Развитие миноносных сил японского флота

 

Зарождение эпохи Мейдзи в Японии оз­наменовалось началом создания военно-мор­ского флота. В 1872 году было образовано мор­ское министерство, которое разработало ут­вержденную спустя три года первую японскую кораблестроительную программу. Наряду с броненосцем "Фусо" и броненосными корве­тами "Конго", "Хией" в нее были включены и миноносцы.

Контракт на первые корабли данного класса для Императорского флота утвердили в 1879 г. Из-за слабости собственной промыш­ленной базы заказ на их строительство был пе­редан английской фирме Ярроу — признанно­му мировому лидеру. Миноносцы №№ 1 - 4 яв­лялись одной из модификаций многочисленно­го "100-футового" типа, прототипом которо­го был русский "Батум". Подобные небольшие корабли строились Ярроу для собственного и иностранных флотов. В июле 1880 г. миноносцы в разобранном виде доставили в Японию, а затем собрали на военно-морской верфи в Йокосука под руководством британских спе­циалистов.

В начале 80-х годов XIX столетия заяви­ла о себе французская "Молодая школа", от­цом-основателем которой считается адмирал Об. Ее сторонники ратовали за флот, состоя­щий из быстроходных легковооруженных крей­серов, способных действовать в океане, и не­больших миноносцев, обладающих высокой скоростью, на которые возлагалась задача обо­роны побережья. С появлением торпедного ору­жия, считали теоретики "Молодой школы", эпоха броненосцев доживает последние дни, и вскоре основу морской мощи будут составлять корабли меньших размеров.

Подобные выводы во многом отражали позицию государств, не способных иметь боль­шое количество крупных кораблей с тяжелым вооружением и толстой броней. К таким отно­силась и Япония, чьи военно-морские силы еще только начинали развиваться. Французские идеи оказали сильное влияние на японских ад­миралов. В результате концепция развития фло­та Страны Восходящего Солнца была ориенти­рована на строительство крейсеров, канонерс­ких лодок и миноносцев.

Принятая в 1882 году восьмилетняя про­грамма развития ВМС предусматривала фор­мирование в составе Императорского флота трех эскадр, каждая из которых должна была состоять из 6 крейсеров, 6 канонерских лодок и двух минных отрядов: одного в составе 8 не­больших единиц, которые должны были дос­тавляться в район боевых действий на транс­портах, и одного в составе 6 крупных мореход­ных бронированных миноносцев. Последние еще предстояло разработать, и заказ на проек­тирование и постройку головного "Котака" передали Ярроу. В октябре 1888 г. собранный на японских верфях корабль вступил в строй. Однако в целом проект был оценен как неудач­ный, и концепция бронированного миноносца не получила развития.

Кроме экспериментального "Котака" про­граммой 1885 года предусматривалось строи­тельство 44 миноносцев (из них двенадцать 50-тонных и тридцать два 25-тонных). Тогда же была введена первая классификация минонос­ных сил. Корабли водоизмещением свыше 50 тонн отнесли к 1-му классу, менее 50 тонн — ко 2-му. Финансовые затруднения вскоре привели к пересмотру миноносной части программы: число 50-тонных было увеличено до 16, а 25-тонных — уменьшено до 12, позже от построй­ки последних отказались совсем.

На этот раз японцы обратили внимание на Францию, чьи фирмы имели к тому време­ни солидный опыт проектирования и построй­ки миноносцев. Четырнадцать из заказанных единиц (№№ 5-14, 16-19) представляли собой стандартный французский "35-метровый" тип, а два других (№№ 15, 20) строились по моди­фицированному "34-метровому" проекту Нор­мана. Все 16 кораблей вступили в строй между 1892 и 1894 годами.

В феврале 1888 г. морским министром был представлен очередной план усиления флота. На этот раз планировалось построить 46 военных судов разных классов, в том числе 30 миноносцев. Финансовые ограничения при­вели к тому, что санкционировали строитель­ство всего трех единиц. № 21 заказали Норма­ну, и он представлял собой слегка улучшенный французский миноносец № 126, а № 22 и № 23 являлись типичной продукцией германской фирмы "Шихау".

Обострение отношений с Китаем застави­ло морского министра в сентябре 1890 г. пред­ставить дополнительную программу строитель­ства 53 боевых кораблей. Среди них было два современных броненосца для противодействия китайским, а также двадцать 100-тонных и шесть 30-тонных миноносцев. В очередной раз программа была урезана, и заказ выдали все­го на два корабля. Оба строились по уже апро­бированным проектам: № 24 повторял норманновский, а № 25 — Шихау. Это были первые миноносцы, построенные целиком в Японии!

Таким образом, когда в 1894 году разра­зилась война с Китаем, японский флот распо­лагал 24 миноносцами, 16 из которых непосред­ственно участвовали в боевых действиях. Их звездным часом стало нападение на Вей-Хай-Вей в ночь на 5 февраля 1895 г., когда были потоплены флагман китайского флота бронено­сец "Динь Юань" и крейсер "Лай Юань". Сре­ди военных трофеев японцам достались три со­временных китайских миноносца постройки Шихау и небольшая миноноска.

После победы над Китаем Япония стано­вилась ведущим государством в Юго-Восточ­ной Азии. Однако плоды этой победы оказались в значительной мере урезанными под влияни­ем ряда европейских держав, прежде всего Рос­сии. Японский флот приступил к подготовке к новой войне — на этот раз с "Великим северным соседом". Успехи, достигнутые миноносцами в японо-китайской войне, заставили обратить на этот класс серьезное внимание. Принятая в 1896 г. десятилетняя кораблестроительная програм­ма предусматривала ввести в строй 63 миноносца: шестнадцать 120-тонных, тридцать семь 80-тонных и десять 54-тонных.

