2. Эскадренные миноносцы (Истребители) 1897-1909 гг.

 

Эскадренные миноносцы типа "Икадзути"

 

Водоизмещение: нормальное 305 т, полное 410 т. Длина 68,43 м. (67,3 между перпендикулярами). Ширина 6,27 м. Осадка 1,58 м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 31 уз. Запас топлива 40/110 т (уголь). Артиллерия: одно 76-мм и пять 57-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 55 человек.

 

Бурное развитие миноносных сил, на­глядным подтверждением чему были их успеш­ные действия в японо-китайской войне, заста­вило японский Морской Генеральный штаб обратить внимание на противоминоносные ко­рабли. Основные принципы развития флота были сформулированы в программе 1896 г., в соответствии с которой и строились первые японские эскадренные миноносцы. Заключение выгодного морского договора с Великобрита­нией позволило Японии пользоваться услуга­ми ее верфей на льготных условиях, благода­ря чему первые серии нового класса заказали признанным мировым лидерам — фирмам Ярроу и Торникрофта. Денег на флот не жале­ли, поэтому сразу строились довольно крупные серии (по 6 единиц).

В целом корабли были идентичны британ­ским "30-узловым" истребителям и являлись ти­пичными эсминцами начала XX столетия. Они предопределили направление развития японс­кого миноносного кораблестроения на целое де­сятилетие: до 1909 г. и в строй вошло 55 почти однотипных единиц. Ярроу разработал проект на основе построенного для Аргентины эсмин­ца "Корриентес".

Для корпуса использовалась мягкая сталь Сименс-Мартина с повышенным сопротивле­нием, толщина обшивки 4-5 мм. Десять попе­речных переборок делили корабль на 11 отсе­ков. Компоновка была классической: от носа в корму шли таранный отсек с якорным уст­ройством, помещения команды с камбузом, два котельных отделения, машинное отделе­ние, офицерские каюты с кают-компанией, провизионный и румпельный отсеки. Для улуч­шения мореходности палуба в носовой оконеч­ности до боевой рубки имела форму "черепа­шьего панциря" (карапасный полубак), а далее в корму была слегка покатой.

 

Тип "Икадзути"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Akebono "

"Ярроу", Поплар

1897

25.4.99.

1899

искл. 1921

"Ikazuchi"

"Ярроу", Поплар

1897

15.11.98.

1899

+ 10.10.13.

"Inazuma"

"Ярроу", Поплар

1897

28.1.99.

1899

искл. 1910

"Niji"

"Ярроу", Поплар

1897

17.12.99.

1900

+ 29.7.00.

"Oboro"

"Ярроу", Поплар

1897

5.10.99.

1900

искл. 1921

"Sazanami"

"Ярроу", Поплар

1897

8.8.99.

1900

искл. 1921

 

Четыре водотрубных котла Ярроу выра­батывали пар для двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расши­рения. С бортов котельные отделения защища­лись от огня малокалиберной артиллерии угольными ямами. Приборы управления разме­щались в боевой рубке и на оборудованном выше просторном и удобном ходовом мостике. Главный магнитный компас стоял за котельным кожухом на специальной платформе, предохра­нявшей его от вибрации.

Вооружение истребителей было аналогич­но британским прототипам: одно 76-мм орудие (армстронговское с длиной ствола 40 калибров), пять 57-мм пушек и два 18-дюймовых торпед­ных аппарата. Запасные торпеды хранились в носовой части. Единственным существенным отличием было место установки трехдюймов­ки: не на платформе над боевой рубкой, как это было принято у самих англичан, а на юте. Тор­педные аппараты стояли друг за другом в кор­мовой части: из-за загромождавших палубу дымовых труб для них не нашлось другого ме­ста. За подобную линейную компоновку проект стал объектом критики современников, так как одно удачное попадание могло вывести из строя оба котельных отделения или оба торпедных аппарата.

Справедливо­сти ради надо отме­тить, что проекты, избавленные от этого недостатка, у которых машинное отделение и стояв­ший над ним на па­лубе торпедный ап­парат располага­лись между котель­ными (к таковым относятся эсминцы русского флота постройки Шихау, Нормана и Лэрда), реально не имели каких-либо существенных преимуществ над разработкой Ярроу.

На трехчасовых испытаниях 12 декабря 1899 г. "Нидзи" развил 31,15 уз. Результат был хорошим, и фирма получила премию за превы­шение контрактной скорости. Однако следует учитывать, что корабли выходили на них в хо­рошую погоду, будучи максимально облегчен­ными, не имея вооружения и полных запасов, им поставлялся уголь лучшего качества, а кот­лы обслуживались квалифицированными за­водскими кочегарами. В реальных боевых ус­ловиях японские эсминцы развивали не более 26-28 узлов. Да и дальность плавания, оценен­ная по проекту в 3000 миль экономическим 10-узловым ходом, на практике оказалась в два-три раза меньше.

В период 1904-05 гг. носовую 57-мм пуш­ку заменили на второе 76-мм орудие, что дало японцам значительное огневое преимущество над русскими миноносцами. Смонтировали ра­диотелеграфную станцию, для растяжки антенн которой между торпедными аппаратами при­шлось поставить легкую грот-мачту. Камбуз перенесли из жилого отсека в небольшую руб­ку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами. Едва придя в Японию, 29 июля 1900 г. погиб "Нидзи", потер­певший крушение у побережья.

