«Баян»
(Из спецификации "Двухвинтовой стальной крейсер с машинами в 16500 сил "Баян", представленной МТК Адмиралтейскому заводу)
1. Главнейшие размеры: длина по грузовой ватерлинии 442 фт. 11 дм., длина между перпендикулярами 424 фт 10 и 3/8 дм., длина наибольшая с тараном 450 фт 0 дм.
Ширина мидель-шпангоута при грузовой ватерлинии 57 фт 6 дм.
Углубление от основной линии (без толщины горизонтального киля) 21 фт 3 и 3/8 дм
Погруженная площадь мидель-шпангоута (включая боковые кили) 1030 кв. фт.
Площадь грузовой ватерлинии 17710 кв. фт.
Водоизмещение с обшивкою (включая добавленные части) 7880 тонн.
Водоизмещение на каждый дюйм углубления, считая при грузовой ватерлинии 42,3 тонн.
Сила машин (считая 1 силу 75 килогр.м.) — 16500 сил. Соответствующая скорость хода 21 узел.
Отношения: объем подводной части к объему описанного параллелепипеда 0,500, объем подводной части к объему цилиндра с основанием, равным площади мидель-шпангоута 0,595, погруженной площади миделя к описанному прямоугольнику 0,840, площади грузовой ватерлинии к описанному прямоугольнику 0,693.
Стальной корпус. Форштевень выделан из одной штуки литой стали. Он имеет прилив для соединения с палубной броней и поднимается до броневой палубы. От броневой палубы до батарейной он состоит из второй штуки литой стали, соединенной с первой замком. Выше броневой палубы до полубака форштевень состоит из надлежащим образом выгнутого желобом стального листа. Ниже броневой палубы форштевень подкреплен горизонтальными связями и усиленными шпангоутами, чтобы он мог, насколько возможно, служить тараном.
Ахтерштевень выделан из двух частей. Главная, большая часть, из литой стали, имеет отверстие для головы руля. Пятка выделана отдельно из кованой стали, пригнана к нижней части собственно ахтерштевня и соединена с ними заклепками. Листы обшивки соединены с форштевнем и ахтерштевнем заклепками и гужонами в 22 мм.
Водонепроницаемые шпангоуты в пределах двойного дна соответствуют поперечным водонепроницаемым переборкам и частным переборкам на шпангоутах: 34, 41, 47, 54, 60, 64, 71, 77, 80, 87, 93, 102 и 112. Они составлены из двух наружных угольников 75x75x9 к, двух внутренних угольников 75x75x9 к*, флоры из листа 8 мм.
По диаметральной плоскости корабля имеется внутренний вертикальный киль, а с каждого борта по 4 продольных стрингера №№ 1, 2, 3 и 4.
Число главных поперечных водонепроницаемых переборок — 15. Переборки представлены на шпангоутах №№4, 10, 15, 28, 34, 47, 60, 64, 77, 80, 93, 112, 119, 127 и 145. Переборки, находящиеся на протяжении двойного дна, идут от верхнего дна (им соответствуют водонепроницаемые шпангоуты), остальные от наружной обшивки и поднимаются до броневой палубы.
Средняя продольная переборка простирается лишь на длине машинных отделений; она поднимается от верхнего дна до броневой палубы и состоит из листов крупно-волокнистой стали толщиной 7 мм, идущих от верхнего дна и упирающихся в настилку броневой палубы, нарезанных на бимсы.
Бортовые продольные переборки простираются без перерыва от задней машинной переборки до передней переборки котельных отделений. Они состоят из листов 7 мм, с отогнутым краем, снабженным угольником.
Наружная обшивка от плоского киля до нижней кромки поясной брони состоит из поясов мягкой стали, соединенных в двойной накрой по продольным швам и впритык по стыкам.
От нижней кромки толстой брони до верхней палубы повсюду, где борт покрыт толстой броней, обшивка состоит из одного слоя листов толщиной 18 мм, соединенных впритык в обоих направлениях. Швы будут снабжены необходимыми стыковыми планками.
Там, где нет брони, обшивка будет иметь толщину 10 мм. Листы будут соединены впритык в обоих направлениях, со стыковыми планками надлежащим образом рассчитанными.
Стыки будут в 3 ряда заклепок в середине корабля и в 2 ряда в оконечностях.
Броневой шельф сделан из 2-х угольников размером 140x140x29,4 к. Он приклепан к подводной обшивке корпуса и к обшивке позади брони.
На наружной обшивке, немного выше оконечности стрингера № 3, с каждой стороны, будет сделан боковой киль, состоящий из листов толщиной 10 мм.
Бимсы броневой палубы покрыты настилкой, состоящей из двух слоев листов толщиной каждый 10 мм на всем протяжении толстой поясной брони. Позади этого пояса палуба опущена ниже ватерлинии, и настилка ее составлена из двух слоев листов толщиной каждый 7,5 мм.
152-мм орудия установлены в трех казематах: центральном, носовом и кормовом. Эти казематы защищены каждый наружным бронированным бортом и двумя бронированными траверзами. Наружный борт и траверзы построены из листов толщиной 18 мм, к которым крепятся броневые плиты.
Под толстую бортовую броню будет положена лиственничная подкладка, имеющая на всем протяжении брони толщину не менее 100 мм. Брусья подкладки крепятся в корпусе железными оцинкованными болтами 3/4 дм, расположенными в шахматном порядке в 2 ряда в расстояниях от центра до центра в той же линии около 900 мм.
Верхняя палуба будет иметь сосновую настилку толщиной 45 мм. Мостики и полубак будут иметь сосновую настилку 38 мм.
Батарейная палуба будет покрыта линолеумом, наклеенным непосредственно на стальную настилку, толщиной — 5 мм, в жилых помещениях, в кают-компаниях и проходах. В каютах толщина линолеума будет до 4 мм. Броневая палуба будет также покрыта линолеумом толщиной 5 мм, в жилых помещениях и в коридорах.
Внутренняя обшивка в погребах боевых запасов будет сделана из лапидита толщиной от 25 до 40 мм с воздушной прослойкой и без таковой. Также будут изолированы в случае потребности подволоки и полы.
Все металлические и деревянные части корпуса покрыты тремя слоями краски, не считая грунтовки. На нижнем дне заливка цементом будет применена лишь в пределах необходимости, чтобы вода не застаивалась в известных местах, после осушения трюмов помпами. Общий вес цемента, употребляемого на заливку, не превысит 15 тонн. Верхнее дно не будет залито цементом. Оно будет тщательно окрашено в 3 слоя хорошо пристающей краской.
Бронирование
Крейсер защищен по бортам поясом брони, идущим от носа до 127 шпангоута. В средней части судна полная высота этого пояса 1,8 метра; верхний край броневого пояса на всей его длине будет на 0,6 метра выше грузовой ватерлинии, а нижний край на 1,2 метра ниже ватерлинии. По высоте этот пояс состоит из одного ряда плит.
