Линейные корабли типов "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио" во второй мировой войне
10 июня 1940 г., когда Италия объявила войну Франции и Англии, в итальянском флоте лишь два линкора были готовы к бою: "Конте ди Кавур" и "Джулио Чезаре". Они составляли 5-й дивизион 1-й эскадры. Новые линейные корабли "Витторио Вене-то" и "Литторио", составлявшие 9-й дивизион, только что покинули верфи, и для их введения в строй требовалось не менее 3 месяцев. Продолжалось строительство линкоров "Рома" и "Имперо". "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" готовились к испытаниям после реконструкции. Первый из них должен был вступить в строй к концу лета, второй — к концу осени. То что линейные корабли Италии не были готовы к войне, лишний раз подтверждает известную истину: войну начинают политики, а отнюдь не военные. Кстати, по этой же причине многие торговые суда Италии не смогли вернуться домой, а были взяты в плен либо интернированы, что нанесло итальянскому торговому флоту большой урон.
К началу войны Италия располагала 2 линкорами (4 должны были вскоре вступить в строй), 4 тяжелыми и 12 легкими крейсерами, 120 эсминцами и торпедными катерами, более чем 100 подводными лодками. Эти силы численно превосходили Средиземноморский флот Великобритании, базировавшийся на Александрию и Гибралтар. Существенным недостатком итальянского флота было отсутствие авианосцев. Тактика англичан основывалась на широком применении корабельной авиации для разведки и поражения неприятеля. В то же время Муссолини отвергал все предложения по строительству авианосцев, заявляя, что сама Италия является "большим авианосцем", не признавал необходимости специальной тренировки морских летчиков.
Итальянский военно-морской флот создавался после 1861 г. путем слияния флотов многих небольших государств. Его унификация шла медленно и с трудом. Поражение от австрийцев в бою при Лиссе в 1866 г. стало тяжелым уроком. Итало-турецкая война 1911 г. показала, что флот понемногу приобретает боевой опыт. Первая мировая война укрепила уверенность в этом. Однако в 1915— 1918 гг. действия итальянского флота были ограничены операциями легких сил и подводных лодок в замкнутом Адриатическом море. Опыта действий против сильного, хорошо вооруженного противника в открытом море он так и не получил. В 1940 г., располагая современными кораблями, итальянский военно-морской флот страдал от многих недостатков в организации, снабжении и, особенно, от нехватки опыта.
Первые недели после вступления Италии в войну прошли относительно спокойно, обе стороны оценивали ситуацию. Однако итальянцам было необходимо снабжать свои войска в Ливии, а англичанам — наращивать силы в Египте и на Мальте, что определило военно-морскую стратегию на Средиземном море. На первый план выходила защита своих конвоев и перехват вражеских.
Первое столкновение крупных сил флота в Средиземном море произошло 9 июля 1940 г. у мыса Стило в Калабрии. Итальянская эскадра в составе линкоров "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур", 14 крейсеров и множества эсминцев вступила в соприкосновение с британским Средиземноморским флотом. В этот флот входили линкоры "Уорспайт", "Малайя, и "Ройял Соверин", авианосец "Игл", 5 легких крейсеров и 14 эсминцев. Обе эскадры сопровождали конвои: итальянская — в Бенгази, а английская — на Мальту.
Ни одна из сторон не проявила активности. Позиция была благоприятной для итальянцев: вблизи своих берегов и в отдалении от баз вражеских бомбардировщиков. Столкновение началось с короткой и малорезультативной перестрелки между крейсерами. В 15 ч. 53 мин. "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур" с расстояния 26,4 км открыли огонь по английскому линкору "Уорспайт", за которым следовали другие линейные корабли. "Уорспайт", а затем и его мателоты ответили огнем. В 15 ч. 59 мин. "Джулио Чезаре" получил попадание 381-мм снарядом с "Уорспайта". Снаряд угодил позади второй дымовой трубы и взорвался на бронированной палубе, вызвав пожар. Четыре котельных отсека наполнились дымом, котлы пришлось загасить, и скорость хода линкора упала до 18 узлов. Командующий эскадрой адмирал Кампиони решил выйти из соприкосновения с противником. Он приказал эсминцам атаковать англичан, а "Джулио Чезаре", ведя огонь из кормовых орудий, начал отход. Через полчаса линкор уже развил скорость 24 узла и направился для ремонта в Мессину, а остальные корабли эскадры — в Таранто.