Самыми крупными были 15 единиц фран­цузского типа "Циклон", в то время справед­ливо считавшегося одним из лучших в мире. Еще один — 120-тонный "Сиратака" строился в Германии по проекту Шихау. Той же фирме были заказаны 8 миноносцев по усовершен­ствованному проекту № 22; изменения косну­лись главным образом энергетики. Еще два за­казали Норману, десять - Ярроу (улучшенный проект австро-венгерского миноносца "Ви­пер"), остальные строились в Японии по чер­тежам этих фирм.

Одновременно с постройкой миноносцев десятилетняя программа предусматривала вве­дение в строй 23 истребителей (эскадренных миноносцев). В 1896 г. английские фирмы Ярроу и Торникрофта получили заказ: по 6 кораб­лей каждая. Ярроу взял за основу проект пост­роенного им для Аргентины истребителя "Корриентес", а Торникрофт — построенный для собственного флота "Энглер", применив при этом более эффективные котлы и уложившись в меньший тоннаж.

Вооружение первых японских эсминцев было подогнано под британский стандарт. Два года спустя тем же фирмам заказали по паре истребителей "улучшенного" типа — японцы требовали увеличить скорость хода. Снова бо­лее удачным признали проект Торникрофта.

Его "Сиракумо" послужил прототипом для крупной серии из 39 кораблей, построенной в Японии в 1902-1909 гг.

В 1898 году морским министром Японии стал вице-адмирал Гоннохиоё Ямамото, уде­лявший много внимания вопросам тактическо­го использования военно-морских сил. Под его руководством были разработаны "Критерии классификации боевых кораблей и минонос­цев". В соответствии с данным документом ми­ноносцы делились на три класса по водоизме­щению: свыше 100 тонн — 1-й класс, от 60 до 100 тонн — 2-й класс, менее 60 тонн — 3-й класс. Отдельно шли эсминцы.

В 1902 г. талантливый штабной офицер капитан-лейтенант Тецутаро Сато по просьбе Ямамото подготовил "Трактат о национальной обороне", в котором были отражены принци­пы боевого состава и организации флота, а так­же представлена теория ведения боевых дей­ствий на море. Корабли предлагалось сводить в тактические единицы — боевые отряды, ко­торые объединялись в эскадры: Первая — бро­неносцы, Вторая — броненосные крейсера, Тре­тья — корабли береговой обороны. Первая и Вторая эскадры образовывали Объединенный флот. В состав каждой эскадры должно было входить несколько отрядов истребителей и ми­ноносцев (по 4 корабля в отряде). Их главной задачей считалось нанесение торпедных ударов по неприятельскому флоту в ночное время — как в море, так и на якорных стоянках.

Наставления трактата в полной мере ис­пользовал командующий Объединенным фло­том вице-адмирал Хейхатиро Того. В ночь на 8 февраля 1904 г. по его приказу три отряда ис­требителей атаковали русскую Тихоокеанскую эскадру на рейде Порт-Артура. Нападение не принесло желаемого результата: ни один из рус­ских кораблей не потопили, но начало войне было положено.

К тому времени в составе Императорско­го флота числилось 19 истребителей и 82 мино­носца. Их активные действия под Порт-Арту­ром заслужили высокую оценку, хотя необхо­димо отметить, что отношение успехов и потерь нельзя однозначно трактовать в пользу япон­цев. Два потопленных и один захваченный рус­ские эсминцы плюс нанесение повреждений не­скольким крупным кораблям вполне компенси­ровались гибелью двух японских истребителей и четырех миноносцев. Гораздо более удачным в этом отношении оказалось Цусимское сраже­ние, в ходе которого японские минные отряды записали в свой актив броненосец, броненос­ный крейсер и эсминец (это не считая потопле­ния кораблей, уже получивших тяжелые по­вреждения или затопленных после японских атак собственными экипажами) ценой гибели всего трех миноносцев.

 

Состав миноносных сил к началу русско-японской войны

 

1-я эскадра (адмирал Того)

1-й отряд истребителей (капитан 1 ранга Асан): "Сиракумо", "Асасио", "Акацуки", "Касуми"

2-й отряд истребителей (капитан 1 ранга Исида): "Икадзути", "Инадзума", "Оборо", "Акебоно"

3-й отряд истребителей (капитан 2 ранга Цутия): "Усугумо", "Синономе", "Садзанами"

1-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Секи): № 69, № 67, № 68, № 70

14-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Сакураи): "Тидори", "Хаябуса", "Манадзуру", "Касасаги"

2-я эскадра (вице-адмирал Камимура)

4-й отряд истребителей (капитан 2 ранга Натай): "Хаядори", "Харусаме", "Мурасаме", "Асагири"

5-й отряд истребителей (капитан 2 ранга Мано): "Кагеро", "Муракумо", "Югири", "Сирануи"

9-й отряд миноносцев (капитан 2 ранга Яцзнма): "Аотака", "Хато", "Цубаме", "Кари"

20-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Аракава): №62, №63, №64, №65

3-я эскадра (вице-адмирал Катаока)

10-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Отаки): №43, №40, №41, №42

11-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Такебе): №73,№72,№74,№75

16-й отряд миноносцев (капитан-лейтенант Бакабаяси): "Сиратака", № 71, № 39, № 66

 

Боевые действия подтвердили высокие ха­рактеристики японских истребителей. Суще­ственным оказалось превосходство их артилле­рии над артиллерией русских кораблей анало­гичного класса, особенно проявлявшееся в по­единках на близких дистанциях. Произведенная в ходе войны замена одной из 57-мм пушек на 76-мм орудие выводила японские эсминцы в разряд самых хорошо вооруженных кораблей своего времени. На послевоенной серии эсмин­цев "Асакадзе" японцы пошли еще дальше, за­менив все 57-миллиметровки на облегченные трехдюймовые орудия.

