Реконструкция линейных кораблей типов "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио"

 

Решение о коренной перестройке двух линей­ных кораблей типа "Кавур" было принято в конце 1932 г., когда проектировались новые линкоры. Ре­конструкцию считали целесообразной, в частности, потому, что эти корабли вступили бы в строй на­много раньше, чем новопостроенные, и итальянский военно-морской флот не был бы заметно ос­лаблен в течение долгого времени.

Другие государства уже модернизировали часть своих линкоров, построенных в ходе первой миро­вой войны или до нее. Так, Великобритания начала работы на кораблях типа "Куин Элизабет" еще в 1924 г. Их подводная защита была усилена установ­кой противоторпедной защитой, изменена цент­ральная надстройка, увеличено количество зенит­ных орудий. В 1920—30-е годы модернизацию про­шли и другие линейные корабли Великобритании, США, Франции и Японии.

Линкоры типа "Конте ди Кавур" имели недо­статки в броневой защите, они уступали кораблям других стран по главному калибру артиллерии. Для их исправления обычной модернизации было недо­статочно, требовалась полная реконструкция линко­ров.

Ее главной целью стало улучшение обороно­способности кораблей не в ущерб их быстроходно­сти. В середине 1933 г. Комитет по проектированию при Адмиралтействе закончил работу над планом реконструкции. Руководил проектом инженер, гене­рал Франческо Ротунди. Предусматривалось демон­тировать с последующей заменой около 60% перво­начальных конструкций. Следовало полностью сме­нить механизмы и вооружение, значительно пере­делать корпус и защиту его подводной части, соорудить новую надстройку. Запланированные ра­боты представляли собой наиболее глубокую модер­низацию линейных кораблей из проводившихся ка­ким-либо государством в то время. "Джулио Чезаре" должен был пройти ее в Генуе на верфи "Кантьери дель Тиррено", а "Конте ди Кавур" — в Три­есте. Корабли стали на реконструкцию в октябре 1933 г., а закончились работы во второй половине 1936 г.

В процессе перестройки к корпусу добавили но­вую секцию, что увеличило его длину на 10 м. Центральную башню главного калибра сняли, а освобо­дившееся место использовали для размещения бо­лее мощных механизмов. Если прежние котлы и турбины обеспечивали мощность 31 тыс. л. с., рас­пределенную на 4 вала, то теперь мощность в 75 тыс. л. с. прилагалась к 2 валам, поскольку внеш­ние были сняты.

Горизонтальную броневую защиту в наиболее уязвимых местах усилили, вертикальную увеличи­вать не стали, т. к. это привело бы к росту водоиз­мещения сверх лимитированного уровня. Десять 305-мм орудий рассверлили до калибра 320 мм и поставили новую вспомогательную артиллерию: 120-мм орудия (55 клб) в броневых башнях и 100-мм (77 клб) зенитные со щитами.

Очертания надстройки были спрямлены, ее размеры уменьшены. Соорудили новый, более об­ширный мостик и на нем смонтировали массивный дальномер для ору­дий главного калибра, что придавало кораблю харак­терный облик. Две трубы поставили по центру кор­пуса. Важной новинкой стала установка цилиндров Пульезе, обеспечивающих защиту подводной части. Это были два концентри­ческих цилиндра, тянув­шихся вдоль корпуса. Внутренний изготавливал­ся из стали повышенной сопротивляемости и пред­назначался для поглоще­ния энергии взрыва. Про­странство между цилинд­рами ("защитная камера") подразделялось на секции и заполнялось топливом и пресной водой, которые по мере расходования заме­нялись забортной водой. Ширина всей конструкции на мидель-шпангоуте составляла около 7 м по каж­дому борту. Расчетная сопротивляемость подводно­му взрыву равнялась 350 кг тротила. При этом не искажались обводы корпуса, как при сооружении противоторпедных бульбов, уменьшавших скорость хода корабля. Линейные корабли типа "Кавур", а по­сле них и типа "Дуилио", оказались единственными в мире, к которым в ходе модернизации не были пристроены бульбы.

По обоим бортам в центре корпуса установили две катапульты. Однако из-за возникшей при этом тесноты они оказались непрактичными и впослед­ствии их сняли.

Ходовые испытания реконструированных лин­коров прошли весьма успешно. 14 апреля 1936 г. "Конте ди Кавур", имея водоизмещение 23 275 т (на 4 тыс. т больше стандартного), развил скорость 28,05 уз при мощности двигателей 93433 л. с. и 237 оборотах в минуту. Таким образом, проектная мощность была превышена на 18 500 л. с. 12 декаб­ря 1936 г. еще лучшие результаты показал "Джулио Чезаре". Он достиг скорости 28,24 уз, имея водоиз­мещение 25330 т и развив мощность двигателей 93 430 л. с. при 241 обороте в минуту. Из приведен­ных цифр видно, как сильно возросла скорость хода линкоров за счет большей мощности.

Орудия главного калибра не только стали 320- миллиметровыми, но и угол их возвышения был увеличен до 27°. При этом их дальнобойность возросла до 28 600 м, хотя неизбежно увеличилось рассеивание.

