Корабли вступают в строй
Первый броненосец серии, в период постройки на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене имевший название «Эрзац Прёйссен», через 16 месяцев после закладки киля был готов к спуску на воду. Согласно Hildebrand [2], 1 июля 1896 г. состоялся торжественный спуск корабля. В этот день юная императорская чета (Вильгельм II и Августа Виктория) приняла участие в крестинах корабля, и сам император произнёс речь, назвав его «Кайзер Фридрих III».
Фридрих Вильгельм фон Прёйссен 9 марта 1888 г. взошёл под именем кайзера Фридриха HI на трон королевства Пруссии и затем стал кайзером всей Германии. Родился 18 октября 1831 г. и был сыном принца Вильгельма фон Прёйссена, брата короля Фридриха Вильгельма IV. В 1840 г. был обручен со старшей дочерью королевы Великобритании и Ирландии Виктории. Скончался 16 июня 1888 г. Его старший сын Вильгельм II стал кайзером Германии, младший — принцем Генрихом Прусским.
Через год и два месяца, 14 сентября 1897 г. на той же имперской верфи в Вильгельмсхафене при спуске на воду второго броненосца серии, в период постройки на стапеле имевшего название «Эрзац Фридрих дер Гроссе», контр-адмирал принц Генрих Прусский, в то время начальник 2-й дивизии 1-й эскадры, произнёс речь, и совершив обряд крещения, назвал корабль именем своего старшего брата-императора — Кайзера Вильгельма II.
Вильгельм II из рода Гогенцоллернов (27 января 1859 г.— 4 июня 1942 г.) — германский кайзер и король Прусский (1888-1918 г.).
Почти через два года, 1 июня 1899 г. на судостроительном заводе «Фридрих Крупп Германия-верфь» в Киле состоялся спуск на воду третьего корабля серии, в период постройки на стапеле носившего название «Эрзац Кёниг Вильгельм». Незадолго до спуска на воду 29 апреля 1899 г. на верфи произошёл большой пожар, охвативший также эллинг со строящимся кораблём, который, к счастью, был только незначительно повреждён. В торжествах по поводу спуска линкора на воду приняли участие королева Августа Виктория, кронпринц Вильгельм, великая герцогиня Луиза Баденская, единственная дочь кайзера Вильгельма I, и её супруг. Речь на крестинах произнёс кайзер Вильгельм II, а совершение обряда крестин взяла на себя великая герцогиня, назвав корабль «Кайзер Вильгельм дер Гроссе».
Принц Вильгельм фон Прёйссен, второй сын короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, родился 22 марта 1797 г., с 23 октября 1857 г. фактически правил от имени своего брата, короля Фридриха Вильгельма IV, со 2 января 1861 г. король Пруссии, с 18 января 1871 г. немецкий кайзер. Умер 19 марта 1888 г.
Четвертым (через 4 мес.) 18 октября 1899 г. на частной верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге в праздничной обстановке со стапеля на воду спустили заложенный пятым корабль серии, в период постройки на стапеле имевший обозначение «В». Правящий бургомистр Гамбурга Монкеберг совершил обряд крещения, назвав корабль «Кайзер Карл дер Гроссе».
При спуске с речью выступил кайзер Вильгельм II. В этой речи кайзера многозначительно прозвучал его вердикт: «Для нас крайне необходим сильный германский военно-морской флот», имея в виду в связи со стремлением к увеличению флотов основных морских держав расширение действия 1-й статьи закона 1898 г. о флоте.
Карл I — король франков (768-814 гг.). 25 декабря 800 г. в Риме был коронован Папой Лео III на престол римской империи, после чего, являясь англосаксом и языческим норманном (датчанином), пытался объединить народы Европы в единое христианско-германское государственное сообщество. Своими военными подвигами, а также государственной и культурной деятельностью в европейской истории и заслужил звание «Карл Великий». Похоронен в кафедральном соборе в Аахене.
Последним (через полгода) 21 апреля 1900 г. со стапеля частной верфи «Фридрих Шихау» в Данциге спустили на воду броненосец, в период постройки на стапеле имевший обозначение «А». При спуске на воду и совершении обряда крещения речь произнёс статс-секретарь имперского морского министерства вице-адмирал Тирпиц, а принцесса Луиза София фон Прёйссен совершила обряд крещения, назвав корабль «Кайзер Барбаросса».
«Кайзер Фридрих III»
(с 27 февраля 1899 г. линкор)
В составе флота находился с 21 октября 1899 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 20 лет.
