Между войнами

 

Миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" простояли в Киао-Чао до конца войны. После ратификации мирного договора с Японией в октябре 1905 года Главный морской штаб через Министерство иностранных дел вышел с просьбой ходатайствовать через французское прави­тельство "о возвращении японцами дел Управления Порт-Артура". При этом ГМШ обращал внимание министра иностранных дел на то, что согласно доне­сению командира порта Артур контр-адмирала И.К Григоровича, "все секретные дела были частью увезены из крепости перед ее сдачей, частью уничто­жены", оставшиеся в крепости дела, по мнению шта­ба, никакой ценности для Японии представлять не могли. "Для нас же, — говорилось в отношении ГМШ, — они чрезвычайно важны для полного окон­чания денежной отчетности по порту".

20 марта японское правительство согласилось вернуть некоторые дела, захваченные в Порт-Арту­ре. За документами в Порт-Артур был отправлен находившийся в то время в Шанхае миноносец "Бесшумный", командир которо­го капитан 2 ранга Балк получил приказ: "принять все дела, счета и документы". 24 марта 1906 года "Бесшумный" покинул Шанхай и направился по назна­чению: Перед тем, как идти в Порт-Артур, миноносец зашел в Дальний, где командир получил от властей "указание прохода в Артур", так как подступы к кре­пости все еще не были размини­рованы. 28 марта "Бесшумный" благополучно миновал густые минные поля перед бывшей рус­ской базой и в 2 часа дня вошел во внутренний рейд, где еще вид­нелись торчащие из воды остан­ки русских кораблей. Получив документы, миноносец ушел в Чифу и 19 апреля прибыл в Киао-Чао, откуда 26 апреля ушел с отря­дом миноносцев во Владивосток.

"Бесстрашный" с 1 по 14 января 1906 года числился в вооруженном резерве, с 14 января по 1 мая — в заграничном плавании, а затем в соста­ве отряда миноносцев во внутреннем плавании. "Беспощадный" с 1 по 14 января 1906 года числил­ся в заграничном плавании, а затем вошел в отряд миноносцев Сибирского экипажа и в марте вышел на дежурство в пролив Восточный Босфор "на предмет осмотра и ввода приходящих судов с моря во Владивосток". В этой кампании 1906 года ми­ноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспо­щадный", как наиболее исправные миноносцы, были укомплектованы личным составом с других миноносцев и выделены для практического плава­ния и содействия охране русских рыбных и звери­ных промыслов в западной части Охотского мря.

Плавание миноносцев продолжалось с 1 июня по 1 октября. Продовольствие и запасы топлива на миноносцы были доставлены на транс­портах "Уссури" и "Аргунь", кроме того, они по­полняли запасы также и в Николаевске-на-Амуре.

В кампании 1907 года отряд, в составе мино­носцев "Беспощадный", "Бесстрашный", "Гроз­ный" и "Бойкий", 28 июня ушел в Охотское море и Татарский пролив. Находясь вдали от портовых мастерских, они в этом тысячемильном плавании были "представлены лишь своим средствам". Не­обходимые запасы угля и материалов для них дос­тавили на транспорте "Уссури" в Императорскую гавань, откуда этот транспорт совместно с отрядом продолжил плавание. В начале октября отряд в полном составе возвратился во Владивосток.

19 октября 1907 года на миноносцах "Ско­рый", "Статный" и "Тревожный", стоящих во Вла­дивостоке, вспыхнуло восстание, но миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" ни в восстании, ни в подавлении его не участвовали.

В конце 1907 года находившиеся во Владиво­стоке миноносцы были сведены в два дивизиона, составившие минную бригаду, при этом "Бесшум­ный". "Бесстрашный" и "Беспощадный" вошли в первый дивизион. К 1909 году прошел ремонт ми­ноносец "Бесшумный", 1910 год застал в ремонте "Бесстрашный" и "Беспощадный", которые были причислены к Владивостокскому порту, но работы на них шли крайне медленно, вследствие сокраще­ния лимитов, при этом было уволено до 70% рабо­чих, а сами работы проводились три дня в неделю. Оставшийся миноносец "Бесшумный" вместе с ми­ноносцами "Капитан Юрасовский" и "Бодрый" ходил в Николаевск-на-Амуре, а по возвращении в составе 1 -го дивизиона ушел в практическое плава­ние, большую часть которого корабли совершали без отличительных огней с производством учебных минных (торпедных) атак. В ноябре отряд вернул­ся во Владивосток и закончил кампанию.

