"Харуна"

 

Линейный крейсер "Харуна" заложен 16 марта 1912 года на верфи Кавасаки в Кобе, спущен на воду 14 декабря 1913 года, вступил в строй 19 апреля 1915 года. После прохождения испытаний зачислен в состав 1-й дивизии лин­коров, в 1916-17 годах находился в составе 3-й дивизии. В годы первой мировой войны патрулировал в Тихом океане, разыскивая немецкие рейдеры.

В 1917 году линейный крейсер подорвался на мине, поставленной немецким вспомогатель­ным крейсером "Вольф" (капитан 2 ранга Нергер) в юго-западной части Тихого океана. "Ха­руна" благополучно добрался до ближайшего порта, затем перешел в Японию. После заверше­ния восстановительных работ вернулся в строй флота. После первой мировой войны для кораб­ля начался период рутинной службы. Его экипаж проходил боевую подготовку.

В сентябре 1920 года во время очередной учебной стрельбы в одном из орудий башни № 1 преждевременно сработал взрыватель. Орудие разорвало, взрыв вскрыл крышу башни, 7 чело­век убило, в том числе и командира башни, 8 тя­жело ранило. После восстановительного ремон­та "Харуна" вернулся в строй. В дальнейшем межвоенная служба прошла без происшествий. Как и остальные корабли этого типа, линкор прошел несколько модернизаций.

1941 г. застал "Харуна" в составе 3-й диви­зии линкоров вице-адмирала Микавы. В ноябре 1941 года корабль вошел в состав 2-го флота вице-адмирала Кондо. 29 ноября-1 декабря со­стоялся переход из Метрополии в Мако (Пескадорские острова). 2 декабря на корабле получи­ли радиограмму о начале военных действий. 8 декабря "Харуна" в составе соединения покида­ет Мако и идет в Южно-Китайское море для прикрытия десантных операций.

После нападения на Перл-Харбор угроза со стороны американского флота исчезла, но еще оставалось британское соединение "Z". 9-10 декабря линкор вместе с "Конго" и другими ко­раблями японского флота преследовал вражес­кие соединения. Но "Принс оф Уэльс" и "Рипалс" были потоплены авиацией.

11 декабря корабли Императорского фло­та прибыли в бухту Камрань (Индоки­тай). С 14 по 17 декабря "Харуна" нахо­дился в море, осуществляя дальнее прикрытие второго Малайского конвоя. После выполнения задачи соединение вернулось в Камрань, простояв в этой базе с 17 по 20 декабря. Затем корабль в составе соединения прикрывал высадку в заливе Лингаен (Филиппины), патрули­ровал у побережья Лузона с 21 по 24 де­кабря и вновь вернулся в Камрань для встречи нового 1942 года.

8 января 1942 года прошел межбазо­вый переход из Камрани в Мако, куда прибыли 11 января, и через три дня кораб­ли ушли на остров Палау (Каролинские острова). С 21 по 25 января "Харуна" прикрывала авиационный налет на Амбон, затем выполнив несколько боевых заданий, 16 февраля прибыла в Палау для прикрытия рейда авианос­ного соединения на Порт-Дарвин (Австралия).

В конце февраля и начале марта "Харуна" прикрывал десантные операции в Индонезии, 7 марта вместе с "Конго" и 2-я эсминцами обстре­лял остров Рождества и 14 марта прибыл в Старинг Бэй (остров Целебес). Операция в Голландс­ких колониях была успешно завершена. Экипажи после трех месяцев непрерывных пла­ваний получили короткий отдых.

С 26 марта по 11 апреля "Харуна" участво­вала в знаменитом рейде в Индийский океан. После стояки в Сингапуре соединение ушло в Японию, прибыв 23 апреля на рейд Хасирадзамы. В конце апреля - в начале мая корабль про­шел текущий ремонт, модернизацию и докование. 1 мая командир линкора капитан 1 ранга Такама был произведен в контр-адмиралы. Пос­ле окончания работ "Харуна" принял участие в маневрах Объединенного флота, вернувшись 23 мая на рейд Хасирадзимы. Линкор на время опе­рации Ml (вторжение на Мидуэй) вошел в состав авианосного Ударного соединения вице-адмира­ла Т. Нагумо. В него также входили авианосцы "Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю", линкор "Киришима", крейсера "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Нагара" и 11 эсминцев. 27 мая это со­единение вышло в море. Переход проходил в тя­желых погодных условиях шторма и плохой ви­димости.

4 июня 1942 года "Харуна" принял участие в сражении.

В 4 ч 30 мин утра с катапульты линейного корабля стартовал самолет-разведчик, перед ко­торым была поставлена сверхважная задача по­иска вражеского авианосного соединения.

