Итальянские линейные корабли в первую мировую войну и 20-е годы

 

Во время первой мировой войны Италия, всту­пившая в нее в 1915 г., располагала 17 линейными кораблями. Только шесть из них были современного, дредноутного класса: первый итальянский дред­ноут "Данте Алигьери", вступивший в строй в 1913 г., "Джулио Чезаре" и "Леонардо да Винчи" (1914 г.), "Конте ди Кавур" и ""Кайо Дуилио" (1915 г.), "Андреа Дориа" (1916 г.).

Кроме того, к началу войны в состав флота вхо­дили 11 линкоров додредноутного типа.

Уже в ходе войны итальянцы намеривались по­строить три "супердредноута" ("Франческо Коррачиоло", "Кристофоро Коломбо", "Маркантонио Колон­на"), прототипом которых послужил английский линкор "Куин Элизабет". Спроектированные инже­нером Феррати, они стали бы одними из лучших линкоров в мире и, безусловно, превосходили бы сильнейшие корабли австро-венгерского флота.

Стандартное водоизмещение линкоров типа "Коррачиоло" проектировалось 34000 т. Вооруже­ние: 8 орудий по 381 мм, расположенных по два в четырех башнях, двенадцать — 152 мм и, сообразно требованиям времени, 12 зенитных орудий "пом-пом", размещенных на надстройке.

Орудия главного калибра были подобны анг­лийским, но несколько легче. Их конструировала фирма "Армстронг Уитворт" в Эльсвике. Намеча­лось всю проектную работу и испытания провести в Англии, а затем изготавливать орудия в Италии на заводах "Армстронг" в Поццуоли. Несколько ство­лов даже было изготовлено, но позже их установили на линкорах, предназначенных для обстрела побере­жий. Орудия вспомогательного калибра размеща­лись удачно, и ими легко было управлять. Их рас­положение на палубу выше давало заметное преимущество над линкорами типов "Кавур" и "Дуилио". Интересной особенностью проектировавшихся кораблей было отсутствие торпедных аппаратов.

Их главные двигатели, турбины Парсонса, ра­ботавшие на 4 вала, должны были развивать мощ­ность 105 тыс. л. с., что обеспечивало бы скорость 28 узлов. Как обычно, итальянцы уделяли повы­шенное внимание быстроходности кораблей. Даль­ность плавания линкоров типа "Коррачиоло" долж­на была составлять 8 тыс. миль при 10-узловом ходе.

Даже по внешнему виду новые линкоры отли­чались от кораблей предшествовавших типов, осо­бенно ложкообразной носовой частью, ровной палу­бой, отсутствием массивных надстроек.

Однако их строительство, как и многих кораб­лей, спроектированных в ходе войны, было отложе­но, чтобы сконцентрировать усилия верфей на со­здании легких кораблей. В результате строительст­во этих "супердредноутов" решили прекратить в 1915 г. "Маркантонио Колонна" даже не был зало­жен, "Кристофоро Коломбо" только-только заложи­ли на верфи "Ансальдо" в Генуе (14 марта 1915 г.). Исключение составил головной корабль серии "Франческо Коррачиоло", заложенный 16 октября 1914 г. в Кастелламаре-Ди-Стабия. Работы на нем продолжались до марта 1916 г., когда в его корпус было внесено уже около 9 тыс. тонн материалов. 12 мая 1920 г. корабль был спущен на воду, но тя­желое финансовое положение Италии после войны привело к тому, что 25 октября 1920 г. "Коррачиоло" был продан компании "Навигационе Дженерале Итальяна" для его переоборудования в лайнер. Од­нако этот план провалился, и позже корпус линкора разобрали.

Военные заслуги дредноутов типа "Конте ди Ка­вур" и "Кайо Дуилио" в первую мировую войну бо­лее чем скромны. Боевые действия на Адриатиче­ском море не требовали участия линейных кораб­лей, они ограничивались столкновениями легких сил, подводных лодок, быстроходных торпедных катеров. Линкоры выходили в море эпизодически.

Так, "Конте ди Кавур" совершил лишь три бое­вых похода, а "Джулио Чезаре" — два суммарной продолжительностью 40 часов и 31 час соответст­венно. "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" в основном бездействовали.

По окончании войны все линкоры использова­лись для учебных плаваний по Средиземному мо­рю. Иная, трагическая судьба постигла "Леонардо да Винчи".

Ночью 2 августа 1916 г., когда корабль стоял у причала в Таранто, на нем начался пожар. Огонь достиг артиллерийских погребов, что привело к взрыву. Линкор перевернулся и затонул, погибло 248 человек его экипажа. Гибель "Леонардо да Вин­чи" (так же, как и додредноута "Бенедетто Брин" 25 сентября 1915 г. в Бриндизи) приписали дивер­сии, организованной австро-венгерской разведкой. Позже расследование, проведенное офицерами итальянской военно-морской контрразведки, под­твердило это предположение. Была раскрыта авст­рийская диверсионная организация с центром в Цюрихе (Швейцария), действовавшая против воен­но-морского флота Италии. Несколько человек бы­ли арестованы, судимы военным трибуналом и рас­стреляны.

