Миноносец «Для нужд Дальнего Востока»

 

Резкое обострение политической обстановки на Дальнем Востоке в конце XIX века, вызванное прорывом на политическую арену Японии, заявив­шей о себе победоносной войной с Китаем 1894-1895 годов, кардинально изменило всю морскую политику Российской империи.

Настоятельная необходимость усиления во­енно-морского присутствия в этом регионе заста­вила российское Морское министерство пересмот­реть весь ход выполнения кораблестроительной программы 1895 года и утвердить в начале 1898 года новую, получившую наименование "для нужд Дальнего Востока". Объединенная с программой 1895 года единым сроком выполнения (1905 год), она должна была обеспечить превосходство рус­ского флота на Тихом океане над японским.

Не последнюю роль в новой кораблестрои­тельной программе занимали миноносцы, в том числе и мореходные с увеличенным до 350 т водо­измещением.

Стремясь до 1 января 1904 года (Все даты до 1 февраля 1918 г., кроме оговорен­ных отдельно, приведены по старому стилю) "выполнить наибольшую часть заказов по срочному судостро­ению". Морское министерство решило часть зака­зов на новые миноносцы разместить за границей "на тех верфях, которые занимаются их построй­кой, и сами создали типы с полным успехом в от­ношении морских качеств".

Для размещения заказов за границей требо­валось разработать, как сейчас сказали бы, такти­ко-техническое задание (ТТЗ) на проектирование.

В апреле 1898 года Морской технический комитет (МТК) представил в Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) разрабо­танное им такое тактико-техническое задание или, как тогда говорили, "Программу для составления проекта миноносца до 350 тонн водоизмещения". Это задание определяло основные требования к улучшенному типу миноносца. Водоизмещение "в полном боевом вооружении" и с запасом топлива, не меньшим 17% от полного водоизмещения, не должно было превышать 350 тонн.

"Программой" определялись основные тол­щины стали для корпуса, ширстрека, переборок и стрингеров. Так, например, толщина листов внут­ренних палуб и платформ "должна быть соразмер­на с давлением столба воды под верхнюю палубу". На проектируемом миноносце исключалось присутствие дерева во внутренних устройствах , то есть в офицерских каютах и кубриках. Особое вни­мание МТК обращал на укрепление носовой око­нечности при помощи брештуков или иным спосо­бом "для тараненья миноносцев". Скорость хода проектируемого миноносца при полном водоизме­щении с нормальным запасом топлива определя­лась в 27 уз "в непрерывном плавании на все вре­мя, какое возможно по нормальному запасу топлива, с увеличенным комплектом машинной команды за счет других грузов во избежание чрез­мерного утомления". Число гребных винтов —два. Система паровых котлов допускалась или Ярроу, или Нормана, при объеме угольных ям и мест "для погрузки топлива в мешках" не более 23% от пол­ного водоизмещения.

Артиллерийское вооружение включало два 75-мм орудия со 160 патронами и пять 47-мм, с боезапасом 270 выстрелов — на каждое. Число минных (торпедных) аппаратов — три. В крайнем случае допускалась "сбавка на одно 75-мм орудие и один минный аппарат". 6 офицеров и 54 нижних чина составляли экипаж корабля. Далее в "Про­грамме" оговаривалась масса вооружения, багажа команды, провизии и различных запасов. Забегая вперед, следует заметить, что именно это техничес­кое задание легло в основу проектирования мино­носцев на заводах О. Нормана ("Форель"), "Форш э Шантье" ("Осетр"), "Лейрд Бразерс" ("Сом") и Невском ("Акула").

Из германских заводов это задание направи­ли на завод "Ховальдтсверке", фирме Ф. Круппа в Киле (быв. завод "Германия") и фирме Ф. Шихау. "Ховальдтсверке" сразу же отказалась от проекти­рования и постройки миноносцев. Фирма Ф. Круп-па ("Германия") приняла предложение Морского министерства и вскоре представила проект мино­носца "в 350 тонн".