В то же время оказалось, что скорость хода в боевых условиях заметно отличалась от показанной на сдаточных испытаниях. В своих рапортах японские командиры неоднократно указывали, что даже русским "соколам" удава­лось без труда оторваться от преследования. Много нареканий вызывала недостаточная мо­реходность истребителей, они не могли действо­вать совместно с флотом в штормовую погоду. Что же касается миноносцев, то война показа­ла, что они способны играть только вторые роли из-за небольших размеров, малой море­ходности и слабого вооружения. Их дальнейшее строительство было прекращено, а оставшиеся в строю корабли переводились в охрану баз.

Изменение внешнеполитической обста­новки, приобретенный в ходе войны опыт и зна­чительный прогресс в военном кораблестрое­нии потребовали соответствующей реорганиза­ции флота. Принятая в 1907 году "Политика Имперской обороны" определяла направление военного развития Японии на последующие 11 лет. Относительно военно-морских сил предпо­лагалось создать мощный флот из 8 линкоров и 8 броненосных (линейных) крейсеров, которые должны были усиливаться новыми легки­ми крейсерами и современными эскадренными миноносцами, обладающими высокой скорос­тью, мореходностью, автономностью и мощ­ным вооружением. Имевшиеся истребители ни по одному из данных параметров не удовлетво­ряли командование флота, особенно учитывая то, что на роль потенциальных противников, помимо России, выдвигались США и Франция.

В том же 1907 году Морской Генеральный штаб (МГШ) выдвинул требования к "стандар­тному эскадренному миноносцу для флота". Он должен был иметь вооружение из одного 120-мм, двух 76-мм орудий и четырех торпедных аппаратов; скорость хода не менее 30 уз и не­фтяное отопление котлов. Одновременно была утверждена новая классификация эсминцев, со­гласно которой корабли водоизмещением свы­ше 1000 тонн относились к 1-му классу, от 1000 до 500 тонн — ко 2-му классу и менее 500 тонн — к 3-му классу. Реорганизовали и структуру миноносных сил.

Русско-японская война показала, что для повышения эффективности управления необхо­димо сводить отряды (дивизионы) в более круп­ные соединения — эскадры, которые должны выводить в атаку (лидировать) легкие крейсера.

Как это часто бывало, основной объем ас­сигнований, выделенных парламентом под про­грамму 1907 г., пошел на строительство линко­ров и броненосных крейсеров. Но два заложен­ных эсминца, "Умикадзе" и "Ямакадзе", стали кораблями совершенно нового типа. Не имея достаточного опыта, при их разработке япон­цы обратились к английским и германским фир­мам. Многое было позаимствовано из проекта британского "суперэсминца" "Свифт", в част­ности, резко возросшие размеры и мощное ар­тиллерийское вооружение. Впервые были при­менены турбины, которые закупили в Англии. Однако высокая стоимость эсминцев вынудила отказаться от их серийной постройки.

В мае 1910 г. морской министр Минору Сайто представил "Программу по созданию нового флота", предусматривавшую в течение ближайших восьми лет строительство 51 боево­го корабля, в том числе 26 эскадренных мино­носцев и 4 крейсеров-лидеров. Программу не ут­вердили, а выделенных средств хватило всего на два новых эсминца, проект которых создавал­ся с оглядкой на требования к "стандартному эсминцу для флота". В результате корабли типа "Сакура" проигрывали своим предшественни­кам программы 1907 года по всем параметрам, кроме, разве что, цены. Японская промышлен­ность еще не наладила выпуск турбин, поэтому в качестве силовой установки пришлось приме­нить паровые машины, также не удалось пол­ностью и перейти на нефтяное отопление. В сле­дующем году кораблестроительная программа вновь не была утверждена, но из ежегодно вы­деляемых средств в Англии заказали два тур­бинных эсминца (тип "Уракадзе").

Политические и финансовые передряги привели в конечном итоге к тому, что на момент вступления Японии в первую мировую войну ее флот располагал всего четырьмя современны­ми эскадренными миноносцами. Поддержав беспокойство адмиралов, парламент в сентяб­ре 1914г. принял экстренный военный бюджет, выделивший средства в том числе и на построй­ку 10 эсминцев. Эти корабли (тип "Каба") прак­тически полностью повторяли своих не очень удачных предшественников типа "Сакура", но зато строились с невероятной быстротой. Даль­нейшие заказы шли без прежних затруднений. Программа 1915 года санкционировала строительство четырех эсминцев 1-го класса (тип "Амацукадзе") и девяти 2-го класса (типы "Момо" и "Еноки"). Все они оснащались паро­турбинными силовыми установками и имели единый калибр артиллерии.

Участие в мировой войне на стороне Ан­танты позволило Японии захватить германские колонии в Китае и на островах Тихого океана, причем территориальные приобретения сопро­вождались минимальными затратами. Вскоре новый морской министр вице-адмирал Томосабуро Като представил свою программу "Флот 8-4", предлагавшую строительство 8 линкоров и 4 линейных крейсеров. Парламент принял ее сокращенный вариант, в соответствии с кото­рым было заложено 2 легких крейсера ("Тацута" и "Тенрю"), предназначавшихся на роль лидеров эсминцев, и 2 эскадренных миноносца 1-го класса типа "Таникадзе".

