Дополнения

 

Рапорт С. О. Макарова П. П. Тырнову о порядке назначения заведующих миноносцами

 

За последнее время строятся по преимуществу или суда 1 ранга или миноносцы, зачисляемые в 3 ранг. Вследствие это­го капитаны 2 ранга, окончившие ценз старшего офицера, не име­ют возможности выполнить ценз капитана 2 ранга и зачисляются командирами мониторов или других неплавающих судов и, бу­дучи в свежих силах и вполне годными для работы, остаются без дел, в то самое время, когда офицеров в других чинах оказыва­ется вполне недостаточно.

Полагаю это нежеланное условие службы до некоторой степени отстранить следующими мероприятиями.

1) В настоящее время должность заведующего команда­ми миноносцев предоставлена капитанам 1 ранга, но одним заведыванием миноносцами невозможно выполнить ценз для контр-адмирала, а посему на должность заведующего приходит­ся избирать или таких, до которых не дошла очередь командо­вать судном 1 ранга, или таких, которым нет надежды выплавать ценз на адмиральский чин. И те, и другие к этим должностям не подходят — первые потому, что они их занимают временно, вто­рые потому, что чересчур стары и, потеряв надежду на произ­водство в адмиралы, не могут отдаться этому живому делу.

Полагал бы в интересах дела полезным, чтобы по-пре­жнему разрешалось выбирать заведывающих миноносцами как из капитанов 1 ранга, так из капитанов 2 ранга, и чтобы в этой должности можно исполнить весь ценз 2 ранга. В таком случае заведывание миноносцами можно будет возлагать на капитанов 2 ранга, только что окончивших старшеофицерский ценз, и дер­жать их на этих должностях до тех пор, покамест к ним не подой­дет командование судами 1 ранга, т.е. держать их в этой долж­ности 5-7 лет. Если допускается ценз 2 ранга исполнить на минном крейсере "Воевода", то нет основания не допустить того же, если приходится иметь дело не с одним минным крейсером, а с деся­тью миноносцами,

В настоящее время строятся миноносцы в 350 тонн типа "Кит", миноносцы типа "Форель" в 312 тонн и миноносцы типа "Сокол" в 220 тонн. Если сравнить миноносцы типа "Кит" с мин­ным крейсером типа "Воевода", то окажется, что первые по во­доизмещению на 50 тонн меньше, по машине вдвое сильнее и по вооружению не уступают второму. Полагаю, что было бы це­лесообразно зачислить миноносцы этого типа во 2 ранг, пере­именовав их для сего в минные крейсера. Два вышеприведен­ные предлагаемые мною мероприятия будут особенно необходимы, когда окончательно решится вопрос о сдаче к пор­ту мониторов, башенных лодок и других подобных судов уста­ревших типов.

О вышеизложенном представляю вашему превосходи­тельству. 28 мая 1900г. Вице-адмирал Макаров РГАВМФ, ф. 17. оп 2, д. 72, л. 2.

 

Рапорт С. О. Макарова П. П. Тырнову о мерах сбережения миноносцев

 

За последние 3 года приостановлен новый заказ минонос­цев прежних типов водоизмещением около 100 тонн и ведется деятельная постройка миноносцев типа "Сокол" и "Касатка". Между тем для сохранения этих миноносцев еще ничего не сделано. До сих пор принято было миноносцы эти на зиму ставить в доки, где случится, и весною, когда выходят все корабли, выводить из до­ков и эти миноносцы, расставляя их по гаваням, где удобно. Опа­саюсь, что такой порядок поведет в скором времени к тому, что они оборжавеют. Между тем, желательно возможно лучше сохра­нить эти дорогостоящие деликатные суда, дабы во время войны они могли принести ту пользу, которую от них ожидают.

Рассматривал вопрос вместе с техниками вверенного мне порта о том, каким образом разместить миноносцы, чтобы они могли оставаться в доброй сохранности, причем выяснилось, что постройка эллинга наподобие кронштадтского или гельсингфоргского для таких тяжелых судов будет непрактична. Даже мино­носцы в 100 тонн до некоторой степени страдают при подъеме, а потому мы пришли к заключению, что для них лучше всего стро­ить общие сухие доки.

Это есть самый дешевый способ сохранения минонос­цев, ибо при нем не потребуется делать помповых устройств и многое другое. Является же, однако, то неудобство, что вводы в док миноносцев будут находиться в зависимости от ввода и вы­вода больших судов в Петровский док.

