“Адмирал Шеер”
Второй "карманный линкор" заложили почти через два с половиной года после первого: 25 июня 1931 г., а спустили на воду 1 апреля 1933 г., в тот же самый день, когда первенец серии "Дойчланд" вступил в строй. "Адмирал Шеер" был включен в состав германского военного флота 12 ноября 1934 г. хотя испытания продолжались до 18 апреля 1935 г. В этом же году корабль посетил Данциг и совершил учебный поход в Атлантику.
В мае 1936 г. "Адмирал Шеер" участвовал в параде флота в Кильской бухте, а в июне совершил плавание вокруг Великобритании и посетил Стокгольм.
С 24 июля 1936 г. линкор семь раз входил в территориальные воды Испании, участвуя в то же время в маневрах и учебных стрельбах. 31 мая 1937 г. "Адмирал Шеер" произвел обстрел испанского порта Альмерия, который был объявлен как акт возмездия за нападение республиканской авиации на линкор "Дойчланд".
Предполагалось, что основной целью обстрела станет республиканский линейный корабль "Хайме I", но утром стоял густой туман и различить корабли, стоявшие в гавани было невозможно, а позже (не к чести немецкой разведки) выяснилось, что "Хайме I" ушел из Альмерии несколькими днями раньше. Так что результаты карательной акции оказались скромными, если не считать жертв среди мирного населения, еще раньше натерпевшегося от франкистских бомбежек.
22 августа 1938 г. "Адмирал Шеер" участвовал в параде флота в Киле по случаю спуска со стапелей крейсера "Принц Ойген", а в феврале 1939 г. в Гамбурге, где был спущен на воду линкор "Бисмарк".
В марте "Шеер" вошел в состав соединения кораблей, стоявших на рейде Мемеля (Клайпеды) по случаю его присоединения к Германскому рейху (все три "карманных линкора", легкие крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн").
В апреле "Адмирал Шеер" ненадолго посетил испанские воды, а в мае вместе с "Адмиралом графом Шпее" и флотом круизных судов нацистской организации "Сила через радость" принимал участие в транспортировке на родину легиона "Кондор", воевавшего в Испании.
К началу 2-й мировой войны "Адмирал Шеер" оказался не готовым к боевым действиям из-за неполадок с энергетической установкой. Ремонт машин занял больше времени, чем предполагалось. Находясь в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша), 4 сентября 1939 г. "Шеер" был атакован английскими бомбардировщиками "Бристоль-Бленхейм" и получил попадания 3 бомб, но ни одна из которых не взорвалась, видимо потому, что из-за малой высоты бомбометания не сработали взрыватели. Не получив заметных повреждений, "карманный линкор" сбил один самолет огнем своей артиллерии.
Это был первый самолет, сбитый немецкими зенитчиками в ходе войны. Только к осени 1940 г. "Адмирал Шеер" был подготовлен к выходу в море. 23 октября 1940 г. под командованием капитана I ранга (впоследствии адмирала) Кранке он покинул Готенхафен и направился в Брунсбюттель в устье Эльбы — начальный пункт предстоящего похода. 27 октября, после краткой стоянки в Ставангере, "Шеер" незамеченным вышел в Северную Атлантику, где оказался уже 1 ноября.
В Англии о выходе в море "карманного линкора" узнали только в конце месяца. 5 ноября "Адмирал Шеер" потопил свою первую жертву — английское судно "Мопан", которое не смогло передать донесение о встрече с рейдером. А такое донесение спасло бы конвой "НХ-84", шедший из Галифакса в Великобританию. Конвой состоял из 37 судов и охранялся только вспомогательным крейсером "Джервис Бэй". 5 ноября вечером в точке 52° 45' с.ш. и 32° 13' з.д. "Адмирал Шеер" напал на конвой. "Джервис Бэй" вступил в неравный бой с линкором, в то время как суда конвоя рассредоточились и начали ставить дымовую завесу.
Исход боя был предрешен, и "Джервис Бэй" героически погиб, дав возможность спастись основной части конвоя. 5 судов рейдер все же пустил на дно. Предполагая, что английский крейсер успел дать радиограмму, командир "Шеера" приказал повернуть на юг. После встречи в условленном районе с судном снабжения он направился к Вест-Индии и 24 ноября юго-восточнее Бермудских островов потопил английское судно "Порт Хобарт", пославшее донесение о встрече с ним. Это заставило рейдер отойти на восток, к островам Зеленого Мыса.
