Корабли вступают в строй

 

Первый броненосец серии, в период пост­ройки на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене имевший название «Эрзац Прёйссен», че­рез 16 месяцев после закладки киля был готов к спуску на воду. Согласно Hildebrand [2], 1 июля 1896 г. состоялся торжественный спуск корабля. В этот день юная императорская чета (Виль­гельм II и Августа Виктория) приняла участие в крестинах корабля, и сам император произнёс речь, назвав его «Кайзер Фридрих III».

Фридрих Вильгельм фон Прёйссен 9 марта 1888 г. взошёл под именем кайзера Фридриха HI на трон королевства Пруссии и затем стал кайзером всей Германии. Родился 18 октября 1831 г. и был сыном принца Вильгельма фон Прёйссена, брата короля Фридриха Вильгельма IV. В 1840 г. был обручен со старшей дочерью ко­ролевы Великобритании и Ирландии Виктории. Скончался 16 июня 1888 г. Его старший сын Вильгельм II стал кайзером Германии, младший — принцем Генрихом Прусским.

Через год и два месяца, 14 сентября 1897 г. на той же имперской верфи в Вильгельмсхафене при спуске на воду второго броненосца серии, в период постройки на стапеле имевшего название «Эрзац Фридрих дер Гроссе», контр-адмирал принц Генрих Прусский, в то время начальник 2-й дивизии 1-й эскадры, произнёс речь, и совер­шив обряд крещения, назвал корабль именем своего старшего брата-императора — Кайзера Вильгельма II.

Вильгельм II из рода Гогенцоллернов (27 января 1859 г.— 4 июня 1942 г.) — германский кайзер и король Прусский (1888-1918 г.).

Почти через два года, 1 июня 1899 г. на су­достроительном заводе «Фридрих Крупп Герма­ния-верфь» в Киле состоялся спуск на воду тре­тьего корабля серии, в период постройки на стапеле носившего название «Эрзац Кёниг Виль­гельм». Незадолго до спуска на воду 29 апреля 1899 г. на верфи произошёл большой пожар, ох­вативший также эллинг со строящимся кораб­лём, который, к счастью, был только незначи­тельно повреждён. В торжествах по поводу спуска линкора на воду приняли участие короле­ва Августа Виктория, кронпринц Вильгельм, ве­ликая герцогиня Луиза Баденская, единственная дочь кайзера Вильгельма I, и её супруг. Речь на крестинах произнёс кайзер Вильгельм II, а со­вершение обряда крестин взяла на себя великая герцогиня, назвав корабль «Кайзер Вильгельм дер Гроссе».

Принц Вильгельм фон Прёйссен, второй сын короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, родился 22 марта 1797 г., с 23 октября 1857 г. фактически правил от имени своего брата, короля Фридриха Вильгельма IV, со 2 января 1861 г. король Пруссии, с 18 января 1871 г. не­мецкий кайзер. Умер 19 марта 1888 г.

Четвертым (через 4 мес.) 18 октября 1899 г. на частной верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге в праздничной обстановке со стапеля на воду спу­стили заложенный пятым корабль серии, в пери­од постройки на стапеле имевший обозначение «В». Правящий бургомистр Гамбурга Монкеберг совершил обряд крещения, назвав корабль «Кайзер Карл дер Гроссе».

При спуске с речью выступил кайзер Виль­гельм II. В этой речи кайзера многозначительно прозвучал его вердикт: «Для нас крайне необхо­дим сильный германский военно-морской флот», имея в виду в связи со стремлением к увеличению флотов основных морских держав расширение действия 1-й статьи закона 1898 г. о флоте.

Карл I — король франков (768-814 гг.). 25 декабря 800 г. в Риме был коронован Папой Лео III на престол римской империи, после чего, яв­ляясь англосаксом и языческим норманном (дат­чанином), пытался объединить народы Европы в единое христианско-германское государственное сообщество. Своими военными подвигами, а так­же государственной и культурной деятельностью в европейской истории и заслужил звание «Карл Великий». Похоронен в кафедральном соборе в Аахене.