Если место для дока миноносцев выбрать в Военной га­вани, неподалеку от нефтяного бассейна, то ввод и вывод мино­носцев будет независим от Петровского дока, но все устройство будет значительно дороже.

Представляя все вышеизложенное на благоусмотрение вашего превосходительства, имею честь доложить, что вопрос о сбережении миноносцев типа "Сокол" и "Касатка" представляет большую важность и что в случае дальнейшей постройки этих миноносцев необходимо принять те или другие меры для их сбе­режения как в зимнее время, так и в летнее, оставляя их на воде лишь тогда, когда они находятся в кампании.

3 февраля 1901 г. Вице-адмирал С. Макаров РГАВМФ, ф. 417, д. 21164, л. 56.

 

Рапорт командира эскадренного миноносца "Бесстрашный" заведующему 1-м отрядом миноносцев 26 февраля 1904 г. № 166

 

Около часу ночи 26 февраля получил словесное при­казание поднять пары и быть готовым к походу вместе с ми­ноносцами "Выносливый", "Властный, "Внимательный". В слу­чае похода выходить последним, после "Внимательного".

В 2 ч 15 мин ночи отдал швартовы и в кильватер "Вни­мательному" вышел на внешний рейд концевым и пригото­вился к бою. Выйдя на внешний рейд, взял направление на SO. Пройдя около 20 мин, заметил с левой стороны по носу мигающие огоньки и склонились на них.

Приблизившись к месту появления огоньков, замети­ли, что огни похожи на вспышки фосфористого кальция. В это время нас осветили боевым фонарем с батареи. Повер­нули к Ляотишану. Все время шли под лучами прожекторов. Пройдя Ляотишан, повернули на N. Шли средним ходом, в исходе 4ч заметили огни неприятельских миноносцев и по­вернули на них.

По сигналу с "Выносливого": "Бел. Кр. Зел.", пригото­вились к атаке. По первому выстрелу с "Выносливого" нача­ли бой приблизительно с расстояния около 10 кабельтовов, продолжавшийся около 20 мин; за это время сделали по не­приятелю по два выстрела 75-мм и 23 47-мм орудиями.

К концу боя склонился влево и, потеряв из виду свои миноносцы, подошел под берег Ляотишана, куда минут че­рез десять подошел миноносец "Властный", затем "Внима­тельный" и "Выносливый", с которыми переговорил опозна­вательными. Держались у Ляотишана до начала рассвета. В это время "Внимательный", разворачиваясь, таранил в сере­дину левого борта "Властный". "Властный" повернул к бере­гу, а я подошел к нему с предложением помощи и получил просьбу конвоировать его и малым ходом совместно пошел к Артуру.

В 6 ч 20 мин подошел, по сигналу, к крейсеру "Аскольд" и получил приказание идти в бассейн.

Убитых и раненых нет; попаданий неприятельских сна­рядов не было. Во время боя неприятель светил фонарями. Некоторые нижние чины заявляют, что между неприятельс­кими судам видели взрыв.

Офицеры и команда вели себя безукоризненно и без суеты. Особенно отличился своим спокойствием и хладнок­ровными указаниями комендорам мичман Владимир Иениш 2-й. Судовой механик помощник старшего инженер-механика Василий Черкасов с поразительным спокойствием распо­ряжался на машине. Во время боя на руле стоял рулевой Клемашенко, который, кроме управления рулем, помогал отли­чать неприятельские миноносцы и вполне достоин всякой похвалы и награды за полное присутствие духа. Из комендо­ров выделялись своей стрельбой комендоры Борисов и Немов. Из машинной команды заслуживает особого внимания и поощрения машинный кондуктор Хоперский и кочегарный квартирмейстер 1 статьи Петр Гужва.

О чем Вашему Высокоблагородью доношу. Лейтенант Скороходов

 

Рапорт командира эскадренного миноносца "Бесшумный" Начальнику отряда подвижной береговой обороны 20 апреля 1904 г. № 367.

