Тип «Сендай». 3 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Нака»

«Мицубиси» Иокогама

10 июня 1922. г.

24 марта 1925г.

30 ноября 1925г.

Потоплен 17 февраля 1944 г.

«Сендай»

«Мицубиси» Нагасаки

16 февраля 1922г.

30 октября 1923г.

29 апреля 1924г.

Потоплен: 2 ноября 1943 г.

«Дзинцу»»

«Кавасаки» Кобе

4 августа 1922 г.

8 декабря 1923 г.

31 июля 1925г.

Потоплен: 13 июля 1943 г.

«Како»

Сасебо

15 февраля 1922г.

Заказ аннулирован 17 марта 1922 г.

 

Тип: легкий крейсер (крейсер II класса)

Конструктивное водоизмещение: 5113т, полное водоизмещение: 7100 т.

Длина: 163,07 м (полная), 158,50 м (по ватерлинии), 152,40 м (между перпендикулярами).

Ширина: 14,25 м. Осадка: 4,91 м (средняя).

Энергетическая установка: 4 турбины «Тихон», (« Дзинцу» — 4 турбины «Браун-Кертис»), 12 котлов «Кампон» (11 нефтяных и 1 угольный), 4 вала.

Мощность: 70 000 л.с. Скорость хода — 33 уз.

Запас топлива: 300 т (макс. 570 т) угля + 1010 т (макс. 1200 т) нефти.

Радиус действия: 7800 мор. миль на 10 уз.

Броневая защита: палуба — 51 мм, главный броневой пояс — 64 мм, боевая рубка — 51 мм.

Вооружение: 7 140 мм L/50 (7 1 ств.), 2 80 мм (зен.), 2 13,2 мм зен. пулемета, ТА: 8 533 мм (4 2-х трубных), 80 мин, 1 самолет, 1 катапульта.

Команда: 450 офицеров и матросов.

 

Спуск задержан землетрясением в сентябре 1923 г.

Строительство этих кораблей финанси­ровалось по бюджету 1921-1922 гг., и называ­лись они "крейсерами среднего типа по про­грамме 1920 г.

Первоначально были выделены средства на 4 корабля, по два по программам 1920-1921 и 1921-1922 гг., но в конце концов все они были включены в программу 1921-22 гг. Вследствие Вашингтонских соглашений заказ на строи­тельство "Како" был аннулирован, и корпус корабля, так и не спущенного на воду, разоб­рали в эллинге.

Этот проект мало отличался от проектов крейсеров типа "Нагара", корабли были после­дней, третьей группой "5,5-тысячников". Изме­нения коснулись прежде всего расположения котлов. Дополнительный котел смешанного отопления находился в переднем отделении и имел собственный дымоход, что привело к по­явлению четвертой трубы.

Схема броневой защиты, вооружение, расположение орудий соответствовали кораб­лям предыдущего типа. Машины изготавлива­лись на строительной верфи, но на "Дзинцу" поставили турбины фирмы "Браун-Кертис". Предусматривалась установка взлетной плат­формы над вторым орудием, но позже на этом месте поставили катапульту, и крейсера полу­чили по гидросамолету. На "Дзинцу" это сдела­ли в 1929 г., к 1934 г. — на всех трех кораблях, но катапульты были расположены на брониро­ванной палубе между шестым и седьмым оруди­ями. Для удобств работы с самолетной стрелой установили треногую грот-мачту. Корабли получили гидросамолеты "Кавиниси-94", кото­рые, хотя и были уже устаревшими, но все же оставались на их борту до конца.

В середине 1930-х годов модернизировали носовые надстройки. К 1943 г. усилили зенитное вооружение крейсеров: 80-мм орудия заменили на два 127-мм (с длиной ствола в 50 калибров) универсальных в спаренной установке, а зенит­ная артиллерия малого радиуса действия была представлена 44 25-мм орудиями и шестью 13,2-мм пулеметами.

Легкий крейсер "Сендай" к началу войны на Тихом океане был флагманом 3-й флотилии эсминцев под командованием контр-адмирала Хасимото, состоявшей из 14 единиц. Входя в Южное соединение вице-адмирала Кондо, "Сен­дай" участвовал во вторжении японцев в Ма­лайю. Действуя в Южно-Китайском море, в кон­це января 1942 г. он сопровождал транспорты из Индокитая к Малайскому полуострову, в ночь с 26 на 27 января участвовал в потоплении бри­танского эсминца "Тэнет", когда тот пытался на­пасть на конвой.