Последним (через полгода) 21 апреля 1900 г. со стапеля частной верфи «Фридрих Шихау» в Данциге спустили на воду броненосец, в период постройки на стапеле имевший обозначение «А». При спуске на воду и совершении обряда крещения речь произнёс статс-секретарь импер­ского морского министерства вице-адмирал Тирпиц, а принцесса Луиза София фон Прёйссен совершила обряд крещения, назвав корабль «Кайзер Барбаросса».

 

«Кайзер Фридрих III»

(с 27 февраля 1899 г. линкор)

 

В составе флота находился с 21 октября 1899 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 20 лет.

Из пяти кораблей типа «Кайзер» бронено­сец «Кайзер Фридрих III» проектировался и строился как флагманский корабль командующе­го флотом.

Прошло ещё два года, прежде чем 7 октября 1898 г. корабль предварительно ввели в строй.

На одной из фотографий 1898 г. показан построенный броненосец под военным флагом и вымпелом командира, однако без артиллерийс­кого вооружения, что вызывает удивление. В прежние времена на частных судостроительных верфях построенные корабли ещё до официаль­ного ввода в строй, хотя и под командованием морских офицеров, многократно переводили в Киль для установки вооружения. Но как это происходило в 1898 г.?

После продолжительных поисков нашли ответ. В государственном военном архиве нашли акт RM/3v.2556 о «положении по вводу в строй кораблей в 1898 г.», где на странице 12/13 под но­мером VI «Корабли, проходящие испытания» сказано, что «Кайзер Фридрих III», введен в строй 7 октября 1898 г. Пункт 1. Ходовые испы­тания без вооружения с заводским экипажем. Временно выведен из строя в феврале 1899 г.»

Скрытый смысл этих документов должен означать, что новые 240-мм орудия фирма Круп-па к этому времени ещё не доставила для уста­новки на корабль, и что с другой стороны, глав­ное управление военно-морских сил хотело возможно скорее определить мореходные каче­ства кораблей нового типа.

Начатые в Вильгельмсхафене и продолжен­ные в Балтийском море интенсивные сдаточные и ходовые испытания проходили беспрерывно (так, например, два старших штаб-офицера при­командировали для наблюдения за регулярнос­тью ходовых испытаний). При этом прежде всего пытались определить результат применения на таких больших кораблях машинной установки с тремя винтами. Лишь в середине февраля 1899 г. испытания были закончены.

«Кайзер Фридрих III» перевели в Вильгельмсхафен и там временно вывели из состава фло­та, чтобы имперская верфь смогла провести на нём необходимые доработай. Однако эти работы продолжались дольше, чем было запланировано. Таким образом, окончательное введение в строй состоялось лишь 21 октября 1899 г.

Стапельный период линкора «Кайзер Фридрих III» составил 16 месяцев, достройка на плаву шла 27 месяцев. Всего постройка продол­жалась 43 месяца. Довооружение и испытания за­няли ещё 10 месяцев.

Кораблем командовали: корветтен-капитан/фрегаттен-капитан Киндт (7 октября 1898 г. - 19 февраля 1899 г.); капитан 1-го ранга Вестпал (февраль 1899 г.); капитан 1-го ранга фон Дреский (октябрь 1899 г. - сентябрь 1900 г.); капитан 1-го ранга Тиле (сентябрь 1900 г.- май 1901 г.); ка­питан 1-го ранга Тиле (ноябрь 1901 г. - сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга фон Бассе (сентябрь 1902 г.- сентябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Киндерлинг (сентябрь-1903 г. - сентябрь 1907 г.); капитан 1-го ранга Стхамер (август-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Шауманн (июль-сен­тябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Бегас (август 1914 г. - январь 1915 г.); корветтен-капитан Лассен (январь-март 1915 г.); капитан 1-го ранга Бенке (март-апрель 1915 г.); корветтен-капитан Титце (уменьшенная численность экипажа, апрель 1915 г.); фрегаттен-капитан Буннеман (уменьшенная численность экипажа, апрель-август 1915 г.); ка­питан-лейтенант Виэр (уменьшенная числен­ность экипажа, август-октябрь 1915 г.); капитан-лейтенант Бэр (уменьшенная численность экипажа, октябрь-ноябрь 1915 г.).