Броневые плиты имеют трапецоидальное сечение; приблизительные размеры плит показаны в таблице. Всего плит 52. Плиты от № 7 до № 24, включительно, будут из цементированной крупповскои стали, все же остальные плиты будут прикреплены к обшивке под броней посредством болтов образца, установленного во флоте, с чашками и резиновыми шайбами. Число болтов для каждой плиты будет определено по правилам, принятым в русском флоте.
На 127-м кормовом шпангоуте будет установлен броневой траверз, одинаковый по высоте с задними броневыми плитами толстой поясной брони и составленный из 3-х плит, цементированной крупповской стали, имеющих следующую толщину: верхняя кромка 175 мм, нижняя кромка 90 мм. Плиты будут укреплены в рубашке из одного слоя листов толщиной в 18 мм. Эти плиты будут прикреплены к рубашке винтами с резьбой в броне согласно тому, как это принято в нашем флоте.
Число Плит |
Нумерация плит |
Приблизит, длина |
Толщина |
|
Верхняя кромка |
Нижняя кромка |
|||
2 |
№ 1 считая от носа |
3,70 м |
100мм |
70 мм |
2 |
№ 2 считая от носа |
4,58 м |
100мм |
70 мм |
2 |
№ 3 считая от носа |
4,58 м |
100мм |
70 мм |
2 |
№ 4 считая от носа |
4,58 м |
100мм |
70 мм |
2 |
№ 5 считая от носа |
4,58 м |
100мм |
70 мм |
2 |
№ 6 считая от носа |
4,58 м |
120 мм |
80 мм |
2 |
№ 7 считая от носа |
4,57 м |
135 мм |
80 мм |
2 |
№ 8 считая от носа |
4,56 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 9 считая от носа |
4,54 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 10 считая от носа |
4,53 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 11 считая от носа |
4,52 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 12 считая от носа |
4,51 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
С № 13 до 21 от носа |
4,50 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 22 считая от носа |
3,61 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 23 считая от носа |
3,61 м |
175 мм |
90 мм |
2 |
№ 24 считая от носа |
4,52 м |
135 мм |
80 мм |
2 |
№ 25 считая от носа |
4,54 м |
120 мм |
80 мм |
2 |
№ 26 считая от носа |
4,75 м |
100 мм |
70 мм |
Выше толстой поясной брони, о которой было сказано, имеется второй броневой пояс, прилегающий к верхней кромке толстого пояса и простирающийся от форштевня до 115 шп. Этот пояс поднимается до палубной линии батарейной палубы, а на протяжении центрального каземата — до палубной линии верхней палубы. Он заканчивается траверзом, поставленным на 115 шп. и идущим от броневой до батарейной палубы. Вся эта броня состоит из плит нецементированной стали, обработанной по способу Круппа, толщиной в 60 мм, положенных на рубашку из одного слоя листов толщиной 18 мм.
Броня будет прикреплена к рубашке винтами с нарезкой как в броне, так и в рубашке, согласно правилам флота. Винты не будут проходить плиту насквозь.
На всем протяжении толстой поясной брони, на уровне ее верхней кромки, настлана броневая палуба. Плиты этой брони из хромоникелевой стали толщиной в 30 мм положены на двухслойную настилку, о которой говорилось выше. Броня эта укреплена в палубной настилке винтами, с нарезкой как в броне, так и в настилке, проходящими сквозь всю толщину брони. На каждой плите допущено не более 6 заклепок (сквозных) для обеспечения более плотного прилегания брони к настилке. Винты сделаны согласно чертежа, утвержденного МТК.
Позади толстой бортовой брони, т.е. позади кормового траверза, ограничивающего этот броневой пояс, броневая палуба будет снижена и покрыта броневыми плитами толщиной, как и в остальной части палубы, в 30 мм.
Траверзы среднего, носового и кормового казематов будут иметь броню в 60 мм толщиной, укрепленную в рубашке, уже описанной выше. Эта броня будет нецементированной стали, обработанной по способу Круппа, и будет крепиться винтами, как это уже сказано для тонкой бортовой брони.
Неподвижная часть барбета башен, спускающаяся до броневой палубы, будет защищена цементированными плитами крупповской стали, толщиной в 147 мм, за исключением части неподвижной брони носовой башни, между броневой и батарейной палубами, находящейся под защитой тонкой бортовой брони, где толщина плит уменьшена до 78 мм. Эти последние плиты будут нецементированной стали, обработанной по способу Круппа. Вращающиеся части башен будут бронированы плитами цементированной крупповской стали толщиной 132 мм. Крыши вращающихся частей будут бронированы плитами хромоникелевой стали толщиной в 44 мм.
Неподвижная броня и броневые крыши башен не будут иметь рубашек, их плиты будут соединены между собой в замок и связаны достаточным числом гужонов согласно чертежа, утвержденного МТК. Вертикальная броня подвижной части башен будет положена на рубашку из одного слоя листов толщиной в 18 мм, к которой она будет прикреплена посредством винтов по правилам, принятым в нашем флоте.
Боевая рубка состоит из 4-х вертикальных броневых плит цементированной крупповской стали толщиной в 136 мм, поставленных без рубашки. В задней части рубки расположен вход в нее. Плиты укреплены основаниями на продолжении цилиндра из стальных листов толщиной 30 мм. Задняя плита цилиндра будет из маломагнитной стали, дабы не было замкнутого контура. Также и кормовая плита вертикальной брони рубки, в которой имеется дверь. Плиты имеют высоту 1980 мм. Позади рубки для защиты поставлен щит в 35 мм. Просвет для визиров рубки — 3 дм. К настилке мостика броня рубки присоединяется угольником 120x120x12 мм. На остальном крепление согласно чертежа, утвержденного МТК. Над боевой рубкой, в задней ее части, расположена дальномерная рубка из маломагнитной брони в 60 мм. Сверху рубка покрыта горизонтальной крышей немагнитной стали, испытанной стрельбой, толщиной 75 мм, расположенной на 1,9 метра выше мостика. Крыша опирается в фальцы плит.
Съемный пол боевой рубки на высоте мостика состоит из листов немагнитной стали толщиной 6 мм. Под этим полом расположены крепления из стали высотой 250 мм, к которым укреплена снизу защита от осколков из броневой немагнитной стали толщиной 50 мм.
Труба для защиты передачи приказаний и управления рулем будет из цельной кованой стали толщиной в 80 мм; труба эта цилиндрической формы, внутренний ее диаметр 1,086 метра и состоит из 2-х частей в высоту.
Шахта для схода в рулевое отделение будет бронирована плитами крупповской нецементированной стали в 50 и 60 мм от карапаса до батарейной палубы. Шахта схода в помещение кормовых вспомогательных механизмов (121-122 шп.) будет бронирована плитами в 50 мм, такой же стали от броневой до батарейной палубы.