В столкновении у мыса Стило (англичане называют его боем у Калабрии) не оказалось ни победителей, ни побежденных. Ни одна из сторон не понесла значительных потерь. Однако стало ясно, что реконструированные итальянские линкоры все-таки уступают более тяжелым и лучше вооруженным английским кораблям того же класса. Что еще важнее, выявилось плохое взаимодействие флота и авиации итальянцев. Хотя бой происходил у побережья Италии, вызванные самолеты опоздали с вылетом и не нанесли англичанам никаких потерь. Больше того, они по ошибке атаковали свои же корабли. В противоположность этому англичане своевременно использовали самолеты с авианосца "Игл" для преследования итальянской эскадры. Они действовали слаженно, хотя в данном случае не добились заметных результатов. После первого же столкновения англичане получили явное психологическое преимущество, которое их не покидало даже в трудные дни 1942 года.
Бой мог бы иметь другой исход. Адмирал Бергамини командовал 9-м дивизионом, в состав которого входили новые линкоры "Витторио Венето" и "Литторио". Корабли были почти готовы к вступлению в строй, и Бергамини просил разрешения на присоединение к эскадре, но получил отказ. Линкоры, вооруженные 381-мм орудиями, несомненно, могли бы оказать большое влияние на исход боя.
9-й дивизион вышел в первый боевой поход 31 августа 1940 г. В нем участвовали также "Кайо Дуилио", ускоренные испытания которого были завершены, "Конте ди Кавур" и "Джулио Чезаре", небольшие повреждения которого были быстро ликвидированы. Целью операции стал перехват британских соединений, шедших из Гибралтара и Александрии для снабжения Мальты и переброски нескольких кораблей с запада на восток.
Из-за плохой работы разведки, особенно воздушной, перехват не удался. Итальянцы надеялись добиться успеха на второй день, но ночью разыгрался сильный шторм, причинивший нескольким кораблям повреждения и вынудивший эскадру вернуться на базу. Англичане же успешно довели операцию до конца.
В сентябре 1940 г. итальянская эскадра еще дважды выходила в море, разыскивая английские корабли южнее Сардинии и в центральной части Средиземного моря, но безрезультатно. Упомянутые три похода явились последними за всю войну, в которых участвовали одновременно пять итальянских линкоров. По различным причинам в последующих их было не более четырех.
В ночь на 11 ноября 1940 г. англичане предприняли дерзкое, но хорошо спланированное нападение на итальянский флот на якорной стоянке в Таранто. Авианосец "Илластриес" приблизился к этой базе незамеченным на 170 миль, и с него стартовали две группы торпедоносцев "Суордфиш", некоторые из которых принадлежали авианосцу "Игл". Повреждения, полученные незадолго до операции, помешали этому авианосцу участвовать в ней. В результате неожиданной атаки "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио" получили попадание одной торпедой, а "Литторио" — тремя. Англичане потеряли лишь 2 самолета из 21, которые были сбиты зенитной артиллерией.
"Литторио" и "Кайо Дуилио" затонули на мелководье, сев носовой частью на грунт. "Конте ди Кавур" затонул на большей глубине, так как пытался выброситься на берег, но решение было принято слишком поздно. В итоге линкор накренился на правый борт, над поверхностью воды остались только надстройка и башни главного калибра.