Из пяти кораблей типа «Кайзер» броненосец «Кайзер Фридрих III» проектировался и строился как флагманский корабль командующего флотом.
Прошло ещё два года, прежде чем 7 октября 1898 г. корабль предварительно ввели в строй.
На одной из фотографий 1898 г. показан построенный броненосец под военным флагом и вымпелом командира, однако без артиллерийского вооружения, что вызывает удивление. В прежние времена на частных судостроительных верфях построенные корабли ещё до официального ввода в строй, хотя и под командованием морских офицеров, многократно переводили в Киль для установки вооружения. Но как это происходило в 1898 г.?
После продолжительных поисков нашли ответ. В государственном военном архиве нашли акт RM/3v.2556 о «положении по вводу в строй кораблей в 1898 г.», где на странице 12/13 под номером VI «Корабли, проходящие испытания» сказано, что «Кайзер Фридрих III», введен в строй 7 октября 1898 г. Пункт 1. Ходовые испытания без вооружения с заводским экипажем. Временно выведен из строя в феврале 1899 г.»
Скрытый смысл этих документов должен означать, что новые 240-мм орудия фирма Круп-па к этому времени ещё не доставила для установки на корабль, и что с другой стороны, главное управление военно-морских сил хотело возможно скорее определить мореходные качества кораблей нового типа.
Начатые в Вильгельмсхафене и продолженные в Балтийском море интенсивные сдаточные и ходовые испытания проходили беспрерывно (так, например, два старших штаб-офицера прикомандировали для наблюдения за регулярностью ходовых испытаний). При этом прежде всего пытались определить результат применения на таких больших кораблях машинной установки с тремя винтами. Лишь в середине февраля 1899 г. испытания были закончены.
«Кайзер Фридрих III» перевели в Вильгельмсхафен и там временно вывели из состава флота, чтобы имперская верфь смогла провести на нём необходимые доработай. Однако эти работы продолжались дольше, чем было запланировано. Таким образом, окончательное введение в строй состоялось лишь 21 октября 1899 г.
Стапельный период линкора «Кайзер Фридрих III» составил 16 месяцев, достройка на плаву шла 27 месяцев. Всего постройка продолжалась 43 месяца. Довооружение и испытания заняли ещё 10 месяцев.
Кораблем командовали: корветтен-капитан/фрегаттен-капитан Киндт (7 октября 1898 г. - 19 февраля 1899 г.); капитан 1-го ранга Вестпал (февраль 1899 г.); капитан 1-го ранга фон Дреский (октябрь 1899 г. - сентябрь 1900 г.); капитан 1-го ранга Тиле (сентябрь 1900 г.- май 1901 г.); капитан 1-го ранга Тиле (ноябрь 1901 г. - сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга фон Бассе (сентябрь 1902 г.- сентябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Киндерлинг (сентябрь-1903 г. - сентябрь 1907 г.); капитан 1-го ранга Стхамер (август-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Шауманн (июль-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Бегас (август 1914 г. - январь 1915 г.); корветтен-капитан Лассен (январь-март 1915 г.); капитан 1-го ранга Бенке (март-апрель 1915 г.); корветтен-капитан Титце (уменьшенная численность экипажа, апрель 1915 г.); фрегаттен-капитан Буннеман (уменьшенная численность экипажа, апрель-август 1915 г.); капитан-лейтенант Виэр (уменьшенная численность экипажа, август-октябрь 1915 г.); капитан-лейтенант Бэр (уменьшенная численность экипажа, октябрь-ноябрь 1915 г.).
Согласно журналу «Морской сборник» №9, 1896 г. проектное водоизмещение корабля составило 11130 т при средней осадке 7,83 м, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение корабля составило 11758 т (после модернизации 11894 т).
При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины «Кайзера Фридриха III» развили максимальную мощность на валах 13053 л.с., что при частоте вращения валов 107 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,3 уз. (на 0,4 уз. ниже контрактной). Расход угля в среднем составил 58,2 кг/л.с. в час.
Фактическая стоимость постройки броненосца «Кайзер Фридрих III» составила 21.472 тыс.марок или 1822 марку за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку линкоров типа «Бранденбург». Стоимость проведённой в 1908-10 гг. на имперской верфи в Вильгельмсхафене модернизации не известна.
