СЛУЖБА КРЕЙСЕРА "ИЦУКУСИМА"

25 июля 1894 г. началась японо-китайская война, 1 августа Япония официально объявила войну Китаю, а 17 сентября "Ицукусима" участвовал в сражении возле устья р. Ялу. Крейсер под командованием капитана 1 ранга Иоко входил в состав главного отряда адмирала Ито. В начале боя он шёл в строю кильватера третьим после "Мацусимы" и "Чиоды". Когда флагманский корабль покинул ордер для устранения повреждений, командующий перешёл на "Хасидате", за которым продолжали идти "Чиода", "Ицукусима" и ветеран "Фусо". В конце боя за ними пристроились крейсера Тзубоя.

Лишённый поясной защиты, "Ицукусима" сильно пострадал в сражении, и адмирал на него не перешёл. До выхода флагмана из строя он сражался со всеми противниками, попадавшими под огонь пушек главного отряда. Когда "Хасидате" стал головным, "Ицукусима" сохранил своё третье место в ордере. Вместе с подошедшими па помощь крейсерами Тзубоя он вёл огонь по двум окружённым китайским броненосцам. Отряд Тзубоя, выручив попутно канлодку "Акаги", догнал и атаковал "Тииг Иен" и "Чей Иен" с левого фланга, в то время как Ито, оставшись с четырьмя кораблями, продолжал вести огонь по ним с правого борта. Китайские броненосцы, оставшись неуязвимыми для средней скорострельной артиллерии, прорвали кольцо и беспрепятственно ушли, уведя с собой уцелевшие корабли эскадры. 320-мм орудия Кане, на которые возлагались большие надежды, не смогли им помешать.

Согласно рапорту командира "Ицукусимы", главное орудие крейсера смогло выстрелить всего пять раз: четыре по флагману "Тинг Иен" и один по "Чем Иен", попав в надстройку позади второй дымовой трубы. Согласно донесению лейтенантов русского флота Епаичииа и Шульца 2-го, японцы добились попадания в "Чен Иен", в результате которого его надстройка оказалась пробитой насквозь с двух сторон. Снаряд не успел взорваться либо оказался неснаряжённым. По современным данным, ни один из 13 выпущенных 320-мм снарядов не поразил ни одного из кораблей противника. [35]

Рапорт командира в части стрельбы главным калибром больше напоминает перечень отказов при испытаниях опытного образца новой техники, но не серийной продукции. Первый выстрел - нарушение в работе механизма компенсации отдачи. Второй принёс два сбоя. Третий - без замечаний. Четвёртый - нестабильная работа механизма компенсации отдачи (либо запирающего устройства). Пятый - нарушение в работе пружинного (накатного) устройства. Шестой выстрел не состоялся. [35]

В этом бою среди прочих попаданий (восьми [35]) "Ицукусима" получил три достаточно серьёзных: в носовое помещение торпедных аппаратов, в машинное отделение и в мачту, оснащённую тяжёлыми боевыми марсами. [9] Потери крейсера составили: 13 матросов убитыми, 1 офицер и 17 матросов ранеными. После боя экипаж устранил повреждения собственными силами, и корабль продолжил крейсерство в составе отряда, блокируя неприятельский берег. [5, 9. 35]

В дальнейшем "Ицукусима" принимал участие в конвоировании транспортов, обстрелах укреплений Порт-Артура и Вей Ха Вея. 30 января крейсер вёл огонь по фортам возле западного прохода в Вей Ха Bee, 8 февраля препятствовал прорыву из базы китайских миноносцев, а 9 февраля получил попадание неразорвавшимся снарядом в район ватерлинии. Других данных о его потерях и повреждениях за это время не имеется. [5, 35]

После ратификации Симоносекского мирного договора, когда эскадры Франции, Германии и России стояли в Чифу, готовые к боевым действиям, а британский флот не выступил в поддержку своих союзников, японские корабли, избежав новой войны, получили возможность заняться ремонтом.