1 декабря 1940 г. "Шеер" потопил в 900 милях к западу от Батерста еще одно английское судно — "Трайбсмен" и вышел на коммуникации между Пернамбуко и Азорскими островами. Но двухнедельный поиск в этом районе не принес успеха, и 14 декабря, после встречи с танкером "Нордмарк" (чуть севернее экватора), рейдер направился на линию между Фритауном и портами Южной Америки.
Днем 18 декабря он захватил английское судно "Дьюкеса", груженое продовольствием, и намеренно дал ему возможность передать радиограмму, так как Кранке получил сообщение, что далеко на севере свой первый выход в океан начал тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". Хитрость удалась: англичане направили три корабельные группы поиска на юг, но ячейки "сети", раскинутой вокруг "Шеера" были слишком большими, он без труда ускользнул от противника, облегчив задачу "Хипперу".
Во второй половине декабря "Адмирал Шеер" крейсировал в Южной Атлантике и 8 января 1941 г., еще раз пополнив запасы топлива, направился на линию между Кейптауном и Фритауном. Здесь 17 января им был захвачен норвежский танкер, в качестве призового судна отосланный в Бордо.
В это время командир рейдера изменил тактику. Вместо сближения с обнаруженной жертвой ночью, он стал сближаться с ней днем. А для маскировки немецкий линкор пользовался позывными английского военного корабля. Этот прием имел успех. Так, 20 января было захвачено датское судно "Барнвелд", а несколько часов спустя рейдер потопил английское судно. Ни то, ни другое не успело передать сигнал бедствия.
Поскольку в это время в Южной Атлантике сосредоточилось несколько немецких рейдеров (вспомогательные крейсера "Тор", "Пингвин" и "Корморан"), командир "Шеера" решил перейти в Индийский океан. Пройдя южнее мыса Доброй Надежды, он вошел в его воды в начале февраля. Здесь он встретился с вспомогательным крейсером "Атлантис", который сопровождал два призовых судна, а в точке с координатами 13° ю.ш. и 64° в.д. вновь пополнил запасы с судна снабжения. По совету командира рейдера "Атлантис" "карманный линкор" направился к северному выходу из Мозамбикского пролива, постоянно используя для разведки имевшийся у него на борту самолет.
20 февраля "Адмирал Шеер" захватил английский танкер', в тот же день его жертвой оказалось греческое судно, а на следующий еще одно английское: "Кэнедиен Крузер". Однако последнее судно успело передать сигнал о встрече с немецким рейдером, другой сигнал послало датское судно, атакованное "Шеером" 22 февраля. После этого командир линкора, понимая, что дальнейшее пребывание в этих водах становится слишком опасным, стал менять район своего крейсерства. К тому же он получил распоряжение командования: вернуться в Германию к концу марта.
Все же без осложнений не обошлось. Спустя четыре с половиной часа после того, как датское судно сообщило о рейдере, утром 22 февраля патрульный самолет с тяжелого крейсера "Глазго" обнаружил немецкий "карманный линкор".
Командир "Глазго" решил преследовать противника днем и атаковать его ночью. К полудню на помощь "Глазго" уже спешили легкий авианосец "Гермес", тяжелые крейсера "Канберра", "Австралия" и "Шропшир", а также легкие крейсера "Кейптаун" и "Эмеральд". Но из-за больших расстояний между ними было ясно, что сосредоточить силы удастся лишь через много часов. Единственная надежда на перехват рейдера заключалась в том, что "Глазго" сможет поддерживать непрерывный контакт с противником.
Но английский крейсер с этой задачей не справился. Видимость ухудшилась, и его самолет потерял линкор из виду. Между тем, командир "Шеера", понимая, что преследование неизбежно, приказал резко изменить курс, отклонившись на 100 миль к востоку, а затем повернул на юго-запад. 24 февраля британское командование приказало всем кораблям прекратить поиск немецкого рейдера.