В ответ на американскую "Трехлетнюю ко­раблестроительную программу" японский пар­ламент в июле 1917г. на специальной сессии ут­вердил наконец "Программу строительства фло­та 8-4", в рамках которой планировалось пост­роить 27 эсминцев. Морской технический департамент (МТД) представил проект 1300-тонного эскадренного миноносца океанского типа. При его разработке учитывался опыт войны. На ука­занный момент эсминец обладал мощнейшим артиллерийским (четыре 120-мм орудия) и тор­педным (шесть 533-мм аппаратов) вооружением, высокой скоростью хода (39 узлов), значитель­ной дальностью плавания и полностью соответ­ствовал выдвигавшимся флотом требованиям. В целях экономии средств по бюджету 1917 г. за­казали всего 2 корабля этого типа ("Минекадзе" и "Савакадзе"), но затем строительство серии продолжилось по программам 1918-1920 годов. После испытаний "Акикадзе" решили не­сколько переработать проект в сторону улучше­ния мореходных качеств, что привело к появле­нию типа "Камикадзе". 9 единиц построили по программам 1921-1922 годов. Одновременно со строительством океанских эсминцев 1-го клас­са велась постройка малых эсминцев 2-го клас­са. Морской Генеральный штаб мотивировал это решение необходимостью иметь быстроход­ный корабль для действий в прибрежных водах и эскортирования конвоев. Начиная с 1918 года ежегодно выделялись средства на несколько кораблей двух практически идентичных серий - программы 1918-1920 гг. — 21 единица типа "Моми", программы 1922-1923 гг. — 19 единиц типа "Вакатаке" (в связи с подписанием Вашин­гтонского договора заказ на 5 последних анну­лировали). Помимо эсминцев, в 1917-1922 гг. за­казывались 5500-тонные крейсера-лидеры.

В феврале 1922 года Япония, в числе дру­гих стран, подписала Вашингтонское соглаше­ние. Договор прекратил строительство новых кораблей. Японии разрешалось иметь линей­ный флот общим водоизмещением 60 % от сум­марного тоннажа флотов Великобритании или США (соотношение 5:5:3). Большое число за­ложенных линкоров предстояло пустить на слом. С другой стороны, строительство крей­серов и эсминцев, отнесенных договором к ка­тегории "вспомогательных надводных кораб­лей для боя", не запрещалось, хотя устанавли­вались ограничения на водоизмещение и ка­либр орудий. Это обстоятельство послужило толчком к бурному развитию легких сил япон­ского флота.

В марте 1923 г. парламент принял "Про­грамму военного кораблестроения 1923 года", в которую включили 21 эсминец типа "Улуч­шенный "Камикадзе". В данном проекте была увеличена дальность плавания и введены но­вые 610-мм торпедные аппараты. Головной "Муцуки" заложили в мае 1924 г., за ним пос­ледовало еще одиннадцать.

 

Состав миноносных сил после реорганизации Объединенного флота (июнь 1942 г.)

 

При управлении Объединенным флотом:

7-й дивизион эсминцев - "Акебоно ", "Садзанами ", "Усио "

1-й флот (адмирал Ямамото)

1-я эскадра эсминцев (контр-адмирал Омори): легкий крейсер "Абукума"

 6-й дивизион - "Акацуки", "Икадзути", "Инадзума"

 21-й дивизион - "Вакаба", "Хацусимо", "Хацухару"

3-я эскадра эсминцев (контр-адмирал Хасимото): легкий крейсер "Сендай"

 11-й дивизион - "Фубуки ", "Хацуюки ", "Муракумо ", "Сираюки "

 19-йдивизион - "Ляпами", "Исонами", "Сикинами", "Уранами"

 20-й дивизион - "Амагири", "Асагири", "Югири", "Сиракумо"

2-й флот (вице-адмирал Кондо)

2-я эскадра эсминцев (контр-адмирал Танака): легкий крейсер "Дзинцу"

 15-и дивизион - "Кагеро", "Куросио", "Оясио", "Хаясио"

 24-й дивизион - "Умикадзе", "Кавакадзе", "Судзукадзе"

4-я эскадра эсминцев (контр-адмирал Такама): легкий крейсер "Юра"

 2-й дивизион - "Мурасаме", "Харусаме", "Юдати", "Самидаре"

 9-й дивизион - "Асагумо", "Минегумо", "Нацугумо"

 27-й дивизион - "Ариаке", "Сирацую", "Югуре", "Сигуре"

3-й флот (вице-адмирал Нагумо)

10-я эскадра эсминцев (контр-адмирал Кимура): легкий крейсер "Нагара"

 4-й дивизион - "Араси", "Хагикадзе", "Майкадзе", "Новаке"

 10-й дивизион - "Акигумо", "Югумо", "Макигумо", "Кадзегумо"

 16-й дивизион - "Хацукадзе", "Юкикадзе", "Амацукадзе", "Токицукадзе"

 17-й дивизион - "Уракадзе", "Исокадзе", "Таникадзе", "Хамакадзе"

4-й флот (вице-адмирал Иноуе)

 29-й дивизион эсминцев - "Юдзуки ", "Оите ", "Асанаги ", "Юнаги "

5-й флот (вице-адмирал Хосогая)

 эскадренные миноносцы "Оборо ", "Усугумо ", "Хокадзе ", "Сиокадзе "

8-й флот (вице-адмирал Микава)

18-я эскадра крейсеров (контр-адмирал Мацуяма): легкие крейсера "Тацута ", "Тенрю "

 30-й дивизион эсминцев- "Муцуки", "Яёй", "Удзуки", "Мотидзуки"

 

Важнейшим следствием Вашингтонского договора стало изменение "Политики Имперской обороны", выдвигавшей теперь на роль основного потенциального противника Японии Соединенные Штаты Америки, располагавшие крупнейшими на Тихом океане военно-морски­ми силами. Морской Генеральный штаб при­шел к выводу, что для противодействия им не­обходимо иметь флот, в котором было бы не ме­нее шестнадцати эскадр эсминцев (в сумме 144 единицы). Однако Вашингтонский договор от­водил Японии на этот класс всего 201600 тонн, что ограничивало водоизмещение отдельного корабля 1400-тоннами. Это заставило началь­ника Отдела базового проектирования Кикуо Фудзимото активизировать работу над проек­том эскадренного миноносца "специального типа". Эти корабли были призваны свести на нет численное превосходство американского флота в эсминцах (более 200 единиц "гладкопалубного" типа).

