Строительство
Несмотря на усиленное пополнение Тихоокеанской эскадры миноносцами накануне Русско-японской войны, их количество, как показали первые операции, оказалось все же недостаточным. Потери и боевые повреждения ряда кораблей этого класса, постоянные неисправности, а главное, "полная неспособность к отдаленным от берегов экспедициям" миноносцев в 350 т типа "Буйный" постройки Невского завода, сделали первоочередной задачей пополнение эскадры новыми мореходными миноносцами. Это понимал и командующий Морскими силами в Тихом океане вице-адмирал Е.И. Алексеев, неоднократно поднимавший вопрос "о скорейшем усилении минной флотилии до наступления полной непригодности, имеемой к дальнейшей службе".
В шифрованной телеграмме от 2 июня 1904 года, считая, что решение данного вопроса "не допускает промедления", он в очередной раз высказался за важность немедленного заказа миноносцев за границей (отечественные предприятия были и без того перегружены военными заказами), а также за необходимость срочной сборки миноносцев во Владивостоке, практически лишенном подвижной минной обороны. Через месяц на состоявшемся в Санкт-Петербурге совещании высших чинов Морского ведомства было принято решение построить для пополнения Тихоокеанской эскадры 21 миноносец, распределив заказ между русскими и некоторыми иностранными заводами с таким расчетом, чтобы построенные корабли могли бы сделать переход на Тихий океан зимой 1905-1906 годов.
Параллельно ряд миноносцев предполагалось отправить в разобранном виде для сборки во Владивостоке. Для решения последней задачи по распоряжению управляющего Морским министерством были привлечены как отечественные (Невский и Путиловский), так и ряд иностранных заводов — в основном германских: "Вулкан", "Ф. Шихау" и "Германия".
Несмотря на ряд интересных предложений, ГУКиС, ограниченное требованием ввести миноносцы в строй в "возможно кратчайшие сроки", вынуждено было отказаться от длительного процесса согласования чертежей и остановить свой выбор на уже готовом проекте германской фирмы "Ф. Шихау", построившей хорошо себя зарекомендовавшие миноносцы типа "Касатка". После утверждения чертежей и спецификаций, предварительно направляющихся в МТК с просьбой по возможности не изменять главных кораблестроительных элементов "миноносцев типа "Касатка", фирма "Ф. Шихау" в Эльбинге получила предложение о постройке десяти кораблей с непременным условием их сборки, испытаний и сдачи во Владивостоке.
Хронологоя постройки и испытаний миноносцев типа "Инженер-механик Зверев"
Название корабля |
Дата закладки на заводе |
Дата спуска на воду |
Ср. скорость на приемных испытаниях, уз. |
Скорость после капремонта уз/год |
"Капитан Юрасовский" |
31 декабря 1904г. |
1907г. |
26,00 |
21/1912 |
"Лейтенант Сергеев" |
8 января 1 905 г. |
1907г. |
27,37 |
23/1912 |
"Инженер-механик Зверев" |
1 5 января 1 905 г. |
24 сентября 1905 г. |
27.65 |
22,7/1911 |
"Инженер-механик Дмитриев" |
26 января 1905г. |
22 октября 1905г. |
27,77 |
22,5/1911 |
"Бдительный" |
26 февраля 1 905 г. |
4 марта 1906 г. |
28,63 |
22,8/1911 |
"Боевой" |
26 февраля 1905 г. |
27 декабря 1905 г. |
28.50 |
— |
"Бурный" |
25 марта 1905г. |
25 января 1 906 г. |
28,19 |
22,5/1911 |
"Внимательный" |
16 июня 1905г. |
7 февраля 1906 г. |
27,87 |
— |
"Внушительный" |
3 августа 1905 г. |
23 марта 1906 г. |
28,23 |
22,8/1911 |
"Выносливый" |
3 августа 1905 г. |
18 марта 1906 г. |
28,72 |
22,5/1911 |
Наименования миноносцам присваивались по мере постройки, и в списки кораблей Российского флота они были зачислены только 2 апреля 1905г.
