18. Крейсера на войне
Кампанию 1911 г. "Адмирал Макаров" начал в составе впервые сформированной бригады крейсеров, в которую входили также "Баян", "Паллада" и только что завершивший затяжной ремонт "Громобой". Вместе с одновременно сформированными бригадой линейных кораблей и 1-й минной дивизией крейсера образовали "Эскадру Балтийского моря", которая теперь с наибольшей эффективностью могла заниматься скоординированной плановой боевой подготовкой. Командование эскадрой было возложено на начальника действующего флота, который, по новому положению от 9 мая 1911 г., был переименован в Командующего Морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О. Эссена. Флот наконец получил наиболее близкую к условиям службы боевую организацию, которая теперь с наибольшей эффективностью могла заниматься плановой боевой подготовкой.
Обстановка, в которой "Адмирал Макаров" проходил курс четырехлетней предвоенной боевой подготовки, а затем и действовал в войне на Балтике, во многом отображена в не раз упоминавшихся книгах автора о линейных кораблях "Цесаревич", "Слава", "Андрей Первозванный", "Император Павел 1".
Эти три крейсера вместе с миноносцами и крейсерами резерва с первого дня войны — 19 июля 1914 г. — приступили к дозорной службе на ближних и дальних подходах к защищавшему вход в Финский залив центральному минному заграждению и одновременно готовились к ожидавшемуся вторжению германского флота. 28 июля /10 августа крейсера в составе флота ушли в "шведский поход", в котором Н.О. Эссен рассчитывал нейтрализовать шведский флот.
Намерение русского командующего не получило одобрение верховной власти, и флот вернулся в свои базы. Замечательно, однако, что подобную же операцию спустя два года и на другом краю Европы — в гавани Пи-рея — с участием России осуществили союзные флоты, заставившие разоружиться греческий флот. О напряженности службы крейсеров в продолжение четырех лет войны можно судить по сохранившимся в РГА ВМФ (фонд 770, оп. 1, д. 218) вахтенных журналах "Адмирала Макарова". Для одного из них — "Паллады" все прервалась в роковой день 28 сентября 1914 г.
О нем расскажем особо.
Безоговорочно доверяя постоянно (в соответствии с вахтенным журналом) подтверждавшейся строгой дневниковой точности записей в книге Г.К. Графа, автор поначалу принял за полную истину версию событий, произошедших 28 сентября 1914 г. Вот как она выглядит в изданиях книги 1922 г. (Мюнхен): "Утром нам пришлось опять продолжать охоту за подлодками. В море мы получили радио от начальника 1-й бригады крейсеров с приказанием идти конвоировать крейсер "Палладу" и "Баян", возвращавшиеся из дозора. Идя навстречу им, недалеко от Лапвика мы встретили "Громобой" (флаг начальника 1-й бригады крейсеров) и "Адмирал Макаров". С "Громобоя" стали нам семафорить текст уже принятого нами радио о конвоировании и этим нас сильно задержали. Отойдя от "Громобоя", мы вскоре открыли на горизонте мачты
и трубы "Паллады" и "Баяна", которые шли нам навстречу. Вдруг мы заметили огромный взрыв и столб воды и дыма. Все на мостике так и впились в бинокли, силясь разглядеть, что произошло. К нашему ужасу, один из крейсеров исчез, а другой, увеличив ход, стал идти переменными курсами. Мы сейчас же дали самый полный ход и понеслись к нему" (с. 23). Тогда же было получено радио о том, что неприятельская подлодка взорвала "Палладу".
Торпеда не промахнувшейся на этот раз U26 вызвала детонацию боеприпасов на "Палладе", и корабль с ужасающей быстротой, оценивавшейся очевидцами в 2-3 секунды, исчез с поверхности моря. Даже тел полностью погибшего экипажа — 25 офицеров и 512 матросов — не обнаружили.
Проведенные автором исследования вахтенных журналов позволили выяснить, что в тот роковой день помимо "Новика", "Громобоя", "Баяна" и "Резвого", свидетелями катастрофы были также крейсера "Россия" и "Аврора". Они шли навстречу "Палладе" и "Баяну" и не могли пройти незамеченными "Новиком". "Громобой" и "Адмирал Макаров" встретились "Новику" под северным берегом. Эскадренные миноносцы "Боевой", "Уссуриец", "Финн", "Эмир Бухарский", "Казанец", "Достойный", "Дельный", "Расторопный", "Сибирский стрелок", "Пограничник", "Сторожевой" и "Разящий" в предшествовавшие дни участвовали или были вблизи находившихся в дозоре "Громобоя" и "Адмирала Макарова". "Деятельный" после неудачи первой атаки немецкой подлодки 27 сентября был занят ее поиском. "Стройный" и "Мощный" 28 сентября охраняли "Палладу" и "Баян", а незадолго до взрыва "Паллады" перешли в охрану "России" и "Авроры". При таком множестве кораблей казалось невероятным, чтобы "Паллада" могла остаться без охраны. Что же в конце концов выяснилось? Прежде всего, отпала явившаяся версия о полной беззаботности русского командования, не внявшего будто бы урокам "Абукира", "Хога" и "Кресси". Атаки немецких подводных лодок ожидались. В примечании к книге Р. Фирле (с. 205) М.А. Петров писал, что в предвидении атак немецких подлодок Н.О. Эссен "приказал судам в дозоре ходить переменными курсами и к крейсерам выслал для охраны миноносцы". Ход событий показал, что этот приказ, если он и был отдан, в должной мере оказался не выполнен.
Список офицеров крейсера «Паллада» погибших с кораблем 28 сентября/11 октября 1914 г.