Заложенные в проект идеи были апроби­рованы на вступившем в строй в 1923 г. легком крейсере "Юбари", совмещавшем внушитель­ные наступательные возможности с небольши­ми размерами. Эсминцы "специального типа" получили новые 127-мм орудия в закрытых башенноподобных установках и обладали чрезвы­чайно мощным торпедным вооружением из де­вяти 610-мм аппаратов. Впервые в японской практике сборка корпусов велась при помощи электросварки, а надстройки изготавливались из алюминиевых сплавов. Воодушевленный боевыми свойствами новых кораблей, МГТТТ заказал первую серию (головной "Фубуки") по программе 1923 года, даже не дожидаясь окон­чательного утверждения проекта в МТД. Заказ на 9 эсминцев типа "Муцуки", несмотря на уже выделенные средства, аннулировали. Далее по программам 1923-1927 гг. строились только ко­рабли "специального типа".

Вторым международным соглашением, существенно повлиявшим на японскую кораб­лестроительную политику и внесшим коррек­тивы в линию развития миноносных сил, стал подписанный 22 апреля 1930 года Лондонский морской договор. Он установил цифру 1500 тонн как предел водоизмещения для эскадрен­ных миноносцев (лидерам разрешалось быть на 350 тонн тяжелее, но их количество в соста­ве миноносных сил не должно было превышать 16 процентов).

Скрепя сердце японцы отказались от стро­ительства "специального типа". Итогом стало включение в "Программу 1931 года по замене вспомогательных кораблей" (или "Первая про­грамма по замене") 12 эсминцев типа "Хацухару", которые в полной мере отражали принцип "максимум вооружения при минимуме водоиз­мещения", позволяющий продолжить наращи­вание мощи легких сил флота прежними темпа­ми. Проект корабля со стандартным водоизме­щением 1400 тонн разрабатывался под руковод­ством Фудзимото. Артиллерия была уменьше­на всего на один ствол, количество торпедных аппаратов вообще осталось без изменений.

Столь мощное вооружение еще на стадии проектирования вызывало протесты со стороны отдельных представителей МТД, опасавшихся за мореходные качества эсминцев, однако их мне­ние не приняли в расчет. Флот требовал огнево­го превосходства любой отдельно взятой едини­цы над любым кораблем аналогичного класса у противника. В результате почти все японские ко­рабли, построенные в конце 20-х - начале 30-х годов, страдали от излишнего верхнего веса и, как следствие, плохой остойчивости.

Еще острее эти проблемы проявились на новом подклассе, введенном Лондонским согла­шением, — 600-тонных миноносцах. Японцы приступили к их постройке в 1931 году, заложив "Томодзуру" и "Тидори". При стандартном во­доизмещении 535 тонн эти корабли вооружа­лись тремя 127-мм орудиями и четырьмя 610-мм торпедными аппаратами. То есть было сниже­ние водоизмещения вдвое по сравнению с пол­ноценными эсминцами и сопровождалось уменьшением огневой мощи всего на 40 процен­тов. Вскоре морякам пришлось расплачивать­ся за слишком оптимистичные расчеты проек­тировщиков.

Во время маневров в районе Сасебо 12 марта 1934 года только что укомплектованный "Томодзуру" перевернулся в штормовом море, унеся жизни шести офицеров и 94 матросов. Вскоре плавающий вверх килем корабль был обнаружен, взят на буксир и отведен в Сасебо, где на следующий день его вернули в нормаль­ное положение и ввели в док. Год спустя про­изошел так называемый "инцидент с Четвертым флотом", попавшим в тайфун в 250 милях вос­точнее Мияко. Несколько кораблей получили серьезные повреждения, а эсминцам "Хацуюки" и "Югири" оторвало носовые части по мостики. Оба случая расследовались комиссией под председательством адмирала Китисабуро Номура, которая установила, что причиной ката­строф стала малая метацентрическая высота, вызванная поднятием центра тяжести (главным образом из-за перегрузки вооружением) и не­достаточная продольная прочность. Фудзимото отправили в почетную отставку, а корабли практически всех классов подверглись эпиде­мии переделок. Прежде всего это коснулось кораблей типа "Хацухару". Они лишились од­ного торпедного аппарата, было изменено раз­мещение вооружения и перекомпонованы над­стройки. Шесть последних эсминцев програм­мы 1931 года перезаказали по новому проекту (тип "Сирацую"), отличавшемуся увеличенным водоизмещением, усиленным корпусом и четырехтрубными торпедными аппаратами. Значи­тельный объем работ провели на миноносцах типа "Томодзуру": с них убрали башни, заме­нив их одиночными 120-мм орудиями, наполо­вину уменьшили торпедное вооружение и пере­делали надстройки. Серия "Отори" строилась по измененному проекту.