"Адмирал Шеер" благополучно вернулся в Атлантику, где встретился с вспомогательными крейсерами "Пингвин" и "Корморан", передал на них пленных и получил топливо, продукты и боеприпасы со своих судов снабжения. 11 марта, после ремонта машин, "Шеер" взял курс к берегам Германии. 15 марта он пересек экватор и 27 марта вошел в Датский пролив.
Английское адмиралтейство располагало данными радиоразведки, свидетельствующими о том, что в конце марта возможен прорыв немецкого рейдера южнее Исландии. В район между Исландией и Фарерскими островами был выслан линкор "Кинг Джордж V" и четыре крейсера. Но из-за плохой погоды авиация не могла вести разведку, да и в любом случае контрмеры англичан оказались бы напрасными, так как они запаздывали на двое суток. "Адмирал Шеер" уже прошел эти воды и находился у берегов Норвегии. 30 марта он бросил якорь в Бергене, а 1 апреля 1941 г. вошел в Киль.
"Адмирал Шеер" за 155 дней прошел 46419 миль, потопив вспомогательный крейсер англичан "Джервис Бэй" и 16 торговых судов общим водоизмещением 99059 тонн (командир "Шеера" настаивал на цифре 151000 тонн). Из трех немецких "карманных линкоров" именно "Адмирал Шеер" наиболее успешно действовал в качестве рейдера. После возвращения с просторов двух океанов корабль стал на ремонт в Киле.
4-8 сентября 1941 г. он совершил переход в Осло. В этом порту "Шеер" простоял неделю, благополучно пережил атаку британской авиации и перешел в Свинемюнде, так как там в это время спешно формировался "Балтийский флот" Германии. Дело в том, что после нападения на СССР Гитлером овладела навязчивая идея, что крупные корабли советского Балтийского флота, дабы избежать их захвата немцами, будут пробиваться в порты Швеции для интернирования. Фюрер приказал ни в коем случае не допустить этого. 20 сентября 1941 г., когда немецкие войска уже вплотную подошли к Ленинграду, флот в составе двух линкоров: "Адмирал Шеер" и "Тирпиц", двух легких крейсеров, трех эсминцев, нескольких минных заградителей и флотилии торпедных катеров был направлен к Аландским островам.
Но через несколько дней немецкая авиаразведка установила, что советские линкоры и крейсера находятся в Кронштадте, причем многие из них сильно повреждены после налетов германских бомбардировщиков. После этого было приказано расформировать балтийское соединение немецкого флота.
В начале 1942 г. Гитлер распорядился усилить флот в полярных морях. "Адмирал Шеер" был послан в Норвегию и 21-23 февраля вместе с тяжелым крейсером "Принц Ойген" и тремя эсминцами совершил переход в Тронхейм. 9 мая "Шеер" перебазировался в Нарвик, а в начале июля принял участие в операции "Ход конем" — нападении на конвой "PQ-17".
Но немецкая эскадра в составе линкоров "Адмирал Шеер", "Тирпиц", тяжелого крейсера "Хиппер", 7 эсминцев и 2 торпедных катеров вышла в море лишь на короткое время. Когда стало известно, что конвой рассредоточился, а суда, идущие поодиночке, несут тяжелые потери от подводных лодок и авиации, адмирал Редер приказал надводным кораблям возвращаться на свои базы.
Во второй половине августа "Шеер" произвел короткую вылазку в море для удара по советским судам, проходившим Северным морским путем. В это время кораблем командовал капитан I ранга ("капитан цур зее"), а впоследствии вице-адмирал Медсен-Болькен.
16 августа "Шеер" вышел из Нарвика, прошел севернее Новой Земли и достиг точки с координатами 78° с.ш. и 100° в.д. 26 августа 1942 г. у острова Белуха в Карском море он напал на советский ледокол "Александр Сибиряков", вооруженный двумя 76-мм и двумя 45-мм орудиями (командир корабля старший лейтенант А.А. Качарава). Ледокол, вступив в неравный бой, успел сообщить на остров Диксон о появлении в Карском море вражеского рейдера. "Александр Сибиряков" героически погиб в бою, причем 18 его моряков попали в плен, и часть из них, пройдя фашистские концлагеря, после окончания войны вернулась на Родину.