Согласно журналу «Морской сборник» №9, 1896 г. проектное водоизмещение корабля соста­вило 11130 т при средней осадке 7,83 м, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоиз­мещение корабля составило 11758 т (после модер­низации 11894 т).

При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины «Кайзера Фридриха III» развили максимальную мощность на валах 13053 л.с., что при частоте вращения валов 107 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,3 уз. (на 0,4 уз. ниже контрактной). Расход угля в среднем составил 58,2 кг/л.с. в час.

Фактическая стоимость постройки броне­носца «Кайзер Фридрих III» составила 21.472 тыс.марок или 1822 марку за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку линкоров типа «Бранденбург». Стоимость проведённой в 1908-10 гг. на имперской верфи в Вильгельмсхафене модер­низации не известна.

Согласно Groner [1] и Hildebrand [2], перво­начально экипаж линкора «Кайзер Фридрих III» насчитывал 651 человек, из них 39 строевых офи­церов, инженер-механиков, чиновников, врачей, гардемаринов и кондукторов и 612 унтер-офице­ров и матросов. Затем его уменьшили до 622 че­ловек, из них, соответственно, 33 и 589 человек.

 

«Кайзер Вильгельм II»

(с 27 февраля 1899 г. линкор)

 

В составе флота находился с 13 февраля 1900 г. по 17 марта 1921 г. Срок службы 21 год.

«Кайзер Вильгельм II» строился как флаг­манский корабль флота с учётом размещения личного состава штаба флота. На нём имелись жилые помещения для кайзера и его свиты.

Стапельный период линкора «Кайзер Виль­гельм II» составил 10,5 месяцев, достройка на плаву 29 месяцев. Всего постройка продолжалась 39,5 месяцев. Проведение испытаний заняло все­го 1,5 месяца.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Шедер (февраль- сентябрь 1900 г.); капитан 1-го ранга Тиле (сентябрь 1900 г.- октябрь 1901 г. - ка­питан 1-го ранга Гулих (октябрь 1901 г.- сен­тябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Кёрпер (сен­тябрь 1903 г.- сентябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Ланс (сентябрь 1904 г. - сентябрь 1906 г.); корветтен-капитан фон Ресторф (исполняющий обязанности, сентябрь-октябрь 1906 г.); капитан 1-го ранга Шредер (октябрь 1906 г. - сентябрь 1907 г.); фрегаттен-капитан/капитан 1-го ранга граф фон Платен-Хеллермюнд (сентябрь 1907 г. -сентябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Ланге (ок­тябрь 1910 г.- май 1912 г.); капитан 1-го ранга Кранцбюллер (август 1914 г.- июль 1915 г.); капи­тан-лейтенант Лауберт (уменьшенная числен­ность экипажа, июль 1915 г.); капитан 1-го ранга Кюнеман (июль 1915 г.- ноябрь 1918 г.); корвет­тен-капитан фон Хуго (ноябрь 1918 г. - 1919 г.); имя неизвестно (1919 г.- сентябрь 1920 г.).

Согласно источнику [4], проектное водоиз­мещение броненосца «Кайзер Вильгельм II» со­ставило 111 52 т при осадке 7,83 м по конструк­тивную ватерлинию, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение 11785 т (после модернизации 11894 т).После довольно продолжительной достройки «Кайзер Вильгельм II» в феврале 1900 г. был готов для активной службы. 13 февраля 1900 г. его с полным экипа­жем предварительно ввели в строй, чтобы после проведения ходовых испытаний ввести в состав 1-й эскадры.