На следующий день оставшиеся неповрежденными линкоры "Джулио Чезаре", "Андреа Дориа" и "Витторио Венето" были переведены в Неаполь, поскольку противовоздушная оборона Таранто сильно пострадала. Сразу же начались работы по подъему поврежденных кораблей. Вернуть плавучесть "Кайо Дуилио" и "Литторио" было не слишком сложно, и это удалось сделать за месяц, хотя полный их ремонт занял значительно больше времени. "Конте ди Кавур", однако, пострадал сильнее и перед подъемом его пришлось основательно разгружать.
Опыт нападения англичан на Таранто не остался незамеченным японцами, но был проигнорирован американцами. Успешное нападение японцев на Перл-Харбор годом позже во многом явилось подражанием операции англичан.
Несмотря на потери в Таранто, итальянский флот еще располагал необходимыми средствами и желанием сразиться с англичанами. Это продемонстрировали события 27 ноября 1940 г., когда произошло столкновение у мыса Теулада, известное в английской историографии как бой при Спартивенто. Посчитав, что урок, понесенный итальянцами в Таранто, исключает их активные действия, англичане решили провести большой конвой. Но 14 ноября их разведка обнаружила в море итальянские корабли и, что особенно встревожило англичан, в том числе линейные. Тогда решили обеспечить планируемый конвой сильным эскортом, и было создано соединение "Н", куда вошли, в частности, линейный крейсер "Ринаун" и авианосец "Арк Рой-ял". Это соединение прикрывало конвой до пункта юго-западнее Сардинии. Затем прикрытие обеспечивали корабли Средиземноморского флота во главе с линкором "Рэмиллис", соединению "Н" следовало отойти.
26 ноября итальянская эскадра по тревоге вышла в море. Она состояла из линкоров "Джулио Чезаре" и "Витторио Венето", 6 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев. Силы противников, если не считать авианосца англичан, были примерно равными. Утром 27 ноября итальянская эскадра получила приказ следовать на юго-запад от Сардинии.
Однако свободу действий адмирала Кампиони очень сковывали указания главного штаба военно-морских сил: вступать в бой с противником только в благоприятной ситуации и ни в коей мере не рисковать линкорами. После событий в Таранто такая осторожность понятна, и все же адмирал Кампиони действовал слишком нерешительно.
Из-за неточных данных разведки он посчитал, что англичане значительно превосходят его в силах, и побаивался встречи с ними. Итальянские и английские крейсера обнаружили друг друга на большом расстоянии. Итальянцы первыми открыли огонь и весьма меткий, поразив крейсер "Бервик". От ответного огня англичан пострадал итальянский эсминец "Ланчьере". Английские крейсера попытались перейти в наступление, с авианосца "Арк Ройял" поднялись самолеты, предпринявшие ряд безуспешных атак. В это время адмирал Кампиони решил выходить из боя. Крейсера англичан несколько сократили дистанцию, но, оказавшись в радиусе действия орудий "Витторио Венето" и попав под огонь 381-мм орудий, быстро отошли. Результаты боя снова оказались незначительными.
Еще раз выявилось плохое взаимодействие флота и авиации итальянцев. Хотя их корабли находились недалеко от Сардинии, прикрытия истребителями они так и не получили. Педантичные правила требовали, чтобы авиацию вызывал командующий соединением кораблей. Этот вызов направлялся в главный штаб военно-морских сил, где его рассматривали и направляли в главный штаб военно-воздушных сил, который, оценив ситуацию, принимал решение. Такая процедура исключала быструю реакцию и, как правило, лишала флот своевременной поддержки.
10 декабря 1940 г. адмирал Анджело Якино заменил Кампиони на посту командующего флотом (Кампиони стал начальником Главного штаба). Якино командовал флотом до апреля 1943 г., когда его сменил Бергамини.