Согласно Groner [1] и Hildebrand [2], первоначально экипаж линкора «Кайзер Фридрих III» насчитывал 651 человек, из них 39 строевых офицеров, инженер-механиков, чиновников, врачей, гардемаринов и кондукторов и 612 унтер-офицеров и матросов. Затем его уменьшили до 622 человек, из них, соответственно, 33 и 589 человек.
«Кайзер Вильгельм II»
(с 27 февраля 1899 г. линкор)
В составе флота находился с 13 февраля 1900 г. по 17 марта 1921 г. Срок службы 21 год.
«Кайзер Вильгельм II» строился как флагманский корабль флота с учётом размещения личного состава штаба флота. На нём имелись жилые помещения для кайзера и его свиты.
Стапельный период линкора «Кайзер Вильгельм II» составил 10,5 месяцев, достройка на плаву 29 месяцев. Всего постройка продолжалась 39,5 месяцев. Проведение испытаний заняло всего 1,5 месяца.
Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Шедер (февраль- сентябрь 1900 г.); капитан 1-го ранга Тиле (сентябрь 1900 г.- октябрь 1901 г. - капитан 1-го ранга Гулих (октябрь 1901 г.- сентябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Кёрпер (сентябрь 1903 г.- сентябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Ланс (сентябрь 1904 г. - сентябрь 1906 г.); корветтен-капитан фон Ресторф (исполняющий обязанности, сентябрь-октябрь 1906 г.); капитан 1-го ранга Шредер (октябрь 1906 г. - сентябрь 1907 г.); фрегаттен-капитан/капитан 1-го ранга граф фон Платен-Хеллермюнд (сентябрь 1907 г. -сентябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Ланге (октябрь 1910 г.- май 1912 г.); капитан 1-го ранга Кранцбюллер (август 1914 г.- июль 1915 г.); капитан-лейтенант Лауберт (уменьшенная численность экипажа, июль 1915 г.); капитан 1-го ранга Кюнеман (июль 1915 г.- ноябрь 1918 г.); корветтен-капитан фон Хуго (ноябрь 1918 г. - 1919 г.); имя неизвестно (1919 г.- сентябрь 1920 г.).
Согласно источнику [4], проектное водоизмещение броненосца «Кайзер Вильгельм II» составило 111 52 т при осадке 7,83 м по конструктивную ватерлинию, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение 11785 т (после модернизации 11894 т).После довольно продолжительной достройки «Кайзер Вильгельм II» в феврале 1900 г. был готов для активной службы. 13 февраля 1900 г. его с полным экипажем предварительно ввели в строй, чтобы после проведения ходовых испытаний ввести в состав 1-й эскадры.
При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора «Кайзер Вильгельм II» развили максимальную мощность на валах 13922 л.с., что при частоте вращения валов 108 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,6 уз. (на 0,1 уз. ниже контрактной). Согласно источнику [4], наибольшая достигнутая на ходовых испытаниях скорость хода составляла 17,725 уз. при мощности машин на валах 13482 л.с.
Когда 13 февраля 1900 г. корабль вошёл в состав флота и на его борту впервые затрепетали флаг и командирский вымпел, это означало знаменательный рубеж в развитии военно-морского флота кайзеровской Германии. С этого дня флот обладал линейным кораблём, специально спроектированным и соответственно оборудованным для выполнения функций флагманского корабля. Флагманским кораблем командующего флотом линкор оставался до 1906 г.
Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Вильгельм II» составила 20.387 тыс.марок или 1730 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.-марок и 1581 марку линкоров типа «Бранденбург». Проведённая в 1910 г. на имперской верфи в Вильгельмсхафене модернизация обошлась казне ещё в 1.501 тыс.марок.
Согласно Groner [1] и Hildebrand [2], в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 622-651 человек.
«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»
( с 27 февраля 1899 г. линкор)
В составе флота находился с 5 мая 1901 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.
Стапельный период линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» составил 16 месяцев, достройка на плаву 21 месяц. Всего постройка продолжалась 37 месяцев. Проведение испытаний заняло ещё 2 месяца.
Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Тиле (май-октябрь 1901 г.); капитан 1-го ранга фон Бассе (октябрь 1901 г. - сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Шёнфельдер (октябрь 1902 г. - октябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Поль (октябрь 1903 г.- октябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Рольман (октябрь 1904 г. - октябрь 1906 г.); капитан 1-го ранга Риве (октябрь 1906 г. - сентябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Рогге (июль-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Кюне (август 1914 г. - февраль 1915 г.); капитан 1-го ранга Фрей (февраль- июнь 1915 г.); корветтен-капитан Келлерман (июнь-октябрь 1915 г.); корветтен-капитан Луринг (октябрь- ноябрь 1915 г.).
