Дойчланд

 

Первый "карманный линкор" заложи­ли на верфи "Deutsche Werke" в Киле 5 февраля 1929 г. 19 мая 1931 г. корпус ко­рабля спустили со стапеля, и 1 апреля 1933 г "Дойчланд" вступил в строй.

Уже в мае того же года он участвовал в военно-морском параде в Киле, хотя ис­пытания продолжались до 10 декабря 1933 г. С этого момента "Дойчланд" стал флаг­манским кораблем ВМС Германии.

В начале 1934 г. он провел артиллерий­ские стрельбы в Атлантике, в октябре со­вершил визит в Шотландию, после чего вернулся на верфь для окончания отделоч­ных работ. С 14 марта 1935 г. "Дойчланд" совершил трансатлантический переход в Южную Америку с целью длительного ис­пытания двигателей и за 32 дня прошел 12286 морских миль, после чего участвовал в маневрах германского военного флота. В мае 1936 г. корабль снова стоял на пара­де в Киле, а в июне посетил Копенгаген. Когда в июле 1936 г. в Испании нача­лась гражданская война, Великобритания, Франция, Италия и Германия послали в ис­панские воды свои корабли, чтобы, как было сказано в официальном заявлении, "защитить жизнь и имущество своих граж­дан". Одним из первых иностранных ко­раблей в территориальных водах Испании оказался "Дойчланд", который с 24 июля 1936 г. заходил в них 6 раз. В это же вре­мя "карманный линкор" неоднократно участвовал в маневрах и учебных стрельбах германского флота.

Под вечер 29 мая 1937 г. "Дойчланд", находясь в порту Ивиси на Балеарских ос­тровах, был атакован двумя республикан­скими самолетами, которым удалось по­пасть в него двумя бомбами. Первая из них угодила в щит кормового 150-мм орудия, убив и ранив несколько человек из его рас­чета. Осколки бомбы пробили топливные баки корабельного самолета, вспыхнул бен­зин, что вызвало взрыв боеприпасов.

Последствия второго попадания оказа­лись более тяжелыми: бомба пробила вер­хнюю палубу по правому борту и взорва­лась на расположенной ниже жилой палу­бе, где находилось много свободных от вахты матросов. Начавшийся пожар уда­лось быстро ликвидировать, боеспособность корабля заметно не снизилась, но по­гибли 31 человек. После этого "Дойчланд" был вынужден вернуться в Вильгельмсхафен, а летом 1938 г. его окончательно ото­звали на родину.

В феврале 1939 г. корабль совершил еще один выход в Атлантику на учения и стрельбы, а в марте участвовал в оккупа­ции Германией Мемеля (Клайпеды), причем на его борту находился Адольф Гитлер. В апреле-мае того же года "Дойчланд" сно­ва побывал на маневрах в Атлантике.

Перед началом 2-й мировой войны, 24 августа 1939 г., "Дойчланд" вышел из Вильгельмсхафена и занял позицию южнее Грен­ландии, но только 26 сентября он получил разрешение начать военные действия. Ме­сячное промедление объясняется тем, что Гитлер до последнего надеялся на заклю­чение мира с Англией и Францией после ус­пешного для Германии завершения польской кампании.

Цель боевых действий "карманного линкора" была сформулирована следующим образом: "Дезорганизация и нарушение всеми возможными средствами торгового су­доходства противника". Вступать в бой с военными кораблями, даже более слабыми, предполагалось лишь в том случае, если это способствовало решению главной задачи. О присутствии в океане "Дойчланда" англичанам стало известно лишь 21 октяб­ря, когда на Оркнейские острова прибыл экипаж норвежского судна "Лоренц Хан­сен". Он сообщил, что их судно было по­топлено 14 октября рейдером "Дойчланд" в 400 милях восточнее Ньюфаундленда. Но еще раньше, 5 октября, в 600 милях к востоку от Бермудских островов "карманным линкором" было потоплено английское судно "Стоунгейт", капитан которого смог вернуться на родину только 8 ноября. По совпадению в этот же день "Дойчланд" вернулся в Вильгельмсхафен, пройдя Дат­ским проливом.

