Адмирал Шеер

 

Второй "карманный линкор" заложи­ли почти через два с половиной года пос­ле первого: 25 июня 1931 г., а спустили на воду 1 апреля 1933 г., в тот же самый день, когда первенец серии "Дойчланд" вступил в строй. "Адмирал Шеер" был включен в состав германского военного флота 12 но­ября 1934 г. хотя испытания продолжались до 18 апреля 1935 г. В этом же году корабль посетил Данциг и совершил учебный поход в Атлантику.

В мае 1936 г. "Адмирал Шеер" уча­ствовал в параде флота в Кильской бухте, а в июне совершил плавание вокруг Вели­кобритании и посетил Стокгольм.

С 24 июля 1936 г. линкор семь раз вхо­дил в территориальные воды Испании, уча­ствуя в то же время в маневрах и учебных стрельбах. 31 мая 1937 г. "Адмирал Шеер" произвел обстрел испанского порта Альме­рия, который был объявлен как акт возмез­дия за нападение республиканской авиации на линкор "Дойчланд".

Предполагалось, что основной целью обстрела станет республиканский линейный корабль "Хайме I", но утром стоял густой туман и различить корабли, стоявшие в гавани было невозможно, а позже (не к чес­ти немецкой разведки) выяснилось, что "Хайме I" ушел из Альмерии несколькими днями раньше. Так что результаты кара­тельной акции оказались скромными, если не считать жертв среди мирного населения, еще раньше натерпевшегося от франкист­ских бомбежек.

22 августа 1938 г. "Адмирал Шеер" участвовал в параде флота в Киле по слу­чаю спуска со стапелей крейсера "Принц Ойген", а в феврале 1939 г. в Гамбурге, где был спущен на воду линкор "Бисмарк".

В марте "Шеер" вошел в состав соеди­нения кораблей, стоявших на рейде Мемеля (Клайпеды) по случаю его присоединения к Германскому рейху (все три "карманных линкора", легкие крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн").

В апреле "Адмирал Шеер" ненадолго посетил испанские воды, а в мае вместе с "Адмиралом графом Шпее" и флотом круизных судов нацистской организации "Сила через радость" принимал участие в транс­портировке на родину легиона "Кондор", воевавшего в Испании.

К началу 2-й мировой войны "Адми­рал Шеер" оказался не готовым к боевым действиям из-за неполадок с энергетической установкой. Ремонт машин занял больше времени, чем предполагалось. Находясь в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша), 4 сен­тября 1939 г. "Шеер" был атакован англий­скими бомбардировщиками "Бристоль-Бленхейм" и получил попадания 3 бомб, но ни одна из которых не взорвалась, видимо потому, что из-за малой высоты бомбоме­тания не сработали взрыватели. Не полу­чив заметных повреждений, "карманный линкор" сбил один самолет огнем своей ар­тиллерии.

Это был первый самолет, сбитый не­мецкими зенитчиками в ходе войны. Только к осени 1940 г. "Адмирал Шеер" был под­готовлен к выходу в море. 23 октября 1940 г. под командованием капитана I ранга (впоследствии адмирала) Кранке он поки­нул Готенхафен и направился в Брунсбюттель в устье Эльбы — начальный пункт предстоящего похода. 27 октября, после краткой стоянки в Ставангере, "Шеер" не­замеченным вышел в Северную Атлантику, где оказался уже 1 ноября.

В Англии о выходе в море "карманно­го линкора" узнали только в конце меся­ца. 5 ноября "Адмирал Шеер" потопил свою первую жертву — английское судно "Мопан", которое не смогло передать до­несение о встрече с рейдером. А такое до­несение спасло бы конвой "НХ-84", шед­ший из Галифакса в Великобританию. Кон­вой состоял из 37 судов и охранялся только вспомогательным крейсером "Джервис Бэй". 5 ноября вече­ром в точке 52° 45' с.ш. и 32° 13' з.д. "Ад­мирал Шеер" напал на конвой. "Джервис Бэй" вступил в нерав­ный бой с линкором, в то время как суда кон­воя рассредоточились и начали ставить ды­мовую завесу.

Исход боя был предрешен, и "Джер­вис Бэй" героически погиб, дав возмож­ность спастись основ­ной части конвоя. 5 судов рейдер все же пустил на дно. Пред­полагая, что английс­кий крейсер успел дать радиограмму, коман­дир "Шеера" приказал повернуть на юг. Пос­ле встречи в условлен­ном районе с судном снабжения он напра­вился к Вест-Индии и 24 ноября юго-восточ­нее Бермудских островов потопил англий­ское судно "Порт Хобарт", пославшее до­несение о встрече с ним. Это заставило рейдер отойти на восток, к островам Зеле­ного Мыса.