Зима 1940—1941 гг. ознаменовалась включением новых сил в борьбу на Средиземном море, прямым вмешательством Германии. Оно было вызвано успешным наступлением англичан в Египте и Ливии. В январе 1941 г. первые самолеты Люфтваффе начали прибывать в Катанью, чтобы содействовать немецким наземным войскам, недавно высадившимся в Северной Африке, а также нейтрализовать Мальту.
Но именно в этот период активность итальянских линейных кораблей резко снизилась. "Литторио" и "Кайо Дуилио" с ноября находились на ремонте в Таранто и Генуе. В Таранто продолжались работы по восстановлению линкора "Конте ди Кавур", и стало ясно, что до лета он в строй не вступит. "Джулио Чезаре" был поврежден в начале января во время налета авиации англичан на Неаполь и отправлен на ремонт в Геную.
Только "Витторио Венето" и "Андреа Дориа" эпизодически выходили в море.
На рассвете 9 февраля 1941 г. английское соединение "Н" под командованием адмирала Сомервилла, включавшее линкор "Малайя", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройял", крейсер и 10 эсминцев, в течение полутора часов бомбардировало Геную. Их целями были верфи, мастерские и линкор "Кайо Дуилио", стоявший там на ремонте.
Итальянцы считались с возможностью такого нападения, и в море находились силы, способные отразить его: линкоры "Витторио Венето", "Андреа Дориа", "Джулио Чезаре" (к тому времени небольшие повреждения на нем были исправлены), три тяжелых крейсера и 10 эсминцев. Однако из-за плохой погоды, нечетко работавшей связи итальянские корабли ушли слишком далеко на юг и, несмотря на выгодную позицию, не смогли перехватить англичан.
Англичане потопили в Генуе артиллерийским огнем несколько торговых судов, чем и ограничился урон, нанесенный ими противнику. Но моральное поражение, несомненно, потерпели итальянцы.
Прошло немногим более месяца после обстрела Генуи, и итальянский флот потерпел серьезное поражение, возможно, самое тяжелое за всю войну. В коротком ночном бою на близких дистанциях у мыса Матапан 28 марта 1941 г. итальянцы потеряли три тяжелых крейсера ("Пола", "Фиуме" и "Зара") и два эсминца. В этом бою участвовал единственный линкор "Витторио Венето", получивший попадание авиаторпедой, но благополучно добравшийся до порта. Линейные корабли рассматриваемых типов в бою участия не принимали.
Будучи, несомненно, болезненным, поражение итальянцев, тем не менее, существенно соотношения сил на Средиземном море не изменило. Их линейные корабли сильно не пострадали, в строю оставались еще четыре тяжелых крейсера, в то время как у англичан на этом театре военных действий кораблей такого класса не было. Больше того, в последующие месяцы английский флот понес серьезные потери от авиации (в основном немецкой) при эвакуации из Греции и Крита. В Критской операции участвовали легкие силы итальянцев, выходы же тяжелых кораблей все больше и больше ограничивались нехваткой топлива.
В июне 1941 г. Германия напала на Советский Союз. Значительные силы немецкой авиации, использовавшиеся для налетов на Мальту, были направлены на Восточный фронт. Мальта стала лучше снабжаться, перешла к наступательным действиям, и потери конвоев держав Оси возросли, в ноябре 1941 г. они составляли 63%. Это ослабляло сухопутные силы немцев и итальянцев в Северной Африке. Ситуация вынуждала итальянский флот доставлять подкрепление в Африку на эсминцах, бензин — в канистрах на крейсерах. Это делало корабли весьма уязвимыми, два крейсера погибли при выполнении подобного задания.
Тяжесть положения заставила итальянцев снова использовать главные силы, включая линейные корабли, для дальнего и ближнего охранения конвоев. Это означало растущий расход драгоценного топлива, которого почти не оставалось, итальянский флот все сильнее зависел от нерегулярных поставок немцами румынской нефти. Но использование тяжелых кораблей для охраны конвоев оказалось действенным, снабжение итало-германских войск в Африке улучшилось.