Остальные активно участвовали в русско-японской войне. К ее началу четыре корабля входили в состав 2-го отряда истребителей, а "Сазанами" в 3-й. Во время ночной атаки 9 фев­раля 2-й и 3-й отряды не добились результата, но это отчасти компенсировалось их последу­ющими действиями.

Ранним утром 10 марта 1904г. истребите­ли 3-го отряда капитана 2 ранга М. Цутия ("Акебоно", "Сазанами", "Усугумо", "Синономе") перехватили неподалеку от Порт-Артура два русских миноносца, возвращавшихся из разведки. "Решительному" удалось оторваться от противника, а "Стерегущий" принял нерав­ный бой. Русские моряки дрались достойно: в "Акебоно" попало 27 снарядов (4 раненых), в "Сазанами" 8 (1 убитый, 2 раненых). Но силы были слишком неравны. На "Стерегущем" по­гибло 47 человек, вышла из строя вся артилле­рия. Мичман с подошедшего "Сазанами" под­нял на русском миноносце японский флаг. Силь­но поврежденный корабль взяли на буксир, но оставшиеся в машинном отделении моряки за­топили "Стерегущий".

В ночь на 13 апреля "Икадзути", "Инадзума", "Акебоно", "Оборо" сопровождали па­роход "Кориу-Мару", поставивший минное заг­раждение у Порт-Артура. На рассвете был об­наружен русский миноносец "Страшный". Пос­ле преследования и жестокого боя он был по­топлен. Любопытно, что японцами отмечалось превосходство русского корабля в скорости хода, хотя на сдаточных испытаниях он пока­зал всего 27 уз.

Во время боя под Порт-Артуром 19 мая тяжелый снаряд угодил в "Икадзути", погиб­ло 24 человека. Ему пришлось уйти на ремонт. Зато в ходе боя в Желтом море истребители не получили никаких повреждений. Они показа­ли неплохую живучесть. 2 ноября "Оборо" по­дорвался на мине юго-западнее Порт-Артура, но остался на плаву. По имеющимся отече­ственным данным, в ночь на 3 ноября минный катер с броненосца "Ретвизан" торпедировал один из японских истребителей, но подтверж­дения этому факту в других источниках обна­ружить не удалось.

Все истребители приняли участие в Цусим­ском сражении, причем на долю "Сазанами" выпала самая большая удача. Днем 28 мая пос­ле непродолжительного преследования он взял в плен эсминец "Бедовый", на котором находил­ся командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал З.П. Рожественский со штабом. Но в предыдущий день "Икадзути" был повреж­ден артиллерийским огнем, при этом потеряв 13 человек ранеными.

5 сентября 1905 г. у порта Расин (Наджин) японские крейсера "Ивате", "Ниитака" и истре­бители "Оборо", "Акебоно" встретились с дву­мя русскими крейсерами и двумя эсминцами.

Огня противники не открывали и вскоре разош­лись. Тем не менее этот случай считается после­дним в ходе этой войны столкновением на море. Как ни странно, в мирное время погибло больше истребителей, чем за период боевых действий. В декабре 1909 г. "Инадзума" столк­нулся со шхуной в 30 милях южнее Хакодате, пе­реломился и затонул. Обе половины корпуса в 1910г. подняли и сдали на слом. 10 октября 1913 г. от взрыва котла погиб "Икадзути" — самый неудачливый корабль данного типа. "Акебоно" и "Оборо" в 1918г. разоружили и перекласси­фицировали в тендеры, а в 1921 г., вместе с "Са­занами", сдали на слом.

 

Эскадренные миноносцы типа "Муракумо

 

Водоизмещение: нормальное 275 т, полное 361 т. Длина 65,66 м (63,2 между перпендикулярами). Ширина 5,96 м. Осадка 1,7м. Механизмы: 3 котла Торникрофта, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 5470 л.с., 30 уз. Запас топлива 40/80 т (уголь). Артиллерия: одно 76-мм и пять 57-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 60 человек.

 

Строились в рамках программы 1896 г. по тому же техническому заданию, что и эскадрен­ные миноносцы предыдущего типа. Торникрофт разработал проект на основе "30-узлово-го" истребителя "Энглер", построенного для своего флота.

При аналогичном вооружении и той же проектной скорости, что и корабли Ярроу, торникрофтовские эсминцы имели существенные отличия в области энергетики, связанные преж­де всего с применением более эффективных кот­лов. Повышение паропроизводительности по­зволило сократить их число до трех, переком­поновать котельные от­деления, объединив ды­моходы и уменьшив на­половину число дымовых труб. Это придавало ко­раблям менее заметный силуэт и, в принципе, по­зволяло установить на палубе дополнительный торпедный аппарат. Кот­лы Торникрофта имели

меньшую, чем котлы Ярроу, высоту и не возвы­шались над верхней палубой, благодаря чему снизилась вероятность поражения энергетичес­кой установки артиллерийским огнем. Низкое расположение центра тяжести котлов способ­ствовало улучшению остойчивости.

Истребители оказались мореходнее своих "собратьев", построенных Ярроу, несмотря на более чем 10-процентную разницу в водоизме­щении. Все корабли превысили контрактную скорость. 23 января 1900 г. "Усугумо" развил на мерной миле 30,602 уз при 35-тонной перегруз­ке. На трехчасовых испытаниях он показал 30,37 уз, "Кагеро" 30,45 уз, а "Сирануи" 30,517 уз. К 1904 г. на них провели модернизацию, аналогичную проведенной на типе "Икадзути".

