Миноносец «Для нужд Дальнего Востока»
Резкое обострение политической обстановки на Дальнем Востоке в конце XIX века, вызванное прорывом на политическую арену Японии, заявившей о себе победоносной войной с Китаем 1894-1895 годов, кардинально изменило всю морскую политику Российской империи.
Настоятельная необходимость усиления военно-морского присутствия в этом регионе заставила российское Морское министерство пересмотреть весь ход выполнения кораблестроительной программы 1895 года и утвердить в начале 1898 года новую, получившую наименование "для нужд Дальнего Востока". Объединенная с программой 1895 года единым сроком выполнения (1905 год), она должна была обеспечить превосходство русского флота на Тихом океане над японским.
Не последнюю роль в новой кораблестроительной программе занимали миноносцы, в том числе и мореходные с увеличенным до 350 т водоизмещением.
Стремясь до 1 января 1904 года (Все даты до 1 февраля 1918 г., кроме оговоренных отдельно, приведены по старому стилю) "выполнить наибольшую часть заказов по срочному судостроению". Морское министерство решило часть заказов на новые миноносцы разместить за границей "на тех верфях, которые занимаются их постройкой, и сами создали типы с полным успехом в отношении морских качеств".
Для размещения заказов за границей требовалось разработать, как сейчас сказали бы, тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование.
В апреле 1898 года Морской технический комитет (МТК) представил в Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) разработанное им такое тактико-техническое задание или, как тогда говорили, "Программу для составления проекта миноносца до 350 тонн водоизмещения". Это задание определяло основные требования к улучшенному типу миноносца. Водоизмещение "в полном боевом вооружении" и с запасом топлива, не меньшим 17% от полного водоизмещения, не должно было превышать 350 тонн.
"Программой" определялись основные толщины стали для корпуса, ширстрека, переборок и стрингеров. Так, например, толщина листов внутренних палуб и платформ "должна быть соразмерна с давлением столба воды под верхнюю палубу". На проектируемом миноносце исключалось присутствие дерева во внутренних устройствах , то есть в офицерских каютах и кубриках. Особое внимание МТК обращал на укрепление носовой оконечности при помощи брештуков или иным способом "для тараненья миноносцев". Скорость хода проектируемого миноносца при полном водоизмещении с нормальным запасом топлива определялась в 27 уз "в непрерывном плавании на все время, какое возможно по нормальному запасу топлива, с увеличенным комплектом машинной команды за счет других грузов во избежание чрезмерного утомления". Число гребных винтов —два. Система паровых котлов допускалась или Ярроу, или Нормана, при объеме угольных ям и мест "для погрузки топлива в мешках" не более 23% от полного водоизмещения.
Артиллерийское вооружение включало два 75-мм орудия со 160 патронами и пять 47-мм, с боезапасом 270 выстрелов — на каждое. Число минных (торпедных) аппаратов — три. В крайнем случае допускалась "сбавка на одно 75-мм орудие и один минный аппарат". 6 офицеров и 54 нижних чина составляли экипаж корабля. Далее в "Программе" оговаривалась масса вооружения, багажа команды, провизии и различных запасов. Забегая вперед, следует заметить, что именно это техническое задание легло в основу проектирования миноносцев на заводах О. Нормана ("Форель"), "Форш э Шантье" ("Осетр"), "Лейрд Бразерс" ("Сом") и Невском ("Акула").
Из германских заводов это задание направили на завод "Ховальдтсверке", фирме Ф. Круппа в Киле (быв. завод "Германия") и фирме Ф. Шихау. "Ховальдтсверке" сразу же отказалась от проектирования и постройки миноносцев. Фирма Ф. Круп-па ("Германия") приняла предложение Морского министерства и вскоре представила проект миноносца "в 350 тонн".
18 июня 1898 года на заседании МТК этот проект рассмотрели и о результатах доложили управляющему Морским министерством вице-адмиралу П.П. Тыртову, который принял решение "выждать получение проектов от других заграничных заводов". За три дня до этого, 15 июня, техническая контора Р.А. Цизе, представляющая машино- и судостроительные заводы Ф. Шихау в Эльбинге и Данциге, представила начальнику ГУКиС вице-адмиралу В.П. Верховскому "чертеж и описание эскадренного миноносца в 350 тонн водоизмещением со скоростью 27 узлов".