В 8 ч 17 мин "Харуна" и "Киришима" были атакованы 10-ю устаревшими пикирующи­ми бомбардировщиками "Виндикейтор". Моло­дым летчикам морской пехоты удалось добиться всего двух близких разрывов у борта "Харуна". Он получил незначительные повреждения корпу­са в кормовой части, но сотрясением заклинило дальномер главного калибра. После атаки аме­риканских палубных пикировщиков "Харуна" оказывал помощь горящему авианосцу "Kara".

В 16 ч 9 мин корабль был атакован тяже­лыми бомбардировщиками "Б-17", но потерь и повреждений не получил.

В 17 ч 7 мин линкор был выбран для атаки двух пикирующих бомбардировщиков "Донтлесс" с авианосца "Йорктаун" (CV-5). Попаданий и повреждений не было.

В 18 ч 26 мин, когда "Харуна" оказывал помощь поврежденному авианосцу "Хирю", был атакован бомбардировщиками "Б-17". 5 июня остатки авиационного соединения присоедини­лись к главным силам. "Харуна" вел за собой все 11 эсминцев. Днем с них были пересажены уце­левшие моряки с потопленных авианосцев. 14 июня корабли прибыли в Японию.

20 июня командование линкором принял капитан 1 ранга Ишии, контр-адмирал Такома ушел на повышение, он получил дивизию эс­минцев.

14 июля 1942 года "Харуна" передали в со­став 2-го флота, вместе с однотипным "Конго". Так была сформирована 3-я дивизия линкоров контр-адмирала Т. Курита. В первых числах ав­густа линкор прибыл в Куре, где был проведен ремонт боевых повреждений, модернизационные работы и докование. Работы завершили 5 сен­тября, а 6 сентября из Куре выходят оба линкора 3-й дивизии и 2 эсминца. 10 сентября они прибы­ли на Трук и в тот же день выходят в море — ко­рабли Второго и Третьего флота патрулируют у-Соломоновых островов. Встречи с противником не было, и 23 сентября они вернулись на Трук. В первую неделю октября силами рабочих местной верфи па корабле установили радиолокацион­ную станцию "Тип-22".

11-14 октября "Харуна" участвовал в опе­рации против аэродрома Гендерсон на Гуадалканале. Расход боезапаса составил 438 снарядов главного калибра и 21 противоминного калибра. Затем состоялось патрулирование акватории Со­ломоновых островов. 26 октября корабль уча­ствовал в сражении у Санта-Круз. "Харуна" от­ражал авианалеты, повреждений не получил и 30 октября вернулся на Трук. В ноябре "Харуна" и "Конго" патрулировали, осуществляя прикры­тие очередной операции по обстрелу аэродрома Гендерсон. В разразившемся двухдневном сра­жении погибли "Хией" и "Киришима". 17 нояб­ря "Харуна" вернулась на Трук. До конца 1942 года линкор в море не выходил. Перед новым го­дом императорская ставка приняла решение эва­куировать войска с острова Гуадалканал, и в ян­варе линкор в составе соединения прикрывал эвакуацию.

При столь напряженном использовании кораблей "Харуна" и "Конго" требовался ре­монт. 15 февраля в море из лагуны Трука вышли оба линейных корабля, гидроавиатранспорт "Ниссин" и эсминец "Сигуре" и 20 февраля при­были в Куре. "Харуна" становится к стенке мест­ного завода, и на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов и ряд модернизационных работ: демонтировали 6 152-мм орудий, усилили бронирование в районах румпельного отделе­ния, усилили противовоздушную оборону 25-мм зенитными автоматами, установили радиолока­ционную станцию "Тип-21" (обнаружение воз­душных и морских целей). Работы завершили 31 марта, и 1 апреля "Харуна" и "Конго" уходят на Трук, куда прибыли 6 апреля. Весь апрель лин­кор простоял в лагуне. 1 мая командир корабля был произведен в контр-адмиралы.

Во второй половине мая положение япон­цев на Алеутских островах резко ухудшилось. Поэтому часть кораблей из Трука перебросили в Метрополию, там было сформировано мощное соединение. После падения гарнизона на острове Атту контрудар был отменен.

В мае "Харуна" проходит небольшой теку­щий ремонт. В первой половине июня были про­ведены учения флота, и после их завершения произошла очередная смена командиров. Контр-адмирал Ишии был назначен начальником шта­ба военно-морской базы Сасебо. 16 июня из Иокосуки в море выходит соединение Импера­торского флота (линкоры "Харуна", "Конго", авианосцы "Рюдзе", "Унье", "Тиё", тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя"). и несмотря на атаки американских подводных лодок, корабли 21 июня благополучно прибыли па Трук. "Харуна" простоял в лагуне до середины сентября.