(РГА ВМФ, ф. 417, оп. 3, д. 341, л. 39)
Должность |
Чин |
Имя, отчество, фамилия |
Год рождения |
Семейное положение |
Командир |
Капит. 1 ранга |
Сергей Рейнгольдович МАГНУС |
1871 |
Женат, 2 детей |
Старший офицер |
Капит. 2 ранга |
Анатолий Михайлович РОМАНОВ |
1880 |
Холост |
Ст. мин офицер |
Лейтенант |
Андрей Арсеньевич ИЗМАЙЛОВ |
1884 |
,, |
Вахт, начальник |
|
Григорий Петрович КОРИНФСКИЙ |
1883 . |
|
Ст. артилл. офицер |
,, |
Леонид Андреевич ГАВРИЛОВ 2-й |
1886 |
|
Ст. штурм, офицер |
,, |
Юрий Константинович Быков 3-й |
1886 |
|
Мл. арт. офицер |
,, |
Владимир Константинович ГУТ |
1886 |
,, |
Мл. минн. офицер |
,, |
Александр Ипполитович СТУДНИЦКИЙ 2-й |
1886 |
Женат |
Вахт, начальник |
|
Михаил Нилович ШТИР |
1883 |
|
Мл. шт. офицер |
.. |
Константин Сергеевич БУТОМО |
1887 |
|
Ревизор |
,, |
Георгий Александрович фон ПЕТЦ |
1889 |
Холост |
Вахт, начальник |
Мичман |
Иван Борисович АМАНТОВ |
1891 |
|
Вахтенный офицер |
,, |
Николай Александрович БАУЛИН |
1891 |
,, |
То же |
,, |
Леонид Вячеславович ВОСКРЕСЕНСКИЙ |
1891 |
|
,, |
,, |
Георгий Генрихович ЦЫВИНСКИЙ |
- |
,, |
,, |
,, |
Людомир Марианович ИЗДЕТСКИЙ |
- |
|
., |
|
Сергей Сергеевич ПОЛТАНОВ |
- |
|
Старший механик |
Инж-мех. к. 1 р. |
Александр Александрович ДЕШЕВОВ |
1873 |
Женат, детей нет |
Трюмный механик |
Инж-мех., м-н |
Бернгард Андреевич РЕЙНСОН |
1890 |
Холост |
Водолазн. механик |
То же |
Генрих Петрович ГОЛИНСКИЙ |
1889 |
,, |
Минный механик |
,, |
Александр Генрихович ВОЛЬФ |
- |
,, |
Старший врач |
Надв. советник |
Александр Михайлович ЧМЫХОВ |
1876 |
Женат, 1 ребенок |
Младший врач |
То же |
Георгий Павлович СИЛЬВЕРСВАН |
1881 |
Женат |
Старший судовой священник |
Николай Антипович СЫСОЕВ |
- |
,, |
|
Подполковник военно-морского судебного ведомства врем, исполн. должность обер-аудитора штаба бригады кр.: Сергей Иванович СИКОРСКИЙ, назначенный приказом начальника бриг. кр. от 21 септ. 1914 г. (1885 г. р.) |
||||
Корабельный гардемарин |
Иосиф Вячеславович ЗДАНОВСКИЙ Сведений нет |
|||
» |
Николай Евгеньевич СВЕШНИКОВ То же |
Примечание: Даты рождения добавлены автором
"Переменные курсы", которыми ходили дозорные крейсера, еще не составляли того часто менявшегося противолодочного зигзага, который вскоре вошел в обыкновение. И здесь — еще одна загадка того дня. Важно было знать, как понимали противолодочную оборону четыре контр-адмирала — начальники двух
бригад крейсеров и двух минных дивизий. Вахтенные журналы свидетельствуют, что еще 21 сентября/4 октября 1914 г., находясь в дозоре в квадрате 54, крейсер "Россия", как и сопровождавшие его эсминцы -"Уссуриец" и "Боевой", находясь в широте 59°24'N и долготе 22°10'Ost, ходили только переменными курсами". Утром 28 сентября/11 октября на "России", вышедшей во главе 2-й бригады крейсеров, подняли сигнал "отражение минной атаки", а в вахтенном журнале было прямо записано, "Приготовились к отражению атак подводных лодок". То же делали, как уже отмечалось, и на "Палладе" и на "Баяне", но противолодочным зигзагом они не ходили.
Прокладка "Новика" с 11 ч показывает, что корабль едва ли не первым на флоте применил противолодочный зигзаг. Казалось, осуществляя целенаправленный поиск подводных лодок, "Новик" все делал правильно. О шедших вместе с ним кораблях штурман Кемарский не пишет, и приходится предполагать, что поиск корабль осуществлял в одиночку. И это было несомненным просчетом его командира или поручившего ему эту задачу начальника 1-й минной дивизии. Указания о совместном поиске в журналах, оказавшихся доступными для автора, не встречаются. Полную ясность, мог бы составить отчет о разбирательстве обстоятельства гибели "Паллады", но и о нем в архивных документах упоминаний не встречается. Не исключено, что отчет, возможно, еще и будет обнаружен. Пока же приходится довольствоваться имеющимися данными, из которых видно, что маршрут "Новика", соответствующий назначенному ему участку поиска, был объективно вполне обоснован.
После поиска непосредственно к востоку от линии завесы крейсеров, проходившей между островом Эрэ и маяком Нижний Дагерорт, корабль переместился в глубь залива. Предполагалось, видимо, что охрану крейсеров завесы будут осуществлять находившиеся при них миноносцы. А они, как свидетельствовал вахтенный журнал "Баяна", действительно при них были. Самоубийственного решения (или полученного свыше приказа) командира "Паллады" передать свои охранные миноносцы пришедшим на смену, но почему-то без миноносцев, "России" и "Авроре" никто на "Новике", да и па других кораблях, предположить, конечно, не мог.