В сентябре 1895 г. на "Ицукусиме", чтобы предотвратить утечку воды, установили котельные трубки увеличенного диаметра (на 3 мм каждая) и по прежнему опыту применили прокладочные манжеты. Работы продолжались до февраля 1896 г. Возможно, в этот же период корабль лишился громоздких и бесполезных боевых марсов. Однако первые выходы в море, последующая служба и участие в манёврах показали неэффективность принятых с котлами мер. Уже 27 мая 1897 г. командование флота приняло решение об использовании котлов крейсера при давлении не выше 7 кг/см2. [35]

К 1897-98 гг. на "Ицукусиме" модернизировали мачту: демонтировали громоздкие боевые марсы с артиллерией (лишь в 1903 г. [36]), оставив один меньшего диаметра со смотровой площадкой, а два тяжёлых стальных 25-мм контрфорса заменили четырьмя грот-вантами. Тогда же или несколько позднее на корабле усовершенствовали ходовой мостик. [35]

21 марта 1898 г. "Ицукусиму" и его собратьев перевели в разряд крейсеров 2 класса. Они освобождали место в классификационной таблице для новых броненосных крейсеров, первый из которых, "Асама", сошёл на воду в Эльсвике всего через день после этого события. К началу нового века протечки котлов на "Ицукусиме" снова участились. 10 февраля 1900 г. командование приняло решение заменить их полностью. Механик корабля докладывал, что в течение одного года ещё возможно продолжить эксплуатацию котлов при среднем давлении 8,29 кг/см2 и максимальной скорости при этом не более 12,5 узлов. [35]

Весной 1900 г. бронепалубный крейсер 2 ранга "Ицукусима" (155 чел., 44% экипажа), ставший к тому времени учебным судном, принял участие в больших манёврах японского флота. В этот период он находился в ремонте и резерве в Куре. "Ицукусиму" зачислили в состав блокирующей эскадры. Корабль действовал на первом этапе манёвров.

В 1900 г. "Ицукусима" участвовал в международной интервенции в Китай во время Ихэтуаньского восстания. В августе 1900 г. Пекин оказался оккупирован. Японские транспорты с войсками, конвоируемые боевыми кораблями, шли из Нагасаки в Циндао.

Опыт показывал, что корабли с огнетрубными котлами постройки многих стран и заводов страдали от протечек. Кроме крейсеров типа "Мацусима", в разное время подобные недостатки отмечались как на броненосцах "Фусо", "Фудзи", "Яшима", броненосном крейсере "Токива", бронепалубных крейсерах "Такасаго", "Идзуми", "Иошино", построенных в Британии, так и на бронепалубных крейсерах "Акицусима", "Сума", авизо (посыльном судне-разведчике) "Мияко", построенных в Японии.

Главными причинами выхода котлов из строя являлись: образование накипи, местные перегревания дымогарных трубок в сочетании с усадками котельных пластин (в местах заделок), низкая квалификация кочегаров, поддерживавших в топках неравномерное горение или оставлявших их без должного присмотра. [35] Заметим, что американцы, имевшие на кораблях высококвалифицированных кочегаров, которым хорошо доплачивали как за экономию угля, так и за содержание машин, также решились на броненосцах типа "Индиана" заменить огнетрубные котлы водотрубными Бабкок-Вилькокса, позволявшими повысить давление пара.

Когда в феврале 1901 г. на "Мацусиме" началась замена котлов, "Ицукусима" и "Хасидате" образовали 4-й учебный отряд. [35] В 1901 г. (после "Мацусимы") огнетрубные котлы "Ицукусимы" заменили водотрубными Бельвиля общим весом 149,6 т. Они имели экономизаторы и разместились группами по четыре в носовом и кормовом котельных отделениях, заняв место прежних шести. Давление вырабатывавшегося ими пара равнялось 17 кг/см2, площадь полной нагревательной поверхности составляла 1241,2 м2, из которых 409,2 м: приходилось на долю экономизаторов. Площадь колосниковых решёток при этом увеличилась с 36 до 40,75 м2. Полный вес воды в новых котлах по норме равнялся 11,81 т.[35]

После того, как на всех трёх кораблях серии заменили котлы, "Ицукусима" в составе 4-го учебного отряда совершил 6-месячный поход.