"Вторая программа по замене", принятая в 1934 году, предусматривала постройку 12 эс­минцев: шесть заказаны по типу "Сирацую", а шесть других позже были перезаказаны по типу "Асасио". На последних усилили артиллерийс­кое вооружение, хотя далось это ценой выхода водоизмещения за лимиты Лондонского дого­вора. Одновременно с реализацией данной про­граммы начались совещания по политике воен­ного кораблестроения в связи с окончанием дей­ствия Вашингтонского соглашения.

3 июня 1936 г. было утверждено третье из­менение "Политики Имперской обороны". Главной задачей Японии в будущей войне ста­новился захват богатых природными ресурса­ми районов Юго-Восточной Азии. Основным вероятным противником оставались США, за ними шли СССР, Китай и Великобритания. Голландия, которой принадлежала огромная по размерам и численности населения Индонезия, даже не принималась в расчет ввиду слабости ее вооруженных сил. По оценкам МГШ для до­стижения поставленных целей Япония должна была располагать флотом из 12 линейных ко­раблей, 10 авианосцев, 20 крейсеров класса "А" и 8 -ми класса "В", 14 крейсеров-лидеров, 70 подводных лодок и 96 эскадренных минонос­цев. Из этих сил формировалась первая линия — Первый и Второй флоты, в каждый из кото­рых входило бы по три эскадры эсминцев (48 единиц на каждый флот). Возраст последних не должен был превышать 16 лет, и более старые предназначались для эскортной службы, охра­ны прибрежной зоны, отработки боевых задач и подготовки экипажей.

Изменение военной доктрины потребова­ло пересмотра "Инструкций морского боя". По­скольку противостоять мощи американского линейного флота в открытом бою японцы не могли, основной акцент сделали на нанесение массированного торпедного удара по против­нику в темное время суток. Эскадренные мино­носцы со времен русско-японской войны гото­вились именно для таких атак, теперь же они должны были усиливаться тяжелыми крейсерами. На многочисленных учениях и маневрах отрабатывались совместные действия эсминцев и тяжелых крейсеров в ночных условиях, ис­пользование прожекторов, осветительных сна­рядов, тренировка наблюдателей и расчетов огневых средств. Наиболее современные эсмин­цы типов "Асасио" и "Сирацую" сводились во Второй флот —"Соединение ночного боя" или "Передовое ударное соединение". Основу мино­носных сил Первого флота ("Главные силы") составляли корабли типа "Фубуки" и "Хацухару". Таким образом, вместо требовавшихся 48 эскадренных миноносцев современных типов, Первый флот имел 30, а Второй — 20.

Подобное положение не могло устраивать флотское руководство. В конце 1936 года было выдано задание на проектирование нового эс­кадренного миноносца. Япония, пока еще не­гласно, отказалась от соблюдения условий Лон­донского договора, поэтому корабелам удалось в полной мере обобщить весь положительный и отрицательный опыт строительства предыду­щих серий. В результате появился "Кагеро" — лучший японский эскадренный миноносец клас­сического образца, сочетавший в себе мощное артиллерийское и торпедное вооружение, хоро­шую мореходность и большую дальность пла­вания. По принятой в 1937 г. "Третьей програм­ме по замене" заказали 15 единиц данного типа.

Вместе с этим в МТД началась работа над про­ектом эсминца с котлами высокого давления, более мощной энергетической установкой и по­вышенной скоростью хода. Первый такой ко­рабль — "Симакадзе" (впрочем, так и остав­шийся единственным) заказали по программе 1939 г. в рамках "Четвертой программы по за­мене". Одновременно с ним была санкциониро­вана постройка еще трех "Кагеро".

Между тем международная обстановка обострялась. Еще в 1931 году японская армия вторглась в Манчжурию. На захваченной тер­ритории было образовано марионеточное госу­дарство Маньчжоу-Го. Небольшие военно-мор­ские силы этой "страны" целиком были постро­ены на японских верфях и руководились японс­кими офицерами-инструкторами. Здесь пред­ставляет интерес передача старого эсминца "Каси" — в 1937 г. он вошел в состав флота Маньчжоу-Го под названием "Хай Вэй", но в 1943 г. его возвратили обратно.

В водах Желтого и Восточно-Китайского морей постоянно действовали корабли Китай­ской эскадры, в составе которой находилось не­сколько дивизионов эсминцев и миноносцев. Прошло шесть лет, и Япония вторглась в Цен­тральный Китай. Война приобрела глобаль­ный характер. В район боевых действий были стянуты значительные силы Императорского флота. И если японским эсминцам не удалось добиться каких-либо успехов, то только пото­му, что практически все китайские корабли были уничтожены ударами с воздуха. Затяги­вание "китайского инцидента" привело к обо­стрению отношений с Соединенными Штата­ми, что послужило толчком к началу подготов­ки японского флота к Большой войне.

Командование ВМС было вполне удов­летворено боевыми качествами эскадренных миноносцев типа "Кагеро". Но технический прогресс не стоял на месте, и в качестве следу­ющего шага МГШ потребовал вооружить их универсальной артиллерией по примеру новых американских кораблей аналогичного класса, строительство которых развернулось с середи­ны 30-х годов. По оценкам МТД, размещение на стандартных эсминцах универсальных уста­новок требовало дополнительного простран­ства под погреба боезапаса, а более сложный механизм подачи приводил к резкому возраста­нию веса. Все это грозило вылиться в те же са­мые проблемы с остойчивостью, от которых с трудом удалось избавиться. С другой стороны, проанализировав результаты использования палубной авиации в войне с Китаем и в ходе многочисленных маневров, МГШ пришел к выводу о необходимости иметь специализиро­ванные корабли ПВО с мощным зенитным во­оружением. Исходя из этого было принято ре­шение о параллельном строительстве двух ти­пов эсминцев.