В середине декабря 1941 г. произошли значительные события. После начавшегося наступления англичан в Африке было решено срочно послать конвой для снабжения итальянских и немецких войск. Он состоял из четырех крупных транспортов и восьми эсминцев. В ближнем его охранении находился линейный корабль "Кайо Дуилио", 3 крейсера и 4 эсминца, дальнее осуществляли линкоры "Литторио", "Андреа Дориа", "Джулио Чезаре", 2 тяжелых крейсера и 10 эсминцев. Вовлечение в операцию столь крупных сил подчеркивало серьезность создавшейся ситуации. Из-за ошибочных данных разведки итальянцы были уверены, что англичане уже вышли в море им наперехват. В действительности был обнаружен английский конвой на Мальту. Противоборствующие стороны вступили в контакт 17 декабря. Англичане получили приказ избегать боя до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность эскортируемого танкера. Наперехват англичанам шли силы дальнего охранения. Однако в 17 ч. адмирал Якино решил отойти по двум причинам. Во-первых, итальянский конвой был обнаружен противником и нуждался в поддержке, во-вторых, адмирал, не располагая радарами, опасался вступать в ночной бой. Как раз в это время на горизонте была отмечена стрельба зенитных орудий, стало ясно, что английские корабли подверглись нападению с воздуха. Якино сразу же повернул в сторону неприятеля и уже в сумерках в 17 ч. 53 мин. его корабли открыли огонь с расстояния 32000 м, захватив англичан врасплох. Они немедленно поставили дымовую завесу, а эсминцы обеих сторон начали артиллерийскую дуэль. Но в 18 ч. 04 мин. стало совсем темно и боевые действия прекратились. Всю ночь, ожидая возможного наступления, Якино держал корабли между своим и английским конвоями, а к утру итальянский конвой благополучно достиг места назначения.
Хотя ни одна сторона не понесла потерь, результаты столкновения можно считать благоприятными для итальянцев, они решили поставленную задачу. Англичанам в этой операции явно не хватало поддержки авианосцев, что лишний раз подчеркнуло значение кораблей этого класса. Несмотря на успех, еще раз проявилась слабость авиационной разведки итальянцев, которые наткнулись на англичан совершенно случайно. Если бы они сумели обнаружить английские корабли раньше, то могли бы нанести им существенный урон. Описанные события получили название: "Первое столкновение в заливе Сирт".
Следующей ночью произошло одно из самых необычайных событий войны на Средиземном море. Итальянская подводная лодка доставила в Александрию три человеко-торпеды. Диверсанты подорвали танкер, который затонул, и английские линкоры "Вэлиант" и "Куин Элизабет", надолго вышедшие из строя. Теперь баланс военно-морских сил склонился в пользу Италии, и конвои держав Оси стали нести меньше потерь по пути в Африку. Снабжение итало-немецких войск улучшилось, их наземные силы под командованием Роммеля остановили англичан, а в январе 1942 г. перешли в контрнаступление, вернув себе Бенгази.
Положение Мальты ухудшилось, и 20 марта 1942 г. англичане отправили на остров конвой, наперехват которого вышли линкор "Литторио", два тяжелых и один легкий крейсер, 8 эсминцев. Вечером 23 марта 1942 г. противники вступили в контакт, адмирал Якино действовал умело, итальянцы, не понеся серьезных потерь, смогли задержать английский конвой в море до утра. Утром же он понес такие потери от ударов с воздуха, что на Мальту пришла лишь незначительная его часть. Правда, после этого разразился сильнейший шторм, и два итальянских эсминца затонули по пути домой. Эти события получили название: "Второе столкновение в заливе Сирт".
В июне 1942 г. обстановка на Средиземном море все еще благоприятствовала государствам Оси. Войска Роммеля стояли под Эль-Аламейном, Мальта подвергалась постоянным налетам и потеряла значение базы для наступательных действий, итальянский флот успешно проводил конвои. Однако вступление в войну США резко изменило соотношение сил, и стало ясно, что у Германии и Италии не остается времени для решения поставленных задач.