Окончание постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» задерживалось. Лишь 19 февраля 1901 г. смогли начать заводские, 18 марта сдаточные ходовые испытания, а 5 мая линкор ввели в строй в состав 1-и эскадры.
Согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение корабля составило 11654 т (после модернизации 11894 т).
При испытаниях на Неукругской мерной миле его паровые машины превысили проектную мощность на валах, развив 13658 л.с., удельная мощность 1,16 л.с./т нормального водоизмещения, что при частоте вращения валов 107 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,2 уз. (на 0,5 уз. ниже контрактной).
Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» составила 20.254 тыс.марок или 1719 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Проведённая в 1908-10 гг. на имперской верфи в Киле модернизация обошлась казне ещё в 1.532 тыс.марок или 136 марок за тонну нормального водоизмещения.
Согласно Hildebrand [2], в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 628-681 человек.
«Кайзер Карл дер Гроссе»
(с 27 февраля 1899 г. линкор)
В составе флота находился с 4 февраля 1902 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.
Стапельный период составил 13 месяцев, достройка на плаву 27 месяцев. Всего постройка продолжалась 40 месяцев. После введения в строй проведение испытаний заняло около месяца.
Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Хееринген (февраль-сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Пошманн (сентябрь 1902 г.- сентябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Эрлих (сентябрь-декабрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Франц (декабрь 1903 г.- сентябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Гюлер (октябрь 1904 г. - сентябрь 1905 г.); капитан 1-го ранга фон Домбровски (сентябрь 1905 г.- сентябрь 1907 г.); капитан 1-го ранга Гёдике (октябрь 1907 г.- сентябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Вилбрандт (сентябрь 1908 г.- сентябрь 1909 г.); капитан 1-го ранга Бенске (август 1914 г.- март 1915 г.); корветтен-капитан Книппинг (уменьшенная численность экипажа, март-сентябрь 1915 г.); корветтен-капитан/фрегаттен-капитан Леонарди (уменьшенная численность экипажа, сентябрь-ноябрь 1915 г.).
Осенью 1900 г. достройка корабля задерживалась из-за длительной забастовки рабочих гамбургской судостроительной верфи. В октябре 1901 г. при переводе в Вильгельмсхафен с рабочими верфи на борту линкор приткнулся к мели в устье реки Эльба. Корпус получил такие повреждения, из-за которых пришлось отложить проведение испытаний до января 1902 г. Из-за необходимости устранения вызванных при этом повреждений лишь 4 февраля 1902 г. его официально смогли ввести в строй. Согласно источнику [5], первый выход на ходовые испытания состоялся 9 января 1902 г.
Согласно журналу «Морской сборник» №12, 1898 г. проектное водоизмещение линкора «Кайзер Карл дер Гроссе» составило 11087 т, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение 11859 т, согласно источнику [5], фактическая наибольшая длина равнялась 125,4 м.
После успешно проведённых в период с 9 января до конца февраля предварительных испытаний 6 марта 1902 г. провели 6-часовые ходовые испытания с форсированной тягой при развитии машинами в среднем не менее 13000 л.с. Во время испытаний паровые машины и котлы работали исправно, котлы легко производили пар в необходимом количестве. Во время проведения ходовых испытаний паровые машины развили среднюю мощность 13833 л.с. при 116 об/мин. Избыточное давление воздуха в огнетрубных котлах поддерживали в пределах 11,5 мм водяного столба, в водотрубных 38 мм. Скорость хода составила около 18 уз. и не могла быть определена точнее из-за туманной погоды. Согласно источнику [5], наибольшая достигнутая на испытаниях скорость хода составила 17,8 уз.
Затем так же вполне успешно провели испытания по управляемости машин, причём подавали самые неожиданные команды, такие как переход с полного переднего хода на полный задний или переход на полный задний ход одной из трёх машин, работающей на полный передний. При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора«Кайзер Карл дер Гроссе» превысили проектную мощность на валах, развив 13874 л.с., что при частоте вращения валов 117 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,8 уз. (на 0,1 уз. выше контрактной).
Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Карл дер Гроссе» составила 20.385 тыс.марок или 1730 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Линкор был единственным не прошедшим модернизацию.