Таким образом, за свой выход в ка­честве рейдера "Дойчланд" потопил всего два торговых судна валовой вместимостью 6297 тонн. Неделю спустя после первого похода "Дойчланд" по указанию Гитлера переименовали в "Лютцов". Фюрер опа­сался, что в случае неблагоприятного раз­вития событий заголовок в газетах и жур­налах типа "Германия" (т. е. "Дойчланд") выведена из строя" или, хуже того, "Гер­мания" пущена ко дну" произведут тяже­лые впечатления на немцев.

24-25 ноября 1939 г. "Лютцов" выхо­дил в Скагеррак на перехват торговых су­дов противника, но безрезультатно.

Во время недолгого рейда в Атланти­ку "карманный линкор" страдал от перебо­ев в работе машин. Перед Норвежской опе­рацией их отремонтировали, но за несколь­ко дней до ее начала были обнаружены де­фекты во вспомогательных механизмах. По­этому "Лютцов" пришлось исключить из состава группы, предназначенной для зах­вата Тронхейма, и перевести в более тихо­ходную группу, направлявшуюся в Осло ("Лютцов", тяжелый крейсер "Блюхер", легкий крейсер "Эмден", 3 миноносца и несколько малых кораблей).

Но именно в Осло-фьорде немецкие ко­рабли натолкнулись на сильное противо­действие. Они вошли в этот протяженный фьорд в полночь с 8 на 9 апреля 1940 г. и беспрепятственно миновали первую линию норвежской обороны. Однако в 04 час. 20 мин., когда немецкие корабли проходили узость Дребак, по ним открыла огонь бе­реговая артиллерия. Крейсер "Блюхер" был выведен из строя, и в 06 час. 23 мин. по­топлен торпедами с береговых установок. "Лютцов" получил три попадания 280-мм снарядами, что заметно снизило боеспособ­ность корабля.

После гибели "Блюхера" командование группой принял командир "Лютцова", который решил отвести корабли и выса­дить десант в 10 милях южнее намеченного пункта, примерно в 30 милях от Осло. Только к вечеру 9 апреля с помощью па­рашютного десанта немцам удалось захва­тить столицу Норвегии. Задержка позво­лила норвежцам эвакуировать королевскую семью и вывезти весь золотой запас страны.

При возвращении в Киль, около Хантсхольма в полночь с 10 на 11 апреля "Лютцов" был атакован и серьезно повреж­ден английской подводной лодкой "Спирфиш". У "карманного линкора" оторвало часть кормы, потерян руль и гребные вин­ты, а корабль принял 1300 тонн воды. По­дошедшие противолодочные корабли и ба­зовые тральщики сняли с "Лютцова" боль­шую часть экипажа и к вечеру 13 апреля привели его на буксире в Киль.

Повреждения оказались настолько тя­желыми, что "Лютцов" не принимал уча­стия в боевых действиях целый год. При ремонте на верфи "Дойче Верке" в Киле 9 июля 1940 г. во время налета британской авиации в корабль попала бомба, но не взорвалась.

В строй "Лютцов" вернулся только в 1941 г. 10 июня он направился к выходу из Балтийского моря, чтобы проследовать в Тронхейм, откуда ему предстояло прорвать­ся в Атлантику. Линкор эскортировали лег­кие крейсера "Эмден", "Лейпциг" и пять эсминцев. Но отряд обнаружила британская разведывательная авиация, и 12 июня меж­ду 23 час. 00 мин. и 23 час. 15 мин. со своих баз в Шотландии вылетели 14 бомбарди­ровщиков-торпедоносцев "Бофорт".