В феврале-марте 1942 г. "Сендай" со своей флотилией эсминцев участвовал в высадке десан­та на Палембанг (остров Суматра) и вторжении на Яву. В середине марта он входил в состав Малайского соединения вице-адмирала Одзава и до апреля действовал в Андаманском море, прикрывая Порт Блэр на Андаманских островах и высадку десанта в Рангцие (Бирма).

В конце мая 1942 г. во время битвы за Ми­дуэй "Сендай" со своими эсминцами, которых теперь было 9, входил в состав ядра главных сил (вместе с 3 линкорами, 1 авианосцем и 2 гидроавиатранспортами). Этим соединением коман­довал адмирал И. Ямамото, руководивший всей Мидуэйской операцией.

После реорганизации японского флота в июне 1942 г. легкий крейсер "Сендай" включили в состав 1-го флота, и с начала сентября он и его эсминцы выполнял роль быстроходных транспортов ("токийский экспресс") для уси­ления и снабжения японских войск на острове Гуадалканал, а также решали задачи прикры­тия, нередко вступая в бой с американскими кораблями.

8 сентября 1942 г. "Сендай" и 8 эсминцев обстреляли гавань Тулаги и повредили сто­рожевой катер "УР-346". На этом маленьком судне были ранены три человека, оно выбро­силось на берег.

Участвовал "Сендай" и в бою у Гуадалканала 12-15 ноября 1942 г. С эсминцами: "Уранами", "Сакинами" и "Аянами" он составил отряд поиска 2-й ударной группы вице-адмирала Кон-до. 14 ноября в 22 ч 52 мин "Сендай" попал под огонь американского линкора "Саут Дакота". Быстро поставив дымовую завесу, он полным ходом устремился на север, преследуемый залпа­ми линкора, но прямых попаданий избежал.

15 ноября в 3 ч 20 мин в завершающей фазе боя "Сендай" с эсминцами снимал коман­ду с гибнувшего японского линкора "Киришима". Результатом этого боя явилось уничтоже­ние двух линкоров и одиннадцати транспор­тов, и, хотя американцы понесли большие по­тери в боевых кораблях, для японского флота потери были более серьезными, он не смог вос­полнить утрату.

8 февраля 1943 г. остров Гуадалканал окон­чательно перешел в руки США, и американцы начали продвигаться вдоль цепи Соломоновых островов. Осенью 1943 г. очередь дошла до од­ного из самых крупных — острова Бугенвиль. 2 ноября японцы пытались сорвать высадку аме­риканского десанта на этом острове. Их опера­тивное соединение состояло из 2 тяжелых крей­серов ("Миоко" и "Хагуро"), 2 легких ("Сендай" и "Агано") и 6 эсминцев. Командовал соедине­нием контр-адмирал Омори.

Для защиты своих транспортов и десант­ных судов американцы могли рассчитывать только на соединение адмирала Меррила в со­ставе 4 легких крейсеров: "Денвер", "Коламбия", "Кливленд", "Монпелье" и 8 эсминцев. Боеспо­собность японских кораблей была несколько выше, т. к. их тяжелые крейсера были вооружены 203-мм орудиями, а главный калибр американ­ских легких крейсеров состоял из 152-мм орудий.

Японские корабли были разделены на три группы: "Сендай" с 3 эсминцами образовывали северную, тяжелые крейсера шли в центре, а "Агано" с 3 эсминцами — южнее, на правом фланге. Американские корабли шли в кильватер­ном строю на юг позади противника.

2 ноября в 2 ч 27 мин изображения японс­ких кораблей появились на экране радиолокато­ра "Монпелье" — флагмана американцев.

Первую атаку предприняли американские эсминцы, выпустившие по северной группе япон­ских кораблей мощный торпедный залп. Но в это время японцы изменили курс, и торпеды про­шли мимо. В 2 ч 49 мин Меррил приказал от­крыть огонь, японские корабли сразу же ответи­ли на него, и в дальнейшем, хотя торпедные зал­пы и производились, бой в основном был артил­лерийским и продолжался в течение часа.