 

Тип "Муракумо"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Kagero "

"Торникрофт", Чизвик

1897

22.8.99.

1900

искл. 1922

"Murakumo "

"Торникрофт", Чизвик

1897

11.1898

1899

искл. 1921

"Shinonome "

"Торникрофт", Чизвик

1897

15.12.98.

1899

+ 20.7.13.

"Shiranui "

"Торникрофт", Чизвик

1897

14.3.99.

1900

искл. 1922

"Usugumo "

"Торникрофт", Чизвик

1897

26.1.00.

1900

иски. 1922

"Yugiri "

"Торникрофт", Чизвик

1897

26.1.99.

1899

искл. 1921

 

К началу русско-японской войны "Каге­ро", "Муракумо", "Югири", "Сирануи" числи­лись в 5-м отряде истребителей, "Усугумо" и "Синономе" — в 3-м. Действовали под Порт-Артуром. Корабли 3-го отряда участвовали в бою со "Стерегущим".

В ходе Цусимского сражения "Югири" по­лучил повреждения при столкновении с "Харусаме". 28 мая "Сирануи" долго преследовал эс­минец "Громкий" и в конце концов потопил его. Но и русские моряки сражались упорно: в япон­ский корабль попало свыше 20 снарядов, было снесено носовое орудие, четырежды приходи­лось менять флаг. "Муракумо" вел бой с эсмин­цем "Быстрый", который в конце концов зато­пила команда у корейского побережья. Мень­ше повезло "Кагеро" — он так и не смог дог­нать "Грозного", которому удалось прорвать­ся во Владивосток.

Опять же высокой оказалась аварийность в мирное время. 10 мая 1909 г. тайфуном выбросило на берег и серьезно повредило "Муракумо" и "Синономе". Оба были восстановлены: первый в Тоба, второй в Йокосука. Но для "Си­нономе" второй тайфун стал роковым: 20 июля 1913 г. он погиб у побережья Формозы. От того же тайфуна пострадал "Усугумо", но его уда­лось отремонтировать. "Kagero" в конце 1914 г. в составе 13-го дивизиона эсминцев действо­вал под Циндао. В 1918г. "Сирануи" и "Кагеро" разоружили и переклассифицировали в тен­деры и в 1923 г. разобрали в Куре. "Муракумо" и "Югири" в 1921 году стали базами тральщи­ков и миноносцев. "Усугумо" исключен в 1922 г. и сдан на слом в 1927 г.

 

Эскадренные миноносцы типа "Акацуки

 

Водоизмещение: нормальное 363 т, полное 415 т. Длина 68,45м (67,3 между перпендикулярами). Ширина 6,26 м. Осадка 1,7 м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6500 л.с., 31 уз. Запас топлива 40/89 т (уголь). Артиллерия: одно 76-мм, пять 57-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 60 человек.

 

По военному бюджету 1898 г. в рамках ко­раблестроительной программы 1896 г. Ярроу и Торникрофту заказали еще по два истребителя "улучшенного типа". Все условия предыдуще­го технического задания оставались на прежнем уровне. Единственным нововведением стала требуемая Морским Генеральным штабом 31-узловая скорость. Благодаря применению кот­лов с повышенным давлением пара, Ярроу до­вел номинальную мощность машин до 6500 л.с.

На трехчасовых испытаниях 20 ноября 1901 г. "Акацуки" развил 31,121 уз, а затем на шестимильном отрезке —31,3 уз (при индика­торной мощности 6450 л.с.). 29 января 1902 г. на испытания вышел "Касуми". Его результат — 31,295 уз во время трехчасового пробега. До 1904 г. прошли модернизацию как на пре­дыдущих типах. "Касуми" и "Акацуки", как самые современ­ные и совершен­ные корабли япон­ского флота, со­стояли в 1-м отря­де истребителей.

В ночь на 9 февраля 1904 года именно они атако­вали русские ко­рабли на внешнем рейде Порт-Арту­ра, что ознаменова­ло начало русско-японской войны. Надо сказать, что, несмотря на недостаточную продуманность плана нападения, отряд провел атаку весьма удачно. Торпедами "Акацуки" и "Касуми" были повреждены броненосец "Цесаревич" и крейсер "Паллада", причем первый так тяжело, что закончил ремонт лишь в июне. Беспорядоч­ный ответный огонь с русской эскадры японс­ким истребителям повреждений не причинил.

В ночь на 10 марта четыре истребителя 1-го отряда, следуя к Порт-Артуру, натолкнулись на русские эсминцы "Выносливый", "Внима­тельный", "Властный" и "Бесстрашный". Про­тивники обменялись безрезультатными торпед­ными залпами, но "Касуми" и "Акацуки" были повреждены артиллерийским огнем. Всего в японские корабли попало 18 снарядов, погиб­ло 7 человек и 10 ранило. С русской стороны по­страдали "Выносливый" и "Властный".

 

Тип "Акацуки"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Akatsuki"

"Kasumi "

"Ярроу", Поплар

"Ярроу'', Поплар

1901

1901

13.11.01.

23.1.02.

1902

1902

+ 17.5.04.

искл. 1913.

 

"Акацуки" стал первым японским эсмин­цем, погибшим в ходе боевых действий. Это слу­чилось 17 мая в 8 милях юго-западнее полуост­рова Ляотешань. В 22 часа корабль подорвал­ся на мине и мгновенно затонул с 23 членами экипажа во главе с командиром. 36 человек спасли истребители его отряда. "Касуми" в со­ставе 3-го отряда участвовал в Цусимском сра­жении. В 1913г. его исключили из состава фло­та. Причиной стали ненадежные котлы. Затем его использовали в качестве корабля-мишени и в 1920 г. сдали на слом.

