Дополнения

 

Бой подводной лодки «Флэшер» с легким крейсером «Ои»

(Из книги Т. Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне". М., "Иностранная Литература". 1957.)

 

Подводная лодка "Флэшер" покинула Фримантл 19 июня 1944 года, направившись в свой третий бое­вой поход в Южно-Китайское море.

Утром 13 июля 1944 г. "Флэшер" обнаружила еще один конвой и немедленно сообщила об этом подвод­ным лодкам "Англер" и "Криволл". В 8 ч 37 мин эскорт конвоя, обнаружив "Флэшер", направился прямо на нее. Чтобы уклоняться от противника, лодка погрузилась. И хотя противолодочный корабль прошел над местом по­гружения, он не обнаружил ее. Однако это привело к тому, что лодка потеряла конвой из вида.

Следующие шесть дней не принесли ничего но­вого, но затем события приняли совсем неожиданный оборот. Утром 19 июля был замечен корабль на рассто­янии 13500 м. Лодка погрузилась и немедленно пошла на сближение. Целью оказался крейсер типа "Кума". Он шел в сопровождении эскадренного миноносца. В 11 ч 3 мин крейсер появился с левого борта под курсовым углом 30°, и командир лодки начал выходить в атаку.

Не прошло и трех 'минут, как крейсер изменил курс, что давало лодке возможность атаковать против­ника. Командир приказал идти полным ходом, чтобы успеть пересечь курс корабля и произвести залп из кор­мовых торпедных аппаратов. В 11 ч 10 мин выпустили четыре торпеды. Раздалось два взрыва. Опасаясь кон­тратаки, подводная лодка ушла на глубину. Эскадрен­ный миноносец сбросил 15 глубинных бомб. В 12 ч 40 мин "Флэшер" опять всплыла на перископную глубину. Крейсер не двигался; очевидно, он был поврежден. Лодка подошла к нему на дистанцию 2900 м и выпусти­ла из носовых аппаратов четыре торпеды широким ве­ером с таким расчетом, чтобы избежать ошибки. Но, увы! Ни одна из торпед не попала в цель. И вновь эс­кадренный миноносец стал забрасывать лодку глубинными бомбами, и вновь лодка погрузилась, а затем всплыла на перископную глубину.

После первого выстрела, сделанного по крейсе­ру, прошло три часа. Намереваясь закончить бой, ко­мандир приказал еще раз зарядить носовые аппараты, чтобы снова пойти в атаку, когда вверху раздались взры­вы. В 16 ч 51 мин лодка подвсплыла на перископную глубину. В поле зрения находился только один японс­кий эскадренный миноносец. Позже установили, что по­топленным оказался легкий крейсер "Ои" водоизмеще­нием 5700 т.

25 июля "Флэшер" потопила крупное грузовое судно, завершив тем самым свой боевой поход, в ре­зультате которого японцы потеряли несколько торго­вых судов и один легкий крейсер. Но в августе они по­теряли уже не один, а два легких крейсера.

Подводная лодка "Крокер" находилась в Восточ­но-Китайском море. Командир лодки уже участвовал до этого в нескольких боевых походах. Утром 7 августа южнее Нагасаки лодка атаковала легкий крейсер типа "Кума". Крейсер шел переменными курсами, охраняе­мый противолодочным кораблем и самолетом. Заняв выгодную позицию для атаки, лодка произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов. Как только были выпущены торпеды, крейсер, видимо, обнаружив след торпед, отвернул в сторону. Это, несомненно, мог­ло привести к тому, что все торпеды прошли бы мимо цели. Но крейсер сделал новый поворот и лег на пре­жний курс, и одна из торпед попала в цель.

Последующие совместные действия корабля ох­ранения и самолета были малоэффективными. Пока они производили поиск лодки, ее командиру удалось в пе­рископ распознать цель и даже снять на цветную плен­ку торпедированный легкий крейсер "Нагара"..

К концу августа создалось впечатление, что каж­дая американская подводная лодка, выходящая в свой первый боевой поход, обязательно уничтожала японс­кий легкий крейсер. Начало было положено подводны­ми лодками "Сэндленс" и "Блюгил". Их примеру после­довала подводная лодка "Крокер". Затем это стало пре­вращаться в традицию.

Подводная лодка "Хардхед" вышла из Перл-Харбора 27 июля в свой первый боевой поход. Местом на­значения были воды Филиппин. 18 августа в районе острова Минданао при помощи радиолокатора были об­наружены два приближающихся корабля. Командир лодки выбрал объектом атаки крупный корабль. Через полтора часа он уже мог рассмотреть цель в бинокль с расстояния 7000 м. Это был либо тяжелый крейсер, либо линейный корабль.

В 2 ч 37 мин подводная лодка "Хардхед" заняла позицию для атаки и был произведен залп пятью тор­педами М-23 из носовых торпедных аппаратов. Затем командир развернул лодку влево и через три минуты приказал выпустить еще четыре электрические торпе­ды М-18 из кормовых торпедных аппаратов. Никто не слышал ни одного взрыва торпед первого залпа, хотя след торпед говорил о том, что две из них должны были попасть в цель. После второго залпа были замечены и услышаны два взрыва. При свете поднимающегося вверх пламени выступили очертания крупного кораб­ля, похожего на линейный корабль.

