Строительство

 

Несмотря на усиленное пополнение Тихооке­анской эскадры миноносцами накануне Русско-японской войны, их количество, как показали пер­вые операции, оказалось все же недостаточным. Потери и боевые повреждения ряда кораблей это­го класса, постоянные неисправности, а главное, "полная неспособность к отдаленным от берегов экспедициям" миноносцев в 350 т типа "Буйный" постройки Невского завода, сделали первоочеред­ной задачей пополнение эскадры новыми мореход­ными миноносцами. Это понимал и командующий Морскими силами в Тихом океане вице-адмирал Е.И. Алексеев, неоднократно поднимавший вопрос "о скорейшем усилении минной флотилии до на­ступления полной непригодности, имеемой к даль­нейшей службе".

В шифрованной телеграмме от 2 июня 1904 года, считая, что решение данного вопроса "не допускает промедления", он в очередной раз выс­казался за важность немедленного заказа минонос­цев за границей (отечественные предприятия были и без того перегружены военными заказами), а так­же за необходимость срочной сборки миноносцев во Владивостоке, практически лишенном подвиж­ной минной обороны. Через месяц на состоявшем­ся в Санкт-Петербурге со­вещании высших чинов Морского ведомства было принято решение постро­ить для пополнения Тихо­океанской эскадры 21 ми­ноносец, распределив заказ между русскими и некоторыми иностранны­ми заводами с таким рас­четом, чтобы построенные корабли могли бы сделать переход на Тихий океан зимой 1905-1906 годов.

Параллельно ряд ми­ноносцев предполагалось отправить в разобранном виде для сборки во Влади­востоке. Для решения пос­ледней задачи по распоря­жению управляющего Морским министерством были привлечены как отечественные (Невский и Путиловский), так и ряд иностранных заводов — в основном германских: "Вулкан", "Ф. Шихау" и "Германия".

Несмотря на ряд интересных предложений, ГУКиС, ограниченное требованием ввести мино­носцы в строй в "возможно кратчайшие сроки", вы­нуждено было отказаться от длительного процесса согласования чертежей и остановить свой выбор на уже готовом проекте германской фирмы "Ф. Ши­хау", построившей хорошо себя зарекомендовавшие миноносцы типа "Касатка". После утверждения чертежей и спецификаций, предварительно направ­ляющихся в МТК с просьбой по возможности не изменять главных кораблестроительных элементов "миноносцев типа "Касатка", фирма "Ф. Шихау" в Эльбинге получила предложение о постройке деся­ти кораблей с непременным условием их сборки, испытаний и сдачи во Владивостоке.

 

Хронологоя постройки и испытаний миноносцев типа "Инженер-механик Зверев"

Название корабля

Дата закладки на заводе

Дата спуска на воду

Ср. скорость на приемных испытаниях, уз.

Скорость после капремонта уз/год

"Капитан Юрасовский"

31 декабря 1904г.

1907г.

26,00

21/1912

"Лейтенант Сергеев"

8 января 1 905 г.

1907г.

27,37

23/1912

"Инженер-механик Зверев"

1 5 января 1 905 г.

24 сентября 1905 г.

27.65

22,7/1911

"Инженер-механик Дмитриев"

26 января 1905г.

22 октября 1905г.

27,77

22,5/1911

"Бдительный"

26 февраля 1 905 г.

4 марта 1906 г.

28,63

22,8/1911

"Боевой"

26 февраля 1905 г.

27 декабря 1905 г.

28.50

"Бурный"

25 марта 1905г.

25 января 1 906 г.

28,19

22,5/1911

"Внимательный"

16 июня 1905г.

7 февраля 1906 г.

27,87

"Внушительный"

3 августа 1905 г.

23 марта 1906 г.

28,23

22,8/1911

"Выносливый"

3 августа 1905 г.

18 марта 1906 г.

28,72

22,5/1911

Наименования миноносцам присваивались по мере постройки, и в списки кораблей Российского флота они были зачислены только 2 апреля 1905г.