Все лето 1942 г. прошло на Средиземном море под знаком борьбы за охрану своих и уничтожение вражеских конвоев. О накале этой борьбы свидетельствует ключевая операция англичан под кодовым названием "Пьедестал". Тогда их конвою удалось прорваться к Мальте, несмотря на отчаянные атаки самолетов, подводных лодок и торпедных катеров, но ценою потери авианосца и двух крейсеров. Тяжелые корабли итальянцев в этих боях уже не участвовали, катастрофической стала нехватка горючего, и его подчас перекачивали с тяжелых кораблей, чтобы обеспечить эскорт конвоев в Африку.
Линкоры "Андреа Дориа", "Кайо Дуилио" и "Джулио Чезаре" были вынужденно выведены в резерв, "Конте ди Кавур" все еще находился на ремонте в Триесте.
23 октября 1942 г. английская армия перешла в наступление в Северной Африке, а 8 ноября силы союзников высадились в Алжире и Марокко. Германо-итальянские войска были вытеснены в Тунис ударами с востока и запада. Легкие силы и транспортные суда итальянцев несли большие потери, пытаясь снабжать войска, капитулировавшие в мае 1943 г.
Было ясно, что следующим шагом союзников станет вторжение в Италию. 10 июня 1943 г. они высадились на Сицилии. В это время "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" были отозваны из резерва, но их вход в строй планировался через 2 месяца, "Кавур" ремонтировался, а "Джулио Чезаре" был приписан к морской школе в порту Пола. "Витторио Венето" находился в ремонте после воздушного налета американцев 5 июня. На ходу оставались "Литторио" и недавно вступивший в строй "Рома", 9 легких крейсеров и несколько эсминцев. Поэтому решили всеми силами сохранять уцелевшие корабли для сделки на случай перемирия, к которому уже стремилась Италия, если же его достичь не удастся, флоту пришлось бы вступить в последнюю битву.
25 июля 1943 г. фашистский режим Муссолини пал, и сразу же начались переговоры с союзными державами. 8 сентября 1943 г. Италия формально вышла из союза государств Оси, что вызвало гневную реакцию со стороны Германии. На следующий день англичане и американцы высадились на юге Италии. Союзники объявили, что они согласны с просьбой итальянцев о перемирии. Такая ситуация застала врасплох итальянские вооруженные силы, в том числе военно-морской флот. Соображения безопасности вынудили итальянское правительство информировать лишь высшее военное командование, и то в последнюю минуту.
Главные силы итальянского флота находились тогда в портах северной части Тирренского моря, в том числе в Генуе и Специи. Вместо ожидавшегося приказа противодействовать вторжению союзников, корабли должны были следовать в южные порты и перейти под контроль англо-американцев. В соответствии с условиями перемирия они должны разоружиться, сохранив команду и итальянский флаг. Этот приказ касался всех кораблей, кроме находящихся в ремонте или неспособных к выходу в море по какой-то другой причине. При угрозе захвата немцами их следовало затопить.
Главные силы итальянского флота в это время состояли из трех линейных кораблей: "Рома", который недавно стал флагманским кораблем адмирала Карло Бергаминй, "Витторио Венето" и "Италия" (бывший "Литторио", переименованный после падения фашистского режима). Они образовывали 9-й дивизион.
В ночь с 8 на 9 сентября 1943 г. соединение из этих линкоров, 6 легких крейсеров, 14 эскадренных и эскортных миноносцев покинуло Специю и Геную и направилось на юг. 9 сентября в 15 ч. 37 мин. у острова Азинара, вблизи военно-морской базы Мадлена на Сардинии, итальянские корабли были атакованы немецкими бомбардировщиками "Дорнье 217", базировавшимися в южной Франции. Эти самолеты были вооружены новыми радиоуправляемыми бомбами FX-1400, весившими более 1800 кг. После двух попаданий и внутреннего взрыва в 16 ч. 11 мин. линкор "Рома" разломился надвое и затонул. При этом погибло 1167 матросов и 86 офицеров, включая адмирала Бергамини и его штаб. "Италия" получила одно попадание, приняла 800 т воды, но даже не снизила хода. Эскадра перешла под командование адмирала Оливы, находившегося на крейсере "Эудженио ди Савойя".
