Дальнейшее развитие линейных крейсеров в Японском флоте

 

Линейные крейсера типа "Конго" стали первыми и последними представителями в японс­ком флоте этого класса кораблей, но это не озна­чало, что конструкторы прекратили работу по дальнейшему их проектированию. В годы первой мировой войны Япония находилась на стороне Антанты, но активного участия в боевых действи­ях не принимала. Поэтому у японских адмиралов и кораблестроителей было время обдумать даль­нейшие планы. При первом же взгляде уже тогда становилось ясно, что их основными соперника­ми в Тихом океане в будущем станут Соединен­ные штаты Америки.

29 августа 1916 года Конгресс Соединенных штатов принял план развития военно-морского флота. В следующие 10 лет в США планировали построить 10 линейных кораблей, 6 линейных крейсеров, 10 легких крейсеров, 270 эсминцев и 84 подводные лодки. Эта программа очень обес­покоила практически все ведущие морские держа­вы. В особенности Великобританию и Японию.

"Владычица морей", активно участвовав­шая в войне, ничего не могла противопоставить этой грандиозной программе. Иначе обстояло дело в Японии, и уже существовавшую программу пересмотрели в сторону увеличения. В результате появилась знаменитая программа "8—8".

В 1916-1928 годах в состав Императорского флота должны были войти 8 линкоров, 8 линей­ных крейсеров, 34 легких крейсера, 77 эсминцев и

30 океанских подводных лодок. 8 проектировав­шихся линейных крейсеров относились к двум ти­пам: тип "Амаги" и тип "№ 13".

 

Тип "Амаги"

 

Проект разработан известным японским конструктором Хирагой в 1919 году и получил обозначение "В-64". Он представил увеличенную версию линейного корабля типа "Kara", строив­шегося по той же программе. Основные отличия от прототипа стали традиционные для линейного крейсера: уменьшение толщины бронирования, а новинкой - - турбоэлектрическая установка. По предварительным расчетам мощность механизмов должна составить 105000 л.с., скорость хода 28 уз­лов, дальность плавания 9600 миль со скоростью 14 узлов. Но позже вернулись к обычной турбин­ной установке.

Основные характеристики проекта были следующими:

Водоизмещение: 41217 т (нормальное), 47000 т (в полном грузу).

Размерения: длина 251,8 м (наибольшая), 250 м (между перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,5 м.

Бронирование: пояс 254 мм, скосы имели на­клон 12°, переборки толщину 73 мм, барбеты 280-229 мм, боевая рубка 356-76 мм, палуба 98 мм.

Механизмы: 4 турбины Тихон (по другим данным Гихетсу-Хомбу) с зубчатой передачей, 19 котлов Кампон (11 нефтяных, 8 смешанных). Мощность механизмов 131200 л.с., скорость хода 30 узлов. Запас топлива 3900 т (нефти), 2500 т (угля), расчетная дальность плавания 8000 миль со ско­ростью 14 узлов.

Вооружение: 10 406-мм, 16 140-мм, 4 (в пос­ледних вариантах проекта 6) 120-мм (зенитных), 8 610-мм подводных торпедных аппарата.

"Амаги". Заложен 16 декабря 1920 года на военно-морской верфи в Йокосуке. Строитель­ство планировали завершить в ноябре 1923 года. После подписания Вашингтонского соглашения строительство было остановлено. Это произошло 5 февраля 1922 года, когда готовность корабля составляла 40%. Затем приняли решение о дост­ройке корпуса в качестве авианосца. Корпус раз­рушен во время Токийского землетрясения 1 сен­тября 1923 года. Разобран в 1924 году.

"Акаги". Заложен 6 декабря 1920 года на военно-морской верфи в Куре. По плану работы планировали завершить в декабре 1923 года. По условиям Вашингтонского соглашения строи­тельство было остановлено 5 февраля 1922 года. После разрушения "Амаги" 12 ноября 1923 года приняли решение о достройке корпуса "Акаги" как авианосца. Спущен на воду 22 апреля 1927 года. Вошел в состав флота 23 марта 1927 года. До 1941 года несколько раз модернизировался. Участвовал в войне с Китаем.

"Акаги" был флагманом ударного соедине­ния, атаковавшего американскую военно-морс­кую базу Перл Харбор. Первые полгода войны японские авианосцы обеспечивали расширение японской империи. Удача отвернулась от "Ака­ги" во время сражения у атолла Мидуэй. 4 июня 1942 года авианосец был атакован пикирующими бомбардировщиками с авианосца "Энтерпрайз". В "Акаги" попали три бомбы, вспыхнули много­численные пожары, справиться с которыми не смогли. 5 июня в 4 ч 45 мин авианосец был добит японскими эсминцами "Новаке", "Араши", "Наиказе", "Маиказе". Потери экипажа составили 263 человека. Место гибели корабля точка с коорди­натами 30°30'N, 179°08'E (по другим данным, 30°30'N, 178°40'E.