Внутреннее устройство
Внутренние помещения будут устроены и меблированы, как показано на чертежах и в нижеследующей спецификации:
Трюм. В трюме находятся, считая с носа: 1) 0-4 шп. свободное водонепроницаемое отделение, поднимающееся до броневой палубы, 2) 4-10 шп. 1 погреб 75-мм салютных патронов, 3) 10-15 шп. 1 погреб для мокрой провизии, поднимающийся до броневой палубы, и ящик для запасного цепного каната, 4) 15-19 шп. 2 ящика для становых цепных канатов, 5) 19-28 шп. Отделение, где находится основание носовой башни 203-мм орудия, продолженное коридором вдоль диаметральной плоскости; с каждой стороны этого коридора находятся: по левому борту 1 погреб учебных 37-мм патронов, 1 погреб учебных 37-мм патронов, по правому борту 1 погреб пулеметных патронов, 1 погреб для поршней пневматической подачи. Снаружи этих помещений свободные водонепроницаемые отсеки двойного дна, 6) 28-30 шп. 1 выгородка турбины, 7) 30-34 шп. 1 погреб для патронов 75-мм орудий (снаружи — свободные водонепроницаемые отсеки двойного дна), 8) Носовое котельное отделение 34-47 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 9) Среднее носовое котельное отделение 47-60 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 10) 60-64 шп. 2 погреба для патронов 152-мм и 1 погреб для патронов 75-мм орудий, минный погреб, соединительный тоннель между котельными отделениями, 11) среднее кормовое котельное отделение 64-77 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 12) 77-80 шп. 2 погреба для патронов 152-мм орудий, соединительный тоннель между котельными отделениями, 13) Кормовое котельное отделение 80-93 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 14) 2 машинных отделения 93-112 шп., поднимающиеся до броневой палубы, 15) 112-119 шп. 1 машинная кладовая и 2 провизионных погреба, окруженные свободными водонепроницаемыми отсеками двойного борта, 16) 119-127 шп. отделение, где находится основание кормовой башни 203-мм орудия, 17) 127-145 шп. трюм под румпельным отделением.
Трюмная платформа. На трюмной платформе находится, считая от носа: 1) В отделении 19-28 шп., где проходит осевая труба носовой башни, погреба 203-мм орудия, 1 бомбовый и 2 зарядных, 2) 1 погреб 28-30 шп. для патронов ружейных и револьверных и погреб для патронов 152-мм орудий, 3) 60-64 шп. Между средним носовым и средним кормовым котельными отделениями — отделение подводных минных аппаратов, 4) 77-80 шп. Между средним кормовым и кормовым котельными отделениями — 1 погреб для патронов 75-мм орудий, 5) Позади машинных отделений: 1 погреб 112-117 шп. для патронов 75-мм орудий — в середине 2 погреба 112-119 шп. для патронов 152-мм орудий — по обе стороны первого, 6) В отделении 119-127 шп., где проходит осевая труба кормовой башни, 1 бомбовый погреб 203-мм орудия, 2 зарядных погреба для 203-мм орудия, 2 малых кладовых (пакля и песок), 7) Рум-пельное отделение 127-145 шп., поднимающееся до сниженной кормовой части броневой палубы.
Верхние платформы (кубрик). На верхних платформах находятся, начиная от носа: 1) Отделение 15-28 шп. вспомогательных механизмов, 2) отделение 28-34 шп. носовых защищенных динамо-машин, заключающее в себе центральный пост и вспомогательные механизмы, 3) над средними 60-64 шп. носовыми погребами боевых запасов, одно отделение вспомогательных механизмов, 4) над средними 77-80 шп. кормовыми погребами боевых запасов, одно отделение вспомогательных механизмов, 5) Позади машинных отделений отделение 112-119 шп. кормовых защищенных динамо-машин, заключающее в себе по обоим бортам кормовые водяные трюмы с местными цистернами для пресной воды, 6) отделение 119-127 шп. вспомогательных механизмов, винный погреб и по бортам провизионные погреба. 7) водонепроницаемые клетки 127-150 шп., разделяющиеся до крайней кормовой оконечности, пространство, остающееся между сниженной в этой части броневой палубой и продолжением ее передней части, 2 погреба сухой провизии и 1 отделение для тентов и брезентов.
Жилая (броневая) палуба. В этой палубе находится, начиная с носа: 1) Отделение 0-15 шп., содержащее магазин для разных материалов, тросовое отделение и провизионный погреб, 2) отделение 15-21 шп., состоящее из продольного коридора, по обе стороны которого расположены 2 провизионных погреба, простирающихся до траверза оси носовой башни, далее к корме 21-25 шп., рефрижераторная камера для зелени и мяса с необходимыми полками, 3) отделение 25-34 шп., в котором находятся: по правому борту — рефрижераторная машина хлоро-метиловая, для обслуживания вышеописанной камеры, по левому борту погреб для сахара и чая и выгородка для мыла, по обоим бортам и в задней части отделения — носовые водяные трюмы для пресной воды, 4) вокруг передней дымовой трубы отделение, содержащее по правому борту: географическую каюту с водопроводом пресной воды, водолазную каюту, фонарную каюту, 2 артиллерийских арсенала, по левому борту: портняжную мастерскую, минную мастерскую, снабженную токарным станком с электродвигателем, минную каюту, 5) вокруг средней дымовой трубы, отделение, в котором по каждому борту расположены: запасная угольная яма для кочегарки № 3, баня со скамьями, умывальниками и душами; запасная угольная яма для кочегарки № 4, посредине, позади дымовой трубы командный умывальник с водяными цистернами и медной раковиной, 6) вокруг средней кормовой дымовой трубы отделение, содержащее: по правому борту — шкиперскую каюту; по левому борту— машинную каюту; по обоим бортам -— по одной запасной угольной яме для кочегарки № 5; по правому борту — кузницу, по левому борту машинную мастерскую с электрическим двигателем для действия станков; по обоим бортам по одной запасной угольной яме для кочегарки № 6; наконец, в середине, позади дымовой трубы, сушильню для белья с необходимыми устройствами, 7) Вокруг кормовой дымовой трубы отделение, содержащее: по обоим бортам — по одной запасной угольной яме для кочегарки № 7; по правому борту — перевязочный пункт, с соответствующей вентиляцией и освещением, с операционным столом, паровым стерилизатором и водопроводом пресной воды; по левому борту — добавочная машинная каюта и помещение для опреснителей; по обоим бортам по одной запасной угольной яме для кочегарки № 8; в середине, позади дымовой трубы, умывальник для команды, 8 и 9) два жилых помещения для команды, в кормовом помещении — рубка радиотелеграфа в диаметральной плоскости, 10) по правому борту коридор и офицерский буфет; по левому борту коридор, 2 ватер-клозета и 2 ванны для офицеров, 11) офицерские помещения: кают-компания со следующей мебелью: 3 обеденных стола, 1 пианино, 2 закусочных стола (из них один местный, на коффердаме), 2 маленьких столика, диваны и стулья, позади кают-компании — продольный центральный коридор, в который выходят офицерские каюты, а именно: по правому борту— кабинет и спальня старшего офицера и 4 офицерских каюты; по левому борту — 6 офицерских кают (две крайние задние каюты, имеют каждая по 2 койки; офицерские каюты меблированы, как сказано для кают, описанных в следующей статье), в кабинете старшего офицера — шкаф, стол и диван: в спальне — койка с рундуком, умывальник и шкаф, в самой корме находится помещение офицерской библиотеки (каюта для занятий), соответственно меблированное.