 

Эскадренные миноносцы типа "Сиракумо"

 

Водоизмещение: нормальное 342 т, полное 428 т. Длина 67,5 м (65,89 между перпендикулярами). Ширина 6,34 м. Осадка 1,83 м. Механизмы: 4 котла Торникрофта, 2 паровые машины тройного рас­ширения. Мощность и скорость: 7000 л.с., 31 уз. Запас топлива 40/95 т (уголь). Артиллерия: одно 76-мм, пять 57-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 60 человек.

 

Истребители "улучшенного типа", зака­занные Торникрофту по бюджету 1898 г. Для достижения контрактной скорости пришлось поставить четвертый котел и снабдить каждый из них собственной дымовой трубой.

При общей схожести силуэтов тогдашних японских эсминцев истребители Торникрофта отличались протяженным полубаком, обрат­ным срезом кормовой оконечности, отсутстви­ем котельного кожуха и более удлиненными трубами. Номинальная мощность поднялась до 7000 л.с., хотя водоизмещение оказалось мень­ше, чем у "Акацуки".

"Сиракумо" вышел на испытания в янва­ре 1902 г., развив 31,82 уз на шестимильном отрезке. "Асасио" во время трехчасовых испы­таний показал 31,06 уз при мощности машин 7224 л.с. До 1904 г. прошли модернизацию как на предыдущих типах.

К началу войны с Россией состояли в 1-м отряде истребителей. В первую ночь вой­ны торпедировали броненосец "Ретвизан" и в дальнейшем ак­тивно действовали под Порт-Арту­ром. В бою 10 мар­та русский эсминец "Властный" выпус­тил по "Асасио" торпеду, которая прошла буквально в метре от борта, а артиллерийским огнем нанес ему существенные по­вреждения.

 

Тип "Сиракумо"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Shirakumo "

"Торникрофт", Чизвик

1901

1.10.01.

1902

искл. 1922

"Asasio "

"Торникрофт", Чизвик

1901

10.1.02.

1902

искл. 1922

 

Зимой 1904-1905 г. переведены в 4-й отряд истребителей Второй эскадры вице-адмирала X. Камимуры, в составе которого участвовали в Цусимс­ком сражении. Мирное время прошло для этих двух кораблей спокойно. В начале первой мировой войны в составе 13-го дивизиона 2-й эс­кадры эсминцев действовали под Циндао. В 1922 г. исключены из состава флота, в 1923 ра­зоружены и сданы на слом.

 

Эскадренные миноносцы типа "Харусаме"

 

Водоизмещение: нормальное 375 т, полное 435 т. Длина 71,4м (69,2 между перпендикулярами). Ширина 6,57 м. Осадка 1,83 м. Механизмы: 4 котла "Кампон", 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 29 уз. Запас топлива 40/100 т (уголь). Артиллерия: два 76-мм, четыре 57-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 55 человек.

 

Первые эскадренные миноносцы японской постройки. Строились по "послевоенной" про­грамме 1896 г. Проект разработан Торникрофтом на основе предыдущего, но имел определен­ные отличия, вызванные прежде всего желани­ем заказчика (чьи верфи не имели должного опыта миноносного судостроения) получить ко­рабль, пусть не обладающий выдающимися характеристиками, но вполне боеспособный. Истребители проектировались под трехбарабанные тонкотрубные котлы "Кампон" (в рус­скоязычной литературе обычно называются "Канпон"), производство которых разверну­лось в Японии.

Из-за их увеличенных габаритов при­шлось удлинить корпус и сделать его шире, а также вернуться к кожуху котельных отделений, правда, на этот раз он ока­зался гораздо менее заметным, чем на кораблях построй­ки Ярроу.

Проектная мощность состав­ляла 6000 л.с., а скорость 29 уз. Од­нако неопытность японских судостро­ителей привела к тому, что мало кто из истребителей развил контракт­ную скорость. Средний результат составил 28,95 уз при средней мощности 5250 л.с. и водоизмещении 378,5 т. Не по­могла даже новая зауженная форма кормовой оконечности.

 

Тип "Харусаме"

Корабль

Строитель

Заложен Спущен

Введен в строй

Судьба

"Arare"

гос. верфь Куре

5.4.05.

10.5.05.

искл. 1924

"Ariake"

гос. верфь Куре

7.12.04.

24.3.05.

искл. 1925

"Asagiri"

гос. верфь Йокосука

4.1903.

1903

искл. 1922

"Fubuki"

гос. верфь Куре

21.1.05.

28.2.05.

искл. 1925

"Harusame"

гос. верфь Йокосука

1902 31.10.02.

1903

+ 24.11.11.

"Hayatori"

гос. верфь Йокосука

3.1903

1903

+ 3.9.04.

"Murasame"

гос. верфь Йокосука

11.1902

1903

искл. 1922

 

Благодаря возросшему водоизмещению "Харусаме" и другие однотипные с ним кораб­ли с самого начала вооружались двумя 76-мм 40-калиберными орудиями, одно из которых размещалось, как и прежде, на корме, другое на платформе над боевой рубкой. Уже в ходе русско-японской войны подобным образом были перевооружены все истребители. Также изначально устанавливали радиостанции, а на месте компасной площадки ставился второй прожектор.