Оценивая опасность обстановки, командир "Новика" мог, конечно обратить внимание командования на появление новой смены дозора без охранных миноносцев. Ведь на его глазах в условиях объявленной по флоту подводной опасности (радио "Адмирала Макарова" от 27 сентября "об атаке близ банки Аякс было принято, надо думать, всеми кораблями"), вторая бригада крейсеров в то же утро курсом на северо-запад вышла в море кильватерной колонной без всякого зигзага и минного охранения. Через два часа (в 8 ч 40 мин) после выхода из Ревеля от бригады отделились "Богатырь" и "Олег". "Россия" (флаг начальника бригады контр-адмирала П.Н. Лескова (1864-1937) и "Аврора" продолжали путь курсом на запад навстречу возвращавшимся с дозора "Палладе" и "Баяну". Как видно, крейсера свою дозорную службу продолжали видеть направленной исключительно против надводных кораблей. "Новик", наверное, мог самостоятельно вступить в охрану "России" и "Авроры". Но это было бы нарушением дисциплины. Наконец, он мог предполагать, что в охрану крейсеров могут быть назначены миноносцы из числа имевшихся поблизости. Выполняя свое задание, "Новик" шел зигзагом.
Зигзаг шел почти строго поперек параллели 59°36', которым, завершая дозор и трехдневное в нем пребывание, возвращались в Ревель "Паллада" и следовавший за ней "Баян". Контркурсом им шли на смену "Россия" и "Аврора". Это обстоятельство отмечено в безукоризненно ведшимся вахтенном журнале "Баяна" (старший штурманский офицер лейтенант Н.Н. Степанов, (1887-?). Из него следует, что отряд "Паллады" сопровождали миноносцы "Строгий" и "Мощный" и что эти миноносцы в момент расхождения кораблей в 11 ч 35 мин по сигналу "Паллады" повернули за "Россией" и "Авророй".
"Новик" в это время, совершая 3-й галс своего зигзага, находился от "Паллады" и "Баяна" в расстоянии около 14 миль восточнее. И именно на этом, оставшемся без охраны 14-мильном пространстве заняла позицию пришедшая от Оденсхольма U26 (уничтожение почти готового к буксировке "Магдебурга" она, понятно, оставила напоследок).
Своим самоубийственным решением командир "Паллады" капитан 1 ранга С.Р. Магнус (1871-1914), который по иронии судьбы недавно командовал соединением подводных лодок, представил немецкому командиру возможность действовать почти что в полигонных условиях.
В 14 ч "Новик" встретили миноносец "Резвый", который вступил ему в кильватер, и через полчаса они подошли к месту взрыва, видели плавающие койки, пробковые пояса и деревянные обломки, но людей не нашли (с. 31). В 15 ч 20 мин они прекратили поиск и через 2 часа пришли в Лапвик.
Неправильное с точки зрения тральной тактики поведение тральщиков оказалось полезным противолодочным маневром. Не ожидавшая столь быстрой реакции сил охранения и чувствуя приближение других миноносцев, лодка отказалась от попыток продолжать свои атаки и ушла на запад.
В момент взрыва вблизи Лапвика маневрировали "Громобой" и "Адмирал Макаров". К ним, чтобы их сменить, двигались отделившиеся от 2-й бригады "Олег" и "Богатырь". В разных местах в заливе присутствовали до двух десятков (названных ранее) миноносцев. Но их действия, как приходится думать, не были скоординированы, и район расхождения крейсеров оказался без прикрытия.
Все это позволило немцам провести атаку как на учениях. Лишь изредка выдвигая перископ, U26, свободно маневрируя, поджидала первую жертву, которая позволит выйти на нее в атаку. В водах залива скрывалась еще одна лодка — U23, но она по немецкому плану, выйдя в заданный ей район — к востоку от меридиана 23° 10', должна была начать действовать только после атаки первой лодки, находившейся на "внешней позиции — к западу от разделительного меридиана.
Ожидалось, видимо, что после ее атаки русские корабли обратятся в бегство по направлению к Ревелю, и тогда U23, расположившаяся на подходах к о. Нарген, без труда выберет себе подходящую жертву. В этом своем расчете немцы, как и японцы 26 января 1904 года, просчитались. Эффект внезапности достигается скрупулезной координацией и одновременным применением всех назначенных в операцию сил, а немецкое командование явно недооценило исключительную важность именно одновременного применения подводных лодок в качестве нового оружия. Плохо, видимо, ориентировались немцы и в распознании типов русских кораблей. И потому, вместо трех или четырех больших крейсеров, удар пришелся лишь по одной "Палладе".
Истолковав появление "Паллады" и "Баяна" как счастливый случай возвращения только что прошедших на запад русских кораблей, немецкий командир двинулся в подводном положении прямо навстречу курсом W. "Параллельным с лодкой курсом шел большой эскадренный миноносец, держась с ее правого борта на расстоянии от 1000 до 2000 м. Был ли это "Новик", очередной зигзаг которого в сторону востока на какой-то момент мог показаться немецкому командиру "параллельным курсом", или какой-то другой миноносец, и в какое время эти корабли были замечены — вопрос также остается открытым. Трудно судить о расположении сторон, если, как впоследствии выяснилось, U26, несмотря на то, что часть пути на север шла от Оденсхольма в надводном положении, ошиблась в определении своего места на 7 миль (примечание М.А. Петрова к книге Р. Фирле).
Заблаговременно отвернув вправо, лодка в 11 ч 10 мин, с расстояния 500 мм сделала выстрел из кормового торпедного аппарата. После погружения сразу на 20 м на лодке будто услышали выстрелы, делавшиеся, как пишет немецкий историк, упоминавшимся большим эсминцем. М.А. Петров это обстоятельство никак не комментирует, и "Новик", судя по всем данным, был слишком далеко, чтобы иметь возможность стрелять. Ведь вначале, как казалось, на эсминцах-"циклонах" причиной гибели предполагали подрыв на мине.
Только в 13 ч 45 мин с "Баяна" (после сообщения о взрыве "Паллады" в 12 ч 32 мин) в штабе флота было получено второе радио "Баяна" с уточнением, что в широте 59°36' и долготе 22°47' "Паллада" была атакована подводной лодкой и что лодка перед взрывом была замечена с "Баяна", после чего был открыт огонь. Возможно, что и немецкие подводники в силу особого стрессового состояния могли перепутать последовательность событий. Взрыв неслыханной мощности, в мгновение ока уничтоживший "Палладу", мог вызвать повреждения и на немецкой лодке. Это также могло заставить ее отказаться от продолжения атак.