Батарейная палуба
В этой палубе помещается, начиная с носа: 1) Малярная каюта в крайней носовой оконечности, затем прачечная, в которой находятся: в середине большой бассейн луженой меди, по бортам длинные раковины луженой меди, служащие умывальниками для команды, и паровой подогреватель для воды, а также приспособления для механического мытья белья, 2) небольшое жилое помещение для команды: по левому борту: одна каюта для кондуктора с 1 койкой, умывальником, шкафом и откидным столом, один ватер-клозет для кондукторов, по правому борту: каюта одного боцмана, одна каюта для кондуктора, 3) носовой каземат для 152-мм орудий, 4) жилое помещение для команды и следующие каюты: по левому борту: ванна, заразный лазарет с меблировкой и 3 койками; 1 каюта с 2 койками, меблированная, как указано выше; кают-компания кондукторов со столом, шкафами и диваном; одна кондукторская каюта с 3 койками и меблировкой; одна кондукторская каюта с одной койкой и меблировкой, по правому борту: ванна и ватер-клозет для главного лазарета с подогревателем воды; лазарет с 10 койками, умывальником и шкафами; приемная доктора с меблировкой; аптека со шкафами, столом и умывальником; каюта для 2-х фельдшеров с мебелью; каюта для 2-х кондукторов с меблировкой, 5) центральный каземат, в котором находится четыре каземата средних 152-мм орудий и 8 орудий 75-мм (этот каземат устроен как жилое помещение для команды), 8) жилое помещение для команды, предоставленное исключительно для этой цели, 7) кормовой каземат для 152-мм орудий, 8) нижеследующие каюты: по левому борту: 3 офицерских каюты с меблировкой, 1 ватер-клозет для офицеров; 1 офицерская каюта, 1 каюта ревизора, 2 запасных каюты, по правому борту: кабинет и спальня старшего инженер-механика; 2 офицерские каюты; 1 каюта вестовых, командирский буфет со шкафами, ванна и ватер-клозет командира, спальня командира, кабинет командира; позади столовая командира, в которой находятся два кормовых орудия в 75-мм; из столовой выход на кормовой балкон. Каждая из вышеописанных офицерских кают имеет: 1 койку с рундуком, письменный стол, шкаф, умывальник, полки, стулья и вешалки в достаточном количестве, портьеру на дверь и занавес на иллюминатор; в помещениях командира будет следующая мебель в спальне: кровать, шкафы и умывальник; в кабинете: книжный шкаф, диван, стол. В столовой:
2 кожуха с грелками, буфет, 2 закусочных стола, стол обеденный раздвижной в середине и стулья в достаточном количестве, а также 2 дивана и 2 преддиванных стола. Вся мебель будет соответствующего убранства.
Верхняя палуба
1) В носу, под полубаком, будут устроены все приспособления для действия якорями. 2) Позади носовой башни по каждому борту гальюны для команды, состоящие из раковин луженой меди с дубовыми крышками (промывание будет достигнуто обильной циркуляцией морской воды от 20-тонной помпы), на внутренней стенке помещений, между двумя входными дверями, будут устроены писсуары из луженой меди и 2 умывальника для рук под боевой рубкой. 3) Первая рубка, построенная вокруг передней дымовой трубы, содержит: приемник воздуха для кочегарной № 1, с одной мусорной лебедкой; камбуз для кондукторов; 1 помещение (кладовая); помещение для двух динамо-машин; приемник воздуха для кочегарни №№ 2 и 3 с двумя мусорными лебедками. 4) Вторая рубка, построенная вокруг средней носовой дымовой трубы, содержит: камбуз для команды; приемник воздуха для кочегарни № 4 с одной мусорной лебедкой; отделение для самоваров и полок для хлеба; приемник воздуха для кочегарни № 5 с одной мусорной лебедкой. 5) Позади этой рубки расположены 2 лебедки для подъема шлюпок и для тяги швартовов. 6) Большая рубка, построенная вокруг 2 кормовых дымовых труб, содержит: камбуз для офицеров, приемник воздуха для кочегарен №№ 5 и 7 с двумя лебедками для мусора; камбуз для командира, хлебопекарню; приемник воздуха для кочегарни № 8 с одной мусорной лебедкой. 7) Позади этой рубки расположен большой светлый машинный люк, затем сходная рубка в командное помещение, далее второй светлый машинный люк и воздушный ход для вывода горячего воздуха из машинных отделений. 8) Вокруг задней мачты построена сходная офицерская рубка, а позади ее светлый люк в кают-компанию. 9) Позади кормовой башни расположены: сходная командирская рубка и светлый люк в столовую командира. 10) Коечные сетки расположены по бортам против рубок, там же устроено по 3 приемника для мусора с каждого борта с рукавами, опускающимися до толстого броневого пояса, рельсы, проведенные к рукавам от вертикальных труб, поднимающихся из кочегарен в рубки, служат для передвижения мусорных кадок.
Походная рубка командира и штурманская рубка будут снабжены всеми необходимыми устройствами: диванами, ящиками для карт, столом; они будут построены из листовой стали и обшиты лапидитом.
Меблировка и разные устройства
Все койки будут металлические, 6 фт 6 дм длиной, с матрасами и подушками. Каютные умывальники и выдвижные ящики коечных рундуков будут исключительно металлические, остальная каютная мебель будет из железа, умывальники будут снабжены всеми необходимыми принадлежностями. Меблировка кают будет дополнена согласно обычаям нашего флота и штатного положения 1908 года. Ванны будут сделаны из меди и снабжены необходимыми кранами для морской и пресной воды. В ванных каютах будут устроены души для соленой воды и паровые подогреватели для пресной воды.
Спускные трубы ватер-клозетов и гальюнов сделаны из красной меди и будут выходить за борт выше толстой поясной брони, за исключением труб офицерских ватерклозетов жилой палубы; последние будут снабжены промывательным приспособлением, чтобы обеспечить их чистоту, так же, как и в командных гальюнах.
Палубы в ваннах, ватер-клозетах и гальюнах, а также в камбузах будут покрыты марморитом. В камбузах будут сделаны полки и шкафики для кухонных принадлежностей. В каждом будет небольшой светлый люк для вентиляции.
В разных местах и погребах будут устроены шкафы, рундуки, полки, цистерны для масла, сала, смолы и т.п., какие окажутся необходимыми. Все эти устройства будут исключительно металлические. В жилых помещениях для команды будут устроены полки для посуды, для дождевого платья, для фуражек и т.п., а также металлические ящики для рабочего платья кочегаров.