По программе 1939 года заложили 5 "клас­сических" эскадренных миноносцев типа "Югу-мо" (дальнейшее развитие типа "Кагеро") и 2 новых эскадренных миноносца типа "Акидзуки" с усиленной зенитной артиллерией (в оте­чественной литературе их иногда ошибочно от­носят к подклассу лидеров). Бюджетом на 1940 г. выделялись средства на 6 "югумо" и 4 "Акидзуки", а в дальнейшем до 1946 года предусмат­ривалось заказывать по 10 "классических" и 5 "флотских эскортных" эсминцев ежегодно.

Начавшаяся война заставила изменить планы. Хотя по последней предвоенной про­грамме 1941 года заказали 17 кораблей типа "Югумо" и 10 типа "Акидзуки", в строй вступи­ли уже не все.

Таким образом, анализируя состояние ми­ноносных сил японского флота накануне вто­рой мировой войны, можно условно выделить четыре большие группы: а) корабли линии "Минекадзе"— "Камикадзе"— "Муцуки", к на­чалу войны уже считавшиеся устаревшими; б) эсминцы "специального типа"; в) серии "Хацухару"— "Сирацую" с пятью орудиями главно­го калибра; г) серии "Асасио"— "Кагеро"— "Югумо". Всего к началу войны Япония имела 102 эсминца и 22 миноносца, занимая, таким об­разом, отведенное ей третье (после Великобри­тании и США) место в мире.

Рассматривая тактико-технические харак­теристики предвоенных японских эсминцев, прежде всего, следует отметить их высокий на­ступательный потенциал при относительно не­большом водоизмещении. Начиная со "специ­ального типа", они оснащались 127-мм оруди­ями типа "3" с длиной ствола 50 калибров. Само по себе орудие не представляло ничего особен­ного, но японцы применили башенные установ­ки в то время, когда остальные страны могли об этом только мечтать. Однако отсутствие уни­версальности — основной недостаток этих артсистем — оказалось решающим, заставив в боевых условиях снимать часть орудий и заме­нять их зенитными автоматами. Последние были стандартными для Императорского фло­та 25-мм автоматами системы "Готчкисса". Весьма передовое на момент своего появления, это оружие в ходе войны оказалось малопри­годным для отражения массированных налетов авиации. Увеличение числа стволов не могло помочь японцам. Не стало панацеей и разработанное перед самой войной 100-мм 65-калиберное универсальное орудие (то, что стояло на "Акидзуки").

Кроме того, Япония значительно отстава­ла в области радиолокации. Корабельные рада­ры появились слишком поздно и были весьма далеки от совершенства. Зато по части торпед­ного вооружения японские эсминцы не имели себе равных. Если во всем остальном мире был принят 533-мм калибр, и лишь Франция пере­шла на 550-мм, то японцы сделали шаг вперед. В 1920 году они приняли на вооружение 610-мм торпеду типа "8". По массе боевого заряда (до 346 кг) и дальности хода (10000 метров на 38 узлах или 20000 метров на 27) она оставляла далеко позади все зарубежные аналоги.

Не успокоившись на достигнутом, японс­кие конструкторы сосредоточили усилия на со­здании кислородного двигателя. Итогом стало принятие на вооружение торпеды типа "93". Ее общая масса составляла 2,7 тонны, масса бое­вой части 490 кг (на появившейся в конце вой­ны модификации "3" — до 780 кг), а дальность хода 20000 метров на 50 узлах казалась просто фантастической. Но японские торпеды, в отли­чие от американских или немецких, были надеж­ными. Эффективность торпедного вооружения увеличивало наличие механизма быстрой пере­зарядки, позволявшего заряжать торпеды в ап­паратах за несколько секунд.

Из других характерных особенностей эс­кадренных миноносцев Страны Восходящего Солнца нужно отметить схожесть силуэтов (две трубы, узкая носовая надстройка, трено­гие мачты, одинаковое размещение вооруже­ния) и относительно умеренную скорость хода. Последнее обстоятельство диктовалось как ус­ловиями службы, выдвигавшими на первый план не скорость, а радиус действия, так и кон­струкцией: довольно консервативными и на­дежными энергетическими установками, а так­же отмеченным выше "утяжелением" кораблей после выявления их недостаточной остойчиво­сти. К слову, эсминцы основного противника — Соединенных Штатов — быстроходностью также не блистали.

Если задать вопрос: "Какие корабли Им­ператорского японского флота в наибольшей степени проявили себя в войне на Тихом океа­не?", то наряду с авианосцами и тяжелыми крейсерами многие, наверняка, назовут эскад­ренные миноносцы. Вместе с главными сила­ми адмирала Ямамото они участвовали в ата­ке Перл-Харбора, активно действовали против кораблей союзников в водах Голландской Ост-Индии, сопровождали транспорты с десантны­ми отрядами.

Первые шесть месяцев войны сопровожда­лись головокружительными успехами и мини­мальными потерями (заданный период погиб­ло всего 5 эсминцев). Мидуэй стал первым тя­желым поражением японского флота. И если после этого главные силы месяцами отстаива­лись в базах, тщетно пытаясь вызвать против­ника на решающее сражение, то эскадренные миноносцы постоянно находились "на пере­днем крае". Начавшиеся в августе 1942 г. кро­вопролитные бои за Гуадалканал втянули Япо­нию в затяжную изнурительную кампанию на Соломоновых островах. Не будет преувеличе­нием сказать, что с японской стороны эсмин­цы сыграли в ней ведущую роль. Хорошо от­работанная тактика и превосходные торпеды принесли им немало побед в ночных столкно­вениях с американскими кораблями, причем последних зачастую не спасало даже наличие радиолокации.