1 декабря 1940 г. "Шеер" потопил в 900 милях к западу от Батерста еще одно английское судно — "Трайбсмен" и вышел на коммуникации между Пернамбуко и Азорскими островами. Но двухнедельный поиск в этом районе не принес успеха, и 14 декабря, после встречи с танкером "Нордмарк" (чуть севернее экватора), рейдер на­правился на линию между Фритауном и портами Южной Америки.

Днем 18 декабря он захватил англий­ское судно "Дьюкеса", груженое продоволь­ствием, и намеренно дал ему возможность передать радиограмму, так как Кранке по­лучил сообщение, что далеко на севере свой первый выход в океан начал тяжелый крей­сер "Адмирал Хиппер". Хитрость удалась: англичане направили три корабельные группы поиска на юг, но ячейки "сети", раскинутой вокруг "Шеера" были слишком большими, он без труда ускользнул от про­тивника, облегчив задачу "Хипперу".

Во второй половине декабря "Адми­рал Шеер" крейсировал в Южной Атлан­тике и 8 января 1941 г., еще раз пополнив запасы топлива, направился на линию между Кейптауном и Фритауном. Здесь 17 января им был захвачен норвежский тан­кер, в качестве призового судна отослан­ный в Бордо.

В это время командир рейдера изменил тактику. Вместо сближения с обнаруженной жертвой ночью, он стал сближаться с ней днем. А для маскировки немецкий линкор пользовался позывными английского воен­ного корабля. Этот прием имел успех. Так, 20 января было захвачено датское судно "Барнвелд", а несколько часов спустя рей­дер потопил английское судно. Ни то, ни другое не успело передать сигнал бедствия.

Поскольку в это время в Южной Ат­лантике сосредоточилось несколько немец­ких рейдеров (вспомогательные крейсера "Тор", "Пингвин" и "Корморан"), коман­дир "Шеера" решил перейти в Индийский океан. Пройдя южнее мыса Доброй Надеж­ды, он вошел в его воды в начале февра­ля. Здесь он встретился с вспомогательным крейсером "Атлантис", который сопровож­дал два призовых судна, а в точке с коор­динатами 13° ю.ш. и 64° в.д. вновь попол­нил запасы с судна снабжения. По совету командира рейдера "Атлантис" "карманный линкор" направился к северному выходу из Мозамбикского пролива, постоянно исполь­зуя для разведки имевшийся у него на бор­ту самолет.

20 февраля "Адмирал Шеер" захватил английский танкер', в тот же день его жер­твой оказалось греческое судно, а на сле­дующий еще одно английское: "Кэнедиен Крузер". Однако последнее судно успело передать сигнал о встрече с немецким рей­дером, другой сигнал послало датское суд­но, атакованное "Шеером" 22 февраля. После этого командир линкора, понимая, что дальнейшее пребывание в этих водах становится слишком опасным, стал менять район своего крейсерства. К тому же он по­лучил распоряжение командования: вер­нуться в Германию к концу марта.

Все же без осложнений не обошлось. Спустя четыре с половиной часа после того, как датское судно сообщило о рейде­ре, утром 22 февраля патрульный самолет с тяжелого крейсера "Глазго" обнаружил немецкий "карманный линкор".

Командир "Глазго" решил преследо­вать противника днем и атаковать его но­чью. К полудню на помощь "Глазго" уже спешили легкий авианосец "Гермес", тяже­лые крейсера "Канберра", "Австралия" и "Шропшир", а также легкие крейсера "Кей­птаун" и "Эмеральд". Но из-за больших расстояний между ними было ясно, что сосредоточить силы удастся лишь через много часов. Единственная надежда на пе­рехват рейдера заключалась в том, что "Глазго" сможет поддерживать непрерыв­ный контакт с противником.

Но английский крейсер с этой задачей не справился. Видимость ухудшилась, и его самолет потерял линкор из виду. Между тем, командир "Шеера", понимая, что пре­следование неизбежно, приказал резко из­менить курс, отклонившись на 100 миль к востоку, а затем повернул на юго-запад. 24 февраля британское командование прика­зало всем кораблям прекратить поиск не­мецкого рейдера.