 

Приняв заказ, фирма и ГУКиС 20 ноября 1904 года подписали соответствующий контракт. По готовности миноносцев в Эльбинге их надле­жало разобрать и, "упаковав в контейнеры", дос­тавить либо по железной дороге на станцию Вержболово, либо в навигационное время в Либаву или Петербург. Затем за счет Морского министерства корабли перебрасывались во Владивосток, где завод "Ф. Шихау" брался их собрать, спустить на воду и провести испытания. Первый миноносец фирма обязывалась доставить в Россию через шесть месяцев от дня заключения контракта и за­тем последовательно, через месяц и семь дней, по­ставлять по миноносцу, закончив таким образом работы не позднее 6 мая 1906 года.

Для сборки миноносцев выбрали бухту Улисс, где сразу же после заключения контракта завод "Ф. Шихау" приступил к возведению склад­ских помещений, мастерских и эллингов. Сто­имость каждого собранного миноносца (с учетом его испытаний) определялась в 750 тыс. руб., при условии достижения во время трехчасового пробе­га скорости "не менее 27 уз.". В случае срыва кон­трактных сроков или не достижения оговоренных 27 уз. фирма подвергалась штрафу. Даже при ско­рости ниже 25 уз. Морское министерство не отка­зывалось бы от миноносцев, опасаясь их перепро­дажи Японии.

Новые корабли как по главным размерениям, так и по конструкции корпуса практически не отличались от заказанных в 1898 году: проектное водоизмещение 350 т, наибольшая длина (с тара­ном) 63,5, между перпендикулярами 61, ширина по мидель-шпангоуту 7, осадка носом, 1,8, кормой 2,7 м. Незначительные изменения, внесенные в специфи­кацию, касались лишь замены деревянного на­стила командирского мостика стальным (толщина 3 мм) и усовершенствования конструкции ко­тельных трубок, что, по мнению строителей, гаран­тировало более надежную работу котлов.

Уже в ходе постройки МТК потребовал снабдить миноносцы станциями беспроволочно­го телеграфа (для этого на каждом миноносце пришлось установить по две мачты для растяжки радиосети), заменить самодвижущиеся мины ка­либра 381 мм образца 1898 года более совершен­ными "45-сантиметровыми" образца 1904 года, кроме того, добавили по два переносных пулеме­та с четырьмя стационарными стойками. Наблю­дал за постройкой кораблей старший судострои­тель Н.Н. Пущин.

Стремясь переправить миноносцы в Россию "по возможности секретно, не возбуждая большо­го внимания" (страны Европы и Америки объяви­ли нейтралитет в войне России и Японии), завод предложил доставить их морем в Санкт-Петер­бургский порт.

4 июня 1905 года первый миноносец, уже ра­зобранный и упакованный в контейнеры, был по­гружен на борт парохода "Эльбинг-2" и через че­тыре дня доставлен в Санкт-Петербург. На день раньше срока (10 июля) прибыл второй миноносец. Однако отправить в конце сентября, как намеча­лось, по железной дороге на Дальний Восток пер­вый миноносец не удалось из-за большой загру­женности железной дороги, что срывало график отправки остальных кораблей.

Предварительные расчеты, проведенные в ГУКиС показали, что с учетом продолжительнос­ти пути и "всеми неудоб­ствами работ по сборке" во Владивостоке, первый миноносец войдет в строй "не ранее, чем через полго­да, считая со дня отправки его из Петербурга". Что касается остальных мино­носцев, то их участие в во­енных действиях ста­новилось вообще малове­роятно — "ни один из них не будет готов до оконча­ния войны". К тому же сильно изменилось и поло­жение на театре военных действий. Не исключалась уже и осада Владивостока. Таким образом, построй­ка миноносцев в бухте Улисс, "крайней к стороне моря и совершенно откры­той для бомбардировок" (выбранной еще в то вре­мя, когда военные дей­ствия под Владивостоком считались "маловероятны­ми"), становилась очень рискованной. Кроме того, иметь в порту значитель­ное число иностранных рабочих, в условиях грозя­щей блокады, было неже­лательным как для русско­го командования, так и для фирмы, а сборка ми­ноносцев собственными силами, по мнению ГУКиС, дала бы гораздо худ­шие результаты.

Учитывая все эти обстоятельства, ГУКиС, несмотря на все требова­ния Главнокомандующе­го о скорейшей доставке миноносцев, предложило отказаться от сборки ко­раблей во Владивостоке. Не последнюю роль при этом сыграл и финансо­вый вопрос. Экономия в этом случае составляла около 2 млн. руб.