13 июня в 02 час. 18 мин. один из са­молетов эскадрильи добился попадания торпедой в "Лютцов", который получил большой крен и на время потерял ход. Через несколько минут в атаку вышли еще два самолета, но сброшенные ими торпеды прошли мимо цели. К 03 час. 20 мин. лин­кор смог дать малый ход и во второй по­ловине дня 14 июня вернулся в Киль. Вы­ход рейдера в океан был сорван. Он вышел из дока лишь в январе 1942 г.

В начале 1942 г. Гитлер приказал пе­ребросить значительные морские и воздуш­ные силы в полярные моря, чтобы бороться с конвоями, которые союзники направля­ли в СССР. 18-26 мая 1942 г. "Лютцов" со­вершил переход в Нарвик. В процессе опе­рации "Ход конем" он должен был действо­вать против ставшего печально известным конвоя "PQ-17", но 3 июля сел на мель вблизи Нарвика и в дальнейших событиях участия не принимал.

После ремонта в Готенхафене (сейчас Гдыня в Польше) "Лютцов" вернулся в Норвегию 10-17 декабря. 30-31 декабря 1942 г. была проведена боевая операция "Раду­га" против конвоя "JW-51B". В ней принял участие и "Лютцов", хотя большой роли он не сыграл. В известной мере это объясня­ется полученным на "карманном линкоре" приказом: после атаки конвоя прорывать­ся в Атлантику. Конвой "JW-51B" состоял из 14 торговых судов с 2 тяжелыми крей­серами ("Шеффилд" и "Ямайка") и 17 лег­кими кораблями охранения.

Германская боевая группа под ко­мандованием вице-адмирала Кюммеца кро­ме "Лютцова" включала тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" и 6 эсминцев. Кюммец намеревался подойти к конвою с кормовых курсовых углов и нанести по нему удар с флангов, для чего немецкая эскадра разде­лилась на два отряда: "Хиппер" с 3 эсмин­цами должен был атаковать конвой с севе­ро-запада, а "Лютцов" и 3 эсминца с юга.

31 декабря 1942 г. в 10 час. 45 мин. ан­глийский корвет "Рододендрон" обнаружил неопознанные цели недалеко от себя к югу. Это был "Лютцов" с эсминцами, приблизившийся к конвою на 2 мили и вполне способный разгромить его. Но конвой спасла погода (периодически на корабли налетали снежные заряды, сильно ограни­чивавшие видимость), а также нерешитель­ность командира "Лютцова", не хотевшего вступать в бой до улучшения ситуации. В это время "Адмирал Хиппер", подошедший к конвою с северо-запада, уничтожил ар­тиллерийским огнем маленький тральщик "Брэмбл" и сильно повредил эсминец "Акейтес", который позже перевернулся и затонул.

Схватка сторон представляла собой ряд коротких, сумбурных боев. "Лютцов" открыл огонь по судам конвоя с дистанции 90 кабельтовых и повредил одно единствен­ное судно. Командир конвоя Склатер сроч­но сделал поворот, приказал поставить ды­мовую завесу и вести эсминцы в атаку на "карманный линкор". Но в это же время "Лютцов" прекратил стрельбу, а в 11 час. 49 мин. адмирал Кюммец отдал приказ на отход. Хотя в 12 час. 30 мин. английские крейсера еще имели соприкосновение с не­мецкими кораблями. Ни одна из сторон се­рьезно не пострадала, и бой на этом закон­чился. В итоге англичане потеряли эсминец и тральщик, немцы эсминец ("Фредерик Эскхольд" был уничтожен огнем тяжелого крейсера "Шеффилд"), конвой же при этом остался почти невредимым.

Отчет командира "Лютцова" звучал пессимистически. В нем говорилось, что "несмотря на то, что вначале общая обста­новка складывалась благоприятно, мы не сумели добраться до конвоя или добиться какого-либо успеха вообще". Все могло сложиться иначе, если бы на "Лютцове" проявили больше решительности и уверен­ности в своих действиях. Предполагавший­ся прорыв "карманного линкора" в Атлан­тику также не состоялся.

