На стапеле

 

Все пять броненосцев принадлежали к типу «Кайзер Фридрих III» и носили имена германс­ких императоров.

Закладку киля и постройку пяти броненос­цев нового проекта сметной стоимостью по 19830 тыс.марок, в процессе постройки на стапеле и пе­ред спуском на воду имевших название и обозна­чение, согласно Groner [1], «Эрзац Прёйссен», «Эрзац Фридрих дер Гроссе», «Эрзац Кёниг Вильгельм» и индексы «А» и «В», а при спуске на воду названных, согласно Groner [1] и Hildebrand [2], соответственно, «Кайзер Фридрих III» — го­ловной корабль серии, «Кайзер Вильгельм II», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Кайзер Барба­росса» и «Кайзер Карл дер Гроссе» в 1895-98 гг., произвели на четырёх различных верфях.

После окончания в 1894 г. постройки бро­неносца «Курфюрст Фридрих Вильгельм» типа «Бранденбург» в 1895 г. имперская (казённая) верфь в Вильгельмсхафене получила заказ на по­стройку двух броненосцев, в период постройки на стапеле имевших название «Эрзац Прёйссен» и «Эрзац Фридрих дер Гроссе», в 1898 г. судо­строительный завод «Фридрих Крупп Германия-верфь» в Киле заказ на постройку броненосца «Эрзац Кайзер Вильгельм», в 1897 г. частная верфь «Фридрих Шихау» в Эльбинге (Данциг) заказ на постройку броненосца «А», а в 1898 г. частная верфь «Блом унд Фосс» в Гамбурге заказ на постройку броненосца «В».

Начало истории первой серии броненосцев 1-го класса (с 1899 г. линейных кораблей) типа «Кайзер» пришлось уже на период действия зако­на 1898 г. о флоте. В действительности только «Кайзер Фридрих III» являлся заменой устарев­шего броненосного фрегата «Эрзац Прёйссен».

Вследствие этого первый из вновь строя­щихся кораблей стал темой многих дебатов в рейхстаге, которые в 90-х годах проходили при непосредственном участии статс-секретаря им­перского морского ведомства Хольмана. При этом Хольман в противоположность высшему командованию военно-морского флота — с нео­хотой отстаивал необходимость постройки бро­неносцев такого типа. В результате первый ко­рабль этой серии появился лишь в бюджете 1893-94 гг., а запрос о финансировании следую­щего корабля этой серии включили только в бюд­жет 1894-95 гг., поскольку изначально в бюджете 1893-94 гг. это было отклонено рейхстагом. По­этому выдача заказов верфям и закладка броне­носцев растянулась на 4 года с 1895 г. по 1898 г.

Первым, согласно Hildebrand [2], 5 марта 1895 г., согласно журналу «Морской сборник» №4, 1899 г., 5 апреля на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене заложили киль броненосца «Эрзац Прёйссен», строительный N22, впослед­ствии «Кайзер Фридрих III» — первого броне­носца типа «Кайзер». При его закладке импера­тор Вильгельм II лично забил первую заклёпку. Через полтора года 26 октября 1896 г. на той же верфи заложили киль второго броненосца этой серии «Эрзац Фридрих дер Гроссе», строитель­ный N24, впоследствии «Кайзер Вильгельм II».

Через 15 месяцев, согласно Hildebrand [2], 22 января 1898 г. на стапеле судостроительного завода «Фридрих Крупп Германия-верфь» в Киле заложили киль третьего броненосца серии «Эр­зац Кёниг Вильгельм», строительный N79, впос­ледствии «Кайзер Вильгельм дер Гроссе».

Для постройки четвёртого корабля, имею­щего при закладке обозначение броненосец «А», привлекли частную верфь «Фридрих Шихау», на стапеле которой, согласно Hildebrand [2] и источ­нику [6], ещё через 6 месяцев 3 августа 1898 г. зало­жили киль броненосца «А», строительный N640, впоследствии «Кайзер Барбаросса». Тем самым на этой верфи впервые начали постройку крупных военных кораблей для кайзеровского флота.

Для постройки пятого и последнего систершипа привлекли частную верфь «Блом унд Фосс» в Гамбурге, на стапеле которой, согласно Hildebrand [2] и источнику [5], с разницей в чуть больше месяца от предыдущего, 17 сентября 1898 г. заложили киль первого строящегося на этой верфи крупного боевого корабля, броненосца «В», строительный N136, впоследствии «Кайзер Карл дер Гроссе».