Первым объектом атаки американцев ста­ла северная группа противника. Поначалу япон­цы стреляли точно, крейсер "Денвер" получил три попадания 203-мм снарядов, принял воду и на некоторое время вышел из строя. Тогда Меррил приказал поставить ды­мовую завесу, и это обстоя­тельство сыграло очень важ­ную роль. Превосходные ра­диолокаторы позволяли аме­риканцам вести точный огонь через дымовую завесу, а япон­ский адмирал сообщил впос­ледствии, что хотя неоднок­ратно применялись освети­тельные снаряды, обнаружить корабли противника визуаль­но с помощью оптики было очень трудно.

В самом начале боя лег­кий крейсер "Сендай", шед­ший головным в северной группе, получил сильнейшее повреждение от артиллерийс­кого огня. У него заклинило руль, казалось, что весь ко­рабль пылает, на нем начались взрывы. Затем американские крейсера превратили "Сен­дай" в груду обломков. Тем не менее крейсер "Сендай" тонул медленно: в 3 ч 49 мин (по про­шествии часа) его обнаружил эсминец "Чарльз Осберн" и потопил артиллерией.

Когда Омори потерял "Сендай" и эсминец "Хацукадзе", а тяжелые крейсера "Миоко" и "Хагуро" были серьез­но повреждены, японский ад­мирал решил выйти из боя и уходить в Рабаул. По прибытии туда он сразу же был освобожден от командования своим соединением, но оправ­дывал свое поражение плохими условиями ви­димости и боязнью оказаться на рассвете в пре­делах дальности действия американских бом­бардировщиков.

К чести Омори надо сказать, что прибыв в Рабаул, он послал к месту боя подводную лод­ку для спасения уцелевших моряков. Лодка не нашла никого из команды "Хацукадзе", но по­добрала многих с крейсера "Сендай", в том чис­ле командира корабля и адмирала Идзугена. Многие добрались до Бугенвиля на плотах, тем не менее 320 человек из 450 погибли. Американ­цы не имели потерь в корабельном составе. Сна­рядами были повреждены крейсер "Денвер" и эс­минец "Спенс", эсминец "Фут" — торпедой, а на флагманском крейсере "Монпелье" снарядом разбило катапульту. В историографии бой у острова Бугенвиль часто называют "боем в за­ливе Императрицы Августы" (залив на западном берегу острова).

Легкий крейсер "Дзинцу" в начале декаб­ря 1941 г. был флагманом 2-й флотилии эсмин­цев контр-адмирала Танака Второго флота вице-адмирала Иноуэ, который базировался на ост­рове Тайвань. Флотилия состояла из 16 эсмин­цев типов "Асасио" и "Кагеро".

С началом войны его с эсминцами зачисли­ли в Южно-Филиппинское соединение, базиро­вавшееся на острове Палау, и "Дзинцу" принимал участие во множестве десантных операций. Так, 11 декабря 1941 г. японцы произвели высад­ку десанта в Легаспи на южной оконечности острова Лусон.

Хотя здесь был высажен только один пе­хотный батальон, задачей этой операции было установление контроля над стратегически важ­ным проливом Сан-Бернардино. Поэтому для прикрытия было создано внушительное соеди­нение под командованием контр-адмирала Такаги. Кроме "Дзинцу", в него вошли авианосец "Рюдзе", 3 тяжелых крейсера: "Нати", "Хагуро" и "Миоко", 7 эсминцев. Попутно 2 крупных минных заградителя: "Ицукусима" и "Яеяма" под охраной "Дзинцу" и двух эсминцев постави­ли 300 мин в проливе Сан-Бернардино и 133 мины в заливе Суригао. Американская подвод­ная лодка S-39 пыталась помешать постановке мин, но эсминцы так ожесточенно ее атаковали, что подлодка ничего не смогла сделать.

20 декабря "Дзинцу" с 6 эсминцами и минным заградителем "Сиратака" образовал штурмовое соединение для высадки десанта с 14 транспортов в Давао, силы вторжения воз­главлял контр-адмирал Танака, который шел на "Дзинцу". Как и повсюду до этих пор, японцы встретили лишь незначительное со­противление.