Приняв заказ, фирма и ГУКиС 20 ноября 1904 года подписали соответствующий контракт. По готовности миноносцев в Эльбинге их надлежало разобрать и, "упаковав в контейнеры", доставить либо по железной дороге на станцию Вержболово, либо в навигационное время в Либаву или Петербург. Затем за счет Морского министерства корабли перебрасывались во Владивосток, где завод "Ф. Шихау" брался их собрать, спустить на воду и провести испытания. Первый миноносец фирма обязывалась доставить в Россию через шесть месяцев от дня заключения контракта и затем последовательно, через месяц и семь дней, поставлять по миноносцу, закончив таким образом работы не позднее 6 мая 1906 года.
Для сборки миноносцев выбрали бухту Улисс, где сразу же после заключения контракта завод "Ф. Шихау" приступил к возведению складских помещений, мастерских и эллингов. Стоимость каждого собранного миноносца (с учетом его испытаний) определялась в 750 тыс. руб., при условии достижения во время трехчасового пробега скорости "не менее 27 уз.". В случае срыва контрактных сроков или не достижения оговоренных 27 уз. фирма подвергалась штрафу. Даже при скорости ниже 25 уз. Морское министерство не отказывалось бы от миноносцев, опасаясь их перепродажи Японии.
Новые корабли как по главным размерениям, так и по конструкции корпуса практически не отличались от заказанных в 1898 году: проектное водоизмещение 350 т, наибольшая длина (с тараном) 63,5, между перпендикулярами 61, ширина по мидель-шпангоуту 7, осадка носом, 1,8, кормой 2,7 м. Незначительные изменения, внесенные в спецификацию, касались лишь замены деревянного настила командирского мостика стальным (толщина 3 мм) и усовершенствования конструкции котельных трубок, что, по мнению строителей, гарантировало более надежную работу котлов.
Уже в ходе постройки МТК потребовал снабдить миноносцы станциями беспроволочного телеграфа (для этого на каждом миноносце пришлось установить по две мачты для растяжки радиосети), заменить самодвижущиеся мины калибра 381 мм образца 1898 года более совершенными "45-сантиметровыми" образца 1904 года, кроме того, добавили по два переносных пулемета с четырьмя стационарными стойками. Наблюдал за постройкой кораблей старший судостроитель Н.Н. Пущин.
Стремясь переправить миноносцы в Россию "по возможности секретно, не возбуждая большого внимания" (страны Европы и Америки объявили нейтралитет в войне России и Японии), завод предложил доставить их морем в Санкт-Петербургский порт.
4 июня 1905 года первый миноносец, уже разобранный и упакованный в контейнеры, был погружен на борт парохода "Эльбинг-2" и через четыре дня доставлен в Санкт-Петербург. На день раньше срока (10 июля) прибыл второй миноносец. Однако отправить в конце сентября, как намечалось, по железной дороге на Дальний Восток первый миноносец не удалось из-за большой загруженности железной дороги, что срывало график отправки остальных кораблей.
Предварительные расчеты, проведенные в ГУКиС показали, что с учетом продолжительности пути и "всеми неудобствами работ по сборке" во Владивостоке, первый миноносец войдет в строй "не ранее, чем через полгода, считая со дня отправки его из Петербурга". Что касается остальных миноносцев, то их участие в военных действиях становилось вообще маловероятно — "ни один из них не будет готов до окончания войны". К тому же сильно изменилось и положение на театре военных действий. Не исключалась уже и осада Владивостока. Таким образом, постройка миноносцев в бухте Улисс, "крайней к стороне моря и совершенно открытой для бомбардировок" (выбранной еще в то время, когда военные действия под Владивостоком считались "маловероятными"), становилась очень рискованной. Кроме того, иметь в порту значительное число иностранных рабочих, в условиях грозящей блокады, было нежелательным как для русского командования, так и для фирмы, а сборка миноносцев собственными силами, по мнению ГУКиС, дала бы гораздо худшие результаты.