Утром 11 сентября она добралась до Мальты, где уже стояли другие итальянские корабли, в том числе линкоры "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио". Они прибыли из Таранто днем раньше, в пути также были атакованы немецкой авиацией, но повреждений не получили. Линкор "Джулио Чезаре", как было уже сказано, за несколько месяцев до перемирия приписали к военно-морской школе в г. Пола, сильно сократив его экипаж. Он также успешно дошел до Мальты, сделав короткую остановку в Таранто. Правда, совсем без происшествий не обошлось. 9 сентября, когда линкор направлялся на юг, на его борту началось волнение среди команды, требовавшей немедленно затопить корабль. Оно было быстро ликвидировано офицерами, убедившими недовольных, что следует выполнять условия перемирия.
Командование итальянскими кораблями на Мальте было возложено на адмирала Да Дзара (5-й дивизион линейных кораблей). Так как на тесной якорной стоянке скопилось множество судов, то решили "Италию" и "Венето" вместе с несколькими крейсерами и эсминцами отослать в Александрию. "Андреа Дориа", "Кайо Дуилио" и "Джулио Чезаре" остались на Мальте.
Следует сказать несколько слов и о других линкорах. Во время перемирия "Конте ди Кавур" и "Имперо" находились в Триесте. Первый из них ремонтировался, второй еще строился. Охрана кораблей была слаба, и немцы их захватили. В это время "Имперо" был готов всего на 28 процентов, чтобы завершить постройку требовалось еще полтора года. Ремонт "Кавура" практически остановился. Нужно было установить на нем зенитную артиллерию, заменить электросеть, перестроить мостики, что заняло бы по меньшей мере 6 месяцев. Немцы начали демонтаж кораблей, используя их детали и материалы для иных целей. То, что осталось от корпусов "Кавура" и "Имперо", затопили во время авианалета союзников на Триест 15 и 20 февраля 1945 г. "Кавур" подняли в 1946 г., "Имперо" — в 1947 г. и отправили на слом.
23 сентября 1943 г. между итальянским и англо-американским флотами было заключено соглашение о взаимодействии. Оно было подписано адмиралом Каннингхэмом, командующим союзными военно-морскими силами на Средиземном море, и адмиралом Раффаэле Де Куртеном, начальником штаба военно-морских сил и министром военно-морского флота Италии. Соглашение предусматривало использование в войне с Германией почти всех оставшихся итальянских кораблей за исключением линкоров. Так закончилась боевая деятельность линейных кораблей Италии во второй мировой войне.
13 октября 1943 г. Италия официально объявила войну Германии. Ее легкие военные корабли перешли в южно-итальянские порты и включились в операции союзников.
"Италия" и "Витторио Венето" были интернированы в Суэцком канале, их экипажи сильно сократили, и там они пребывали в жалком состоянии до февраля 1947 года словно заложники, символизировавшие поражение нации. В 1947 г. им было разрешено вернуться в Италию навстречу еще более унизительной судьбе.
"Джулио Чезаре", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" оставались на Мальте также с сильно сокращенной командой и вернулись в Италию в июне 1944 г. "Чезаре" до конца войны стоял в бездействии в Таранто, два других линкора использовались в ограниченных масштабах для недальних учебных походов.
Итальянское правительство предпринимало настойчивые попытки ввести в строй хотя бы новейшие линкоры. Предполагалось также использовать их на Тихом океане для сопровождения авианосцев. Но союзники отвергли все подобные предложения.