27 августа "Шеер" обстрелял советскую военно-морскую базу Порт Диксон и повредил 2 стоявших там корабля, но, будучи обстрелян береговой батареей и артиллерией сторожевика "Дежнев" (бывший ледокольный пароход, 7330 тонн, 4 76,2-мм и 4 45-мм орудия), рейдер прекратил огонь и ушел от Диксона. Опасаясь атак авиации и кораблей Северного флота, он покинул Карское море. В ноябре 1942 г. "Шееру" было приказано возвратиться в Германию, 10 ноября он прибыл в Киль и успел принять участие в маневрах в Балтийском море, а с начала января 1943 г. встал для крайне необходимого ремонта на корабельную верфь Вильгельмсхафена.
Здесь его и застал приказ Гитлера о запрещении крупным боевым кораблям с начала 1943 г. участвовать в военных операциях. После длительного ремонта "Шеер" стал учебным кораблем. Однако так же, как и "Лютцову", ему пришлось снова вступить в бой в самом конце войны.
С осени 1944 г. "Адмирал Шеер" находился в Балтийском море, обеспечивая поддержку фланга германской армии, ведшей тяжелые оборонительные бои. Корабль почти непрерывно участвовал в боевых действиях: в ноябре 1944 г. у полуострова Сворбе, затем у Мемеля, в феврале 1945 г. у Фрауенбурга, в марте у Волина, то есть постепенно перемещаясь на запад по мере продвижения советской армии по Прибалтике, Польше и Германии. В свой последний рейс корабль ушел из Свинемюнде с большим количеством беженцев и раненых на борту.
Линкору вновь был срочно необходим ремонт, для которого он и прибыл в Киль.
9 апреля 1945 г. при налете британской авиации в него попало 5 бомб, и "Адмирал Шеер", получив тяжелые повреждения, опрокинулся вверх килем.
Вплоть до 1948 г. с затонувшего корабля снимали оборудование, башни, гребные винты, броню, двигатели и цветные металлы. Постепенно от "Адмирала Шеера" остался только остов, который заносило песком, намываемым волнами. Сейчас на этом месте располагается площадка для парковки грузовых автомобилей верфи "Мариенарсенал Киль".
Так закончил свою карьеру один из самых удачливых германских рейдеров времен 2-й мировой войны.
Хронология
Август 1935 г.
Май-июнь: на "Deutschland" в начале мая был проведен смотр боевой готовности, после чего он находился в Гамбурге в качестве представителя германского флота в день "германского судоходства", а затем перешел в Вильгельмсхафен. "Admiral Scheer" занимался боевой подготовкой.
Сентябрь 1935 г.
В начале июня в Северном море состоялось учение по береговой обороне, в котором участвовали броненосный корабль "Deutschland", легкий крейсер "Leipzig", 3-я полуфлотилия эсминцев и 2-я полуфлотилия тральщиков. В это же время учебными торпедными стрельбами занимались броненосный корабль "Admiral Scheer" и 2-я и 4-я полуфлотилии эсминцев. Артиллерийские стрельбы (калибровые) проводили "Admiral Scheer" и 1-я полуфлотилия эсминцев.
Октябрь 1935 г.
26 августа 1935 г. в Киль прибыл Гитлер, собравший на флагманском линкоре "Admiral Scheer" совещание представителей высшего командования всех видов вооруженных сил.
Присутствовали министр обороны Бломберг, начальник морского управления адмирал Редер, командующий рейхсвером генерал Фрич, командующий военно-воздушными силами Геринг и ряд высших чинов армии и флота.
В официальном сообщении прибытие Гитлера в Киль мотивируется желанием рейхсканцлера в качестве верховного главнокомандующего присутствовать на маневрах и учебных стрельбах флота. 1 сентября 1935 г. в Данциг прибыл новейший корабль германского флота "Admiral Scheer". Это посещение оказалось связанным с рядом инцидентов политического характера. Одновременно с германским кораблем прибыл польский эсминец "Wicher".
Декабрь 1935 г.
13 октября 1935 г. броненосные корабли "Deutschland" и "Admiral Scheer" выходили в Атлантический океан для совместного плавания и стрельб. В начале января 1936 г. вступит в строй броненосный корабль "Admiral Graf Spee", на который переходит личный состав линкора "Schleswig-Holstein"
Март 1936 г.