Столь неудовлетворительный исход операции привел Гитлера в крайнее раздра­жение. Осыпав флот горькими упреками, фюрер с присущей ему импульсивностью приказал вообще не вводить в бой все лин­коры и тяжелые крейсера, хотя до этого он высоко оценивал (и даже переоценивал) их роль в войне на море.

С этого времени оба оставшихся в строю "карманных линкора" ("Адмирал граф Шпее" погиб в 1939 г.) почти два года исполняли скромную роль учебных кораб­лей. Критической точки достиг и давно назревавший конфликт между Гитлером и ко­мандующим военно-морскими силами адми­ралом Редером, которому пришлось подать в отставку, а на его место был назначен Дениц.

23 сентября - 1 октября 1943 г. "Лют­цов" благополучно совершил переход в Готенхафен, а затем ушел на ремонт в Либаву. Только крупномасштабное наступление Советской армии в Прибалтике осенью 1944 г. заставило "Лютцов" снова вклю­читься в активные боевые действия. В ок­тябре 1944 г. советские войска овладели островами Моонзундского архипелага за исключением полуострова Сворбе на юж­ной оконечности Эзеля (Сааремаа).

При поддержке флота, в том числе группы в составе "карманных линкоров" "Лютцов", "Адмирал Шеер", 3 эсминцев и 4 миноносцев немцы удерживали этот по­луостров почти два месяца (до 22 ноября). "Лютцов" неоднократно (6-13 октября, 23-24 октября и т. д.) подвергал сильному ар­тиллерийскому обстрелу полуостров Сворбе (Сырва) и район Мемеля (Клайпеды), задер­живая продвижение советских войск, а за­тем прикрывая эвакуацию немецких частей.

С отходом войск "Лютцов" сперва был отведен в Данциг, а 9 апреля 1945 г. в Свинемюнде (Свиноуйсыде, Польша). 16 апреля при налете английской авиации на Свинемюнде рядом с линкором упали 5,5-тонные бомбы, сброшенные бомбардиров­щиком "Ланкастер", и причинили ему та­кие повреждения, что корабль сел на грунт. Поскольку "Лютцов" находился на ровном киле, его орудия продолжали уча­ствовать в оборонительных боях против советских войск.

4 мая 1945 г. при уходе немцев из Сви­немюнде корабль подорвал экипаж. Весной 1946 г. специалисты аварийно-спасательной службы советского флота подняли "Лют­цов", а 26 сентября его зачислили в состав ВМФ СССР. Но фактически корабль был законсервирован и передан на хранение тылу флота. Восстановление "Лютцова" оказалось невозможным и 22 июля 1947 г. он, после подрыва на нем нескольких фугас­ных авиабомб, был затоплен в центральной части Балтийского моря. Так или иначе, первый (и не очень удачливый) из вступив­ших в строй "карманных линкоров" Герма­нии оказался и самым долговечным кораб­лем этой серии, прослужив более 16 лет.

 

Хронология

 

Май 1931 г. (Хронология строительства и службы бро­неносных кораблей типа "Дойчланд" из журнала "Морской сборник" (1931-1939 гг.))

19 мая сего года состоялся спуск на воду линкора "Ersatz Preussen", получившего название "Deutschland".

Июнь 1931 г.

Торжественный спуск линкора "Deutschland", проходивший 19 мая сего года в Киле в присут­ствии президента Гинденбурга и свыше 50000 зри­телей, не обошелся без происшествий: во время речи рейхсканцлера Брюнинга линкор преждевре­менно сошел со стапеля, и Гинденбург не успел провести обычного для буржуазного государства ритуала.

Германская пресса иронически заметила, что линкор не смог выдержать длинной речи Брюнинга о Лиге нации, международной солидарности и ра­зоружении.

Июль 1931 г.

С 18 по 20 мая весь флот находился в Киле на спуске линкора "Deutschland"

Февраль 1932 г.

Линкор "Deutschland" вступает в строй вес­ной 1933 г. (этот срок впервые указывается в жур­нале "Marine Rundschau" № 1 за 1932 г. ). Ранее сообщалось, что срок готовности линкора наме­чен на весну или осень 1932 г.