В 1902 г. крейсер прошёл капитальный ремонт, и к началу русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга Кацуро Нарита вошёл в состав 5-го боевого отряда третьей эскадры соединённого флота. Его главная и средняя артиллерия осталась прежней, а малокалиберная состояла из двух 75- и восемнадцати 47-мм орудий. [5, 1904 г.]

От начала боевых действий и до Цусимского сражения "Ицукусима" числился флагманским кораблём командующего эскадрой вице-адмирала Сичиро Катаока. Перед его соединением из 5, 6, 7 боевых отрядов, 10, 11, 16 отрядов миноносцев и двух судов специального назначения стояла задача несения дозорной службы в Корейском проливе и противодействия Владивостокскому отряду русских крейсеров. Одновременно с выходом 1 и 2 эскадр из Сасебо для атаки кораблей противника у Порт-Артура и Чемульпо, Катаока с 5 и 6 отрядами (без "Чиоды") вышел из Куре и 6 февраля пришёл в Такесики, откуда 5-й отряд направился в район патрулирования. В утреннем бою 9 февраля 1904 г. 3-я эскадра участия не принимала. После того как первые операции японского флота возле Порт-Артура показали, что война может оказаться затяжной, "Ицукусима" с собратьями всё активнее привлекался к дозорной и конвойной службе у берегов Квантунского полуострова.

14 марта корабли 3-й эскадры несли дозор в Корейском проливе и приняли телеграмму Того о возможном прорыве русских кораблей во Владивосток.28 марта Катаоке приказали усилить бдительность. 5 апреля он получил указание передать обязанности охраны Корейского пролива вице-адмиралу Камимура и со всей своей эскадрой идти в северо-западную Корею.

28 апреля Того приказал Катаоке конвоировать 1-й эшелон транспортов 2-й армии и позаботиться о защите пункта высадки.

К 1 мая главные силы японского флота стали базироваться на островах Эллиот, а корабли 5 боевого отряда вместе с 6, 7 боевыми отрядами и миноносцами вышли с места якорной стоянки в северо-западной Корее и начали конвоирование первой группы транспортов 2-й армии по направлению к о. Чода (возле устья р. Тайдон). 2 мая броненосец "Яшима" оповестил командующего 3 эскадрой об усилении ветра.

5 мая 1904 г. "Ицукусима" на правах флагмана прикрывал высадку частей 2-й армии в районе бухты Энтоа возле Бицзыво, которая закончилась 13 мая. Его плавсредства (как и шлюпки других кораблей боевого отряда) перевозили солдат на берег. Вскоре Того посчитал, что указанное место находится далеко от главного объекта действий армии (залива Талиенвап), а его оборона затруднительна и решил переместить пункт высадки в бухту. Катаока получил приказ заняться промером глубин этой бухты и очисткой её от мин.

28 мая эскадре Катаоки было приказано обеспечить траление залива Талиенван, которое продолжалось с 1 по 14 июня. 3-ю армию планировалось высаживать здесь.

6 июня корабли 5-го боевого отряда получили приказ об очередном усилении бдительности и инструкции на случай внезапного выхода противника из Порт-Артура.

19 июня С. Катаока начал исполнять указание о формировании морского отряда тяжёлой артиллерии, который следовало высадить в Дальнем и направить в распоряжение командующего 3-й армией генерала Ноги.

