Кронштадт — Порт-Артур

 

12 октября 1900 года в 6 ч 30 мин вечера ми­ноносцы "Касатка" и "Скат" вышли с Малого Кронштадтского рейда и, провожаемые послан­ным по флотскому телеграфу пожеланием счастли­вого плавания, направились по назначению. 18 ок­тября миноносцы пришли в Киль (Германия). 19 октября в 3 ч 30 мин дня снялся с якоря и ушел по назначению второй отряд под начальством ка­питана 2 ранга Кевнарского.

Переход миноносцев первого отряда начал­ся неудачно: на "Скате" в котле № 2 от неправиль­ной эксплуатации деформировался верхний кол­лектор. Затем произошел "разрыв золотника цилиндра низкого давления", и через некоторое время заметили "стук" в цилиндре низкого давле­ния левой машины. 25 декабря 1900 года началь­ник отряда капитан 2 ранга Муравьев телеграммой из Фероля (Испания) сообщил, что на "Скате" при­шлось заглушить трубки двух котлов. Эти частые поломки и аварии на "Скате" побудили Морское министерство заказать на заводе "Ф. Шихау" еще четыре котла. В мае 1901 года контракт был под­писан, и по изготовлении котлов они были отправ­лены в Порт-Артур.

На миноносце "Кит" потребовалось устано­вить огнегасители к котлам, что по расчетам Морского министерства предполагалось сделать по пути на Дальний Восток. Первая попытка ус­тановить огнегасители была предпринята во вре­мя стоянки отряда в Киле, но из-за отсутствия не­обходимых труб окончилась неудачей. В Шербуре (Франция) завод, предложивший свои услуги по установке огнегасителей затребовал на производ­ство работ 20 дней. Морское министерство сочло такой срок неприемлемым, и установка огнегаси­телей была отменена.

В Средиземном море оба отряда присоедини­лись к находившимся там кораблям отряда адми­рала А.А. Вирениуса. Миноносцы по очереди вош­ли в док для окраски подводной части, после чего сменили черно-желтую "викторианскую окраску" на белый цвет борта и рубок, принятый для загра­ничного плавания.

На переходе из Коломбо в Сабанг на "Касат­ке" в одном из четырех котлов при закрытых топ­ках лопнула верхняя часть котельной трубки, вследствие чего сильная струя пламени из поддува­ла котла "кинулась" в кочегарку. Если два кочега­ра получили легкие ожоги, то кочегарный квартир­мейстер Уразман, спасаясь через угольную яму, получил тяжелые рапы головы, и, не приходя в сознание, через 4 часа скончался.

6 мая 1901 года "Касатка" и "Скат" пришли в Порт-Артур. Второй отряд в составе миноносцев "Сом", "Кит" и "Дельфин" пришел в Порт-Артур несколько раньше, 23 апреля.

Что касается мореходных качеств миноносцев постройки завода "Ф. Шихау", то командир мино­носца "Касатка" капитан 2 ранга Муравьев в своих рапортах сообщал любопытные подробности: ... "Сделанный в последние сутки переход показал, что миноносцы обладают хорошими морскими каче­ствами, но боятся крупной встречной волны. Боко­вая качка, в общем довольно спокойная, отличается той особенностью, что на курсах, близких к галфвин­ду, размах миноносца при сходе его на подошву вол­ны обрывается с заметной резкостью, если направ­ление размаха в этот момент также на эту подошву, причину этого следует искать в большом отношении ширины (23 фута) к углублению (около 6 ф.)...

... в продолжение часа миноносцы шли по­путной волной большой крутизны, и длины до 300 ф. рыскливости не заметно, хотя волна значитель­но обгоняла миноносцы", — это важное достоин­ство Муравьев приписывал "углубленному на 3 ф. ниже килевого пояса рулю и заостренному обра­зованию кормы (в надводной части), пропускаю­щему волну вдоль борта. Выйдя из-за южного бе­рега Финского залива, встретил крупную волну, длиной намного более миноносца, вызвавшую, кроме боковой качки до 40°, и значительную киле­вую. Перебой машины заставил уменьшить ход до 100, а затем и до 50 оборотов ...

... встречная волна и усиливавшийся против­ный с порывами до 9 балл, ветер заставляли, — по словам командира "Касатки" — нередко, из-за пе­ребоя машины иметь при отливном течении 50 оборотов, а при приливном 65 ...".