18 июня 1898 года на заседании МТК этот проект рассмотрели и о результатах доложили управляющему Морским министерством вице-ад­миралу П.П. Тыртову, который принял решение "выждать получение проектов от других загранич­ных заводов". За три дня до этого, 15 июня, техни­ческая контора Р.А. Цизе, представляющая машино- и судостроительные заводы Ф. Шихау в Эльбинге и Данциге, представила начальнику ГУКиС вице-адмиралу В.П. Верховскому "чертеж и описание эскадренного миноносца в 350 тонн водоизмещением со скоростью 27 узлов".

30 июня со­стоялось новое заседание МТК под председа­тельством вице-адмирала И.М. Дикова, рассмот­ревшее проекты завода "Ф. Ши­хау" и фирмы Ф. Крупна. Срав­нив их, присутствующие пришли к выводу, что "проект "Ф. Шихау" наилучшим образом отвеча­ет заданиям технического комитета". Отметив та­кие его достоинства, как удовлетворительное отно­шение длины к ширине (8,7), соответствие числа минных аппаратов предъявленным требованиям (три), а также и то, что "части корпуса утолщены надлежащим образом с весьма незначительными отступлениями в размерениях шпангоутов", а так­же, что "число сил механизмов наибольшее", МТК принял решение предложить заводу, в случае при­менения котлов отличного "от указанного в про­грамме типа", прислать их чертежи "с доказатель­ством преимущества их перед котлами, назначенными по программе". Ознакомившись с материалами заседания, управляющий Морским министерством согласился заказать миноносцы фирме "Ф. Шихау" "со всеми указанными комите­том замечаниями", приказав определиться с их сто­имостью и сроками постройки.

5 августа 1898 года уполномоченный машино-судостроителыгой фирмы "Ф. Шихау" в Эльбинге в Пруссии инженер Рудольф Александрович Цизе заключил контракт с начальником Главного управления кораблестроения и снабжений вице-адмиралом Владимиром Павловичем Верховским на постройку "для Российско-императорского пра­вительства" четырех эскадренных миноносцев "с механизмами тройного расширения системы Ши­хау" и с "окончательной отделкой и полным изго­товлением их к службе...".

Это был не первый контракт, заключенный российским Морским министерством с фирмой "Ф. Шихау". Начало сотрудничества с этим гер­манским заводом, основанным Фердинандом Шихау в 1837 г. в Эльбинге и в Данциге (ныне польские города Эльбинг и Гданьск), относится к ноябрю 1876 года. Тогда "Ф. Шихау" предложил построить для русского флота миноноску (впослед­ствии "Карабин"), а через 2 года он строит по за­казу России еще 10 таких миноносок. В 1885 году Морское министерство размещает на заводе заказ на девять "стотонных" миноносцев типа "Або" для

Балтийского и Черноморского флотов, а вслед за ними еще на два "Адлер" и "Аиакрия". Начало 90-х годов XIX века ознаменовалось заказом фирме более крупных минных судов — трех минных крей­серов типа "Казарский". Все эти корабли отлича­лись завидным качеством постройки и послужили прототипами для строительства "миноносных су­дов" на отечественных заводах.

Этим контрактом стоимость каждого мино­носца определялась в 472 тыс. кредитных рублей или 1020 тыс. германских марок. В эту цену входи­ла и установка минного вооружения, которое Мор­ское министерство обязалось доставить фирме по первому требованию, при том без расходов со сто­роны "Ф. Шихау". Эта сумма выплачивалась заво­ду при достижении миноносцами скорости хода в 27 уз. "при полном водоизмещении на трехчасовой пробе".

К работам завод приступал немедленно по заключении контракта и обязался приготовить ми­ноносцы в Эльбинге для испытаний: первый — 1/13 января 1900 года, остальные три через двад­цать один месяц после подписания настоящего контракта. Окончательная приемка миноносцев должна была состояться в Пиллау.