22 декабря 9 транспортов с 4000 японских солдат покинули Давао и направились на Холо, их эскортировал "Дзинцу", авианосец "Рюдзе", авиатранспорт "Титосе" и 4 эсминца. К полудню 23 декабря Холо был захвачен, и там была созда­на база для гидросамолетов. В течение 17 дней японцы успешно провели на Филиппинах 9 де­сантных операций. Затем взоры японцев обра­тились на юг: остров Целебес (Сулавеси) и не­большой, но стратегически важный остров Ам-боина восточнее него. 27 января адмирал Танака на "Дзинцу" с 4 эсминцами и первым эшелоном транспортов вышел на Амбоину (Моллукский архипелаг).

Постепенно силы наращивались. Соедине­ние Танаки прикрывали тяжелые крейсера "Нати" и "Хагуро" с 3 эсминцами, 28 января к прикрытию присоединились еще 3 эсминца, 29 января к соединению адмирала Танаки подошла вторая группа транспортов под эскортом 2 эс­минцев и 2 тральщиков, 30 января — 2 эсминца, 3 тральщика и 2 охотника за подводными лод­ками. А так как у союзников на Амбоине было несколько устаревших самолетов, японцы сочли необходимым направить туда авиатранспорт "Титосе" и авианосец "Дзуйхо".

Таким образом японцы подо­шли к Амбоине, имея колоссальное преимущество в надводных, воздуш­ных и десантных силах. В США ста­ли создавать такие крупные соедине­ния только во второй половине 1943 т. Разумеется, о неудаче японцев не могло быть и речи, 3 февраля остров и стратегически важный аэродром на нем были ими захвачены.

17 февраля 1942 г. легкий крей­сер "Дзинцу", остававшийся флаг­манским кораблем адмирала Танака, с эсминцами участвовал в захвате острова Тимор, который к 24 февра­ля попал под контроль японцев. Теперь основные силы Японии го­товились высадиться на Яву, это была самая крупная десантная опе­рация в войне на Тихом океане и одна из крупнейших за всю вторую мировую войну.

18 февраля ее начало запад­ное соединение вторжения, вышед­шее из залива Камран (Индоки­тай), возглавляемое контр-адмира­лом Курита, а "Дзинцу" входил в группу прикрытия восточного со­единения контр-адмирала Насимура. Таким образом, Ява была "взя­та в клещи" со стороны Суматры (запад) и Тимора (восток). Груп­пой прикрытия соединения Насимуры командовал все тот же контр­-адмирал Танака.

27 февраля 1942 г. произошел бой в Яванском море, ставший ро­ковым для союзников. Голландс­кий адмирал Доорман пытался по­мешать высадке японцев на Яву. Его эскадра состояла из 5 крейсе­ров: голландских "Де Рейтер" и "Ява", английского "Эксетер", ав­стралийского "Перт", американс­кого "Хьюстон" и 10 эсминцев (голландских, английских и амери­канских).

Японский конвой насчитывал 41 транспорт, в непосредственном охранении которого находились легкие крейсера "Дзинцу" и "Нака" с 14 эсминцами, а в дальнем при­крытии тяжелые крейсера "Нати" и "Хагуро", своевременно подошедшие к месту боя.

Все складывалось против союзников: они имели корабли четырех различных стран, не имели удовлетворительной связи друг с другом, у них не было заранее намеченного плана боя. К тому же моряки сильно устали от непрерывных походов. Адмирал Доорман сообщал в штаб, на­ходящийся в Сурабае: "Личный состав дошел до полного истощения сил".

Бой начался в 16ч 16 мин, когда японские корабли открыли огонь с максимальной дально­сти. Во время следующих 15 минут японские ко­рабли выпустили 43 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Но артиллерийский огонь японцев был очень эффективным, через час были потоплены два эсминца союзников (голландский "Кортенар", возможно, от торпеды, выпущен­ной с "Дзинцу"). Японские корабли почти не несли потерь, английский эсминец "Электра" обстрелял "Дзинцу", при этом был убит 1 матрос, четверо ранено.

Бой продолжался 7 часов и закончился уже при лунном свете. Японцы потопили оба гол­ландских крейсера и 3 эсминца (2 английских и голландский), не потеряв ни одного корабля. Больше того, на выходе из Яванского моря со­юзники потеряли еще два крейсера: американс­кий "Хьюстон" и австралийский "Перт".

Бой в Яванском море не только открыл японцам путь на остров Ява, но и сам по себе стал одним из крупных поражений союзников. При этом полностью оправдалась тактика япон­цев, использовавших легкие крейсера в качестве лидеров эсминцев, она позволяла эффективно со­четать все преимущества торпедной атаки и ар­тиллерийского боя.