К 23 июня "Ицукусима" с "Хасидате" находились на рейде о-вов Эллиот. В 9 ч 45 мин утра они снялись с якоря и направились к Энкаунтер Рок. "Ицукусима" участвовал в бою с русской эскадрой 23 июня, двигаясь после 17 ч между русской эскадрой и квантун-ским берегом, в то время как главные силы противников сходились на пересекающихся курсах. С заходом солнца 1, 3, 5 и 6 боевые отряды заняли назначенные сторожевые пункты, а 24 июня в 7 ч утра встретились у о. Роунд. [24, 30]

Взаимодействие кораблей с частями 3-й армии расширялось. На рассвете 26 июня сухопутные силы предполагали занять господствующие высоты возле мыса Пинг-Ту-Тау. Крейсера "Ицукусима" и "Асама" в 1 ч ночи снялись с якоря на рейде о-вов Эллиот и пошли к Талиенвану. Заняв позиции, они начали обстрел побережья, помогая атаке сухопутных частей. Днём 26 июня "Ицукусима" с собратьями имел боевое столкновение с русскими кораблями возле бухты Лувантап. По нему и "Хасидате" вёл огонь 203- и 152-мм калибром крейсер "Баян", стоявший па якоре в бухте Тахэ.

9 июля корабли 5 боевого отряда "Ицукусима" и "Хасидате" под командованием контр-адмирала Ямада Хихоачи (назначен 6 июня младшим флагманом) с дистанции 5-8,3 тыс м поддерживали огнём свои миноносцы, отходившие от противника к о. Кэп. [24] Части 3-й японской армии планировали 26 июля начать наступление по линии от Волчьих до Зелёных гор. С учётом этой операции, 23 июля каждый боевой отряд Соединённого флота получил подробные инструкции о поддержке армии и на случай выхода неприятельского флота. июля флагман эскадры и корабли его отряда вместе с миноносцами участвовали в бою возле бухты Лувантан с крейсерами "Баян" (брейд-вымпел контр-адмирала Н. К. Рейценштейпа), "Аскольд", "Паллада", "Всадник" (минный крейсер), канонерками и миноносцами. Во время перестрелки "Ицукусима" получил не сколько попаданий 203-мм снарядов. [14, 30] июля "Ицукусима", "Хасидате" и другие корабли снова участвовали в перестрелке с русскими кораблями у бухты Тахэ. Позднее подошли "Мацусима", "Ниссин" и "Кассуга".

8 августа крейсер со своим отрядом имел боевое столкновение с крейсером "Новик", канонерскими лодками "Бобр", "Гремящий" и миноносцами, обстреливавшими японские сухопутные части.

К 10 августа "Ицукусима" (ремонтировавший машины) и "Идзуми" находились у островов Эллиот.

По данным лейтенанта В.Н. Черкасова, старшего артиллериста броненосца "Пересвет", крейсер "Ицукусима" принял участие в бою 10 августа. С русской эскадры, начавшей выходить на внешний рейд около 6 ч утра, усмотрели на горизонте "Мацусиму", "Ицукусиму" и три миноносца. Позднее к ним подошли "Ниссин", "Касуга", "Чей Йен" идо 38 миноносцев. По японским сведениям, у Порт-Артура находились крейсеры "Хасидате" и "Мацусима" под флагом контр-адмирала Я. Хикохачи, миноносцы и канонерские лодки. [24, 31] В 12 ч 20 мин, когда началась перестрелка между главными силами, корабли 5 боевого отряда шли параллельно русской эскадре на дистанции 80-85 каб.

После первого столкновения 5 боевой отряд, усилившись крейсером "Идзуми", шёл севернее русских и японских броненосных сил. Около 18 ч 50 мин его корабли вступили в бой с крейсером "Аскольд", а позднее были обстреляны с русских броненосцев и отошли.

Закончив ремонт машин, "Ицукусима" пришёл от о-вов Эллиот к Порт-Артуру и занял свое место в дозорной блокадной линии. В первой линии находились миноносцы, а во второй крейсера.

12 августа адмирал Катаока получил приказ продолжать блокадную службу возле Порт-Артура с крейсерами "Ниссин", "Касуга" и "Асама", в то время как кораблям 5 боевого отряда предписывалось поддерживать правый фланг 3-й армии, начинавшей наступление на следующий день.

