На трех фронтах

 

В ходе Первой мировой войны 1914-1918 го­дов балтийские миноносцы типа "Инженер-меха­ник Зверев", также переклассифицированные в эс­кадренные и прошедшие в 1910-1912 годах капитальный ремонт, но уже морально устарев­шие, могли решать лишь второстепенные задачи: им поручалось главным образом конвоирование крупных кораблей, причем они нередко отражали атаки германских подводных лодок. Так, 16 июля 1915 года "Боевой" пытался атаковать неприятель­скую подводную лодку. Вечером того же дня "Вну­шительный", конвоировавший крейсер "Рюрик", протаранил германскую лодку. Удар пришелся кормовой частью, поэтому миноносец повредил

гребной винт и погнул перо руля. На месте столк­новения появилось большое маслянистое пятно, свидетельствовавшие о повреждениях лодки.

Четыре дня спустя при аналогичных обстоя­тельствах таранил вражескую подводную лодку эскадренный миноносец "Внимательный".

14 ноября 1917 года погиб, подорвавшись на мине, эскадренный миноносец "Бдительный", ко­торому оторвало носовую часть по командирский мостик. Из всей команды удалось спастись только десятерым.

Что касается миноносцев Сибирской флоти­лии, то несмотря на ряд последовательных ремон­тов, проводившихся на них в 1909-1913 годах, Первая мировая война сразу показала их полную не­пригодность для выполнения даже такой простой задачи, как охрана подступов к Владивостоку. Хуже всего обстояли дела на миноносце "Беспо­щадный", котлы которого требовали срочной за­мены трубок, но их во Владивостокском порту не было, и хотя они были заказаны, "но точного уве­домления об их готовности не имелось", и мино­носец сдали порту.

"Бесшумный" закончил ремонт и начал кам­панию только 1 июня 1916 года. В секретном отче­те по инспектированию судов, команд флота и бе­реговых учреждений Сибирской флотилии, представленном командующим флотилии вице-адмиралом М.Ф. Шульцем морскому министру И.К. Григоровичу в 1916 году о состоянии мино­носца "Бесшумный" говорилось, что он находит­ся "в совершенно исправном и отличном состоя­нии по механизмам, котлам и корпусу".

19 ноября закончил ремонт и начал кампа­нию "Бесстрашный". В том же 1916 году миноно­сец "Бесшумный" с отрядом миноносцев 1-го ди­визиона совершил плавание в Хабаровск и обратно протяженностью 4500 миль, из которых 2000 миль миноносцы прошли по реке Амур.

В июле 1916 года приказом по Морскому ведомству официально было объявлено о форми­ровании флотилии Северного Ледовитого океана.

Для ее усиления МГШ принял решение перевести на Север ряд кораблей Сибирской флотилии, сре­ди этих кораблей были и миноносцы.

В первой половине 1916 года успешный пере­ход на Север совершили миноносцы "Властный" и "Грозовой". А в том же 1916 году началась подго­товка к переходу второй группы миноносцев ("Бес­шумный", "Бесстрашный", "Капитан Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев"). Бла­гополучно пройдя четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый, миноносцы прибыли на театр военных действий уже в 1917 году.

После свержения самодержа­вия на Севере возникли Централь­ный морской комитет (Цемак), Цен­тральный комитет кондукторов (Цеконд) и Центральный комитет офицеров флота (Цеофлот). При таком большом наличии руководя­щих комитетов никакого порядка на кораблях флотилии, разумеется, не было. Наконец с помощью эсе­ров и меньшевиков командованию флотилии удалось объединить все три комитета в Центральный коми­тет флотилии Северного Ледовито­го океана (Целедфлот).

В феврале 1918 года военно-морской отдел Целедфлота принял решение о составе флотилии   на кампанию 1918 года. В строю оставались 16 траль­щиков, 3 посыльных судна, транспорты "Вайгач" и "Таймыр", ледоколы "Микула Селянинович" и "Святогор", суда службы связи, гидрографические и другие специальные службы. Миноносцы вмес­те с линейным кораблем "Чесма" (б. "Полтава"), крейсером "Аскольд" и рядом посыльных судов и тральщиков должны были перевести в Архан­гельск и сдать порту на долговре­менное хранение. 7 мая 1918 года это решение Целедфлота утвердила Коллегия морского комиссариата. Однако командование Мурманско­го отряда судов действовало по-своему: спешно провело демобили­зацию состава, а корабли оставило в Кольском заливе.