По наблюдениям с "Баяна" (вахтенный начальник лейтенант П.В. Лемишевский), в момент расхождения с "Россией" и "Авророй" корабль находился в широте 59°36,5' и долготе 22°37,5'. Плавание за день составляло всего 6 миль (что исключало какое-либо применение противолодочного зигзага). Скорость составляла "экономические" 13 уз, что было даже менее 15 узлов, считавшихся по тогдашним доморощенным понятиям, безопасной скоростью против атак подводных лодок. В 11 ч 08 мин, завершив 2-й за время дозора курс (22°), по сигналу "Паллады" легли на курс ухода из линии дозора (90°).
В 11 ч 15 мин окончили богослужение. В 11 ч 35 мин разошлись контркурсом с "Россией" и "Авророй". За ними по сигналу с "Паллады" повернули "Стройный" и "Мощный". Смехотворной для крейсера 16-уз скоростью корабль шел навстречу гибели.
Список офицеров броненосного крейсера "Баян" на 3 октября 1914г.
(строевой рапорт командира от 3 октября 1914 г. Большой Ревельский рейд) (РГА ВМФ, ф. 485, оп. 1., д. 40, л. 128)
Должность |
Чин |
Имя, отчество, фамилия |
Даты жизни |
Командир |
Капит. 1 ранга |
Александр Константинович ВЕЙС |
1870-1923, после |
Старший офицер |
Капит. 2 ранга |
Павел Оттович ШИШКО |
1881-1967, США |
1 -и вахтенн. начальник |
Мичман |
Александр Ипполитов СОСНОВСКИИ |
1889-? |
2-й вахтенн. начальник |
,, |
Курт Иванович НОТБЕК фон (Иоганович) |
1890-1961, Н.-Иорк |
3-й вахтенн. начальник |
,, |
Оттомар Оттомаров барон БУКСГЕВДЕБ |
1891-? |
Ревизор |
,, |
Павел Викторович ЛЕМИШЕВСКИЙ |
1889-? |
Ст. минный офицер |
,, |
Анатолий Степанович БОРЕИША |
1886-? |
Мл. минный офицер |
,, |
Владимир Николаевич СЕЛЯНИН |
1887-? |
Ст. артилл. офицер |
,, |
Алексей Алексеевич БОРОШЕНКО |
1887-? |
И. д. мл. арт. офицера |
, , |
Борис Константинович НОВИЦКИЙ |
1888-? |
Ст. штурм, офицер |
,, |
Николай Николаевич СТЕПАНОВ |
1887-? |
Мл. штурм, офицер |
,, |
Дмитрий Васильевич ТРЕТЬЯКОВ |
1889-? |
1-и вахтенный офицер |
,, |
Григорий Романович ГРЕВЕ |
1892-1937 |
2-й вахтенный офицер |
,, |
Владимир Иванович ПЕРЕБЕРСКИИ |
1894-? |
3-й вахтенный офицер |
,, |
Георгий Михайлович МОЛЧАНОВ |
1892-? |
4-й вахтенный офицер |
,, |
Борис Арсентьевич МОЗОВСКИЙ |
1892-? |
1-и судовой механик |
Инж-мех. к.2 р. |
Николай Николаевич КУРАЧКИН |
1879-? |
И. д. трюмный механик |
И.м. мичмана |
Сергей Константинович ФЕДОРОВСКИЙ |
1888-? |
Вр. и. д. арт. механика |
То же |
Николай Семенович ГРУЗИНОВ |
1890-? |
Вр. и. д. мин. механика |
,, |
Владимир Ефимович ОСИПОВ |
1888-? |
Сверх вст. слуш. |
,, |
Павел Иванович БАРТ |
1891-? |
Администратор |
Коллеж, совет. |
Эрнест Эрнестович ИОН |
1870-? |
Старший судовой врач |
Лекарь |
Арвид Петрович ТАУБЕ |
1883-? |
Судовой священник, игумен отец Вассиан |
|
||
Кор. Гардемарины |
Корнет гардемарин |
Александр Сергеевич ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ |
1893-? |
Кор. Гардемарины |
Игорь Осипович АХРАМОВИЧ |
1893-? |
Непостижимая беспечность капитана 1 ранга Магнуса передалась, видимо, и командиру "Баяна" капитану 1 ранга А.К. Вейсу (1870-после 1923). Из записей в вахтенном журнале не видно, чтобы командир какими-либо способами пытался предостеречь ведущего от непростительной беспечности, особенно после неожиданного для "Баяна" ухода миноносцев. На это ведь требовалось большое гражданское мужество -переступить через подозрения в трусости и паникерстве. Таков был в тот момент "человеческий фактор". Правильнее, конечно, было бы говорить о крайних невежестве и бескультурье командования игнорировавших законы техники, тактики и здравого смысла. Показательно, что и С.Н. Тимирев, став позднее командиром "Баяна", похоже, не давал себе труда вникнуть в трагедию двух кораблей. Вместо просчета с отказом от миноносной охраны, они пишут лишь о том, что с крейсера "Паллада" пи один человек спасен не был, так как около него не находилось конвоирующих миноносцев" (с. 17).
Весь флот оставался зрителем уже неминуемой трагедии.
Запись на "Баяне" в 12 ч 14 мин: "Крейсер "Пал-лада" взорвался. "Паллада" была сразу объята огнем и дымом, который закрыл весь корпус с мачтами. Больше "Паллады" видно не было. Когда дым рассеялся, "Баян" был от места взрыва в 1,5-2 каб. На поверхности ничего не видно. Застопорили машины. Широта 59°36,5', долгота 22°46' по счислению. В момент взрыва расстояние между крейсерами было 7 каб.
12 ч 15 мин дали полный ход назад.