16 августа 5-й боевой отряд, усиливая бдительность перед очередным штурмом крепости, крейсировал у о. Кэп.

3 сентября 1904 г. (по некоторым из русских данных) "Ицукусима" в бухте Тахе подорвался па мине, по остался на плаву. По японским сведениям, на мине подорвался и затонул миноносец "Хаядори" (в 2 милях южнее Пинг-Ту-Тау), а корабли 5 боевого отряда спасали его людей. В тот же день по приказу адмирала Того с кораблей сняли двенадцать 47-мм орудий и отправили в 3-ю армию.

Кампания затягивалась, к району боевых действий ожидался приход 2-й русской эскадры, поэтому японское командование решило с начала ноября поочерёдно отправлять корабли из действующих отрядов на ремонт в свои порты.

В 8 ч вечера 10 декабря крейсер "Акаши" подорвался на мине в 11 милях к югу от Эикауитер Рок, но выровнял креп и смог дать ход. На помощь подошли "Ицукусима" с "Хасидате" и к 1 ч дня 12 декабря отконвоировали его в Дальний.

После 23 декабря командующий 3-й эскадрой адмирал Катаока получил приказ продолжать поддерживать части 3-й армии, тогда как адмирал Того па "Микаса" ушёл в Куре. Вместе с ним ушла на ремонт и большая часть кораблей. Катаока принял в своё ведение операции возле Порт-Артура, 26 декабря перенёс свой флаг на крейсер "Ицукусима", а на следующий день вышел с рейда Эллиот в Дальний.

В ночь с 1 на 2 января 1905 г. Катаока получил от флаг-офицера капитана 2 ранга Данзиро Ивамура донесение о прибытии в штаб 3-й армии русского парламентёра. Японцы опасались, что броненосец "Севастополь" сможет вырваться с рейда Порт-Артура, и 2 января Катаока на крейсере "Ицукусима" собрался ему навстречу, приказав стоявшему у о-вов Эллиот броненосцу "Асахи" спешно идти к о. Роунд. Позднее, после получения донесения о самозатоплеиии "Севастополя", выход кораблей отменили.

8 февраля Катаока на "Ицукусиме" вышел из Дальнего и 12-го появился в Куре. Крейсер начал ремонт, а командующий отправился в Токио. 12 марта Катаока покинул столицу и поспешил на свой флагманский корабль. Командиры ремонтировавшихся кораблей получили приказ ускорить завершение работ и отправляться к местам сосредоточения.

22 марта "Ицукусима" с командующим покинул Куре и 26-го прибыл в Сасебо.

5 апреля шедший к месту сбора в залив Одзаки Катаока получил приказ в очередной раз возглавить дозорную службу в Корейском проливе, сменив адмирала Уриу. Перед Цусимским боем "Ицукусимой", продолжавшим оставаться флагманом 3-й эскадры, командовал капитан 1 ранга Цучия.

К 27 мая большая часть 3-й эскадры сосредоточилась в заливе Озаки (о. Цусима, при входе в Такесики). Катаока, получив радиодонесение со вспомогательного крейсера "Сипа-но-мару" ("Shinano-Maru") об обнаружении эскадры противника, отрепетовал его командующему флотом и приказал своим кораблям занимать назначенные позиции. Сначала 3-я эскадра направилась к мысу Цуцу, потом, учитывая возможное перемещение противника, к югу от мыса Коозаки.

27 мая J 905 г. после 8 ч утра крейсер "Ицукусима" и корабли его отряда показались слева от русской эскадры. Броненосцы навели на них носовые башни и орудия левого борта. После 10 ч 35 мин 5 отряд с подошедшими миноносцами скрылся из виду.