"Адмирал Шеер" благополучно вер­нулся в Атлантику, где встретился с вспо­могательными крейсерами "Пингвин" и "Корморан", передал на них пленных и получил топливо, продукты и боеприпасы со своих судов снабжения. 11 марта, пос­ле ремонта машин, "Шеер" взял курс к бе­регам Германии. 15 марта он пересек эква­тор и 27 марта вошел в Датский пролив.

Английское адмиралтейство располага­ло данными радиоразведки, свидетельству­ющими о том, что в конце марта возможен прорыв немецкого рейдера южнее Ислан­дии. В район между Исландией и Фарерскими островами был выслан линкор "Кинг Джордж V" и четыре крейсера. Но из-за плохой погоды авиация не могла вести разведку, да и в любом случае контрмеры англичан оказались бы напрасными, так как они запаздывали на двое суток. "Ад­мирал Шеер" уже прошел эти воды и на­ходился у берегов Норвегии. 30 марта он бросил якорь в Бергене, а 1 апреля 1941 г. вошел в Киль.

"Адмирал Шеер" за 155 дней прошел 46419 миль, потопив вспомогательный крейсер англичан "Джервис Бэй" и 16 тор­говых судов общим водоизмещением 99059 тонн (командир "Шеера" настаивал на цифре 151000 тонн). Из трех немецких "карманных линкоров" именно "Адмирал Шеер" наиболее успешно действовал в ка­честве рейдера. После возвращения с про­сторов двух океанов корабль стал на ре­монт в Киле.

4-8 сентября 1941 г. он совершил пе­реход в Осло. В этом порту "Шеер" про­стоял неделю, благополучно пережил ата­ку британской авиации и перешел в Свинемюнде, так как там в это время спешно формировался "Балтийский флот" Герма­нии. Дело в том, что после нападения на СССР Гитлером овладела навязчивая идея, что крупные корабли советского Балтийс­кого флота, дабы избежать их захвата нем­цами, будут пробиваться в порты Швеции для интернирования. Фюрер приказал ни в коем случае не допустить этого. 20 сентяб­ря 1941 г., когда немецкие войска уже вплотную подошли к Ленинграду, флот в составе двух линкоров: "Адмирал Шеер" и "Тирпиц", двух легких крейсеров, трех эс­минцев, нескольких минных заградителей и флотилии торпедных катеров был направ­лен к Аландским островам.

Но через несколько дней немецкая авиаразведка установила, что советские линкоры и крейсера находятся в Кронштад­те, причем многие из них сильно повреж­дены после налетов германских бомбарди­ровщиков. После этого было приказано расформировать балтийское соединение не­мецкого флота.

В начале 1942 г. Гитлер распорядился усилить флот в поляр­ных морях. "Адмирал Шеер" был послан в Норвегию и 21-23 фев­раля вместе с тяжелым крейсером "Принц Ойген" и тремя эсминца­ми совершил переход в Тронхейм. 9 мая "Шеер" перебазировал­ся в Нарвик, а в нача­ле июля принял учас­тие в операции "Ход конем" — нападении на конвой "PQ-17".

Но немецкая эс­кадра в составе линко­ров "Адмирал Шеер", "Тирпиц", тяжелого крейсера "Хиппер", 7 эсминцев и 2 торпед­ных катеров вышла в море лишь на корот­кое время. Когда ста­ло известно, что кон­вой рассредоточился, а суда, идущие пооди­ночке, несут тяжелые потери от подводных лодок и авиации, ад­мирал Редер приказал надводным кораблям возвращаться на свои базы.

Во второй полови­не августа "Шеер" произвел короткую вылазку в море для удара по советским судам, проходившим Северным морским пу­тем. В это время ко­раблем командовал ка­питан I ранга ("капи­тан цур зее"), а впос­ледствии вице-адмирал Медсен-Болькен.

16 августа "Шеер" вышел из Нарвика, прошел севернее Новой Земли и достиг точки с координатами 78° с.ш. и 100° в.д. 26 августа 1942 г. у острова Бе­луха в Карском море он напал на советс­кий ледокол "Александр Сибиряков", воо­руженный двумя 76-мм и двумя 45-мм ору­диями (командир корабля старший лейте­нант А.А. Качарава). Ледокол, вступив в неравный бой, успел сообщить на остров Диксон о появлении в Карском море вра­жеского рейдера. "Александр Сибиряков" героически погиб в бою, причем 18 его мо­ряков попали в плен, и часть из них, прой­дя фашистские концлагеря, после оконча­ния войны вернулась на Родину.