12 ч 24 мин заметили на правой раковине перископ подводной лодки или его след. Дан полный ход вперед. Открыли огонь по струе правым бортом (если принять, что лодка атаковала слева, это может означать, что "Баян", давая задний ход, мог развернуться носом на лодку, а затем привел ее на правый борт) из 8-дм, 6-дм и 75-мм орудий. Предполагаемое место подводной лодки приведено к корме. Курс по главному носовому компасу 46°, поправка — 1°, лаг 54,0.
12 ч 32 мин — прекратили огонь.
12 ч 41 мин находимся в широте 59°40S', долготе 22°54', курс по ГНК 92°
12 ч 50 мин подошел с W миноносец "Резвый". Миноносец послан к месту взрыва крейсера "Паллады" в 1 ч пополудни. Подошел эскадренный миноносец "Новик" и передал, что прислан конвоировать "Баян". "Новик" послан идти вперед.
В 2 ч 45 мин обстрелял плавающий предмет, принятый (так записано в журнале), "за перископ подводной лодки". Первым выстрелом из орудий правого борта предмет был потоплен.
В 3 ч в широте 59°35' и долготе 24°2' по счислению с правого борта была замечена идущая напересечку курса самодвижущаяся мина. Уклонившись вправо, две минуты вели огонь из 75-мм пушек правого борта. (Не была ли это атака U23, неудачу которой немецкий историк Р. Фирле, с. 206 мог пытаться скрыть?).
На Ревельский рейд, пройдя по лагу 114,3 мили и израсходовав два 8-дм, 14 6-дм и 37 75-мм снарядов, "Баян" пришел в 4 ч 18 мин дня, где застал только что пришедшие "Громобой" и "Адмирал Макаров".
"Адмирал Макаров" и "Баян", миновав почти каждодневно грозившую им гибель от вражеских (а подчас и отечественных) мин и торпед подводных лодок, благополучно провоевали всю войну. Биография каждого была богата особо значимыми и судьбоносными событиями. И первым из них стало столкновение находившегося в дозоре "Адмирала Макарова" и "Баяна" с флагманским кораблем пришедшего в русские воды диверсионного отряда, крейсером "Аугсбург". Этот донельзя, как оказалось, дерзкий и удачливый корабль уже ранее, 4/17 августа, возглавлял и вместе с другим таким же 27-уз крейсером "Магдебург" прикрывал постановку первого на Балтике минного заграждения. Составлявшие его 200 мин на линии Гонге-Тахкона выставил переоборудованный из парома заградитель "Дейчланд". И вот теперь "Аугсбург" под флагом деятельного и едва ли не самого способного германского флагмана контр-адмирала Беринга привел к русским берегам уже целый отряд. Он должен был, используя фактор внезапности, прорваться в Финский залив и атаковать встреченные русские корабли торпедами двух крейсеров, двух миноносцев и приведенной на буксире подводной лодки U3.
По счастью, для русских немцы, как и японцы под Порт-Артуром, оказались неспособны оценить эффект первой внезапной атаки и привели только одну лодку, и притом устаревшего типа. Операцию обеспечивали, буксируя лодку до подхода к о. Даго, устарелый крейсер "Амазоне" (21,5 уз) и миноносец A3. Операция, как это следовало из "Боевой летописи русского флота", кончилась полной неудачей: U3 не сумела выйти в атаку на русские крейсера, "Магдебург", выскочивший на камни у маяка Оденсхольм, пришлось подорвать, а "Аугсбург", обстреливавший русские тральщики (они определяли границы немецкого заграждения), был, как говориться в "Летописи" (с. 363), отогнан подошедшими дозорными крейсерами "Адмирал Макаров" и "Баян".
Сказать об этом следовало несколько иначе. Успев потопить один из русских тральщиков (их почему-то не охраняли), "Аугсбург" хитроумными маневрами вплоть до имитации повреждения котлов и паропроводов (Р. Фирле с. 111-115), пытался навести два русских крейсера на позицию U3. Но старший в отряде командир "Адмирала Макарова" на уловки не поддался. Был ли он столь проницателен, что сумел разгадать маневр противника или, подобно такому же доблестному начальнику своей бригады Н.И. Коломейцеву, как это было при постановке немцами 4/17 августа 1914 г. своего заграждения на виду русских дозорных крейсеров (Фирле, с.84, 89), просто перетрусил, но о попытках решительного сближения с противником для его немедленного уничтожения не было и речи. Весь флот был под все более нараставшим тяжким гнетом ожидания вот-вот грядущего неминуемого вторжения неисчислимой германской армады, и многим русским командирам любой появившийся с запада легкий крейсер противника начинал казаться всем германским флотом.
Был ли опознан противник на "Адмирале Макарове" и дано ли было об этом оповещение флоту неизвестно. В выписках о плавании крейсера — запись за 14 августа гласит: "6 ч. 35 м. пополудни открыли огонь из 8-дм орудий по германскому крейсеру, который ответил залпами бортовых орудий. 7 ч. 10 м. - отбой боевой тревоги.
Долгого боя, как это выглядит в книге Р. Фирле, не получается. Получается другое. Из записей военного дневника И.И. Ренгартена следует, что "Макаров" и "Баян", находясь от "Аугсбурга" южнее, имели все возможности отрезать ему путь к отходу, но в силу "совершенно нелепых действий" командира "Макарова" сделано это не было. 18 августа он был уже смещен Н.О. Эссеном с должности. Его заменил капитан 1 ранга П.М. Плен (1875-1918, чекисты), имевший в Порт-Артуре, где он был на "Баяне", репутацию "отличного моряка и очень храброго' человека". Так писал о нем В.М. Белли, а Н.Н. Ренгартен в дневнике заметил коротко: "этот дела не испортит". Тактически и материально проиграв (за потопленный тральщик "Проводник" русским достался "Магдебург"), немцы одержали стратегическую победу с далеко идущими последствиями. Они практически убедились в том, насколько слаба или просто отсутствовала оборона русских берегов и до какой степени безынициативны оказались два русских крейсера, неизмеримо превосходившие по мощи "Аугсбург".