Октябрь 1932 г.

Журнал "Marine Rundschau" сообщает следу­ющие интересные подробности о ходе затянув­шейся постройки линкора "Deutschland", стояще­го у стенки "Deutsche Wenke" в Киле. На нем ус­тановлены передняя надстройка с боевой рубкой, бронированная мачта с постами управления артил­лерийским огнем, широкая дымовая труба и две небольшие мачты со стрелами.

Декабрь 1932 г.

1 октября сего года на казенной верфи в Вильгельмсхафене заложен линкор "С" (Ersatz Braunschweig) типа "Deutschland", готовность ко­торого ожидается в 1936 г.

Март 1933 г.

Линкор "Deutschland" 27 февраля прошлого года перешел из Киля в Вильгельмсхафен для сда­точных испытаний. Первые пробы состоялись 12 января прошлого года. Вступление в строй наме­чено на 1 апреля 1933 г., к чему приурочен спуск на воду линкора "Ersatz Lotharingen". Линкор "Deutschland" укомплектован командой с крейсе­ра "Emden".

Апрель 1933 г.

День 1 апреля явился "большим днем" для германского флота, днем демонстрации морской мощи. В этот день в Вильгельмсхафене праздно­валось вступление в строй линкора "Deutschland" и спуск на воду однотипного линкора "Ersatz Lotharingen", получившего название "Admiral Scheer". Этот день также совпал и с празднова­нием 100-летия со дня рождения "железного кан­цлера" Бисмарка. На торжестве присутствовали во­енный министр нацистов Бломберг и начальник морского управления адмирал Редер.

Июнь 1933 г.

С 22 по 23 мая весь флот был сосредоточен в Кильской бухте для смотра рейхсканцлером Гит­лером (флаг на крейсере "Leipzig"). По окончании учений флот прошел мимо крейсера "Leipzig", причем Гитлеру показали и новый линкор "Deutschland".

Июль 1934 г.

"Deutschland" после завершения артиллерий­ских стрельб с 1 О по 14 апреля находился в нор­вежских фиордах, в учебном плавании, в котором (очевидно, следуя примеру кайзера Вильгельма II) принял участие Гитлер в сопровождении министра обороны и начальника морского управления.

Сентябрь 1934 г.

1 июля 1933 г. в Вильгельмсхафене состоялся спуск на воду третьего броненосного корабля  типа "Deutschland", названного "Admiral Graf Spee". В настоящее время, как известно, "Deutschland" находится в строю, "Admiral Scheer" — в перио­де испытаний, а четвертый однотипный с "Deutschland" корабль заложен также 1 июля.

С 7 по 16 мая соединение линкоров и крей­серов во главе со своим флагманом проводило со­вместные упражнения при участии броненосного корабля "Deutschland".

Ноябрь 1934 г.

Ежегодно весною новейшие германские ко­рабли отправляются в Атлантический океан для проведения артиллерийских стрельб на больших дистанциях. В прошлом году (9 июня) броненос­ный корабль "Deutschland" и легкий крейсер "Koln" посетили о. Мадейру. В этом году "Deutschland" с 10 по 12 августа находился в шведском порту Гетеборг.

Февраль 1935 г.

В отличие от первого из "карманных броне­носцев" "Admiral Scheer" имеет башенновидную фок-мачту, причем дальномерный пост на ней, как и кормовой дальномерный пост, защищен легкой броней. На последних кораблях этого типа пред­ложено поднять носовую башню выше, учитывая, что "Deutschland" принимает на бак очень много воды.

12 ноября 1934 г. начал кампанию броненос­ный корабль "Admiral Scheer".

Март 1935 г.

Сформирован отряд линкоров (командую­щий контр-адмирал Карльс), в который во­шли "Deutschland" (флагманский), "Admiral Scheer","Schleswig-Holstein" и "Schlesien". В декабре 1934 г. "Deutschland" находился в ремонте. "Admiral Scheer" подвергся смотру в открытом море, провел первые артиллерийские стрельбы и перешел в Киль.

