Август 1913 г.

Март 1931 г.

Январь 1937 г.

Водоизмещение нормальное

27 500 т

 

 

Водоизмещение

26 330 т

29 330 т

32 156т

Водоизмещение полное

27 900 т

31 788 т

36610т

Длина наибольшая

215,18 м

215,18 м

222,50 м

Длина по ватерлинии

212,14 м

212,14 м

219,45 м

Ширина

28,04 м

29,33 м

29,33 м

Осадка наибольшая

8,24м

8,54 м

9, 47 м

Механизмы

Отопление котлов

Смешанное

Смешанное

Нефтяное

Котлов

36 «Ярроу»

6 уг. + 4 нефт.

8 нефтяных

Механизмы

4 ПТ «Парсонса»

4 ПТ «Парсонса»

ТЗА

Винтов

4

4

4

Мощность наибольшая

64 000 S HP

64 000 S HP

136000SHP

Скорость

27,5 узлов

28,9 узлов

30,3 узла

Дальность плавания

8000 (14) миль

9600 (14) миль

10000(14)

Топливо (уголь + мазут)

4200 + 1000 т

2661 + 3292 т

6330 т мазута

Артиллерия

8 356-мм/45-кал. орудий

+ 25 градусов

+ 43 градуса

+ 43 градуса

16 152-мм/50 кал. орудий

+ 15 градусов

+ 15 градусов

14 орудии; + 30

Зенитная артиллерия

7 80-мм/40-кал.

8 127-мм

Зенитные автоматы

20 25-мм

Торпедные аппараты

8 ТА

4 ТА

Сняты

Гидросамолеты

Отсутствуют

3

3

 

 

 

 

Офицеры + матросы

1221 (*)

69+ 1118«(*)

78+1364(*)

Весовые нагрузки

Броневая защита (**)

6502 т

10478 т. (*)

10 311 т

Вооружение

3812 т

3 962 т

5 443 т

Энергетическая установка

4750 т

3 943 т

2 737 т

* Личные приведены но кораблю «Харуна», однотипным с «Конго».

** По другим данным, вес бронирования для «Конго» соответственно составлял 16 502 тонны, 10 313 тонн н 10 732 тонны.

 

11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После сто­янки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высад­ки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего ох­ранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Кон­го" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако. После 3-х дневной стоянки переход на ос­тров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в ка­честве дальнего прикрытия сил вторжения в Гол­ландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 янва­ря "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й диви­зии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля сто­ял в Палау.

25 февраля "Конго" вместе со всеми одно­типными кораблями выходит в море. Они нахо­дятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была по­ставлена задача перерезать союзные коммуни­кации, а также сорвать эвакуацию с Явы. Зада­ча была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии лин­коров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й диви­зией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстре­лял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения бое­вых действий в Голландской Ост-Индии японс­кие корабли, в том числе и "Конго", были ото­званы на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.

Пока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Опера­ция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адми­рал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.

1 апреля корабли Императорс­кого флота находились южнее Су­матры. 4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала без­результатная атака британских са­молетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атакова­ла военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и на­нести большие повреждения инфра­структуре базы.

Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тя­желые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианос­цев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дор­сетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано са­молетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Кон­го" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских са­молетов было сбито. В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вра­жеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралий­ский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничто­жили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер. Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Ин­дийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апре­ля прибыли в Сингапур, и после короткой стоян­ки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.

В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов прини­мал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авиа­носца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север. Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, ко­торой не было, и в середине июня вернулся в Японию.

14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командую­щего 8-м флотом (флот Внешних Южных мо­рей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров.

Вторая половина июля прошла для кораб­ля в рутинной службе. В начале августа "Кон­го" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радио­локационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей). Работы были за­вершены 5 сентября. На следующий день "Кон­го" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентяб­ря прибыли в лагуну атолла Трук. После корот­кой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота. 14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбарди­ровщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о воз­вращении на Трук, он был выполнен 27 сентяб­ря. В период с 23 сентября по 11 октября "Кон­го" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на лин­коре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и уп­равления огнем).