18-25 сентября состоялся выход в составе соединения на перехват американских авианос­цев, атаковавших острова Тараву. Маки и Абемаму. Следующий выход в море прошел с 17 по 26 октября. На этот раз для перехвата американ­ских авианосцев, атаковавших атолл Уэйк. Но­ябрь и часть декабря линкор простоял в лагуне Трука. 11 декабря в море выходят линкоры "Конго", "Харуна" в охранении двух эсминцев. 16 декабря корабли прибыли в Сасебо. Там ко­рабль прошел ремонт с докованием, а затем курс боевой подготовки во внутреннем Японском море. 25 января 1944 года произошла очередная смена командиров — капитана 1 ранга Моришита назначили командиром линкора "Ямато". Его место занял капитан 1 ранга Шигенага.

8-14 марта линкор перешел в Липта-Роудз и зачислен в состав второго ударного соедине­ния мобильного флота. Весна 1944 года прошла для "Харуна" спокойно, состоялись только меж­базовые переходы и редкие выходы в море на учения. В июне 1944 года Императорский флот начал операцию "А", приведшую к первой битве в Филиппинском море.

20 июня линкоры "Конго", "Харуна" и авианосец "Тийода" были атакованы палубны­ми пикировщиками "Хэллдайвер" и торпедонос­цами "Авенджер".

Четыре "Хеллдайвера" с авианосца "Кэбот" (CV-28) атаковали "Харуна". Несколько бомб взорвались у башни № 4 и на палубе юта. Часть бомб взорвалась у борта. От сотрясения разош­лись швы в обшивке борта, вода начала посту­пать в корпус корабля, затопив зарядный по­греб. Скорость хода упала до 27 узлов. Потери экипажа составили 15 убитых, но было много раненых. Во время этого сражения японский флот потерял три авианосца.

После боя "Харуна" зашел в Окинаву, пе­редал часть топлива на эсминцы и затем ушел в Метрополию. В период с 24 июня по 16 августа линкор находился в Сасебо. Силами местной верфи были отремонтированы боевые поврежде­ния, проведено докование, установлены 25-мм автоматы и радиолокационная станция "Тип-13". После завершения работ на борт погрузили ящики и контейнеры, в которых находилась ра­диолокационная станция "Тип 13" для одного из кораблей 2-го флота. 15 августа "Харуна" вышел из Сасебо эскортируемый тремя эсминцами.

18 августа в 0 ч 24 мин соединение было обнаружено американской подводной лодкой "Сейлфиш" (SS-192). Используя радиолокацион­ную станцию, подводная лодка заняла удобную позицию для атаки ив 14 ч 35 мин произвела четырехторпедный залп по "Харуна". Но торпеды цель не поразили, и 21 августа линкор прибыл в Сингапур с ценнейшим грузом. На следующий день "Харуна" ушел в Липта-Роудз на встречу с "Конго", простояв там целых 2 месяца. 15 октяб­ря командира линкора произвели в контр-адми­ралы. 18-20 октября прошел переход в бухту Бру­ней (остров Борнео).

Когда американцы высаживались на Филип­пинах, в противодесантной операции был задей­ствован весь Императорский флот. "Харуна" во­шел в состав самого мощного центрального соединения вице-адмирала Т. Курита. В период с 22 по 27 октября японский флот был разгромлен. Но "Харуна" вновь повезло, он отделался лишь легкими повреждениями. 24 октября в линкор по­пали 2 бомбы. 28 октября он вернулся в Бруней. 6 ноября в бухту прибыл легкий крейсер "Кисо". со­провождаемый двумя эсминцами, он доставил для "Харуна" боезапас.

8-11 ноября "Харуна" вышел в море вместе со всеми уцелевшими кораблями для прикрытия прорыва небольшого соединения в Манилу. 15 ноября в состав 3-й дивизии был включен линей­ный корабль "Нагато". 16 ноября корабли в бух­те Брунее были атакованы американской авиа­цией. После налета часть кораблей ушла в Метрополию, но на рейде остались "Харуна" и крейсера "Асигара", "Хагуро", "Ойодо". 17-18 ноября они ушли в Спратли Айленд. Там уже на­ходились линкоры-авианосцы "Исе" и "Хьюга" и экспериментальный эсминец "Самотсуки". С этих кораблей разгружались грузы и войска, вы­водимые из Манилы. Вскоре в эту бухту прибы­ли эсминцы, и на одном из них находился коман­дующий 5-м флотом вице-адмирал Сима. Он перенес свой флаг на крейсер "Асигара".