Немцы не получили того урока, который мог бы заставить их воздержаться от дальнейших операций. Их предприимчивость была подавлена, если бы два русских крейсера, будь при них миноносцы, могли бы изловить и по частям уничтожить разрозненно действующие корабли немецкого отряда. Все получилось наоборот. Они убедились, что можно и в дальнейшем предпринимать и более рискованные операции в слабо защищенных русских водах. В итоге последовала цепь событий, которые косвенно привели к гибели "Паллады", а затем и почти беспрепятственным действиям германских подводных лодок вблизи баз русского флота — вплоть до Кронштадта.
Н.О. Эссен прилагал усилия к тому, чтобы парировать немецкую активность и 14-16 сентября, как планировал ранее ("в первый шторм, в безлунную ночь сходить к немцам"), на "Рюрике" в сопровождении "Паллады" совершил рейд до параллели Хоборга. Немецких дозоров не обнаружили и, выдержав в пути жестокий 11 балльный шторм, вернулись на новый рейд близ о. Эре.
В то же время невообразимая удача U9, последовательно потопившей 9/22 сентября три английских дозорных крейсера "Абукир", "Хог" и "Кресси", оказалась для русского флота недостаточна. Несмотря на приказ Н.О. Эссена об охране крейсеров миноносцами, их опять не оказалось около "Адмирала Макарова", который 27 сентября/10 октября во время осмотра парусника подвергся атаке U26, появившейся в русских водах вместе с U23. По счастью (крейсер, окончив осмотр, дал ход в момент залпа U26) или искусству командира (В.А. Белли писал, что П.М. Плен сумел "увернуться"), обе торпеды немецкой лодки (командир крейсера считал, была выпущена и третья) в "Адмирал Макаров" не попали.
Командир немедленно дал радио об обнаружении немецкой подводной лодки, миноносцы во главе с "Новиком" приступили к ее поиску, продолженному и на следующий день. Но и новая угроза не стала уроком для "Паллады", которая, возвращаясь из дозора с "Баяном", отпустила охранявшие их два миноносца (они вступили в охрану пришедших на смену крейсеров "Россия" и "Аврора").
U26 дождалась новой удачи, беспрепятственно выбрав позицию, уверенно с расстояния 500 м поразила торпедой идущую головной "Палладу". Детонация погребов уничтожила корабль со всем экипажем. Только тогда был дан по флоту приказ о возвращении на базы всех крейсеров и замене их в дозорах миноносцами.
Новый момент истины для оставшихся без "Паллады" двух крейсеров наступил в дни предпринятых флотом активных минных постановок. Немецкие диверсии у русских берегов и напряженность затянувшегося ожидания вторжения германских дредноутов порождали и усиливали в русском флоте все более угнетавшие людей депрессивные настроения. "Еще один шаг, — писал И.И. Ренгартен в дневнике 2 октября, — и мы войдем в состояние беспросветной обороны". 8 октября обнаружено единственное из всего экипажа "Паллады" тело лейтенанта Л.А. Гаврилова.
Панихида о нем стала едва ли не панихидой по всему флоту. Люди были близки к прострации. "А мы все стоим, — продолжал И.И. Ренгартен свои записи 16 октября — это отчаянно тяжело и никто из личного состава даже не знает, что флоту категорично запрещено начинать активные действия, и нам строго указана операционная зона к Ost от линии Дагерорта". Опасность застоя поняли наконец и в ставке. Н.О. Эссен после настойчивых ходатайств получил разрешение на проведение активных минио-заградительных операций. Их мотивировали оказанием помощи флангам армии. Оставалась, конечно, и главная задача — оборона на минно-артиллерийской позиции у Ревеля. После трех оборонительных постановок мин у Либавы и Виндавы поставили семь заграждений между Мемелем и Полангеном.
Тщательно отработав за это время свою минную технику, 1 декабря в море вышли с минами и крейсера. В этой операции "Макаров" (63 мины) занял место головного вместо "Баяна", который из-за неполадок в котлах должен был вернуться в базу. "Рюрик" выставил свои 120 мин, а пришедший во втором отряде 2 декабря "Енисей" — еще 240 мин. Его прикрывали "Олег" и "Богатырь". С моря к западу от о. Борнхольм в прикрытии были подводные лодки "Акула" и английские Е1 и Е2.
Отделившийся в соответствии с планом операции от "Рюрика", "Макаров", несмотря на сильный туман, свои мины выставил в виде трех банок и точно в назначенном месте. Это место и свои координаты он уточнил по маякам на южной оконечности о. Готланд и каждый раз, чтобы не выдать факт и место постановки, своевременно уклонялся от встречных судов. Не встретив в назначенном рандеву свои корабли, "Макаров" отходным путем самостоятельно пришел в Утэ. В итоге операции отходы к Данцистской бухте были перекрыты системой банок из 433 мин.
В последующих 13 постановках, выполненных в течение 1915 г., "Макаров" и "Баян" в октябре и в ноябре действовали совместно с крейсерами "Рюрик", "Олег" и "Богатырь", выставивших вместе 1260 мин. Еще в двух операциях в начале 1915 г. "Макаров" и "Баян" с "Рюриком" прикрывали постановку к востоку от о. Борнхольм 200 мин ("Олег" и "Богатырь") и к северу от маяка Аркона 10 мин ("Россия"). На них 12/25 января подорвались крейсера "Аугсбург" и "Газелле" и погиб германский пароход.
Поход "Макарова", начатый 30 января/12 февраля 1915 г. для прикрытия вместе с "Рюриком" очередкой, как планировалось, еще более масштабной заградительной операции (крейсера "Олег" и "Богатырь" со 100 минами каждый и полудивизион особого назначения со 140 минами), сорвался и для больших кораблей был отменен из-за аварии "Рюрика". Корабль шел в тумане недопустимо большим 16 уз ходом и не воспользовался опытом переднего метелота "Макарова" и не проверял глубину лотом.