С марта по июнь 1918 года миноносцы находились в Мурман­ске в ведении порта без команд. В начале июня, после гибели от гер­манских подводных лодок парохо­да "Федор Чижов" и посыльного судна "Харитон Лаптев", припи­санного к гидрографической экс­педиции, Центральный комитет мурманской флотилии обратился через краевой совет к союзному командованию в лице адмирала Кемпа с просьбой привести мино­носцы в боевую готовность для защиты каботажного плавания от германских подводных лодок.

Учитывая, что у командования фло­тилии нет ни команд для укомплектования миноносцев, ни средств для их ремонта, ад­мирал Кемп предложил укомплектовать миноносцы союзными командами и прове­сти их ремонт, с тем однако условием, что­бы эти корабли перешли в ведение англий­ского командования и плавали бы под английским флагом. Центральный испол­нительный комитет, опасаясь, чтобы мино­носцы не были захвачены, предложил иметь на них приблизительно 20% русской команды (16 человек) при двух офицерах, из которых один командир, а также пла­вать под русским флагом, на что скоро было получено согласие союзного коман­дования. После этого миноносцы подошли для ремонта: "Бесстрашный" — французс­кому крейсеру "Адмирал Об", а "Бесшум­ный" был подведен к русскому транспорту-мастерской "Ксения" с тем, чтобы после окончания ремонта укомплектовать мино­носец полностью русской командой.

После ремонта на "Бесстрашный" была назначена французская команда, по с русским командиром, но после аварии ми­ноносца команду перевели на "Бесшум­ный". Оставшиеся два миноносца "Капи­тан Юровский" и "Лейтенант Сергеев" также укомплектовали иностранными ко­мандами, но плавали они под русскими фла­гами. Все эти события происходили уже после начала интервенции на Севере. В те­чение августа-октября 1918 года все три ми­ноносца несли конвойную службу. Они сопровождали транспорты с войсками интервентов и белогвардейцев.

В конце февраля 1920 года минонос­цы находились в Архангельске и в Мурман­ске. После восстановления советской влас­ти на Севере миноносцы так и остались стоять в этих портах. Состояние их было ужасающее, они оказались полностью раз­граблены, механизмы требовали замены, вооружение снято.

Шесть из оставшихся на Балтике ми­ноносцев этого типа в сложной ледовой об­становке совершали в апреле 1918 года пе­реход из Гельсингфорса в Кронштадт с неполными командами. В мае к ним присо­единялся седьмой миноносец — "Бурный". Летом и осенью 1919 года наиболее исправ­ные из них включили в состав Онежской во­енной флотилии ("Внушительный") и Дей­ствующего отряда на Ладожском озере ("Выносливый" и "Инженер-механик Дмитриев").

После гражданской войны простоявшие че­тыре года в кронштадтских гаванях без должного ухода корабли уже не представляли боевой ценно­сти. В числе разобранных в 1924-1925 годах на ме­талл оказались "Боевой" и "Бурный", исключен­ные в ноябре 1925 года из списков флота.

Оставленные в резерве "Инженер-механик Дмитриев" и "Инженер-механик Зверев" в 1920 году выходили на боевое траление в Балтийском море. Через год к ним присоединились также пере­оборудованные в тральщики "Внимательный", "Выносливый" и "Внушительный".

В 1922 году все пять кораблей, официально переведенные в класс тральщиков, вошли во 2-й дивизион дивизии траления.

В мае того же года "в связи с общим сокра­щением расходов на флот" дивизия была сведена в отряд траления и тральщик "Внимательный" сдан в порт "для ликвидации".

В ноябре 1922 года созданная при ЦК РКП(б) специальная комиссия "для рассмотре­ния годового плана судостроения и оборонительных работ" представила на рассмотрение ЦК, со­ставленную ей сводную ведомость расходов на судоремонт.

24 ноября того же года председатель комиссии заместитель наркомвоенмора Э.М. Склянский имел длительную беседу с В.И. Лениным. Ознакомившись с проектом программы, В.И. Ленин счел расход в 10 млн рублей, определенный комиссией для восста­новления флота, "безобразно великим" и предложил снизить ее до 7 млн, а оставшиеся деньги перевести Наркомпросу. "Флот нам не нужен, — категоричес­ки заявил В.И. Ленин, — а увеличение расходов на школы нужны до зарезу". При этом он настаивал на сокращении на треть количества всех военных кораб­лей, в том числе и эскадренных миноносцев. "Я ду­маю, — писал В.И. Ленин И.В. Сталину, — что флот в теперешних размерах хотя и является флотишкой, по справедливому замечанию т. Склянского, все же для нас это непомерная роскошь".