Корабли, построенные в Йокосука и Куре, различались местом установки грот-мачты: на первых она стояла позади торпедных аппара­тов, на вторых между ними.

Вступившие в строй до начала русско-японской войны "Хаятори", "Харусаме", "Мурасаме" и "Асагири" входили в состав 4-го от­ряда истребителей. Активно участвовали в блокаде Порт-Артура. Несколько кораблей пострадали от подрыва на минах и от артил­лерийского огня.

В ходе сражения в Желтом море 10 авгу­ста 1904 г. в "Асагири" попало несколько сна­рядов. Погибло 9 человек команды, корабль потерял ход. Менее чем через месяц (3 сентяб­ря) "Хаятори" подорвался на мине, постав­ленной русским эсминцем "Скорый" в 2 ми­лях от м. Лунвантань (38°47' с.ш., 12ГЗО' в.д.), и затонул с 20 членами экипажа. Следующим стал "Харусаме". 10 октября он подорвался на мине к юго-западу от Золотой горы, 8 чело­век было ранено.

Ко времени Цусимского сражения в строй вошли "Ариаке", "Араре" и "Фубуки", припи­санные к 1-му отряду истребителей. В этот же отряд был переведен "Харусаме". Во время боя 27 мая артиллерией русских кораблей были по­вреждены "Мурасаме" и "Харусаме", причем второй пострадал еще и при столкновении с "Югири".

Несчастливый "Харусаме" погиб с 45 чле­нами экипажа 24 ноября 1911 года во время шторма в Японском море (34°25' с.ш., 137° в.д.). В декабре его подняли, но не ремонтиро­вали и 1 апреля следующего года исключили и передали на разборку. "Асагири" и "Мураса­ме" принимали участие в операции против Циндао: первый — в составе 12-го дивизиона, второй — 13-го. В 1922 г. оба разоружили, и некоторое время они использовались как ко­рабли-мишени. Три истребителя, построенные в Куре, пошли на слом в 1926 году.

 

Эскадренные миноносцы типа "Асакадзе"

 

Водоизмещение: нормальное 381 т, полное 450 т. Длина 71,25м (69,2 между перпендикулярами). Ширина 6,57 м. Осадка 1,52 м. Механизмы: 4 котла "Кампон", 2 паровые машины тройного расши­рения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 29 уз. Запас топлива 40/100 т угля + 15 т нефти. Артиллерия: два 76-мм/40, четыре 76-мм/28. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 70 человек.

 

Самая массовая серия эсминцев японской постройки. Заказаны по военной программе 1904 г., принятой после начала войны с Росси­ей. Строились в течение четырех лет, а в 1907 г., вместе со всеми предыдущими истребителя­ми, отнесены к эскадренным миноносцам 3-го класса. С технической точки зрения являлись точной копией типа "Харусаме", только котлы, впервые в японской практике, имели смешанное отопление. Благодаря этому возросла даль­ность плавания.

 

Тип "Асакадзе"

Корабль

Строитель

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Asakaze "

"Кавасаки", Кобе

28.10.05.

1.4.06.

искл. 1928

"Asatsuyu"

"Осака Теккосё", Осака

2.4.06.

16.11.06.

+ 10.11.13.

"Ayanami"

гос. верфь Майдзуру

20.3.09.

26.6.09.

искл. 1930

"Harukaze"

"Кавасаки", Кобе

25.12.05.

14.5.06.

искл. 1928

"Hatsuharu"

"Кавасаки", Кобе

12.5.06.

1.3.07.

искл. 1925

"Hatsushimo "

гос. верфь Йокосука

13.5.05.

18.8.05.

искл. 1928

"Hatsuyuki "

гос. верфь Йокосука

8.3.06.

17.5.06.

искл. 1928

"Hayate"

"Осака Теккосё", Осака

22.5.06.

13.6.07.

искл. 1930

"Hibiki"

гос. верфь Йокосука

31.3.06.

6.9.06.

искл. 1928

"Isonami "

гос. верфь Майдзуру

21.11.08.

2.4.09.

искл. 1930

"Kamikaze "

гос. верфь Йокосука

15.7.05.

16.8.05.

искл. 1928

"Kikuzuki"

"Урага", Токио

18.4.07.

20.9.07.

искл. 1930

"Kisaragi"

гос. верфь Йокосука

6.9.05.

19.10.05.

искл. 1928

"Matsukaze"

"Мицубиси", Нагасаки

23.12.06.

15.3.07.

искл. 1925

"Mikazuki"

гос. верфь Сасебо

26.5.06.

12.9.06.

искл. 1928

"Minazuki"

"Мицубиси", Нагасаки

5.11.06.

14.2.07.

искл. 1930

"Nagatsuki "

"Урага", Токио

15.12.06.

31.7.07.

искл. 1930

"Nenohi"

гос. верфь Куре

30.8.05.

1.10.05.

искл. 1928

"Nowake "

гос. верфь Сасебо

25.7.06.

1.11.06.

искл. 1924

"Oite"

гос. верфь Майдзуру

10.1.06.

21.8.06.

искл. 1925

"Shigure "

"Кавасаки", Кобе

3.1906

 

искл. 1925

"Shiratsuyu"

"Мицубиси", Нагасаки

12.2.06.

23.8.06.

искл. 1928

"Shirayuki"

"Мицубиси", Нагасаки

19.5.06.

6.8.06.