30 июня состоялось новое заседание МТК под председательством вице-адмирала И.М. Дикова, рассмотревшее проекты завода "Ф. Шихау" и фирмы Ф. Крупна. Сравнив их, присутствующие пришли к выводу, что "проект "Ф. Шихау" наилучшим образом отвечает заданиям технического комитета". Отметив такие его достоинства, как удовлетворительное отношение длины к ширине (8,7), соответствие числа минных аппаратов предъявленным требованиям (три), а также и то, что "части корпуса утолщены надлежащим образом с весьма незначительными отступлениями в размерениях шпангоутов", а также, что "число сил механизмов наибольшее", МТК принял решение предложить заводу, в случае применения котлов отличного "от указанного в программе типа", прислать их чертежи "с доказательством преимущества их перед котлами, назначенными по программе". Ознакомившись с материалами заседания, управляющий Морским министерством согласился заказать миноносцы фирме "Ф. Шихау" "со всеми указанными комитетом замечаниями", приказав определиться с их стоимостью и сроками постройки.
5 августа 1898 года уполномоченный машино-судостроителыгой фирмы "Ф. Шихау" в Эльбинге в Пруссии инженер Рудольф Александрович Цизе заключил контракт с начальником Главного управления кораблестроения и снабжений вице-адмиралом Владимиром Павловичем Верховским на постройку "для Российско-императорского правительства" четырех эскадренных миноносцев "с механизмами тройного расширения системы Шихау" и с "окончательной отделкой и полным изготовлением их к службе...".
Это был не первый контракт, заключенный российским Морским министерством с фирмой "Ф. Шихау". Начало сотрудничества с этим германским заводом, основанным Фердинандом Шихау в 1837 г. в Эльбинге и в Данциге (ныне польские города Эльбинг и Гданьск), относится к ноябрю 1876 года. Тогда "Ф. Шихау" предложил построить для русского флота миноноску (впоследствии "Карабин"), а через 2 года он строит по заказу России еще 10 таких миноносок. В 1885 году Морское министерство размещает на заводе заказ на девять "стотонных" миноносцев типа "Або" для
Балтийского и Черноморского флотов, а вслед за ними еще на два "Адлер" и "Аиакрия". Начало 90-х годов XIX века ознаменовалось заказом фирме более крупных минных судов — трех минных крейсеров типа "Казарский". Все эти корабли отличались завидным качеством постройки и послужили прототипами для строительства "миноносных судов" на отечественных заводах.
Этим контрактом стоимость каждого миноносца определялась в 472 тыс. кредитных рублей или 1020 тыс. германских марок. В эту цену входила и установка минного вооружения, которое Морское министерство обязалось доставить фирме по первому требованию, при том без расходов со стороны "Ф. Шихау". Эта сумма выплачивалась заводу при достижении миноносцами скорости хода в 27 уз. "при полном водоизмещении на трехчасовой пробе".
К работам завод приступал немедленно по заключении контракта и обязался приготовить миноносцы в Эльбинге для испытаний: первый — 1/13 января 1900 года, остальные три через двадцать один месяц после подписания настоящего контракта. Окончательная приемка миноносцев должна была состояться в Пиллау.
На испытаниях каждый миноносец "должен был иметь добавочный груз", заменяющий массу отсутствующего вооружения и недостающего на тот момент снабжения (104,7 т). Кроме этого завод обещал провести еще один дополнительный выход в море для определения циркуляции. Контракт предусматривал следующие неустойки, которые должен был бы выплатить завод Шихау: в случае просрочки в один месяц — один процент от стоимости миноносца, два месяца — два процента и т.д. Если срыв контрактных сроков превысит четыре месяца, то Морское министерство было вправе отказаться от заказа.
"Непреодолимыми препятствиями", которые давали право на продление контрактных сроков считались лишь: пожар, наводнение, землетрясение, ураган, "моровая язва". За недостижение миноносцем при испытании 0,25 узла первого узла хода штраф составил бы — 12 тыс. германских марок; 0,5 узла второго узла — 20 тыс. германских марок. Если скорость окажется менее 25 уз, то Морское министерство также было в праве отказаться от приемки миноносцев, и в течение одного месяца завод должен был выплатить неустойку в размере 3,5% годовых и возвратить все полученные им платежи.
Если в процессе постройки будут выявлены отступления от чертежей или спецификации, не согласованные с Морским министерством или с русскими, наблюдающими за постройкой миноносцев, то фирма обязуется по первому требованию Морского министерства "все недостатки или неудовлетворительности в работе исправить или переделать во всем согласно с требованием на свой счет и без всякой за то платы".
Тактико-технические элементы и устройство заказанных миноносцев были следующие: длина между перпендикулярами составляла 61м, наибольшая ширина по шпангоутам 7 м; что касается осадки миноносцев, то эта величина в спецификации указывалась "до ватерлинии без нижней части ахтерштевня" (1,8 м или "8 фут 10 и 5/16 дюйма"). Высота от верхней части киля до верхней части бимса составила 4 м.