При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора «Кайзер Виль­гельм II» развили максимальную мощность на валах 13922 л.с., что при частоте вращения валов 108 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,6 уз. (на 0,1 уз. ниже контрактной). Согласно источнику [4], наибольшая достигнутая на ходо­вых испытаниях скорость хода составляла 17,725 уз. при мощности машин на валах 13482 л.с.

Когда 13 февраля 1900 г. корабль вошёл в состав флота и на его борту впервые затрепетали флаг и командирский вымпел, это означало зна­менательный рубеж в развитии военно-морского флота кайзеровской Германии. С этого дня флот обладал линейным кораблём, специально спроек­тированным и соответственно оборудованным для выполнения функций флагманского корабля. Флагманским кораблем командующего флотом линкор оставался до 1906 г.

Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Вильгельм II» составила 20.387 тыс.ма­рок или 1730 марок за тонну нормального водо­измещения против, соответственно, 15.832 тыс.-марок и 1581 марку линкоров типа «Бранденбург». Проведённая в 1910 г. на импер­ской верфи в Вильгельмсхафене модернизация обошлась казне ещё в 1.501 тыс.марок.

Согласно Groner [1] и Hildebrand [2], в про­должение службы корабля экипаж насчитывал 622-651 человек.

 

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

( с 27 февраля 1899 г. линкор)

 

В составе флота находился с 5 мая 1901 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.

Стапельный период линкора «Кайзер Виль­гельм дер Гроссе» составил 16 месяцев, дострой­ка на плаву 21 месяц. Всего постройка продолжа­лась 37 месяцев. Проведение испытаний заняло ещё 2 месяца.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Тиле (май-октябрь 1901 г.); капитан 1-го ранга фон Бассе (октябрь 1901 г. - сентябрь 1902 г.); ка­питан 1-го ранга Шёнфельдер (октябрь 1902 г. - октябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Поль (ок­тябрь 1903 г.- октябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Рольман (октябрь 1904 г. - октябрь 1906 г.); капитан 1-го ранга Риве (октябрь 1906 г. - сен­тябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Рогге (июль-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Кюне (ав­густ 1914 г. - февраль 1915 г.); капитан 1-го ранга Фрей (февраль- июнь 1915 г.); корветтен-капитан Келлерман (июнь-октябрь 1915 г.); корветтен-ка­питан Луринг (октябрь- ноябрь 1915 г.).

Окончание постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» задерживалось. Лишь 19 февраля 1901 г. смогли начать заводские, 18 мар­та сдаточные ходовые испытания, а 5 мая линкор ввели в строй в состав 1-и эскадры.

Согласно Hildebrand [2], фактическое нор­мальное водоизмещение корабля составило 11654 т (после модернизации 11894 т).

При испытаниях на Неукругской мерной миле его паровые машины превысили проектную мощность на валах, развив 13658 л.с., удельная мощность 1,16 л.с./т нормального водоизмеще­ния, что при частоте вращения валов 107 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,2 уз. (на 0,5 уз. ниже контрактной).

Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» составила 20.254 тыс.марок или 1719 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Проведённая в 1908-10 гг. на имперс­кой верфи в Киле модернизация обошлась казне ещё в 1.532 тыс.марок или 136 марок за тонну нормального водоизмещения.

Согласно Hildebrand [2], в продолжение служ­бы корабля экипаж насчитывал 628-681 человек.

 

«Кайзер Карл дер Гроссе»

(с 27 февраля 1899 г. линкор)

 

В составе флота находился с 4 февраля 1902 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.

Стапельный период составил 13 месяцев, до­стройка на плаву 27 месяцев. Всего постройка продолжалась 40 месяцев. После введения в строй проведение испытаний заняло около месяца.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Хееринген (февраль-сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Пошманн (сентябрь 1902 г.- сентябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Эрлих (сентябрь-де­кабрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Франц (декабрь 1903 г.- сентябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Гюлер (октябрь 1904 г. - сентябрь 1905 г.); капитан 1-го ран­га фон Домбровски (сентябрь 1905 г.- сентябрь 1907 г.); капитан 1-го ранга Гёдике (октябрь 1907 г.- сен­тябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Вилбрандт (сен­тябрь 1908 г.- сентябрь 1909 г.); капитан 1-го ранга Бенске (август 1914 г.- март 1915 г.); корветтен-капитан Книппинг (уменьшенная численность экипажа, март-сентябрь 1915 г.); корветтен-капитан/фрегаттен-капитан Леонарди (уменьшенная численность экипажа, сентябрь-ноябрь 1915 г.).

Осенью 1900 г. достройка корабля задержива­лась из-за длительной забастовки рабочих гамбургской судострои­тельной верфи. В октябре 1901 г. при переводе в Вильгельмсхафен с рабочими верфи на борту линкор приткнулся к мели в устье реки Эльба. Корпус получил такие по­вреждения, из-за которых при­шлось отложить проведение ис­пытаний до января 1902 г. Из-за необходимости устранения выз­ванных при этом повреждений лишь 4 февраля 1902 г. его офици­ально смогли ввести в строй. Со­гласно источнику [5], первый вы­ход на ходовые испытания состоялся 9 января 1902 г.

Согласно журналу «Морс­кой сборник» №12, 1898 г. про­ектное водоизмещение линкора «Кайзер Карл дер Гроссе» со­ставило 11087 т, согласно Hildebrand [2], фактическое нор­мальное водоизмещение 11859 т, согласно источнику [5], фак­тическая наибольшая длина равнялась 125,4 м.

После успешно проведён­ных в период с 9 января до конца февраля предварительных испы­таний 6 марта 1902 г. провели 6-часовые ходовые испытания с форсированной тягой при разви­тии машинами в среднем не ме­нее 13000 л.с. Во время испыта­ний паровые машины и котлы работали исправно, котлы легко производили пар в необходимом количестве. Во время проведения ходовых испытаний паровые машины развили среднюю мощность 13833 л.с. при 116 об/мин. Избыточное давление воздуха в огнетрубных котлах поддер­живали в пределах 11,5 мм водяного столба, в во­дотрубных 38 мм. Скорость хода составила око­ло 18 уз. и не могла быть определена точнее из-за туманной погоды. Согласно источнику [5], наи­большая достигнутая на испытаниях скорость хода составила 17,8 уз.

Затем так же вполне успешно провели ис­пытания по управляемости машин, причём пода­вали самые неожиданные команды, такие как пе­реход с полного переднего хода на полный задний или переход на полный задний ход одной из трёх машин, работающей на полный пере­дний. При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора«Кайзер Карл дер Гроссе» превысили проектную мощность на валах, развив 13874 л.с., что при частоте вращения валов 117 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,8 уз. (на 0,1 уз. выше контрактной).

Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Карл дер Гроссе» составила 20.385 тыс.марок или 1730 марок за тонну нормального во­доизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Линкор был единственным не прошедшим модернизацию.

Согласно источнику [5], экипаж насчиты­вал 665 человек, из них 23 офицера и 16 корабель­ных гардемарин, согласно Hildebrand [2], в про­должение службы корабля экипаж насчитывал 667-681 человек.

 

«Кайзер Барбаросса»

(с 27 февраля 1899 г. линкор)

 

В составе флота находился с 10 июня 1901 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 18 лет.

Стапельный период составил 21 месяц, дос­тройка на плаву 13 месяцев. Всего постройка продолжалась 34 месяца. Проведение испытаний заняло около месяца.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Вестпал (июнь-октябрь 1901 г.); капитан 1-го ранга Кельнер (октябрь 1901 г. - октябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Франц (октябрь 1902 г.- де­кабря 1903 г.); фрегаттен-капитан/капитан 1-го ранга Функе (октябрь 1907 г.- сентябрь 1909 г.); капитан 1-го ранга Боссарт (умер) (сентябрь 1909 г.- август 1910 г.); капитан 1-го ранга Боедикер (август- сентябрь 1910 г.); капитан 1-го ранга Ланге (сентябрь- октябрь 1910 г.); с 31 июля по 15 сентября 1911 г. капитан 1-го ранга князь фон Дальвигк цу Люхтенфельс (июль-сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга фон Натцмер (август 1914 г. - март 1915 г.); капитан 1-го ранга Шлихт (март-октябрь 1915 г.).