Когда разгорелся бой главных сил. японские 3, 4, 5 и 6 отряды атаковали шедшие в арьергарде русские транспорты и крейсера. Корабли 5 отряда стремились держаться в отдалении и вступили в огневой контакт не сразу. "Ицукусима" первым начал стрельбу на контркурсе левым бортом с 43 каб. около 16 ч, его поддержал "Чей Иен". "Мацусима" и "Хасидате" открыли огонь по русским крейсерам с 38 каб. пример-] но в 17 ч. Около 16 ч 30 мин 4 и 5 отряды выдержали скоротечный бой с прошедшей между сражавшимися крейсерами колонной русских броненосцев во главе с"Бородино".

Примерно в 17 ч 30 мин 5 отряд прекратил огонь и лёг на курс NO. К тому времени "Мацусима" получил повреждение руля и покинул строй. Около 19 ч 4, 5 и 6 отряды обстреливали с дистанций 19-24 каб. потерявших способность управляться броненосец "Князь Суворов" и плавмастерскую "Камчатка". После 19 ч 30 мин 5 отряд прекратил бой и пошёл на север, получив приказ собраться у о. Дажелет. Вскоре "Мацусима" присоединился к отряду.

Утром 28 мая с кораблей 5 и 6 отрядов, находившихся южнее главных сил, адмирал Того получил сообщения о том, что остатки неприятельской эскадры замечены.

Приняв участие в сражении 27 мая, "Ицукусима" участвовал в обнаружении, сопровождении отряда Небогатова и присутствовал при его сдаче, а затем разыскивал прорвавшиеся русские корабли. 28 мая около 5 ч утра возле о. Дажелет (Мацусима) с крейсера "Светлана" и миноносца "Быстрый" справа увидели силуэты четырёх кораблей, опознанных как "Мацусима", "Ицукусима" и "Хасидате". Русские оторвались от противника.

30 мая, пополнив в Такесики запасы и выполнив необходимый ремонт, корабли 3 эскадры Катаоки вновь вернулись к дозору в Корейском проливе.

14 июня состав Соединённого флота изменился: "Ицукусиму", "Мацусиму" и "Хасидате" зачислили в 8 боевой отряд 4 эскадры вице-адмирала Дева. Теперь они образовали однородное соединение. Вице-адмирал Катаока продолжал командовать изменившейся и усиленной броненосными крейсерами 3 эскадрой.

17 июня 4 эскадра получила приказ о несении дозора в Корейском проливе, сменив корабли Катаоки.

19 июня для обеспечения захвата о. Сахалин последовал приказ Того об образовании особой (северной) эскадры из боевых отрядов 3 и 4 эскадр под общим командованием Катаоки (изменения коснулись отрядов миноносцев и истребителей). июня 4 эскадра Дева по приказу Катаоки сдала охрану Корейского пролива кораблям вице-адмирала Камимура и пошла в Оминато, чтобы, базируясь на этот порт, нести дозор в Сангарском проливе и у Курильских островов. К Оминато стягивались транспорты и другие корабли соединения.

Для захвата о. Сахалин японское командование выделило 15-ю дивизию генерала Харагучи. Эскортировать десант предписывалось северной эскадре адмирала С. Катаоки, в том числе и крейсерам 8-го боевого отряда "Ицукусима", "Мацусима" и "Хасидате".

2 июля из Оминато вышел авангард из 9 боевого отряда и миноносцев.

4 (или 5) июля 1905 г. в 9 ч утра из Оминато вышел в море конвой из 41 корабля (5. 6, 7, 8 боевые отряды с миноносцами) и 11 (или 12) десантных транспортов 1 эшелона. Стоял лёгкий туман, временами моросил дождь.

6 июля 7 и 8 боевые отряды выбирали место высадки у берегов южного Сахалина и занимались тралением.

Утром 7 июля у деревни Мерея на побережье залива Анива началось десантирование, прикрываемое артиллерией эскадры. Вскоре настал черёд Северного Сахалина. 14 июля корабли 4 эскадры Дева получили новые подробные инструкции. 20 июля в 6 ч они вышли из залива Читосе. Передовой отряд на сутки задержал туман. 30 транспортов с десантом и 40 кораблей поддержки растянулись более чем на 20 миль. 24 июля после траления японские корабли и транспорты развернулись фронтом к берегу от села Мгачи до поста Александровского и под прикрытием артиллерийского огня начали высадку пехоты север- нее Арковской долины. После захвата Сахалина корабли получили возможность поочерёдно и более тщательно ремонтироваться.