На испытаниях каждый миноносец "должен был иметь добавочный груз", заменяющий массу отсутствующего вооружения и недостающего на тот момент снабжения (104,7 т). Кроме этого завод обещал провести еще один дополнительный выход в море для определения циркуляции. Контракт предусматривал следующие неустойки, которые должен был бы выплатить завод Шихау: в случае просрочки в один месяц — один процент от сто­имости миноносца, два месяца — два процента и т.д. Если срыв контрактных сроков превысит четы­ре месяца, то Морское министерство было вправе отказаться от заказа.

"Непреодолимыми препятствиями", которые давали право на продление контрактных сроков считались лишь: пожар, наводнение, землетрясе­ние, ураган, "моровая язва". За недостижение ми­ноносцем при испытании 0,25 узла первого узла хода штраф составил бы — 12 тыс. германских марок; 0,5 узла второго узла — 20 тыс. германских марок. Если скорость окажется менее 25 уз, то Морское министерство также было в праве отка­заться от приемки миноносцев, и в течение одно­го месяца завод должен был выплатить неустойку в размере 3,5% годовых и возвратить все получен­ные им платежи.

Если в процессе постройки будут выявлены отступления от чертежей или спецификации, не согласованные с Морским министерством или с русскими, наблюдающими за постройкой мино­носцев, то фирма обязуется по первому требова­нию Морского министерства "все недостатки или неудовлетворительности в работе исправить или переделать во всем согласно с требованием на свой счет и без всякой за то платы".

Тактико-технические элементы и устройство заказанных миноносцев были следующие: длина между перпендикулярами составляла 61м, наи­большая ширина по шпангоутам 7 м; что касается осадки миноносцев, то эта величина в специфика­ции указывалась "до ватерлинии без нижней час­ти ахтерштевня" (1,8 м или "8 фут 10 и 5/16 дюй­ма"). Высота от верхней части киля до верхней части бимса составила 4 м.

12 водонепроницаемых переборок проходи­ли от киля до верхней палубы, в носовой части миноносца находились еще три переборки от киля до жилой палубы. Их толщина от 4 мм уменьша­лась к верху до 3,5 мм. Толщина наружной обшив­ки первоначально составляла — "в середине судна" 5,5 мм и 4 мм в оконечностях, после пересмотрения спецификации в апреле 1899 года МТК потребо­вал, чтобы толщина наружной обшивки соответ­ствовала программе, а именно: "в оконечностях должна быть вместо 4 мм, назначенных специфи­кацией, для ширстрека в 5 мм, а для прочих поясов — 4,5 мм". Кроме того, на высоте 100 мм от гру­зовой ватерлинии обшивка оцинковывалась. Тол­щина листов палубной обшивки уменьшалась от 4,5 мм в средней части до 3 мм в оконечностях.

По мнению корабельного инженера Лидова, в свое время проведшего сравнительный анализ мореходных качеств миноносцев завода Ф. Шихау в сравнении с миноносцами постройки заводов Нормана, Лейрда и Невского, первые по образова­нию корпуса "резко отличаются от всех... в более невыгодную сторону, как это обнаружилось из плавания. Что касается крепости, то более солид­ными миноносцами в от­ношении крепости корпу­са являются миноносцы Шихау. При меньшем от­ношении длины к ширине и при одинаковых осталь­ных элементах, они имеют еще более усиленные час­ти корпуса и большое чис­ло водонепроницаемых переборок".

В носовой части сра­зу за срезом полубака по­мещалась боевая рубка, выполненная из листовой стали   толщиной   3   мм. Внутри  рубки  размеща­лись "паровая и ручная штурвальные   машины", компас и машинные теле­графы, а также рупоры переговорных труб в ма­шинное отделение. Иллюминаторы боевой рубки, которая также являлась и рулевой, снабжались ус­тройствами, позволяющими очищать их от брызг, грязи и т.п. с обеих сторон одновременно. За руле­вой рубкой находился камбуз, также выстроенный из 3-мм стали. Над рубкой размещался командный мостик, изготовленный из сосновых планок тол­щиной 35 мм. На нем располагались: штурвал, машинные телеграфы, компас и переговорные тру­бы, ближе к корме помещался прожектор.