Однако за этими успехами кроется обратная сторона медали: напряженное боевое ис­пользование, постоянная угроза с воздуха, из­нос механизмов при отсутствии ремонта, бое­вые повреждения — все это постепенно снижа­ло эффективность японских эсминцев. Кроме того, большая их часть привлекалась для вы­полнения несвойственной кораблям данного класса задачи — перевозки армейских подраз­делений и эвакуации островных гарнизонов (знаменитые "Токийские экспрессы"). Кампа­ния на Соломоновых островах подорвала бы­лую мощь миноносных сил Императорского флота. В общей сложности она стоила Японии более 30 эсминцев, что составляло четвертую часть от их общего количества. Новое строи­тельство не могло окупить потери.

Поражение у Мидуэя коренным образом изменило политику военного кораблестрое­ния. В августе 1942 года МГШ был вынужден отказаться от выполнения предыдущей про­граммы и выработать новую, отражавшую те­кущие потребности флота. Она получила ин­декс "1942М". Острый недостаток новых ко­раблей с мощным зенитным вооружением вынудил заказать две серии эсминцев модифици­рованного типа "Акидзуки" (всего 38 единиц). Но эта задача оказалась не по силам японской промышленности. Заказ аннулировали. Всего же за годы войны в строй вошло 32 эскадрен­ных миноносца.

Рост потерь и пересмотр кораблестрои­тельной программы заставили МТД разрабо­тать проект эсминца с усиленным противоло­дочным и зенитным вооружением. Не менее важной была задача обеспечить максимальную простоту конструкции для уменьшения сроков строительства. В сущности, данные корабли лишь с большой натяжкой можно считать эс­кадренными миноносцами. Они создавались прежде всего для эскортной службы вне флота, хотя зачастую и привлекались для сопровожде­ния крупных надводных кораблей. Наиболее логичным будет отнести их к подклассу эскор­тных миноносцев, тем более, что по своим так­тико-техническим характеристикам они были весьма близки к британским "Хаитам".

По программе заказали 29 кораблей типа "Мацу", затем для улучшения технологично­сти проект слегка доработали и заказали еще 33 корабля типа "Татибана", и планировалось еще 80. Однако к постройке серии удалось при­ступить лишь в 1944 году, поэтому до оконча­ния военных действий в строй вошло всего 32 единицы. После поражения в кампании на Со­ломоновых островах японским эсминцам уже не удавалось одерживать прежних побед. Даже в ночных боях, прежде считавшихся их "корон­ным номером", они стали терпеть поражения. Тем не менее они продолжали активно исполь­зоваться до конца войны.

Проанализируем характер потерь японс­ких эсминцев (эскортные миноносцы, минонос­цы и эсминцы 2-го класса при этом учитывать­ся не будут). Всего за период с декабря 1941 по август 1945 гг. Япония потеряла 119 кораблей данного класса, что составило 89 % от их общей численности. Надо отметить, что таких сокру­шительных потерь не понес во второй мировой войне ни один другой флот. Основной причи­ной гибели стала авиация, потопившая 47 эс­минцев (39,5 % от общего числа потерь). Здесь сказалось несколько факторов: полное превос­ходство американцев в воздухе, слабость зенит­ного вооружения японских кораблей, отсут­ствие истребительного прикрытия.

На втором месте стоят подводные лодки. Они пустили на дно 36 эсминцев (30 % потерь). Это во многом свидетельствует о вопиющем от­ставании японцев в развитии противолодочных средств, ведь нередко американским подводни­кам удавалось полностью уничтожать целые конвои, вместе с их эскортом. Немаловажную роль играл и тот фактор, что командиры японс­ких эсминцев всегда видели свою основную за­дачу в борьбе с надводными кораблями против­ника (к чему их, собственно, и готовили до вой­ны), эскортная служба считалась даже зазорной. Качество гидроакустики и количество глубин­ных бомб также оставляло желать лучшего. Хотя на счету эсминцев числится 8 потопленных под­водных лодок противника, большинство побед было одержано с применением артиллерии.

В поединках с надводными кораблями по­гибло 24 эсминца (20 % потерь). Данный успех тяжело достался американцам и их союзникам. Снаряды и торпеды японцев стали роковыми для одного тяжелого и одного легкого .крейсе­ров, одиннадцати эскадренных миноносцев, двух быстроходных десантных транспортов, минного заградителя. Один авианосец, один тя­желый и два легких крейсера были уничтожены японскими эсминцами совместно с кораблями других классов. И, наконец, на минах погибло 6 эскадренных миноносцев, что вполне объяс­нимо: на тихоокеанском театре минное оружие не играло такой роли, как, скажем, на мелковод­ной Балтике.

На момент капитуляции в составе япон­ского флота оставалось всего 15 эсминцев и 26 миноносцев. Все они были разделены между державами-победительницами или разобраны на металл.

 

Количество эсминцев и миноносцев в составе японского флота

 

1 янв. 1895

9 февр. 1904

1 сент. 1914

1 янв. 1923

1 янв. 1932

1 янв. 1937

8 дек. 1941

1 апр. 1943

25окт. 1944

миноносцы

24

82

30

-

-

7

12

12

8

эсминцы 3-го класса

-

19

46

33

-

-

-

-

-

эсминцы 2-го класса

-

-

2

42

39

26

10

10

6

эсминцы 1-го класса

-

-

2

22

62

65

102

84

48

эскортные миноносцы

-

-

-

-

-

-

-

-

11