 

Сего числа, стоя с вверенным мне миноносцем в де­журстве у входа в Восточный бассейн, услышал выстрелы на рейде с канонерских лодок и батарей в 1 ч ночи. В 1 ч 15 мин прекратили огонь, 1 ч 45 мин открыли огонь. В 2 ч, увидев ракету, отдал немедленно швартовы и дал ход вперед; обо­гнув бочку, на которой стоит лодка "Отважный", заметили, что миноносцы 2-го отряда еще не вышли, а находятся около борта лодки. Не имея возможности идти в проход бона, на­чал на месте ворочаться, чтобы дать время выходить впере­ди находившимся миноносцам; держаться на месте не уда­лось: течением, ветром и зыбью увалило миноносец к мели правым бортом и носом. Зажег на короткое время фалшфе-ер и дал ход правой машиной назад. Вскоре подошел порто­вый барказ, которому я приказал оттянуть корму от мели и дал полный ход назад обеими машинами. Через 5 мин мы сошли. Держались малым ходом.

В 2 ч 50 мин по ракете и устному приказанию с лодки "Отважный" пошли в атаку. Когда тронулись, старший меха­ник доложил, что правая машина не работает, так как цирку­ляционная помпа застопорилась. Решил идти в атаку с одной левой машиной. Пройдя против лодки "Гиляк", получил при­казание миноносцам не выходить.

Брандеры неприятеля видны были в стороне от ство­ра. Во время стоянки миноносца на мели в проходе неприя­тель стрелял, по-видимому, в прожектора фортов и лодки "Гиляк", только с большими перелетами. Получив приказа­ние не выходить, медленно, одной машиной, повернул и по­шел обратно к стенке у входа в бассейн.

Огонь неприятеля не причинил миноносцу и команде вреда, а стоянка на мели была, по-видимому, тоже без по­следствий для корпуса и механизмов.

Лейтенант Максимов 3-й.

 

Рапорт командира эскадренного миноносца "Бесшумный" временно и.д. Командующего эскад­рой Тихого океана контр-адмиралу Витгефту 17 мая 1904 г. № 427.

 

8-го мая, в 10ч 10 мин, пройдя средним ходом сапер­ное минное заграждение, взяли курс на SW, с целью, пока минный заградитель "Амур" не вышел, проверить девиацию на створе входных знаков.

Находясь в 2-2,5 милях от входа, на 2 кабельтова пра­вее створа, при положении руля лево 15°, в 10 ч 20 мин уда­рились отводом руля об неприятельскую мину, взрывом ко­торой подбросило корму и затопило немедленно 3 отделения: кормовое, командное кормовое и третью кочегарку. В 4-й кочегарке вода медленно прибывала. Миноносец начал са­диться кормой, левая машина в момент взрыва остановилась.

Немедленно после взрыва машины были застопоре­ны для уменьшения напряжения корпуса, после чего был дан полный ход правой машине; приказал команде одевать спа­сательные пояса по расписанию и приготовлять шлюпки к спуску, трюмным следить за прибылью воды; пустили эжек­торы из 4-й кочегарки и кормового командного отделения и приготовили пластырь. Благодаря точным и ясным сведениям, постоянно получаемым от старшего механика, о прибыли воды, мне было ясно, что миноносец удержится и есть воз­можность войти в гавань, что и сделал, дав полный ход до 200 оборотов правой машины.

Через 15 мин после взрыва вошли в бассейн, отдали якорь у дока, подвели свой пластырь под 3-й кочегаркой, а после два пластыря, присланные с других судов.

После отдачи якоря начали немедленно очищать нос и корму от грузов и в бассейне, в полчаса, выгрузили все патроны, мины и кормовую артиллерию, после чего выгрузили уголь — 18 тонн. Водолазы общества "Нептун" заделывали пробоины в кор­мовых отделениях. Два буксирных парохода начали откачивать воду, а потому эжекторы были скоро остановлены. Из 4-й коче­гарки воду успевали откачивать брандспойтом.

Во время работ, после взрыва, старший механик Михай­лов умело распоряжался машинной командой, из которой осо­бенно отличались кочегары: квартирмейстер 1-й ст. Дмитрий Единин, кок Венедикт Серов, которые работали в затопленных кочегарках, пока не было приказано выйти, хозяин трюмных от­секов 1-й ст. Григорий Мартынов, работавший в воде в кормо­вом отделении. Старший машинист самостоятельного управле­ния машинами Иван Вобликов все время оставался в машине, вел себя, как и боцман Бегичев, примерно.

Мичмана Воробьев, Греве и команда вели себя, как подобает служащим в русском флоте, спокойно и точно ис­полняли приказания, распоряжались при подводке пласты­рей и выгрузке.

Лейтенант Максимов

 

Повреждения на камнях эскадренного миноносца "Инженер-механик Зверев" 6 октября 1915 г. в Рижском заливе

 

6 октября 1915 г. группа эскадренных миноносцев 7-го дивизиона, закончив сопровождение и охранение ли­нейного корабля "Слава", была отпущена командованием для следования в гавань Перель (Из книги К.П. Пузыревского Повреждения кораб­лей, борьба за живучесть и спасательные работы. М. Во-енмориздат. 1942. Все даты приведены по новому стилю).

Возвращаясь к месту якорной стоянки, миноносцы шли в кильватерной колонне в следующей последовательности: головным — "Выносливый", за "ним — "Внушительный", "Ин­женер-механик Зверев" и концевым — "Боевой".

В походе у миноносца "Боевой" испортился штуртрос, вследствие чего он застопорил машины. Начальник дивизи­она приказал "Инженер-механику Звереву" сопровождать ава­рийный корабль, а всем остальным кораблям группы приба­вить ход. Считая, что дальнейшее плавание будет происходить в безопасном районе посредине Рижского залива, начальник дивизиона решил лечь спать.

Погода была тихая, но видимость плохая. "Выносли­вый" благополучно дошел до траверза острова Руно и, нахо­дясь от него в 8 милях, повернул к берегу для определения места, но в точке 57°47 30 N и 23°18 30 East на миноносце ощутили толчок, после которого его форштевень врезался в грунт. Миноносец остановился, и работая машинами на "пол­ный ход",, сошел без посторонней помощи на 7-м глубину.

Толчком, происшедшим при посадке на камни, был разбужен начальник дивизиона.

Задние мателоты "Внушительный" и "Инженер-меха­ник Зверев", присоединившийся к группе, следуя движению головного корабля, также попали на мель, где они оба также остановились.

Ввиду наступления вечера начальник дивизиона по­спешил подойти на "Выносливом" к "Внушительному" для оказания помощи, но последний успел отклепать свой якор­ный канат и завести с кормы становый якорь, при помощи которого при работе машин сошел с мели без посторон­ней помощи.

Не выбирая якоря, "Внушительный" передал корен­ной конец якорного каната на миноносец "Инженер-механик Зверев", но вследствие наступившей темноты последний ко­рабль снять с камней не успели. По распоряжению команди­ра в качестве дополнительной меры (на случай изменения погоды) с носа последнего миноносца был завезен становый якорь. Это мероприятие было направлено на то, чтобы ночью держаться на двух якорях, хотя миноносец и без того крепко сидел пяткой среди банок.

На следующие сутки рано утром погода изменилась — стало свежеть, ветром развело зыбь, кормовой якорь по­степенно пополз по грунту, и волной миноносец "Инженер-механик Зверев" перебросило через каменную гряду. После полученных ударов в таранном отделении миноносца поя­вилась вода, но после ее удаления там никаких повреждений не обнаружили.

В течение дня 7 октября ветер не прекращался, и в 23 часа у "Инженер-механика Зверева" от удара о грунт выр­вало один из приемных кингстонов левой машины, причем через эту пробоину стала поступать вода внутрь корабля. Пробоину забили паклей и мешками, а воду откачали с помо­щью судовых циркуляционных помп.

7 октября в 4 ч 20 мин волной миноносец навалило бортом на песчаную банку, в результате чего в первом ко­тельном отделении появилась течь. От поступления воды в котельное отделение пришлось прекратить пары в котле.

В 7 ч у "Инженер-механика Зверева" лопнул сталь­ной конец, соединявший якорный канат, полученный от "Вну­шительного". Силою волны аварийный корабль развернуло и поставило параллельно берегу в расстоянии одного ка­бельтова.

В это время было повреждено третье котельное отде­ление. Для спасения корабля от дальнейших ударов о каме­нистый грунт с большим трудом был снова завезен становой якорь. В течение ночи поврежденные кингстоны успели ис­править и забить деревянными клиньями, благодаря чему прибывавшую в машинное отделение воду удавалось свобод­но откачивать судовыми средствами, равно как и воду, по­ступавшую во все прочие отделения корабля через повреж­денные переборки и швы обшивки. Борьба с водой в первом и третьем котельных отделениях оказалась непосильной, так как судовые водоотливные средства были недостаточно мощ­ными и эти котельные отделения оставались затопленными.

Работы по обеспечению живучести и спасению "Ин­женер-механика Зверева" продолжались с 7 по 11 октября, но результаты оказались незначительными. Командованием было решено принять меры по разгрузке: с миноносца свезли на прибывший буксир "Силач" все орудийные; и пулемет­ные патроны, запасные части машин, уголь, погруженный в мешки, а также шхиперское имущество и личные вещи эки­пажа. Торпеды передали на "Выносливый". После некоторо­го уменьшения осадки с большими трудностями на "Инже­нер-механике Звереве" завели пластыри, но ударами корпуса о грунт парусина быстро перетиралась и рвалась, не выпол­нив своего назначения.

Днем ветер несколько стих, и волна успокоилась. На­чальник дивизиона приказал использовать временное зати­шье для тщательного промера глубин. После обнаружения на грунте камней, мешавших спасательным работам, они были взорваны. Несмотря на это, во время возобновившегося штор­ма миноносец с силой ударялся о грунт, и только непрерыв­ной работой машин буксира "Силач" миноносец был гаран­тирован от выбрасывания его на прибрежные ряжи.

Подводная часть "Инженер-механика Зверева" ежед­невно осматривалась водолазами, но кроме небольших про­боин, имевшихся в таранном отделении, ничего не было об­наружено. Большим осложнением в спасательных работах стало быстрое намывание песка с наветренного борта мино­носца, что при убыли уровня воды на 0,6 м могло помешать работам в течение продолжительного времени.

9 октября положение аварийного миноносца стало очень тяжелым вследствие засорения донок намывавшимся песком, который попадал под их клапаны. Пришлось их ра­боту временно остановить и очистить песок, попавший в дон­ки. По той же причине осложнялась работа котлов, не говоря уже о том, что в цистернах появилась соленая вода, которой пришлось питать котлы.

Безвыходное положение потребовало принятия сроч­ных мер: из состава машинной команды 8 человек, находясь по пояс в холодной воде, перебирали донки и исправляли водоотливные средства.

10 октября для оказания помощи "Инженер-механику Звереву" подошел спасательный пароход "Эрви", на котором доставили 3 переносных помпы, мощностью в 200 т каждая. Прибывший пароход "Тока" помог завести миноносцу якорь весом в 1400 кг. Для усиления тяги устроили специальное приспособление с гинями, крепление которых было произ­ведено при помощи 114-мм стального перлиня, пропущен­ного через канифас-блок, принайтовленный у носового пала парохода "Тока".

В целях уменьшения поступления воды внутрь мино­носца, для заделывания повреждений в корпусе, водолазы применили своеобразный способ пропускания через пробо­ины рогож, увлекаемых потоком воды работавших помп. Ро­гожи постепенно скоплялись в отверстиях обшивки, созда­вали пробки и тем затрудняли проникновение воды в корабль.

Поступление воды действительно постепенно прекра­тилось, но за ночь уровень ее в помещениях все же несколь­ко повысился. 13 октября водолазы возобновили работы ука­занным выше способом, и вскоре пробоины засосало рогожами настолько, что из обоих котельных отделений уда­лось откачать "воду. Для этого использовали до 100 рогож.

Окончательное снятие миноносца с мели предпола­галось произвести после улучшения погоды; когда оно на­ступило "Инженер-механика Зверева" стали буксировать с мели всеми спасательными пароходами. В течение двух ча­сов миноносец непрерывно тянули за корму, после чего он оказался на чистой воде. Во время работ по его снятию ка­нифас-блок оторвался и металлическим тросом повредило такелаж фок-мачты, после чего фор-стеньга сломалась и упала; кроме того, стальным концом были сломаны пиллер­сы правого крыла мостика, снесен пулемет и разрушен тру­бопровод от переносной помпы, размещенной на верхней палубе миноносца.

В процессе стаскивания "Инженер-механика Звере­ва" с камней его внешнее дно задело за камень, отчего ми­ноносец получил несколько новых пробоин, через которые вода заполнила машинное отделение; уровень воды дошел до крышек цилиндров, но она проникала также и в другие отделения; откачивать воду не пришлось, потому что помпы на миноносце не работали. Углубление миноносца было на­столько велико, что волны свободно перекатывались через верхнюю палубу и заливали его помещения, проникая туда через вентиляторы.

Освободив подводную часть от соприкосновения с грунтом, водолазам удалось получить доступ к днищу, где некоторые пробоины им удалось заделать деревянными кли­ньями, но это не изменило критического положения мино­носца. Борьба за непотопляемость корабля производилась в чрезвычайно тяжелых условиях, когда машинная команда, под руководством инженер-механика, работала по восстановле­нию трубопровода к одной из переносных помп в клубах све­жего пара. Другая часть команды, работавшая на баке, быст­ро освободила миноносец от гиней и перлиня, поданного со спасательного парохода "Тока".

"Инженер-механик Зверев" пароходом "Тока" был при­буксирован к "Силачу", где в течение всего дня до вечера заводили пластыри на вновь полученные пробоины.

В 23 ч 45 мин водолазные работы закончились, и "Силач", взяв миноносец на буксир, повел его борт о борт в Рогокюль, имея впереди себя "Току" и по борту конвои­рующий миноносец "Внушительный". На следующие сутки в 1 1 ч корабли благополучно прибыли в Куйвасто, а в 12 ч в Рогокюль.

В течение трех суток там производились водолазные работы по креплению пластырей и по заделыванию дере­вянными пробками пробоин и отверстий от вышибленных заклепок. Когда поступление воды внутрь корабля прекра­тилось, миноносец на буксире "Силача" привели в Гельсин­гфорс, где его подняли на Мортонов эллинг завода Сар-кесс. Детальный осмотр подводной части показал, что руль, его пятка и правый кронштейн гребного вала были погнуты и требовали ремонта. В первом и третьем котельных отде­лениях имелись две небольшие пробоины. Форштевень ока­зался свернутым на 9°, в обшивке разошелся шов, у реше­ток кингстонов имелись вмятины, а в районе минного погреба было потеряно 23 заклепки.

Корабль требовал значительного заводского ремонта.

 

Повреждение 22 октября 1916 г. на банке около Балтийского порта эскадренного миноносца "Бдительный"

 

22 октября 1916 г. в 5 ч 30 мин эскадренный миноносец "Бдительный" совместно с "Внушительным" стоял у внешней стоянки гавани Балтийского порта кормою к выходному фарва­теру. Впереди миноносцев стояли портовые буксиры и катера. При отходе "Бдительного" от соседнего миноносца, там, где не было возможности пройти вперед, решили выходить из узко­сти задним ходом. Командир дал машинам задний ход и пере­ложил руль вправо, отчего корму откинуло вправо.

Производя съемку корабля в темноте и зная, что вбли­зи за кормой имелась остовая веха, командир развернул ми­ноносец машинами на заднем ходу, предполагая вывести кор­му возможно дальше от мелководья, причем работала малым задним ходом только одна машина. Считая себя на свобод­ной воде, командир застопорил машину и изменил положе­ние руля, вследствие чего корму "Бдительного" бросило в противоположную сторону, и в 5 ч 35 мин миноносец с не­большим ударом остановился на мелководье. Командир при­казал произвести промер, причем оказалось, что глубина под кормой была 1,8 м, под кормовым командным помещением 5 м и под форштевнем 12 м.

Ввиду полной темноты определить место посадки и рассмотреть вехи не удалось, и командир решил остаться на месте посадки до рассвета. Утром оказалось, что "Бди­тельный" стоял в полкабельтове о вехи. Погода была тихая, мглистая, со спускавшимся туманом, в результате чего ви­димость не превышала 30 м. Командир "Бдительного" из­вестил о случившемся "Внушительный", который подошел для оказания помощи буксированием. "Внушительный" бы­стро снял "Бдительный" с мели, но зато сам приткнулся к мели правым бортом.

Опасаясь дрейфа, оба миноносца отдали якоря. Мо­торный катер был послан в гавань за буксирами, которые вывели поочередно оба миноносца на большие глубины и в 9 ч 23 октября привели их в гавань.

Осмотром подводной части установили у "Бдительно­го" повреждение левого винта. Течи в корпусе не имелось. Жертв не было.

 

Повреждение руля от столкновения 27 июня 1915 г. эскадренного миноносца "Внушительный" с германской подводной лодкой

 

27 июня 1915 г. дивизион эскадренных миноносцев в составе: "Боевой", "Бурный" и "Внушительный" шел на при­соединение с 1-й бригадой крейсеров. По пути к дивизиону присоединился миноносец "Выносливый". Начальник 1-й бри­гады крейсеров отдал распоряжение начальнику дивизиона отыскать и уничтожить плавучую минную банку, обнаружен­ную русской подводной лодкой "Аллигатор".