Апрель 1935 г.

В январе "Deutschland" стоял в очередном ре­монте на верфи. "Admiral Scheer" проходил проб­ные испытания механизмов и определение скоро­сти хода на мерной миле в Экернферде.

Май 1935 г.

23 февраля броненосный корабль "Deutschland" закончил очередной ремонт и вступил в строй. Броненосный корабль "Admiral Scheer" продолжал пробные испытания в Балтийском море.

По данным журнала "Le Yacht" от 16 марта 1935 г. , "в настоящее время "Deutschland" — флаг­манский корабль флота, a "Admiral Scheer" — флаг­манский корабль соединения линкоров".

Июль 1935 г.

19 апреля "Deutschland" вернулся из загра­ничного плавания в Вильгельмсхафен, во время по­хода он заходил на остров Тринидад.

"Admiral Scheer" заканчивает ряд работ на верфи "Deutsche Werke" в Киле и затем проводил артиллерийские стрельбы, с 25 по 26 апреля вы­шел в море во главе всего соединения на совме­стные учения, после чего все корабли вновь пе­решли на одиночное обучение.

 

Инцидент с немецким линкором "Дойчланд"

(Из книги адмирала Н.Г. Кузнецова "На далеком меридиане". Москва. Издательство Наука. 1971 г.)

 

К маю 1937 г. борьба за каждый транспорт, идущий с военными грузами с Востока, требова­ла участия всей эскадры флота. Крейсеры мятеж­ников, базируясь на Мальорку, занимали фланго­вое положение. Немецкие и итальянские военные корабли оказывали им всяческую помощь. Во вре­мя проведения одной такой операции в конце мая произошел нашумевший случай с бомбежкой ис­панскими самолетами немецкого линкора "Дойч­ланд" и последовавшей за этим бомбардировкой германскими кораблями города Альмерии.

События развернулись следующим образом. 31 мая эскадра республиканских кораблей выш­ла для встречи очередного "игрека" — в данном случае транспорта "Магальянес". Сведения о по­явлении крейсеров мятежников заставили коман­дование флота маскировать свои намерения, чтобы отвлечь внимание противника от намеченной точки встречи. Избрав объектом диверсии порт на ост­рове Ибиса, республиканский флот направился туда, чтобы обстрелять порт, а с наступлением темноты следовать к месту встречи "игрека" около мыса Бон. Транспорт был крупный, и груз на нем требовал особого обеспечения.

Подойдя к порту и обнаружив там немецкий линкор, командующий флотом М. Буиса решил не осложнять международную обстановку и отказать­ся от обстрела берега. Тем более что основная цель — привлечь к себе внимание противника — уже была достигнута. Эскадра повернула на юг. Но, кроме кораблей, в этой операции участвовали и самолеты.

В назначенный час звено самолетов появи­лось над островом для одновременной с кораб­лями атаки. Однако с самолетов значительно труд­нее, чем с судов, правильно оценить обстановку, да и вмешаться в действия самолетов, когда они находятся в воздухе, не всегда возможно. По сло­вам летчика, их машины над островом Ибиса были обстреляны с линкора. В ответ самолеты сбросили на него бомбы, которые попали в кормовую часть корабля. Количество жертв на "Дойчланде" дос­тигло 80 человек. Когда эскадра, выполняя свое основное задание, шла навстречу транспорту,

радио всех стран передавало сенсационную но­вость о "нападении" испанских самолетов на гер­манский линкор. "Дойчланд" направился в Гибрал­тар, передавая просьбу обеспечить ему возмож­ность ремонта, а также приготовить определенное количество гробов "для отправки останков погиб­ших на родину".

Между немецкими кораблями шли лихорадоч­ные переговоры. Затевалось что-то недоброе. При­бывший ко мне в этот вечер из Мурсии генерал Дуглас очень интересовался создавшейся обста­новкой и обсуждал со мной меры предосторожно­сти. Помнится, напряжение было так велико, что не исключалась возможность объявления Герма­нией войны республиканской Испании.