В 1919 г. "Леонардо да Винчи" подняли, к 1921 г. отремонтировали, но от планов его реконст­рукции отказались, так что в 1923 г. корабль пошел на слом.

Опыт закончившейся мировой войны показал, что линейные корабли весьма уязвимы для атак подводных лодок. Из 13 линкоров, потерянных Ан­глией, 5 были торпедированы подлодками. Кроме того, быстрое развитие авиации предъявляло к крупным кораблям требование успешно противо­стоять бомбардировке с воздуха. Возникли сомне­ния: стоит ли сооружать новые линкоры до тех пор, пока не будут решены технические проблемы их за­щиты от подлодок и авиации. К тому же Вашинг­тонская военно-морская конференция закончилась принятием известного соглашения, подписанного 6 февраля 1922 г. главными морскими державами того времени: США, Великобританией, Италией, Францией и Японией. Конференция выразила на­мерение если не остановить гонку военно-морских вооружений, то хотя бы замедлить ее темпы. Дого­вор провозгласил десятилетнее ограничение строи­тельства великими державами новых линейных ко­раблей. США и Великобритании было разрешено построить по 2 новых линкора, Японии — 1. Чтобы компенсировать более слабые позиции Италии и Франции, им позволили за тот же период по­строить линейные корабли общим водоизмещени­ем 70 тыс. тонн и таким образом создать между ними паритет на уровне 175 тыс. тонн. Договор так­же ограничивал водоизмещение новых линкоров (35 тыс. тонн) и их главный калибр (406 мм). Одна из статей разрешала проводить исследования и тех­нические эксперименты до закладки новых кораб­лей.

Вследствие всех этих обстоятельств, а также экономического положения страны и политическо­го давления извне, Италия решила уменьшить свой линейный флот и исключить из его списков все ус­таревшие додредноуты. Наиболее совершенные ко­рабли: "Данте Алигьери", два линкора типа "Конте ди Кавур" и два — типа "Кайо Дуилио" оставались в строю. Тогда же было решено не восстанавливать поднятый "Леонардо да Винчи" и прекратить по­стройку кораблей типа "Карачиоло".

В 1920-е годы большая часть ресурсов итальян­ских военно-морских сил направлялась на строи­тельство тяжелых и легких крейсеров, а также под­водных лодок. Оставшиеся в строю линейные ко­рабли были несколько улучшены, но и после этого они уже не отвечали современным требованиям, и их решили списать.

Первым, в 1926 г., оставил службу "Джулио Че­заре", за ним — в 1928 г. "Конте ди Кавур". В том же году был отдан на слом "Данте Алигьери", первый в мире линкор с трехорудийными башнями главного калибра. В 1932 г. выведены в резерв "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа".

Одновременно с сокращением количества линкоров, находившихся в строю, были начаты исследования по созданию новых кораблей.

Среди итальянских специа­листов развернулись дебаты как по технологическим вопросам, так и о тактике использования линейных кораблей в таком зам­кнутом бассейне, как Средизем­ное море в случае военных кон­фликтов в будущем. Особенно их волновали вопросы защиты линкоров от авиации наземного базирования и подводных лодок.

В 1928—1929 гг. был разра­ботан проект линкора водоизме­щением 23 тыс. тонн. Три таких корабля укладывались в 70-ты­сячный лимит, представленный Италии Вашингтонским согла­шением. Их предполагалось воо­ружить шестью 381-мм орудия­ми, защитить броней толщиной до 330 мм и придать скорость хода 28—29 узлов.

Параллельно был составлен проект двух линко­ров водоизмещением по 35 тыс. тонн (в сумме мак­симум, дозволенный Вашингтонским соглашени­ем). Эти корабли должны были нести по шесть 406-мм орудий, иметь броню толщиной до 350 мм и скорость хода 29—30 узлов.

По политическим и экономическим причинам строительство ни тех, ни других кораблей в те годы начато не было.

В 1930 г. состоялась Лондонская военно-мор­ская конференция, проходившая в горячих спорах. Многие выдвинутые на ней предложения были от­вергнуты, в том числе предложения Великобрита­нии снизить допустимые водоизмещения и глав­ный калибр новых линкоров до показателей мень­ших, чем 35 тыс. тонн и 406 мм соответственно. После провала английского предложения итальян­цы окончательно отклонили проект линкоров по 23 тыс. тонн и продолжали разработку проекта ко­раблей водоизмещением 35 тыс. тонн.

Первой из Средиземноморских держав новые линейные корабли заложила Франция (типа "Дюн­керк"), 24 декабря 1932 г. Этот шаг французы объя­вили ответом на широко разрекламированный про­ект Германии по строительству "карманных" линко­ров. Несмотря на такую мотивировку, инициатива Франции сразу же вызвала ответную реакцию Ита­лии.