На полубаке миноносца стоял паровой шпиль для якоря и крепилась фиш-балка. Два яко­ря, один массой 400 кг и другой 300 кг снабжались стальным тросом длиной 150 м, что, как показала практика, оказалось не совсем удачно, так как миноносцы впоследствии, стоя на якоре, дрейфо­вали "при самом слабом ветре и течении". На ми­ноносцах предусматривалась установка одной сиг­нальной мачты на каждом с вантами и штагами из стальной проволоки. Покрытие верхней палубы выполнялось из линолеума, "приклеенного и кро­ме того прикрепленного полосами оцинкованного железа". В кормовой части между 6 и 36 шп. на стойках крепился солнечный тент.

Согласно спецификации, миноносцы были снабжены двумя 5-метровыми шлюпками Френси­са, четырьмя спасательными пробковыми кругами и четырьмя пробковыми спасательными поясами. Для команды отводились два кубрика, один в носу, другой в корме. В носовом кубрике 8 человек помещались на рундуках, а 16 на под­весных койках, в кормовом кубрике — 6 на рун­дуках и 12 в койках. Вся мебель: рундуки, табу­реты, различные шкафчики были выполнены из алюминия, а все палубы покрыты линолеумом. Подволоки во всех помещениях окрашивались цинковыми белилами.

Офицерские помещения на миноносцах со­стояли из каюты командира, трех одноместных, одной двухместной кают офицеров, кают-компа­нии и буфета. Рядом помещался ватерклозет.

По подписанной в августе 1898 года специ­фикации все офицерские помещения отделывались полированным ореховым деревом. Из него же дол­жны быть изготовлены шкафы и прочая мебель: столы в командирской каюте и кают-компании, стулья и буфеты. Но после пересмотра специфика­ции в апреле 1899 года вся деревянная мебель и деревянная отделка кают была заменена на метал­лическую из стали, алюминия или иного "несгора­емого материала". Дерево допускалось только на отделку "лишь в виде тонких килевок для покры­тия швов". Согласно новым требованиям МТК, рундуки для команды, офицеров, а также местные шкафы, буфеты, умывальники и большие столы изготовлялись из металла "с самым ограниченным употреблением дерева".

В командирской каюте предусматривался диван, набитый конским волосом и покрытый чех­лом, и крепившаяся к стене койка. В каждой офи­церской каюте (вне зависимости от количества жильцов) стояло по две койки. В каютах также находились шкафы и умывальники, в командирс­кой каюте, кроме того, и зеркало. За каютами офи­церов располагалось помещение для унтер-офице­ров. Командный ватерклозет находился по левому борту носовой части отдельно от находившихся там помещений. Патронные погреба помещались под жилой палубой — один в носу, а другой в кор­ме, там же под жилой палубой помещались и раз­личные кладовые и цистерны для воды.

На миноносцах стояло по две вертикальные машины тройного расширения пара, общей мощ­ностью около 6000 индикаторных л.с. или, как было указано в спецификации, машины имели "силу достаточную, чтобы дать миноносцу требу­емую скорость 27 узлов...". Пар образовывался в четырех водотрубных котлах системы Шихау. Кот­лы стояли "спинками", а не топками друг другу, как на большинстве миноносцев того времени. Благодаря такому их расположению, стало воз­можным поставить между котлами непроницае­мую переборку и разделить таким образом носовое и кормовое кочегарные отделения, каждое на два водонепроницаемых отсека, т.е. средняя часть ми­ноносца вместо трех отделений оказалась разбитой на пять. В связи с таким расположением котлов, на миноносцах ограничились всего двумя дымовыми трубами (вместо четырех, как на прочих минонос­цах, строившихся по этой программе), что позво­лило установить на палубе три минных аппарата.