27 августа "Шеер" обстрелял советс­кую военно-морскую базу Порт Диксон и повредил 2 стоявших там корабля, но, бу­дучи обстрелян береговой батареей и ар­тиллерией сторожевика "Дежнев" (бывший ледокольный пароход, 7330 тонн, 4 76,2-мм и 4 45-мм орудия), рейдер прекратил огонь и ушел от Диксона. Опасаясь атак авиации и кораблей Северного флота, он покинул Карское море. В ноябре 1942 г. "Шееру" было приказано возвратиться в Германию, 10 ноября он прибыл в Киль и успел принять участие в маневрах в Балтийском море, а с начала января 1943 г. встал для крайне необходимого ремонта на корабельную верфь Вильгельмсхафена.

Здесь его и застал приказ Гитлера о запрещении крупным боевым кораблям с начала 1943 г. участвовать в военных опе­рациях. После длительного ремонта "Шеер" стал учебным кораблем. Однако так же, как и "Лютцову", ему пришлось снова вступить в бой в самом конце войны.

С осени 1944 г. "Адмирал Шеер" на­ходился в Балтийском море, обеспечивая поддержку фланга германской армии, вед­шей тяжелые оборонительные бои. Ко­рабль почти непрерывно участвовал в бо­евых действиях: в ноябре 1944 г. у полу­острова Сворбе, затем у Мемеля, в февра­ле 1945 г. у Фрауенбурга, в марте у Во­лина, то есть постепенно перемещаясь на запад по мере продвижения советской ар­мии по Прибалтике, Польше и Германии. В свой последний рейс корабль ушел из Свинемюнде с большим количеством бе­женцев и раненых на борту.

Линкору вновь был срочно необходим ремонт, для которого он и прибыл в Киль.

9 апреля 1945 г. при налете британской авиации в него попало 5 бомб, и "Адми­рал Шеер", получив тяжелые повреждения, опрокинулся вверх килем.

Вплоть до 1948 г. с затонувшего кораб­ля снимали оборудование, башни, гребные винты, броню, двигатели и цветные метал­лы. Постепенно от "Адмирала Шеера" остался только остов, который заносило пес­ком, намываемым волнами. Сейчас на этом месте располагается площадка для парков­ки грузовых автомобилей верфи "Мариенарсенал Киль".

Так закончил свою карьеру один из са­мых удачливых германских рейдеров вре­мен 2-й мировой войны.

 

Хронология

 

Август 1935 г.

Май-июнь: на "Deutschland" в начале мая был проведен смотр боевой готовности, после чего он находился в Гамбурге в качестве представителя германского флота в день "германского судоход­ства", а затем перешел в Вильгельмсхафен. "Admiral Scheer" занимался боевой подготовкой.

Сентябрь 1935 г.

В начале июня в Северном море состоялось учение по береговой обороне, в котором участво­вали броненосный корабль "Deutschland", легкий крейсер "Leipzig", 3-я полуфлотилия эсминцев и 2-я полуфлотилия тральщиков. В это же время учебными торпедными стрельбами занимались броненосный корабль "Admiral Scheer" и 2-я и 4-я полуфлотилии эсминцев. Артиллерийские стрель­бы (калибровые) проводили "Admiral Scheer" и 1-я полуфлотилия эсминцев.

Октябрь 1935 г.

26 августа 1935 г. в Киль прибыл Гитлер, со­бравший на флагманском линкоре "Admiral Scheer" совещание представителей высшего командова­ния всех видов вооруженных сил.

Присутствовали министр обороны Бломберг, начальник морского управления адмирал Редер, командующий рейхсвером генерал Фрич, коман­дующий военно-воздушными силами Геринг и ряд высших чинов армии и флота.

В официальном сообщении прибытие Гитлера в Киль мотивируется желанием рейхсканцлера в качестве верховного главнокомандующего присут­ствовать на маневрах и учебных стрельбах фло­та. 1 сентября 1935 г. в Данциг прибыл новейший корабль германского флота "Admiral Scheer". Это посещение оказалось связанным с рядом инци­дентов политического характера. Одновременно с германским кораблем прибыл польский эсминец "Wicher".

Декабрь 1935 г.

13 октября 1935 г. броненосные корабли "Deutschland" и "Admiral Scheer" выходили в Ат­лантический океан для совместного плавания и стрельб. В начале января 1936 г. вступит в строй броненосный корабль "Admiral Graf Spee", на который переходит личный состав линкора "Schleswig-Holstein"

Март 1936 г.