В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначаль­но разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывате­лем и давали большое количество осколков. 12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы. 13 октября японские лин­коры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского ко­мандования. "Вскоре после полуночи на аэро­дроме услышали гудение маломощного наблю­дательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий не­мигающий свет ракеты с наблюдательного само­лета позволил летчику и японским наблюдате­лям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Ад­мирал и его флагманский артиллерист с расту­щим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.

Американские морские пехотинцы при­таились в своих "лисьих норах". В этом об­стреле было что-то необычное. Осколки снаря­дов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей." (Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).

Во время этого обстрела "Конго" израсхо­довал 435 (по другим данным, 430 снарядов глав­ного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь аме­риканских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполне­ния задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.

После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у остро­вов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров верну­лась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отме­чена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.

9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".

Вторую половину ноября и декабрь "Кон­го" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обста­новка на Гуадалканале ухудшилась, было приня­то решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществ­ляет прикрытие. 9 февраля после выполнения за­дачи флот вернулся в Трук.

15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эс­минец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм ка­зематных орудий, усилили малокалиберную зе­нитную артиллерию.

После прохождения короткого курса бое­вой подготовки линкор с середины апреля воз­вращается на Трук. В мае американцы высади­лись на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эс­кадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсе­ра "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая амери­канская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), ис­пользуя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обна­ружены радиолокационной станцией. Американ­ским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Япо­нии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день кораб­ли прибыли в Иокосуку. (По некоторым дан­ным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).

После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен амери­канцами.

В мае, воспользовавшись затишьем, япон­цы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены амери­канской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авиано­сец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благо­получно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.

До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соедине­ния. Японские корабли дошли до островов Брау­на и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и бе­рут курс на атолл Эниветок - их цель перехва­тить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.

Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминца­ми, осуществляют переход в Сасебо. По прибы­тии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море. 8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта япон­ские корабли были обнаружены подводной лод­кой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Лин­нга-Роудз. После прибытия линкор принял уча­стие в маневрах вместе с авианосным соедине­нием вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вер­нулись в Линнга-Роудз.

11 мая "Конго" в составе Подвижного фло­та (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение сто­яло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авиа­носцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), лег­кий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие кораб­ли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.

22 июня 1944 года "Конго" в составе соеди­нения прибыл на Окинаву, после пополнения за­пасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различ­ные грузы и военнослужащие армии. Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транс­портов, грузы на военных кораблях имели боль­ше шансов попасть в пункт назначения.

8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости нахо­дилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вско­ре все корабли благополучно прибыли на Оки­наву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила пере­ход с Окинавы в Манилу.

Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лод­ка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц ко­рабль в составе флота занимался боевой подго­товкой, которую сильно ограничивали запасы топлива. В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), про­ведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота за­канчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были раз­работаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.

С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эс­минцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро". 23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы амери­канскими подводными лодками, которые пото­пили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были по­вреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.

В ночь с 24 на 25 октября корабли Импера­торского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии оши­бок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эс­кортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он по­лучил попадание 15127-мм снарядов в надстрой­ки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопровож­дался потерями. 28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был по­полнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставив­шие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 нояб­ря в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато". 16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейс­кой авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли ли­нейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.

Первые дни перехода прошли без происше­ствий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских остро­вов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.

21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской под­водной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была на­звана в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была пре­красной. Командир подводной лодки начал пре­следование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяже­лых крейсера и 2 линкора.

Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (амери­канцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала пор­титься, но преследование продолжалось.

В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установ­лена глубина хода торпед — 8 футов и через не­сколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов. После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппара­тов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники за­фиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.

Положение "Конго" было тяжелым, зато­пило котельные отделения № 6 и № 8, креп дос­тигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение раздели­лось на две части — "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С по­врежденным "Конго" остались два эсминца.