Артиллерия вспомогательного калибра, равно как и зенитная, не была лишена недостатков. Ору­дия 120 мм/55 клб в бронированных башнях рас­полагались очень тесно, на других кораблях они не устанавливались. Зенитными спаренными орудиями 100 мм (47 клб) со щитами вооружили все итальянские крейсера, это была уже заметно уста­ревшая модель "Шкода" образца 1910 г. Против бы­стро движущихся самолетов подобные орудия ока­зались малоэффективными. Из-за небольшой про­бивной силы недостаточно эффективны были и пу­леметы калибра 13,2 мм, в 1940 г. их заменили 20-миллиметровыми пушками с лучшими характе­ристиками.

Энергетическая установка линкоров теперь со­стояла из 8 котлов Ярроу и турбин Белуццо, объе­диненными в две группы. Дальность плавания со­ставляла 6400 миль при скорости хода 13 узлов, 3004 мили при 20 и 1700 миль при 27 узлах. Для операций в Средиземном море этого было вполне достаточно. Запасы топлива равнялись 2472 т неф­ти, в экипаже насчитывалось 1236 человек. Но ста­ло очевидно, что броневая защита линкоров не слишком надежна. К тому же, из-за ограниченности пространства пришлось уменьшить размеры ци­линдров Пульезе, что снижало их эффективность.

После реконструкции "Конте ди Кавур" вступил в строй 6 июня 1937 г., а "Джулио Чезаре" —10 ок­тября 1937 г. Имея в виду недостатки, которыми эти линкоры обладали после постройки, их рекон­струкция была несомненным техническим успехом. Однако цена успеха оказалась слишком высокой. Перестройка планировалась для того, чтобы италь­янский военно-морской флот постоянно сохранял численный состав линейных сил, адекватный меж­дународной ситуации. Но, если иметь в виду затра­ченное на нее время, стоимость предпринятых ра­бот, нетрудно сделать вывод, что, отказавшись от нее, Италия к 1940 г. могли бы построить два совершенно новых линкора типа "Витторио Венето".

В 1937 г., когда линкоры типа "Конте ди Кавур" снова вступили в строй, было решено подобным же образом реконструировать и корабли типа "Кайо Дуилио". Инженер Ротунди, занимавшийся тогда новыми линкорами типа "Витторио Венето", считал, что перестроенные корабли могли бы стать умень­шенными их копиями.

В апреле 1937 г. "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" передали верфям в Генуе и Триесте соответственно. Завершение работ планировалось на середи­ну 1940 г. У этих кораблей была полностью замене­на носовая секция, получившая двойное дно для лучшей подводной защиты. Так же, как на линкорах "Кавур" изменили вооружение и установили цилин­дры Пульезе. Главный калибр увеличен до 320 мм (43,8 клб), угол возвышения орудий до 30° и их дальнобойность до 29,4 км. Установили новые ору­дия вспомогательного калибра и зенитные. В каче­стве вспомогательного выбрали 135-мм (45 клб) орудия, расположенные в четырех трехорудийных башнях, выше башен главного калибра. Зенитная артиллерия состояла из 10 новых 90-мм (50 клб) орудий, таких же, как на линкорах типа "Витторио Венето". Их разместили в центре корабля по пять с каждого борта. Башни орудий вспомогательного ка­либра были слишком уязвимы, поскольку распола­гались близко друг к другу. Учитывая опыт линко­ров типа "Кавур", от гидросамолетов отказались с самого начала. Реконструкция обоих кораблей за­кончилась весной 1940 г. 10 мая этого года на хо­довых испытаниях "Кайо Дуилио" при водоизмеще­нии 27 042 т показал скорость хода 27,15 уз, а его двигатели развили мощность 86 346 л. с. при 228 оборотах в минуту. 21 мая 1940 г. "Андреа Дориа" при водоизмещении 26 016 т показал ход 26,9 уз, мощность двигателей 84 416 л. с. (228 об/мин).

Гидродинамика кораблей улучшилась в основ­ном за счет обводов носовой части. Результаты ис­пытаний признали удовлетворительными, хотя скорость хода оказалась ниже, чем у линкоров типа "Кавур". Дальность плавания равнялась 4500 миль при ходе 13 узлов, 3000 миль при 20 и 1700 милям при 24 узлах (запас нефти был 2500 т).

Если реконструкцию линкоров типа "Конте ди Кавур" можно оправдать с политических позиций, поскольку она поддерживала численный состав итальянского флота, перестройку кораблей типа "Кайо Дуилио" обосновать труднее. Не отрицая тех­нических достижений кораблестроителей, стоит за­метить, что разумнее было бы ускорить строитель­ство линкоров "Рома" и "Имперо" (типа "Витторио Венето"). Они вполне могли бы быть спущены на воду уже в 1941 г., и тогда итальянский флот по­полнился бы четырьмя новыми, современными, прекрасно вооруженными кораблями.

"Кайо Дуилио" вступил в строй 4 июля 1940 г., вслед за ним "Андреа Дориа" —20 октября 1940 г. Италия уже находилась в состоянии войны с Фран­цией и Англией, поэтому линкоры проходили ис­пытания в ускоренном темпе.