Сильно, наверное, на "Макарове" удивлялись странности поведения шедшего за ним "Рюрика", на котором проявили такое же "горе от ума", какое в 1907 г. случилось с царской яхтой "Штандарт". Ее также посадили на необозначенный на карте огромный валун.
Из других событий войны на Балтике самым значительным для двух крейсеров было их участие в сражении в открытом море 19 июня/2 июля 1915 г. В немецкой литературе он известен также как бой у Эстергарна (название маяка на восточной оконечности о. Гогланд). Этот бой, в котором русские имели все шансы на решительную победу, мог бы стать и весомым уроком для германского флота, заставив его командование (в случае полного уничтожения германского отряда) воздержаться от активных операций.
Бой произошел в результате совпадения двух операций, из которых немецкая удалась раньше. Новый командующий вице-адмирал В.А. Канин (1862-1927, Марсель), сменивший скоропостижно скончавшегося Н.О. Эссена, задумал операцию, поверив донесениям агентуры о сборе германского флота в Киле на смотр перед кайзером. Но немцы, как оказалось, поступили умнее, чем думали о них русские. Для постановки мин в русские воды, может быть, в качестве "боевого подарка" в составе особого отряда был послан заградитель "Альбатрос" с грузом 160 мин.
Русский флот, выйдя в море для обстрела Мемеля и уничтожения сил противника, разошедшийся с ним в тумане немецкий диверсионный отряд обнаружить не сумел. И это был первый серьезный просчет нового командующего. Дозорная цепь миноносцев, будь она развернута в походе, могла бы обнаружить немцев до того, как они, поднявшись к входу в Финский залив, сумели в тылу шедшего к Мемелю русского отряда поставить с заградителя "Альбатрос" его 160 мин.
Русские не сумели воспользоваться предоставляющимися им исключительными возможностями (точное радионаведение И.И. Ренгертеном бригады крейсеров на шедшие отдельно "Аугсбург" и "Альбатрос") и по эффективности огня русские корабли, несмотря на блистательные предвоенные успехи в стрельбе, оказались на уровне эскадры З.П. Рожественского. Выпустив едва ли не половину боезапаса, "Макаров", "Баян", "Олег", "Богатырь" сумели лишь незначительно повредить ничтожный по своему вооружению "Альбатрос" и позволили ему, выбросившись на берег, спастись в нейтральных шведских водах. Не лучшим был и результат второго боя, когда, как писал немецкий историк о "Рюрике" (он всю ночь искал потерянную им вместе с "Новиком" бригаду): "Наступил в первый раз за всю войну удобный случай бросить на весы истории его тяжелую артиллерию" (С. Ролльман, с. 160). Германский крейсер "Роон" (аналог "Баяна" и "Адмирала Макарова") с его четырьмя 210-мм и 10 150-мм орудиями) и шедший с ним "Любек", как все остальные отчаянно и искусно отбивавшиеся немецкие крейсера, сумели уйти от огня "Рюрика" и четырех крейсеров русской бригады.
В оправдание русского командующего можно, конечно, привести неблагоприятные природные условия (туман), искусно применявшиеся немцами радиосигналы о вызове в действительности отсутствующих вблизи германских подлодок, маломощность корабельных радиостанций, постоянную оглядку па возможность появления превосходящих сил противника и, наконец, израсходование на удивительно безрезультатную стрельбу большой части боеприпасов. Но в том и состоит искусство флотоводца, чтобы превозмогать все неблагоприятные обстоятельства.
К сожалению, результаты вполне подтверждают тот полный боли за неудачу флота анализ, который содержит самое нелицеприятное его описание в работе Петрова (1885-1938, чекисты). "Два боя" (Л., 1926). В ней, нуждающейся лишь в одном уточнении (вместо "Бремена" должен значиться крейсер "Любек"), в частности, говорилось, что неприятель был слаб и его следовало без промедления раздавить. Вместо этого бригада занялась нелепым, совершенно неоправданным усложненным маневрированием, а в стрельбе были нарушены все выработанные до войны правила управления огнем и все те рекомендации, которые в работе Н.И. Игнатьева (1880-1938) "Заметки по тактике" (Петроград, 1914) обобщали весь накопленный перед войной опыт.
В частности, самым непостижимым образом были проигнорированы и эпиграф "Заметок", гласивший, что "при данном вооружении, снабжении и обучении действительность стрельбы всецело находится в руках тех, кто увлекался маневрированием". А в рекомендация № 96 (с. 35) о массировании огня говорилось: "Если противник слаб, то его надо окружить, чтобы он не мог уклониться от боя, но никогда не надо стрелять в него с большого числа кораблей, чем это допускается условиями управления огнем, так как излишки числа путающих друг друга кораблей только оттягивают развязку и вызывают ненужный расход снарядов и износ пушек".
Сдержанно, но внятно о результатах боя говорилось в примечаниях Н.В. Новикова (1880-1957) к исследованию немецкого историка Г. Ролльмана, "Война на Балтийском море", 1915 г. (М., 1935, с. 158): "То, что в течение полуторачасового боя четыре русских крейсера, из которых каждый был сильнее "Альбатроса", не смогли уничтожить противника и дали ему укрыться в нейтральных водах, свидетельствует прежде всего о неудовлетворительном руководстве боем и чрезвычайно низкой дисциплине огня (разрядка моя — P.M.). Напоминая о дезорганизовавшей бой "продолжительной суматошной стрельбе всех кораблей по одной цели", Н.В. Новиков почти слово в слово повторяет затем те последствия нарушения правил массирования огня, о которых предостерегала рекомендация № 96 в работе Н.И. Игнатьева.
В сбалансированном и вполне объективном описании боя, приведенном в работе "Флот в мировой войне" (М., 1964, с. 169-174), также прямо говорится о том, что русский адмирал "допустил ряд грубых тактических ошибок". Невысоко оценивалось и поведение командира "Рюрика", который "не проявил должной настойчивости в бою с крейсером "Роон" и не развил первоначального успеха", (с. 173).