искл. 1928

"Shirotae "

"Мицубиси", Нагасаки

30.7.06.

21.1.07.

+ 3.9.14.

"Uranami"

гос. верфь Майдзуру

8.12.07.

2.10.08.

искл. 1930

"Ushio"

гос. верфь Куре

18.7.05.

15.7.05.

искл. 1928

"Uzuki"

"Кавасаки", Кобе

20.9.06.

6.3.07.

искл. 1925

"Wakaba"

гос. верфь Йокосука

25.11.05.

28.2.06.

искл. 1928

"Yayoi"

гос. верфь Йокосука

7.8.05.

23.9.05.

искл. 1925

"Yudachi"

гос. верфь Сасебо

26.3.06.

16.7.06.

искл. 1923

"Yunagi"

гос. верфь Майдзуру

22.8.06.

25.12.06.

искл. 1925

"Yugure"

гос. верфь Сасебо

17.11.05.

26.5.06.

искл. 1928

 

Другое отличие касалось артиллерийско­го вооружения. Слабые 57-мм пушки Готчкисса были заменены четырьмя облегченными 76-мм орудиями с длиной ствола 28 калибров. Не­смотря на небольшую дальность стрельбы, они были более эффективны в ближнем бою из-за большего разрушительного воздействия снаря­дов. Из-за их более многочисленного расчета экипаж увеличился до 70 человек. Это серьез­но ухудшило и без того тяжелые условия оби­таемости.

В 1922-26 гг. несколько кораблей пере­классифицировали в тральщики. С них сняли торпедные аппараты и установили соответству­ющее оборудование. Новое вооружение состо­яло из двух 120-мм 45-калиберных орудий (на месте торпедных аппаратов) и двух 76-мм 40-ка-либерных пушек (на прежних местах).

Ни один из истребителей этой многочис­ленной серии не успел принять участия в русско-японской войне, но после ее окончания они со­ставили костяк миноносных сил Императорско­го флота. Большая часть их активной службы пришлась на мирное время. Однако 10 ноября 1913г. погиб " Асацую", разбившийся на скалах в заливе Ното на острове Хонсю.

Когда Япония вступила в первую миро­вую войну, для действий против германской базы в Китае Циндао выделили мощную 2-ю эскадру Объединенного флота под командова­нием вице-адмирала С. Като. Помимо 5 броне­носцев, 6 крейсеров и нескольких вспомогатель­ных кораблей, в нее входила 2-я эскадра эсмин­цев. Основную часть из ее 20 единиц составля­ли корабли данного типа, распределенные по дивизионам следующим образом: 9-й дивизион: "Сираюки", "Новаке", "Сиротае", "Мацукадзе"; 12-й дивизион: "Аннами", "Исонами", "Уранами"; 5-й дивизион: "Усио", "Ненохи", "Вакаба", "Асакадзе"; 8-й дивизион: "Югуре", "Юдати", "Сирацую", "Микадзуки".

27 августа была установлена блокада бух­ты Циндао. На первой линии, проходившей вплотную к зоне обстрела береговых батарей, действовали эсминцы. Они несли дозор в две смены по 8 кораблей, имея 4 корабля в резерве. График службы был весьма напряженным. До­статочно сказать, что на каждые 48 ходовых часов приходилось всего 72 часа отдыха. В ночь на 3 сентября 1914г. маневрировавший на блокадной линии в условиях тумана "Сиротае" выскочил на камни у о. Лиентао. Повреждения были настолько серьезными, что от его снятия с камней пришлось отказаться. Команду снял другой эсминец, а утром германская канонерс­кая лодка "Ягуар", вышедшая в море под при­крытием береговых батарей, окончательно раз­рушила артиллерийским огнем корпус "Сиро­тае". Японский дозор не был достаточно эффек­тивным. Ночью 17 октября германский мино­носец "S 90" без труда прошел через патрули, вышел в море и потопил старый японский крей­сер "Такачихо", использовавшийся в качестве плавбазы миноносцев.

К моменту окончания войны миноносцы-истребители, несмотря на свой относительно не­большой возраст, считались морально устаревшими. В 1923 году "Асакадзе", "Вакаба", "Усио", "Ненохи", "Кисараги", "Камикадзе", "Хацусимо", "Югуре", "Харукадзе", "Хибики", "Хацуюки" и "Юдати" были переклассифициро­ваны в тральщики (сохранив прежние названия). Видимо, указанное выше пе­ревооружение на них не проводи­лось. В новом качестве они оказались малоэф­фективными, использовались недолго и уже в 1928 году их вывели из состава флота.

В 1925-1926 гг. исключили еще 12 единиц: "Лей", "Оите", "Мацукадзе", "Новаки", "Микадзуки", "Сигуре", "Хацухару", "Сирацую", "Сираюки", "Юнаги", "Удзуки", "Хаяте". Три первых некоторое время использовались в ка­честве мишеней, а остальные пошли на разборку. Дольше всех оставались в строю эсминцы, переоборудованные в тральщики в 1926 году. На этот раз работы проводились более осно­вательно, с полным перевооружением. Вместо названий корабли получили номера: "Исонами" - № 7, "Уранами" — № 8, "Аянами" — № 9, "Минадзуки" — № 10, "Нагацуки" — № 11, "Кикудзуки" — № 12. Они были исключе­ны только в 1930 г.