Рангоут
Рангоут состоит из двух стальных мачт, опирающихся на броневую палубу и имеющих высоту 22 метра над ватерлинией. Каждая мачта имеет деревянную стеньгу, возвышающуюся на 25 метров над вершиной мачты, с небольшим реем для сигналов и рейком радиотелеграфа. Грот-мачта имеет гафель.
Мачты будут сделаны из стальных листов толщиной от 6 до 12 мм. Фок-мачта будет из металлической стали, исключая 3-х нижних листов. Внутренний диаметр мачт от степса до пяртнерса в верхней палубе 0,7 м; далее диаметр уменьшается к топу до 0,6 м. Листы будут соединены внакрой в обоих направлениях в один ряд заклепок по продольным швам и в 3 ряда по поперечным на нижней половине мачт, и в 2 ряда в оконечностях. На обеих мачтах будут сделаны небольшие наблюдательные площадки, а для входа на них железные скобы и трапы. На стеньгах (на стальных частях) устроены наблюдательные посты на высоте 100 фт над ГВЛ., причем стеньги будут опускаться на 25 фут. На каждой мачте будет поставлен громоотвод с цепью, оканчивающейся на марсе. Громоотводы будут сделаны по образцу, принятому в нашем флота.
Мачты будут укреплены каждая 6 вантами и одним штагом, а стеньги 2 бакштагами, 2 штагами и 2 фордунами.
Стоячий такелаж будет выделан из стального, оцинкованного троса и снабжен винтовыми талрепами, которые будут с выкладными гаками повсюду, где может встретиться надобность быстро отдавать такелаж по боевой тревоге. В бакштаги и стень-штаги будут введены изоляторы, как и весь стень- и брам-такелаж.
Реи и гафель будут снабжены необходимым такелажем. Топы стенег будут соединены топриком стального цинкованного троса с блоками для сигнальных фалов, который может быть стравлен с обоих концов. На топах стенег будут сделаны оковки с рожками для сигналов. Будут бельевые и коечные леера, проведенные надлежащим образом, а также основан стеньвынтреп.
Походное положение — со спущенными стеньгами, боевое — с выстреленными, причем стень-такелаж вырублен для обоих случаев.
Дельные вещи
Рулевая рама будет сделана частью из литой, частью из кованой стали. Баллер будет из одной стальной штуки и пройдет сквозь раму по всей ее высоте и будет скреплен с рамой в верхней и нижней части посредством горизонтальных и вертикальных шпонок. Рулевая рама будет обшита стальными листами и скреплена угольниками. Руль будет разобщаться от приводов винтом, действующим от батарейной палубы.
Рулевые приводы состоят из поперечины кованой стали на голове руля, насаженной на шпонках, двух тяг кованой стали, промежуточного баллера кованой стали, на котором укреплен румпель, румпеля кованной стали, приводимого в действие бронзовым ползуном с талями, образуемыми штуртросами, цепными штуртросами, барабана, паровой и электрической машин, приводящих в действие барабан. Наибольший угол перекладки румпеля будет 35°. Рулевые приводы будут иметь приспособление для управления вручную с бронзовыми штурвалами. Паровой рулевой машинкой можно будет, кроме того, управлять из боевой рубки и из центрального поста, с помощью надлежащим образом устроенной гидравлической передачи, с небольшим гидравлическим прессом, установленным в рулевом отделении под броневой палубой.
Для передачи приказаний к рулю из тех же трех пунктов будет установлен телеграф, а также аксиометр, который будет указывать углы положения руля; эти две передачи будут электрические. Промежуточный баллер будет снабжен тормозом, чтобы стопорить руль в случае повреждения главных штуртросов. Устройство сигнализации для показания положения руля будет согласно правилам нашего флота.
Якорное устройство будет состоять из: 1) одного парового брашпиля для цепных канатов в 56 мм, могущего развить усилие на канате около 32000 кг, 2) двух стопоров Легофа, 3) двух больших битенгов литой стали, 4) двух чугунных клюзов для якорных канатов; эти клюзы будут достаточной величины для пропуска через них трех канатов и иметь достаточные закругления, чтобы не портить канатов, 5) якорных машинок, пертулиней, рустовов и рымов, необходимых для действия якорями, 6) специальной якорной машинки для запасного якоря.
Битенги и полуклюзы. Кроме битенгов и клюзов, описанных в статье "Якорное устройство", на верхней палубе будет: 10 чугунных кнехтов надлежащих размеров, из коих 2 в носу и 2 в корме для буксиров, 4 бортовых клюза, 4 киповых планки, 4 стопора Були-ванта. Кроме того, где окажется необходимым, будут установлены отводные роульсы для действия со швартовами.
Мостики и телеграфы. Будет построено два мостика в носовой части и один в корме:
1. Нижний передний мостик будет расположен позади носовой башни на высоте около 2 метров над верхней палубой. Для входа на него будут служить два металлических трапа. В середине мостик будет поддерживаться броневой трубой, служащей для проводки передачи приказаний, а с боков системой пиллерсов, надлежащим образом расположенных. На мостике будут установлены — впереди боевая рубка, а позади походная командирская и штурманская рубки. Узаконенные отличительные огни будут установлены на концах нижнего мостика, на нем же будет установлено по одному пулемету Максима с каждого борта и по одному передвижному прожектору Манжена.
2. Верхний передний мостик будет поверх крыши броневой рубки и будет обнесен поручнями.
3. Задний мостик будет образован крышей сходной офицерской рубки, продолженной в обе стороны двумя небольшими крыльями, прикрепленными пиллерсами и предназначенными для установки на каждом по одному пулемету Максима. На мостике будет один прожектор (передвижной).
Все три мостика будут снабжены поручнями и тентовыми стойками по надобности. В рулевой рубке, боевой рубке и центральном посту будут установлены телеграфы Чадборна с репетицией для передачи приказаний в каждую из машин и телеграф Виоле Шабрана (машинный).
Шлюпбалки. Будет установлено: 8 больших поворотных шлюпбалок, клепанных из листовой стали (по 4 с каждого борта) для подъема двух катеров и двух барказов в 11,58 м с винтовым приводом для вращения, 4 поворотные шлюпбалки из листовой стали для двух катеров в 10,36 м, 4 легкие шлюпбалки для двух спасательных вельботов, 4 стрелы для рейдового подъема шестерок, которые попоходному убираются в барказы.
Все шлюпки будут снабжены гинями и талями для стального и пенькового троса, топриками и бакштагами. Лопаря шлюпочных талей будут проведены таким образом, чтобы иметь возможность брать их на лебедки, установленные на палубе. Под шлюпками на корпусе будут поставлены рымы для закладывания талей.
Повсюду, где будет признано необходимым, будут поставлены шпигаты красной меди и стальные для стока воды с верхней и других палуб. Шпигаты на верхней палубе будут снабжены решетками, а на батарейной решетками и глухими крышками.