10 августа 1905 года по личному распоряже­нию императора Николая II два миноносца над­лежало "возможно скорей" отправить во Влади­восток, а остальные собрать на заводе "Ф. Шихау". По распоряжению из Петербурга упаковка в контейнеры третьего миноносца была срочно приостановлена и контракт пере­смотрен. Первые два миноносца были оценены по 605 тыс. руб., а остальные по 637 тыс. руб. с учетом проведения их испытаний заводской ко­мандой и перехода в Либаву.

Такую высокую цену за остальные восемь кораблей завод объяснил тем, что строительство миноносца производилось не на заводских стапе­лях, а "вблизи железной дороги для более удобной и секретной перевозки" и, несмотря па изменивши­еся обстоятельства, их все равно приходилось раз­бирать и снова склепывать на эллинге для спуска на воду. Первый из оставшихся кораблей завод брался подготовить к испытаниям в Пиллау 14 декабря 1905 года, а затем через каждый месяц предъявлять по одному миноносцу. Оговарива­лось, что если навигационные условия не позволят доставить миноносцы в либавский порт зимой 1905-1906 годов, то фирма оставляла их на хране­нии до открытия следующей навигации "без осо­бой за то платы".

3 июня 1905 года уже поднимался вопрос о целесообразности перевооружения миноносца и замене 47-мм артиллерии на более крупный калибр, но "во избежание замедления сроков готов­ности миноносцев ввиду военного времени" он положительно решен не был. 8 сентября при "из­менившихся обстоятельствах" (Россия бесповорот­но проигрывала войну), МТК снова вернулся к этому вопросу. После опроса ряда командиров-"миноносыиков", участников боев на море, 47-мм калибр был признан "совершенно негодным" для вооружения миноносцев. Предполагавшаяся заме­на 47-мм на 57-мм орудия также была отклонена "из-за массы затруднений в хозяйственном отно­шении" при снабжении их боевыми припасами. Голосованием 13 против 1 на очередном заседании МТК 20 октября 1905 года было решено заменить на строившихся миноносцах все 47-мм орудия на одно кормовое 75-мм "без увеличения веса, прихо­дящегося на артиллерию от общего водоизмеще­ния" и довести общее количество пулеметов на миноносце до шести.

Приостановив 11 октября 1905 года все рабо­ты по артиллерийскому вооружению, отдел соору­жений ГУКиС в начале ноября предложил заводу произвести замену артиллерии, установить допол­нительные пулеметные треноги, а также перестро­ить ходовой мостик, под больший по размерам более мощный прожектор. За необходимые при этом дополнительные работы: устройство соответ­ствующих подкреплений фундаментов и передел­ку погребов боезапаса — Морское министерство доплатило заводу по 800 руб. за корабль и в январе следующего года перевооружение миноносцев было завершено.

В апреле 1906 года первые два из оставших­ся 8 миноносцев ("Инженер-механик Зверев" и "Инженер-механик Дмитриев") прибыли в Крон­штадт. Вслед за ними по мере готовности стали приходить и остальные корабли. 29 июня предсе­датель приемочной комиссии капитан 2 ранга Г.П. Шумов смог доложить, что "последний миноносец принят, дела закончены".

Отправленные на Дальний Восток минонос­цы "Капитан Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев" в ноябре 1906 года прибыли наконец во Владивос­ток. Однако работы по их сборке затянулись. До февраля следующего 1906 года не было еще полно­го комплекта чертежей, и как выяснилось, подготов­ка мастеровых оказалась недостаточной для произ­водства сложной сборки кораблей, приглашенные мастера завода "Ф. Шихау" ехать в взбудоражен­ный событиями Первой Русской революции Влади­восток отказались. По просьбе Морского министер­ства завод составил подробнейшую инструкцию о порядке сборки кораблей, после чего в апреле нача­лись работы по монтажу котлов и машин. На сле­дующий год оба миноносца были собраны и спуще­ны на воду и в 1908 году вошли в состав Сибирской флотилии, вобравшей в себя незначительные остат­ки 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр.