Линкоры типа "Конте ди Кавур"

 

Новые линкоры должны были иметь большее водоизмещение, что позволяло усилить их броне­вую защиту и вооружение. Главный калибр оставал­ся тем же, что и на "Данте Алигьери" (305 мм), по­скольку в этих орудиях хорошо сочетались пробив­ная сила, вес и скорострельность, но их количество увеличили с 12 до 13. Новаторским стало размеще­ние 305-мм артиллерии как в двух-, так и в трехорудийных башнях. Возвышение одних башен над другими позволило обойтись без излишнего удли­нения корпуса. Планировалась скорость 22—23 уз­ла.

Составить детальные чертежи новых линкоров поручили контр-адмиралу Эдоардо Маздео, главно­му конструктору военно-морских сил Италии. Про­ектирование закончилось на редкость быстро, и фи­нансирование строительства трех новых линкоров было немедленно одобрено. Указом от 2 декабря 1909 г. корабли внесли в списки военно-морского флота Италии и назвали "Конте ди Кавур", "Джулио Чезаре" и "Леонардо да Винчи". Их строительство было поручено верфям "Арсенале" в Специи, "Ансальдо" в Генуе и "Одеро" в Фоче близ Генуи соот­ветственно. Летом 1910 г. линкоры заложили.

Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" были (в проекте) самыми мощными в Королевском воен­но-морском флоте Италии, они вполне выдержива­ли сравнение с лучшими линкорами других стран и, что считалось особенно важным, несколько пре­восходили современные им французские корабли типа "Курбе". Однако, еще до того как на их корпуса были уложены первые бронированные плиты, их превзошли новые английские и американские дред­ноуты, вооруженные орудиями в 343 и 356 мм. Это произошло из-за задержек в строительстве, вызван­ных срочными работами на верфях по усовершен­ствованию и ремонту находившихся в строю лин­коров во время итало-турецкой войны 1911— 1912 гг. Сыграли свою роль также технические трудности в производстве броневых плит и 305-мм орудий.

Корабли достроили только в 1914—1915 гг., когда флоты других стран располагали дредноутами примерно того же возраста, но с более тяжелым во­оружением, лучше бронированные, а подчас и более быстроходные. Правда, это оказалось не столь уж важным в свете изменения политики Италии и сло­жившегося противостояния австро-венгерским ли­нейным кораблям типа "Вирибус Унитис". Посколь­ку главные силы австро-венгерского флота избегали активных действий, не удалось выяснить их воз­можности в боевых условиях. Можно лишь предпо­лагать, что так как на итальянских линкорах броне­вая защита была принесена в жертву мощи борто­вого залпа и скорости (учитывая к тому же разру­шительную силу кордита), корабли типа "Кавур" могли уступить в бою линкорам типа "Вирибус Унитис".

Корпус и надстройки. Еще на стадии проек­тирования линкоров типа "Кавур" обводы корпуса многократно испытывались в экспериментальном бассейне, и, впервые в Италии, было решено отка­заться от носовой оконечности таранного типа в пользу "клиперной" формы с изгибом вперед в ее верхней части. Корма оставалась обычной закруг­ленной "крейсерской" формы с двумя рулями, рас­положенными по продольной оси корпуса. Боль­ший из них имел площадь 32 м , а меньший — 10 м2.

Корпус был выполнен почти целиком из высо­копрочной стали и имел на всем протяжении двойное дно, разделенное на множество кофферда­мов с помощью 23 продольных и поперечных пере­борок.

На линкоре было три палубы: броневая, глав­ная и верхняя. На удлиненной надстройке распола­гались 120-мм орудия, две треногие мачты и две высокие, далеко разнесенные трубы. Бронированная боевая рубка помещалась между башней № 2 и фок-мачтой и трубой. Башня № 3, одна из трехорудийных, находилась в центре корабля. В целом над­стройки были сконструированы очень просто и ра­ционально, чтобы избежать ненужного увеличения веса надводной части корабля и обеспечить боль­ший угол обстрела для орудий главного и вспомо­гательных калибров.

Запасной командный пост находился между башней № 4 и задними трубой и грот-мачтой. Жи­лые помещения как офицеров, так и матросов были сильно разнесены по длине корабля, достаточно ве­лики и комфортабельны по стандартам того вре­мени.