На обоих бортах против фок-мачты будет поставлено по одному выстрелу, снабженному топенантом, брасами, леером, шкентелями и шторм-трапами.
Во внутренних помещениях всюду, где будет признано необходимым, будут сделаны пирамиды для ружей, сабель, револьверов и проч., по обычаям нашего флота.
На верхней палубе будут устроены сетки для укладки в два ряда коек на 550 человек команды. Места для них будут построены из листовой стали и отделаны внутри съемными решетками из деревянных рейков для предохранения коек от прикосновения со сталью. Чемоданные сундуки будут устроены в достаточном количестве, чтобы каждый человек помещал свои вещи в отдельную клетку. Рундуки будут построены из листов оцинкованной стали. Столы и скамьи для команды будут сделаны в достаточном количестве.
На носу и на корме будут сделаны надлежащие украшения, а на корме с каждой стороны название корабля из цинковых букв.
Крейсер будет иметь: 2 якоря с поворотными лапами, системы Холла, по 5000 кг каждый, 1 запасной якорь той же системы в 5000 кг, 1 стоп-анкер обыкновенного типа в 1720 кг, считая со штоком, 2 становых каната, 1 запасной канат в 56 мм в 100 сажень (каждый канат будет иметь по 2 вертлюга на концах, 8 смычек швартовых цепей в 30 мм диаметром, по 30 метров длиной каждая. Становые якоря будут поставлены вертикально по борту, так же как и запасной якорь, расположенный позади правого станового. Два последних якоря (в 1720 и 1600 килограмм) будут помещены вертикально на наружных срезах позади центрального каземата. Кроме того, для становых якорей будут даны следующие предметы: 2 походных крепления, состоящих каждое из обоймы кованого железа, обнимающей веретено якоря, и двух талрепов, 2 концевых канатных скобы, 8 шпилек этих скоб.
На корабле будут следующие катера и шлюпки: 1 моторный катер, медный длиной в 10,97 метров, 1 паровой катер цинкованной стали длиной в 10,97 метров, 1 барказ деревянный длиной в 11,58 метров, 1 барказ цинкованной стали со съемным мотором длиной в 11,58 метров. 2 катера 12-весельных деревянных длиной в 10,36 метров, 2 деревянных вельбота длиной в 8,53 метра, 2 деревянных 6-ти весельных яла длиной 6,1 метров, 2 складных парусиновых шлюпки длиной в 22 фута. Все эти шлюпки будут построены, вооружены и снабжены парусностью.
На крейсере будет: 5 компасов, доставляемых Морским министерством, но устанавливаемых Адмиралтейским судостроительным заводом, а именно: 1 в боевой рубке (носовой боевой компас), 1 на дальномерной рубке (путевой компас). 1 на крыше боевой рубки (главный носовой компас), 1 в рулевом отделении (кормовой боевой компас),
1 на площадке впереди заднего мостика (главный кормовой компас), 2 таксиметра, 2 барометра анероида, 1 самопишущий барометр, 1 лаг Гарланда. 1 лаг обыкновенный, 1 лот Томсона, 8 свинцовых лотов с лотлинями, 1 колокол в 60 кг, 1 колокол в 24 кг, 2 латунных флюгарки.
Флаги: 2 гюйса, 1 кормовой флаг большой, 2 кормовых флага средних, 3 вымпела, 1 комплект международных флагов и свод международных сигналов, 1 лоцманский флаг, 1 карантинный флаг, 12 иностранных флагов по выбору наблюдающих.
Все судно будет освещено электричеством, как то следует по спецификации минной части. Сверх того, будут даны масляные фонари.
Вспомогательные механизмы
Для судовых надобностей будут установлены следующие вспомогательные механизмы.
1. Паровые механизмы: 1 рулевая машинка с румпельном отделении, 1 малая машинка в рулевом отделении для гидравлической передачи управления рулем, 1 брашпиль для якорей, 1 кормовой шпиль для швартовления, 2 лебедки мощностью по 6000 кг для спуска и подъема шлюпок и для тяги перлиней, 3 помпы для водоотливной системы по 75 т, 2 пожарных помпы по 50 т, 1 помпа для пресной воды в 20 т, 1 помпа в 20 т для промывки гальюнов, 4 трюмных помпы по 20 тонн, 1 помпа в 5 т для осушения цистерны грязной воды от левого борта машинного отделения, 1 помпа в 20 т для выкачивания запасной воды для главных механизмов из отсеков двойного дна, 2 двойных помпы для пресной воды по 3 т каждая, 8 лебедок для мусора по 150 кг, которые доставляет Франко-Русский завод, 1 рефрижераторная машина, 1 помпа в 5 т для циркуляции воды в конденсаторе парового отопления, 1 конденсатор парового отопления в трюме позади кормовой башни, 2 вспомогательных холодильника, 6 паро-динамо-машин, описанных в спецификации по минной части.
Все перечисленные вспомогательные механизмы будут получать пар котельного давления. Паро-динамо-машины должны развивать их наибольшую мощность при давлении 12 кг и при выпуске отработанного пара в холодильник. Остальные механизмы будут построены так, чтобы они могли производить их нормальную работу при 10 килограммах давления.
2. Электрические и гидравлические механизмы:
I1 гидравлических турбинных помп по 350 тонн, 5 центробежных помп двойного действия для циркуляции воды и рассола в аэрорефрижераторных приборах погребов боевых запасов, электрические вентиляторы, необходимые для судовой вентиляции, 5 компрессоров для системы аэрорефрижирации, 15 компрессоров для пневматической подачи, 16 лебедок для подачи боевых припасов, электрических вентиляторов для аэрорефрежирации погребов боевых запасов, мощностью 1000 куб. метров — 18 шт, мощностью 500 куб. метров — 21 шт., тоже для провизионных камер: мощностью 3000 куб. метров — 1 шт, 2 переносные турбины по 200 тонн.
По минной части крейсера "Баян"
1. Мины "Уайтхеда". Два подводных траверзных аппарата системы С.-Петербургского Металлического завода, для мин диаметром 45 см, установлены на платформе между 60-64 шп.; правый на 680 мм в корму от 60 шп., левый на 1020 мм в нос от 64 шп., на 2330 мм ниже ГВЛ. Два малых воздухонагнетательных насоса Уайтхеда на 150 атм. давления установлены в помещении подводных аппаратов от правого борта у 59-60 шп. Каждый насос может качать воздух в оба аппарата и во все мины. Паропровод взят от магистралей вспомогательных механизмов.
Шесть мин Уайтхеда диаметром 45 см хранятся на постоянных стеллажах в помещении подводных минных аппаратов: три вдоль переборки у 60 шп. с левого борта; три вдоль переборки у 64 шп. с правого борта. Для подачи мин к аппаратам проведены подвесные рельсы и имеются четыре тележки с подъемными талями и бугелями. Для подготовления мин к выстрелу и вкладывания их в аппараты имеются два съемных желоба.