20-22 ноября соединение перешло в Линнга-Роудз, но при постановке на якорь "Харуна" коснулся рифа. Были серьезно повреждены про­тивоминные були, и кораблю требовался ремонт на одном из заводов Метрополии. Для этого 28-29 ноября "Харуна" перешел в Сингапур, оттуда в Мако (Пескадорские острова), под охранением эсминцев, и в японские воды.

1 декабря в 22 ч 13 мин оператор радиоло­кационной станции американской подводной лодки "Кавелла" (SS-244) обнаружил отметку цели — лодка начала сближение. После полуночи цель опознали как линейный корабль, и ко­мандир принял решение атаковать его из под­водного положения. Лодка произвела шеститорпедный залп, но удача в очередной раз была с "Харуна" - попаданий не было.

4 декабря соединение атаковал самолет "Б-17", бомбы цель также не поразили, и 6 декабря линкор прибыл в Мако. Там сформировали соедине­ние, в него вошел авианосец "Дзунье" (на его борту нахо­дилось 200 уцелевших моря­ков с линкора "Мусаси"), "Харуна", два эсминца, один эскортный миноносец. 8-9 де­кабря во время перехода ко­рабли атаковала американс­кая "волчья стая", и лодка "'Редфиш"(88-395) потопила "Дзунье" и повредила эскортный миноносец. 10 декабря остатки соединения прибыли в Сасебо, 12 декабря в Куре. 20 декабря капитан 1 ранга Йошимура занял пост коман­дира "Харуны".

В первый день нового 1945 года все боеспособные ко­рабли Императорского флота были сведены в так называе­мый 2-й флот, которым коман­довал вице-адмирал Ито. "Харуна" был зачис­лен в 1-ю дивизию линейных кораблей, но 10 февраля 1945 года это соединение расформиро­вали и корабль отныне находился в распоряже­нии военно-морской базы в Куре.

В марте 1945 года нефтяной кризис в Им­перии достиг апогея, поэтому приняли решение о том, что "Харуна" в ближайшее время в бое­вых действиях принимать участия не будет. 19 марта 1945 года корабль, находившийся у остро­ва Это Джема, был атакован американской па­лубной авиацией. В цель попала одна бомба по правому борту в районе носовой надстройки ближе к корме.

22 июня 1945 года состоялся налет 126 бом­бардировщиков "Б-17" с Тиниана. "Харуна" по­лучил одно бомбовое попадание. 24 июля оче­редной налет палубной авиации. Повреждения "Харуна" оказались незначительными. 28 июля американская авианосная авиация продолжала операцию по нейтрализации остатков Импера­торского флота. Налеты продолжались с 8 ч 00 мин до 17ч 00 мин. "Харуна" получил множе­ство бомбовых попаданий, в 16 ч 16 мин сел на дно. Потери экипажа составили 65 человек.

25 ноября 1945 года корабль исключили из списков флота.

В 1946 году его корпус разобрали в Хариме.

 

Состояние линейного корабля "Харуна" в период с 19 марта по 28 июля 1945 г.

 

Вследствие крупных разрушений, причиненных мно­гочисленными прямыми попаданиями и близко упавшими бомбами, корабль принял много воды и сел на грунт.

Размеры спасательных работ.

Все вооружение и оборудование, к которому было легко добраться, снято с корабля, и корабль покинут.

Подробности налетов.

а) Налет 19 марта.

15 авианосных самолетов произвели налет на ли­нейный корабль «Харуна». Корабль получил одно попадание в кормовую часть правого крыла мостика, которое при­чинило только легкое повреждение.

б) Налет 22 июня.

8 бомбардировщиков типа «Б-24» произвели налет на линейный корабль. Он получил одно прямое попадание в кормовую часть левого борта, причинившее незначитель­ное повреждение.

в) Налет 24 июля.

Более 10 авианосных самолетов («Грумман») про­извели налет, в результате которого имелось одно попада­ние бомбы в кормовую часть левого борта, причинившее незначительное повреждение.

г) Налет 28 июля.

Авианосные самолеты («Грумман») с 08 ч 00 мин до 17 ч 00 мин непрерывно производили налеты на линейный корабль. В 13 ч 00 мин самолеты «Б-24» также произвели налет, но не добились попадания. Линейный корабль полу­чил много прямых попаданий, большое количество бомб упало вблизи корабля, и сразу же после налета личный со­став покинул корабль.

5. Общие замечания.

Атаки 28 июля были сосредоточены против линейного корабля «Харуна». Корабль получил много прямых попада­ний, и большое количество бомб упало вблизи корабля. Все это привело к уничтожению запаса плавучести в неброниро­ванных частях. С увеличением количества воды, принятой кораблем (вода начала поступать также через бомбовые про­боины на верхней палубе), «Харуна» быстро погрузился.

Командир корабля капитан 1 ранга Йосимура.