Миноносцы, отыскав банку и определив ее границы, расстреляли 28 мин, установив, что это германское минное заграждение состояло из мин якорных. Находясь у банки, дивизион миноносцев встретил неприятельскую подводную лодку в позиционном положении, причем "Боевой" пытался ее атаковать.

К вечеру тех же суток группа миноносцев из состава указанного дивизиона встретила и конвоировала крейсер "Рю­рик". По пути миноносец "Внушительный" заметил неприя­тельскую подводную лодку, которую он таранил. На месте, где пришелся таранный удар, на поверхности воды появи­лось большое масляное пятно, свидетельствовавшее об ава­рии подводной лодки.

От удара кормовой частью "Внушительный" потерял пятку руля, кроме того, миноносец погнул себе руль и повре­дил лопасть одного винта. "Внушительный" нуждался в доко-вании для ремонта повреждений.

Жертв при столкновении не было.

 

Повреждение эскадренного миноносца "Внимательный" от таранного удара германской подводной лодки 1 августа 1915 г.

 

1 августа 1915 г. в 19 ч 30 мин "Внимательный", нахо­дившийся в составе 7-го дивизиона, конвоировал броненос­ный крейсер "Рюрик" и шел по его левому борту. На границе 53-62 квадратов сигнальный боцманмат "Внимательного" в 3-4 кабельтовых с левого борта от миноносца заметил пе­рископ неприятельской подводной лодки, намеревавшейся атаковать "Рюрика". Когда на "Рюрике" также заметили гер­манскую подводную лодку, то командир корабля, уклоняясь от ее торпедной атаки, отвернул на 90° вправо, идя этим на­правлением около мили, после чего лег на прежний курс.

Командир миноносца решил уничтожить подводную лодку таранным ударом и приказал положить руля "лево на борт". Описывая циркуляцию влево, через несколько минут под кормой "Внушительного" почувствовали сильный удар. Вскоре на поверхности воды появилось большое масляное пятно, свидетельствовавшее о нанесении германской лодке сильных повреждений.

Течи в корпусе в дальнейшем походе не наблюдалось. После возвращения кораблей в базу 2 августа при осмотре кормовой части миноносца были обнаружены следующие по­вреждения: пятка ахтерштевня была совершенно отломана, имелись повреждения в местах крепления нижних лап крон­штейнов гребных валов, баллер руля погнуло на 20°, стопора руля оказались утерянными, в пере руля было потеряно не­сколько заклепок и гужонов. Одна из лопастей левого винта оказалась наполовину сломанной.

Требовалось восстановить пятку ахтерштевня, изгото­вив ее из кованой стали, выправить баллер руля с постанов­кой ограничительных стопоров с заменой негодных гужонов и заклепок в пере руля. Человеческих жертв не было.

Повреждение от столкновения эскадренных миноносцев "Бурный" и "Бдительный" 14 декабря 1916 г.

14 декабря 1916 г. в начале 17-го часа эскадренные миноносцы входили на Свеаборгский рейд в строе кильва­терной колонны (миноносцы подошли к рейду в темноте, по­тому что заход солнца был в 15 ч 27 мин). Головным шел эскадренный миноносец "Инженер-механик Дмитриев", вто­рым "Бурный" и концевым "Бдительный".

В 16 ч 30 мин, проходя Скатудденскую отмель на тра­верзе нордовой вехи и находясь на 0,5 длины (около 32 м) от миноносца "Инженер-механик Дмитриев", командир "Бурного", опасаясь столкновения с передним мателотом, застопорил машины. В это же самое время командир"Инженер-механика Дмитриева" неожиданно для "Бурно­го" дал задний ход, в результате чего мог­ло произойти столкновение. Уклоняясь от таранного удара, командир "Бурного" дал полный ход назад, имея позади себя на расстоянии 3 длин корабля (170м) эскад­ренный миноносец "Бдительный".

Командир "Бдительного", давая свистки, показал ратьером на "Бурный", что он дает машинам тоже задний ход, таким образом все миноносцы оказались на заднем ходу, погашая инерцию. В это время на ветре в 4 балла "Бурный" за­несло на нордовую веху; миноносец, стре­мясь выйти из неогражденной части фар­ватера, давал переменные хода, но за это время расстояние до "Бдительного" быс­тро уменьшилось, и в результате через 5 секунд произошло столкновение "Бурно­го" с "Бдительным".