Согласно источнику [5], экипаж насчитывал 665 человек, из них 23 офицера и 16 корабельных гардемарин, согласно Hildebrand [2], в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 667-681 человек.
«Кайзер Барбаросса»
(с 27 февраля 1899 г. линкор)
В составе флота находился с 10 июня 1901 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.
Стапельный период составил 21 месяц, достройка на плаву 13 месяцев. Всего постройка продолжалась 34 месяца. Проведение испытаний заняло около месяца.
Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Вестпал (июнь-октябрь 1901 г.); капитан 1-го ранга Кельнер (октябрь 1901 г. - октябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Франц (октябрь 1902 г.- декабря 1903 г.); фрегаттен-капитан/капитан 1-го ранга Функе (октябрь 1907 г.- сентябрь 1909 г.); капитан 1-го ранга Боссарт (умер) (сентябрь 1909 г.- август 1910 г.); капитан 1-го ранга Боедикер (август- сентябрь 1910 г.); капитан 1-го ранга Ланге (сентябрь- октябрь 1910 г.); с 31 июля по 15 сентября 1911 г. капитан 1-го ранга князь фон Дальвигк цу Люхтенфельс (июль-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга фон Натцмер (август 1914 г. - март 1915 г.); капитан 1-го ранга Шлихт (март-октябрь 1915 г.).
Согласно журналу «Морской сборник» N8, 1901 г., проектное водоизмещение корабля составляло 11233 т при средней осадке 7,83 м, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение 11785 т (после модернизации 11272 т), согласно журналу «Морской сборник» N6, 1900 г., 11600 т.
После окончания постройки во время буксировки в Нейфарвассер «Кайзер Барбаросса» сел на мель, и лишь после углубления русла фарватера до 7 м он 5 мая 1901 г. смог выйти на проведение сдаточных ходовых испытаний.
10 мая «Кайзер Барбаросса» перешёл из Эльбинга (Данциг) в Киль. На переходе котлы работали нормально и производили пар в достаточном количестве. Избыточное давление в зависимости от типа котлов составляло всего 10-30 мм водяного столба, дыма выделялось мало, вибраций вообще не было заметно. В Киле линкор ввели в док для установки на нём подводных ТА. 10 июня 1901 г. будучи в Киле, «Кайзер Барбаросса» вошел в состав флота для проведения сдаточных испытаний.
С 17 по 20 июня 1901 г. произвели предварительные испытания для ознакомления машинной команды с машинами, а затем 8 мая двухчасовые испытания с форсированной тягой, во время которых как машины, так и котлы работали нормально.
На состоявшихся 25-27 июня 50-часовых непрерывных испытаниях при развитии паровыми машинами мощности около 7500 л.с. работа как машин, так и котлов была нормальной. Результаты испытаний: осадка до испытания: носом 7,4 м, кормой 8,24 м; после испытания: носом 6,98 м, кормой 8,14 м. При 94 об/мин, паровые машины фактически развили мощность 7360 л.с. Часовой расход угля на л.с. показал 0,8338 кг; на кв.м колосниковой решётки/час сжигали угля: в котлах цилиндрического типа 82,96 кг, в водотрубных 74,2 кг. Испытания производили при естественной тяге; скорость хода составила 15,5 уз.
5 июля произвели 6-часовое испытание с форсированной тягой при развитии паровыми машинами мощности около 13000 л.с.; машины и котлы работали исправно. Результаты испытаний: осадка до испытания: носом 7,44 м, кормой
8,18 м; после испытания: носом 7,27 м, кормой 8,18 м. При 112,8 об/мин, паровые машины развили мощность 13940 л.с. Давление искусственной тяги воздуха для котлов цилиндрического типа составило 52 мм водяного столба, для водотрубных 11,6 мм, скорость хода 18 уз.
При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора«Кайзер Барбаросса» превысили проектную мощность на валах, развив 13949 л.с., удельная мощность 1,18 л.с./т нормального водоизмещения, что при частоте вращения валов 113 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,8 уз. (на 0,1 уз. выше контрактной).
Во время испытаний при фактическом нормальном водоизмещении 11820 т паровые машины развили мощность на валах 13595 л.с., удельная мощность 1,15 л.с./т водоизмещения, что при частоте вращения валов 112 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,77 уз.
Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Барбаросса» составила 20.301 тыс.марок или 1723 марки за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Стоимость проведённой в 1907-10 гг. на имперской верфи в Киле модернизации не известна.
Согласно Hildebrand [2], в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 628-681 человек.