В машинном отделении, кроме двух машин, стояли две питательные помпы, трюмный паро­вой насос, дистилляционный аппарат и динамо-машина для электрического освещения. В коче­гарных отделениях находилось по центробежному вентилятору "для снабжения этих отделений дос­таточным количеством воздуха во время форси­рованного хода".

Водоотливные средства миноносцев состо­яли из восьми эжекторов; в носовых и кормовых переборках были устроены клинкеты для перепус­кания воды; имелась одна циркуляционная пом­па. В довершение этого на палубе помещался пе­реносной насос.

Артиллерийское вооружение миноносцев включало одно 75-мм орудие и пять 47-мм, боеза­пас для 75-мм орудия составлял 160 снарядов, для 47-мм пушек -- 1350 патронов на пять орудий. Минное вооружение состояло из трех минных ап­паратов для " 17-футовых мин Уайтхеда" (как в то время именовали торпеды), калибром 381 мм и шести торпед.

В сентябре 1898 года ввиду запроса Р.А. Цизе о том, кто будет заказывать минные аппараты для кораблей, строящихся у Шихау, МТК уведомил фирму, что все минное вооружение будет достав­лено от Морского министерства, но установка его на место "лежит на обязанности Шихау" (минное вооружение для миноносцев заказали на заводе Беллино-Фендерих в Одессе).

При рассмотрении контракта сразу бросает­ся в глаза то, что испытания и сдача первого ми­ноносца приходились на январь. При подписании контракта Морское министерство не обратило на это должное внимание, но по мере строительства миноносцев вынуждено было признать большую трудность и почти невозможность провести ходо­вые и сдаточные испытания в январе. Срок испы­тания пришлось передвинуть на весну 1900 года.

Спецификация, подписанная в августе 1898 года, также, спустя почти девять месяцев, подверг­лась значительным изменениям и дополнениям. Кроме уже перечисленных выше изменений в части толщин обшивки и устройства внутренних помеще­ний, 12 апреля 1899 года на заседании МТК было принято еще несколько изменений и дополнений. В частности, на миноносцах решили установить рель­совый путь для подачи торпед к аппаратам.

Изменили и способ хранения торпед, четыре из них, без зарядных частей, должны были хранить­ся под жилой палубой в носовой части и две в ящи­ках-кранцах на верхней палубе. Зарядные (голов­ные) части торпед хранились в носовой части миноносца под жилой палубой, рядом с хранилищем самих торпед. Для их подачи из жилой палубы предусмотрели устройство подвесного рельсового пути. Тогда же положительно решили и вопрос об устройстве на миноносцах парового отопления.

18 апреля Ф. Шихау уведомил письмом Мор­ское министерство, что, так как в выданной ему в свое время "Программе для проектирования мино­носца" динамо-машина и прожектор включены в минное вооружение (как, впрочем, и в контракте), он не включил в стоимость миноносца ни сто­имость динамо-машины, ни стоимость прожекто­ра, и потому для их установки на заводе требуется сделать дополнительный заказ.

20 октября того же года Ф. Шихау обратил­ся в ГУКиС с просьбой "командировать на завод в Эльбинг морского офицера, могущего дать необ­ходимые указания относительно расположения минного вооружения, электрического освещения и навигационных приборов". По приказанию Уп­равляющего Морским министерством за границу для наблюдения за постройкой заказанных в Гер­мании кораблей (крейсера в 3000 тонн водоизмеще­ния, получившего впоследствии имя "Новик", и 4-х миноносцев) был командирован капитан 2 ранга П.Ф. Гаврилов, он же был назначен и командиром строящегося крейсера. Помощником к нему назна­чили младшего судостроителя Н.Н. Пущина.

6 декабря 1898 года П.Ф. Гаврилов прибыл в Эльбинг.