Эскортирующий его миноносец уходил на вос­ток малой скоростью; лодка "Хардхед" начала его преследование. Перед самым рассветом она, сблизившись с кораблем, выпустила по нему шесть торпед, но мино­носец уклонился от них. Объектом первой атаки ока­зался легкий крейсер "Натори", который через некото­рое время затонул. Лодка "Сторджен", находясь вбли­зи места гибели корабля, подобрала японского офи­цера и трех матросов, от которых узнала его название и класс. Это несколько снижало успех лодки "Хардер".

Такие ошибки были обычным явлением во время войны, так как ночью трудно судить о подлинных раз­мерах кораблей, а силуэты часто оказывались обман­чивыми. Даже в дневное время цели в горячке боя ка­зались больше своих действительных размеров. Но бы­вали и такие случаи, когда в сообщении говорилось о потоплении легких кораблей, а в действительности ока­зывались потопленными крупные корабли. Крейсера на­поминали эскадренные миноносцы. На экранах радио­локационных установок они изображались примерно одними тем же контуром. Поэтому подводной лодке, которая находилась первый раз в боевом походе, мож­но было простить такую ошибку. В японском флоте так­же имели место случаи преувеличения своих успехов.

С февраля 1944 г. американские подводные лод­ки потопили шесть легких крейсеров: "Агано", "Тацу-та", "Юбари", "Ои", "Нагара" и "Натори".

 

Действия подводной лодки «Джелао» против легкого крейсера «Тама»

 

Группе подводных лодок в составе "Пинтадо", "Аспо" и "Джелао" было приказано перехватить отсту­пающие японские авианосцы. 25 октября в 20 ч 04 мин "Джелао" при помощи радара обнаружила японский корабль, шедший вдоль северо-восточного побережья Лусона со скоростью 16 узлов.

Решив, что обнаружен линейный корабль, ко­мандир лодки приказал подготовить к стрельбе тор­педы, установив их на глубину хода 5 м. Лодка погру­зилась на перископную глубину, и началось сближе­ние с противником. Когда дистанция сократилась до 3600 м, стало ясно, что это не линейный корабль, а легкий крейсер. В 23 ч 01 мин было выпущено три торпеды из носовых торпедных аппаратов, одна из которых попала в цель. Раздался взрыв. Однако крей­сер (вероятно, поврежденный) взял курс на подвод­ную лодку. Лодка развернулась и приготовилась от­крыть стрельбу из кормовых торпедных аппаратов. В решающий момент крейсер изменил курс и тем са­мым подставил себя прямо под удар. Подводная лод­ка выпустила три торпеды из кормовых аппаратов с дистанции 560 м. Все три попали в цель. Вверх под­нялись столбы воды и огня.

Когда спустя некоторое время "Джелао" всплы­ла на поверхность, командир группы лодок, бывший сви­детелем атаки, сообщил о том, что крейсер затонул. Это был японский легкий крейсер "Тама". Вероятно, он был предварительно поврежден в бою у мыса Энганьо, когда американская авианосная авиация совершила на­лет на японские корабли, а "Джелао" нанесла ему смер­тельный удар и отправила на дно. "Тама" был седьмым кораблем этого типа, погибшим от торпед американс­ких подводных лодок в 1944 году. Авианосная авиация продолжала уничтожать корабли этого класса и типа, и к концу года их почти не осталось.

 

Бой подводной лодки «Блюджил» с японским крейсером «Юбари»

 (Из книги Т. Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне". М., "Иностранная Литература". 1957.)

 

В период действий американских подводных ло­док против эскадренных миноносцев от торпед подвод­ных лодок пострадали и японские легкие крейсера. За 1944 год подводные лодки сумели потопить три таких крейсера.

В один из апрельских дней подводная лодка "Блюджил" находилась в районе островов Сонсорол, к юго-западу от островов Палау. Лодка производила поиск кораблей противника. Так как она входила в состав 5-го соединения, базирующегося на Брисбен, ее зада­чей являлась также разведка островов Сонсорол. Группа островов Сонсорол расположена на полпути между ос­тровами Палау и Моротай, и можно было подозревать, что сюда иногда заходят японские военные корабли. Разведка, которую провела "Блюджил", подтвердила предположения.

День 27 апреля был для подводной лодки днем испытания. Она обнаружила крейсер и эсминец, иду­щие мимо одного небольшого острова. Крейсер вско­ре исчез за ним. Капитан-лейтенант Барр направил лодку вперед, чтобы атаковать эскадренный миноно­сец. Пока лодка сближалась, крейсер неожиданно снова появился из-за острова; он шел с большой скоростью

Командир лодки быстро изменил расчетные дан­ные на приборе управления торпедной стрельбой, раз­вернул лодку на боевой курс, определил угол упрежде­ния и выпустил шесть торпед. Он видел огромный столб дыма и огня, затем последовал огромной силы взрыв — торпеда попала в район котельного отделения крейсе­ра. Когда лодка уже погружалась, раздалось почти од­новременно еще два взрыва. Жертвой подводной лодки стал легкий крейсер "Юбари" водоизмещением 3500 т.