1911 год "Беспощадный" и "Бесстрашный" провели в ремонте, а "Бесшумный" совершил ряд учебных плаваний. В 1912 году "Беспощадный" закончил ремонт, и его место занял "Бесшумный", а "Бесстрашный" по-прежнему кампанию не начи­нал. В этом же году приступили к перевооружению миноносцев флотилии новыми орудиями и станка­ми. В 1913 году начались волнения в Китае, Рос­сийское правительство сочло нужным направить в китайские города Ханькоу и Шанхай свои стаци­онары. 9 апреля "Беспощадный" и "Лейтенант Сергеев" покинули Владивосток и 28 пришли в Ханькоу, сменив находившуюся там канлодку "Манджур". По пути миноносцы зашли в Нагаса­ки. Исполняя стационарную службу, они поочеред­но выходили на короткое время в практическое плавание. Во второй половине сентября минонос­цы отозвали во Владивосток, куда они пришли 8 октября. С началом кампании 1914 года брига­да миноносцев, за исключением миноносца "Бес­шумный", все еще стоявшего в ремонте, начала обход побережья, посетив при этом Славянский залив, побережье заливов Петра Великого и Уссу­рийского до бухты Св. Владимира.

К началу Первой мировой войны на мино­носцах "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспо­щадный" была снята вся артиллерия мелкого ка­либра (47-мм), вместо нее на них поставили еще одну 75-мм пушку и шесть пулеметов, запас снаря­дов составил: "Беспощадный" - 180 шт. на одно орудие, "Бесстрашный" - 160, "Бесшумный" 250 на одно орудие. Количество мин Уайтхеда уменьшили до трех на корабль, сами минные аппа­раты остались без изменения. Скорость хода пос­ле ремонтов также уменьшилась: у "Беспощадно­го" она составила в 1912 году 22 уз, а у "Бесшумного" в том году только 19,4 уз. По шта­ту на миноносец теперь полагалось 4 офицера, 2 кондуктора и 62 нижних чина. Несколько изменился и внешний вид. В связи с предполагаемой установкой беспроволочного те­леграфа, на миноносцы устано­вили по грот-мачте.

Согласно циркуляру МТК по кораблестроению от 24 мар­та 1908 года за № 3, на кораблях "все что может быть видимо из­дали" было окрашено "в защит­ный шаро-зеленый цвет". На верхней палубе в этот цвет кра­сились: фальшборт, коечные сет­ки, пиллерсы, подволоки мости­ков, устои мостиков, рубки снаружи, даже буксирные кнех­ты, шпигаты и т.п. предметы, требующие частой подкраски, а также дымовые кожухи сверху и вентиляционные раструбы сна­ружи и внутри. Шаро-зелеиой краской красились также все поручни, штурвал и металличес­кие тумбы компасов. По наруж­ному борту этой краской покры­вались "надводная часть выше ватерлинии" и "подводная часть ниже ватерлинии на два фута", все шлюпбалки и краны. Мачты, топы, флагштоки и ноки реев также красились в шаро-зеленый цвет. Внутренняя поверхность капитанской и офицерских шлюпок красились белилами, а наружная поверхность ра­бочих шлюпок красилась в защитный тот же шаро-зеленый цвет. Внутренняя поверхность рабочих шлюпок над банками красились в защитный цвет, а под банками "шаровой масляной краской".

Изношенный линолеум с верхних палуб ми­ноносцев был снят, и палубы покрасили масляной краской (циркуляр МТК по кораблестроению от 7 декабря 1909 года, № 21). Для облегчения ходь­бы по палубе на ней были закреплены по обоим бортам при помощи коротких кусков угловой ста­ли упорные (для ног) деревянные бруски; для пе­ревала же через них тачек с углем при угольной погрузке, на них клались короткие, в зависимос­ти от размера тачек, накладки. В жаркое время года верхнюю палубу над кочегарными отделени­ями, в местах проходов, покрывали "плетейными узкими дорожками". Были сняты с миноносцев и не оправдавшие себя парусиновые шлюпки, вме­сто них поставили обыкновенные.

Аналогичным образом покрасили и мино­носцы Балтийского флота. Еще во второй полови­не 1906 года все минные суда, входившие в 3, 4 и 5-й экипажи разделили на три отряда. При этом миноносцы типа "Инженер-механик Зверев" вклю­чили наряду с новыми минными крейсерами типов "Украина", "Финн", "Сибирский стрелок" и "Всадник" и двумя "невками" ("Видный" и "Гро­мящий") в первый.

28 августа 1906 года начальником 1-го отря­да минных судов Балтийского моря назначили ка­питана 1 ранга Н.О. Эссена — героя Русско-япон­ской войны, в будущем командующего Балтийским флотом. Именно он сумел за короткий срок создать боеспособный флот, основы боевой подготовки которого были опробованы Эссеном на 1-м отряде минных судов, которым он командо­вал до мая 1908 года. В декабре 1907 года 1-й от­ряд переименовали в дивизию эскадренных мино­носцев в составе четырех дивизионов. (12 марта 1909 года эта дивизия стала именоваться 1-й мин­ной дивизией).

В начале марта 1909 года, по инициативе уже контр-адмирала Н.О. Эссена, была устроена проб­ная мобилизационная погрузка угля всеми корабля­ми, занявшая всего 10 часов. По результатам 1-й отряд стал наиболее боеспособным соединением Балтийского флота. Накануне Первой мировой войны миноносцы типа "Инженер-механик Зве­рев" свели в третий дивизион.