По всем этим обстоятельствам "Баян" и "Адмирал Макаров", имевшие решающую для боя 8-дм (хотя и не очень эффективную) артиллерию, в полной мере реализовать свои возможности не могли.
Корабли подтвердили свою отличную боевую выучку. На флагманском "Макарове" (командир П.М. Плен), как писал автору участник войны Б.Л. Дандре (1889-1968), отличился старший артиллерийский офицер старший лейтенант В.Н. Вощинин (1887-?), который в погоне за "Аугсбургом" из одноору-дийной 8-дм башни на предельном расстояние "влепил" ему два снаряда. Окажись при этой погоне странно отставший и еще более странно самовольно вернувшийся в базу "Новик", участь этого до чрезвычайности удачливого немецкого крейсера могла бы быть решена.
"Баян" под командованием капитана 1 ранга В.Л. Вейса (1870-после 1918) в бою с вдвое превосходившим его по боевой мощи "Рооном" зигзагообразным маневрированием на курсовой угле 90° умело вводил противника в заблуждение, отчего четырехорудийные залпы башен противника, хотя и ложились исключительно кучно по целику, но "по прицелу не давали накрытия". Свидетельствовавший об этом участник боя на "Баяне" П.В. Лемишевский (1889-?) в сборнике "Русское военно-морское искусство" (М., 1951 с. 420-434) подчеркивал, что до войны он был призовым кораблем по стрельбе, и в бою с "Рооном" достиг по крайней мере двух попаданий из 40 выпущенных 8-дм снарядов. Это давало исключительно высокий 5% результат, намного превосходивший результаты германского (3,3%) и английского (2,2% флотов в Ютландском бою.
Кораблям не представилось случая проявить свою индивидуальную подготовку, как это совсем недавно, 27 апреля 1915 г., с блеском удалось сделать в Черном море линейному кораблю "Пантелеймон". Пользуясь случайной удаленностью от своей бригады и не участвуя в неудачно сложившейся ее стрельбе, он, применив метод децентрализованной стрельбы вместо централизованной, левым залпом заставил выйти из боя напавший на бригаду линкоров германо-турецкий линейный крейсер "Явуз Султан Селим" ("Гебен"). (P.M. Мельников. "Броненосец "Потемкин", Л., 1980г., 1981. с. 241.). Такая возможность предоставлялась "Рюрику", но он ею не воспользовался. Не поддержав всерьез свои крейсера, он во многом предрешил фактическую неудачу боя.
Бой у Эстергарна еще раз подтвердил, что доблесть и выучка отдельных кораблей могут оказаться недостаточны для победы над таким отлично подготовленным и инициативно действующим противником, как германский флот. Обнаружилось также, что острая нехватка высококлассных флагманов при командовании в море и стратегов в штабах всех уровней, не исключая и ГМШ, продолжала, как и в прошлой войне с Японией, оставаться главной бедой русского флота.
И не этим ли фатальным отсутствием (исключая Н.О. Эссена) действительных, а не формальных лидеров приходится объяснять стремительно произошедшую в 1917 г. дезорганизацию командования флотом. Проявившие себя выдающимися военачальниками Л.Б. Кербер (1863-1919) и А.В. Колчак (1874-1920, чекисты) не удержались на Балтике — один из-за стойкого на флоте германофобства (немецкое происхождение ставили в вину и Н.О. Эссену) другой — из-за наклонности императора к кадровой чехарде. По-хамски сменив В.А. Канина (есть подозрение, что из-за слишком энергичных настояний на осуществлении десантных операций в Рижском заливе в 1916 г.) и поставив во главе флота не оправдавшего его надежд А.И. Непенина (1871-1917, матросы), император тогда же, обезглавив уже полностью подготовленную операцию, с непонятной спешностью перебросил А.В. Колчака на должность командующего Черноморским флотом. Здесь он сменил уволенного А.А. Эбергарда.
Плоды этой дезорганизации и невысокого уровня разработки операций и командования не раз проявляли себя и в последующих после Эстергарна операциях. И если относительно простые крейсерские и минно-заградительные походы, обходившиеся без боевых столкновений, вполне флоту удавались (в них почти всегда участвовали "Баян" и "Адмирал Макаров"), то комбинированные операции могли принести совсем не те результаты, которые ожидались.
Так было в двух главных операциях, каждая из которых по-своему решала судьбу флота. "Баян" и "Макаров" участвовали в конвоировании перевода в Рижский залив в 18/31 июля 1916 г. линейного корабля "Слава".
Центральное место "Баян" и "Адмирал Макаров" должны были занять во второй готовившейся 6 июня и назначенной на 16 августа 1916 г. семидневной десантной операции. Она должна была коренным образом изменить ход войны на суше и па море. В операции 1916 г. на "Баян" предполагалось возложить содействие армии у Риги, а на "Макаров" (совместно с "Цесаревичем", "Богатырем" и миноносцами) конвоирование транспортов с войсками у Моонзунда к месту высадки, а затем — демонстрации у Домеснеса и охрана Ирбенского пролива. С полной обстоятельностью (на 350 стр.) подготовка операции и ее организация освещены в работе профессора Н.А. Данилова "Смешанная операция в Рижском заливе в июне-августе 1916 г." (Л., 1927) и отчасти затронута в книге автора "Эскадренные миноносцы класса "Доброволец" (С-Пб, 1999).
Оба крейсера в порядке подготовки к операции 13 августа и 2 сентября 1916г. были введены в Моон-зунд. "Баян" после напряженной службы в Рижском заливе 13 августа вернулся на Балтику. В походе для докования в Кронштадт "Баян" счастливо избежал немецких мин, на одной из которых 6/19 ноября 1916г. у о. Гогланд подорвался шедший впереди "Рюрик".
"Адмирал Макаров" впервые в той войне был оставлен для зимовки вместе с "Цесаревичем". Здесь на рейде Куйваста они встретили нежданно нагрянувшие февральские дни, перевернувшие судьбу России в 1917г. Совсем иной должна была стать и предстоящая кораблям решающая операция того года.