Реконструкция линейных кораблей типов "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио"
Решение о коренной перестройке двух линейных кораблей типа "Кавур" было принято в конце 1932 г., когда проектировались новые линкоры. Реконструкцию считали целесообразной, в частности, потому, что эти корабли вступили бы в строй намного раньше, чем новопостроенные, и итальянский военно-морской флот не был бы заметно ослаблен в течение долгого времени.
Другие государства уже модернизировали часть своих линкоров, построенных в ходе первой мировой войны или до нее. Так, Великобритания начала работы на кораблях типа "Куин Элизабет" еще в 1924 г. Их подводная защита была усилена установкой противоторпедной защитой, изменена центральная надстройка, увеличено количество зенитных орудий. В 1920—30-е годы модернизацию прошли и другие линейные корабли Великобритании, США, Франции и Японии.
Линкоры типа "Конте ди Кавур" имели недостатки в броневой защите, они уступали кораблям других стран по главному калибру артиллерии. Для их исправления обычной модернизации было недостаточно, требовалась полная реконструкция линкоров.
Ее главной целью стало улучшение обороноспособности кораблей не в ущерб их быстроходности. В середине 1933 г. Комитет по проектированию при Адмиралтействе закончил работу над планом реконструкции. Руководил проектом инженер, генерал Франческо Ротунди. Предусматривалось демонтировать с последующей заменой около 60% первоначальных конструкций. Следовало полностью сменить механизмы и вооружение, значительно переделать корпус и защиту его подводной части, соорудить новую надстройку. Запланированные работы представляли собой наиболее глубокую модернизацию линейных кораблей из проводившихся каким-либо государством в то время. "Джулио Чезаре" должен был пройти ее в Генуе на верфи "Кантьери дель Тиррено", а "Конте ди Кавур" — в Триесте. Корабли стали на реконструкцию в октябре 1933 г., а закончились работы во второй половине 1936 г.
В процессе перестройки к корпусу добавили новую секцию, что увеличило его длину на 10 м. Центральную башню главного калибра сняли, а освободившееся место использовали для размещения более мощных механизмов. Если прежние котлы и турбины обеспечивали мощность 31 тыс. л. с., распределенную на 4 вала, то теперь мощность в 75 тыс. л. с. прилагалась к 2 валам, поскольку внешние были сняты.
Горизонтальную броневую защиту в наиболее уязвимых местах усилили, вертикальную увеличивать не стали, т. к. это привело бы к росту водоизмещения сверх лимитированного уровня. Десять 305-мм орудий рассверлили до калибра 320 мм и поставили новую вспомогательную артиллерию: 120-мм орудия (55 клб) в броневых башнях и 100-мм (77 клб) зенитные со щитами.
Очертания надстройки были спрямлены, ее размеры уменьшены. Соорудили новый, более обширный мостик и на нем смонтировали массивный дальномер для орудий главного калибра, что придавало кораблю характерный облик. Две трубы поставили по центру корпуса. Важной новинкой стала установка цилиндров Пульезе, обеспечивающих защиту подводной части. Это были два концентрических цилиндра, тянувшихся вдоль корпуса. Внутренний изготавливался из стали повышенной сопротивляемости и предназначался для поглощения энергии взрыва. Пространство между цилиндрами ("защитная камера") подразделялось на секции и заполнялось топливом и пресной водой, которые по мере расходования заменялись забортной водой. Ширина всей конструкции на мидель-шпангоуте составляла около 7 м по каждому борту. Расчетная сопротивляемость подводному взрыву равнялась 350 кг тротила. При этом не искажались обводы корпуса, как при сооружении противоторпедных бульбов, уменьшавших скорость хода корабля. Линейные корабли типа "Кавур", а после них и типа "Дуилио", оказались единственными в мире, к которым в ходе модернизации не были пристроены бульбы.
По обоим бортам в центре корпуса установили две катапульты. Однако из-за возникшей при этом тесноты они оказались непрактичными и впоследствии их сняли.
Ходовые испытания реконструированных линкоров прошли весьма успешно. 14 апреля 1936 г. "Конте ди Кавур", имея водоизмещение 23 275 т (на 4 тыс. т больше стандартного), развил скорость 28,05 уз при мощности двигателей 93433 л. с. и 237 оборотах в минуту. Таким образом, проектная мощность была превышена на 18 500 л. с. 12 декабря 1936 г. еще лучшие результаты показал "Джулио Чезаре". Он достиг скорости 28,24 уз, имея водоизмещение 25330 т и развив мощность двигателей 93 430 л. с. при 241 обороте в минуту. Из приведенных цифр видно, как сильно возросла скорость хода линкоров за счет большей мощности.
Орудия главного калибра не только стали 320- миллиметровыми, но и угол их возвышения был увеличен до 27°. При этом их дальнобойность возросла до 28 600 м, хотя неизбежно увеличилось рассеивание.