27 июля 4 эскадра Дева получила приказ Катаоки, базируясь на Оминато, охранять Сангарский пролив от 42 до 45° северной широты. 29 июля в 14 ч корабли вышли из Александровска и 31 июля днём пришли в Отару.

24 августа Катаока отдал приказ 4 эскадре Дева сдать дозор кораблям Масамичи Того и с 6 отрядом истребителей перейти в Александровск для сторожевой службы в окрестных водах. 25 августа Дева с "Ицукусима" и броненосцем "Окииосима" ("Генерал-адмирал Апраксин") вышел из Оминато в Хакодате, где к ним присоединились "Мацусима" и "Хасидате".

26 августа "Ицукусима" вышел в Йокосуку для ремонта, а "Мацусима", "Хасидате" и "Окипосима" через Корсаковск направились в Алексапдровск, придя туда 31 августа. Война на море заканчивалась. 5 октября был заключен мирный договор. Японские корабли получили возможность приводить в порядок изношенную за время напряжённой службы технику.

8 октября, вслед за адмиралом Того, Катаока получил приказ от начальника Морского Генерального штаба адмирала Ито готовить корабли своей эскадры к высочайшему смотру флота, который состоится по случаю заключения мира в заливе Токио, на внешнем рейде Иокогамы. Катаоке следовало оставить лишь два дозорных океанских вспомогательных крейсера для наблюдения за проливами Цугару и Соя, а остальные силы привести в Иокогаму. Крейсер "Ицукусима", ремонтировавшийся в Йокосуке, пришёл в Иокогаму 20 октября.

23 октября в Иокогаме состоялся императорский смотр флота. В нём участвовали 165 вымпелов общим водоизмещением 308 507 т. Корабли занимали площадь около 5 и 2,3 миль с востока на запад и с севера на юг. В качестве почётных гостей присутствовали представители главных организаторов войны - союзная британская эскадра в китайских водах из 12 кораблей ( в т. ч. 6 истребителей) и американский броненосец "Висконсин" ("Wisconsin", 1898 г.) с другими судами и пароходами со зрителями. Япония потеряла в войне более 86 тыс. человек убитыми и около 184 тыс. ранеными, понесла урон в корабельном составе и не получила контрибуции. Она захватила южную часть Сахалина до 50-й параллели и стала арендатором Квантуна вместо России. В Порт-Артур, политый кровью ещё в войне 1894-95 гг., снова вошли японские солдаты.

Союзники, одержавшие бескровную победу чужими руками, приобрели неизмеримо больше. Английские, французские, германские и американские верфи получили доходы от японских военных заказов и усовершенствовали свои технологии. С Тихого океана и Балтийского моря оказался вытесненным казавшийся очень опасным соперник: недостаточно организованный, с бездарными, насквозь прогнившими и проворовавшимися верховными властителями страны, армии и флота, но обладавший огромным, так до сих пор и не реализованным творческим потенциалом, колоссальными природными ресурсами, растраченными в последовавших смутах, мировых и малых войнах. Позднее Англия с США начнут планомерно выживать с материка обратно на острова и своих союзников японцев, захвативших в первую мировую войну у немцев Циндао. Трагедии Пёрл-Харбора и Гонконга (Сянгана) 1941 г. родились не на пустом месте. 20 декабря 1905 г. Соединённый флот расформировали. Корабли вернулись к местам постоянного базирования. [7, 13, 16, 22, 24, 26-28]