Учитывая все эти обстоятельства, ГУКиС, несмотря на все требования Главнокомандующего о скорейшей доставке миноносцев, предложило отказаться от сборки кораблей во Владивостоке. Не последнюю роль при этом сыграл и финансовый вопрос. Экономия в этом случае составляла около 2 млн. руб.
10 августа 1905 года по личному распоряжению императора Николая II два миноносца надлежало "возможно скорей" отправить во Владивосток, а остальные собрать на заводе "Ф. Шихау". По распоряжению из Петербурга упаковка в контейнеры третьего миноносца была срочно приостановлена и контракт пересмотрен. Первые два миноносца были оценены по 605 тыс. руб., а остальные по 637 тыс. руб. с учетом проведения их испытаний заводской командой и перехода в Либаву.
Такую высокую цену за остальные восемь кораблей завод объяснил тем, что строительство миноносца производилось не на заводских стапелях, а "вблизи железной дороги для более удобной и секретной перевозки" и, несмотря па изменившиеся обстоятельства, их все равно приходилось разбирать и снова склепывать на эллинге для спуска на воду. Первый из оставшихся кораблей завод брался подготовить к испытаниям в Пиллау 14 декабря 1905 года, а затем через каждый месяц предъявлять по одному миноносцу. Оговаривалось, что если навигационные условия не позволят доставить миноносцы в либавский порт зимой 1905-1906 годов, то фирма оставляла их на хранении до открытия следующей навигации "без особой за то платы".
3 июня 1905 года уже поднимался вопрос о целесообразности перевооружения миноносца и замене 47-мм артиллерии на более крупный калибр, но "во избежание замедления сроков готовности миноносцев ввиду военного времени" он положительно решен не был. 8 сентября при "изменившихся обстоятельствах" (Россия бесповоротно проигрывала войну), МТК снова вернулся к этому вопросу. После опроса ряда командиров-"миноносыиков", участников боев на море, 47-мм калибр был признан "совершенно негодным" для вооружения миноносцев. Предполагавшаяся замена 47-мм на 57-мм орудия также была отклонена "из-за массы затруднений в хозяйственном отношении" при снабжении их боевыми припасами. Голосованием 13 против 1 на очередном заседании МТК 20 октября 1905 года было решено заменить на строившихся миноносцах все 47-мм орудия на одно кормовое 75-мм "без увеличения веса, приходящегося на артиллерию от общего водоизмещения" и довести общее количество пулеметов на миноносце до шести.
Приостановив 11 октября 1905 года все работы по артиллерийскому вооружению, отдел сооружений ГУКиС в начале ноября предложил заводу произвести замену артиллерии, установить дополнительные пулеметные треноги, а также перестроить ходовой мостик, под больший по размерам более мощный прожектор. За необходимые при этом дополнительные работы: устройство соответствующих подкреплений фундаментов и переделку погребов боезапаса — Морское министерство доплатило заводу по 800 руб. за корабль и в январе следующего года перевооружение миноносцев было завершено.
В апреле 1906 года первые два из оставшихся 8 миноносцев ("Инженер-механик Зверев" и "Инженер-механик Дмитриев") прибыли в Кронштадт. Вслед за ними по мере готовности стали приходить и остальные корабли. 29 июня председатель приемочной комиссии капитан 2 ранга Г.П. Шумов смог доложить, что "последний миноносец принят, дела закончены".
Отправленные на Дальний Восток миноносцы "Капитан Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев" в ноябре 1906 года прибыли наконец во Владивосток. Однако работы по их сборке затянулись. До февраля следующего 1906 года не было еще полного комплекта чертежей, и как выяснилось, подготовка мастеровых оказалась недостаточной для производства сложной сборки кораблей, приглашенные мастера завода "Ф. Шихау" ехать в взбудораженный событиями Первой Русской революции Владивосток отказались. По просьбе Морского министерства завод составил подробнейшую инструкцию о порядке сборки кораблей, после чего в апреле начались работы по монтажу котлов и машин. На следующий год оба миноносца были собраны и спущены на воду и в 1908 году вошли в состав Сибирской флотилии, вобравшей в себя незначительные остатки 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр.