Тип «Ойода». 1 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Ойода»

Куре

14 февраля 1941 г.

2 апреля 1942г.

28 февраля 1943г.

Потоплен 28 июля 1945г.

 

Стандартное водоизмещение — 8164 т, полное водоизмещение — 11433 т.

Длина: 192,1 м (полная); 189 м (по ватерлинии); 180 м (между перпендикулярами), ширина: 16,61 м, осадка: 5,94 м (средняя).

Энергетическая установка: 4 турбины, 6 котлов "Кампон", 4 вала.

Мощность: 110000 л.с. при скорости хода 35 уз.

Запас топлива: 2360 т, дальность плавания: 10500 морских миль при скорости хода 18 уз.

Броневая защита: пояс — 51 мм, палуба 38 мм, башни — 25 мм.

Вооружение: 6 152-мм/50 кал. (2 3-х ств.), 8 100-мм/(65 кал. (4 2-х ств.), 12 25-мм.

Торпедное вооружение отсутствует. 4-6 самолетов, 1 катапульта.

Экипаж: около 800 офицеров и матросов.

 

По четвертой расширенной кораблестро­ительной программе 1939 года предусматрива­лось построить 2 крейсера "улучшенного типа "Агано". В соответствии с господствующими тогда взглядами на применение подводных ло­док, эти крейсера должны были стать лидерами их разведывательных флотилий.

Для ведения разведки их хотели снабдить 6 гидросамолетами типа Е15К1 (союзники на­зывали их "Норм"). Заказ был сделан только летом 1939 г. Как у тяжелых крейсеров типа "Тоне", вся их часть от миделя к корме использовалась для самолетов, а орудия главного ка­либра располагались только в носовой части корабля.

Форма корпуса была такой же, как у "Агано" с гладкой палубой и бульбообразным но­сом, хотя вооружение было другим, а броневая защита — более слабой. Для этих крейсеров ис­пользовались трехорудийные башни (калибр 152 мм), которые были спроектированы для тяже­лых крейсеров типа "Могами"(вторая башня возвышалась над первой). Крупнокалиберных зенитных орудий было вдвое больше, чем у " Агано". Это были 100-мм орудия (длина ствола 65 калибров), такие же, как на эсминцах типа "Акидзуки" — лучшие из японских зенитных орудий того времени. Кроме того, зенитное во­оружение составляли 12 25-мм автоматов.

В соответствии с предназначением это был единственный тип крейсеров без торпедного вооружения, что обеспечило экономию веса для установки мощной катапульты и 6 гидросамо­летов. Гидросамолеты типа Е15К1 должны были вести разведку в открытом море и наводить под­водные лодки на обнаруженные цели. По срав­нению с более популярными на флоте самолета­ми Е13А1 (прозвище "Джейк), самолеты Е15 К1 были тяжелее на 454 кг.

Сложность их изготовления привела к тому, что до 1942 гг. было построено только 4 таких самолета, а всего — 15. Шесть таких ма­шин базировались на островах Палау (сейчас Белау), откуда и должен был действовать "Ойо­да". Но вскоре они были уничтожены истребите­лями союзников. Вследствие этого "Ойода" ни­когда не нес на борту более 2 гидросамолетов.

Из-за большого водоизмещения и размерений по сравнению с крейсерами типа "Агано", пришлось увеличить мощность машин до 110000 л.с. при той же скорости хода — 35 узлов. Очень большой была дальность действия: 10500 морс­ких миль.

В 1939 г. заложили лишь один крейсер. В 1942 г. кораблестроительная программа была расширена и предусматривала постройку 5 та­ких единиц, но дальше намерений дело не пошло. Помешала война.

Из-за провала строительства гидросамоле­тов типа Е15К1, что не позволяло крейсеру "Ойода" решать намечавшиеся задачи, весной 1944 г. его вернули в воды метрополии и пёрестрои­ли на верфи Иокосука. Тяжелую катапульту де­монтировали, заменив стандартной, ангар пере­делали в помещение для штаба флота. Кроме того, как и на других крейсерах, усилили легкое зенитное вооружение. К концу войны "Ойода" имел 52 25-мм (12 3-хств., 16 1-ств.) автомата. Был установлен радар.

По окончании ходовых испытаний "Ойода" вошел в состав флота, базировавшийся на остров Трук. В конце декабря 1943 г. крейсер совместно с другими кораблями доставлял вой­ска с Трука в Рабаул (остров Новая Британия) и Кавиенг (остров Новая Ирландия). Возвраща­ясь на Трук 1 января 1944 г., "Ойода" получил легкое повреждение при налете самолетов с авиа­носцев. Так как в следующем месяце остров Трук пал, крейсер перешел на острова Палау (запад­ная часть Каролинского архипелага).

В марте 1944 г. ударные силы США стали угрожать и этому опорному пункту японцев, их корабли покинули его. "Ойода" решили пере­вести в Сингапур. Во время этого похода крей­сер входил в охранение линкора "Мусаси" и был торпедирован американской подводной лодкой "Танн" (командир лейтенант-коммандер Скотт).

После ремонта на верфи Иокосука весной 1944 г. "Ойода" вернулся в состав флота. В ок­тябре 1944 г. после десанта американцев на о-в Лейте крейсер вышел из внутреннего моря в со­ставе северного соединения вице-адмирала Одзава, которое было атаковано авианосными са­молетами США. 25 октября крейсер участвовал в бою у мыса Энганьо,— северной оконечности острова Лусон. После того, как был торпедиро­ван авианосец "Дзуйкаку", "Ойода" стал флаг­манским кораблем и вышел из боя без повреж­дений. После этого "Ойода" посетил порт

Камрань во французском Индокитае (Вьетнам), 26 декабря 1944 г. участвовал в обстреле плац­дарма американцев на острове Миндоро, это было последнее вторжение японского флота в воды Филиппин.

19 марта крейсер перехватили американс­кие самолеты во Внутреннем море. "Ойода" по­лучил 5 попаданий авиабомб и пострадал от близких разрывов. Были сильно повреждены котельное и машинное отделения по правому борту, надстройки находились в плачевном со­стоянии. Пострадала и броня. При спокойном море корабль мог идти лишь 12-узловым ходом. Но он все же добрался до острова в 15 км от во­енно-морской базы Куре.

24-25 июля американская авиация нанесла по кораблям, стоявшим в Куре, сокрушительный удар. Легкий крейсер "Ойода", который тогда был флагманским кораблем командующего Соединенным флотом, был так сильно поврежден, что перевернулся раньше, чем коснулся грунта, хотя стоял на якоре на мелководье. Это был пос­ледний легкий крейсер Японии, погибший на Ти­хом океане в результате боевых действий.

Всего в войне с США и их союзниками приняли участие 25 японских легких крейсеров. Из них 22 (88%) погибли. Пережили войну 3 лег­ких крейсера: "Китаками" и "Касима" были ра­зобраны в 1946-47 гг., а "Сакава" затоплен в 1946 г. при испытании ядерного оружия .

Причины гибели 22 легких крейсеров тако­вы: действия неприятельской авиации — 10 (45%), подводных лодок — 9 (41%), надводных кораблей — 3 (14%). Эти цифры наглядно пока­зывают, что бои между собой надводных кораб­лей уходили в прошлое, а с появлением спустя десятилетие ракетного оружия стали практичес­ки нереальны.