В октябре-ноябре 1935 г. длительное заграничное плавание совершили "Deutschland" и "Admiral Scheer". Для производства артиллерийских стрельб на дальних дистанциях и испытаний механизмов они выходили., в Атлантику и посетили остров Мадейру. Затем "Admiral Scheer " вернулся в Вильгельмсхафен, а "Deutschland" направился еще южнее и заходил на остров Святой Елены.
Декабрь-январь: "Deutschland" находится на верфи, после чего проводил торпедные стрельбы. "Admiral Scheer" обслуживал в качестве мишени торпедную школу и занимался одиночными упражнениями. Вступивший в строй 6 января "Admiral Graf Spee" проводил ходовые испытания.
Апрель 1936 г.
"Deutschland" проводил калибровые стрельбы и стрельбы ПВО и использовался в качестве мишени при торпедных стрельбах.
Май 1936 г.
"Deutschland" после окончания испытаний на мерной миле в Пиллау принимал участие в совместных учениях с авиацией в Северном море.
"Admiral Scheer" после ремонта на верфи проводил одиночные учения в море.
"Admiral Graf Spee" занимался испытаниями и мелкими ремонтными работами.
Июнь 1936 г.
"Deutschland" повел артиллерийские стрельбы и использовался в качестве мишени для торпедной школы.
"Admiral Scheer" проводил испытания на мерной миле и артиллерийские стрельбы.
"Admiral Graf Spee" завершил работы на верфи и и начал подготовку артиллерии к стрельбам.
Июль 1936 г.
"Deutschland" и "Admiral Graf Spee" проводят соединенные упражнения в Северном море и Английском канале, а по окончании их совместные учения с разведсилами флота. Затем оба корабля посетили Скаген. Кроме того, "Deutschland" заходил в Копенгаген, a "Admiral Graf Spee" в Травенмюнде и Стокгольм.
В Стокгольме Ha"Admiral Graf Spee" прибыл шведский король, после чего шведско-германская дружба была подчеркнута приглашением командира и офицеров к королю на завтрак. "Admiral Graf Spee" выходил в Атлантический океан для испытаний.
Август 1936 г.
24 июля из Киля к испанскому побережью вышли броненосный корабль "Admiral Scheer" (флаг командующего линкорами контр-адмирал Карльс), "Deutschland", легкий крейсер "Koln" и 2 полуфлотилия эсминцев.
20 августа отряд под флагом командующего разведсилами контр-адмирала Бэма в составе броненосного корабля "Admiral Graf Spee", легких крейсеров "Nurnberg" и "Leipzig", 3 и 4 полуфлотилий эсминцев отправился на смену первого, но к моменту его прихода к испанскому побережью и встречи обоих отрядов 25 августа здесь оказался почти в полном составе весь германский флот, за исключением 3 крейсеров и подводной лодки.
Броненосный корабль "Admiral Scheer" 29 июля заходил в Барселону, затем последовательно посетил Валенсию, Аликанте и Картахену. В районе испанского Марокко и Гибралтарского пролива крейсировал "Deutschland" и миноносцы "Luchs" и "Leopard", которые затем перешли в Малагу. Командир "Deutschland" лично вел переговоры с фашистским генералом Франко, посетив его в Сеуте 4 августа. 1 июля "Admiral Scheer" вернулся из Стокгольма в Киль для переборки моторов и использовался как мишень для подводных лодок. "Deutschland" и "Admiral Graf Spee" также перебирали моторы. С 21 по 30 июля все 3 корабля провели сосредоточенные учения в составе соединения в Северном море.
Октябрь 1936 г.
В первых числах октября произошла очередная смена кораблей отряда контр-адмирала Бема отрядом контр-адмирала Карльса. В Северной группе броненосец "Deutschland" и легкий крейсер "Koln" сменили легкий крейсер "Leipzig" и эсминец "Yaguar", а в Южной группе броненосный корабль "Admiral Scheer", миноносцы "Albatros", "Seeadler" и "Leonard" вступили вместо броненосного корабля "Admiral Graf Spee", миноносцев "Iltis", "Tiger", "Mowe". Впоследствии эти силы были перегруппированы, и "Deutschland" вошел в состав южной группы.