12 водонепроницаемых переборок проходили от киля до верхней палубы, в носовой части миноносца находились еще три переборки от киля до жилой палубы. Их толщина от 4 мм уменьшалась к верху до 3,5 мм. Толщина наружной обшивки первоначально составляла — "в середине судна" 5,5 мм и 4 мм в оконечностях, после пересмотрения спецификации в апреле 1899 года МТК потребовал, чтобы толщина наружной обшивки соответствовала программе, а именно: "в оконечностях должна быть вместо 4 мм, назначенных спецификацией, для ширстрека в 5 мм, а для прочих поясов — 4,5 мм". Кроме того, на высоте 100 мм от грузовой ватерлинии обшивка оцинковывалась. Толщина листов палубной обшивки уменьшалась от 4,5 мм в средней части до 3 мм в оконечностях.
По мнению корабельного инженера Лидова, в свое время проведшего сравнительный анализ мореходных качеств миноносцев завода Ф. Шихау в сравнении с миноносцами постройки заводов Нормана, Лейрда и Невского, первые по образованию корпуса "резко отличаются от всех... в более невыгодную сторону, как это обнаружилось из плавания. Что касается крепости, то более солидными миноносцами в отношении крепости корпуса являются миноносцы Шихау. При меньшем отношении длины к ширине и при одинаковых остальных элементах, они имеют еще более усиленные части корпуса и большое число водонепроницаемых переборок".
В носовой части сразу за срезом полубака помещалась боевая рубка, выполненная из листовой стали толщиной 3 мм. Внутри рубки размещались "паровая и ручная штурвальные машины", компас и машинные телеграфы, а также рупоры переговорных труб в машинное отделение. Иллюминаторы боевой рубки, которая также являлась и рулевой, снабжались устройствами, позволяющими очищать их от брызг, грязи и т.п. с обеих сторон одновременно. За рулевой рубкой находился камбуз, также выстроенный из 3-мм стали. Над рубкой размещался командный мостик, изготовленный из сосновых планок толщиной 35 мм. На нем располагались: штурвал, машинные телеграфы, компас и переговорные трубы, ближе к корме помещался прожектор.
На полубаке миноносца стоял паровой шпиль для якоря и крепилась фиш-балка. Два якоря, один массой 400 кг и другой 300 кг снабжались стальным тросом длиной 150 м, что, как показала практика, оказалось не совсем удачно, так как миноносцы впоследствии, стоя на якоре, дрейфовали "при самом слабом ветре и течении". На миноносцах предусматривалась установка одной сигнальной мачты на каждом с вантами и штагами из стальной проволоки. Покрытие верхней палубы выполнялось из линолеума, "приклеенного и кроме того прикрепленного полосами оцинкованного железа". В кормовой части между 6 и 36 шп. на стойках крепился солнечный тент.
Согласно спецификации, миноносцы были снабжены двумя 5-метровыми шлюпками Френсиса, четырьмя спасательными пробковыми кругами и четырьмя пробковыми спасательными поясами. Для команды отводились два кубрика, один в носу, другой в корме. В носовом кубрике 8 человек помещались на рундуках, а 16 на подвесных койках, в кормовом кубрике — 6 на рундуках и 12 в койках. Вся мебель: рундуки, табуреты, различные шкафчики были выполнены из алюминия, а все палубы покрыты линолеумом. Подволоки во всех помещениях окрашивались цинковыми белилами.
Офицерские помещения на миноносцах состояли из каюты командира, трех одноместных, одной двухместной кают офицеров, кают-компании и буфета. Рядом помещался ватерклозет.
По подписанной в августе 1898 года спецификации все офицерские помещения отделывались полированным ореховым деревом. Из него же должны быть изготовлены шкафы и прочая мебель: столы в командирской каюте и кают-компании, стулья и буфеты. Но после пересмотра спецификации в апреле 1899 года вся деревянная мебель и деревянная отделка кают была заменена на металлическую из стали, алюминия или иного "несгораемого материала". Дерево допускалось только на отделку "лишь в виде тонких килевок для покрытия швов". Согласно новым требованиям МТК, рундуки для команды, офицеров, а также местные шкафы, буфеты, умывальники и большие столы изготовлялись из металла "с самым ограниченным употреблением дерева".
В командирской каюте предусматривался диван, набитый конским волосом и покрытый чехлом, и крепившаяся к стене койка. В каждой офицерской каюте (вне зависимости от количества жильцов) стояло по две койки. В каютах также находились шкафы и умывальники, в командирской каюте, кроме того, и зеркало. За каютами офицеров располагалось помещение для унтер-офицеров. Командный ватерклозет находился по левому борту носовой части отдельно от находившихся там помещений. Патронные погреба помещались под жилой палубой — один в носу, а другой в корме, там же под жилой палубой помещались и различные кладовые и цистерны для воды.