 

Эскадренные миноносцы типа "Ямабико"

 

Водоизмещение: нормальное 240 т, полное 258 т. Длина 57,91 м. Ширина 5,94 м. Осадка 1,65 м. Механизмы: 8 котлов Ярроу, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 3800 л.с., 26,5 уз. Запас топлива 45/60 т (уголь). Дальность плавания 600 миль (10 уз). Артиллерия: одно 75-мм, три 47-мм. Торпеды: два 381-мм (2x1). Экипаж: 55 человек.

 

Бывшие русские эскадренные миноносцы типа "Сокол". Их прототип, построенный в 1896 г. фирмой "Ярроу", перешагнул 30-узловую отметку и являлся одним из самых быстро­ходных кораблей своего времени. По его про­екту в России было построено еще 26 единиц. Оба рассматриваемых корабля строились по "Программе усиления морских сил на Дальнем Востоке", принятой в 1898 г. Заказ предусмат­ривал постройку миноносцев в Санкт-Петер­бурге с последующей перевозкой по частям и сборкой в Порт-Артуре.

Основным отличием разборных кораблей было наличие восьми уменьшенных котлов Ярроу, более удобных при перевозке парохода­ми. Строительство велось в 1899-1901 гг. Не­вским и Ижорским заводами. При закладке миноносцы названы именами птиц, однако 22 мар­та 1902 года переименованы.

В отличие от эсминцев, строившихся для Балтийского и Черноморского флотов, порт-артурские имели не четыре, а восемь уменьшенных котлов Ярроу. Ко времени русско-японской войны были самыми маленькими из эскадрен­ных миноносцев и имели самое слабое вооруже­ние, состоявшее из одного 75-мм орудия систе­мы Канэ с длиной ствола 50 калибров, трех 47-мм пушек Готчкисса и двух 15-дюймовых тор­педных аппаратов. На испытаниях "Решитель­ный" развил 25,75 уз, "Сильный" — 27 уз.

"Решительный" 11 августа 1904г. прибыл в Чифу, где был интернирован китайскими влас­тями. На следующий день его захватили японс­кие истребители "Асасио" и "Касуми" и вывели в море. Затем его переименовали в "Акацуки", в честь корабля, погибшего под Порт-Ар­туром, а в конце 1905 — начале 1906 г. — в "Ямабико".

 

Тип "Ямабико"

Корабль

Строитель

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Yamabiko" (бывш. "Akatsuki", бывш. русск. "Решительный", бывш. "Кондор")

Невский завод, Санкт-Петербург

31.7.01.

6.1903

искл. 1917

"Fumizuki" (бывш. русск. "Сильный", бывш. "Баклан")

Ижорский завод, Санкт-Петербург

8.6.03.

30.12.03.

искл. 1913

 

"Сильный", тяжело поврежденный 11 но­ября 1904 г. в результате подрыва на мине под Порт-Артуром, не смог прорваться в нейтраль­ный порт и был затоплен на внутреннем рейде крепости 1 января 1905 г. Его подняли в августе того же года и отвели в Такесики на ремонт. Вступил корабль в строй в 1906 г. под названи­ем "Фумидзуки".

По имеющимся данным, во время ремон­та японцы снимали с трофейных эсминцев рус­ские 3-дюймовые орудия, оставив только по три 47-мм пушки производства Армстронга. Однако на фотографиях видно длинностволь­ное орудие на носовой платформе, и, возможно, русское 75-мм орудие заменили на японс­кое 76-мм 40-калиберное. Торпедные аппара­ты заменялись на 18-дюймовые (457-мм). Кот­лы системы Ярроу заменены на японские "Майбара". Установлен радиотелеграф, для чего добавили грот-мачту. На испытаниях оба миноносца развили 27 узлов.

"Акацуки" стал единственным из трофей­ных (бывших русских) кораблей, успевшим при­нять участие в боевых действиях против России. Он достался японцам практически в идеальном техническом состоянии; сказалась и его одно­типность с остальными японскими эсминцами. Вскоре после захвата его включили в 1-й отряд истребителей, в составе которого он участвовал в Цусимском сражении 27 мая 1905 г., получив серьезные по­вреждения от огня русской ар­тиллерии. На следующий день плохо слушавшийся руля ко­рабль протаранил и потопил японский же миноносец № 69. После капитального ремонта и вторичного переименова­ния служил в японском флоте до 1917 года, после чего его разобрали. "Фумидзуки" слу­жил в береговой обороне, в боевых действиях не участвовал и был исклю­чен вместе с остальными трофейными мино­носцами в 1913г.

 

Эскадренные миноносцы типа "Макикумо"

 

Водоизмещение: нормальное 400 т, полное 432 т. Длина 60,2 м (57,2 между перпендикулярами). Ширина 7,2 м. Осадка (носом/кормой) 2,42/3,4 м. Механизмы: 2 локомотивных котла, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и ско­рость: 3350 л.с., 21 уз. Запас топлива: 90 т (уголь). Артиллерия: шесть 47-мм, три 37-мм. Торпеды: два 381-мм (1x1, 1н). Экипаж: 64 человек.

 

Бывшие русские минные крейсера, прямые предшественники эскадренных миноносцев. При их создании предусматривалась следующая сфера деятельности: торпедные атаки, ох­рана эскадры от неприятельских миноносцев, разведывательная и посыльная служба. Несмотря на большие размеры, отличались слабой ар­тиллерией, состоявшей только из мелкокали­берных пушек Готчкисса, чего было явно недо­статочно для борьбы с миноносцами.

