В 1855 г. в Нагасаки основали первую морскую школу, куда зачислили 38 самураев. К тому времени в княжестве Садзума (Satsuma, Сацума) построили парусник "Шохи-мару" ("Shohei-maru"), на котором и стали учиться курсанты.
В 1857 г. правительство открыло в Токио второе морское учебное заведение. В феврале 1859 г. школу в Нагасаки закрыли. Просуществовав недолго, она сумела выполнить свою задачу и подготовить хороших моряков.
В 1873 г. в Токио по английской образовательной и воспитательной системе основали морское училище. В практические плавания воспитанники ходили на учебных корветах. С 1880 по 1890 гг. японское правительство продолжало активно пользоваться услугами разных британских морских офицеров, состоявших па службе в должностях советников. Одним из них был капитан 1 ранга Джон Инглез.
Его пригласил военно-морской министр Цугумичи Сайго, сменивший С. Кавамуру в декабре 1885 г. и посетивший Англию в сентябре 1886 г. Д. Инглез, прибывший в Японию в 1887 г. в качестве советника военно-морского министерства и помощника по развитию системы высшего технического образования, критиковал проект крейсеров типа "Мацусима". Он считал, что развитие судостроения и артиллерии происходило в тот период настолько быстро, что нельзя было выбирать класс корабля или создавать новый, не будучи твёрдо уверенным в его применяемости в ближайшем будущем.
В свою очередь, Д. Ипглез рекомендовал японцам строить крейсера типа "Нанива" ("Naniwa", 1884 г.) более сбалансированными как по наступательным, так и по защитным качествам. По его мнению, императорский флот следовало пополнить по меньшей мере десятью кораблями этого класса. Строительная цена "Нанива" и "Такачихо" ("Takachiho", 1884 г.) составляла 2 062 819,885 и 1 939 111,413 иен соответственно. Поэтому выделенных 16 967 003,674 иен для специальных расходов с лихвой хватило бы ещё на 8 крейсеров этого типа. Это без учёта того, что постройка сравнительно большой серии кораблей обошлась бы японской казне значительно дешевле.
В аргументах Д. Инглеза можно усмотреть не только стремление обойти иностранных конкурентов и обеспечить заказами в первую очередь собственные верфи, но и здоровый британский консерватизм, основанный на многолетнем опыте. Позднее, при Цусиме, британская "консервативная" школа постройки броненосцев покажет свои достоинства по сравнению с французской, "экстравагантной" и трудоёмкой в исполнении.
Разумные предложения Д. Инглеза не позволяли решить всего одну проблему: уничтожить или хотя бы вывести из строя китайские (или любые другие) броненосцы, закованные в 356-мм броню. Поэтому японское морское министерство не отказалось от соблазна построить три корабля типа "Мацусима" по цене двух небольших с мощными 320-мм орудиями, превосходившими по калибру многие броненосцы того и более позднего времени. Позднее бой при Ялу покажет полную неспособность японских крейсеров любого класса вывести из строя китайские броненосцы.
Бурное развитие японского парового флота потребовало внимания не только для строевых офицеров, но и для качественной подготовки инженер-механиков, а также нижних чинов. В Йокосуке открылось механическое училище, артиллерийские, минные классы и школы по специальности для унтер-офицеров и матросов. Но до 1898 г. корабельными инженерами императорского флота в основном числились выпускники кораблестроительного факультета Токийского университета.
В 1892 г. токийское морское училище перевели па о. Этаджима неподалёку от Куре, а в его здании обосновалась военно-морская академия. Страна готовилась завоевывать господство на ближайших морях, но думала и об океанских просторах.