В октябре-ноябре 1935 г. длительное загра­ничное плавание совершили "Deutschland" и "Admiral Scheer". Для производства артиллерий­ских стрельб на дальних дистанциях и испытаний механизмов они выходили., в Атлантику и посети­ли остров Мадейру. Затем "Admiral Scheer " вернулся в Вильгельмсхафен, а "Deutschland" направился еще южнее и заходил на остров Святой Елены.

Декабрь-январь: "Deutschland" находится на верфи, после чего проводил торпедные стрельбы. "Admiral Scheer" обслуживал в качестве мишени торпедную школу и занимался одиночными упраж­нениями. Вступивший в строй 6 января "Admiral Graf Spee" проводил ходовые испытания.

Апрель 1936 г.

"Deutschland" проводил калибровые стрель­бы и стрельбы ПВО и использовался в качестве мишени при торпедных стрельбах.

Май 1936 г.

"Deutschland" после окончания испытаний на мерной миле в Пиллау принимал участие в совме­стных учениях с авиацией в Северном море.

"Admiral Scheer" после ремонта на верфи проводил одиночные учения в море.

"Admiral Graf Spee" занимался испытаниями и мелкими ремонтными работами.

Июнь 1936 г.

"Deutschland" повел артиллерийские стрельбы и использовался в качестве мишени для торпед­ной школы.

"Admiral Scheer" проводил испытания на мер­ной миле и артиллерийские стрельбы.

"Admiral Graf Spee" завершил работы на вер­фи и и начал подготовку артиллерии к стрельбам.

Июль 1936 г.

"Deutschland" и "Admiral Graf Spee" проводят соединенные упражнения в Северном море и Ан­глийском канале, а по окончании их совместные учения с разведсилами флота. Затем оба кораб­ля посетили Скаген. Кроме того, "Deutschland" заходил в Копенгаген, a "Admiral Graf Spee" в Травенмюнде и Стокгольм.

В Стокгольме Ha"Admiral Graf Spee" прибыл шведский король, после чего шведско-германс­кая дружба была подчеркнута приглашением ко­мандира и офицеров к королю на завтрак. "Admiral Graf Spee" выходил в Атлантический океан для испытаний.

Август 1936 г.

24 июля из Киля к испанскому побережью вышли броненосный корабль "Admiral Scheer" (флаг командующего линкорами контр-адмирал Карльс), "Deutschland", легкий крейсер "Koln" и 2 полуфлотилия эсминцев.

20 августа отряд под флагом командующе­го разведсилами контр-адмирала Бэма в соста­ве броненосного корабля "Admiral Graf Spee", легких крейсеров "Nurnberg" и "Leipzig", 3 и 4 по­луфлотилий эсминцев отправился на смену пер­вого, но к моменту его прихода к испанскому побережью и встречи обоих отрядов 25 августа здесь оказался почти в полном составе весь германский флот, за исключением 3 крейсеров и подводной лодки.

Броненосный корабль "Admiral Scheer" 29 июля заходил в Барселону, затем последовательно посетил Валенсию, Аликанте и Картахену. В рай­оне испанского Марокко и Гибралтарского пролива крейсировал "Deutschland" и миноносцы "Luchs" и "Leopard", которые затем перешли в Малагу. Ко­мандир "Deutschland" лично вел переговоры с фа­шистским генералом Франко, посетив его в Сеуте 4 августа. 1 июля "Admiral Scheer" вернулся из Стокгольма в Киль для переборки моторов и использовался как мишень для подводных лодок. "Deutschland" и "Admiral Graf Spee" также переби­рали моторы. С 21 по 30 июля все 3 корабля провели сосредоточенные учения в составе соеди­нения в Северном море.

Октябрь 1936 г.

В первых числах октября произошла очеред­ная смена кораблей отряда контр-адмирала Бема отрядом контр-адмирала Карльса. В Северной группе броненосец "Deutschland" и легкий крей­сер "Koln" сменили легкий крейсер "Leipzig" и эс­минец "Yaguar", а в Южной группе броненосный корабль "Admiral Scheer", миноносцы "Albatros", "Seeadler" и "Leonard" вступили вместо броненос­ного корабля "Admiral Graf Spee", миноносцев "Iltis", "Tiger", "Mowe". Впоследствии эти силы были перегруппированы, и "Deutschland" вошел в со­став южной группы.