В испанской ноте от 24 октября 1936 г. указывалось, что по достоверным сведениям, броненосный корабль "Deutschland" вышел 20 октября из Танжера в Малагу и Валенсию и получил по дороге почту для германского гидросамолета, находящегося на службе у мятежников. Действия германского флота в испанских водах не позволили провести обычные осенние маневры в Балтийском море. Вместо этого корабли, вернувшиеся из Испании, занялись очередным ремонтом.
Ноябрь 1936 г.
В октябре-ноябре вновь произошла смена отрядов в испанских водах. Броненосный корабль "Admiral Graf Spee", легкие крейсера "Nurnberg", "Leipzig", 3-я флотилия эсминцев вернулись в Германию, а их место заняли броненосные корабли "Deutschland", "Admiral Scheer", легкий крейсер "Koln" и 2-я флотилия миноносцев.
По возвращении из Испании броненосный корабль "Admiral Graf Spee" провел обычную осеннюю смену части личного состава и приступил к ремонту на строившей его верфи.
Февраль 1937 г.
В середине ноября в испанские воды направился очередной отряд германских кораблей: легкого крейсера "Nurnberg" (флаг), броненосного корабля "Admiral Scheer", легкого крейсера "Koln", в середине декабря его сменили броненосные корабли "Deutschland" и "Admiral Graf Spee", легкие крейсера "Konigsberg", "Karlsruhe" и 3-я флотилия эскадренных миноносцев.
Испанское правительство захватило германский пароход "Polas", следовавший из Германии с грузом для мятежников. В ответ на это броненосный корабль "Admiral Graf Spee" задержал в испанских территориальных водах испанский пароход "Aragon" (1896 г.), шедший из Альмерии в Малагу.
Июль 1937 г.
29 мая в 17 часов два испанских правительственных самолета производили разведку над Балеарскими островами. Когда самолеты пролетали над островом Ивиса, они обнаружили в 200 м от берега военный корабль, который они приняли за один из мятежных крейсеров. Но это оказался германский броненосный корабль "Deutschland". Корабль неожиданно открыл по самолетам огонь. Вынужденные защищаться, самолеты сбросили несколько бомб. Одна из них попала в носовое отделение жилой палубы, вторая разорвалась на шканцах, в результате чего 24 человека убило, 82 ранило.
Германское правительство направило ноту протеста испанскому правительству.
5 июня "Admiral Scheer" и 4 эсминца начали бомбардировку порта Альмерия. Обстрел продолжался в течение часа, было убито 11 человек, ранено 55.
Октябрь 1937 г.
В течение июля в испанских водах находились "Admiral Graf Spee", легкий крейсер "Nurnberg". В конце июля их сменил линкор "Admiral Scheer". Линкор "Deutschland" проходил ремонт в Вильгельмсхафене.
Июль 1938 г.
В конце 1937 и начале 1938 гг. часть германского флота по-прежнему находилась в испанских водах. В декабре-январе поддержка испанских мятежников на море осуществлялась линкором "Deutschland" и 4-ой и 5-ой флотилиями эсминцев, причем в последних числах декабря этот отряд базировался на Неаполь. В феврале "Deutschland" вернулся в Германию, а на смену ему направился линейный корабль "Admiral Scheer". На короткое время в северо-испанские воды заходил линкор "Admiral Graf Spee".
Линкор "Admiral Scheer" в конце декабря 1937 г. закончил очередной ремонт на верфи, после чего проводил пробные испытания, а в феврале направился в испанские воды. На "Deutschland" по возвращении из Испании производили переборку машин. Линкор "Admiral Graf Spee" занимался испытаниями механизмов в Северном море, затем находился в распоряжении торпедной школы, а в феврале ходил в северо-испанские воды, после чего начал очередной ремонт на верфи.
Сентябрь 1938 г.
Линкор "Admiral Graf Spee" в марте-апреле проводил ремонт в Киле, в мае занимался артиллерийской подготовкой и артиллерийскими стрельбами. Линкор "Deutschland" в марте проводил артиллерийские стрельбы, а в апреле-июне ремонт в Вильгельмсхафене (по-видимому, модернизировался). Линкор "Admiral Scheer" в марте-мае находился в составе германского отряда в водах фашистской Испании.
"Правда" 10 февраля 1937 г.
В операциях при взятии Малаги на стороне мятежников участвовали 20000 итальянских солдат. Атакой руководил германский морской штаб, находившийся на борту броненосца "Admiral Graf Spee".