В конце мая 1942 г. "Дзинцу" со своими эс­минцами охранял транспорты, предназначенные, для высадки японских войск на остров Мидуэй. Но высадка не состоялась, поскольку в бою за Мидуэй японцы потерпели поражение.

После реорганизации японского флота "Дзинцу" с эсминцами был приписан ко второму флоту, действовавшему в юго-западной части Тихого океана. В августе он участвовал в высад­ке первого десанта на о-в Гуадалканал. 23 авгу­ста 1942 г. 1500 японских солдат на вспомога­тельном крейсере "Кинрю Мару" и четырех ста­рых эсминцах, превращенных в транспорты, сле­довали к этому острову в сопровождении знаме­нитой второй флотилии эсминцев контр-адми­рала Танаки("Кагеро", "Муцуки", "Яей", "Исокадзе", "Кавакадзе", "Урзуки", "Умикадзе" и "Судзукадзе").

Сам адмирал находился на легком крейсере "Дзинцу". В 9 ч 50 мин конвой был замечен од­ним из американских патрульных самолетов, действовавших с плавбазы "Макинак" у острова Сайта Крус. Были подняты самолеты с авианос­ца "Саратога" и с аэродрома Гандерсон на Гуадалканале. Но врага они не обнаружили.

Танака, узнав о появлении патрульного са­молета, в 13 ч повернул на северо-запад и вывел конвой за пределы радиуса полета бомбардиров­щиков. Поэтому конвой, ничем не потревожен­ный, продолжал двигаться к Гуадалканалу. Но 24 августа в небе появились пикирующие бом­бардировщики "Даунтлесс". Они разыскивали японские авианосцы, но их не обнаружили, а на обратном пути наткнулись на транспорты и их охранение.

"Дзинцу" получил прямое попадание бом­бой между двумя носовыми орудиями. На крейсере начались пожары, был поврежден корпус, затоплены носовые погреба, взрыв убил и ранил 61 человека. Адмирал Танака перенес флаг на эсминец "Кагеро" и приказал "Дзинцу" возвра­щаться на свою базу на остров Трук в сопровож­дении эсминца "Судзукадзе".

В этом бою японцы потеряли авианосец "Рюдзе", старый эсминец и транспорт. У амери­канцев потерь в кораблях не было, но авианосец "Энтерпрайз" был тяжело поврежден и потерял 20 самолетов.

До лета 1943 г. "Дзинцу" ремонтировался и в боевых действиях не участвовал. За это время японцам пришлось оставить остров Гуадалканал, тяжесть боев на юго-западе Тихого океана переместилась в архипелаг Бисмарка.

12 июля 1943 г. японцы сформировали "то­кийский экспресс" в составе легкого крейсера "Дзинцу", 6 эсминцев ("Микадзуки", "Юкикадзе", "Симаи", "Хамакадзе", "Киенами" и "Югуре") и 4 эсминцев-транспортов ("Сацуки", "Микадзуки", "Юнаги" и "Мизукадзе"), на борту которых находились 1200 солдат. Его целью была высадка десанта на острове Коломбангара. На мостике "Дзинцу" больше не стоял контр­-адмирал Танака, он остался на берегу для док­лада начальству, а командовал соединением контр-адмирал Идзаки.

Американский контр-адмирал Эйнсуорт" получил приказ перехватить "экспресс". Он рас­полагал 3 крейсерами ("Гонолулу", "Линдер" и "Сент-Луис") и 10 эсминцами.

13 июля около 1 ч 9 мин головные амери­канские эсминцы начали стрельбу торпедами с дистанции менее 10000 ярдов. "Дзинцу" быстро включил прожектор и ответил артиллерийским огнем и торпедами. После этого огонь открыли все три американских крейсера.

Как это часто бывало на заре использова­ния радиолокации для управления огнем, все корабли сосредоточили огонь на самой крупной цели из появившихся на экране локатора. И та­кой целью, естественно, оказался "Дзинцу". Три крейсера выпустили по нему 2630 (!) снарядов различного калибра. Уже в 1 ч 17 мин было вы­ведено из строя рулевое управление "Дзинцу", он стоял на воде неподвижно. Только в котельное отделение попало более 10 снарядов.

После этого японский крейсер стал беспомощной це­лью для торпедных атак эсмин­цев. Первая торпеда взорва­лась в его кормовом машин­ном отделении, а в 1 ч 45 мин от второго попадания торпедой "Дзинцу" раскололся пополам по линии второй дымовой тру­бы. Обе половины корабля дрейфовали порознь, охвачен­ные огнем и сотрясаемые взры­вами. Погиб по сути дела весь экипаж крейсера: адмирал Идзаки, командир корабля, 482 офицеров, матросов и солдат.

"Дзинцу" был единствен­ным кораблем, который япон­цы потеряли в бою у Коломбангары, американцы же поте­ряли один эсминец и были по­вреждены их крейсера: в ''Сент-Луис" попали 2 японс­кие торпеды, а в "Линдер" и "Гонолулу" по одной. Артил­лерийский огонь японцев ока­зался малоэффективным, толь­ко на "Линдере" была сбита радиомачта.

После боя у Коломбангары японцы стали чаще исполь­зовать для дополнительных операций малые корабли и де­сантные баржи, чем до этого крейсера и эсминцы.

Строительство легкого крейсера "Нака" было задер­жано землетрясением в сентяб­ре 1923 г., захватившим Иоко­гаму. На воду он был спущен 24 марта 1925 г. и вступил в строй 30 ноября 1925 г.

К началу войны на Ти­хом океане "Нака" был флаг­маном 2-го ударного соедине­ния контр-адмирала Нисимуры, нацеленного на северные Филиппины (кроме "Нака" в него входили 7 эсминцев: "Мурасаме", "Юдати", "Харусаме", "Самидаре", "Асагумо",

"Минегумо", "Нацугумо", 6 минных заградите­лей: №№ 7-10, 17 и 19, 6 сторожевых судов и 5 транспортов с войсками). Действуя с Формозы (остров Тайвань) и из Индокитая, это соедине­ние 11 декабря 1941 г. прикрывало десант япон­цев в Винган, а 22 декабря — в заливе Лингаен на западном побережье северной части остро­ва Лусон.

В январе 1942 г. в качестве флагмана 4-й флотилии эсминцев контр-адмирала Насимура "Нака" поддерживал высадку на остров Та­ракан у восточного побережья Борнео и опе­рацию по захвату важной нефтяной базы Балькпапае. Здесь в ночь с 23 на 24 января крейсер чудом избежал попадания торпеды с голландской подводной лодки "К-XVIII" (командир капитан лейтенант Ван-Вельгрун).

В феврале-марте 1942 г. "Нака" со своей флотилией эсминцев (6 единиц), как часть Восточного соединения вторжения, участвовал в высадке десантов на Яву и в бою в Яванском море 27 февраля. В 17 ч 50 мин возглавлявшиеся им эсминцы ата­ковали соединение голландского адмира­ла Доортмана, выпустив по четыре торпе­ды каждый. Однако, хотя дистанция была всего 4400 ярдов, все 24 торпеды прошли мимо. Исход боя был в пользу японцев — заслуга в основном тяжелых крейсеров. "Нака" при этом не получил никаких по­вреждений.

Но 1 апреля 1942 г. на широте ост­рова Рождества (Кристмас) "Нака" был торпедирован американской подводной лодкой "Сивулф" и получил очень серьез­ные повреждения. С большими трудно­стями легкий крейсер "Натори" смог от­буксировать его в Сингапур, где "Нака" прошел первичный ремонт, а для оконча­тельного он был направлен на верфь в Майдзуру. В строй крейсер вернулся по­чти через год — в марте 1943 г.

Осенью 1943 г. американцы присту­пили к освобождению от японских войск островов центральной части Тихого оке­ана. С ноября "Нака" действовал в районе островов Гилберта и Маршалловых, под­держивая, в частности, гарнизоны атол­лов Кваджелейн и Малоэлап.

Американцы продвигались от ост­рова к острову, ломая сопротивление противни­ка преимущественно с помощью самолетов с авианосцев. Особенно решительным оно было на атолле Кваджелейн с его самой большой в мире лагуной. Кваджелейн пал 5 февраля 1944 г., и сразу же после этого был спланирован удар си­лами авианосцев по острову Трук, который по степени укрепленности называли "Гибралтаром Тихого океана".

За двухдневный рейд американской авиа­ции 16-17 февраля на острове Трук были унич­тожены практически все японские самолеты и потоплены легкие крейсера "Нака", "Агано" и 3 эсминца.