В испанской ноте от 24 октября 1936 г. ука­зывалось, что по достоверным сведениям, броне­носный корабль "Deutschland" вышел 20 октября из Танжера в Малагу и Валенсию и получил по дороге почту для германского гидросамолета, находящегося на службе у мятежников. Действия германского флота в испанских водах не позво­лили провести обычные осенние маневры в Балтийском море. Вместо этого корабли, вернув­шиеся из Испании, занялись очередным ремонтом.

Ноябрь 1936 г.

В октябре-ноябре вновь произошла смена отрядов в испанских водах. Броненосный корабль "Admiral Graf Spee", легкие крейсера "Nurnberg", "Leipzig", 3-я флотилия эсминцев вернулись в Германию, а их место заняли броненосные корабли "Deutschland", "Admiral Scheer", легкий крейсер "Koln" и 2-я флотилия миноносцев.

По возвращении из Испании броненосный корабль "Admiral Graf Spee" провел обычную осен­нюю смену части личного состава и приступил к ремонту на строившей его верфи.

Февраль 1937 г.

В середине ноября в испанские воды напра­вился очередной отряд германских кораблей: лег­кого крейсера "Nurnberg" (флаг), броненосного корабля "Admiral Scheer", легкого крейсера "Koln", в середине декабря его сменили броненосные ко­рабли "Deutschland" и "Admiral Graf Spee", легкие крейсера "Konigsberg", "Karlsruhe" и 3-я флотилия эскадренных миноносцев.

Испанское правительство захватило герман­ский пароход "Polas", следовавший из Германии с грузом для мятежников. В ответ на это броне­носный корабль "Admiral Graf Spee" задержал в испанских территориальных водах испанский па­роход "Aragon" (1896 г.), шедший из Альмерии в Малагу.

Июль 1937 г.

29 мая в 17 часов два испанских правитель­ственных самолета производили разведку над Балеарскими островами. Когда самолеты пролетали над островом Ивиса, они обнаружили в 200 м от берега военный корабль, который они приня­ли за один из мятежных крейсеров. Но это ока­зался германский броненосный корабль "Deutschland". Корабль неожиданно открыл по самолетам огонь. Вынужденные защищаться, са­молеты сбросили несколько бомб. Одна из них по­пала в носовое отделение жилой палубы, вторая разорвалась на шканцах, в результате чего 24 человека убило, 82 ранило.

Германское правительство направило ноту протеста испанскому правительству.

5 июня "Admiral Scheer" и 4 эсминца начали бомбардировку порта Альмерия. Обстрел продол­жался в течение часа, было убито 11 человек, ранено 55.

Октябрь 1937 г.

В течение июля в испанских водах находились "Admiral Graf Spee", легкий крейсер "Nurnberg". В конце июля их сменил линкор "Admiral Scheer". Линкор "Deutschland" проходил ремонт в Вильгельмсхафене.

Июль 1938 г.

В конце 1937 и начале 1938 гг. часть гер­манского флота по-прежнему находилась в испан­ских водах. В декабре-январе поддержка испан­ских мятежников на море осуществлялась линко­ром "Deutschland" и 4-ой и 5-ой флотилиями эсминцев, причем в последних числах декабря этот отряд базировался на Неаполь. В феврале "Deutschland" вернулся в Германию, а на смену ему направился линейный корабль "Admiral Scheer". На короткое время в северо-испанские воды за­ходил линкор "Admiral Graf Spee".

Линкор "Admiral Scheer" в конце декабря 1937 г. закончил очередной ремонт на верфи, после чего проводил пробные испытания, а в феврале напра­вился в испанские воды. На "Deutschland" по воз­вращении из Испании производили переборку машин. Линкор "Admiral Graf Spee" занимался ис­пытаниями механизмов в Северном море, затем находился в распоряжении торпедной школы, а в феврале ходил в северо-испанские воды, после чего начал очередной ремонт на верфи.

Сентябрь 1938 г.

Линкор "Admiral Graf Spee" в марте-апреле проводил ремонт в Киле, в мае занимался артил­лерийской подготовкой и артиллерийскими стрель­бами. Линкор "Deutschland" в марте проводил ар­тиллерийские стрельбы, а в апреле-июне ремонт в Вильгельмсхафене (по-видимому, модернизиро­вался). Линкор "Admiral Scheer" в марте-мае на­ходился в составе германского отряда в водах фа­шистской Испании.

"Правда" 10 февраля 1937 г.

В операциях при взятии Малаги на стороне мятежников участвовали 20000 итальянских сол­дат. Атакой руководил германский морской штаб, находившийся на борту броненосца "Admiral Graf Spee".