 

Потопление подводными лодками «Габилэн» и «Чэрр» крейсера «Исудзу»

(Из книги Т. Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне". М., "Иностранная Литература". 1957.)

 

Крейсер "Исудзу" был последним из легких крей­серов, потопленных подводными лодками. После по­тери Филиппинских островов японские гарнизоны, дис­лоцированные в различных районах Голландской Ост-Индии, были отрезаны друг от друга. Все остававшие­ся еще у Японии корабли были брошены на спасение частей японской армии, разбросанных по различным островам. Морякам была поставлена задача сосредо­точить войска в одном пункте для общей эвакуации.

Крейсер "Исудзу" был в числе других кораблей, посланных в юго-западную часть Тихого океана для пе­ревозки эвакуируемых солдат.

В начале апреля 1945 года крейсер совершал очередной транспортный рейс. Группа подводных ло­док в составе "Весуго", "Габилэн" и "Чэрр" в это же время действовала близ островов Патерностер и Постильон, южнее острова Целебес.

4 апреля утром группа обнаружила крейсер с че­тырьмя эскортными кораблями. Однако ни одна из под­водных лодок не имела возможности его торпедиро­вать. Во время преследования они были вынуждены ук­рыться от японских самолетов и продержались под во­дой до конца дня.

С наступлением темноты подводная лодка "Бесуго" возобновила преследование как раз в то время, когда "Исудзу" и сопровождавшие его эскортные ко­рабли вошли в пролив Сейп. Преследуя противника, "Бесуго" вышла в пролив и потопила один из эскорт­ных кораблей. Тем временем подводные лодки "Чэрр" и "Габилэн" возвратились к своему району патрулирования в окрестностях бухты Бима, у побережья острова Сумбава.

6 апреля в 15 ч в бухту входил крейсер. В 19 ч "Чэрр" всплыла на поверхность, и командир группы ин­формировал о появлении крейсера подводную лодку "Габилэн", приказав ей охранять восточную часть вхо­да в бухту. На следующее утро в 2 ч 55 мин "Чэрр" уста­новила при помощи радара местонахождение крейсе­ра и сообщила об этом на "Габилэн". В 3 ч 25 мин "Га­билэн" доложила об установлении наблюдения за крей­сером. В 4 ч 43 мин командир группы приказал уведо­мить подводную лодку "Габилэн" о том, что "Чэрр" ушла на погружение для атаки. Перед тем как это сообще­ние было передано по радио, подводная лодка "Габи­лэн" донесла, что она атакует противника.

Командир лодки "Чэрр" решил подождать резуль­тата атаки. Но в 5 ч 20 мин было уже достаточно свет­ло, чтобы различить на горизонте силуэт крейсера, и лодка погрузилась.

Вскоре после погружения на перископную глу­бину на "Чэрр" заметили, что строй кораблей против­ника нарушился. Крейсер двигался медленно. В 6 ч 50 мин установили, что это был легкий крейсер "Исудзу"; в перископ было видно, что он слегка накренился. Это означало, что "Габилэн" торпедировала его.

Командир лодки "Чэрр", заняв позицию для ата­ки, в 7 ч 24 мин произвел залп шестью торпедами, три из которых попали в цель. Таким образом, Япония за один год и три месяца потеряла в результате действий подводных лодок 10 легких крейсеров.

 

Бой подводной лодки «Скэйт» с крейсером «Агано»

(Из книги Т. Роско Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне. М., "Иностранная Литература". 1957.)

 

Легкий крейсер "Агано" был одним из наиболее активных крейсеров японского военно-морского фло­та. Это был новый, быстроходный корабль, который во время его крейсерства в 1943 году в южной части Ти­хого океана принимали иногда за "карманный" линкор, а иногда за тяжелый крейсер типа "Како". И, когда в конце дня 16 февраля его надстройки показались на горизонте, командир подводной лодки "Скэйт" тоже ре­шил, что перед ним тяжелый японский крейсер. Это был первый самостоятельный поход командира лодки. "Ага­но", разумеется, был такой целью, которую ни один новичок не хотел бы упустить.

В блестящей подводной атаке, проведенной пе­ред заходом солнца, было выпущено четыре торпеды, из которых три попали в цель. Крейсер "Агано" видел много воздушных налетов. Пережил он и торпедную атаку, когда был поврежден подводной лодкой "Скэмп". Но на сей раз ему не повезло. Получив большие по­вреждения, он качался на волнах, ожидая прихода эс­кадренного миноносца. Но миноносец опоздал. Через несколько часов крейсер затонул.

Спасшиеся члены команды крейсера были по­добраны эскадренным миноносцем "Маикадзэ", ко­торый уже на следующий день был потоплен огнем корабельной артиллерии 58-го оперативного соеди­нения. "Агано" был вторым японским легким крей­сером, потопленным американскими подводными лодками.