Это письмо было роздано членам Политбю­ро для обсуждения и голосования ленинского предложения сокращения расхода на судоремонт.

Против этого сокращения выступил Л.Д. Троц­кий, написавший на полях письма: "Не могу при­знать правильным такой метод сокращения "на глаз". Его поддержал Л.Б. Каменев, сославшись на то, что большинство заводов получили уже заказы для нужд флота.

29 ноября В.И. Ленин написал второе пись­мо И.В. Сталину. Считая общее число перечислен­ных в программе кораблей "излишним и неоправ­данным условиями нашей военно-морской силы", В.И. Ленин снова предложил ограничить расход на судоремонт в 7 млн. рублей", обязав военных специалистов рассчитать, какое общее число эс­кадренных миноносцев, линейных кораблей, под­водных лодок и "прочего флота получится при таком расчете". "Я думаю — писал В.И. Ленин — что иначе произвести сокращение нашего флота нам не удастся, ибо моряки-специалисты, есте­ственно, увлекаясь своим делом, будут взвинчи­вать всякую цифру между тем, как при громадном расходе, который мы ассигновали на авиацию, мы должны быть вчетверо, вдесятеро осторожнее в отношении расхода на флот... ." Что касается со­ображений Каменева, он отметил, что заказы бу­дут даны заводам "на удовлетворение крестьянс­ких нужд, а никоим образом не на такую вещь, как флот". Так как "держать флот, — еще раз подчеркнул В.И. Ленин в своем втором письме, — сколько-нибудь значительного размера нам, по соображениям экономическим и политическим, не представляется возможным".

Политбюро ЦК РКП(б) на заседании 30 но­ября 1922 года, рассмотрев еще раз вопрос о судо­ремонтной программе, постановило сократить общую сумму расходов на ремонт судов до 8 млн рублей. Сэкономленные средства, согласно предло­жению В.И. Ленина, были ассигнованы Народно­му комиссариату просвещения. Также часть судо­строительных заводов по предложению В.И. Ленина была переведена на изготовление из­делий, "необходимых крестьянству".

В списки судов, не подлежащих восстановле­нию, попали и миноносцы "Бесшумный", "Бес­страшный" и так и простоявший в ожидании обещанных трубок во Владивостоке "Беспощадный". В 1922 году их исключили из списков флота.

Сданный в 1922 г. на долговременное хране­ние "Внушительный", а также заканчивавшие в 1924-1925 годах боевое траление "Выносливый", "Инженер-механик Дмитриев" и "Инженер-меха­ник Зверев" получили 5 февраля 1928 года новые наименования: "Мартынов", "Артемьев", "Ро­шаль" и "Жемчужин". Первый из них, до 1928 года находившийся на долговременном хранении, еще два года был учебным кораблем Военно-мор­ской академии РККФ, а затем его передали Осоавиахиму. После капитального ремонта в 1934 году "Мартынов" включили в состав Морских сил Балтийского моря. Старому миноносцу дове­лось поучаствовать еще в одной войне — советс­ко-финской (сдан на слом в 1940 году).

Однако самым "долгожителем" из кораб­лей этой серии оказался "Артемьев". С 1926 по 1928 год он выполнял роль посыльного судна, после чего находился на хранении (в 1932 году передан Осоавиахиму). Корпус корабля стоял на р. Екатерингофке в Ленинграде, а во время Вели­кой Отечественной войны затонул. В 1947 году его подняли и разобрали на металл. Тральщики "Рошаль" и "Жемчужин" в 1926 году перекласси­фицировали в посыльные суда. Второй из них в том же году сдали в порт, а через два года посту­пил на хранение в порт и "Рошаль", который год спустя передали на разборку.

В январе 1930 года был сдан в Отдел фондо­вого имущества и "Жемчужин". Миноносцы "Ка­питан Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев" в мар­те 1920 года вошли в состав Беломорской военной флотилии, а через месяц — Морских сил Северно­го моря, но уже в июне 1921 года оба корабля ра­зобрали па метал и еще через год'исключили из списков флота.