Для хранения учебных зарядных отделений устроены стеллажи: для 2 у 60 шп. с левого борта и для 4 у 64 шп. с правого борта. Для хранения 6 боевых зарядных отделений, подрывных патронов и запасного пироксилина имеется особый минный погреб, в трюме под помещением подводных минных аппаратов с правого борта. В погребе устроены стеллажи для 6 зарядных отделений, железный шкаф для подрывных патронов и запасного пироксилина и деревянный шкафик для контрольных шашек.
Затопление погреба общее с соседним погребом 6-дм снарядов.
Для подачи мин с воды прорезаны два минных порта на батарейной палубе у 66-67 шп., с правого и левого бортов. Выше минных портов на верхней палубе, у коечных сеток у 69 шп. установлены 2 поворотных минбалки с лебедками и с приспособлением для подъема, установленными в коечных сетках. От минных портов проложены рельсы к люку (на 62-62 шп.) в помещении минных аппаратов.
Минные прицелы установлены: два в боевой рубке на особых кронштейнах и два у визирных портов в дверцах минных портов. Для минной кладовой отведено помещение на броневой палубе с левого борта, между 42-47 шп. В нем устроены шкафы и выдвижные ящики общим объемом около 500 куб. фут. Минная мастерская расположена на броневой палубе с левого борта между 38-42 шп. В мастерской установлены токарный станок с электродвигателем и верстак с 2 тисками. Для хранения капсюлей с гремучей ртутью изготовлен металлический шкаф с двойными стенками, обделанный деревом и обшитый внутри войлоком. Шкаф будет установлен по указанию судового начальства.
Электротехника
Динамо-машины: 2 пародинамо по 320 амп. и 105 вольт, установлены на верхней палубе между шп. 41-46, 2 пародинамо по 650 амп. и 105 вольт, установлены в кубрике под броневой палубой, между 28-34 шп., 2 паро-динамо по 650 амп. и 105 вольт, установлены в кубрике, под броневой палубой, между 112-110 шп.
Для каждых пар динамо-машин установлено по одной станции, соединенной с магистралями обоих бортов. На станциях будут установлены контрольные приборы, приборы для параллельного соединения и пуска машин в ход и, кроме того, на станциях нижних динамо предохранители и переключатели для электродвигателей и освещения того отсека, где находятся эти динамо. Паропровод для паровых двигателей взят от магистрального трубопровода ко всем вспомогательным механизмам.
Боевое и палубное освещение. На каждом крейсере будет установлено по три прожектора легкого типа с металлическим зеркалом диаметром 75 см системы "Lautter-Harle", на носовом мостике 2 прожектора с ручным управлением, перекатывающиеся по рельсам. Для дневного хранения прожектора будут опускаться, при помощи стрелы, на броневую палубу у 25 шп. к левому борту.
На кормовом мостике будет установлен 1 прожектор с ручным управлением. Прожектор будет также перекатываться с одного борта на другой по рельсам и опускаться для дневного хранения в сходную шахту, в помещение кормовых динамо-машин у 112 шп. на уровень батарейной палубы под защиту бортовой брони кормового каземата. В местах хранения для всех прожекторов будет устроено походное крепление, по местным условиям.
Для палубного освещения будут установлены около 800 ламп накаливания, 4 дуговых фонаря на верхнюю палубу и 12 дуговых фонарей в машинные и котельные отделения, а также все требующиеся сигнальные и условные огни. Каждый отдельный водонепроницаемый отсек корабля (кроме незначительных помещений) освещается независимой группой ламп, присоединяемой при помощи переключателей к любой бортовой магистрали.
Судовые электродвигатели
а) Рулевое устройство системы инженера Н.А. Федорицкого состоит из преобразователя (мотора генератора) мощностью 52 л.с., установленного в помещении кормовых динамо-машин у 117-118 шп. и рулевого мотора мощностью 37 л.с., помещенного в рулевом отделении и связанного посредством червячной передачи с валом барабана, на который наматывается штуртрос. Станция для пуска в ход преобразователя установлена в помещении кормовых динамо-машин у 119 переборки в нише. Для управления рулевым мотором установлены 4 штурвальных тумбы: 1) на боевой рубке, 2) в боевой рубке, 3) в центральном посту и 4) в рулевом отделении. Для переключения управления рулем на любой из штурвалов вблизи станции рулевого преобразователя установлен особый переключатель. Для перекладывания золотника паровой рулевой машины, установлен особый электродвигатель системы Н. Гейслера и К°, соединенный с системой рулевых указателей. Штурвалы для управления золотником установлены: 1) на боевой рубке, 2) в боевой рубке и 3) в центральном посту.
б) Двигатели в мастерских: в машинной мастерской установлен один двигатель мощностью 6 л.с., в механической прачечной, один двигатель в минной мастерской, один двигатель с вентилятором в кузнице, по заказу общества Франко-русских заводов.
Каюта радиотелеграфа. Каюта радиотелеграфа расположена на броневой палубе, в диаметральной плоскости между шп. 103-106, длина каюты 2700 мм, ширина 2500 мм. Пол каюты будет покрыт деревянными щитами, стены и потолок обмазкой из лапидита толщиной 3-дм. В каюте будут установлены: стол с деревянной доской для приборов и шкаф, а также устроены крепления для приборов. Для вывода излучающего провода установлен кожух из деревянных рейков, подымающийся на 8 фут выше верхней палубы. Для подвешивания излучающего провода на стеньгах обеих мачт укреплены деревянные рейки.
Артиллерия
В боевое вооружение крейсера входит:
1) Два 8-дм орудия в 45 калибров длиной.
2) Восемь 6-дм орудий в 45 калибров длиной.
3) Двадцать два 76-мм орудия в 50 калибров длиной.
4) Восемь 3-х линейных пулеметов Максима, из которых 4 — судовых, 2 — десантных и 2 — шлюпочных.
Два 8-дм орудия установлены в двух бронированных башнях, расположенных на верхней палубе в диаметральной плоскости судна, одна в носу, а другая в корме. Горизонтальный угол обстрела каждой должен быть 270°, считая по 135° на борт, причем носовая башня имеет обстрел на нос, а кормовая на корму. Вертикальный угол обстрела орудия должен быть в пределах от — 5° до 22°.
Поданные трубы башен между броневой, батарейной и верхней палубами защищены неподвижной вертикальной броней.
Башенные установки изготовляет С.-Петербургский Металлический завод, который обязан представить описание их, со всеми необходимыми чертежами, в Морской технический комитет.
Погреба 8-дм башенных орудий расположены непосредственно под башнями на платформе около подбашенных отделений, служащих постом нагрузки башенного элеватора, и должны вмещать запасы для носовой башни на 120, а для кормовой на 100 выстрелов. Погреб каждой башни разделен двумя продольными переборками на три помещения, из которых средние служат бомбовыми погребами, а бортовые — зарядными. Каждый из этих трех погребов имеет дверь в подбашенное отделение, предназначенное как для входа в погреб, так и для подачи боевых запасов к элеватору в подбашенное отделение.