На миноносцах стояло по две вертикальные машины тройного расширения пара, общей мощностью около 6000 индикаторных л.с. или, как было указано в спецификации, машины имели "силу достаточную, чтобы дать миноносцу требуемую скорость 27 узлов...". Пар образовывался в четырех водотрубных котлах системы Шихау. Котлы стояли "спинками", а не топками друг другу, как на большинстве миноносцев того времени. Благодаря такому их расположению, стало возможным поставить между котлами непроницаемую переборку и разделить таким образом носовое и кормовое кочегарные отделения, каждое на два водонепроницаемых отсека, т.е. средняя часть миноносца вместо трех отделений оказалась разбитой на пять. В связи с таким расположением котлов, на миноносцах ограничились всего двумя дымовыми трубами (вместо четырех, как на прочих миноносцах, строившихся по этой программе), что позволило установить на палубе три минных аппарата.
В машинном отделении, кроме двух машин, стояли две питательные помпы, трюмный паровой насос, дистилляционный аппарат и динамо-машина для электрического освещения. В кочегарных отделениях находилось по центробежному вентилятору "для снабжения этих отделений достаточным количеством воздуха во время форсированного хода".
Водоотливные средства миноносцев состояли из восьми эжекторов; в носовых и кормовых переборках были устроены клинкеты для перепускания воды; имелась одна циркуляционная помпа. В довершение этого на палубе помещался переносной насос.
Артиллерийское вооружение миноносцев включало одно 75-мм орудие и пять 47-мм, боезапас для 75-мм орудия составлял 160 снарядов, для 47-мм пушек -- 1350 патронов на пять орудий. Минное вооружение состояло из трех минных аппаратов для " 17-футовых мин Уайтхеда" (как в то время именовали торпеды), калибром 381 мм и шести торпед.
В сентябре 1898 года ввиду запроса Р.А. Цизе о том, кто будет заказывать минные аппараты для кораблей, строящихся у Шихау, МТК уведомил фирму, что все минное вооружение будет доставлено от Морского министерства, но установка его на место "лежит на обязанности Шихау" (минное вооружение для миноносцев заказали на заводе Беллино-Фендерих в Одессе).
При рассмотрении контракта сразу бросается в глаза то, что испытания и сдача первого миноносца приходились на январь. При подписании контракта Морское министерство не обратило на это должное внимание, но по мере строительства миноносцев вынуждено было признать большую трудность и почти невозможность провести ходовые и сдаточные испытания в январе. Срок испытания пришлось передвинуть на весну 1900 года.
Спецификация, подписанная в августе 1898 года, также, спустя почти девять месяцев, подверглась значительным изменениям и дополнениям. Кроме уже перечисленных выше изменений в части толщин обшивки и устройства внутренних помещений, 12 апреля 1899 года на заседании МТК было принято еще несколько изменений и дополнений. В частности, на миноносцах решили установить рельсовый путь для подачи торпед к аппаратам.
Изменили и способ хранения торпед, четыре из них, без зарядных частей, должны были храниться под жилой палубой в носовой части и две в ящиках-кранцах на верхней палубе. Зарядные (головные) части торпед хранились в носовой части миноносца под жилой палубой, рядом с хранилищем самих торпед. Для их подачи из жилой палубы предусмотрели устройство подвесного рельсового пути. Тогда же положительно решили и вопрос об устройстве на миноносцах парового отопления.
18 апреля Ф. Шихау уведомил письмом Морское министерство, что, так как в выданной ему в свое время "Программе для проектирования миноносца" динамо-машина и прожектор включены в минное вооружение (как, впрочем, и в контракте), он не включил в стоимость миноносца ни стоимость динамо-машины, ни стоимость прожектора, и потому для их установки на заводе требуется сделать дополнительный заказ.
20 октября того же года Ф. Шихау обратился в ГУКиС с просьбой "командировать на завод в Эльбинг морского офицера, могущего дать необходимые указания относительно расположения минного вооружения, электрического освещения и навигационных приборов". По приказанию Управляющего Морским министерством за границу для наблюдения за постройкой заказанных в Германии кораблей (крейсера в 3000 тонн водоизмещения, получившего впоследствии имя "Новик", и 4-х миноносцев) был командирован капитан 2 ранга П.Ф. Гаврилов, он же был назначен и командиром строящегося крейсера. Помощником к нему назначили младшего судостроителя Н.Н. Пущина.
6 декабря 1898 года П.Ф. Гаврилов прибыл в Эльбинг.