"Конго" продолжал двигаться со скорос­тью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" ос­тановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской под­водной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался силь­ный взрыв и отметка пропала с экранов радио­локационной станции. Японский линейный ко­рабль затонул после взрыва погребов боезапаса. Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии лин­коров и командир корабля. Эсминцы подобра­ли в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.

Место гибели "Конго", — точка с коорди­натами 26°09'N,121°23'E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.

 

Действия подводной лодки «Силайон 2» против линейного корабля «Конго»

(Из книги Т. Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне". Пер. с англ. Издательство «Иностранная литература». Москва, 1957. С. 356-359.)

 

В конце ноября американские подводные лодки вы­нуждены были проявлять большую настойчивость, чтобы найти японские военные корабли. Все реже и реже круп­ные корабли встречались в районе Голландской Ост-Ин­дии и Южно-Китайском море. Предполагалось, что в водах около острова Лусон еще будут боевые действия, посколь­ку японские армия и флот пытались удержаться на север­ном побережье Филиппинских островов. Но самыми луч­шими районами боевых действий в это время были воды острова Формоза и Восточно-Китайского моря. Как уже было сказано, уцелевшие корабли 2-го японского флота, за исключением тех, которые остались в Сингапуре, по­спешно устремились на север от порта Бруней. Во главе шел сверхтяжелый линейный корабль «Ямато» и линейные корабли «Нагато», «Конго» и «Харуна». Самый безопасный путь для них лежал через Формозский пролив и Восточно-Китайское море — путь, который в свое время связывал империю с завоеванными ею южными территориями.

Район между Формозой и Кюсю был опасен для аме­риканских подводных лодок. На подступах к северной час­ти Восточно-Китайского моря американские подводные лодки Тихоокеанского флота патрулировали уже давно. Они блокировали остров Кюсю и перерезали торговые пути, ведущие в Шанхай. Южный вход в Формозский пролив ох­ранялся подводными лодками, действовавшими против конвоев. Реже американские подводные лодки действова­ли в южной части Восточно-Китайского моря, в водах, омы­вающих северное побережье Формозы. Доступ в эти воды был затруднителен. К западу от этого района лежали бе­рега Китая, находившиеся в руках японцев. К востоку от него имелось огромное минное поле, простиравшееся по­чти на всем пути от Формозы до острова Кюсю. Попав од­нажды в южные широты Восточно-Китайского моря, под­водная лодка оказалась зажатой между береговой линией на западе и минными полями на востоке. Этот район от­нюдь не был самым удобным местом для боевых действий. Но, как уже отмечалось, через этот район японские линей­ные корабли, вероятно, должны были возвращаться в свои воды. Чтобы перехватить их, в южные широты Восточно-Китайского моря направили подводную лодку «Силайон 2».

1 ноября «Силайон 2» покинула Перл-Харбор, от­правляясь в третий боевой поход. Ее предыдущий успех, несомненно, повлиял на новое назначение в этот опас­ный район. Во время своего первого похода в июне-июле благодаря умелым действиям она потопила четыре грузо­вых судна, а в следующий выход в августе-сентябре по­топила минный заградитель и два грузопассажирских суд­на общим тоннажем 19000 т. Команда подводной лодки и ее командир были как раз такими подводниками, которым можно было поручить проведение любой операции. До этого времени американские подводные лодки топили японские корабли всех классов, за исключением линей­ных кораблей. Но они все же сумели повредить один или два линейных корабля. Что же могло помешать им теперь потопить и линейный корабль? 21 ноября в 0 час. 20 мин. «Силайон 2» патрулировала в надводном положении в 40 милях к северу от Формозы и в Восточно-Китайском море. Командиру лодки доложили об обнаружении противника при помощи радара: «Две цели по очертаниям походят на линейные корабли, а две другие напоминают тяжелые крейсера! Корабли идут курсом 0° Скорость 16 узлов. Идут постоянным курсом!»