Полузарядные футляры хранятся в погребах горизонтально, в металлических сотовых стеллажах, причем каждый футляр лежит в своем гнезде. Кроме того, для не поместившихся в сотовых стеллажах футляров устроены стеллажи для хранения их в вертикальном положении. Укладка снарядов принята по типу укладки, установленной на крейсере "Адмирал Макаров".
Снаряды размещены в особых металлических беседках, по пять снарядов в каждой, расположенных горизонтально, один над другим, каждый снаряд в отдельном гнезде беседки. Беседки попарно соединены между собой цепью Галля, перекинутой через цепное колесо подъемного блока, укрепленного в подволоке погреба и снабженного тормозным механизмом, и двигаются вертикально по направляющим, причем, если одна беседка поднимается, то другая, связанная с ней, опускается.
Беседки расположены по обеим сторонам погреба, в проходе же между ними, на некоторой высоте от палубы, установлен горизонтальный рельс, который может выдвигаться через дверь погреба в подбашенное отделение. Тележка подает снаряд по выдвижному рельсу в подбашенное отделение, где снаряды с тележки перекатываются на круговой желоб, откуда затем они принимаются башенным элеватором. Все беседки в бомбовых погребах рассчитаны на помещение удлиненных фугасных снарядов.
Бомбовые и зарядные погреба освещаются электрическими лампочками накаливания, последнего, утвержденного Морским техническим комитетом образца, как стенными, так и потолочными, установленными со стороны погреба, но с проводкой проводников вне их. Кроме того, на случай- отсутствия электрического освещения установлены вне погребов свечевые фонари, освещающие погреб через водонепроницаемые иллюминаторы.
В погреба проведен водопровод опресненной воды для питья погребной прислуги.
6-дм орудия, в числе восьми, помещены по четыре с борта, каждое в отдельном каземате, расположенном на батарейной палубе. Горизонтальный угол обстрела орудия должен быть 90° + 30° = 120°, причем 2 орудия носовых казематов и 2 орудия средних носовых казематов имеют обстрел на нос, а 2 орудия средних кормовых казематов и 2 орудия кормовых казематов имеют обстрел на корму. Вертикальный угол обстрела должен быть в пределах от - 6° до 20°. Орудия установлены на центральных станках системы С.-Петербургского Металлического завода с ба-шенноподобными щитами толщиной 3,5 дм.
Вырезов в броне казематов для прицельной линии орудий нет, так как станки снабжены двойными прицелами. Орудийные порты закрываются снаружи водонепроницаемыми ставнями на петлях. Ставни эти сделаны из листовой и угловой стали.
Патронные погреба 6-дм орудий, расположенные в трюме или на платформе, непосредственно под каждым орудием, должны вмещать боевой запас не менее, чем на 150 выстрелов с каждого орудия.
Снаряды хранятся горизонтальными рядами, разделенными друг от друга двумя концами пенькового троса окружностью 80 мм. Нижний ряд снарядов лежит на деревянных брусках, укрепленных на горизонтальном фундаменте из листовой и угловой стали. Бруски эти снабжены выкружками, в которых и помещаются снаряды. Все стеллажи для снарядов рассчитаны на помещение удлиненных фугасных (19,3 дм) снарядов. Укладка 6-дм гильз принята в так называемых, сотовых стеллажах, в которых каждая гильза помещается на отдельном желобе из листовой стали, укрепленном в клетке из полосовой стали. Спереди у каждого гнезда укреплена своя задерживающая скоба, не позволяющая гильзе при качке перемещаться по желобу.
В тех погребах, где требуемое количество гильз в постоянных стеллажах не помещается, устроены, по местным условиям, металлические разборные стеллажи, а также приспособления для хранения гильз в вертикальном положении. Погреба 6-дм орудий освещаются аналогично 8-дм погребам. В каждый погреб проведен водопровод опресненной воды, для питья погребной прислуги.
22 75-мм пушки установлены на следующих местах: а) На батарейной палубе: 8 пушек установлены в центральном каземате, по 4 от борта, с горизонтальным углом обстрела 100° (по 50° в нос и в корму от траверза) каждая и 2 пушки установлены в столовой командира, стреляющие в корму с горизонтальным углом обстрела каждая в 100°.
б) На верхней палубе: 4 пушки установлены над четырьмя носовыми 6-дм орудиями с горизонтальным углом обстрела 90°+30° = 120° каждая, причем пушки эти имеют обстрел на нос; 4 пушки установлены над четырьмя кормовыми 6-дм орудиями с горизонтальным углом обстрела 90° + 30° = 120° каждая, причем пушки эти имеют обстрел на корму и 4 пушки установлены над 75-мм орудиями центрального каземата (по две на борт) с горизонтальным углом обстрела 100° (по 50° в нос и корму от траверза) каждая.
75-мм пушки установлены на станках системы С.-Петербурского Металлического завода, причем для пушек батарейной палубы отпущены бортовые установки без щитов, а для пушек, расположенных на верхней палубе, — центральные установки и со щитами. Вертикальные углы обстрела 75-мм пушек должны быть в пределах от - 15° до 20°. Порты 75-мм пушек, расположенных на батарейной палубе, закрываются при походе, снаружи водонепроницаемыми ставнями из листовой стали на петлях. 75-мм пушки центрального каземата, при креплении по-походному, придвигаются ближе к борту, пользуясь вырезами в борту для прицельных линий.
75-мм патронные погреба, числом четыре, расположены в четырех разных отсеках. Погреба должны вмещать не менее, чем по 250 патронов на пушку. Патроны хранятся в беседках, содержащих 3 патрона каждая. Беседки эти в погребах подвешиваются к тележкам, двигающимся по рельсам, укрепленным под бимсами. Тележки снабжены стопорами. Беседки на погребах располагаются по высоте в два яруса, соединяясь друг с другом пружинным захватом. На каждую отдельную группу беседок имеется спереди закладной угольник, который по мере израсходования беседок может передвигаться. С боков же и сзади установлены постоянные задерживавшие угольники, благодаря чему, беседки плотно прилегают одна к другой и не могут раскачиваться при качке.
3-х линейных пулемета Максима с судовыми установками на крейсере — 4, из них 2 установлены на носовом мостике, и 2 на кормовом. Подача ящиков с патронами из погреба к пулеметам производится вручную по сходным трапам. 2 десантных пулемета с лафетами на колесах устанавливаются на верхней палубе. К ним будут сделаны необходимые приспособления для крепления по-походному. 2 шлюпочных пулемета устанавливаются — один на паровом, а другой на моторном катерах, длиной в 36 фут.
Для хранения ружей и револьверов установлены в офицерских помещениях в необходимом количестве ружейные (на 160 ружей) и револьверные (на 20 револьверов) пирамиды. Кроме того, для ружей караула устроены местные пирамиды на верхней палубе.