Артиллерия вспомогательного калибра, равно как и зенитная, не была лишена недостатков. Орудия 120 мм/55 клб в бронированных башнях располагались очень тесно, на других кораблях они не устанавливались. Зенитными спаренными орудиями 100 мм (47 клб) со щитами вооружили все итальянские крейсера, это была уже заметно устаревшая модель "Шкода" образца 1910 г. Против быстро движущихся самолетов подобные орудия оказались малоэффективными. Из-за небольшой пробивной силы недостаточно эффективны были и пулеметы калибра 13,2 мм, в 1940 г. их заменили 20-миллиметровыми пушками с лучшими характеристиками.
Энергетическая установка линкоров теперь состояла из 8 котлов Ярроу и турбин Белуццо, объединенными в две группы. Дальность плавания составляла 6400 миль при скорости хода 13 узлов, 3004 мили при 20 и 1700 миль при 27 узлах. Для операций в Средиземном море этого было вполне достаточно. Запасы топлива равнялись 2472 т нефти, в экипаже насчитывалось 1236 человек. Но стало очевидно, что броневая защита линкоров не слишком надежна. К тому же, из-за ограниченности пространства пришлось уменьшить размеры цилиндров Пульезе, что снижало их эффективность.
После реконструкции "Конте ди Кавур" вступил в строй 6 июня 1937 г., а "Джулио Чезаре" —10 октября 1937 г. Имея в виду недостатки, которыми эти линкоры обладали после постройки, их реконструкция была несомненным техническим успехом. Однако цена успеха оказалась слишком высокой. Перестройка планировалась для того, чтобы итальянский военно-морской флот постоянно сохранял численный состав линейных сил, адекватный международной ситуации. Но, если иметь в виду затраченное на нее время, стоимость предпринятых работ, нетрудно сделать вывод, что, отказавшись от нее, Италия к 1940 г. могли бы построить два совершенно новых линкора типа "Витторио Венето".
В 1937 г., когда линкоры типа "Конте ди Кавур" снова вступили в строй, было решено подобным же образом реконструировать и корабли типа "Кайо Дуилио". Инженер Ротунди, занимавшийся тогда новыми линкорами типа "Витторио Венето", считал, что перестроенные корабли могли бы стать уменьшенными их копиями.
В апреле 1937 г. "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" передали верфям в Генуе и Триесте соответственно. Завершение работ планировалось на середину 1940 г. У этих кораблей была полностью заменена носовая секция, получившая двойное дно для лучшей подводной защиты. Так же, как на линкорах "Кавур" изменили вооружение и установили цилиндры Пульезе. Главный калибр увеличен до 320 мм (43,8 клб), угол возвышения орудий до 30° и их дальнобойность до 29,4 км. Установили новые орудия вспомогательного калибра и зенитные. В качестве вспомогательного выбрали 135-мм (45 клб) орудия, расположенные в четырех трехорудийных башнях, выше башен главного калибра. Зенитная артиллерия состояла из 10 новых 90-мм (50 клб) орудий, таких же, как на линкорах типа "Витторио Венето". Их разместили в центре корабля по пять с каждого борта. Башни орудий вспомогательного калибра были слишком уязвимы, поскольку располагались близко друг к другу. Учитывая опыт линкоров типа "Кавур", от гидросамолетов отказались с самого начала. Реконструкция обоих кораблей закончилась весной 1940 г. 10 мая этого года на ходовых испытаниях "Кайо Дуилио" при водоизмещении 27 042 т показал скорость хода 27,15 уз, а его двигатели развили мощность 86 346 л. с. при 228 оборотах в минуту. 21 мая 1940 г. "Андреа Дориа" при водоизмещении 26 016 т показал ход 26,9 уз, мощность двигателей 84 416 л. с. (228 об/мин).
Гидродинамика кораблей улучшилась в основном за счет обводов носовой части. Результаты испытаний признали удовлетворительными, хотя скорость хода оказалась ниже, чем у линкоров типа "Кавур". Дальность плавания равнялась 4500 миль при ходе 13 узлов, 3000 миль при 20 и 1700 милям при 24 узлах (запас нефти был 2500 т).
Если реконструкцию линкоров типа "Конте ди Кавур" можно оправдать с политических позиций, поскольку она поддерживала численный состав итальянского флота, перестройку кораблей типа "Кайо Дуилио" обосновать труднее. Не отрицая технических достижений кораблестроителей, стоит заметить, что разумнее было бы ускорить строительство линкоров "Рома" и "Имперо" (типа "Витторио Венето"). Они вполне могли бы быть спущены на воду уже в 1941 г., и тогда итальянский флот пополнился бы четырьмя новыми, современными, прекрасно вооруженными кораблями.
"Кайо Дуилио" вступил в строй 4 июля 1940 г., вслед за ним "Андреа Дориа" —20 октября 1940 г. Италия уже находилась в состоянии войны с Францией и Англией, поэтому линкоры проходили испытания в ускоренном темпе.