 

Тип "Макикумо"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Makikumo" (бывш. русск. "Всадник")

"Крейтон", Або

1892

7.1893

1894

искл. 1913

"Shikinami" (бывш. русск. "Гайдамак")

"Крейтон", Або

1892

7.1893

1894

искл. 1913

 

По сравнению с торпедно-канонерскими лодками других стран, имели менее замет­ный силуэт, тем не менее их мо­реходность не вызывала осо­бых нареканий. Отмечалась только неудовлетворительная управляемость.

При обороне Порт-Артура использовались для сторожевой и тральной службы. "Всадник" потоплен огнем японской бере­говой артиллерии на внутреннем рейде Порт-Артура 15 декабря 1904 г., "Гайдамак" затоплен там же 1 января 1905 г. На следующий день кре­пость капитулировала, и корабли попали в руки японцев, став самыми крупными трофея­ми миноносного класса.

Первый подняли 23-30 октября, второй — 7 октября 1905 года. Несмотря на свой почтенный возраст, отремонтированы и в 1906 г. вош­ли в строй японского флота. Иногда они отно­сятся к классу канонерских лодок.

Во время капитального ремонта локомо­тивные котлы заменили на водотрубные япон­ской системы "Майбара", что позволило кораблям на испытаниях развить 22 узла при 3600 л.с. Пушки заменили на армстронговские того же калибра.

Японцы недолго использовали устарев­шие трофеи, в 1913 г. их исключили из состава флота и в следующем году сдали на слом.

 

Эскадренный миноносец "Сацуки"

 

Водоизмещение: нормальное 350 т, полное 480 т. Длина 64 м. Ширина 6,4 м. Осадка 1,8м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 5700 л.с., 26 уз. Запас топлива 80 т (уголь). Дальность плавания 1200 миль (10 уз). Артиллерия: одно 75-мм, пять 47-мм. Торпеды: три 381-мм (2x1, 1н). Экипаж: 75 человек.

 

В августе 1899 года санкт-петербургский Невский завод заключил с фирмой Ярроу кон­тракт на разработку проекта 350-тонного эс­минца, аналогичного строившимся этой фир­мой для японского флота.

Проект считался весьма передовым, его основными требованиями были скорость не менее 26 узлов; вооружение из одного-двух 75-мм орудий, пяти 47-мм пушек и двух-трех тор­педных аппаратов. По поводу носового аппарата уже тогда высказывались мнения, что он являлся анахронизмом, но отказались от него только на миноносцах второй серии. Помимо трех торпед в аппаратах, корабль нес шесть за­пасных. Машинная установка была типичной для данного класса, множество нареканий вы­зывала только водоотливная система.

Эсминец заложен под названием "Кета", но 22 марта 1902 г. переименован в "Бедовый". В конце 1903 года с группой однотипных кораблей отправился в поход на Дальний Восток, но начало войны с Японией заставило их вернуть­ся. Перед повторным походом на всех эсмин­цах смонтировали радиостанции, для чего ус­тановили грот-мачты, а также расширили ходовые мостики. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры "Бедовый" совершил многомильный переход и участвовал в Цусимском сражении. Захвачен после боя 28 мая 1905 г. Японскими эсминцами "Сазанами" и "Кагеро" южнее о. Дажелет. Вместе с кораблем в плен попал ко­мандующий эскадрой адмирал З.П. Рожественский и его штаб.

 

"Сацуки"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Satsuki" (бывш. русск. "Бедовый", бывш. "Кета")

Невский завод, Санкт-Петербург

1900

4.5.02.

1902

искл. 1913

 

Во время ремонта 1905-1906 гг. установле­ны новые котлы "Майбара" (на испытаниях развил 26 уз). Носовой торпедный аппарат снят, поворотные заменены на 457-мм, Из артиллерии оставлено только пять 47-мм пушек Готчкисса. Экипаж уменьшился до 62 человек.

Хотя официально зачислен в строй уже 14 июня 1905 г., по-настоя­щему стал боеспособным только после капи­тального ремонта. Находился в боевом соста­ве до 1913г., после исключения до 1923 г. был кораблем-мишенью.

 

Эскадренный миноносец "Yamasemi" (бывший китайский "Chien Kang", бывший "Fu Po")

 

Водоизмещение: нормальное 390 т, полное 435 т. Длина 59,9 м. Ширина 6,5 м. Осадка 1,8м. Механизмы: 4 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 32 уз. Запас топлива 80 т (уголь). Артиллерия: два 76-мм, четыре 47-мм. Торпеды: два 457-мм (2x1). Экипаж: 75 человек.

 

Бывший китайский эскадренный миноно­сец "Фу По", один из трех, построенных в 1911-12 гг. фирмой "Шихау" (строительный номер 876) по образцу австро-венгерского эсминца "Велебит". Один из последних представителей многочисленного семейства "30-узловых" ис­требителей.

Первоначально вооружался двумя 76-мм, четырьмя 47-мм пушками и двумя торпедными аппаратами. В 1933 году переименован в "Чжень Кан". Потоплен японской авиацией в Шанхае 27 сентября 1937 года, поднят, отремон­тирован и под названием "Ямабико" включен в состав японского флота. К тому времени мог развивать не более 20 узлов.

В ходе ремонта один торпедный аппарат снят, а вместо двух 47-мм пушек установлено два пулемета. В таком виде корабль использо­вался в качестве патрульного в прибрежных водах Китая. Ветхость и низкие боевые качества привели к тому, что в 1939 г. старый миноно­сец сдали на слом.