Таранный удар последнего при­шелся под острым углом в корму с лево­го борта, нанеся "Бурному" надводную пробоину против левого отвода. Столкновение произошло че­рез 1 мин., считая с момента начала работы машин "Бурно­го" задним ходом.

Все миноносцы после аварии остановились. Миноно­сец "Бдительный", находясь на фарватере, также маневри­ровал и давал машинам переменные хода с тем, чтобы ко­рабль ке снесло за вешки. Желая остановить машину, командир перевел ручку машинного телеграфа на "стоп", но вследствие неисправности цепи Галля, которая лопнула, стрелка телеграфа показала ход "полный вперед", и коман­диру корабля пришлось тогда передать в машинное отделе­ние о перемене хода рупором.

Видя, что ветром миноносец наносит на нордовую веш­ку, он, несколько раз меняя ход, сближался с "Бурным"; в конце концов произошло столкновение, при котором "Бди­тельный" от удара погнул себе таран. Подойдя к "Бурному", "Бдительный" ошвартовался у борта с тем, чтобы борт-о-борт идти с ним к бонам в Норра-Хамн (одна из трех восточных гаваней Гельсингфорса), куда он вскоре и был приведен. Жертв при столкновении не имелось.

Повреждение от столкновения эскадренного миноносца "Бдительный" 17 июля 1917 г.

17 июля 1917 г. в 4 ч 26 мин "Бдительный" снимался со швартовов в Ревельской гавани. Находясь в нескольких метрах от соседнего миноносца, командир, желая отойти зад­ним ходом, поставил ручки машинного телеграфа на "малый ход назад". Несмотря на это, корабль по-прежнему продол­жал сближаться с "Внушительным".

Избегая столкновения, командир "Бдительного" пере­ставил ручки машинного телеграфа на "средний назад", пред­полагая,- что машины не развили еще нужного заднего хода для погашения инерции движущегося вперед корабля. Од­нако "Бдительный" продолжал идти вперед, и командир, видя неизбежность столкновения и предполагая о допущенной ошибке в машинном отделении, переложил ручки машинно­го телеграфа на полный ход в обратном направлении. Инер­ция не погасилась, и "Бдительный" форштевнем врезался в деревянную стенку. Удар корпуса о сваи был настолько силен, что миноносец носом застрял в стенке и освободить его удалось в 16 ч только при участии водолазов.

Водолазы, опущенные под воду, расшатали деревян­ные сваи, и "Бдительный" своими машинами освободился от ловушки. В форштевне имелась незначительная течь, от ко­торой таранное отделение через 20 мин заполнилось водой. При расследовании причин выяснилось, что один машинист давал по ошибке неправильные хода правой машине, вслед­ствие чего и получилась авария.

При аварии жертв не было.

 

Гибель эскадренного миноносца "Бдительный" на мине 27 ноября 1917 г.

 

27 ноября 1917 г. эскадренный миноносец "Бдитель­ный" около 16ч проходил в районе острова Одерн 18-узло-вым ходом при видимости 4 кабельтовых; временами шел снег, дул ветер силою до 3 баллов.

Наткнувшись на мину (вес заряда 116 кг), поставлен­ную с германской подводной лодки UC-4, миноносец начал тонуть. Взрывом ему оторвало всю носовую часть до команд­ного мостика. Все находившиеся на мостике, вместе с ко­мандиром, погибли. Кормовая часть продолжала держаться на плаву, что дало возможность части личного состава спус­тить для спасения моторную шлюпку и идти на ней под вес­лами, так как мотор ее не работал. Вторая шлюпка, спущен­ная на воду, быстро затонула, а следующую спустить не удалось, так как она была закреплена найтовами. На корме находились начальник дивизиона, инженер-механик и 20 че­ловек команды, но, когда корма стала тонуть, большинство из них спрыгнуло в воду, имея при себе койки.

К 19 ч прибыл для спасения команды, оставшейся в воде, моторный катер "Линда", но ему не удалось спасти кого-либо, так как к этому времени, закоченев в холодной воде, все погибли.

Из личного состава спаслось только 10 человек, при­шедших на шлюпке в Ментилуото.

Итоги. Силою взрыва уничтожило всю носовую часть миноносца, кормовая же часть некоторое время держалась на воде. Погибло 85,7% личного состава.