"Атаго". Заложен на верфи "Кавасаки" в Кобе 22 ноября 1921 года. Должен был войти в со­став Императорского флота во втором полугодии 1924 года. После подписания Вашингтонских со­глашений работы на крейсере остановили 31 июля 1922 года, 14 апреля 1924 года вычеркнули из списков флота и вскоре разобрали на стапеле.

"Такао". Заложен на верфи "Мицубиси" в Нагасаки 14 декабря 1921 года. Срок готовности корабля был определен вторым полугодием 1924 года. Из-за Вашингтонского соглашения строи­тельство остановили 31 июля 1922 года. Вычерк­нут из списков флота 14 апреля 1924 года и разоб­ран на стапеле.

 

Линейные крейсера "Тип № 13"

 

Этот проект был разработан инженером Хирагой в 1921 году. За основу взяли проект крейсеров типа "Амаги", но увеличили до 457-мм артиллерию главного калибра. Следует отметить, что этих орудий еще не было, хотя на полигоне в районе Куре прошло испытание 482-мм орудие. Заказы выдали на 4 корабля. Головной планиро­вали заложить в середине 1922 и окончить строи­тельство серии в 1927 году. Основные характери­стики новых линейных крейсеров планировались следующими:

Водоизмещение: 47500 т (нормальное).

Размерения: длина 274,4 м (наибольшая), 259,1 м (между перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,8 м.

Бронирование: пояс 330 мм (угол скосов 15°), палуба 127 мм.

Механизмы: 4 турбины Тихон, 22 котла Кампон, мощность механизмов 150000 л.с., ско­рость хода 30 узлов.

Вооружение: 8 457-мм, 8 120-мм (зенит­ных), 8 610-мм торпедных аппаратов.

Заказы на линейные крейсера были выданы следующим судостроительным заводам: № 13 (во­енно-морская верфь в Йокосуке), № 14 (военно-морская верфь в Куре), № 15 (завод Мицубиси в Нагасаки), № 16 (завод Кавасаки в Кобе).

Ни один корабль серии не был заложен. Заказ на всю серию аннулировали 19 ноября 1923 года.

 

Линейный крейсер проекта "В-65"

 

В конце 30-х годов линейные крейсера типа "Конго" устарели, а ведь они занимали важное место в тактической доктрине Императорского флота. Им срочно требовалась замена. К тому же в Японии стало известно о строительстве в США линейных крейсеров типа "Аляска". Вскоре был разработан проект, получивший условное обо­значение "В-65". У японских конструкторов по­лучался корабль водоизмещением меньшим, чем "Ямато", но большим, чем у американских тяже­лых крейсеров. Линейные крейсера должны были быть быстроходными и хорошо вооруженными.

Работа над проектом шла быстро, в 1940 году испытали конструктивную надводную защи­ту, на 1941 год запланировали испытания орудий.

Новый линейный крейсер должен был стать очень красивым: гладкопалубным с клиперским обра­зованием форштевня и стремительным силуэтом.

В конце 1941 года был разработан вариант этого линейного крейсера с 356-мм артиллерией главного калибра. Но от этой идеи скоро отказа­лись: увеличилось водоизмещение, большинство важных характеристик ухудшилось. Основные характеристики новых линейных крейсеров пред­полагались следующими:

Водоизмещение: 31905 т (стандартное), 35000 т (в полном грузу).

Размерения: длина 264,2 м (наибольшая), 240 м (по ватерлинии), ширина 27,2 м, осадка 8,8 м.

Бронирование: пояс 190 мм, палуба 125 мм.

Механизмы: 4 турбины Кампон, 6 котлов Кампон, мощность механизмов 170000 л.с. (по другим данным, 160000 л.с.). Скорость хода 34 узла, дальность плавания 8000 миль со скоростью 18 узлов, запас топлива 4554 т (нефти).

Вооружение: 4 310-мм, 16 100-мм универ­сальных орудий (8 двухорудийных башен), 8 25 зенитных автоматов (к концу проектирования число 25-мм автоматов увеличилось до 12-48), 8 610-мм торпедных аппаратов (2 четырехтрубных), 1 катапульта, 3 самолета-разведчика.

Но все осталось только на бумаге - не были определены даже заводы-строители.