Броневая защита. Корабли типа "Кавур" за­щитили сплошным броневым поясом по ватерли­нии толщиной 250 мм в центральной части. К носу и корме его толщина уменьшалась до 80 мм и 130 мм соответственно. Этот броневой пояс поднимался на 1,2 м выше ватерлинии и опускался на 1,6 м ни­же ее. От его верхнего края до главной палубы рас­полагался еще один сплошной пояс брони толщи­ной 220 мм и высотой 2,3 м, наконец, еще выше — третий толщиной 130 мм, который доходил до верхней палубы и тянулся на 138 м от носа до башни № 4, он прикрывал батарею 120-мм орудий.

Полностью брони­рованная палуба (со скосами) имела макси­мальную толщину 40 мм на скосах и 24 мм в горизонтальной части. Между главной и бро­невой палубами нахо­дилась еще одна, распо­лагавшаяся от башни № 1 до башни № 4, толщиной 30 мм. Бро­невой пояс соединялся с палубами двумя поперечными брониро­ванными переборка­ми.

Лобовая броня ба­шен главного калибра имела толщину 280 мм, боковая — 240 мм, а броня барбетов — 280 мм. Боевая рубка бы­ла защищена 280-мм броней, а запасной ко­мандный пост — 180-миллиметровой. Броне­вые плиты корпуса бы­ли положены на дере­вянную подушку и только на уровне бака прикреплялись непос­редственно к бортам. Плиты изготавлива­лись из закаленной ни­келевой стали по крупповской технологии на сталелитейном заводе в Терни из сырья, по­ставляемого двумя американскими фир­мами: Бетлехэм Стил Ко и Карнеги Стил Ко, а также английской Глазго Стил Ко.

Общий вес сталь­ной брони на каждом линкоре типа "Кавур" равнялся 5150 т, что составляло более 25% проектного водоизме­щения, а вес всей за­щитной системы — 6122 т, т. е. 30,2% про­ектного водоизмеще­ния.

Механизмы. Итальянский военно-морской флот всегда уделял большое внимание скорости ко­раблей, и Адмиралтейство хотело, чтобы линкоры типа "Кавур" превосходили на 1,5—2 узла стандарт­ную скорость тогдашних дредноутов 20—21 узел. Но достичь желаемой цели не удалось. Хотя на ис­пытаниях "Кавуры" показали скорость 22 узла, их превзошли в этом отношении линейные корабли других стран (например, английские линкоры типа "Куин Элизабет" развивали скорость 25 узлов).

На "Кавуре" и "Леонардо да Винчи" котельные установки состояли из 20 водотрубных котлов сис­темы Блехиндена, а на "Джулио Чезаре" —24 систе­мы Бабкока-Вилкокса. На первых двух кораблях 12 котлов работали на угле и нефти, а 8— на нефти (на "Чезаре" —12 и 12). Бункеры для угля и цистерны для нефти располагались под броневой палубой и в двойном дне, где находились также цистерны для питьевой, пищевой и бытовой воды. Котлы разме­щались двумя далеко разнесенными группами: но­совой и кормовой, а машинное отделение находи­лось между ними.

Главными двигателями стали паровые турбины системы Парсонса, расположенные тремя группами. Каждая группа находилась в обособленном ма­шинном отделении, два из них располагались к бортам, одно — в центре. Каждая из бортовых групп состояла из турбины высокого и турбины низкого давления, которые работали на два внешних вала с их трехлопастными винтами. Центральная группа состояла из турбины высокого и турбины низкого давления, каждая из которых работала на один из двух внутренних валов. В машинных отделениях находились и все вспомогательные устройства, обеспечивавшие независимую работу каждой груп­пы двигателей.

При работе механизмов на полную мощность "Конте ди Кавур" развивал скорость 22 уз., "Лео­нардо да Винчи" — 21,6 уз., а "Джулио Чезаре" — 21,56 уз.

Электрооборудование. Постоянный ток на­пряжением 110 вольт производился 6 турбогенера­торами мощностью по 150 киловатт, сгруппирован­ными попарно и расположенными под броневой палубой. Эти генераторы питали электричеством все бортовые службы.

Вооружение. Орудия главного калибра (305-мм/46 клб) линкоров типа "Кавур" были спро­ектированы фирмой "Армстронг" (образец 1909 г.). Для линкора "Конте ди Кавур" орудия изготавлива­лись в Италии фирмой "Виккерс-Терни", для "Лео­нардо да Винчи" — в Англии фирмой "Армстронг", а для "Джулио Чезаре" — итальянским филиалом "Армстронга" в Поццуоли близ Неаполя с помощью ведущей фирмы. Но постановка орудий задержива­лась в среднем на год. Для "Кавура" задержка могла оказаться и большей, но получилось так, что орудия для линкора "Андреа Дориа" уже были готовы, когда строительство корабля далеко не завершилось, и их решили установить на "Кавур".

Орудия главного калибра располагались в баш­нях, установленных по продольной оси корабля та­ким образом, что носовой, кормовой и бортовой огонь могли вести 5, 5 и 13 стволов соответственно. Башни "№ 1", "№ 3" и "№ 5" были трехорудийными, а "№ 2" и "№ 4" — двухорудийными, последние воз­вышались над башнями "№ 1" и "№ 4". Углы об­стрела первой и пятой башен равнялись 300°, второй и четвертой —310°, а третьей —360°. Боезапас каждого 305-мм орудия составляли 40 бронебой­ных снарядов и 30 осколочных.

Артиллерия вспомогательного калибра состоя­ла из 18 орудий (120 мм/50 клб) системы Виккерса образца 1909 г. Они располагались под над­стройкой в центре корабля. Восемь из них могли вести огонь по носу, шесть — по корме и девять — по каждому борту. Боезапас этих орудий состоял из 3600 снарядов.

Линкоры типа "Кавур" имели и 14 трехдюймо­вых орудий (76 мм/50 клб) системы Виккерса об­разца 1909 г., которые стояли открыто на башнях, центральной надстройке и верхней палубе. Они были транспортабельны и мог­ли располагаться на 30 различных позици­ях.

Артиллерийские погреба располагались тремя группами: носовой, центральной и кормовой, но все они находились под глав­ной бронированной палубой. Подача бое­припасов главного калибра осуществлялась гидравлическим способом, а наводка ство­лов — электрогидравлической системой.

Вооружение дополняли 3 однотрубных подводных торпедных аппарата: два носовых и один кормовой.

Вскоре после первой мировой войны ко­личество 76-мм орудий уменьшили до 13 и их сконцентрировали на башнях, а 6 новых зенитных орудий (76 мм/40 клб) системы Армстронга образца 1917 г. установили около задней трубы. Позже зенитное воору­жение дополнили двумя спаренными оруди­ями (40 мм/39 клб) системы Виккерса, ус­тановленными на надстройке у второй баш­ни.

После войны было улучшено и управле­ние огнем, поставлены более современные дальномеры, указатели цели и т. д. В осталь­ном же вооружение линкоров типа "Кавур" не менялось до их коренной реконструкции в 30-х годах.

Усовершенствование. После вступ­ления в строй линкоры типа "Конте ди Кавур" были очень похожи друг на друга, только "Лео­нардо да Винчи" несколько отличался от однотип­ных с ним кораблей количеством кранов и некото­рыми особенностями в устройстве мостика. Первая перестройка "Конте ди Кавур" и "Джулио Чезаре" ("Леонардо да Винчи" погиб в первой мировой вой­не) была произведена в 1925 г.: треногую грот-мач­ту срезали и заменили четырехногой, расположен­ной между мостиком и трубой. Нижнюю часть прежней мачты (до уровня верхнего края трубы) использовали для установки лебедки. Одновремен­но оба линкора были оборудованы самолетной катапультой, смонтированной неподвижно на надстрой­ке у левого борта. На батарейную палубу поставили кран для подъема гидросамолета-разведчика.

Осенью 1933 г. началась полная реконструкция двух этих линкоров.

В целом можно считать, что линейные корабли типа "Конте ди Кавур" вполне соответствовали свое­му времени и отвечали требованиям итальянского военно-морского флота. Они были достаточно быс­троходны, прекрасно скомпонованы, комфортны для экипажа, весьма хорошо вооружены, даже не­смотря на сравнительно легкие орудия главного ка­либра. Во всяком случае, в первый период своей службы линкоры этого типа не нуждались в модер­низации или какой-то крупной перестройке, за иск­лючением небольших вышеупомянутых переделок.