Согласно журналу «Мор­ской сборник» N8, 1901 г., про­ектное водоизмещение корабля составляло 11233 т при средней осадке 7,83 м, согласно Hildebrand [2], фактическое нормальное водоизмещение 11785 т (после модернизации 11272 т), согласно журналу «Морской сборник» N6, 1900 г., 11600 т.

После окончания пост­ройки во время буксировки в Нейфарвассер «Кайзер Барба­росса» сел на мель, и лишь после углубления русла фарва­тера до 7 м он 5 мая 1901 г. смог выйти на проведение сдаточных ходовых испытаний.

10 мая «Кайзер Барбаросса» перешёл из Эльбинга (Данциг) в Киль. На переходе котлы работали нормально и производили пар в доста­точном количестве. Избыточное давление в зависимости от типа котлов составляло всего 10-30 мм водяного столба, дыма выделялось мало, виб­раций вообще не было заметно. В Киле линкор ввели в док для установки на нём подводных ТА. 10 июня 1901 г. будучи в Киле, «Кайзер Барбаросса» вошел в состав флота для проведе­ния сдаточных испытаний.

С 17 по 20 июня 1901 г. произвели предва­рительные испытания для ознакомления машин­ной команды с машинами, а затем 8 мая двухча­совые испытания с форсированной тягой, во время которых как машины, так и котлы работа­ли нормально.

На состоявшихся 25-27 июня 50-часовых не­прерывных испытаниях при развитии паровыми машинами мощности около 7500 л.с. работа как машин, так и котлов была нормальной. Результа­ты испытаний: осадка до испытания: носом 7,4 м, кормой 8,24 м; после испытания: носом 6,98 м, кормой 8,14 м. При 94 об/мин, паровые машины фактически развили мощность 7360 л.с. Часовой расход угля на л.с. показал 0,8338 кг; на кв.м ко­лосниковой решётки/час сжигали угля: в котлах цилиндрического типа 82,96 кг, в водотрубных 74,2 кг. Испытания производили при естествен­ной тяге; скорость хода составила 15,5 уз.

5 июля произвели 6-часовое испытание с форсированной тягой при развитии паровыми машинами мощности около 13000 л.с.; машины и котлы работали исправно. Результаты испыта­ний: осадка до испытания: носом 7,44 м, кормой

8,18 м; после испытания: носом 7,27 м, кормой 8,18 м. При 112,8 об/мин, паровые машины раз­вили мощность 13940 л.с. Давление искусствен­ной тяги воздуха для котлов цилиндрического типа составило 52 мм водяного столба, для водо­трубных 11,6 мм, скорость хода 18 уз.

При испытаниях на Неукругской мерной миле паровые машины линкора«Кайзер Барба­росса» превысили проектную мощность на ва­лах, развив 13949 л.с., удельная мощность 1,18 л.с./т нормального водоизмещения, что при час­тоте вращения валов 113 об/мин, обеспечило ко­раблю скорость хода 17,8 уз. (на 0,1 уз. выше контрактной).

Во время испытаний при фактическом нормальном водоизмещении 11820 т паровые маши­ны развили мощность на валах 13595 л.с., удель­ная мощность 1,15 л.с./т водоизмещения, что при частоте вращения валов 112 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 17,77 уз.

Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Барбаросса» составила 20.301 тыс.марок или 1723 марки за тонну нормального водоизме­щения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Стоимость проведённой в 1907-10 гг. на имперс­кой верфи в Киле модернизации не известна.

Согласно Hildebrand [2], в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 628-681 человек.