Командир приказал дать самый полный ход вперед. Ночь была безлунной, волнение на море прекратилось, и на дистанции 1400 м видимость была хорошая. Судя по очертаниям на экране радарной установки, лодка встрети­ла оперативное соединение. Корабль, который по размеру походил на крейсер, шел во главе колонны. За ним следо­вали два линейных корабля. Последним шел еще один крей­сер. С левого борта линейные корабли охранялись крейсе­ром и эскадренным миноносцем. С правого —двумя эс­кадренными миноносцами.

Подводная лодка шла на сближение в надводном положении, используя радар. Обычно подводные лодки пользовались радарами при ночном подводном сближении с торговыми судами противника и добивались при этом прекрасных результатов. Но другое дело, идти на сближе­ние с оперативным соединением. Несомненно, на воен­ных кораблях все время велось бдительное радарное на­блюдение, и преждевременное обнаружение заставило бы подводную лодку отказаться от атаки, погрузиться, уйти на глубину и оставаться там до тех пор, пока линейные кораб­ли и их охрана не ушли бы из этого района. Однако, если бы ей удалось подойти незамеченной и предпринять нео­жиданную атаку, она могла нанести несколько ударов, преж­де чем охранение заставило бы ее уйти на глубину.

Определяя курс, командир лодки решил, что япон­ские корабли направляются в Сасэбо. Несомненно, это был один из отрядов кораблей, принимавших участие в бою за залив Лейте; теперь он направлялся к своим бе­регам залечивать раны. «Силайон 2» взяла курс на запад и начала атаку.

В 1 ч 46 мин она была с правого борта почти на тра­верзе корабля противника. Через час «Силайон 2» вышла в голову, кораблей и командир решил атаковать второй ко­рабль в колонне, то есть ближайший линейный корабль. Пока лодка маневрировала, занимая боевую позицию, го­ловной крейсер прошел мимо. Затем появился эскадрен­ный миноносец охранения, который мог помешать атаке. Его силуэт, смутно различаемый с мостика, был первым зрительным контактом с оперативным соединением про­тивника; до этого момента сближение проводилось только при помощи радара. Эскадренный миноносец, находивший­ся на дистанции 1600 м, оказался неожиданной помехой. Опасаясь, что он заслонит линейный корабль на линии огня, командир лодки приказал установить электрические тор­педы на глубину хода 2,5 м.

Во время сближения команда подводной лодки на­ходилась в приподнятом настроении в ожидании атаки про­тив японского линейного корабля. Но теперь, когда лодка была близка к цели, настроение несколько упало. На эту одинокую подводную лодку могли обрушить свой огонь во­семь 354-мм, восемь 165-мм и четыре 127-мм орудия, а также два торпедных аппарата. Кроме того, на подвод­ную лодку могла обрушиться вся огневая мощь еще одно­го линейного корабля, двух крейсеров и трех эскадрен­ных миноносцев.

В 2 ч 56 мин, когда эскадренный миноносец прошел линию прицеливания, командир лодки выпустил по линей­ному кораблю с дистанции 2750 м шесть торпед из носо­вых торпедных аппаратов. После того как последняя тор­педа была выпущена, командир развернул лодку вправо, и ее кормовые торпедные аппараты оказались направлен­ными на второй линейный корабль, который шел в кильва­тер первому. В 2 ч 59 мин с дистанции 2850 м был произ­веден залп тремя торпедами по второму кораблю.

Через 60 сек с мостика подводной лодки был заме­чен взрыв трех торпед, выпущенных в первый линейный корабль. Секундой позже было установлено, что одна тор­педа попала и во вторую цель.

В это время противник был за кормой у лодки, и она на предельной скорости стала уходить на запад. Между тем японские эскадренные миноносцы начали поиск лодки в восточном направлении. Вдали были слышны глухие раз­рывы глубинных бомб. В 3 ч 10 мин «Силайон 2» находи­лась на расстоянии 7200 м к западу от японского опера­тивного соединения. Командир лодки приказал замедлить ход и следовать параллельно курсу противника, перезаря­жая торпедные аппараты.