После войны из-за невысоких скоростных качеств "Ицукусима" относился специалистами к разряду устаревших боевых единиц, продолжая числиться бронепалубным крейсером 2 класса. Его вооружение состояло из одного 320-, одиннадцати 120-, двух 75-, восемнадцати 47-мм орудий и четырёх надводных торпедных аппаратов. [5, 1906 г.] Вскоре "Ицукусима" снова стал учебным кораблём (1906 г. [36]). 25 января 1908 г. он и оба его собрата с группой из 172 курсантов под командованием контр-адмирала Шигетаро Иошимацу вышли из Йокосуки и совершили поход через Сянган, Сайгон, о. Пенанг, о. Цейлон, Джакарту и Манилу, придя 27 апреля в Мако. Здесь с учебным отрядом случилось несчастье: 30 апреля от взрыва зарядного погреба главного калибра погиб крейсер "Мацусима".

К концу 1908 г. "Ицукусиму" планировалось исключить из списка действующих кораблей флота. Его главная и средняя артиллерия продолжала оставаться прежней, а малокалиберная состояла из пяти 75-, одиннадцати 47-мм и шести пулемётов. [5, 1909 г.] На фотографии правого борта крейсера в Йокосуке 1908 г. видны лишь три порта со 120-мм орудиями батарейной палубы. Две другие 120-мм пушки установили уровнем выше, на верхней палубе, па местах прежних 47-мм. Между ними, вероятно, - 57-мм (возможно, 75-мм [5, 1906 г., 1909 г.]) орудие. Такое размещение 120- и 57-мм артиллерии показано на приведённом ниже плане верхней палубы "Хасидате". [35] При этом общее количество 120-мм стволов (по пять с каждого борта и один на юте) оставалось неизменным.

Бой при Ялу и взрыв снаряда в батарейной палубе "Мацусимы" показал опасность скученного расположения 120-мм пушек, лишённых разделяющих броневых поперечных и продольных переборок. Решение напрашивалось несложное: оставить в батарейной палубе по три орудия: средние и концевые, а два других, стоявших между ними, переместить уровнем выше, на места терявших эффективность 47-мм пушек. Освободившиеся 120-мм порты заделали. При этом уменьшалась заливаемость батарейной палубы. Остававшиеся два средних 47-мм орудия, вероятно, оказались заменёнными на 57-мм (или 75-мм). Возможно, такая модернизация проводилась перед войной с Россией.

Достаточно просторные участки палуб и надстроек "Ицукусимы" и его собратьев (там, где не было встроенных в корпусную конструкцию барбетов) позволяли выполнять перестановки пушек, как во времена парусных кораблей, в любое удобное время. Отсутствие бронированных казематов упрощало подобные работы. По другим данным, к 1909 г. при остававшемся 320-мм орудии крейсер нёс шесть 120-, шесть 76-мм пушек и два пулемёта. [4] Количество торпедных аппаратов корабля оставалось прежним. 28 августа 1912 г. "Ицукусиму" перевели в разряд кораблей береговой обороны 2 класса. [35] По одним данным, с 1914 г. до 1 апреля 1920 г., когда его исключили из списков, бывший крейсер использовался как портовое судно и применялся в гавани в качестве учебно-тренировочной станции. 1 апреля 1920 г. он стал блокшивом, а около 1925 г. оказался разобранным па металл. [36] По другой информации, "Ицукусиму" разобрали в 1922 г. [34]

Согласно другим сведениям, его исключили из состава действующего флота 1 апреля 1919 г. Бывший крейсер стал плавучей базой подводных лодок. [35] На названии перемена отразилась незначительно: приставка "Кан" ("Каn"), означавшая принадлежность к военно-морскому флоту (и со временем для экономии места исчезнувшая из справочников) заменилась на "Мару" ("Маru"), что являлось признаком судна гражданского.

База подводных лодок "Ицукусима Мару" одновременно использовалась в качестве плавающей школы подводников с 20 сентября 1920 г. до 31 июля 1924 г. После основания подводной школы надобность в этом отпала. "Ицукусима Мару" оказался не нужен и в качестве вспомогательного судна. 12 марта 1926 г. бывший крейсер исключили из списков флота и сдали на металлолом в Куре. [35]