Следующий день прошел спокойно. Только в эфире на все лады обсуждался происшедший эпизод и делались различные предположения. Картахена, как сильно укрепленная база, исклю­чалась в качестве возможного объекта для напа­дения со стороны немецких кораблей, а об ос­тальных портах и приморских городах можно было только гадать.

Ночью 1 июня, когда "игрек" был уже успешно встречен и под охраной всей эскадры двигался в Картахену, произошла встреча республиканского флота с немецкими кораблями. Затемненная эс­кадра республиканцев неожиданно натолкнулась на соединение германских военных судов. Это были линейный корабль "Шеер" и три эскадрен­ных миноносца. Полностью освещенная немецкая эскадра собиралась в точке рандеву. Захваченные врасплох, немецкие корабли быстро подняли свои национальные флаги и осветили их прожектора­ми. Но нападать на них никто не собирался. Обе эскадры быстро разошлись.

На следующее утро, когда республиканский флот входил в свою базу, немецкие корабли по­явились у Альмерии и без всякого предупрежде­ния начали варварский обстрел города. В резуль­тате было разрушено несколько десятков зданий и погибло много гражданского населения.

На этом и закончился эпизод с линкором "Дойчланд".

 

Повреждения германского тяжелого крейсера "Лютцов".

(Из книги И.М. Короткими "Боевые поврежде­ния надводных кораблей". Судпромгиз 1960 г.)

 

25 июня 1940 г. тяжелый крейсер "Лютцов" в составе группы кораблей участвовал в операции по овладению портом Тронхейм (Норвегия), пос­ле чего был причислен к группе, базировавшей­ся на Осло. На пути к Осло корабль получил пря­мое попадание торпеды, выпущенной с английс­кой подводной лодки.

Торпеда попала в корабль с левого борта в район 14-15 шп. у начала кормового подзора. Взрыв произошел при ударе торпеды в кронштейн левого гребного вала; кормовая оконечность ко­рабля надломилась и провисла вниз. Надлом начинался на вертикальном киле у 25 шп., прохо­дил наклонно до броневого пояса на 27-28 шп., за­тем продолжался по соединению этого пояса с об­шивкой борта и с уширенным поясом брони на 31 шп. Далее разрыв шел по ширстреку, где от про­висания корпуса образовалась сквозная щель шириной 400-500 мм, проходившая по верхней палубе на оба борта. Левый борт на протяжении нескольких метров имел глубокие вмятины без сквозных пробоин, но с разрывами, большей ча­стью по заклепочным соединениям броневых конструкций. Лист 50-мм бортовой брони в районе 6-16 шп. загнулся на броневой палубе (на уровне верхней платформы) и был вмят внутрь корпуса. Листы наружной обшивки выше бортовой брони были сильно вмяты внутрь корабля по обоим бортам и имели большое количество разрывов.

Оба палубных стрингера и карлингсы верх­ней палубы имели перелом в районе 33-34 шп. Было нарушено соединение промежуточной и бро­невой палубы на 31 шп. у броневого траверза . Значительные выпучины (до 500 мм) и отдельные разрывы по сварке имелись по броневой и про­межуточной палубам и нижней платформе.

Перо руля было разрушено, баллер погнут; вырван кронштейн гребного вала; сорван гребной винт (затонул); вал загнут вниз.

В результате надлома и проседания кормо­вой оконечности крейсера и последующего затоп­ления его помещений (примерно до 50 шп.) ко­рабль принял 1300 т воды и верхняя палуба по­грузилась в воду до 7 шп.

Вывод. От прямого попадания 1 торпеды (300 кг взрывчатого вещества) "Лютцов" получил над­лом в кормовой части корпуса и провисание кор­мовой оконечности, в результате чего корабль вышел из строя на длительный срок. Ремонт ко­рабля продолжался девять месяцев.