Корабли противника шли со скоростью 18 узлов, и командир лодки сожалел, что торпеды выпущены с уста­новкой на глубину хода 2,5 м. Очевидно, торпеды только повредили броневой пояс линейных кораблей; необходи­мо было провести новую атаку. Это было нелегко сделать, когда цели двигались со скоростью 18 узлов. Кроме того, положение подводной лодки осложнялось еще и тем, что поднялся сильный ветер, вода перекатывалась через мостик и попадала в центральный пост через люк боевой руб­ки; следовало бы идти с меньшей скоростью, но это не обес­печивало сближение с противником. Лодка шла на предель­ной скорости, но вскоре ее пришлось несколько снизить, так как дизели уже не могли выдерживать такой нагрузки. Теперь скорость равнялась 17 узлам. Чтобы поддерживать ее постоянной, приходилось все время давать воздух в балластные цистерны, предотвращая заполнение их водой, в противном случае увеличивалась осадка лодки и скорость могла резко снизиться.

Долго такое напряжение выдерживать было нельзя, необходима была какая-то пауза, и она наступила в 4 ч 50 мин. Как раз в этот момент корабли противника начали раз­деляться на две группы. Крейсер, линейный корабль и еще один крейсер в кильватерной колонне выдвинулись впе­ред. Вторая группа в составе двух эскадренных минонос­цев и линейного корабля двигалась за первой колонной со скоростью 12 узлов. Это было весьма кстати. Подводная лодка могла снова атаковать, если бы ей удалось подойти незамеченной к противнику. Она вновь стала заходить в голову колонны, борясь с нараставшим штормом.

К 5 ч 12 мин «Силайон 2» заняла позицию. Коман­дир приказал снизить скорость, а затем развернул лодку для атаки. Линейный корабль и сопровождающие его эс­кадренные миноносцы застопорили ход. Дистанция до них составляла 15500 м. Команда подводной лодки пыталась представить себе, что видят офицеры, находящиеся на мо­стике. Все знали, что лодка снова преследует линейный корабль, что она уже обошла цель и что скоро должна на­чаться атака.

И вот атака началась. Вскоре раздался страшный взрыв. Свет пламени проник в рубку. Затем налетела взрыв­ная волна, от которой захватило дыхание и которая накры­ла лодку словно вакуумным колпаком. Лодка содрогнулась, как будто ее встряхнули гигантской рукой. Затем наступи­ла тишина. Команда с напряженным вниманием ожидала сообщений с мостика. Прошло 30 сек, многое было пере­думано за это время. Представилась картина — на лодку наведены орудийные башни линейного корабля. Взрыв и пламя, казалось, подтверждали, что по лодке был уже дан первый орудийный залп, второй может накрыть цель. На­конец, с мостика крикнули: «Поврежденный нами линей­ный корабль взорвался!»

Командир подводной лодки описывал позже этот эпизод следующим образом: «Мы стояли на мостике в бур­ную непроглядную ночь, лодка разрезала большие волны. Затем неожиданно появилось огромное пламя. Оно осве­тило море на несколько миль вокруг. Так же внезапно ко­рабль затонул, и снова наступила полнейшая темнота». Пос­ле залпа подводная лодка направилась параллельным кур­сом, пытаясь зайти в голову уходящим на север кораблям. Но плохая погода мешала идти полным ходом, и лодка была вынуждена прекратить преследование, так как волны за­ливали мостик и вода через открытый рубочный люк про­никала в боевую рубку и центральный пост, вызывая корот­кое замыкание в электросети.

Подводной лодкой «Силайон 2» был потоплен линей­ный корабль «Конго» водоизмещением 31000 т. Послево­енные данные подтвердили факт потопления «Конго». Вы­яснилось и другое обстоятельство. Одна из торпед, выпу­щенных из кормовых аппаратов «Силайон 2», попала не в линейный корабль, а в эскадренный миноносец «Уракадзе», который также затонул.

Но, чтобы прославиться, вполне достаточно было и одного линейного корабля. Потопив «Конго», командир подводной лодки и его команда уничтожили один из самых мощных японских военных кораблей на Тихом океане.